спасо бородинский монастырь план
Гостям
План Спасо-Бородинского монастыря
1. Владимирский собор (1851-1859 гг.)
2. Колокольня (1840 г.)
3.Церковь Иоанна Предтечи (1874 г.)
4.Спасский храм — усыпальницаТучковых (1818-1820 гг.)
5.Ограда (1837-1839 гг.)
6.Башни ограды (1837-1839 гг.)
7.Ворота ограды (1837-1839 гг.) 8-14
Служебные, хозяйственные и жилые постройки (2-я четв. XIX в.)
8.Пекарня (2-я четв. XIX в.)
9. Старая трапезная (2-я четв. XIX в.)
10.Больница (2-я четв. XIX в.)
11.Кельи (2-я четв. XIX в.)
12.Привратные сторожки (2-я четв. XIX в.)
13.Мастерские (2-я четв. XIX в., в наст. вр. — котельная и монастырское кафе)
14. Кладовая (2-я четв. XIX в.)
15.Обелиск 3-й пехотной дивизии П.П.Коновницына
16.Дом Игумении Марии (Тучковой) (1810-е гг.)
За пределами ограды находятся:
Гостиница (1840-е гг.)
Часовня Рахили (1996-1997 гг.)
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Искать!
Последние записи
Ссылки
Икона дня
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Спасо-Бородинский женский монастырь
Спасо-Бородинский женский монастырь (полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области.
Содержание
История [ править ]
Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), ставшей первой игуменией монастыря, на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV, в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: во-первых, монастырь является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; во-вторых, в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах); в-третьих, он стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.
Административно на территории монастыря существует посёлок Ворошилово.
В ходе ожесточенных боев Великой Отечественной войны (в 1941-1942 годы) в монастыре работал эвакогоспиталь, а в период немецкой оккупации фашистами был устроен концлагерь, поэтому находясь в центре боевых действий, монастырские здания очень сильно пострадали. Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы не все здания.
Современное состояние [ править ]
В 1970-е гг. началась реставрация монастыря. Эти работы заняли очень продолжительное время и были завершены в 1987 году. Монашеская община, которая получила своё место для богослужений обратно, в настоящее время активно занимается духовной работой, помогает детям сиротам и больным, действует пекарня, мастерская иконописцев, церковный хор и ряд других проектов. Но в то же время не забывается и основное предназначение монастыря, известное ещё со времён его основания – почитать и молится за души усопших воинов. За последнее столетие монастырь не претерпел значительных изменений. Они коснулись лишь части монументов, что были установлены как дань памяти о воинах, погибших в Великой Отечественной войне.
Храмы [ править ]
Церковь Спаса Нерукотворного
Владимирский собор. Колокольня
Часовня преподобной Рахили Бородинской
Владимирский собор (собор во имя Владимирской иконы Божией Матери), созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851-1859 годы. Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) началось Бородинское сражение.
Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1874 году на средства Александра II. Храм получил свое название опять-таки не случайно: в этот праздник (Усекновение Главы Иоанна Предтечи) со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину.
Церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого (Филаретовская церковь), устроенная в 1839 году в северо-восточной башне монастырской ограды как трапезный храм. После постройки новой трапезной, данный храм для регулярных богослужений более не использовался. Свое название церковь получила в честь митрополита Московского и Коломенского (будущего святителя Московского) Филарета (Дроздова).
Церковь Спаса Нерукотворного На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник; вначале поставили деревянную часовню, затем в 1818—1820 гг. ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного; именно икона Спаса Нерукотворного была иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.
Колокольня – сравнительно ранняя постройка (1839-1840), построенная на средства императора Николая I.
Святыни [ править ]
• Мощи прп. Рахили (хранятся в часовне за южной стеной обители).
Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. В 1861 она поселяется году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. 13 марта 1885 года была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Не раз монахиня сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль.
Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.
• Чудотворная икона Спаса Нерукотворного(икона Ревельского полка).
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Спасо-Бородинский женский монастырь, фото ХХ века
Спасо-Бородинский женский монастырь, вид сверху
Убранство Владимирского собора Спасо-Бородинского женского монастыря
День памяти игумении Марии (Тучковой) в Спасо-Бородинском монастыре.
Храмы и строения Спасо-Бородинского монастыря
Монастырский ансамбль создавался в несколько этапов с 1837 г. до конца XIX в. Монастырские постройки возведены в разное время, но благодаря высокому мастерству создавших их зодчих они составляют гармоничное единство.
С архитектурно-художественных позиций композиционным центром и высотной доминантой монастыря является собор во имя Владимирской иконы Божией Матери. Он начал строиться в 1851 году по инициативе первой игумении монастыря Марии (Тучковой). Проект был заказан известному московскому архитектору М. Д. Быковскому. Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859 году. Игумения Мария не дожила до этого дня – она скончалась в 1852 году, и строительство продолжилось при следующей игумении Сергии.
За основу проекта Быковский взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же, как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Собор пятиглавый, и его пятиглавие очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично.
Очень большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, и это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, — прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине.
Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался — со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно — безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера — глава Владимирского собора.
Особое внимание в монастыре притягивает храм-мавзолей (1817—1820 гг.) А. А. Тучкова, а еще точнее — место захоронения семьи Тучковых — М. М. Тучковой и ее сына Н. А. Тучкова, — их фамильная усыпальница. Это храм-усыпальница в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Его главной святыней стала полковая икона Ревельского полка, которым командовал А. А. Тучков. Этот храм-усыпальница был построен по инициативе и в большой мере на средства М.М. Тучковой, а также на вклад императора Александра I, пожертвования многих россиян, особенно тех, чьи мужья, дети, родственники, друзья погибли в Бородинском бою.
Храм был первым памятником в России героям, погибшим в Бородинском сражении. Эта храмовая постройка является хорошим образцом московского ампира. Это небольшое кирпичное здание под куполом, с дорическим портиком у входа. Оштукатуренные стены покрыты рустом и частично украшены лепниной. Сохранились современные храму роспись и замечательный бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой.
Перед входом в храм-усыпальницу на торжественной лестнице установлены два черных литых треножника — чугунные светильники, представляющие из себя чаши с бьющими из них языками пламени; раньше в их основании лежали пирамиды из ядер. Перед храмом-усыпальницей установлен обелиск (1912 г.) в честь 3-ей дивизии П. П. Коновницына, геройски сражавшегося в Бородинской битве. Это высокий, тонкий, словно игла, четырехгранный обелиск из красного полированного гранита, установленный на средства потомков П. П. Коновницына.
Трапезная с храмом во имя святого пророка Иоанна Предтечи (1874 г., арх. Никитин) — это небольшое здание. В основе этой двухэтажной постройки лежит трапезный зал, к которому примыкают алтарь и западная паперть. В основе ее декора преобладают мотивы псевдорусского стиля.
Колокольня (1839—1840 гг.) была построена на средства императора Николая I. Она представляет собой два убывающих в плане четверика; сложена из кирпича, имеет белокаменные детали, оштукатурена.
Одноэтажные корпуса келий, служб, больницы, старой трапезной, гостиницы большой художественной ценностью не являются. Они имеют простые формы позднего ампира.
Кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами была построена в 1837—1839 гг., в 1906 г. ее надстроили. В 1970—1980-е гг. восстановили разрушенные участки ограды. В западную стену с ее внутренней стороны вмонтированы фрагменты скульптурных композиций с Триумфальных ворот в Москве.
В процессе реставрации монастырского комплекса, которую начали в ощутимых масштабах в 1960-е гг., кроме возвращения первоначального облика монастырским строениям, воссоздали деревянный домик-сторожку М. М. Тучковой, боевые укрепления — флеши, один из сестринских корпусов.
Любопытным историческим памятником является монастырская гостиница, где в 1867 г. останавливался граф Л. Н. Толстой, когда он работал над романом «Война и мир» и собирал материалы для описания Бородинского сражения.
В этом монастыре похоронена почитаемая народом старица, выделявшаяся неземной добротой ко всем — Рахиль (Мария Михайловна Короткова, 1833—1928). Она была прославлена в лике местночтимых святых в 1996 г. Над ее могилой за южной стеной монастыря поставлена часовня. Она построена из дерева в 1997 г. в традициях древнерусского зодчества по проекту можайского архитектора, преподавателя Московского архитектурного института Н. Б. Васнецова.
Около Спасо-Бородинского монастыря находится святой источник «Бородинский».
[showyamap]
[placemark coordinates=»55.50389,35.829344″/]
[/showyamap]
Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь.
Храмы монастыря:
Другие постройки
7. Башни ограды (1837-1839 гг.)
8. Ворота ограды (1837-1839 гг.)
9. Ограда (1837-1839 гг.)
10. Хозяйственная постройка
11. Хозяйственная постройка
12. Мастерские (2-я четв. XIX в.), в наст. вр. – котельная.
13. Кельи (1860-е гг.)
14. Кельи (2-я четв. XIX в.)
15. Кельи (2-я четв. XIX в.)
16. Привратные сторожки (2-я четв. XIX в.)
17. Кельи (2-я четв. XIX в., 2-й этаж – 2-я пол. XX в.)
18. Больница (2-я четв. XIX в.)
19. Старая трапезная (2-я четв. XIX в.)
20. Пекарня (2-я четв. XIX в.)
21. Домик М.М. Тучковой (1810-е гг., восстановлен в 1991 г.)
22. Гостиница (1840-е гг.)
23. Монастырская лавка.
24. Кладовая (2-я четв. XIX в.)
25. Памятники Отечественной войны 1812 года.
26. Горельефы
27. Фрагмент Багратионовых флешей (восстановлен в 1985 г.)
28. Колодец
29. Захоронения воинов, погибших в Бородинском сражении.
30. Пруд
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
С 22 октября 1826 года А.А. Тучкова переехала жить в домик при храме, решив провести свои дни в уединении. Первоначально богослужение в построенном храме совершалось по праздникам и поминальным дням, в том числе в день Бородинской битвы. Вскоре М.М. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губернии и внесла в Сохранную казну капитал в 20 тысяч рублей ассигнациями, на часть процентов с которого, по благословлению митрополита Филарета иеромонахи Лужецкого монастыря стали совершать службы ежедневно.
Вскоре рядом с храмом стали селиться одинокие женщины, вдовы и сироты, искавшие уединения, и в 1833 году, когда их число достигло сорока человек, по ходатайству митрополита Филарета была зарегистрирована общежительная женская Спасо-Бородинская пустынь. 6 марта он писал Тучковой: «Государь Император утвердил положение Св. Синода о дозволении при Спасской церкви на Бородинском поле устроить женское богоугодное общежительное заведение. В положении Св. Синода сказано, чтобы сие было на правилах, подобных тем, на которых с соизволения блаженной памяти императора Александра учреждена Борисоглебская Аносинская богадельня, что ныне монастырь».
В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, на территории монастыря и около него были восстановлены флеши. Росписи храма к празднованию сделал живописец Дмитрий Стеллецкий. 25 августа 1912 года монастырь посетил император Николай II с семьёй.
Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды под кельи). Храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня используются совместно с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот используются музеем.
В 1994 году был заново выстроен сгоревший в 1942 году домик М.М. Тучковой, в 1996-1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833-1928) поставлена деревянная часовня её памяти.