Что такое метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций — психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. [1] Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.

З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.

Содержание

История

Сэр Фрэнсис Гальтон первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал возникшие мысли при просмотре для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».

Метод в психоанализе

Во время этого метода клиента просят расслабиться в кресле или на кушетке; психоаналитик располагается, как правило, вне поля зрения клиента. В основе правила лежит предпосылка, что одна свободная ассоциация влечёт за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Свободные ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств. [1]

Аналитик использует метод для изучения основных психоаналитических процессов — проекции, переноса и сопротивления.

Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности. [1]

Метод в психолингвистике

Примечания

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Полезное

Смотреть что такое «Метод свободных ассоциаций» в других словарях:

метод свободных ассоциаций — (от лат. associatio соединение, присоединение) исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления (см. ассоциация) для познания глубинных (преимущественно… … Большая психологическая энциклопедия

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ — (лат. associatio соединение, присоединение) исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических… … Новейший философский словарь

свободных ассоциаций метод — см. метод свободных ассоциаций Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

метод ассоциативный — (метод ассоциаций свободных) терапевтический прием фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиенту предлагается свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может… … Большая психологическая энциклопедия

КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – психотерапевтический метод, с помощью которого осуществляется отреагирование пациента, разрядка его патогенных аффектов, сопровождающаяся устранением его невротических симптомов. Термин «катартический» является производным от греческого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД — КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД, форма психотерапии, предложенная впервые Брейером (Breuer), разработанная им при участии Фрейда (Freud) и положившая начало развитию психоанализа. К.м. исходит из предположения, что у человека, перенесшего псих, травму и не… … Большая медицинская энциклопедия

эксперимент как метод исследования текста — Научно поставленный опыт, позволяющий проанализировать функционирование языкового явления в точно учитываемых условиях. Выделяются два вида эксперимента: 1) эксперимент, ориентированный на языковую компетенцию одного лица (обычно исследователя:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Метод свободных ассоциаций

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в психологии, психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.

Немного об истории метода

Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.

Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций
Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.

Краткое описание метода

Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.

Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.

В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.

Интерпретация информации

По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.

Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.

В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.

Заключение

Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью психорегуляции, запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.

Источник

Метод свободных ассоциаций: история, суть, критика

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент представляет собой особую технику работы с подсознанием. Согласитесь, во время разговора с другими людьми, будь то родственник, друг или, например, психолог, вы всегда контролируете свою речь, думаете о том, что сказать. В этом же случае предоставляется возможность говорить все что угодно, любую мысль, которая появится в данный момент в голове. Что это дает? Насколько эффективен этот подход?

История возникновения метода

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

В самом начале психологической деятельности Зигмунд Фрейд, австрийский психолог, применял во время работы с пациентами гипнотические техники. Но с течением времени он понял, что они лечат проявления неврозов и подобных проблем. Причины возникновения так и остаются нетронутыми. Сам же ученый считал, что ни одно из расстройств не бывает случайным и имеет под собой основание, идущее из далекого детства.

Иногда во время сеанса психоанализа пациенты не хотят озвучивать причины того, что с ними происходит. Они стесняются, боятся снова пережить боль или страдания. Здесь вступает в игру один из методов психологической защиты, а именно — замещение. Информация, которая, так или иначе может навредить человеку, прячется глубоко в подсознании. Вытащить ее можно, но для этого нужно попытаться клиента разговорить.

Для этого в психологии и разработан метод свободных ассоциаций. Фрейд говорил, что во время лечения человек пытается строить речь последовательно, не терять нить повествования, отбрасывать посторонние мысли, идеи и эмоции. Но нужно делать наоборот — говорить абсолютно все, что приходит в голову. Важно быть искренними, даже если рассказ вызывает неприятные ощущения. Психоаналитик в этом случае играет роль слушателя. Лишь изредка он задает уточняющие вопросы. Его задача — составить и проанализировать воспроизводимые человеком ассоциативные цепочки.

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Интересно, что метод свободных ассоциаций по Фрейду впервые был опробован еще в 1879 году сэром Френсисом Гальтоном. Он взял 75 не связанных между собой слов и записал их каждое на отдельном листе бумаги. После брал по одной карточке и записывал мысли, которые возникали у него при просмотре слова. Результаты эксперимента Гальтон представить общественности отказался. Он лишь сказал, что этот метод полностью обнажает сущность человеческой мысли.

Метод свободных ассоциаций применяется как в психоанализе, так и в психолингвистике. В обоих случаях он преследует одну и ту же цель — вынуть из подсознания то, что может помочь в решении проблемы.

Суть метода

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Как сказано выше, психолог предлагает человеку, не стесняясь, говорить все, что появляется у него в голове. Ему не нужно бояться сказать что-то не так, а также не стоит сдерживать эмоции. Говорить можно все, что хочется. Специалист при этом не будет мешать, а останется в стороне. Его задача — выделить из словесного потока информацию, которая напрямую относится к решаемой проблеме.

При использовании метода свободных ассоциаций удается снять ограничения с сознания. Именно они порой не дают докопаться до сути, заставляют думать, осмысливать и фильтровать то, что будет сказано.

Наглядный пример

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Как проводить метод свободных ассоциаций? Рассмотрим на примере. Допустим, вы испытываете некую неприязнь к мужчинам с бородой. Нужно понять, почему. Возьмите чистый лист бумаг и ручку. Вверху напишите слово «борода». Пронумеруйте 16 строк. Расслабьтесь, постарайтесь ни о чем не думать. Быстро напишите 16 слов, которые возникают у вас при взгляде на то, что написано вверху.

Написали? Теперь объединяйте их в пары. К каждой из них так же добавляйте ассоциации. И так до тех пор, пока не останется 1 слово. А теперь задумайтесь, как оно может быть связано с вашей проблемой. Возможно, для этого придется окунуться в прошлое.

Критика

Несмотря на эффективность, метод свободных ассоциаций подвергается серьезной критике. Все из-за того, что сейчас в психологии практикуется гуманистический подход. Все нападки можно разделить на 3 части:

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

У метода свободных ассоциаций есть и поклонники. Один из известных — Карл Густав Юнг. Воспользовавшись разработками своего учителя Фрейда, он создал прототип современного детектора лжи. Участникам эксперимента по порядку читали слова, на каждое из которых нужно сказать первое, что приходило в голову. В этот же момент им измеряли пульс и частоту дыхания. Также оценивалась скорость реакции. Если эти показатели сильно отличались от нормы, считалось, что человек врет.

Заключение

Несмотря на не прекращающиеся споры, метод свободных ассоциаций до сих пор используется во время психологических сеансов. Кроме того, он нашел применение и в других сферах жизни. Среди них: бизнес, реклама, управление и педагогика. Кроме того, на его основе создано множество техник для обработки, анализа и запоминания больших объемов информации.

Источник

Метод ассоциаций

Метод ассоциативного поиска и генерации творческих идей

История

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент первыми применили Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт в 80–х годах 19 столетия с целью исследования психических процессов. В начале ХХ века Э. Крепелин, З. Фрейд и К.Юнг начали применять его в психиатрии для изучения бессознательного. Суть метода в этом случае состоял в быстром спонтанном ответе первым, пришедшим в голову словом на предъявленное “слово – стимул”. Универсальность ассоциативных процессов послужила причиной прикладного применения данного метода в 70-х годах ХХ столетия в менеджменте, бизнесе, рекламе и изобретательском творчестве.

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта.
2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей.
4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

С ущность и цель метода

Суть метода состоит в нахождении как можно большего числа отдаленных и неожиданных ассоциаций к рассматриваемому объекту или проблеме и созданию новых связей между данными ассоциациями и исходным объектом.
Создание смысловых связей между проблемой и различным способом найденным ассоциативным объектом (понятием, образом, чувством, феноменом или процессом), является средством усмотрения и нахождения аналогии, которая и содержит в себе творческую идею.
Применение метода позволяет разорвать старые связи, разрушить стереотипы, высветить новые контесты и тем самым перекинуть мостик к аналогиям, выступающими мощными генераторами новых идей.
Именно аналогии, найденные с помощью ассоциативной связи, содержат в себе самые сильные, свежие и неожиданные решения.

Методологические и теоретические основания метода

Фундаментальные принципы
1. Принцип всеобщей связи, общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений.
2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую.
3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово – стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы.
4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум.
5. Принцип единства сознательного с бессознательным, подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.

Теоретические основания
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним.
Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии.
На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом – как условный рефлекс.
Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки.
Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей.
Открытие и установление новых ассоциативных связей.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи.
Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы.
Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово – открытие связи между проблемой и этим словом – создание аналогии –рождение оригинальной идеи.
Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности
При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.

Способы создания ассоциаций

1. Свободные ассоциации создаются путем спонтанного ответа на предъявленное слово без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера.
При этом ассоциации могут быть выражены любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, а также переживанием, образом, символом.
2. Направленные или контролируемые ассоциации ограничиваются определенными, заранее заданными условиями.
Примером последних служит инструкция, предписывающая создание ассоциаций по контрасту, словами определенной части речи (существительными или прилагательными), символами, цветами, именами знаменитостей и т.д.

Ассоциации могут генерироваться с помощью следующих техник:

а) на стимул-слово моментально дается слово-ассоциация,
б) ассоциации генерируются и группироваться вокруг центрального слова-стимула,
в) ассоциации генерируются в виде потока и выстраиваться в виде цепи, в которой одна ассоциация свободно порождает другую.

Правила метода

1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ.
2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций.
3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена.
4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно.
5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе.
6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

Процедура и основные сновные этапы

1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске.
При этом каждый участник группы создает:
А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин).
б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин).
3. Последовательно объединять ключевое слово, со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда.
4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения.
5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.

Преимущества

1.Метод свободных ассоциаций — один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей.
2. Процесс реализации метода сопровождается положительными эмоциями, активизирует творческое мышление, пробуждает фантазию и воображение участников.
3. Применение метода расшатывает стереотипы, способствует преодолению инерции мышления, существенно расширяет поле поиска и способствует порождению свежих, оригинальных и неожиданных идей и решений.

Ограничения

Успешность метода во многом зависит от компетентности ведущего-фасилитатора, способного создать атмосферу спонтанности, игры и творчества. В противном случае участники предлагают стереотипные ассоциации, которые не могут являться источником оригинальных идей.

Источник

Найти решение проблемы. Метод свободных ассоциаций

Когда я впервые узнал об этом методе уже и не вспомню. Это было много лет назад и давно обросло маленькими хитростями и тонкостями, которые я добавил в процессе работы как с пациентами, так и для проработки собственных блоков. В любом случае, огромная благодарность всем авторам публикаций по данному вопросу, материалы из которых я и использовал при формировании данного метода применительно к своей работе, основанного на методе свободных ассоциаций К-Г Юнга.

Упражнение «Треугольник решения»

С помощью этого упражнения вы не только определитесь с глубинными ассоциациями к важному именно для вас понятию, образу или слову, а сможет буквально перепрограммировать собственное мышление, создать новые нейронные связи и перезаписать «ментальный код».

Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 — это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

Шаг первый. Создаем запрос (что сейчас меня волнует больше всего)

Сформулируйте и запишите одним словом или словосочетанием проблему, задачу или вопрос, который вас беспокоит, решение которого сможет улучшить качество вашей жизни в ближайшем бедующем.

Например, вы никак не можете принять решение и никак не можете определиться с выбором — тогда возьмите слово «выбор». Или, если возникли проблемы на текущей работе — можно использовать слово «работа».

Перед тем как начать — сядьте прямо, расправьте плечи и сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Сконцентрируйте свое внимание внизу живота. Поверьте, это работает) В клубе «Наследие Фрейда», мы выполняли это упражнение после практики цигун и медитативной практики, что повысило результат работы

Итак, запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу и поставьте дату.

Шаг второй и далее

Посмотрите на написанное слово, произнесите его, подумайте об этом — о том какое отнрошение оно имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном понятии. А теперь, запишите 16 ассоциаций к которые приходят к вам в голову. Отпустите сопротивление, запишите все слова. Не отказывайтесь ни от чего, даже если слово кажется вам неподходящим — раз оно проявилось, значит, это ваша ассоциация.

Теперь соедините слова попарно первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

Настоящая работа, начинается именно сейчас. Есть два правила, и первое — это искренность перед самим собой. Чем честнее вы будете сами с собой, тем более продуктивный и яркий эффект получите по окончанию. Второе правило — если какое-то слово или понятие будет возникать в ходе упражнения два или более раз, обязательно запишите его отдельно внизу страницы. Дальше я расскажу, что с этим делать.

Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову, соответствующее вашему запросу.

Для каждой пары слов запишите общую ассоциацию – слово, понятие, определение, которое объединит пару лично для вас. Это только ваше определение! И, не забывайте про честность и искренность. Найдите общую ассоциацию, которая откликается. Подумайте немного, если можно сформулировать точнее. Запишите

Используйте существительные, глаголы, наречия, словосочетания

Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть фото Что такое метод свободных ассоциаций. Смотреть картинку Что такое метод свободных ассоциаций. Картинка про Что такое метод свободных ассоциаций. Фото Что такое метод свободных ассоциаций

Подсказка

Визуализируйте — представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?

Прислушивайтесь к ощущениям в теле — выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь — какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это, одним словом.

Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Если – да, переходим дальше.

У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется — запишите его внизу и ищите еще одну ассоциацию). Ищите именно ваши слова.

Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Теперь объедините получившиеся два слова в одно.

Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

Однажды, когда я закончил свое любимое упражнение «Треугольник решений», то получил глубинную ассоциацию — депрессия!? Неожиданный результат! Но, это имело смысл — работа стала вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовал в тот момент жизни.

Теперь, главный вопрос: что с этим делать?

Работаем с результатами.

Первое и главное — помните, что все эти слова — всего лишь ассоциации. (Депрессия, на самом деле, не имела ничего общего с работой) Нет «плохих» и «хороших» слов (определений)

Второе — когда вы запишите «последнюю» ассоциацию, задайте себе вопрос: как я себя чувствую с этой ассоциацией. Мне комфортно или нет? Как это влияет на мои поступки и действия?

Если слово «позитивное» —оно может стать ресурсом: той ассоциацией и тем образом, который придаст вам импульс и даст силы и желание действовать.

Глядя на результаты упражнения, вы уже получите трансформационный эффект – код начнет изменяться.

Прежде, чем перейти к следующему этапу, расскажу про сами столбцы (их должно быть 5, включая финальное слово)

Первый (16 слов) — это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.

Второй (8 слов) — это ментальный уровень: подсознательные мысли.

Третий (4 слова) — уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.

Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово – это «треугольник решения».

Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.

Третье — определите негативные ассоциации в каждом столбце.

Четвертое — напишите «созидательный код»

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно — мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».

Можно просто зачеркнуть негативные слова и заменить их на позитивные.

Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Пятое — обратите внимание на вдохновляющие «позитивные» слова

Эти слова, при всей своей позитивности, могут звучать ограничивающим образом именно для вас или в данной ситуации. Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас — признание достижений, а достижения — приносят доход… Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы?

PS Если слово в ассоциациях повторяется два и более раза

Когда слово повторяется, это означает, что нейронные связи и ассоциации оказывают непосредственное влияние на восприятие слова – запроса.

Проделайте обязательно это упражнение еще раз, но уже с повторявшимся словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

В завершении Outlook

Каждый, кто стал самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «Треугольник решений», отметили значительные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер жизни. Это одни из любимых упражнений и у моих клиентов.

Конечно, выполнять эту технику вместе со Сталкером интереснее и эффективнее — исходя из того, что он будет независим и отмети ваши реакции и сможет задать «нужные вопросы». Кроме всего, войти в ресурсное состояние, будет лучше с помощь специалиста.

С помощью «Треугольника решений» вы не только обойдете ментальные блоки, сможет устранить (мягко и экологично) телесные блоки, но и сможете сфокусироваться на решении своей проблемы и (наконец-то) предпринять необходимые действия!

Не лишним будет повторить, что для меня «Треугольник решений» стали надежным инструментом как в саморазвитии, так и в практической деятельности.

Меняйте свое мышление, раскрывайте свой потенциал и, главное, действуйте!

Берегите себя и будьте здоровы!

До встречи, на ежедневной расширенной практике цигун и в клубе «Наследие Фрейда»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *