Что такое метафизическая живопись
Метафизическая живопись — новаторское художественное направление начала ХХ века и уютная колыбель для зарождения идей сюрреализма
Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в изобразительном искусстве начала ХХ века, для которого характерно особое сочетание элементов реальности и фантастики, намеренное искажение автором пространства в картинах и отсутствие в них живых человеческих персонажей. Метафизическая живопись вызывает у зрителя чувство одиночества и тревоги, она насыщена символами, аллюзиями и плодами авторской фантазии. Этому авангардистскому течению присущи легкая ирония и призрачность художественных образов.
Метафизическая живопись оказала мощное воздействие на европейское искусство. Хотя большинство сторонников этого течения со временем вновь вернулись к академизму в своем творчестве, его идеи впоследствии были подхвачены и развиты сторонниками сюрреализма.
История развития метафизической живописи
Метафизическая живопись как полноценное художественное течение возникла в середине 1910-х годов, когда в Европе вовсю бушевала Первая мировая война. Основателем и главным идеологом этого направления стал итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), который вскоре после начала масштабных боевых действий вернулся на родину из Парижа вместе с родным братом Альберто Савинио (Alberto Savinio).
Незадолго до этого, во время четырехлетнего пребывания в столице Франции, Кирико близко подружился с Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Под влиянием друзей молодой итальянец увлекся идеями авангардного искусства и начал писать картины в новаторской манере. А в качестве главных героев своих произведений он избрал пустынные улицы и площади, залитые ярким светом и здания, отбрасывающие длинные узкие тени.
Парижские критики и публика восторженно восприняли работы де Кирико, а Гийом Аполлинер придумал удачное название для стиля творчества своего друга — «Метафизическая живопись». Впрочем, во Франции Джорджо так и не удалось найти единомышленников, разделяющих его взгляды на современное искусство. После возвращения в Италию де Кирико был призван в армию, но из-за серьезных проблем со здоровьем вскоре оказался в госпитале в Ферраре. Здесь он сблизился с художником по имени Карло Карра (Carlo Carrà), которому очень понравились идеи Джорджо и вместе они в течение нескольких месяцев увлеченно работали над созданием новаторских картин.
В 1916 году в печатном издании Valori Plastici были опубликованы статьи де Кирико и Савинио, в которых авторы представили широкой публике основные идеи метафизического искусства. Эти публикации привлекли внимание нескольких молодых итальянских художников, которые объединились в творческий союз и начали проводить совместные выставки.
Метафизическая живопись ярко вспыхнула на небосклоне итальянского искусства и очень быстро угасла. Де Кирико создал последнее произведение этого направления в 1918 году, после чего вернулся к реализму. Другие сторонники течения также быстро охладели к новаторскому проекту и уже в начале 1920-х годов каждый из них пошел своим путем к славе и признанию. И все же старания метафизиков не были напрасными, многие их идеи в дальнейшем использовали приверженцы сюрреализма, в том числе всемирно известные художники Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte).
Отличительные черты метафизической живописи
Хотя у многочисленных направлений авангардного искусства есть немало общего, у каждого из них есть свои особенности. Характерные черты метафизической живописи — это:
В картинах метафизиков полностью отсутствует динамика образов. Они предстают перед зрителем застывшими во времени, тихими и загадочными, таинственными и слегка романтичными.
Самые известные представители метафизической живописи
Среди небольшого количества активных приверженцев этого направления в искусстве особо выделяются две центральные фигуры. Именно Джорджо де Кирико и Карло Карра по праву считаются самыми известными представителями метафизической живописи.
Джорджо де Кирико фактически создал это течение. Именно он вдохнул в традиционный городской пейзаж новую жизнь, благодаря чему стал всемирно знаменитым мастером. Источником вдохновения для де Кирико служили старинные улочки и площади итальянских городов, которые он в своих картинах изображал пустынными и загадочными.
Карло Карра обратился к метафизической живописи после недолгого периода увлечения футуризмом. Он первым начал включать в свои произведения образы безликих манекенов и это стало отличительной чертой картин художника. А впоследствии Карра полностью переключился на традиционную пейзажную живопись и был активным сторонником Муссолини вплоть до падения фашистского режима.
Метафизическая живопись — важная часть авангардного европейского искусства начала ХХ века, оказавшая заметное влияние на многие поколения художников. А уникальные шедевры мастеров этого новаторского течения до сих пор привлекают в музеи миллионы посетителей по всему миру.
Метафизическая живопись (1917-1920-е)
Реакцией на кубизм и футуризм стала «метафизическая живопись» — pittura metafisica — итальянское художественное течение, основанное Джорджо де Кирико (1888-1978) и подхваченное Карло Карра (1881-1966). Их алогичные фантастические картины выглядели странно правдоподобно. Неожиданные сопоставления, выразительная перспектива — все вместе призвано было воздействовать на подсознание зрителя.
Изначально де Кирико собирался стать инженером. До двадцати трех лет он жил в Афинах, Флоренции, Мюнхене и везде изучал искусство. В Мюнхене он познакомился с произведениями философов Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Отто Вейнингера (1880— 1903), а также с работами художников-символистов Арнольда Беклина (1827—1901) и Макса Клингера (1857—1920). Под влиянием этих работ и итальянской архитектуры в 1910 году во Флоренции он написал серию полотен под названием «Метафизические городские площади». С этого момента он начинает создавать свои причудливые таинственные потусторонние пейзажи.
Жуткое и ирреальное
Несколько лет, с 1911 по 1915 год, де Кирико провел в Париже. Он остался равнодушен к авангардным поискам кубизма и фовизма, но восторгался художниками, не до конца отказавшимися от реалистических элементов. Уже в самом начале карьеры картины де Кирико метафоричны; он выставлял их на «Осеннем салоне» и «Салоне Независимых». Не все отнеслись к его творчеству одобрительно, но Пикассо, Аполлинер и галерист Поль Гийом (1891-1934) высказывались с большим воодушевлением.
В мае 1915 года де Кирико вернулся в Италию и, признанный негодным к военной службе, остаток Первой мировой войны провел в Ферраре, занимаясь живописью. По окончании войны, в 1918 году, он переехал в Рим. Его живопись, при всей иррациональности, кажется удивительно достоверной и потому еще более таинственной и пугающей.
Жесткая перспектива, резкие тени, загадочные фигуры, непривычный свет — эти странные городские пейзажи выглядят застывшими во времени. В зловещей тишине пустынных площадей на фоне псевдоклассической архитектуры возникают неуместные, нелепо здесь выглядящие предметы — что приводит зрителя еще в большее замешательство.
Художественные иллюзии
Навязчиво повторяя в своих картинах тревожные образы, художники-метафизики полагали, что раскрывают иное измерение реальности, прорываются сквозь видимый поверхностный слой бытия. Они стремились заставить зрителя увидеть загадки и тайны, прячущиеся за внешним обликом объекта. На большинстве полотен — пустые городские площади или гнетущее замкнутое пространство.
Здания и статуи отбрасывают неестественно длинные тени; вдалеке виден проходящий поезд, часы продолжают показывать время вымершему городу. Ни единого намека на реальное место и время, но зрителя все равно охватывают мрачные предчувствия и чувство необъяснимой тревоги. В своих метафизических картинах художники видели инструмент для привлечения внимания к мистической стороне мира. Карра говорил, что осознание повседневности указывает на «высший, скрытый смысл бытия»; при этом они с де Кирико были убеждены, что следуют прославленным традициям раннего итальянского искусства, являясь продолжателями Джотто и Уччелло.
«В тени, которую отбрасывает человек, прогуливающийся солнечным днем, заключено гораздо больше тайны, чем во всех религиях мира» Джорджо де Кирико
Scuola Metafisica
Термин «метафизическая живопись» впервые употребил Аполлинер в 1913 году, описывая стиль де Кирико. Тем временем в Италии Карра разочаровался в футуризме, а в 1917-м познакомился с де Кирико, с которым они вместе лежали в госпитале в Ферраре. Позже к двум художникам, проповедовавшим новый стиль, присоединились младший брат де Кирико, писатель и композитор Альберто Савинио (1891-1952), художник Джорджо Моранди (1890-1964) и Филиппо де Пизис (1896-1956), поэт и живописец. Вместе они образовали Scuola Metafisica (метафизическую школу).
Друзья обсуждали и изучали немецкую философию, которой де Кирико увлекся еще в Мюнхене: теорию Шопенгауэра об интуитивном знании, концепцию «энигмы»уНицше, геометрическую метафизику Вейнингера. Предметом их интересов были и работы символистов, и орфизм, с которым Аполлинер познакомил де Кирико в Париже. Все вместе сыграло немалую роль в становлении их идей. В отличие от футуристов, художники-метафизики не изобретали новых методов и приемов, они просто изображали в классической манере свое необычное видение мира.
«Для того чтобы произведение искусства стало бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где нет здравого смысла и логики» Джорджо де Кирико
Сюрреализм
Осенью 1919 года в журнале «Valori Plastici» де Кирико опубликовал статью под названием «Возвращение ремесла», где советовал вернуться к традиционной манере живописи. В течение всего следующего года они горячо спорили с Карра, что привело к расколу в группе, но все же в 1921 году Карра, де Кирико и Моранди вместе участвовали в выставке «Молодая Италия». Несмотря на непродолжительное существование этого объединения, идеи метафизиков имели огромное значение — в Италии начинает возрождаться классическое искусство, в Германии многие художники ведут творческий поиск в том же направлении. Но самое значительное влияние метафизическая живопись оказала на искусство Франции, ибо на ее основе здесь зародился сюрреализм.
Две формы бытия
Метафизическая философия де Кирико основывалась на его убеждении (заимствованном у Ницше), что все в мире существует в двух типах реальности: обыденность, воспринимаемая всеми, и иная форма бытия, которую он описывал как «призрачное или метафизическое проявление. видимое лишь отдельным редким личностям в моменты просветления».
В своей живописи он стремился вырваться из первой формы существования, чтобы достичь второй, а заодно помочь другим людям пережить опыт восприятия эфемерной ускользающей реальности. В 1918 году он опубликовал манифест «Мы — метафизики», разъясняющий его цели.
Valori Plastici
Журнал «Valori Plastici» («Пластические ценности») выходил в Риме с 1918 по 1921 год. Издателем был художник и критик Марио Брольо (1891-1948). В первых номерах опубликованы статьи де Кирико, Карры и Савинио, излагавших принципы метафизической живописи. Хотя журнал и публиковал материалы об авангардном искусстве — кубизме и неопластицизме, — современные тенденции скорее осуждались, и всячески пропагандировалась идея возвращения к классическим итальянским традициям живописи, предполагавшим отточенную технику и реалистичность изображения.
Метафизическая живопись (ит. — pittura metafisica; франц. — peinture peinture métaphysique)
(ит. — pittura metafisica; франц. — peinture peinture m?taphysique)
Камерное, но значимое направление в искусстве авангарда первой трети XX в. Его главным создателем, практиком и теоретиком был работавший в Париже итальянский художник Джорджо де Кирико. Основные метафизические картины были созданы им в период 1910–1919 гг. С 1917 г. к нему присоединились Карло Kappa и несколько позже Джорджо Моранди. В духе М. ж. создали ряд работ и некоторые другие итальянские художники того времени. М. ж. явилась своего рода реакцией на механистические и динамические направления в искусстве того времени, прежде всего — на футуризм. В отличие от большинства представителей «международной банды современных живописцев», по выражению Кирико, окружавшей его в Париже, он был глубинным созерцателем и мистиком в живописи. Истоки его искусства коренились на формальном уровне в классическом итальянском искусстве с его строгой линейной перспективой и любовью к изображению архитектуры; в произведениях Джотто, Мантеньи, Пьеро делла Франческо, Учелло и др. итальянцев XIV–XV вв. Именно у них уловили представители М. ж. и сам «метафизический» дух архитектурного пейзажа. Убрав из некоторых картин художников раннего Возрождения человеческие фигуры, мы можем ощутить нечто близкое к тому, что в концентрированном виде дает нам М. ж. В духовном плане существенное влияние на Кирико оказали философские идеи Ницше и Шопенгауэра, которыми он увлекался в период пребывания в Мюнхене (1906–1909) и не скрывал этого позже, и живопись поздних немецких романтиков и символистов, особенно такого мистика и визионера, как Арнольд Бёклин.
Идея некоего направления М. ж. родилась у Кирико и Kappa в 1917 г., когда они одновременно оказались в госпитале в Ферраре, а многие классические образцы М. ж. были уже созданы. Под влиянием Кирико существенно изменилось художественное мировидение Kappa, начинавшего свой путь в искусство в среде футуристов. В 1919 г. Kappa издал свою книгу «Pitture metafisica», которая не понравилась Кирико, и пути главных представителей М. ж. разошлись. Определенный вклад в развитие теории и практики М. ж. внес брат Кирико поэт, музыкант и живописец Альберто Савиньо, а интересные образцы М. ж. в жанре натюрморта создал Моранди.
«Мы знаем знаки метафизического алфавита, — писал Кирико, — мы знаем, какие радости и страдания заключены в арке ворот, в каком-нибудь уголке улицы, между стен комнаты или в пространстве ящика». И эти знания метафизикам удалось воплотить в своем творчестве. В отличие от импрессионистов (см.: Импрессионизм) и футуристов, их интересовали не внешние стороны видимой действительности, но глубинные, «загадочные» («Все в мире следует понимать как загадку», — писал Кирико), потусторонние, вечные аспекты бытия; не преходящий мир явлений, но — лежащий за ним некий сущностный (метафизический) уровень. Не следует забывать, утверждал Кирико, что картина должна быть отражением глубокого чувства и что глубокое означает странное, а странное является знаком мало известного или совсем неизвестного. Настоящее произведение искусства выше человеческих условностей и ограничений, оно вне человеческой логики и стоит на грани мечты и детской ментальности. Одно из самых сильных чувств, доставшихся нам в наследие от древности — это предчувствие, дар провидения, и истинный художник обладает этим чувством. Провиденческим, ирреально-пророческим духом иных пространственно-временных измерений дышат многие работы метафизического периода и самого Кирико, и его немногочисленных соратников. Именно этот дух в картинах Кирико одним из первых уловил Гийом Аполлинер и пришел в восторг от него. Портрет Аполлинера, сделанный Кирико, также оказался пророческим — в нем усматривают некие знаки предстоящей скорой гибели поэта. Из этого метафизического духа проистекает и одновременно создает его особая пластическая стилистика М. ж.: принципиальная статичность пейзажей — в основном городских, вернее — архитектурных, или неких абстрактных коробковых пространств. Отсутствие растительности, живых людей и животных, но — наличие неких объемных геометрических фигур посреди городских площадей и улиц, статуй (материал которых иногда колеблется в восприятии зрителя между камнем и живой плотью), гипсовых муляжей, безликих манекенов (один из пластических символов и инвариантов М. ж.), каких-то странных конструкций из этих манекенов и чертежных инструментов, превращающихся вдруг в средневековых рыцарей в латах. Физически ощущаемое отсутствие воздуха в этих пространствах, странное искусственное освещение, создающее резкие зловещие тени. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях. И картины метафизиков действительно напоминают какие-то странные, иные миры — то ли других планет, то ли фантастических сновидений. Атмосфера отчуждения, ирреальности или сверхреальности царит в работах М. ж., и этим они предвозвещают скорое появление сюрреализма, создатели которого почитали метафизиков за своих духовных отцов.
«Метафизический живописец, — утверждал Кирико, — освящает реальность». Идеал такого живописца он усматривал в Д. Моранди, очень недолго остававшемся на платформе метафизиков, но создавшем ряд натюрмортов, ставших классическими образцами М. ж. «Он смотрит глазами верующего человека, — писал о нем Кирико, — и внутренняя сущность вещей, которые мертвы для нас, открывается ему … своими вечными аспектами». Выявление этой «внутренней сущности вещей» и ее выражение в пластических формах живописи оказалось, однако, делом не простым даже для самих представителей этого направления, и в 20-е гг. все участники его отошли от него (самым последним Кирико), оставив в истории искусства удивительно яркую и таинственную страницу.
Masciotta M. La pittura metafisica in litteratura. Milan, 1941;
Apollonio U. Pittura metafisica. Milan, 1945;