Что такое лубок в литературе

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Как яв­ле­ние пись­мен­ное, но при этом ано­ним­ное и тра­ди­ци­он­ное, Лубочная литература вы­пол­ня­ла роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду фольк­ло­ром и ли­те­ра­ту­рой; име­ла важ­ное про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

Про­из­ве­де­ния Лубочной литературы обыч­но пред­став­ля­ли со­бой пе­ре­дел­ки или ими­та­ции рус­ских и за­ру­беж­ных уст­ных и письменных ис­точ­ни­ков: ска­зок, пе­сен, бы­лин, ле­генд, жи­тий свя­тых, ис­то­рич. пре­да­ний (об ос­но­ва­нии Мо­ск­вы, о Ку­ли­ков­ской бит­ве), вол­шеб­но-ры­цар­ских ро­ма­нов («Бо­ва Ко­ро­ле­вич», «Ерус­лан Ла­за­ре­вич»), аван­тюр­ных по­вес­тей («Ми­лорд Ге­орг», «Вань­ка Ка­ин», «Пре­крас­ная ма­го­ме­тан­ка»), са­ти­рических про­из­ве­де­ний («Ёрш Ер­шо­вич», «Ше­мя­кин суд»). В ви­де лу­боч­ных кни­жек из­да­ва­лись сон­ни­ки, трав­ни­ки, га­да­тель­ные кни­ги, пе­сен­ни­ки, сборники ска­зок, литературных анек­до­тов и но­велл, а так­же про­из­ве­де­ния русских пи­са­те­лей, опуб­ли­ко­ван­ные с ис­ка­же­ния­ми и без ука­за­ния ав­тор­ст­ва.

По­эти­ка Лубочной литературы сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве ху­дожественного син­те­за тек­ста и кар­ти­нок, ко­то­рые в их де­ко­ра­тив­ной це­ло­ст­но­сти соз­да­ва­ли осо­бен­ный «лу­боч­ный мир». Со­хра­няя уз­на­вае­мые фольк­лор­ные кли­ше, Лубочная литература вы­ра­бо­та­ла свой осо­бый стиль, при­зна­ка­ми ко­то­ро­го бы­ли ори­ен­та­ция на прав­до­по­до­бие в со­че­та­нии с эк­зо­ти­че­ски­ми, час­то вы­мыш­лен­ны­ми, име­на­ми ге­ро­ев и на­зва­ния­ми стран, не­ожи­дан­ные сю­жет­ные ком­би­на­ции, раз­вёр­ну­тость и ви­тие­ва­тость фраз, уч­ти­вые диа­ло­ги и др. Лубочной литературе при­су­щи эк­лек­ти­ка, на­ив­ность, сме­хо­вое на­ча­ло.

Тер­мин «Лубочная литература» поя­вил­ся в 1840-х годах в тру­дах И. П. Са­ха­ро­ва и В. Г. Бе­лин­ско­го (на­ря­ду с тер­ми­на­ми «про­сто­на­род­ная ли­те­ра­ту­ра», «лу­боч­ные из­да­ния», «се­рые из­да­ния», в которых ил­лю­ст­ра­ция име­лась толь­ко на об­лож­ке). Для обо­зна­че­ния ана­ло­гич­ных из­да­ний, вы­хо­див­ших во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы и Азии, в русской ака­де­мической нау­ке (А. Н. Пы­пин, Ф. И. Бус­ла­ев, В. И. Даль, Д. А. Ро­вин­ский, Е. Н. Еле­он­ская и др.) упо­треб­лял­ся тер­мин на­род­ная кни­га.

Источник

Лубок

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Содержание

История

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В России

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

Типы лубков

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских [2] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

XIX век

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

Эволюция развития русского лубка

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

Источник

Лубок — древнее русское искусство с заграничными корнями: суть, виды, жанры, история

Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.

История возникновения и развития лубка

Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке. В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию. Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки. Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения. Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.

Типы, жанры и отличительные особенности лубка

Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся:

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим отличную возможность принять участие в арт-арт-аукционах в режиме онлайн. Здесь же можно напрямую купить картины, иконы, скульптуры у современных художников.

Источник

Лубок

Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век)

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов

Название произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России

История

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата.

Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых.

Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе Медведь с козою прохлаждается (XVIII век)

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности).

Лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе Храбрый Витязь Франц Венециан (XIX век)

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе В. А. Табурин, Много выбирать— женатым не бывать (1900-е)

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.

Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе Куликовская битва (1890-е)

Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

Мужик лапти плетёт (XVIII век)

Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Популярность

Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.

Есть документы, свидетель­ствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Пет­ру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.

Что такое лубок в литературе. Смотреть фото Что такое лубок в литературе. Смотреть картинку Что такое лубок в литературе. Картинка про Что такое лубок в литературе. Фото Что такое лубок в литературе Тарелка «Птица Сирин»

Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу — в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.

Сбитеньщик и ходебщик тарелка

Сбитеньщик и ходебщик тарелка

Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.

Ах чёрный глаз, поцелуй хоть раз, тарелка

Ах чёрный глаз, поцелуй хоть раз, тарелка

Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Бы­ли злейшие сатиры.

В России

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления.

Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.

Типы лубков

Способ расцветки

Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль.

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.

Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Преимущества печатной картинки

Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи Спасского моста, или Спасского Крестца, как тогда чаще называли это место. Книжная торговля-то там и до лубка процветала — главный торг России был по этой части.

Бова Королевич сражается с Полканом. Сказочный лубок.

Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы — большой славы» и «Службы кабаку». Сами сочинители и их приятели — художники из такого же простонародья — рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации, или вшивали их в страницы, или продавали отдельно. Но много ли от руки нарисуешь?!

Изготовление

Эти-то сочинители и художники и обратили внимание на лубки, которые привозили иноземцы сначала в подарок московскому царю и боярам, а потом и на широкую продажу.

Илья Муромец и Соловей-разбойник (XVIII век)

Илья Муромец и Соловей-разбойник (XVIII век)

Оказалось, что и изготавливать их не так уж сложно, притом печатать с одной доски можно многие тысячи картин, да еще вместе с текстом, вырезаемым таким же образом рядом с рисунком. Кто-то из иноземцев или из белорусов, видимо, и первый станок в Москве соорудил и готовые доски для образца привез.

И.Д. Сытин

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.

Раскольник и цирюльник (1770-е)

Раскольник и цирюльник (1770-е)

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Формирование стиля

Молодой еще русский лубок, конечно, заимствовал у других искусств, и в первую очередь у русской иконописи и книжной миниатюры, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования.

Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)

Шут Фарнос верхом на свинье (XVIII век)

Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, до чего же усилили контрастность и рас­калили краски, раскалили до такой степени, что каждый лист буквально горит, брызжет веселым многоцветьем.

В наше время

В современном мире стиль лубка не забыт. Его широко используют в иллюстрациях, театральных декорациях, росписях и оформлениях интерьера. Выпускается посуда, плакаты, календари.

В современной моде лубок тоже нашёл отражение.В рамках 22-го «Текстильного салона» в Иваново, была представлена коллекция Егора Зайцева, «iVANOVO. Лубок».

Приглашаем приобрести лубочные картины в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *