Что такое маркировка пищевой продукции

Маркировка пищевой продукции

Нормативными документами при маркировке продукции являются технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и технический регламентом Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Настоящие технические регламенты устанавливает требования к пищевой продукции в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей).

Маркировка наносится как на транспортную упаковку, так и на потребительскую упаковку.

Если в транспортную упаковку помещена продукция в потребительской упаковке, то на потребительской упаковке указывается такая же информация.

Но есть случаи, если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки в организациях розничной торговли в отсутствии потребителя (конфеты, сахар-песок, овощи и др.), на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).

В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации которая не размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

Кроме того, дополнительные требования к маркировке пищевой продукции, упакованной в транспортную упаковку, не противоречащие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2021 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Что нужно знать потребителям о маркировке пищевых продуктов

Что нужно знать потребителям о маркировке пищевых продуктов

Маркировка пищевого продукта — это любые сведения, обозначения, рисунки или знаки, которые относятся к пищевому продукту и присутствуют на упаковке, этикетке или другом виде носителя, сопровождающем пищевой продукт.

На всех продуктах питания, производимых в России или ввозимых на её территорию, должна содержаться обязательная маркировка товара, так как она является первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.

Доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее — Регламент). Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

Данный документ не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, произведенную физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

В то же время настоящий Регламент устанавливает требования к пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, в части её маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации их прав на получение достоверной информации о товаре. Предусмотренная данным Регламентом маркировка должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в)-члена(ов) Таможенного союза.

Регламент требует следовать установленным правилам. На маркировке упакованного продукта обязательно должно быть указано:

— наименование пищевой продукции, её состав, количество;
— дата изготовления и срок годности;
— условия хранения;
— наименование и место нахождения изготовителя, а также в случае необходимости наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера;
— рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе по приготовлению пищевой продукции в случае, если её использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей;
— показатели пищевой ценности;
— сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО);
— единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

Особое внимание на некоторые пункты настоящего регламента необходимо обратить организациям торговли: как небольшим магазинам, так и супермаркетам, например: дата изготовления и срок годности, условия хранения и др.

Потребителям также при выборе пищевой продукции нужно внимательнее изучать всю маркировку. Важные для потребителя сведения содержатся в информации о составе продукта. Перечень ингредиентов должен быть представлен в порядке уменьшения их массовой доли на момент её производства. Кроме того, в составе продукта могут быть указаны компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказания при отдельных видах заболеваний. Состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении: свежих фруктов и овощей, которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным образом; уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья; пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента. Также потребителю необходимо ознакомиться с условиями хранения, как до вскрытия упаковки, так и после её вскрытия, так как качество и безопасность пищевого продукта при этом могут измениться. Кроме того важна информация о пищевой ценности продукта и изготовитель обязан предоставить информацию о калорийности, количестве белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

При этом маркировка товаров должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной, и не вводить в заблуждение потребителей, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать её сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата её изготовления, срок её годности и условия хранения. Остальные сведения доводятся до потребителя любым вышеуказанным способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.

Сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия при выявлении нарушений настоящего технического регламента применяются меры административного воздействия, предусмотренные ч. 1ст. 14.5., ч. 1. ст. 14.8., ч. 1. ст. 14.43., ч. 1 ст. 14.46., ч. 1 и ч. 2. ст. 15.12. КоАП Российской Федерации.

Источник

Маркировка продукции: правила и ГОСТы

Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.

Для чего нужна маркировка

Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.

В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.

Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.

Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Какую продукцию маркировать обязательно

Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.

Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.

Где найти требования к маркировке

Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.

Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:

Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.

Виды маркировок

Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.

Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.

Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.

Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Структура маркировки

Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.

Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.

Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.

Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.

Что будет за нарушения по маркировке

Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.

Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.

Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.

Требования для отдельных категорий товаров

Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.

Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.

Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:

Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:

Образцы маркировки

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Этот символ обозначает соответствие товаров государственному стандарту — ГОСТ.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Этот знак говорит о том, что продукт изготовлен из нетоксичного материала.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Такой маркировкой производитель информирует о сроке годности товара после вскрытия упаковки.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Эти значки символизируют различные варианты перерабатываемого пластика.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Маркировка «Лента Мебиуса» — это международное обозначение вторичной переработки.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Обозначает, что все правила маркировки товаров в Таможенном союзе и обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза соблюдены.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Товары с таким обозначениям не содержат трансгены и прошли проверку на содержание чужих ДНК.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Такое обозначение будет на всех продуктах, которые не тестируются на животных.

Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть фото Что такое маркировка пищевой продукции. Смотреть картинку Что такое маркировка пищевой продукции. Картинка про Что такое маркировка пищевой продукции. Фото Что такое маркировка пищевой продукции

Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»

(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:

Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:

(см. текст в предыдущей редакции);

Для обуви дополнительная информация должна содержать:

Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:

Для кож дополнительная информация должна содержать:

Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Сколько стоит настроить маркировку товаров

На примере молочного производства

С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.

Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.

Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.

Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.

Для кого эта статья

Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.

Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.

Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:

О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ

Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.

Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.

Зачем это нужно

Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.

Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.

Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.

Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.

Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.

Источник

Что такое маркировка пищевой продукции

Технический регламент Таможенного союза

Пищевая продукция в части ее маркировки

(с изменениями на 14 сентября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года N 90 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 26.12.2017);

решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2018 года N 75 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 30.10.2018).

Предисловие

2. Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Статья 1. Область применения

1. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.

2. Настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства, а также на пищевую продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

3. Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

4. При применении настоящего технического регламента Таможенного союза должны учитываться дополнительные требования технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции в части ее маркировки, не противоречащие настоящему техническому регламенту.

Статья 2. Определения

В настоящем техническом регламенте Таможенного союза применяются следующие термины и их определения:

Термины, не определенные настоящей статьей, используются в настоящем техническом регламенте Таможенного союза в значениях, определенных законодательством Таможенного союза.

Статья 3. Правила обращения на рынке

Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Статья 4. Требования к маркировке пищевой продукции

4.1. Требования к маркировке упакованной пищевой продукции

1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

3. В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.

4. Дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, не противоречащие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

5. Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) лекарственные растения и их экстракты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».

4.2. Общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку

1. Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) количество пищевой продукции;

3) дату изготовления пищевой продукции;

4) срок годности пищевой продукции;

5) условия хранения пищевой продукции;

6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);

В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.

3. В случае, если маркировка, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная на потребительскую упаковку пищевой продукции, помещенную в транспортную упаковку, может быть доведена до сведения потребителей такой продукции без нарушения целостности транспортной упаковки, указанную маркировку допускается не наносить на транспортную упаковку.

4. В маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.

5. Дополнительные требования к маркировке пищевой продукции, упакованной в транспортную упаковку, не противоречащие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

4.3. Общие требования к формированию наименования пищевой продукции

1. Наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.

Придуманное название пищевой продукции (при наличии) должно быть включено в наименование пищевой продукции и расположено в непосредственной близости от него.

(Абзац дополнительно включен с 28 апреля 2019 года решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2018 года N 75)

2. При вступлении в силу технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции наименование пищевой продукции должно соответствовать их требованиям.

3. Информацию о физических свойствах и (или) специальных способах обработки пищевой продукции (восстановленная, копченая, маринованная, молотая, обработанная ионизирующим излучением, сублимированная пищевая продукция и подобная информация о ней) включают в наименование пищевой продукции или располагают в непосредственной близости от наименования, если отсутствие такой информации может ввести в заблуждение потребителя (приобретателя). Требования к такой информации в отношении отдельных видов пищевой продукции устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

4. Не допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции.

5. В случае, если в составе пищевой продукции используется ароматизатор, наименование компонента, замененного этим ароматизатором и не входящего в состав пищевой продукции, допускается включать в наименование пищевой продукции с использованием слов: со вкусом и (или) с ароматом.

6. Дополнительные требования к указанию наименования пищевой продукции, не противоречащие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

4.4. Общие требования к указанию в маркировке состава пищевой продукции

1. Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись «Состав».

2. При наличии в пищевой продукции составного компонента (состоящего из двух и более компонентов) в составе пищевой продукции указывается с соблюдением требований пункта 1 части 4.4 настоящей статьи перечень всех компонентов, входящих в состав такого составного компонента, или указывается составной компонент с дополнением к нему в скобках компонентов в порядке убывания их массовой доли. В случае, если массовая доля составного компонента составляет 2 и менее процента, допускается не указывать входящие в него компоненты, за исключением пищевых добавок, ароматизаторов и входящих в их состав пищевых добавок, биологически активных веществ и лекарственных растений, компонентов, полученных с применением ГМО и компонентов, указанных в пункте 14 части 4.4 настоящей статьи.

3. В случае содержания в пищевой продукции компонентов, массовая доля которых составляет 2 и менее процента, допускается указывать их в любой последовательности после компонентов, массовая доля которых составляет более чем 2 процента, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

4. Наименование компонента, представляющего собой пищевой продукт, указывается в составе пищевой продукции в соответствии с требованиями части 4.3 настоящей статьи. Наименования компонентов, предусмотренных приложением 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, могут указываться в составе пищевой продукции под наименованиями соответствующих видов пищевой продукции, за исключением случаев, если наименования таких компонентов использованы в наименовании пищевой продукции.

5. При наличии в пищевом продукте ароматизатора маркировка состава должна содержать слово «ароматизатор(ы)». Придуманное название пищевой продукции в отношении ароматизаторов в составе пищевой продукции допускается не указывать.

6. При наличии пищевой добавки в составе пищевой продукции должно быть указано функциональное (технологическое) назначение (регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор, другое функциональное (технологическое) назначение) и наименование пищевой добавки, которое может быть заменено индексом пищевой добавки согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). Если пищевая добавка имеет различное функциональное назначение, указывается функциональное назначение, соответствующее цели ее использования. Двуокись углерода, используемую в качестве компонента при производстве пищевой продукции, не требуется указывать в составе пищевой продукции при включении в маркировку пищевой продукции надписи «Газированная» или аналогичной.

7. Состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении:

1) свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *