Что такое методическая модель
Доклад :»Модель методической службы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Заведующая методическим кабинетом отдела образования админисртации Новоазовского района
Модель методической службы Новоазовского района
К разработке данной модели нас побудили как внешние, так и внутренние причины. Главной внешней причиной является постановка на государственном уровне задачи подготовить поколение успешных, критически мыслящих, уверенных в себе, жизненно активных, компетентных выпускников. Успешная социализация школьника невозможна без изменений в образовательном пространстве.
Система образования постоянно находится в состоянии изменений – меняется структура и содержание образования, в практику входят новые формы и методы обучения, появляются новые педагогические технологии – всё это создает перед педагогами определенные сложности.
Изменения, происходящие в современном обществе и системе образования, требуют реформирования, обновления структуры, содержания, технологий, в том числе, и в деятельности районных методических служб. Закон об образовании дал право всем образовательным организациям не только на самостоятельность, но и на творческий поиск, на создание собственной системы работы с учетом особенностей и реальных возможностей учреждения. Это значит, что сегодня невозможно унифицировать содержание методической работы, и уж тем более, недопустимо связывать её с количеством школ и учителей. В то же время считаем важным фактором учет местных геосоциальных условий (значительная протяженность района, удаленность большинства учебных организаций от центра, количество организаций в системе образования: в Новоазовском районе 28 учебных организаций (13 – общеобразовательных школ, 13 – дошкольных, 2 – учреждения дополнительного образования), а также кадровый состав педагогических работников.
Проанализировав ситуацию в районе, выявили основные тенденции:
высокое число педагогов, имеющих первую и высшую категорию;
высокий возрастной уровень педагогов;
низкий уровень заинтересованности некоторых педагогов в профессиональном росте и представлении собственных достижений в работе;
необходимость быстрого реагирования на нововведение в образование.
Первоочередной задачей методической службы является развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров как системообразующего ресурса образования. Но данное направление работы нуждается в совершенствовании, одним из этапов которого является создание инновационной открытой модели районной методической службы. Изучив пути модернизации образования в странах ближнего зарубежья, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным является построение деятельности методической службы «на принципах сетевой организации и маркетинга», субъектами взаимодействия в которой выступают методическая служба, образовательные организации, педагогические коллективы и их социальные партнеры.
Главным преимуществом сетевой организация методической службы считаем:
открытость работы организаций;
взаимодействие учебных организаций и методических структур на принципах социального партнёрства;
выстраивание прочных и эффективных связей между профессиональными командами;
действие групп взаимовлияния;
свободная связанность партнёрств;
возможность достижения общих целей через активное включение в принятие решений.
Сетевая форма работы педагогов станет механизмом распространения передового педагогического опыта в районе, способствует развитию инновационного потенциала системы образования.
Сетевая форма будет способствовать выработке индивидуальной траектории профессионального саморазвития, позволит осуществлять личностно ориентированную информационную поддержку в соответствии с уникальным педагогическим опытом каждого учителя, даст возможность развивать методическую тему на основе сотрудничества. В результате этого будет развиваться умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, это будет способствовать повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования. Структура и организация сетевой методической работы позволит учитывать интересы каждого учителя, каждый участник работы в сети почувствует свою собственную значимость и важность своей работы, а значит возможность самореализации.
Считаем, что на данный момент модель МС должна строиться по принципу трехкомпонентной структуры, то есть объединять:
1. Т радиционную «иерархическую» структуру взаимосвязей между постоянными субъектами методического пространства образовательной системы (от институтов последипломного педагогического образования через методические службы к школьным методическим объединениям).
Паритетность (взаимодействие на основе равенства),
Приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности),
Коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого),
Проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности),
Научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой),
Целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).
3. Третьей составляющей является р азветвленная структура внешних по отношению к районной образовательной системе связей (учреждений последипломного педагогического образования, науки, культуры, здравоохранения, иных ведомств), обеспечивающих включение в сеть ресурсов более высокого уровня (научных, кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.).
Основная миссия деятельности методической службы: обеспечить развитие системы непрерывного образования руководителей и педагогов в соответствии с их потребностями и приоритетными направлениями развития образования.
Сетевая модель корректирует эту цель и оформляет её следующим образом:
Цели новой модели сформировать субъектную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории. Она дает возможность:
использовать потенциал образовательных организаций и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и конкурсов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам;
сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего, своевременная и адресная).
Новизна нашей модели сетевой организации районной методической службы состоит:
1. в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, предназначенных практически для всех категорий педагогических и управленческих кадров: руководителей I и II уровней, резерва управленческих кадров, педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного и дошкольного образования, психологов и логопедов,
2. в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг.
Поэтому именно сетевые взаимодействия мы считаем одним из главных ресурсов развития районной системы образования, поскольку они позволяют выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.
Организация и содержание деятельности центров нацелено на реализацию приоритетных задач развития районной системы образования; усовершенствования методической работы, рациональное использование:
— организации подготовки педагогических кадров к введению новых Республиканских государственных образовательных стандартов;
— разработки и внедрения системы оценки качества образования на районном уровне и уровне образовательных организаций;
— развития регионального компонента общего образования, обеспечивающего формирование компетентного выпускника;
— поддержки талантливых детей,
— подготовки кадров, способных решать задачи модернизации образования,
— развития сотрудничества с учреждениями Российской Федерации.
Базовое учреждение – учреждение, осуществляющее организационно-методическую и техническую поддержку проведения районных мероприятий.
1. Рациональное использование возможностей для повышения квалификации.
3. Усовершенствование аттестационных мероприятий, как средства повышения уровня квалификации педагогических работников.
4. Изменение статуса учителя и повышение престижа педагогической профессии.
Специфику управления сетевой организацией районной методической службы определяет:
участие общественности в управлении и контроле качества условий, процессов и результатов деятельности на районном уровне,
адресность ресурсной поддержки.
Образовательные организации могут позиционировать себя в качестве опорных, ресурсных, учебно-методических центров, стажёрских площадок и т.д. Такая модель организации работы учреждений позволит апробировать новые формы взаимодействия. Например, деятельность ресурсного центра «Одаренность» направлена не только на создание условий для обучения и развития школьников, но и на оказание методической помощи педагогам других образовательных организаций, работающим с одаренными детьми.
Повышение квалификации педагогов может происходить на основе модульных программ непосредственно в ресурсном центре на базе образовательной организации. Достаточно интересным, по нашему мнению, может быть повышение квалификации в рамках конкурсных педагогических мероприятий. Их результатом явится демонстрация полученного творческого продукта.
Показатели эффективности новой модели методической службы. Мониторинг профессионального уровня педагогов показывает, что такая модель методической службы:
способствует реализации личностного подхода к работе с кадрами; созданию условий для профессионального роста всех категорий работников образования,
расширяет спектр образовательных услуг, делает их максимально доступными;
позволяет учитывать и выстраивать разнообразные «образовательные маршруты» с учетом специфики типа и вида образовательной организации,
поддерживает приоритетные направления профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров.
Преимущества данной модели сетевой организации непрерывного повышения квалификации в системе районной методической службы для педагогов и образовательных организаций могут стать:
экономические (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на повышение квалификации);
педагогические (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
эргономические (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию);
информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий, поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа);
коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевое взаимодействие, привносить в процесс свой опыт, идеи).
Что такое методическая модель
Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций |
В отличие от моделей образования, которые охватывают весь образовательный процесс (воспитание и обучение человека в интересах человека, семьи, общества и государства), модель обучения отражает подходы к организации взаимодействия между обучающим и обучаемым субъектами учебного процесса.
Любая модель – это некая идеальная система, отображающая реальный предмет. А любые изменения в системе приводят к тому, что в результате привнесённых изменений появляется новая система, отличная от прежней. Поэтому теоретически моделей обучения может быть бесчисленное множество; некоторые могут отличаться друг от друга незначительно, другие – иметь принципиальные различия.
Практически так и есть: существует огромное количество моделей, отражающих те или иные особенности организации учебного процесса, и постоянно появляются новые. Большинство этих моделей находит локальное применение и остаётся неизвестным широкому кругу педагогов-практиков. Так, педагог-исследователь может моделировать учебный процесс с целью проверки научной гипотезы, и специально созданная для этого авторская экспериментальная модель после её реализации останется невостребованной в массовой практике обучения.
Однако существуют модели, отражающие наиболее общие особенности учебного процесса, построенного на определённом научном подходе, концепции, принципе, ключевом способе или средстве обучения. Каждая из них получила достаточно широкое распространение в практике, описана в научно-педагогической и методической литературе.
Моделирование данных: зачем нужно и как реализовать
Моделирование данных ощутимо упрощает взаимодействие между разработчиками, аналитиками и маркетологами, как и сам процесс создания отчетов. Поэтому я перевела статью IBM Cloud Education о ценности моделирования и от себя добавила инфо о способах трансформации данных для моделирования.
Моделирование данных
Узнайте, как моделирование данных использует абстракцию для представления и лучшего понимания природы данных в информационной системе предприятия.
Что такое моделирование данных
Моделирование данных — это создание визуального представления о всей информационной системе либо ее части. Цель в том, чтобы проиллюстрировать типы данных, которые используются и хранятся в системе, отношения между этими типами данных, способы группировки и организации данных, их форматы и атрибуты.
Модели данных строятся на основе бизнес-потребностей. Правила и требования к модели данных определяются заранее на основе обратной связи с бизнесом, поэтому их можно включить в разработку новой системы или адаптировать к существующей.
Данные можно моделировать на различных уровнях абстракции. Процесс начинается со сбора бизнес-требований от заинтересованных сторон и конечных пользователей. Эти бизнес-правила затем преобразуются в структуры данных. Модель данных можно сравнить с дорожной картой, планом архитектора или любой формальной схемой, которая способствует более глубокому пониманию того, что разрабатывается.
Моделирование данных использует стандартизированные схемы и формальные методы. Это обеспечивает последовательный и предсказуемый способ управления данными в организации или за ее пределами.
В идеале модели данных — это живые документы, которые развиваются вместе с потребностями бизнеса. Они играют важную роль в поддержке бизнес-процессов и планировании ИТ-архитектуры и стратегии. Моделями данных можно делиться с поставщиками, партнерами и коллегами.
Преимущества моделирования данных
Моделирование упрощает просмотр и понимание взаимосвязей между данными для разработчиков, архитекторов данных, бизнес-аналитиков и других заинтересованных лиц. Кроме того, моделирование данных помогает:
Уменьшить количество ошибок при разработке программного обеспечения и баз данных.
Унифицировать документацию на предприятии.
Повысить производительность приложений и баз данных.
Упростить отображение данных по всей организации.
Улучшить взаимодействие между разработчиками и командами бизнес-аналитики.
Упростить и ускорить процесс проектирования базы данных на концептуальном, логическом и физическом уровнях.
Типы моделей данных
Разработка баз данных и информационных систем начинается с высокого уровня абстракции и с каждым шагом становится все точнее и конкретнее. В зависимости от степени абстракции модели данных можно разделить на три категории. Процесс начинается с концептуальной модели, переходит к логической модели и завершается физической моделью.
Концептуальные модели данных. Также они называются моделями предметной области и описывают общую картину: что будет содержать система, как она будет организована и какие бизнес-правила будут задействованы. Концептуальные модели обычно создаются в процессе сбора исходных требований к проекту. Как правило, они включают классы сущностей (вещи, которые бизнесу важно представить в модели данных), их характеристики и ограничения, отношения между сущностями, требования к безопасности и целостности данных. Любые обозначения обычно просты.
Логические модели данных уже не так абстрактны и предоставляют более подробную информацию о концепциях и взаимосвязях в рассматриваемой области. Они содержат атрибуты данных и показывают отношения между сущностями. Логические модели данных не определяют никаких технических требований к системе. Этот этап часто пропускается в agile или DevOps-практиках. Логические модели данных могут быть полезны для проектов, ориентированных на данные по своей природе. Например, для проектирования хранилища данных или разработки системы отчетности.
Физические модели данных представляют схему того, как данные будут храниться в базе. По сути, это наименее абстрактные из всех моделей. Они предлагают окончательный дизайн, который может быть реализован как реляционная база данных, включающая ассоциативные таблицы, которые иллюстрируют отношения между сущностями, а также первичные и внешние ключи для связи данных.
Процесс моделирования данных
Моделирование данных начинается с договоренности о том, какие символы используются для представления данных, как размещаются модели и как передаются бизнес-требования. Это формализованный рабочий процесс, включающий ряд задач, которые должны выполняться итеративно. Сам процесс обычно выглядят так:
Определите сущности. На этом этапе идентифицируем объекты, события или концепции, представленные в наборе данных, который необходимо смоделировать. Каждая сущность должна быть целостной и логически отделенной от всех остальных.
Определите ключевые свойства каждой сущности. Каждый тип сущности можно отличить от всех остальных, поскольку он имеет одно или несколько уникальных свойств, называемых атрибутами. Например, сущность «клиент» может обладать такими атрибутами, как имя, фамилия, номер телефона и т.д. Сущность «адрес» может включать название и номер улицы, город, страну и почтовый индекс.
Определите связи между сущностями. Самый ранний черновик модели данных будет определять характер отношений, которые каждая сущность имеет с другими. В приведенном выше примере каждый клиент «живет по» адресу. Если бы эта модель была расширена за счет включения сущности «заказы», каждый заказ также был бы отправлен на адрес. Эти отношения обычно документируются с помощью унифицированного языка моделирования (UML).
Полностью сопоставьте атрибуты с сущностями. Это гарантирует, что модель отражает то, как бизнес будет использовать данные. Широко используются несколько формальных шаблонов (паттернов) моделирования данных. Объектно-ориентированные разработчики часто применяют шаблоны для анализа или шаблоны проектирования, в то время как заинтересованные стороны из других областей бизнеса могут обратиться к другим паттернам.
Назначьте ключи по мере необходимости и определите степень нормализации. Нормализация — это метод организации моделей данных, в которых числовые идентификаторы (ключи) назначаются группам данных для установления связей между ними без повторения данных. Например, если каждому клиенту назначен ключ, этот ключ можно связать как с его адресом, так и с историей заказов, без необходимости повторять эту информацию в таблице с именами клиентов. Нормализация помогает уменьшить объем дискового пространства, необходимого для базы данных, но может сказываться на производительности запросов.
Завершите и проверьте модель данных. Моделирование данных — это итеративный процесс, который следует повторять и совершенствовать под потребности бизнеса.
Типы моделирования данных
Моделирование данных развивалось вместе с системами управления базами данных (СУБД), при этом типы моделей усложнялись по мере роста потребностей предприятий в хранении данных.
Иерархические модели данных представляют отношения «один ко многим» в древовидном формате. В модели этого типа каждая запись имеет единственный корень или родительский элемент, который сопоставляется с одной или несколькими дочерними таблицами. Эта модель была реализована в IBM Information Management System (IMS) в 1966 году и быстро нашла широкое применение, особенно в банковской сфере. Хотя этот подход менее эффективен, чем недавно разработанные модели баз данных, он все еще используется в системах расширяемого языка разметки (XML) и географических информационных системах (ГИС).
Реляционные модели данных были предложены исследователем IBM Э. Ф. Коддом в 1970 году. Они до сих пор встречаются во многих реляционных базах данных, обычно используемых в корпоративных вычислениях. Реляционное моделирование не требует детального понимания физических свойств используемого хранилища данных. В нем сегменты данных объединяются с помощью таблиц, что упрощает базу данных.
Реляционные базы данных часто используют язык структурированных запросов (SQL) для управления данными. Эти базы подходят для поддержания целостности данных и минимизации избыточности. Они часто используются в кассовых системах, а также для других типов обработки транзакций.
В ER-моделях данных используют диаграммы для представления взаимосвязей между сущностями в базе данных. ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма «сущность-связь» (Entity-Relationship diagram). Однако для визуализации ER-моделей могут использоваться и другие графические нотации, либо визуализация может вообще не применяться (например, только текстовое описание).
Объектно-ориентированные модели данных получили распространение как объектно-ориентированное программирование и стали популярными в середине 1990-х годов. Вовлеченные «объекты» — это абстракции сущностей реального мира. Объекты сгруппированы в иерархии классов и имеют связанные черты. Объектно-ориентированные базы данных могут включать таблицы, но могут также поддерживать более сложные связи. Этот подход часто используется в мультимедийных и гипертекстовых базах данных.
Размерные модели данных разработал Ральф Кимбалл для быстрого поиска данных в хранилище. Реляционные и ER-модели делают упор на эффективное хранение и уменьшают избыточность данных, а размерные модели упорядочивает данные таким образом, чтобы легче было извлекать информацию и создавать отчеты. Это моделирование обычно используется в системах OLAP.
Две популярные размерные модели данных — это схемы «звезда» и «снежинка». В схеме «звезда» данные организованы в факты (измеримые элементы) и измерения (справочная информация), где каждый факт окружен связанными с ним измерениями в виде звездочки. Схема «снежинка» напоминает схему «звезда», но включает дополнительные слои связанных измерений, что усложняет схему ветвления.
Инструменты для моделирования данных
Сегодня широко используются многочисленные коммерческие и CASE-решения с открытым исходным кодом, в том числе различные инструменты моделирования данных, построения диаграмм и визуализации. Вот несколько примеров:
erwin Data Modeler — это инструмент моделирования данных, основанный на языке IDEF1X, который теперь поддерживает и другие нотации, включая нотацию для размерного моделирования.
Enterprise Architect — это инструмент визуального моделирования и проектирования, который поддерживает моделирование корпоративных информационных систем и архитектур, программных приложений и баз данных. Он основан на объектно-ориентированных языках и стандартах.
ER/Studio — это программа для проектирования баз данных, совместимая с некоторыми из самых популярных СУБД. Она поддерживает как реляционное, так и размерное моделирование данных.
Бесплатные инструменты моделирования данных включают решения с открытым исходным кодом, такие как Open ModelSphere.
Для того, чтобы преобразовать данные в структуру, которая соответствует требованиям модели, можно использовать встроенный механизм регулярных запросов, которые выполняются в Google BigQuery, Scheduled Queries и AppScript. Их легко можно освоить, потому что это привычный SQL, но проводить отладку в Scheduled Queries практически нереально. Особенно, если это какой-то сложный запрос или каскад запросов.
Есть специализированные инструменты для управления SQL-запросами, например, dbt и Dataform.
dbt (data build tool) — это фреймворк с открытым исходным кодом для выполнения, тестирования и документирования SQL-запросов, который позволяет привнести элемент программной инженерии в процесс анализа данных. Он помогает оптимизировать работу с SQL-запросами: использовать макросы и шаблоны JINJA, чтобы не повторять в сотый раз одни и те же фрагменты кода.
Главная проблема, которую решают специализированные инструменты — это уменьшение времени, необходимого на поддержку и обновление. Это достигается за счет удобства отладки.