Что такое мавлид в исламе
Что такое мавлид и какова цель его проведения?
Вот и наступил долгожданный месяц Рабби-уль-авваль. Месяц, в котором мы, мусульмане восхваляем нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Читаем священный Коран, говорим и рассказываем родным, близким и друзьям о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Воздаём хвалу Всевышнему, Творцу миров, за то, что мы являемся уммой нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
С самого начала этого месяца мусульмане всего мира проводят торжественные мероприятия, в которых возвеличивают Пророка (мир ему и благословение) под названием «мавлид». Какова цель проведения мавлидов? С этим вопросом я обратилась к теологу Мухаммаду Муслимову:
— Мухаммад, скажите, пожалуйста, что такое мавлид и какова цель его проведения?
— Основная цель проведения мавлида – расширение знаний о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку (мир ему и благословение), а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё –выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся последователями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и являемся его (мир ему и благословение) уммой. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку (мир ему и благословение) помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы распространить и донести до нас истинный Ислам, для того, чтобы мы ценили свою религию.
— Расскажите о способах проведения мавлидов, есть ли какие- либо специальные требования к проведению мавлида?
— При проведении мавлидов не обязательно, чтобы раздавались подарки, приглашалось много гостей, накрывали большие роскошные столы – это все не является условием, а всего лишь дополнением к мавлиду.
Также существуют этикет проведения мавлида. Проводя мавлид, следует обратить внимание, что его организаторы должны не только заниматься подготовкой и подачей угощения и подарков, но они тоже должны извлечь для себя пользу от проведённого мавлида – слушать этот мавлид, брать из него уроки, узнавать как можно больше о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Также особое внимание должно уделяться соблюдению этики, чтобы мужчины и женщины сидели в разных помещениях, чтобы внимательно слушали, чтобы женщины не появлялись там, где мужчины, поскольку на мавлид приходят и посторонние мужчины, чтоб полностью аврат женщины был закрыт. И еда должна быть приготовлена с омовением.
— Как вы уже сказали, мавлид нужно проводить исходя из своих возможностей. Но, несмотря на своё положение, люди тратят огромные деньги, накрывают столы по-царски, по окончании раздают подарки, и всему этому уделяется больше внимания, чем самому мавлиду.
— Мавлид не должен превращаться в соревнование, у кого лучше накрыт стол, у кого больше подарков, у кого красивее и вкуснее еда и т.д. Поэтому нужно сделать мавлид, исходя только из своих материальных возможностей и приглашая такое количество гостей, которые для тебя не будет обременительным.
Мавлид – добровольное дело, но, если у человека есть желание и возможность накрыть большой стол, пригласить много гостей, раздавать подарки – это его право, при условии, что это не должно быть обременительным для него. Если же, не имея денег, человек берет в долг, накрывает столы, покупает подарки, приглашает на мавлид, можно быть уверенным, что он делает это ради своего тщеславия, а не ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), лишь бы люди восхищались «Какой у него был хороший мавлид, сколько людей к нему приходило, какие подарки он дал!» Если в душе у верующего искренность, то он сделает мавлид, исходя из своих возможностей, так как основная цель мавлида, как мы уже сказали, рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение) и восхваление его.
— Спасибо за предоставленную информацию.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Беседовала: Гуля Джамалова
Мавлид: нововведение или проявление любви к Пророку?
Мавлид (Маулид) – праздник, отмечаемый в ряде мусульманских государств и регионов, посвящённый Дню рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.).
Известно, что Посланник Аллаха (с.г.в.) родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль (в 2021 году эта дата наступит с заходом солнца 17 октября), однако традиционно Мавлид празднуется в течение всего этого месяца, именуемого месяцем Пророка (с.г.в.), или даже по его окончании.
Празднование Мавлида происходит, преимущественно, в мечетях, где собирается большое количество верующих. На подобных мероприятиях, как правило, читается Священный Коран, мусульмане слушают проповеди, посвящённые Посланнику Господа (с.г.в.), его качествам и т.д. Основной целью праздника является выражение благодарности Всевышнему за то, что Он ниспослал в качестве милости всему человечеству Своего Посланника (с.г.в.).
В мусульманском мире традиция празднования Мавлида ведёт свою историю с XII столетия, когда впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отметили в иракской провинции Эрбиль по указу местного правителя Музафауддина Заинуддина.
Следует отметить, что относительно дозволенности празднования дня рождения Посланника Всевышнего (с.г.в.) мнения мусульманских богословов расходятся. Как утверждает одна часть учёных, это не только дозволенное, но и богоугодное деяние, способное принести награду мусульманам. Другие же богословы считают, что отмечать Мавлид есть нововведение, не имеющее никакого отношения к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), а значит, его празднование запретно.
Доводы сторонников Маулида
Те, кто выступает за проведение мавлидов, обосновывают необходимость подобных мероприятий выражением любви к Посланнику Аллаха (с.г.в.) и в качестве подтверждения приводят хадис, в котором говорится следующее: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет любить меня больше, чем отца и детей» (аль-Бухари, Муслим).
Во-вторых, сторонники Мавлида утверждают, что сам Пророк (с.г.в.) возносил благодарность Создателю за то, что Тот сотворил его, и держал уразу по понедельникам, поскольку Мухаммад (с.г.в.) появился на свет именно в этот день.
В-третьих, на Мавлид собирается джамаат верующих людей, искренне любящих своего Пророка (с.г.в.) и желающих оказаться с ним рядом в Судный день. В одном из хадисов, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, рассказывается история, как некто спросил у Божьего Посланника (с.г.в.), когда наступит День Великого суда. Тот задал встречный вопрос: «А что ты для него приготовил?» В ответ на это тот человек сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Творца и Его Посланника (с.г.в.)». После чего Мухаммад (с.г.в.) успокоил его: «В тот день ты будешь с теми, кого любил» (аль-Бухари и Муслим).
В-четвёртых, такого рода мероприятия ведут к распространению новых знаний о жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о его достойных качествах и атрибутах, что, в свою очередь, способствует усилению любви к Пророку (с.г.в.). Благодаря этому верующий может лучше узнать и следовать примеру Мухаммада (с.г.в.), так как в Книге Всевышнего сказано:
В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас… (33:21)
В-пятых, в рамках Мавлида верующие совершают коллективное поклонение Аллаху, которое в разы больше вознаграждается по сравнению с поклонением индивидуальным. Исходя из хадиса, известно, что один намаз в мечети лучше, чем намаз индивидуальный в 27 раз (аль-Бухари).
В-шестых, как склонны считать сторонники Мавлида, то обстоятельство, что он не праздновался при жизни Пророка (с.г.в.) вовсе не указывает на его запретность, поскольку в XXI столетии существует немало вещей и мероприятий, коих не было во времена Пророка (с.г.в.), но при этом они являются дозволенными.
Доводы противников
Основополагающим доводом стороны противников Мавлида Пророка (с.г.в.) является то, что он является нововведением (бид’а, бидгатом). В качестве подтверждения данной позиции они утверждают, что о праздновании дня рождения Посланника Аллаха (с.г.в.) не сказано ни в Коране, ни в Благочестивой сунне. Кроме того, подобной практики не существовало и во времена сподвижников Мухаммада (с.г.в.), что, в свою очередь, ещё раз указывает нам на то, что Мавлид – это нововведение. А Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Худшие деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (хадис приводят Муслим и Насаи).
Во-вторых, противники Маулида приводят хадис Пророка (с.г.в.), гласящий: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд). Соответственно, как утверждают противники, в исламе существуют лишь эти два праздника, и в их число Мавлид не входит, а значит, его празднование запрещено.
В-третьих, противники рассматривают особые торжества в этот день в качестве акта подражания христианам, которые отмечают Рождество Христово, в то время как Посланник Господа миров (с.г.в.) призывал не совершать подобного. Так, в хадисах приводятся следующие высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Не уподобляйтесь иудеям и христианам» (ат-Тирмизи); «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот – из них» (Абу Дауд, Ахмад).
В-четвёртых, противники говорят, что на мавлидах правоверные занимаются чрезмерным прославлением Пророка Мухаммада (с.г.в.), хотя сам он категорически запрещал это делать. В одном из хадисов сказано: «Не превозносите меня, как это сделали христиане с Исой ибн Марьям (а.с.), я всего лишь раб Аллаха» (аль-Бухари).
В-пятых, некоторые выступают против мавлидов по причине имеющейся практики игры на музыкальных инструментах, а также различного рода песнопений, которые, по мнению части мусульман, являются харамом.
В-шестых, противники подвергают критике использование, как они считают, ложных или сомнительных хадисов во время проповедей на мавлидах, в которых говорится о том, что якобы сам Пророк (с.г.в.) отмечал свой День Рождения.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мавлид. За и против | АУДИО И ВИДЕО
Мавлид. За и против
Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?
Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?
Попробуем разобраться, найти зерно истины.
«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ :
«Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, Тирмизи).
«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (Муслим).
Но что можно считать новшеством или нововведением?
Доводы, приведённые в нужном для автора контексте, формируют у людей, не имеющих исламских знаний, односложное представление об определении того, что считать новшеством. И, как правило, оно мало отвечает реальности.
Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).
Добавление к «Лаббайку»
Вот что говорят учёные о данном случае.
Внедрение двух ракаатов перед казнью
Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (аль-Бухари).
Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни».
Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.
То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.
Добавление восхваления в намазе
Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка ﷺ зикра, если не противоречит переданному» («Фатх уль-Бари»).
Второй азан во время пятничного намаза
Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.
Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы.
Добавление к азану
Объединение стихов Корана в одну книгу
Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.
Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк ﷺ не сделал?»
Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.
Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»?
Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?
Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие.
Мнения учёных
Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны валь джамаа, комментируя хадис о новшествах.
Имам Навави аш-Шафии (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные» («Шарх сахих иль-Муслим»).
Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке» («Шарх сахих аль-Бухари»).
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка ﷺ , и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…» (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).
Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом.
Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.
Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми» («Манакибу Шафии»).
То есть и имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».
Что такое хорошо, а что такое плохо
Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.
Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.
На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).
Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).
Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».
Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют». То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…
Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).
Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.
Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).
Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара (да будет доволен им Аллах) “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».
Быть или не быть
А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом.
Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается.
Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год.
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха, которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка ﷺ и его восхваление…» («Аль-Фатава аль-Хадисия»).
Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка ﷺ . Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют».
Мнения современных учёных
Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.
Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин: «Посланник Аллаха ﷺ – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки. Пророк Мухаммад ﷺ – человек, сопричастностью к которому мы гордимся!
Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура «Йунус», аят 58).
Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ﷺ ) лишь как милость для всех миров» (сура «Аль-Анбийа», аят 107).
Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.
Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.
В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:
– То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?
– Но если Пророк ﷺ и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?
Детали
Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.
Мавлид состоит из шести частей.
Первая – чтение Корана.
Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день» (Муслим).
Вторая – чтение салавата, рассказа о жизни Пророка ﷺ .
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «Аль-Азхаб», аят 56).
В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня» (Тирмизи).
Третья – зикр.
Всевышний в Коране говорит (смысл): «О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием» (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).
Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи, ибн Маджах).
(Смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших?» (сура «ар-Раъд», аят 28)
Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи).
Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.
Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.
Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка ﷺ . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети» (Бухари).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!» Его спросили: «Что это за райские сады?» Пророк ﷺ ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха» (ат-Тирмизи).
А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.
Четвёртая – дуа (мольба).
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы» (сура «Гафир», аят 60).
Пятая – объединение.
В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «Алю Имран, аят 103).
Шестая – подарки.
Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу» (Муслим).
На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.
Примечание
«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).
Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).
Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).
Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.
Двойные стандарты
Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд уль-Ваххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно?
Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути:
И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…
Заключение
У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.
Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.
А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид. Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.
В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа» (аль-Бухари).
Абдулла Магомедов