Что такое магазин окей
«Окей»: еще один продуктовый ретейлер на Московской бирже
14 декабря на Московской бирже произошел вторичный листинг глобальных депозитарных расписок люксембургской компании O’Key Group SA (LSE, MOEX: OKEY) — холдинговой компании продуктового ретейлера «Окей». На Лондонской бирже компания торгуется с ноября 2010 года.
О компании
ГК «Окей» — седьмой по выручке продуктовый ретейлер на российском рынке. Основана в 2002 году. На конец 2020 года в сети было 77 гипермаркетов под брендом «Окей» и 118 дискаунтеров под брендом «Да!». Магазины компании представлены по всей стране, большая часть находится в Северо-Западном и Центральном регионах России.
Сеть гипермаркетов «Окей». Общая торговая площадь — почти 520 тысяч квадратных метров. Чуть больше половины магазинов находится в крупных торговых центрах, остальные — отдельно стоящие.
«Окей» позиционирует себя как сеть современных комфортных магазинов с высококачественными продуктами по приемлемым ценам. Основная ставка делается на продукты категорий fresh и ultra fresh и продукты собственных торговых марок. Суммарная доля продуктов fresh, ultra fresh, овощей и фруктов в объеме продаж — более 40%, а продуктов собственных торговых марок — 8,1%.
Fresh: молочная продукция, хлеб, яйца, овощи и фрукты, охлажденное мясо и рыба, полуфабрикаты, кулинария.
Ultra fresh: зелень, ягоды, экзотические фрукты
В октябре 2020 года компания запустила новую концепцию гипермаркетов. Основные изменения: увеличение на 50% торговой площади под продукты категорий fresh и ultra fresh, уменьшение на 80% площади под непродовольственные товары, обустройство комфортабельных зон кафе, переосмысление ассортимента и принципов выкладки товаров.
Также в сети активно используются цифровые технологии: самостоятельная система сканирования, программа лояльности, персонализированные предложения, цифровой сомелье. Компания запустила мобильное приложение еще в 2016 году. Естественно, в 2020 году оно стало особенно актуальным: за 9 месяцев рост онлайн-продаж год к году составил 30%, а суммарно доля онлайн-продаж достигла 45%. У «Окея» есть собственная служба доставки, а в 2020 году также заключили соглашения с сервисами iGooods и «Сбермаркет».
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка выросла на 2,8%, трафик упал на 13,7%, но зато средний чек вырос на 19,1%.
Как победить выгорание
Сеть дискаунтеров «Да!». Общая торговая площадь — около 80 тысяч квадратных метров. Три четверти магазинов находятся в Московском регионе, остальные — в соседних областях.
«Да!» делает упор на продукты собственных торговых марок и высококачественные продукты категории fresh — 50 и 40% в объеме продаж. За счет сравнительно небольшого ассортимента, собственной логистической инфраструктуры и отлаженных процессов получается снижать операционные затраты.
Сеть активно расширяется, и за ней растет доля в выручке группы компаний: если в 2018 году она составляла 8,4%, то за 9 месяцев 2020 года поднялась уже до 15,2%. Компания планирует даже увеличить темпы и открывать по 30—50 дискаунтеров в год, чтобы через несколько лет достигнуть своей цели по доле 40% от общей выручки группы.
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка существенно выросла — на 29,6%, при этом трафик вырос всего лишь на 3,4%, а вот средний чек — на целых 25,4%.
Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2019 году в миллиардах рублей
X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик» | 1734 |
«Магнит» | 1369 |
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом» | 805 |
«Лента» | 418 |
«Ашан ритейл Россия» | 254 |
Metro Cash & Carry | 208 |
ГК «Окей»: «Окей», «Да!» | 165 |
Источник: финансовые данные компаний
Количество магазинов сети
«Окей» | «Да!» | |
---|---|---|
2016 | 74 | 54 |
2017 | 78 | 67 |
2018 | 78 | 82 |
2019 | 78 | 100 |
2020 | 77 | 118 |
Финансовые показатели
Выручка в последние годы стагнирует, прибыль сменяется убытком. Если конкретнее посмотреть финансовые результаты, то окажется, что во многом причина убытков в курсовых разницах, которые образуются при девальвации рубля из-за переоценки — помимо прочего, по договорам аренды — той части долга, который номинирован в валюте.
Компания ежегодно платит дивиденды со времен IPO на Лондонской бирже. Около четверти акций находятся в свободном обращении, остальными владеет трио сооснователей, при этом ни у кого из них нет контрольного пакета.
Выручка и прибыль компании в миллиардах рублей
Выручка | Чистая прибыль | |
---|---|---|
2016 | 175,5 | −0,14 |
2017 | 177,5 | 3,17 |
2018 | 161,3 | −0,60 |
2019 | 165,1 | 0,75 |
2020, 6 месяцев | 85,1 | −0,90 |
Выплаченные дивиденды и дивидендная доходность
Выплаченные дивиденды, млн долларов | Дивидендная доходность | |
---|---|---|
2016 | 23,0 | 3,8% |
2017 | 24,7 | 3,7% |
2018 | 33,3 | 4,7% |
2019 | 15,2 | 3,6% |
2020 | 7,6 | 3,2% |
Структура акционерного капитала
Акционер | Доля владения |
---|---|
Nisemax Co Limited. Бенефициары — сооснователи компании Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий | 44,8% |
Gsu Limited. Бенефициар — сооснователь компании Борис Волчек | 29,5% |
Free float | 25,7% |
Почему акции могут вырасти
Участие в возможной консолидации. На рынке продуктового ретейла есть два ярко выраженных лидера: X5 Retail Group и «Магнит». Возможно, кто-то из них решит еще больше укрепить свои позиции, купив весь бизнес ГК «Окей» или его часть. Такое уже случалось: в 2017 году ГК «Окей» продала свою сеть супермаркетов X5 Retail Group.
Еще более вероятным покупателем видится компания «Лента». В 2019 году у нее сменился крупнейший акционер — теперь им стал один из богатейших людей России Алексей Мордашов. Вполне вероятно, что у него есть большие амбиции относительно развития своего нового бизнеса. «Лента» — крупнейшая сеть гипермаркетов в стране, так что магазины «Окей» органично вольются в основную сеть. Также возможен вариант не с поглощением, а с объединением, как, например, сделали в том же 2019 году «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль».
Успехи сети дискаунтеров. Из-за пандемии и последовавшего за этим кризиса доходы населения упали, и это способствует росту популярности формата дискаунтеров, так что для сети «Да!» сейчас хорошая конъюнктура. Хорошие результаты сети по росту количества магазинов и выручки и увеличивающаяся доля в финансовых показателях группы делают значительный вклад в развитие бизнеса. Сеть «Да!» — это основной драйвер роста группы.
Защитный сектор. Продуктовый ретейл — это защитный сектор, так что, если в ближайшем будущем нас ждет какой-нибудь очередной биржевой кризис, представители именно этого сектора — одни из тех немногих, кто должен в меньшей степени почувствовать кризис на своих котировках. Возможно, инвесторы, которые боятся биржевого кризиса, заранее начнут скупать акции компаний из защитных секторов.
Инвестиции — это несложно
Почему акции могут упасть
Высококонкурентный сектор. Кроме традиционных продуктовых ретейлеров, среди которых ГК «Окей» далеко не самый крупный, есть мультикатегорийные онлайн-ретейлеры: Ozon, Wildberries, — которые торгуют и продуктами питания, сервисы доставки продуктов «Яндекс-лавка», «Самокат» и другие. А где высокая конкуренция — там большие капитальные и операционные затраты и низкая итоговая маржа.
Проблемы сети гипермаркетов. Выручка сети гипермаркетов «Окей» стагнирует, и это вряд ли можно списать на неэффективность конкретной сети: это проблемы самого сегмента, потому как гипермаркеты выходят из моды. Большое количество магазинов шаговой доступности и онлайн-игроков в последние годы активно перетягивали покупателей на себя, и они перестали так же охотно ездить в огромные гипермаркеты. Как итог — трафик в них упал.
Это заметили все основные игроки — и стали закрывать, переоборудовать в супермаркеты или просто перестали открывать новые гипермаркеты, и их количество начало уменьшаться. Если в первой половине десятилетия в России прибавлялось около 100 гипермаркетов в год, то далее темп прироста замедлился — и в итоге перешел к стагнации и убыванию. Ну а уж во времена пандемии тенденции преимущественных походов в ближайшие к дому магазины и заказа онлайн-доставки еще более усилились.
Не очень хорошие мультипликаторы. У компании не самые привлекательные мультипликаторы: довольно существенная долговая нагрузка, небольшая рентабельность собственного капитала, недешевая оценка. При этом неплохие показатели за 2017 год — во многом из-за прибыли от продажи супермаркетов X5 Retail Group. Ну а уж в сравнении с публичными конкурентами по сектору мультипликаторы выглядят еще менее привлекательными.
Отсутствие дивидендной политики. Несмотря на то что компания ежегодно на протяжении многих лет платит дивиденды, четкой и понятной дивидендной политики, которая давала бы некоторую определенность насчет размера дивидендов, нет.
Нескучный ретейл: зачем «О’КЕЙ» обновляет свои гипермаркеты
Если омниканальность — это следование рыночному тренду, то трансформация гипермаркетов — ответ на вызов времени, то есть на конкуренцию со стороны магазинов у дома, а также онлайн-ретейла. «Формат во всем мире теряет популярность, — констатирует партнер Bain & Company Евгений Белащенко. — Ритм жизни существенно ускорился, и многие покупатели больше не готовы тратить несколько часов на покупки впрок каждые выходные».
Первый обновленный гипермаркет «О’КЕЙ» открылся в московском ТРЦ «Европолис». Компания рассматривает его как экспериментальную площадку, которая позволит протестировать разные решения. Самые удачные из них сделают основой новой концепции. «Нам важно увеличить эффективность продаж с каждого квадратного метра. Но мы еще и хотим сделать так, чтобы поездка в наши гипермаркеты стоила потраченного времени», — говорит генеральный директор группы компаний «О’КЕЙ» Армин Бургер. Ставки довольно высоки: хотя группа также развивает сеть дискаунтеров «Да!» и онлайн-платформу, гипермаркеты пока генерируют почти 85% выручки.
Свежее решение
Гипермаркетам аналитики предсказывают самые большие изменения в ближайшие годы. Однако на российском рынке, по мнению генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ситуация будет не столь драматичной, как, например, в США: «Там магазины столкнулись с более серьезным оттоком покупателей, поскольку расположены в нескольких километрах от крупных городов. В России операторы предпочитали площади в крупных ТЦ, что гарантировало дополнительные покупательские потоки. Но думать о перезагрузке придется, прежнего трафика уже не будет».
В чем проигрывает формат? Непродовольственные товары, которые составляют почти половину его ассортимента, современные потребители предпочитают покупать в интернет-магазинах. Широкий выбор товаров повседневного спроса продается в магазинах у дома, которые провели большую работу и предложили приемлемые цены. Поэтому первое, что сделали в сети «О’КЕЙ», — пересмотрели ассортиментную матрицу. Одежду, обувь, спортивные товары покупатели приобретут в специализированных сетях или интернет-магазинах. Противопоставить что-то этому мощному тренду невозможно, поэтому почти 80% товаров non food решили сократить. В матрице оставили лишь то, что пользуется наибольшим повседневным спросом. Несколько категорий — товары для дома, детей, средства по уходу за внешностью, сезонные товары — напротив, расширили и пересмотрели требования к поставляемым брендам.
«Мы поставили на первое место качество, а не количество, — поясняет Армин Бургер. — Новая цель — наполнить полки продукцией, которую любая хозяйка захочет приобрести для украшения своего дома».
Самые значительные изменения коснулись свежих товаров. Ставку сделали на трафикообразующие категории фреш, ультрафреш и продукцию собственного производства. Торговые площади под их выкладку увеличили в 1,5 раза. В результате в гипермаркетах «О’КЕЙ» можно купить более 5000 наименований охлажденного мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, овощей и фруктов. В группе уверены, что широкий ассортимент свежих товаров, который не сможет предложить ни один магазин у дома, — важный для потребителей аргумент. Эту категорию товаров даже лидеры мирового онлайн-ретейла продают преимущественно в офлайн-точках: многим важно выбрать стейк или рыбу в торговом зале, а не на экране компьютера. «Работа со свежими товарами требует открытых дисплеев, поддержания привлекательной выкладки. Если добавить к этому доступные цены, получится весьма интересное предложение», — считает Евгений Белащенко.
Покупателям предложат также дополнительные услуги. Помимо чистки рыбы и нарезки сыров и мясных изделий, в магазине есть сервис по приготовлению блюд и выпечки на заказ. Бизнес-процессы выстроили таким образом, чтобы была возможность выполнить практически любой заказ. «Мы не готовим из продуктов, представленных в магазине. У производственного подразделения свой пул поставщиков», — рассказывает Армин Бургер. Порадовать обещают не только любителей блюд ресторанного уровня, но и ценителей вина.
Ассортимент винного отдела формировал специалист «О’КЕЙ», получивший международную квалификацию Master of Wine.
Цель — ответить на разные запросы, будь то добротное вино для обычного семейного ужина или нечто особенное для торжественного события. Чтобы облегчить покупателям выбор, в гипермаркете заработал сервис «цифровой сомелье». Достаточно поднести штрихкод к сканеру, и система выведет на экране полную информацию о выбранном вине: сорт винограда, регион производства, оптимальная температура подачи, сочетаемость с блюдами.
В уютной атмосфере
Сокращение площадей — общий тренд для гипермаркетов. Обновленный «О’КЕЙ» не стал исключением: вместо 11 000 кв. м осталось 5500 кв. м. Торговое пространство при этом кардинально изменилось.
Для создания уютной неформальной атмосферы пригласили итальянское дизайн-бюро Paolo Lucchetta+Retail Design. Основной цветовой гаммой его специалисты сделали теплые бежевые оттенки. Предпочтение в отделке отдали декору из дерева, оригинальным принтам и ярким информационным баннерам. Торговый зал разделили на несколько самостоятельных товарных зон, дизайн которых транслирует ключевые для продаваемых товаров идеи. Отдел овощей и фруктов выполнили в стилистике фермерского рынка, отдел детских товаров — в виде игровой комнаты. В отделе товаров для дома представили коллекции товаров. «Shop in shop — хорошее концептуальное решение, открывающее новые возможности для эффективного использования площадей», — считает Михаил Бурмистров. Изменились и принципы выкладки: связанные группы товаров теперь размещают на едином компактном пространстве. К примеру, рядом со стейками разместили не только разные виды соусов и вина, но и сковороды и посуду. Это экономит время на совершение покупок.
Эмоциональный опыт — важная составляющая для современных потребителей. В некоторых сетях пытаются развлечь покупателей, демонстрируя процесс приготовления блюд. В «О’КЕЙ» решили добавить приятных гастрономических впечатлений.
На входе в обновленном гипермаркете разместили кофейню, на стеллажах которой выложили выпечку, сэндвичи и напитки. Площадь проектировали так, чтобы осталось пространство для нескольких посадочных мест — для желающих перекусить прямо на месте. Эффективность решения еще предстоит проверить, но уже сейчас видно, что кофейня привлекла совершенно новую аудиторию: ее посетителями стали сотрудники других магазинов и ТЦ. Ресторанная зона в отделе кулинарии была значительно расширена. Посетители смогут не только купить блюда домой, но и попробовать их на месте. В посадочной зоне установили микроволновку и станции для зарядки гаджетов.
Широкий диапазон
Российские инвесторы выдали «О’КЕЙ» большой кредит доверия: объем торгов на Московской бирже в первый день составил около 2,5 млн GDR, что в 40 раз превышает средний дневной объем торгов теми же бумагами на Лондонской фондовой бирже за последние три месяца.
За январь–сентябрь 2020 года группа показала рост чистой розничной выручки на 5,8%, почти до 124 млрд рублей, так что может позволить себе довольно серьезные вложения в трансформацию.
В гипермаркет в «Европолисе» было инвестировано более 300 млн рублей. Уже в первые недели выручка с квадратного метра и средний чек заметно выросли. В следующем году планируется открыть 5–7 гипермаркетов в новой концепции. Бюджет на переоборудование каждого из них будет скромнее — примерно по 100–200 млн рублей. «Какие-то идеи мы, вероятно, доработаем. Кроме того, не стоит забывать про гибкость подхода. Ретейл — это всегда соответствие запросам конкретной аудитории и конкурентному окружению», — говорит Армин Бургер.
В пандемию гипермаркеты получили тактическое преимущество. Обеспокоенные потребители выбирали для покупок просторные магазины, где полностью соблюдают все санитарные нормы, а отсутствие очередей гарантировано портативными сканерами и кассами самообслуживания, позволяющими оплачивать товары бесконтактно и быстро. Плюс гипермаркеты напомнили о своем «родовом отличии» — возможности выбора благодаря широкому ассортименту, что немаловажно для семейных или индивидуальных закупок в крупном объеме на длительный срок. По итогам девяти месяцев 2020 года чистая выручка гипермаркетов «О’КЕЙ» увеличилась на 0,8%, до 105 млрд рублей. Теперь стратегическая цель группы — создать долгосрочные преимущества. Без мощного онлайн-направления ее не достичь. «О’КЕЙ» первым среди продуктовых ретейлеров запустил онлайн-сервис okeydostavka.ru, доставляющий товары как на дом, так и в пункты выдачи в гипермаркетах. Воспользоваться им могут жители Москвы и Санкт-Петербурга (сейчас в этих городах сервис приносит сети 3,6% и 1,9% чистой выручки соответственно). Чтобы предложить оперативную доставку жителям других регионов, группа «О’КЕЙ» подписала в этом году соглашение о доставке продуктов с онлайн-сервисами «СберМаркет» и iGooods.
По словам Армина Бургера, сочетание и развитие трех форматов обеспечивает финансовую устойчивость группы. Онлайн-направление за девять месяцев показало рост продаж на 30%, а сеть дискаунтеров «Да!» — на 46,6%. «Современные потребители ценят выбор. Чем больше форматов покупки мы предложим, тем проще нам будет поддерживать свою конкурентоспособность», — резюмирует генеральный директор «О’КЕЙ».
О’Кей (сеть магазинов)
Патрик Лонге (генеральный директор)
▲ 82,7 млрд руб (2010 год, МСФО)
«О’кей» — российская сеть магазинов. Управляется компанией «О’кей групп», строит торговые комплексы компания «Доринда» (офисы компаний расположены в Санкт-Петербурге).
Содержание
История
18 ноября 2009-го года сеть открыла первый магазин формата гипермаркет в Москве в ТРЦ «Золотой Вавилон» в Ростокино.
Собственники
Номинальный единственный (100 %) владелец сети — люксембургская компания O’Key Group (ранее Dorinda Holding S.A. [3] ).
Руководство
Генеральным директором с марта 2007 года является Патрик Лонге, ранее занимавший пост генерального директора российской розничной сети «Ашан».
Деятельность
Выручка в 2010 году составила 82,7 млрд руб. (в 2009 году, по данным инвесткомпании Pollyanna Capital Partners, 67 млрд руб. [5] ).
«О’кей» на Украине
Как стало известно позже, все (кроме харьковского) освободившиеся площади украинских гипермаркетов «О’кей» переданы в аренду французской сети «Ашан», которая также, к тому времени уже около двух лет работали на рынке Украины. Соответствующий договор подписан 25 августа 2009 года, сумма сделки не разглашается. [10]
Харьковский гипермаркет вместе с оборудованием и землёй передан в аренду крупнейшему украинскому ретейлеру Fozzy Group. [9]
Происшествия
Окей, «О`Кей»! В чем особенности новой концепции гипермаркетов (фоторепортаж)
В настоящее время ГК «О’КЕЙ» развивает два формата: гипермаркеты «О’КЕЙ» и дискаунтеры «ДА!», которые за 9 месяцев года показали значительный рост, – чистая выручка сети, в которую на данный момент входит 105 магазинов, выросла на 30% LFL. Говоря о гипермаркетах, отметим, что сеть крупноформатных объектов сейчас включает 77 торговых пространств.
Первый пилотный гипермаркет в новой концепции ГК «О’КЕЙ» запустил в середине сентября 2020 года. Он открылся в ТРЦ «Европолис» (Ростокино), который также переживает масштабное обновление. К слову сказать, объект для премьеры новой концепции был выбран удачно, – в интерьерах обновленного торгового центра и новый «О’КЕЙ» выглядит более органично, и аудитория, которая привыкла посещать гипермаркет в данной локации, лояльно восприняла временное ограничение в его доступности.
Необходимость масштабной трансформации сети гипермаркетов возникла в ответ на новые вызовы рынка. Новые покупательские сценарии, изменения в потребительской корзине, требования к безопасности торговых пространств, – всё это в сочетании с усилившейся конкуренцией с небольшими, но доступными «магазинами у дома» и активным развитием онлайн-каналов покупки продуктов питания и товаров для дома требовали кардинальных изменений в структуре гипермаркетов.
Всё большую долю в корзине покупателей занимают продукты категорий фреш и ультрафреш. Несмотря на снижение покупательской способности, овощи и фрукты, а также продукты для быстрого приготовления сбалансированных блюд становятся основными в общем объеме закупок. В крупных торговых сетях в топ-10 продуктов и в 2019, и в 2020 году входят яблоки, томаты, огурцы, охлажденная курица и рыба. В то же время снижается популярность сахара и кондитерских изделий.
«Ассортимент гипмермаркетов в новой концепции – сбалансированный и покрывает все основные потребности аудитории в свежих качественных продуктах. Мы расширили долю продукции категории фреш и ультра фреш, предлагая свежую рыбу, морепродукты, птицу, мясо, яйца, молочные, сыры, колбасы – около 5 000 наименований. Это намного больше, чем может предложить магазин у дома. Ключевым приоритетом компании остаётся качество товаров, поэтому мы строго отбираем поставщиков и совершенствуем стандарты качества внутри компании», – отметили представители ГК «О’КЕЙ».
Торговая площадь под эти категории увеличена вдвое, вырос и ассортимент, – теперь в категории ультрафреш представлено более 500 SKU, а фреш – 4500. При этом на 80% сократилась представленность товаров непродовольственного ассортимента. В новой концепции акцент сделан на продукцию, которая пользуется наибольшим повседневным спросом, это категории детских товаров, товаров для дома, косметики и уходовых средств, а также сезонных товаров.
Повышается в ассортименте розничных сетей доля промо-предложений и качественных СТМ. По данным Nielsen, сегодня более 80% покупателей приобретают товары под собственными марками ритейлеров, и эта доля продолжает расти. СТМ уже не рассматриваются как товары базового рациона, потребители охотно покупают и СТМ в категориях ЗОЖ, вегетарианских продуктов, алкоголя, чая и бытовой химии.
Растут и онлайн-продажи СТМ, Nielsen оценивает рост за 9 месяцев 2020 в 174%. При этом по степени проникновения собственных торговых марок Россия пока значительно отстает от стран Европы, а значит, расширение таких товаров в ассортиментной матрице можно считать одним из важных драйверов повышения прибыльности торговли.
А теперь предлагаем читателям New Retail пройтись по премьерному гипермаркету «О`КЕЙ» в новой концепции и оценить все её элементы.
Площадь гипермаркета составляет 5500 кв. м. вместо привычных 7 000 кв. м. Это значит, что покупатели могут приобрести все необходимые товары за максимально короткое время, не затрачивая часы на шопинг.
Те, кто бывал в гипермаркете до обновления, конечно, обращают внимание на изменение его «лица». Раньше все было достаточно стандартно и минималистично: светлая плитка, белые стены и стеллажи, стандартный цвет и POS-элементы, вносящие в общий интерьер редкие яркие пятна.
Теперь можно говорить об особой атмосфере, которая достигается с помощью современных отделочных материалов и освещения – в интерьере много дерева, ярких цветовых акцентов и диджитал панелей. Упростилась и навигация по торговому залу, – многочисленные указатели, вывески позволяют легко ориентироваться в разнообразии отделов и сервисов, многие из которых появились в гипермаркете впервые.
У многих отделов появилось свое лицо: например, дизайн отдела детских товаров выполнен в стилистике детской комнаты, с обоями в горошек и напольным покрытием теплых комфортных оттенков. По словам представителей ГК «О’КЕЙ», при формировании нового стиля гипермаркетов компания привлекла итальянское дизайн бюро Paolo Lucchetta Retail Design.
Иначе стал выглядеть и отдел товаров для дома. Вместо нейтральной выкладки – стеллажи темного дерева, на которых представлены разнообразные коллекции товаров для дома и посуды. Отделы стали напоминать уютные комнаты, в которых, благодаря свету и отделке, создается особая атмосфера.
Выкладка и декоративные элементы зоны овощей и фруктов отсылают посетителей к ощущению фермерского рынка, при этом отдел занимает значительную центральную часть гипермаркета.
В обновленном формате ритейлер начал более активно группировать товары, что сразу сказалось на объеме корзины и среднего чека. Так, в отделе стейков покупателю сразу предлагается купить специи, напитки, а также кухонные принадлежности для приготовления мяса – сковороды, гриль, прихватки и прочие сопутствующие товары. Приём не новый, однако, в структуре нового «О’КЕЙ» таких групп стало гораздо больше.
В конкурентной борьбе с онлайн-сервисами доставки продуктов, интернет-магазинами и «магазинами у дома» гипермаркеты имеют серьезный аргумент – площадь, которая позволяет интегрировать в матрицу магазина большое количество клиентских сервисов. «О’КЕЙ» в обновленной концепции запустил сразу несколько элементов, которые являются для посетителей дополнительными точками притяжения. Особенно в условиях ограничений покупатели хотят получить максимальную пользу от посещения гипермаркета, которая складывается не только из обширного ассортимента и приятного антуража.
Особое место в матрице «О’КЕЙ» теперь занимает ресторан, площадь которого расширена. Он расположен вблизи отдела кулинарии. Здесь можно выпить чашку кофе или перекусить более плотно блюдами собственного производства ритейлера. Для удобства посетителей организована возможность зарядить устройства и при необходимости ресторан может стать и комфортным рабочим местом.
Для тех, кто спешит, действует и кофейня, которая как раз находится у входа в гипермаркет. Таким образом, у посетителя не возникает необходимость ради чашки кофе обходить весь торговый зал. Кстати, если раньше концепция торговых пространств была построена с целью провести любого покупателя по всему «покупательскому кругу», и навести его на идею покупок, актуальная философия гипермаркета основана исключительно на удобстве. И если ему нужна лишь чашка кофе и выпечка, он имеет возможность быстро их получить.
В числе других новых услуг стоит упомянуть сервис по выпечке тортов на заказ, сервис по нарезке сырных и мясных тарелок, а также популярный сервис по очистке рыбы нарезке мяса. Любой покупатель может заказать изготовление любых блюд собственного производства «О’КЕЙ» и, как рассказывают в компании, популярность этой услуги растет.
Покупатели «О’КЕЙ», которые привыкли заказывать продукты онлайн, также могут приобрести любимые продукты с доставкой на дом или в пункт выдачи click&collect. Этот сервис также открыт в обновленном гипермаркете.
Обновленный формат гипермаркетов «О’КЕЙ» – это инновационные IT-решения, цифровизация процессов и персонализированные коммуникации с покупателем.
Так, в обновленных гипермаркетах в ближайшее время появится инновация – цифровой сомелье. Система выводит на экран подробную информацию о вине – от сорта винограда до рекомендаций по сочетанию блюд. Собственные компетенции компании, в том числе международный специалист с квалификацией Master of Wine, позволяют сформировать в винном отделе гипермаркета оптимальное предложение O’KEY Selection.
Внедрена в новом гипермаркете и система самостоятельного сканирования товаров O’KEY-scan, которая была разработана ритейлером в 2018 году. Система полностью интегрирована с программой лояльности, и позволяет пользователям видеть персональные скидки и контролировать размер корзины в режиме реального времени.
Аналитики «О’КЕЙ» отмечают, что система самостоятельного сканирования способствует росту чека, минимум, на 15%. Это объясняется тем, что покупатель видит сумму покупок, и, не боясь выйти за рамки бюджета, кладет в корзину всё, что считает нужным. Использование сканера экономит и время, проведенное на кассе, так как финальный список покупок оплачивается на кассе самообслуживания. Для того чтобы сделать процесс покупки максимально удобным, у касс самообслуживания улучшили функциональность, интерфейс и системы тач-скрин.
Обновленный «О’КЕЙ» (Ростокино) произвёл приятное впечатление. В планах ритейлера продолжить модернизацию по несколько гипермаркетов в год. Сумма инвестиций в обновление каждого объекта будет зависеть от его площади и технического состояния.
Благодарим пресс-службу ГК «О’КЕЙ» за содействие в создании материала.