Что такое лубок в сказке конек горбунок
О чём сказка П. П. Ершова Конёк-Горбунок?
Осетры тут приплывают
И без крика подымают
Крепко ввязнувший в песок
С перстнем красный сундучок».
Если внимательно рассмотреть очертания Камчатки на карте, можно увидеть этот полуостров в виде большого Кита, хвост которого лежит на материке до Чукотки.
«Главный город Камчатки Петропавловск-Камчатский основан 6 (17) октября 1740 г. во время зимовки второй Камчатской экспедиции (1733-1743) русских мореплавателей во главе с Витусом (Иваном Ивановичем) Берингом».*
«Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит».
Автор отсылает читателя на этом уроке на сто лет назад, рассказывая о расширении владений и о замечательных географических открытиях того времени. Не забыл упомянуть и о землетрясениях и об извержениях вулканов, случившихся в 18 веке на полуострове.
«Вот в село он прибегает,
Мужиков к себе сзывает,
Черной гривкою трясет
И такую речь ведет:
«Эй, послушайте, миряне,
Православны христиане!
Коль не хочет кто из вас
К водяному сесть в приказ,
Убирайся вмиг отсюда.
Здесь тотчас случится чудо:
Море сильно закипит,
Повернется рыба-кит. »
Тут крестьяне и миряне,
Православны христиане,
Закричали: «Быть бедам!»
И пустились по домам.
Все телеги собирали;
В них, не мешкая, поклали
Все, что было живота,
И оставили кита.
Утро с полднем повстречалось,
А в селе уж не осталось
Ни одной души живой,
Словно шел Мамай войной!»
………….
«И. » Тут море закипело:
Появился чудо-кит
И к Ивану говорит:
«За твое благодеянье
Я исполнил обещанье».
С этим словом сундучок
Брякнул плотно на песок,
Только берег закачался».
«Некоторые пункты, составленные «особым комитетом»:
— маршруты следования конвоируемых сохранять в тайне;
— в Сибирь из Петербурга отправлять только по Ярославскому тракту, минуя Москву…
Маршрут, по которому отправляли большую часть осуждённых декабристов, проходил через города: Ярославль, Кострома, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тобольск, Тара, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск».*
На встрече Николая I с Пушкиным в 1826 году поэт «милость к падшим призывал» и высказал мысль о том, что если бы в декабре 1825 года он был в Петербурге, то возможно тоже находился в рядах восставших на Сенатской площади. На что царь посетовал Пушкину, но обещал прощение и освобождение от обычной цензуры, которая должна замениться личной цензурой царя… Позже Пушкин понял значение слов «освобождение от обычной цензуры». С каждым стихом к царю на рецензию не набегаешься. А.Х. Бенкендорф (начальник Третьего отделения) стал лицом, от которого зависела судьба пушкинского творчества и его личная судьба.
«Отпусти вину Ивану,
Я вперед уж врать не стану».
И, закутавшись в полу,
Растянулся на полу.
«Ну, для первого случаю
Я вину тебе прощаю…»
В этих словах Иван – сам автор, но П.П.Ершов не был на аудиенции у царя, а Пушкин был.
Нечего и говорить, как поразила А.С.Пушкина судьба декабристов и в особенности судьба его «первого друга» Ивана Ивановича Пущина. «Повешенные повешены,- писал он князю Вяземскому,- но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Он не забывал Пущина до последнего дня свой жизни и помянул его в те часы, когда умирал от полученной на дуэли раны.
А вот строки из стихотворения А.С. Пушкина «А.Шенье», в котором речь идёт о казни французского поэта:
«Заутра казнь, привычный пир народу
Но лира юного певца
О чем поет? Поет она свободу:
Не изменилась до конца!»
В конце этого стихотворения, написанного в мае-июне 1825 года, Пушкин рисует свой автопортрет-карикатуру среди трёх лошадиных голов, очень напоминающую голову Конька-Горбунка.
А вот ещё одно стихотворение Пушкина «Кобылица молодая»:
«Кобылица молодая,
Честь кавказского тавра;,
Что ты мчишься, удалая?
И тебе пришла пора;
Не косись пугливым оком,
Ног на воздух не мечи,
В поле гладком и широком
Своенравно не скачи.
Погоди; тебя заставлю
Я смириться подо мной:
В мерный круг твой бег направлю
Укороченной уздой».
Пушкин видит образы своих стихотворений и тут же рисует их. Мне представляется в виде Конька-Горбунка полёт мысли автора, то есть Иван на коньке – это не что-нибудь, а сам автор с его необузданным воображением. А кобылица молодая – конечно, обузданное автором вдохновение. Вдохновение включает, то есть рождает воображение, которое затем его же, вдохновение, и осёдлывает, создавая новые образы. Так вот, бескрылый Пегас, похоже, и есть наш Конёк-Горбунок с горбами – следами от былых крыл. Почему от крыльев остались только следы? Наверное, автор этим образом безкрылого конька хотел передать своё отношение к высшему «свету», оставшемуся (после казни и ссылки декабристов на каторгу) телом этого элитного общества, но без крыльев. Да, Пегас с длиннющими ушами… Так, пожалуй, это не конь, а длинноухий прыткий осёл?!
5. Ещё чуть-чуть о царстве-государстве и его царе.
В июле 1817 года состоялась свадьба Николая Павловича с принцессой Фридерикой Луизой Шарлоттой Вильгельминой Прусской, принявшей после крещения имя Александра Федоровна. В сказке есть такие строки:
«У далёких немских стран
Есть, ребята, окиян.
По тому ли окияну
Ездят только басурманы;
С православной же земли
Не бывало николи
Ни дворяне, ни миряне
На поганом окияне.
От гостей же слух идёт.
Что девица там живёт;
Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная».
Автор этими яркими эпитетами показывает, что православный народ называет онемеченных людей басурманами. В сказке упоминается, что невеста царя живёт на западе, но почему-то едет Иван за Царь-девицей для царя на восток:
«…Потеплее приоделся,
На коньке своем уселся;
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток
По тое ли Царь-девицу».
Что значит выражение: сесть на любимого конька, на своего конька? Так говорят, когда имеют ввиду излюбленную тему разговора, предмет постоянных рассуждений. В данной игре слов автор, вероятно, говорит о том, что наболело, о матушке-России (хлеба ломоток), о восточной её части, может быть, о Сибири…
Старший брат Николая умер, средний брат Константин отказался от венца, Николаю предстояло стать венценосным царём.
«Прикажи сейчас хоть в палки –
Нет пера, да и шабалки. » –
«Отвечай же! запорю. » –
«Я те толком говорю:
Нет пера! Да слышь откуда
Мне достать такое чудо?»
Шабалка – палка, конец (из объяснения старинных слов и выражений автором).
Если припомнить какое было прозвище у Николая I? Николай палочник… или Николай Палкин.
У Льва Николаевича Толстого есть рассказ «Николай Палкин». Вот слова простого солдата: « Тогда что было, — заговорил он. Тогда на 50 палок — и порток не снимали; а 150, 200, 300. — насмерть запарывали».
Это ужасное наказание, за которое его так начали называть: две шеренги солдат, через которую прогоняли провинившегося служаку, и каждый из солдат бил его палкой (дубинкой).
Да, вырисовывается образ жестокого человека, впоследствии ставшего примитивным деспотом.
Датой присяги Николая I перед войсками на Сенатской площади было назначено 26 декабря (14 декабря по ст. ст.) 1825 года. Именно эта дата стала определяющей в выступлении участников различных тайных обществ, вошедшем в историю как восстание декабристов.
« …Иван заплакал
И пошел на сеновал,
Где конек его лежал».
Разделим слово «сеновал» на части: сен и овал. Ну как можно ещё сокращённо назвать место на сенатской площади, где стоит «Медный всадник»? Сейчас памятник Петру I стоит на площадке овальной формы и тогда, в те далёкие времена, он стоял на Гром-камне за овальной бронзовой оградой.
«Именно здесь, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, 26 декабря 1825 года собрались Лейб-гвардии гренадерский, Лейб-гвардии московский, а также Гвардейский морской полки. Общая численность восставших составила около трех тысяч штыков. Но Николай, уже взошедший на престол, был предупреждён о восстании и успел привести к присяге Сенат, что дало ему возможность быстро собрать верные войска, которые вскоре окружили Сенатскую площадь».*
План революционеров не был реализован, армия не поддержала восставших, и выступление было подавлено. После суда пять предводителей восстания были казнены, а большое количество участников и сочувствующих отправились в ссылку.
Вот что говорил Николай I о дворянах: «Русские дворяне служат государству, а немецкие – нам». Из этих слов становится ясным его желание уничтожить лучших людей государства.
На Руси по Новозаветной традиции царь уподоблялся Христу, и воздвигался на царство (был венчан на царство) с таинством миропомазания. Через месяц после казни руководителей декабрьского восстания 22 августа 1826 года Николай I был венчан на царство.
6. О декабристах.
«После суда декабристов (после Петропавловского каземата) отправили как можно дальше на восток, по разным обстоятельствам, их перемещали в более южные районы, а уже из южных районов Сибири дорога декабристов шла на Кавказ. Петропавловск, бывший линейной сибирской крепостью, как нельзя лучше подходил для места ссылки. В крепости был военный гарнизон из 300 человек, имелись казармы и даже здание военного лазарета, построенные в 1829 году.
Нерчинский рудник – Зерентуйская каторжная тюрьма, свинцово-серебряный рудник. Первыми поступили в неё декабристы – участники восстания Черниговского полка В.Н.Соловьев, А.Е.Мозалевский, И.И.Сухинов. Тюрьма находилась у подножия высокой горы – прежняя казарма.
Иван Иванович Пущин (1798-1859) – декабрист, участник тайного общества «Священная артель». За участие в сговоре против царя был приговорён к смертной казни, которую заменили на пожизненные каторжные работы. Друг Александра Сергеевича Пушкина ещё с юных лет (вместе учились в Императорском Царскосельском лицее).
И.И. Пущин отбывал каторгу в Сибири в городе Туринске».*
Что хочется сказать об итогах восстания. Да, восставшие дворяне были сосланы на каторгу, многие из них вели свою родословную от самого Рюрика или от литовского князя Гедемина, но несмотря на тяжелый физический труд, непривычный для дворян, декабристы старались не падать духом и вели очень активный образ жизни. Занимались сельским хозяйством: согласно дневниковым записям, местные жители выращивали преимущественно только лук и капусту, ссыльные же научили их выращивать картофель, дыни и арбузы, плодовые деревья, показали, как ставить парники и разбивать сады. Ещё занимались пчеловодством и огородничеством, открывали школы для детей местных крестьян. Некоторые из ссыльных писали научные статьи, занимались литературной деятельностью, рисовали пейзажи и портреты, лечили простое население в районах, где отбывали наказание, помогая им не только лекарствами, но и пищей или деньгами. Построили мельницу, молотильную машину.
Поэтому со всей очевидностью можно сказать, что эти люди, лишённые всех прежних прав и званий, смогли поднадзорно осуществить свои мечты, будучи запертыми в Сибири на поселении.
7. Об авторе.
«В 1834-1836 гг. Пётр Павлович активно участвует в литературной жизни Петербурга, входит в кружок Владимира Григорьевича Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, такие как «Молодой орёл», «Желание» и другие. В 1835 г. выходит в свет баллада Ершова «Сибирский казак», драматическое произведение «Фома-кузнец», а в 1836 г. появляется пьеса «Суворов и станционный смотритель».*
Летом 1836 г. Пётр Павлович вернулся в родной город Тобольск и занял должность сначала учителя латинского языка в Тобольской гимназии, затем старшего учителя логики и русской словесности. Одним из его учеников был Дмитрий Иванович Менделеев. Ершов много сделал и для гимназической библиотеки: каллиграфически переписал каталог, значительно увеличил книжный фонд. В 1838 г. Ершов познакомился с кружком тобольских декабристов, куда входили: П. С. Бобрищев-Пушкин, И. А. Анненков, А. М. Муравьёв, Ф. Б. Вольф, П. Н. Свистунов, А. П. Барятинский, В. И. Штейнгель и другие.
В 1844 г. Пётр Павлович был назначен на должность инспектора Тобольской гимназии. В этом же году он выслал на рассмотрение Министерства просвещения «Курс российской словесности», рассчитывая на публикацию, однако текст был отвергнут. В сибирские годы Пётр Ершов не оставлял литературных занятий, несмотря на то, что его сочинения, которые пересылались в столицу через друзей, уже не имели успеха.
В январе 1857 г. Ершов был утверждён инспектором училищ Тобольской губернии и одновременно директором гимназии. При его содействии была открыта воскресная школа для взрослых, женские училища, организовано «Общество вспомоществования студентам Тобольской губернии».
9 (21) марта 1862 г. Ершов ушёл в отставку и с этого момента вёл затворническую жизнь.
Умер Пётр Павлович 18 (30) августа 1869 г. и был похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.
Послесловие.
Трудно представить себе конька «Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами». Если с горбами конька мы как-то уже разобрались, то тело в 13.5 см и ушами размером 71 см. вызывает странные образы. То вдруг, почудилось, что это быстролетящее горбатое облако и падающие до земли с него уши – дождь. И по старинным преданиям с облаков души умерших вместе с дождём возвращаются на землю. А может быть это ветер, опустивший на землю свои вихри-уши. Сравнений возможно сколько угодно. Но если вслушаться, вдуматься в смысл образа этого персонажа, то неизмеримо-длинные уши по сравнению с телом, говорит об очень хорошем слухе. Автор хотел сделать упор на умение читателя или слушателя сказки не только слушать, но и слышать (разуметь, понимать) то, что автор вложил в свои строки. Вспомним пословицы: «Слухами земля полнится, а причудами – свет», или Слухами земля полнится. Слово ведуном ходит». Слухи означают известия, молву, которая распространяется повсюду и все о ней узнают и передают из уст в уста, так земля (народ, общество) наполняется определённым знанием.
Ещё несколько слов по поводу авторства. Моё мнение, что А.С. Пушкин, конечно, знал, о чём пишет П.П. Ершов, а, может быть, Пётр Павлович написал эту сказку с подачи идеи нашего гениального поэта. Достоверно не знает никто, но первое издание сказки 1834 года стояло у Пушкина на полке среди других его книг.
Итак, разбор мной сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» закончен. Я свои исследования представила вам не как непререкаемый, непоколебимый вывод из того, что в этой сказке смогла увидеть, услышать и понять. Думаю, смысловых уровней в этой сказке гораздо больше, и вы, вероятно, их увидели.
03.08.2020
(Карты и картинки не записались)
Первое издание Четвертое издание
Если ж нужен буду я… Если ж вновь принужусь я…
Как бы вора им поймать Как бы вора соглядать
Взяли хлеба из лукошка Принесли с естным лукошко
Перстень твой, душа, сыскал Перстень твой, душа, найдён
Кобылица молодая
Задом, передом брыкая,
Понеслася по полям,
По горам и по лесам. Кобылица молодая
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась как стрела.
То заскачет, то забьётся,
То вдруг круто повернётся.
Но дурак и сам не прост –
Крепко держится за хвост. Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.
На него дурак садится,
Крепко за уши берёт,
Горбунок-конёк встаёт,
Чёрной гривкой потрясает,
На дорогу выезжает;
Вдруг заржал и захрапел,
И стрелою полетел. На конька Иван садится,
Уши в загреби берёт,
Что есть мочушки ревёт.
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
При жизни Ершова вышли еще три издания: 1861 – 5-е; 1865 – 6-е; 1868 – 7-е. Умер Петр Ершов в 1869, на 55 году жизни.
По непонятным причинам П.П. Ершов уничтожил свой студенческий дневник и беловик сказки с правкой Пушкина, когда каждый автограф поэта стал представлять значимую материальную ценность. М. С. Знаменский записал в своем дневнике, что Петр Павлович (Ершов) по обыкновению рылся в своих бумагах, и сказал однажды, что много бумаг сжег, когда приехал в Тобольск. «Теперь жалко: напомнило бы, по крайней мере, молодость. Были у меня и заметки, писанные Пушкиным и другими» На настоящее время не найдена ни одна журнальная публикация сказки, ни одно отдельное ее издание с дарственной надписью Ершова тем, кто принял активное участие в ее оформлении, финансировании и продвижении: Жуковскому, Никитенко, Плетневу, Пушкину, Сенковскому, Смирдину. Если бы он был ее автором, то он обязательно преподнес бы в дар свою книгу с благодарственной надписью всем благодетелям. При жизни Пушкина Ершов ни разу не заявил, что является автором «Конька-горбунка».
П. Ершов стал знаменитым в 19 лет. Стихи, которые он писал ранее, не вызвали интереса даже у его сокурсников. Авторство Ершова в написании сказки подвергалось сомнениям с момента издания. Александр Лацис в очерке «Верните лошадь!», изданного в 1993 г, привел серьезные обоснования и аргументы в пользу версии авторства Пушкина.
Журнальный вариант сказки появился в мае 1834 г., цензуру сказка прошла довольно быстро – за три месяца, набор в печати и издание заняли не более двух месяцев. Сказка, надо полагать, была готова в конце 1833 г. Осенью 1833 г. в Болдино Пушкин закончил «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Из этих сказок и из «Сказки о царе Салтане», которую также Пушкин написал в Болдино, но в 1830 г., в «Конька» перекочевали строки:
Как на море-окияне
И на острове Буяне»
Новый гроб в лесу стоит
В гробе девица лежит»
Соловей над гробом свищет;
Черный зверь в дубраве рыщет.
Имена царя Салтана, Еруслана Лазаревича приходят в сказочный мир Ершова из пушкинских сказок:
Не пришли ли с кораблями
Немцы в город за холстами
И нейдет ли царь Салтан
Басурманить христиан.
Попивали мед из жбана
Да читали Еруслана.
• «Руслан и Людмила» (1820)
«Эх! — один слуга сказал, —
Как севодни я достал
От соседа чудо-книжку!
В ней страниц не так чтоб слишком,
Да и сказок только пять,
А уж сказки — вам сказать».
К этому времени Пушкин написал пять сказок:
• «Царь Никита и сорок его дочерей» (1822);
• «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830);
• «Сказка о царе Салтане» (1831);
• «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833);
• «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).
Перекочевала в «Конек-горбунок» и заключительная строфа:
Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Заключительная строфа в сказке:
• «О мертвой царевне»
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил
«Эта вовсе не красива:
И бледна-то и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
Я и даром не возьму».
Справка: три вершка – 13,5 см.
Описание Царь-девицы полностью соответствует образу Натальи Гончаровой, которую впервые встретил Пушкин на рождественском балу у танцмейстера Йогеля в доме Кологривовых на Тверском бульваре. Она была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, изящна, стройна и восхитительно юна (бледна, тонка и с удивительно маленькой ножкой).
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза…
8 сентября 1826 г. Пушкина доставили с фельдъегерем из Михайловского в Москву, беседа поэта с самодержцем в Чудовом монастыре продолжалась около двух часов. Царь дозволил ему жить в любом месте, кроме Петербурга. В официальном письме граф Бенкендорф подтвердил пожалованные поэту во время беседы царские милости: «Вы можете употребить весь досуг, вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения; и предмет сей должен представить тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания. Сочинений ваших никто рассматривать не будет, на них нет никакой цензуры: Государь император сам будет и первым ценителем произведений ваших, и цензором».
Пушкин создал яркую Оду, которая прославляла Петра I. Она прокладывала и освещала дорогу (как жар-птица) для его приемника Николая I к высокой миссии просвещенного монарха, всемерно содействующего возвышению величия государства Российского.
Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь двор рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!»
И эта Ода была написана, как раз в то время, когда Николай I вел успешно персидскую войну, были присоединены к России новые земли, русские войска перешли Дунай, и началась войну с Турцией за освобождение южнославянских земель.
Говорит Ивану царь:
«Вот люблю дружка Ванюшу!
Взвеселил мою ты душу,
И на радости такой —
Будь же царский стремянной!»
14 ноября 1831 г. был издан указ: «Государь Император высочайше повелеть соизволил: отставного коллежского секретаря Александра Пушкина принять на службу тем же чином и определить его в государственную Коллегию Иностранных дел». А 6 декабря Пушкин был повышен в должности, и было определено жалование, которое десятикратно превышало ставки чиновников того же ранга. «Государь Император всемилостивейшее пожаловать соизволил состоящего в ведомстве государственной Коллегии Иностранных дел коллежского секретаря Пушкина в титулярные советники». «Высочайше повелено требовать из государственного казначейства с 14 ноября 1831 года по 5000 рублей в год на известное Его императорскому величеству употребление, по третям года, и выдавать сии деньги тит. сов. Пушкину» Государь разрешил поэту доступ в архивы, в том числе и в некоторые архивы Тайной канцелярии. Пушкин – Плетневу: «Государь, который до сих пор не переставал осыпать меня милостями, соизволил принять меня на службу и милостиво назначил мне 5 000 р. жалованья».
По докладу спальника царь велел Ивану найти и привезти царь-девицу. которая
Дочь, вишь, Месяцу родная,
Да и Солнышко ей брат.
«Всем бы, кажется, красотка,
Да у ней, кажись, сухотка:
Ну, как спичка, слышь, тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
Вот как замуж-то поспеет,
Так небось и потолстеет».
В самый канун Нового года, 30 декабря 1829 г, на балу у генерал-губернатора князя Д. В. Голицына представлялись живые картины, в одной из которых участвовала 17-летняя Наталья Гончарова, которая изображала сестру Дидоны. Публика в восторге требовала вновь и вновь повторения изящной сценки. Весть о триумфе Натали дошла до Петербурга.
В это время за Натальей ухаживал князь П. А. Мещерский, который был влюблен в нее. Наталья Ивановна, ее мать, несомненно, считала его более желанным женихом для дочери. Князь Платон Алексеевич Мещерский, 1805 г. рождения, служил в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Владели князья Мещерские землями площадью 5635 десятин земли. Платону и Александру Алексеевичам Мещерским принадлежали 840 душ крестьян.
Кроме князя Мещерского четверо представителей из «роя поклонников и воздыхателей» были постоянно рядом с Наталей Гончаровой. Все женихи были из богатых семей. Мать настаивала на князе Мещерском.
Пушкин, который год назад сделал предложение Наталье, отказ не получил, но был встречен холодно.
Тут царевна заиграла
И столь сладко припевала,
Что Иван, не зная как,
Прикорнулся на кулак;
И под голос тихий, стройной
Засыпает преспокойно.
Говорит ему царевна:
«Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна!»
Этим перстнем, бриллиантом должна была стать задуманная им «История государства Российского» от Петра I до современности (черновой вариант текста «История Петра I» был подготовлен). Для написания этого многотомного произведения нужны были новые достоверные источники: документы, договора, письма, воспоминания. Многие из них лежали в архивах в разных местах по всей стране. Поиски их, как предполагал Пушкин, будут нелегкими и долгими, и придется проехать по стране не одну тысячу километров. Его поэзия и проза, и его талант должны были ему помочь.
Горбунок летит, как ветер,
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал
И нигде не отдыхал.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Десять лет назад эта благодатная земля превратилась в каторгу для многих близких Пушкину семей. В утробе рыбы-кита, в темноте томились тысячи заключенных, трудились на рудниках в кандалах, и никто из них не знал, увидят ли они солнце и выйдут ли на свободу.
« за то несет мученье,
Что без Божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей».
Цифры в сказке имеют лишь смысловое значение:
• 3 вершка – узкая талия, низкий рост у конька-горбунка,
• 2 аршина – длинные уши,
• 50 жар-птиц и 30 кораблей – громадное количество,
• 15 лет царь-девицы – еще юная,
• 70 летний царь – старик.
О своих переживаниях Луна (Месяц) говорит от женского лица:
«Оттого-то, видишь, я
По три ночи, по три дня
В темном облаке ходила,
Все грустила да грустила,
Трое суток не спала,
Крошки хлеба не брала,
Оттого-то сын мой красный
Завернулся в мрак ненастный.
И скажи моей родной:
«Мать твоя всегда с тобой”».
С другой стороны, Месяц – лицо мужского рода:
«Ну, Иванушка Петрович!”-
Молвил Месяц Месяцович,
Как мать, Месяц – творец жизни, как мужчина – источник света, просвещения и освещения тайн, скрытых во мраке темноты.
Иван обращается к нему за советом:
Есть еще к тебе прошенье,
То о китовом прощенье.
Скоро ль кончится мученье?
Чем сыскать ему прощенье?
.
Мудрый Месяц учит, как избавиться от страданий:
«Он за то несет мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду.
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит,
Кто этот персонаж: созидатель жизни и источник знаний, Творец и одновременно просветитель? Таким лицом, в понимании Пушкина, мог быть только Петр I. (предположение, что за образом Месяца Месяцовича скрывается Петр I, высказала Елена Шувалова, http://www.proza.ru/2015/09/09/1331)
Тайны императорской семьи мог помочь открыть только находившийся на небесах Петр I, не причастный к вакханалии смены правителей. Его душа могла бы просветить и подсказать, как действовать, какие силы, какие люди могли бы помочь в этой отчаянной войне с самозванцами. Его светлое имя, по мнению Пушкина, должно было помочь открыть архивы, и тогда он сможет сказать правду об этих правителях. Это будет книга, которая заставит людей по-иному взглянуть на все происходящее, изменит отношение общества к вышедшим на Сенатскую площадь в декабре 1825 г., и оно перестанет считать этих заключенных преступниками. И тогда темницы рухнут, и они выйдут на свободу.
Чудо-кит зашевелился,
Словно холм поворотился,
Начал море волновать
И из челюстей бросать
Корабли за кораблями
С парусами и гребцами.
Птенцы гнезда петрова, к которым причислял себя и Пушкин (Иван Петрович), получив сигнал от духа Петра (Месяца), активно примутся за поиски документов, и главный архивариус, похожий на ерша, откопает спрятанную глубоко под землей библиотеку и передаст сохраненные фолианты весом более тоны, поэту.
«История государства Российского» должна была рассказать правдиво о победах и поражениях России, о взлетах и падениях, почему на Руси народ бунтовал, кто плел заговоры, и что хотели создать те яркие личности, болевшие за будущее страны, те беспокойные умы, которые вышли на площадь в декабре. Пушкин писал об особенности России: «Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные из истории христианского Запада». Эта «История…» должна была привести общество к осознанию, что в стране должны произойти перемены, должны быть проведены реформы во всех сферах деятельности государства, а царю придется принимать решение и пройти через серьезное испытание (стихийное бедствие, бунт, заговор, война).
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, —
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
Это испытание, как предсказал Пушкин, император перенести не сможет, он погибнет. А Пушкина спасет его конек-горбунок (его творчество), и выйдет он после них преображенный и величественный.
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
После завершения банного процесса в трех котлах конек-горбунок исчезает. И, видимо, Пушкин, не упомянул его преднамеренно, предоставляя читателю возможность догадаться, что он к этому моменту сам творить перестанет, что его к этому времени в живых не будет. Но книги его читать будут на Руси все. Пройдя испытания, Пушкин вместе со своей красавицей Натальей (царь-девицей) будет вознесен на Олимп, и станет он, как Зевс, духовным царем русского народа.
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
Пушкину «Историю государства Российского» написать не удалось, перемены, предсказываемые поэтом, произошли в стране позже. И сыграли в них свою роль изданные вновь его сочинения.
Зимой 1850 г. Наталья Николаевна решила издать вновь сочинения Пушкина. 21 мая 1851 г. Иван Васильевич Анненков, флигель-адъютант Николая I, подписал с Н.Н. Ланской (Пушкиной) письменный договор, по которому она уступила ему право на издание сочинений ее первого мужа. Два сундука бумаг Пушкина были переданы Павлу Анненкову, брату Ивана. 26 марта 1854 г. цензура рассмотрела добавления и поправки к биографии Пушкина, представленные П.В. Анненковым на особое рассмотрение. 7 октября было дано разрешение на издание сочинений Пушкина, включая его биографию. Первый и второй том вышли в свет в январе 1855 г.,
26 августа 1856 г., в день своего коронования, император Александр II помиловал всех декабристов, но многие не дожили до своего освобождения
В конце 1857 г. был издан седьмой том «Сочинений Пушкина». Несмотря на крайне строгие цензурные требования, Анненков смог впервые дать русскому читателю в «Материалах» живое представление не только о Пушкине-поэте, но и о Пушкине-человеке. Добролюбов поместил в первом номере «Современника» за 1858 г. рецензию на седьмой том: «Русские, любившие Пушкина как часть своей родины, как одного из вождей ее просвещения, давно уже пламенно желали нового издания его сочинений, достойного его памяти, и встретили предприятие г. Анненкова с восхищением и благодарностью». Кроме «Современника» с положительными рецензиями на «Материалы для биографии А. С. Пушкина» П.В. Анненкова выступили почти все русские журналы 50-х годов.
П. Пышш писал о «Материалах для биографии А. С. Пушкина»: «Предприятие Анненкова было особенно ценно в обстоятельствах, среди которых жила тогда наша литература. Окруженная тяжелым недоверием и подозрениями, литература едва хранила нить предания сороковых годов, и издание Пушкина приобрело цену нравственного обозрения; это было притом не только напоминание, но в значительной степени и реставрация писателя, который для критики сороковых годов был величайшим явлением русской литературы и залогом ее будущего».
А в 1859 г. критик Аполлон Григорьев высказал мысль о Пушкине, которая стала доминирующей в русской и советской литературе все последующие годы:
Пушкин взошел на Олимп. Все произошло так, как предвидел поэт в сказке.