Что такое маркетплейс образовательных услуг
Маркетплейс онлайн-курсов от лучших школ и авторов
Онлайн-образование — это быстроразвивающаяся сфера, в которой постоянно появляются все более качественные способы для обучения. Последние несколько лет данная сфера обрела значительную популярность в России. В сфере онлайн-образования можно найти как действительно хорошего учителя, так и нарваться на откровенного мошенника, главной целью которого будет развести вас на деньги. На фоне всеобщего ажиотажа в игру вступили крупные корпорации, к примеру тот же Сбербанк и Гугл, данные компании смогли создать собственную обучающую программу, позволяющую предпринимателям развивать свои навыки.
Касаемо аудитории, несколько лет назад никто и подумать не мог, что такое количество людей будет относиться к онлайн-образованию всерьез. Но на фоне быстро появляющихся курсов, личностных тренингов и т.д., интерес аудитории взлетел до небес. Сегодня большинство областей не считают сферу онлайн-образования чем-то уникальным, принимая её как само собой разумеющееся.
Суть маркетплейса заключается в разработке эффективной платформы онлайн-образования. Главной целью которого является создание места, где каждый сможет найти курс или образовательную программу по своему вкусу. А автор курса сможет выгодно продавать свои программы, если те являются эффективными.
Маркетплейсы в России стабильно развиваются. С каждым днем их количество растет, а роль становится все более значимой. Для создания современного учебного заведения необходимо сделать правильный выбор касаемо площадки, где каждый сможет эффективно продвигать свои курсы. Для этих целей могут быть задействованы различные онлайн-механизмы, способные вести грамотное взаимодействие между целевым потребителем и обучающими услугами.
Технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, вследствие этого растет востребованность дистанционного обучения, этот тренд наблюдается в различных отраслях и сегментах. Пандемия сыграла ключевую роль в формировании системы онлайн-обучения. Без нее вряд ли бы удалось добиться подобного распространения онлайн-курсов в сжатые сроки. По оценкам экспертов, средний оборот рынка онлайн-услуг возрос более чем на 60% за последний год, стоимость онлайн-курсов выросла на 20% и цифры будут продолжать рости.
«Курсы.Гуру» это место, где сконцентрированы наиболее популярные, востребованные, разнообразные и актуальные программы обучения от ведущих школ и университетов мира.
Маркетплейс онлайн курсов был создан с целью предоставить людям возможность поиска и сравнения образовательных программ со всего мира, разработанных как ведущими компаниями, так и простыми энтузиастами способными продумывать ходы наперед.
На сайте находится огромный каталог онлайн-курсов, в нем представлена удобная сортировка по конкретным категориям. При желании вы можете ознакомиться с отзывами реальных людей, которые воспользовались курсами, таким образом удастся определиться с тем, подходит ли вам определенная программа обучения. Маркетплейс предоставляет различные скидки и акции на курсы от онлайн-школ. Если вы не можете определиться с выбором, советуем ознакомиться с видеообзорами наиболее востребованных профессий и курсов.
Пробуйте различные курсы, сравнивайте, выбирайте подходящие вам и постоянно обучайтесь новому. На Курсы.Гуру вы всегда сможете найти то, что вам нужно.
При желании получить более подробную информацию о онлайн-курсах, вы можете посетить наш канал в Telegram. В нем находится вся актуальная информация.
Сбер представил маркетплейс образовательных продуктов СберОбразование
Фото: Александр Гальперин / РИА Новости
Сбер представил в рамках Петербургского международного экономического форума — 2021 новый продукт экосистемы — маркетплейс образовательных продуктов СберОбразование, который станет доступен для всех пользователей в конце этого года, передает корреспондент «Ленты.ру».
«Создавая маркетплейс СберОбразование, мы ориентировались на мировой тренд развития экосистем на растущем рынке EdTech», — прокомментировала новость директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбера Марина Ракова. «Платформа откроет новые возможности для всех, кто хочет получать актуальные навыки, развиваться и достигать своих целей, а также объединит авторов, которым будут представлены современные цифровые инструменты для создания образовательных курсов», — подчеркнула она.
СберОбразование ориентировано на набирающий популярность сегмент lifelong learning, на платформе будут представлены образовательные курсы разной тематики для представителей всех возрастов. Эта единая цифровая платформа для: авторов, которым она предложит набор инструментов, необходимых для запуска собственного бизнеса в сфере образования и пользователей, которым система СберОбразования позволит выстраивать персонализированную образовательную траекторию и поможет сориентироваться в многообразии курсов. Маркетплейс даёт доступ к качественному контенту — все курсы, размещённые на платформе, проходят профессиональную экспертизу в лучших образовательных и научных организациях страны.
Также на СберОбразовании будет доступен набор различных финансовых инструментов для сферы образования, например покупка образовательных курсов в рассрочку или оплата обучения после трудоустройства.
Идея: Маркетплейс — платформа онлайн курсов
Онлайн образование — это быстро растущий рынок. Последние пару лет — это хайповая тема в России, если так можно выразиться. Один обучает другого, тому как нужно обучать третьего. От шарлатанов, до настоящих профессионалов своего дела. Даже крупные игроки рынка подключились, например даже Сбербанк и Гугл объединились и создали обучающую программу по развитию предпринимателей.
Что касается аудитории, лет пять назад к онлайн образованию многие относились скептически и подозрительно. Сейчас дела обстоят иначе. На фоне большого количество курсов и обучающих онлайн-программ, аудитория прогрелась и большинство жителей крупных городов, принимают онлайн-образование как само себе разумеющееся.
Боли учителя и ученика.
Как найти курс который я хочу?
Бабка из соседнего села сделал курс о том как выращивать огурцы. Я хочу научится выращивать огурцы, и я не хочу смотреть видео на ютуб, я хочу курс где мне будем помогать учитель, если я что-то сделаю не так. Как найти бабке меня, а как мне найти этот курс без копаний тысячи сайтов в интернете?
Я сделал курс, что теперь делать?
Есть много опытных учителей в своей сфере, которые могут качествено обучать, но вот одна проблема, они создали свой продукт и что делать дальше не знают. Никто к ним не идет, продаж нет. У них нет компетенции продвигать свой продует, а нанимать специалиста не всегда бывает по карману.
Идея создать маркетплейс который будет соединять учителя и ученика. Маркетплейс не будет связывать руки авторам, не нужно выкладывать свой курс на платформу, автор может проводить курс где хочет, хоть в месенджере. Единственная проблема в этом блоке, как отсеивать фейки? Придет человек выложит свой курс, другой его купит, но не получит ничего в замен, он напишет что наша платформа плохая, итог — репутация испорчена. Мы же в свою очередь не сможем проверять каждый курс, тем более если он будет находится не на нашей платформе. Может стоить сделать так: деньги замораживаются на нашей платформе, а после того как человек прошел курс, он сообщает нам что все ок, и мы высылаем деньги. Но что если человек пройдет курс, но не захочет платить или ему не понравится но он его прошел все же? Если у вас есть идеи, буду рад услышать их. Пока эта задача на стадии «поиск решения».
Суть маркетплейса — это создании платформы в сфере онлайн-образования, место где вы сможете найти любой курс, любую образовательную программу, а автор курса сможет найти своего клиента.
В России я не нашел ни одного маркетплейса. Есть платформы с большим количеством курсов, но все эти платформы ограничены и завязаны сами на себе, то есть все обучение происходит на их платформе, и для многих авторов это ограничение, и соответсвенно ограничение самой платформы. Второе, это ограничение по сферам, они охватывают лишь небольшую и узко-направленную часть рынка. Если говорить об авито, первое, авито специализируется на всем, второе, там большая мешанина и трудно найти то что нужно, третье, не все знают что там можно найти курсы или наоборот выложить свой курс, и опять же ограничение по сферам и многие другие проблемы, например перенасыщенность авито не даст найти твой курс или наоборот ты не сможешь найти то что хочешь. Зарубежные рынки я не изучал, и если вы встречали похожие платформы, буду рад если поделитесь.
При публикации курса, брать отчисления от курса: либо в процентах от стоимости курса, либо по фикс. стоимости. Пока не изучал как лучше, так как детальнее не доходил до этого вопроса, но естественно тут есть где развернуться. Человек который ищет курс ничего не платит площадке.
Рынок онлайн-образования большой и растет каждый день.
Нет ни одного крупного агрегатора, по крайней мере в России который бы соединил всех вместе.
Борис Илюхин для «Известий»: о проекте Минпросвещения «Маркетплейс образовательных услуг»
С момента запуска «Маркетплейса образовательных услуг», созданного по заказу Минпросвещения, прошло уже полгода. Проект заявлялся как универсальная платформа для школьников, их родителей и учителей, однако сегодня ей почти никто не пользуется, а сама она, как считают опрошенные «Известиями» педагоги, нуждается в серьезной доработке. Реальную стоимость ресурса, сумма контракта на создание которого составила 193 млн рублей, разработчики оценивают в 10–15 млн.
«Все сервисы и контент»
Запуск маркетплейса образовательного контента Министерство просвещения анонсировало в октябре прошлого года.
«Маркетплейс — это платформа, на которой собраны все образовательные сервисы и контент, одобренные экспертами», — говорилось в пресс-релизе, посвященном старту проекта.
Ресурс позиционировался как не имеющий аналогов сервис не только для школьников, но и для их родителей и учителей. Его уникальность, по мнению создателей, в том, что он не только объединяет лучший образовательный контент, но и позволяет пользователям создавать свой.
«Специальный конструктор поможет совершенствовать существующие и формировать новые образовательные материалы, дистанционные курсы и тренажеры для детей», — сообщали авторы.
Сам маркетплейс входит в экосистему «Цифровой образовательной среды» — федерального проекта профильного нацпроекта. Курировала его нынешний вице-президент Сбербанка Марина Ракова, в марте 2020 года покинувшая пост замминистра просвещения.
Согласно данным сайта госзакупок, за разработку отвечал Фонд новых форм развития образования — «Кванториум». Он и разместил тендер с начальной ценой 226 млн рублей, а когда был выбран подрядчик, сумма контракта составила 193 млн. Датой начала исполнения договора значится 27 августа 2019 года, а окончания — 31 декабря 2020-го.
Согласно данным Фонда новых форм развития, внедрение маркетплейса в пилотных регионах стартовало в ноябре.
«Затем будут проанализированы первые результаты, и в 2020 году начнется внедрение по всей стране», — говорилось в октябрьском пресс-релизе.
Среди пилотных регионов были названы Алтайский и Пермский края, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская, Астраханская и Калининградская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ.
«Известия» опросили преподавателей школ из Нижегородской и Астраханской областей — никто из них не работает с маркетплейсом, а многие услышали о сервисе впервые.
В пресс-службе Новгородской области уточнили, что пилот в регионе еще не стартовал, но работа в этом направлении уже началась.
— Мы уже зарегистрировали на платформе все образовательные организации общего и среднего профессионального образования и будем расширять ее использование даже после того, как дистанционное обучение закончится, — сказала «Известиям» местный министр образования Евгения Серебрякова. — Единая платформа «Маркетплейс образовательных услуг» дает возможность использования многих ресурсов под единым форматом доступа. Конечно, это удобно и нужно: благодаря интегрированному решению можно использовать все ресурсы одновременно в учебном процессе.
Идея была хорошей
Коммерческий рынок сегодня может предоставить огромное множество образовательных платформ — как общих, так и нишевых, направленных на отдельные предметы или подготовку к определенному экзамену. Среди наиболее удачных проектов эксперты, как правило, называют «Фоксфорд», «Учи.ру», Skyeng, «ЯКласс», MAXIMUM Education, «Физикон».
Понятие маркетплейса очень растяжимо, отметила в беседе с «Известиями» директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская. Такое название может носить как мультиплатформа с разнообразным контентом, так и электронная библиотека. По большей части маркетплейс в классическом понимании — это своеобразный агрегатор.
— Нужно понимать, что мало свалить на площадку материалы и как-то их структурировать. Важно помогать человеку ориентироваться, выстраивать какую-то траекторию, использовать разные форматы, — подчеркнула она.
По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти Skyeng Макара Гончарова, образовательный маркетплейс должен включать в себя проверенные и апробированные программы образования, предоставляющие широкий спектр возможностей для развития школьников и учителей в соответствии с их запросами, интересами и потребностями. Во время разработки государственного маркетплейса, отметил он, был организован ряд совещаний с представителями ведущих EdTech-компаний страны, на которых подробно обсуждались вопросы по интеграции контента компаний в сервис.
При этом на данный момент, по его словам, в России еще нет удачных образовательных маркетплейсов.
— В идеале маркетплейс должен включать в себя, помимо цифровых учебников и вспомогательных учебных материалов, образовательные курсы и программы — как с прямыми эфирами от преподавателей, так и в записи. Кроме этого, на маркетплейсе должны быть представлены все крупнейшие игроки российского образовательного рынка. И при этом выстроена система проверки с точки зрения методологии и качества контента, прозрачная для всех игроков, — пояснил гендиректор компании MAXIMUM Education Михаил Мягков. — И, конечно, учителя также нуждаются в методической и контентной поддержке.
Успех маркетплейса, считает он, складывается из нескольких составляющих: доступа к большой базе пользователей, качественного и проверенного образовательного продукта, доверия к самому бренду маркетплейса и, самое главное, удобства для пользователя клиента.
— Другими словами, успешный образовательный маркетплейс должен быть похож на AliExpress, Amazon или Ozon. Удобно, понятно, просто, большой выбор, — добавил он.
По мнению CEO направления развития цифрового образования TalentTech Алексея Половинкина, маркетплейс должен формировать индивидуальную образовательную траекторию по размещенному на нем контенту.
— Маркетплейс, как конструктор, собирает курсы, задания под запрос конкретного школьника и педагога. Реализовать это очень трудно, потому что требуется полная стандартизация и верификация образовательного контента. Как раз по этому вопросу мы консультировали Минпросвещения. Без модерации на маркетплейсе может оказаться много некачественного наполнения. Но не весь контент возможно модерировать в принципе. Например, что делать с онлайн-уроками? Этот контент создается прямо во время занятия, — объяснил он.
Если говорить об образовательном маркетплейсе для среднего образования, то пока он еще нигде не был полноценно реализован, добавил эксперт.
Демоверсия
На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что изначальная идея маркетплейса, воплощенного «Кванториумом», была действительно уникальной. Однако проект оказался сырым — согласно данным Минпросвещения и паспорту проекта ЦОС, маркетплейс будет дорабатываться.
Сам маркетплейс можно найти по адресу elducation.ru. «Известия» попросили независимого разработчика программного обеспечения WIS Software, участвовавшего в создании информационной системы для FIFA 2018, оценить проект в его нынешнем состоянии.
— Задачи, поставленные перед проектом, представляются актуальными, но сам продукт выглядит незаконченным. Я, как пользователь, захожу на сайт и не понимаю, что мне с этим делать. По сути, платформа сейчас выглядит неким набором электронных учебников с весьма примитивным (не интерактивным) форматом, — сказал сооснователь компании Игорь Вульфович. — Маркетплейс больше похож на MVP (Minimal Viable Product, демоверсия продукта), чем на готовый ресурс.
Стоимость разработки сервиса аналогичной степени готовности в своей компании он оценил в 10–15 млн рублей.
— Если мы хотим создать автоматизированную систему для образования — электронный учебник, дневник, сервис для тестирования — на это уходят годы. Без тени иронии — это всегда достаточно долгая история, — заявил директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Какими бы талантливыми и профессиональными разработчиками продукт ни делался, он всё равно будет проходить стадии жизненного цикла: тестирование, исправление ошибок, апробацию, опытную эксплуатацию, доработку, пилотное внедрение и т.д.
Маркетплейс был запущен за полгода, и пока говорить, успешен он или нет, слишком рано, подчеркнул эксперт. Рассчитывать, что за это время создание сложной и многоуровневой автоматизированной системы выльется во что-то серьезное, по его словам, утопия. Здесь нужно закладывать жизненный цикл минимум в два-три года.
Если упрощенно описывать программное обеспечение для цифровой образовательной среды, то можно выделить три вида информационных ресурсов, пояснил он. Первая группа — сервисы, направленные на сбор, обработку и анализ данных об организации образовательного процесса. То есть о школах, их обеспеченности кабинетами, лабораториями, оборудованием, о педагогах, их квалификации, стаже, о классах и детях, их родителях. Вторая — инструменты, обеспечивающие автоматизацию образовательного процесса, функционирования школы: электронный дневник, расписание, системы контроля доступа в школу, автоматизации школьного питания и т.д. Третья, самая важная категория — электронные образовательные ресурсы.
— По логике, маркетплейс должен был, наверное, объединить все эти составляющие разных производителей образовательного контента на одной платформе, — добавил Борис Илюхин. — Разумно, на мой взгляд, собрать и структурировать огромное количество выпускаемого образовательного контента в рамках одной платформы, обеспечив им ребенка через одну «точку входа», заодно проведя оценку качества размещаемых продуктов.
Но, по его словам, для этого еще необходимо решить и вопросы, связанные с авторскими правами на эти ресурсы. А также определить порядок доступа к самому маркетплейсу и многое другое.
— Такой продукт разрабатывался. Да, он был очень нужен и встраивался в федеральный проект в рамках нацпроекта образования, — подчеркнула заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. — Идея сейчас могла бы быть очень востребованной, но увы, в открытом доступе ее нет. Работа эта до конца не доведена.
В Минпросвещения на запрос «Известий» не ответили.
Образовательный маркетплейс, который предоставляет возможность поделиться своими знаниями с другими людьми. В рамках платформы встроен онлайн-конструктор курсов, который позволяет быстро создавать адаптивные курсы. Создатель курсов (преподаватель) получает возможность получать подробные отчеты о действиях студентов, которые прошли или проходят курс, и скорректировать программу обучения.. Также будут выводиться рекомендации по адаптации курсов на основе данных о поведении пользователей на платформе. У пользователей есть возможность оценивать курсу по разным критериям (например: информативность, качество материалов, сложность курса и т.д.). Таким образом курсы с наибольшей ценностью будут размещаться выше в списке выдачи.
Пользователь имеет возможность самостоятельно выстраивать свою образовательную программу в календаре и настроить систему уведомлений. За успешное прохождение курсов пользователь получает электронный сертификат о прохождении курсов.
Как это выглядит со стороны клиента-преподавателя:
Преподаватель регистрируется на платформе, после чего у него появляется возможность создать собственный курс во встроенном конструкторе. Во время создания курса преподаватель получает рекомендации по формированию образовательной программы, какие базовые элементы должны в ней присутствовать и т.д. Преподаватель имеет возможность добавлять необходимые блоки и самостоятельно выстраивать образовательную программу и путь, по которому проходит студент. Когда курс составлен, он отправляется на проверку модераторам, после успешного прохождения процесса модерации, курс размещается на платформе и подключается оплата (если требуется).
Как это выглядит со стороны клиента-студента:
Пользователь проходит регистрацию на платформе, после этого уточняются круг его интересов (направления обучения), а также уточняется уровень его знаний в этих областях, после чего ему подбираются курсы, которые подходят под его требования. Платформа постоянно собирает данные о действиях пользователя, предлагает ему пройти диагностические тесты. На основе этих данных повышается качество подбора курсов.