Что такое любознательный человек
Какого человека можно назвать любознательным
Ответ или решение 2
Что такое любознательность
Для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, который представлен в задании, следует сначала разобраться что включает в себя понятие любознательность. И так, по-моему мнению любознательность это:
Таким образом, опираясь на значение этого понятия можно охарактеризовать человека, которого называют любознательным.
Какого человека можно назвать любознательным
И так, кто же такой любознательный человек? Мне кажется, что любой любознательный человек, это прежде всего человек, который каждый день, каждый час думает о том, где бы найти какую-то новую, интересную, познавательную, раннее не известную данному человеку информацию. Таким образом, любознательный человек постоянно находится в поиске новой информации или нового знания.
Также следует помнить, что любознательно человека должны интересовать не только факты, события и знания в близкой ему области, но и также то, что выходит за рамки его интереса. Например, человек который активно занимается педагогической деятельностью, также должен интересоваться политикой, искусством, психологией, спортом, историей, и другими аспектами. Только тогда, когда человек будет активно интересоваться разными сторонами мира, искать новое и не известное ему раннее везде, тогда мы сможем назвать этого человека любознательным. Как говорится, что любознательный человек должен быть любознателен во всем.
Еще один аспект, который позволит назвать человека любознательным, это постоянное усовершенствования человека в той или иной сфере. Это значит, что любознательный человек никогда не скажет, что в той или иной области он знает все. Это связано, прежде всего, с тем, что наука, современный мир, спорт и искусство не стоит на месте. По мимо всего этого, в мире каждую минуту или даже секунду происходит что-то новое. И именно поэтому человек должен всегда развиваться, интересоваться новыми знаниями и никогда не останавливаться на достигнутом.
Любознательность
Мы все любознательны от природы: с самого рождения ребенок стремится познать мир вокруг, его интересует буквально все, он подходит к каждой новой ситуации с предвкушением и множеством нерешенных вопросов. Почему взрослый подход к открытиям, как правило, отличается узостью восприятия, наличием страхов и предубеждений? Нужно ли специально развивать любознательность и как это делать, чтобы быть творческим человеком и решать проблемы намного эффективнее? На эти вопросы попробуем ответить в нашей статье.
Итак, дети всегда готовы поглощать новую информацию в огромных количествах, их не пугают трудности, а постоянно возникающие проблемы не вызывают стресс: для них это всего лишь возможность взглянуть на ситуацию с другой интересной точки зрения. Таким образом, дети быстро адаптируются к меняющимся условиям и максимально эффективно используют свое новое положение. Мы смотрим на них и думаем: «Ого, это невероятно, как легко они учатся и приспосабливаются». Это похоже на волшебство, однако дело всего лишь в природной любознательности.
Взрослый воспринимает новую информацию со страхом потому, что в ней имеется доля неопределенности, а значит повышается вероятность ошибок и неудач. Это нас пугает, мы склонны сомневаться в себе и оправдывать свое бездействие. В результате мы просто перестаем идти дальше и возвращаемся в свою зону комфорта, не получив нового опыта.
А теперь просто задумайтесь о тех возможностях, которые упускают взрослые, потому что боятся идти вперед и задавать вопросы, боятся ошибиться и изменить привычную жизнь, думают, что не смогут адаптироваться к новым обстоятельствам. Вспомните свои упущенные шансы роста и развития, которым вы сказали «нет» просто потому, что решили остаться в своей зоне комфорта.
К сожалению, такова по большей части реальность взрослой жизни, но при желании все можно изменить: вернуть ту искру любознательности, которая была у нас в детстве. Для этого нужно прежде всего быть открытым новым возможностям, которые окружают нас в огромном количестве.
Что такое любознательность?
Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.
Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.
Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.
Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.
Преимущества любознательности
Эта привычка открывает множество дверей и возможностей, которые иначе не были бы доступны человеку. Вот далеко не исчерпывающий список преимуществ любознательного человека:
Если вы сможете добавить к этому списку еще несколько преимуществ, это будет означать, что вы уже готовы стать любознательным.
Как стать любознательным?
Лучший способ практиковать любознательность – постоянно бросать вызов, ставить под сомнение полученную информацию и интересоваться всем, что вас окружает. Анализируйте все, что чувствуете, видите и слышите, свое поведение в разных ситуациях и свои мысли. Задавайте себе вопросы о взаимодействии с другими людьми: об их мотивах, действиях и ценностях.
Чем чаще вы будете подвергать сомнению происходящее вокруг, тем скорее сможете понять, что все устроено не совсем так, как кажется на первый взгляд. Мы часто воспринимаем многие вещи «по умолчанию», не вдаваясь в подробности, не осознавая, что существует множество интересных скрытых слоев, которые можно разглядеть только в процессе пристального изучения.
На протяжении дня задавайте себе простые вопросы обо всем:
Это только первый этап, который будет стимулировать вас к появлению более сложных идей и к более глубокому пониманию вещей. Не стоит ограничиваться конкретным временем для развития любознательности, будьте таким всегда.
Скажем, вы проходите мимо телефонного столба. Внимательно вглядитесь в него и задайте себе следующие вопросы:
Постоянно разминайте мозги, изучайте точно так же любой другой предмет: свисток, перчатки, телевизор, зонтик, тостер. Если вы будете практиковаться хотя бы пару раз в неделю, то будете поражены, какой прекрасный и интересный мир нас окружает. Это придаст силы читать, узнавать, задавать дальнейшие вопросы. Появится масса идей и возможностей.
Является ли любознательность ключом к интеллекту? Дело даже не в количестве знаний, а в количестве так называемых пересечений. Через какое-то время вы научитесь видеть общие концепции и станете мыслить абстрактно, этот навык поможет вам находить эффективные решения проблем. А постоянные вопросы и поиск ответов на них без сомнения повысят уровень вашей эрудиции.
Кроме того, без любознательности невозможно творчество. Вспомните самых великих людей искусства (от Леонардо да Винчи до Пикассо) и поймете, насколько любознательность повлияла на их гениальность.
Правила любознательного человека
Всегда носите с собой блокнот
Любознательность развивается при помощи двух вещей: вопросов и идей. Ответы на вопросы расширяют наше понимание действительности, что помогает нам создавать новые идеи.
Помните, что мозг ленив, и его необходимо постоянно подталкивать в нужном направлении. Как часто вам приходили в голову интересные, оригинальные мысли, но вы не записывали и потом просто забывали их? Причина проста: лень.
Сложно по нескольку раз в день бегать за блокнотом и искать ручку, чтобы зафиксировать гениальную мысль, поэтому возьмите себе в привычку всегда носить их с собой. Купите максимально удобный блокнот, не жалейте времени и денег.
Что же нужно записывать? Все, что кажется вам достойным внимания. Это легко понять. В вашей голове есть банальные мысли, которые прокручиваются каждый день и не несут никакой ценности. А есть и другие – наблюдения, выявление закономерностей, интересные метафоры. Все это переносите в блокнот.
Бросайте непрерывный вызов самому себе
Это значит, что вы должны подвергать сомнению свои знания, умения, навыки и убеждения. Спорьте с самим собой, ищите что-то новое. Понять, что вы достигли нужного эффекта, можно по ощущению свежего воздуха в голове – это значит, что вы избавились от ржавой мысли, застойной воды и наполнили мозг новой информацией.
Превращайте свои проблемы в игры. Это избавит вас от стресса и скуки, а также позволит практиковать творческое мышление.
Станьте детективом
Станьте ученым, изобретателем, детективом или даже ребенком. Превратите свою жизнь в исследовательскую лабораторию.
Учтите, что эти четыре роли задают совершенно разные вопросы. Ученый постоянно экспериментирует и наблюдает, изобретатель придумывает то, что делает жизнь проще, детектив обращает внимание на детали, ребенок играет и творит без страха ошибиться.
Ловушки любознательности
Всегда и во всем важно знать не только, что нужно делать, но и то, чего делать нежелательно. Рассмотрим самые распространенные ловушки любознательности.
Страх
Когда мы живем в страхе, то склонны замыкаться, сомневаться, мы прекращаем рисковать. И это, безусловно, мешает думать нестандартно, когда дело доходит до решения проблем.
Поэтому прежде всего возьмите блокнот и проведите сеанс саморефлексии, задавая себе вопросы о том, чего вы боитесь и почему.
Гордость
Гордость – это, по сути, глубокое удовольствие или удовлетворение, вытекающее из собственных достижений. Она может быть как наградой за успехи, так и препятствием для новых открытий.
Если вы хотите быть любознательным, то должны понимать: в этом процессе нет конечной точки, это на всю жизнь. Не позволяйте себе останавливаться на достигнутом и расслабляться. Ведь это глупо – отдыхать от любознательности, разве не так?
Невежество
Незнание обычно определяется как общее отсутствие знаний и осведомленности о предмете. А вот невежество гораздо опаснее. Это, скорее, непонимание того, что ты чего-то не знаешь.
Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда учитывайте один важный момент: истина в любой момент может оказаться ложной. Безусловно, у вас должны быть принципы и убеждения, однако всегда проявляйте бдительность, наблюдайте за ними и время от времени подвергайте их сомнению.
Скука
Нам скучно в полностью изученном пространстве, где мы уже все знаем, у нас нет никаких вопросов, не осталось новой пищи для ума. Скука ограничивает возможности, тогда как увлеченность и любознательность позволяют открывать новые двери.
Можно сказать, что скука – это полная противоположность любознательности. А значит, вы должны ловить себя на этом состоянии ума и активно бороться с ним. Возможно, придется заставлять себя интересоваться миром, а не надеяться, что все пройдет само собой.
Помните, что для развития любознательности нужно прилагать определенные усилия. Если вам скучно, это не значит, что вы такой человек и ничего нельзя изменить. Это всего лишь состояние, из которого можно выйти за считанные секунды, если задать себе правильные вопросы, о которых мы говорили в статье.
Любопытство и Любознательность: Что Это Такое И В Чем Отличие
Привет, на связи Игорь Зуевич ✋ Недавно мы уже говорили с вами о том, как любознательность помогает нам узнавать новое, развиваться, становиться лучше и создавать успешный бизнес. А ведь есть два понятия: любознательность и любопытство. Так что же это такое, и чем они отличаются друг от друга?
⚡️Мы с детства проявляем интерес к окружающему миру, к получению новых знаний, к людям и их жизни. Любознательность для большинства ассоциируется с чем-то позитивным, с познанием, с самосовершенствованием, с обучением. А любопытных никто не любит. Ведь они вечно суют свой нос в чужую жизнь без всякой видимой причины.
⚡️Любопытство — качество, присущее не только людям, но и животным
Это — желание всегда знать все обо всех и обо всем, даже если от этого наша жизнь никак не изменится. И если любопытные животные вызывают смех и умиление, то любопытных людей стараются избегать.
⚡️Еще бы, представьте, что кто-то слишком любопытный постоянно спрашивает вас о том, что его никак не касается:
✔️Почему у тебя нет детей?
✔️Когда ты, наконец, выйдешь замуж (женишься)?
✔️Какая у тебя зарплата?
⚡️Конечно, такой интерес не может не раздражать! Тем более, что полученная информация никак не сможет изменить жизнь любопытного в лучшую сторону.
⚡️Говорят, что у любопытных родителей, дети тоже любопытны. Но это не наследственность, а привычка, которая вырабатывается в результате наблюдений за поведением матери и отца. Поэтому стоит прививать детям только хорошие привычки с самого раннего возраста. И личный пример здесь очень важен.
⚡️Если родители интересуются искусством, путешествиями, новыми технологиями, спортом, и массой других важных и полезных вещей, то дети обязательно последуют их примеру. А когда мама подсматривает в глазок за соседями, то и сын или дочь, с большой вероятностью, вырастут такими же любопытными.
⚡️Порой, одни и те же вопросы могут в разных ситуациях быть уместными или нет. Например, когда о вашем весе или объеме талии спрашивает врач, то это — необходимая информация. А если спрашивают знакомые — праздное любопытство.
⚡️Что касается любознательности, то здесь не может быть никаких сомнений: это всегда — стремление учиться, узнавать новое. Это некий внутренний стимул к расширению своего кругозора, к тому, чтобы меняться самому и менять окружающий мир.
⚡️Любознательность вызывает уважение и даже восхищение
Ведь она заставляет людей по крупицам находить важную информацию, читая книги, статьи, и просматривая видео в интернете. Любознательные люди ходят в театры и музеи, много путешествуют, пробуют себя в различных видах спорта, учатся играть на музыкальных инструментах или лепить вазы из глины.
⚡️Список можно продолжать бесконечно, ведь наш мир огромен, и для его познания не хватит всей жизни. Но все, что мы узнаем, благодаря своей любознательности, помогает нам в построении карьеры, в бизнесе и в отношениях.
⚡️Даже само слово «любознательность» напоминает нам о том, что это — любовь к знаниям. Любознательный человек не просто хочет что-то узнать, но и всегда четко представляет, для чего это ему нужно.
⚡️Это не всегда те знания, которые можно использовать для работы или бизнеса. Возможно, человек просто хочет научиться чему-то новому, чтобы проводить время с пользой, а не за просмотром сериалов или аккаунтов друзей в социальных сетях.
⚡️В то время, как любопытство — это неконтролируемое желание знать все обо всех, которое не имеет никакой конкретной цели. Как нам может помочь в жизни знание о том, что соседи ругаются, а сын друзей потерял работу? Конечно же, никак! Именно поэтому, любопытство может иметь негативный оттенок.
⚡️Как правило, суют свой нос в чужие дела те, у кого в собственной жизни ничего интересного и важного не происходит. Любопытство не несет в себе созидания, а скорее, наоборот, разрушает. В первую очередь, разрушает отношения любопытных людей с окружающими.
⚡️Нередко любопытные люди не только подсматривают, подслушивают и задают вопросы, но и распространяют сплетни и плетут интриги, вмешиваются в чужую жизнь и портят другим людям карьеру и отношения. Как видите, ни к чему хорошему любопытство не приводит.
⚡️А ведь любопытство — природный инстинкт, заложенный в каждого из нас с рождения. И если научиться его контролировать и вовремя себя останавливать, то даже самый любопытный человек сможет сместить фокус интереса с других людей на познание окружающего мира.
⚡️Вам ничем не помогут знания о доходах приятеля. А если вы будете работать над собственным проектом, то сможете повысить свою прибыль. Гораздо важнее заниматься созиданием собственной жизни, чем разрушением чужой.
⚡️Любознательность же, всегда — созидание. У любознательных людей активная жизненная позиция. Даже в выходные дни они предпочитают не просто отсыпаться или выпивать в баре. Такие люди выбирают заниматься своим хобби, совершают прогулки на свежем воздухе, общаются с единомышленниками, посещают курсы и тренинги.
⚡️В наше время весьма распространено мнение, что интернет и социальные сети — зло, что это затягивает и заставляет тратить многие часы драгоценного времени впустую.
⚡️Да, любопытные действительно тратят время, читая слухи, сплетни, просматривая фото знаменитостей и своих друзей просто так. Но любознательные находят здесь полезную для себя информацию, учатся, ищут мотивацию. Для них интернет — отличный инструмент, который помогает им в самосовершенствовании, в развитии бизнеса, отношений и получения новых знаний.
⚡️Если любопытство заложено в нас природой, то любознательность можно в себе развивать. Маленькие дети скорее любопытны, но по мере взросления у них появляется любознательность. И очень важно развивать в детях стремление к получению новых знаний. Тогда, став взрослыми, такие люди будут проявлять активный интерес ко всему новому.
⚡️И все же, как понять, любознательность это или любопытство?
Просто задайте себе вопрос: «Для чего мне нужно это знать, и так ли уж важно?»
Если вы четко представляете, как ответ на ваш вопрос изменит вашу жизнь, бизнес, отношения, то это — любознательность. Если же вы не понимаете, для чего вам такие знания, то это — любопытство.
⚡️Но и любопытство может принести пользу, ведь оно дано с рождения, а уже с возрастом можно, если двигаться в нужном направлении, развить на его основе любознательности.
❓Как развить в себе любознательность:
✔️учиться наблюдать. Начать можно с самого простого: наблюдайте за природой. Это не потребует от вас никаких усилий, но поможет сделать множество интересных открытий и находок;
✔️стремиться узнавать новое. Начать можно с того, что вам интересно. Потом процесс познания обязательно вас захватит, и вы откроете для себя новые интересы, о которых пока даже не подозреваете;
✔️выбирайте то дело, которое приносит удовольствие. Конечно, я не призываю бросать надоевшую работу прямо сегодня. Просто подумайте, чем бы вы предпочли заниматься, создайте стратегию развития своего нового проекта. Тогда рано или поздно любимое дело начнет приносить хорошие доходы и удовлетворение.
❗️ Любознательность и любопытство — две разные грани естественного интереса человека к окружающему миру
Если вы не хотите быть Варварой, которой «на базаре нос оторвали», то займите активную жизненную позицию, живите полной жизнью и не лезьте в чужие дела. Тогда мир для вас раскроется и заиграет яркими красками.
Как видите, если вы уже знаете о том, что такое любознательность и любопытство, то уже не будете путать эти понятия. Развивайте в себе любознательность, и постарайтесь избавляться от праздного любопытства, которое мешает жить. Используйте свои знания и мои рекомендации. Действовать лучше сообща и вместе с теми людьми, у которых уже есть опыт и результаты. Приходите в наши программы, заодно и заработаете больше!
Обязательно скачайте:
Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Какими Должны Быть В Instagram Посты Для Турагентства?
Любознательность Любознательный
Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа.
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…
Любознательность как качество личности – склонность к приобретению новых знаний, проявление потребности пытливого ума в стремлении к познанию окружающего мира, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
К бабушке на лето отправили внучку. Внучка смышлёная, любопытная, всем помочь старается… Вышла во двор. Видит, петух курочку обижает — задирается, запрыгивает на неё и бьёт по голове клювом. Увидела девчонка это безобразие, схватила палку и прогнала петуха. На шум выбежала бабушка. Поняв, в чём дело, объяснила: — Внученька, у нас тут много интересного происходит. Всё не так, как в городе. Учись разбираться, что к чему, проявляй любознательность, а только потом уже палкой. Иначе всю семью оставишь без яиц.
Гениальный Альберт Эйнштейн придавал огромное значение наличию любознательности в структуре личности: «Важно не переставать задавать вопросы… Не утрачивайте с годами святой любознательности». Люди, порой не прислушиваются к совету гения и давят на корню любознательность в своих детях. Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?»
Детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов. Когда родители утрачивают терпение и отмахиваются от детских вопросов, как от надоедливой мухи, происходит примерно такая ситуация, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях»: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», — увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр». — Ты почему не одел калоши? — Потому что перпендикуляр. — Почему грубишь? — Потому что перпендикуляр». Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.
В отличие от любопытства, представляющего склонность проявлять мелочный интерес к чему-либо без цели и пользы, желание узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное, любознательность – это сознательное стремление к приобретению новых знаний, живой интерес к тому, что может стать частью жизненного опыта. Любознательность проявляется в связке с разумностью и осознанностью. В сравнении с любопытством это более серьезное и глубокое качество. Любопытство, как бессознательное стремление к познанию, присуще и многим животным. «Тяга» к знаниям у этих качеств принципиально разная. Любопытный человек – это приземленный уровень, он норовит сунуть свой нос в чужой вопрос, в личное пространство окружающих, стремится узнать информацию личного характера о своём окружении, которую люди по понятным причинам не желают выставлять напоказ. «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» — гласит народная поговорка. В любопытстве отсутствует рациональное зерно, в то время как любознательность ищет его в каждом исследуемом вопросе. Любопытство – это поверхностное восприятие мира, это захват всего, что может и не пригодиться в жизни. Любознательность, как правило, задает себе вопрос: «Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»
Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Это позиция Ученика, воспринимающего жизнь, как урок. Ученик говорит: «Я не совершенен, жизнь – совершенна. Я должен измениться в лучшую сторону, и жизнь будет мне посылать энергию любви и процветания». Иными словами, в любознательности присутствует жирные плюсы – ее разум не блокирован ложным эго и поэтому готов воспринимать новое знание, готов учиться. Она не ставит себя выше других, то есть в ней отсутствует ярко выраженная гордыня, высокомерие и кичливость. Она в своем стремлении и любви к знаниям искренна, как ребенок. Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.
Преданным сыном любознательности был великий русский ученый Михаил Ломоносов. В книге «Слово о Ломоносове» Б.В. Шергин пишет: «– Ну и парень! – вторили монахи архиерейского подворья. – Принесли владыке книгу древлеписьменную для справок. Он поглядел и очки бросил: «Витиевато и узорно, а нечетко…» А Миша зачитал, будто с парусом по ветру побежал. И кряду вопрошает: «Владыка, куда солнце заходит?» Ну, тот пояснил, что в окиян-де – умыться, чтобы лучи просветить.
Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. В особенности очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого. Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги. Вот он узнает, что за рекой, в доме Дудиных, есть две книги по новой мудрости. «Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным, – рассказывает сам Ломоносов. – Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг пред наследниками Дудиными и, наконец, получил в вечное владение. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого, печати 1645 года, то были врата учености моей… У мужиков разговор: «почем хлеб да почем рыба»; у баб: «кто где женился, богату ли взял». А книга моя беседует мне: «Разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищен». Новые мысли, новые вопросы рождались в молодом уме. Бывая с отцом в Архангельске, где жило много иностранцев, Михайло начал пытать у многограмотных людей, нет ли таких книг, где бы протолковано было о дубах и семенах, о звездах и о теле человека. Городские грамотеи отвечали, что о звездах и о небе трактует наука астрология, а человеческим телом ведает антропология купно с медициною. Сия последняя знает и о растениях. Потому что «всяк злак на пользу человека…», кроме табаку… Науки эти все заморские, изложены латинским языком. – Латинскому языку где учат? – В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать… – Ну… Сей день не без завтра…
Михайле исполнилось девятнадцать лет, управя морские промыслы, осенью тысяча семьсот тридцатого года он упал отцу в ноги: – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться! У отца сердце озябло и ноги задрожали: – Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба-приятство… Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать. – Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быти враг, нежели друг? – Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и все богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю? Тебе!… Миша! Погляди-ко, – руки-те отцовы… как крюки!… Сколько я на веку работы унес!… Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?… – Татенька Василий Дорофеевич! Я с божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полет управить… Татенька, государь, благослови в Москву учиться… – Ну, сын… Воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошел, скитаться…» – Татенька, не плачь!… Воля твоя… – Нет, сын! Ты с отца волю снял!…
Той же зимы Михайло ушел из дому. Мимо шел на Москву рыбный обоз. Миша и ушел с обозом. Снес на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег. …Буря-непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов, О чем выдан ему пашпорт». С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: – Неслыханно! Отрок, из одной токмо жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу верст бежит в Москву учиться!…
Славяно-греко-латинская академия учреждена была еще в XVII веке при Заиконоспасском, что на Никольской улице, монастыре. Сюда земляк и привел Михаила. Удивился и отец архимандрит, ректор академии: – Преудивленно! У нас ребята от учения, как от заразы, бегают. Дубьем не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!… Податное сословие не препятствие: несть правила без исключений. Принятый в Спасские школы, как называли в Москве академию, Михайло ног под собой не чуял от радости. Ежели по доме какая слеза катилась, та назад воротилась. Низшие классы он прошел в один год. Через год умел уже сочинять латинские вирши – стихи. Латынь была тогда преддверием всех наук. Сочинения писались по-латыни. Михайло быстро одолевал класс за классом. Был первым в богословии и в философии, в красноречии и в поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и ее явления, в школе не преподавались. Конечно, пытливый и живой ум везде находил себе пишу. Библиотекарь и ключ отдал ревностному любителю наук: «Начитаешься, дак закрой! А я ужинать да спать!…»»