Что такое локализовать базы данных
Локализация обработки персональных данных граждан России: значение баз данных как объектов интеллектуальной собственности
1. В чем состоит требование о локализации обработки персональных данных граждан России и при каких условиях оно применяется к компаниям
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» («Закон о персональных данных») при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных:
При толковании приведенных правовых норм следует учитывать разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, доступные на сайте министерства, а также комментарий сотрудников Роскомнадзора, доступный на сайте уполномоченного органа.
Для правильного понимания требования о локализации важно обратить внимание на значение понятий, используемых в приведенных правовых нормах:
Таким образом, требование о локализации не распространяется на персональные данные, полученные оператором не в результате сбора персональных данных (например, на персональные данные, полученные от другого оператора).
Следовательно, требование о локализации не распространяется на данные, не являющиеся персональными данными (например, на анонимизированные данные).
Следовательно, требование о локализации не распространяется на другие операции с персональными данными, такие как использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно разъяснениям Министерства цифрового развития требование о локализации применяется к иностранным компаниям, которые не имеют физического присутствия в России, если они осуществляют деятельность, направленную на территорию России. Например, о наличии направленности интернет-сайта на территорию Российской Федерации могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
2. Реальные риски компаний, связанные с нарушением требования о локализации персональных данных
Реальные риски компаний, связанные с нарушением требования о локализации, лучше всего видны на примерах из правоприменительной практики:
По мнению суда, компания LinkedIn нарушила требование о локализации при сборе информации о пользователях социальной сети, а также гражданах Российской Федерации, не являющихся пользователями социальной сети.
Таким образом, до принятия законопроекта № 729516-7 о введении штрафов за нарушение требования о локализации компаниям, которые нарушают эти требования, грозят блокировки интернет-ресурсов, используемых для незаконной обработки данных, а также относительно небольшие штрафы за непредоставлении информации, подтверждающей выполнение требования о локализации. Как отмечалось ранее, если законопроект № 729516-7 будет принят, на нарушителей смогут налагаться штрафы до 18 миллионов рублей.
3. Как можно снизить издержки на выполнение требования о локализации персональных данных с учетом законодательства о базах данных как объектах интеллектуальной собственности
Некоторые особенности законодательства о базах данных как объектах интеллектуальной собственности могут помочь снизить издержки на выполнение требований о локализации.
Помимо прочего, данное требование предполагает, что оператор обязан обеспечить извлечение персональных данных с использованием базы данных, находящейся в России. Законодательство о персональных данных не определяет понятие «извлечение персональных данных». В связи с этим возможно утверждать, что под извлечением персональных данных на основе пункта 1 статьи 1334 ГК РФ следует понимать перенос всего содержания базы данных с персональными данными или существенной части составляющих ее персональных данных на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме. Статья 1334 ГК описывает исключительное право изготовителя базы данных как объекта смежных прав.
Такое толкование предполагает, что требование о локализации не распространяется на случаи переноса несущественной части персональных данных из базы данных с персональными данными, расположенной за рубежом, в другую базу данных, расположенную за рубежом. Указанные случаи могут иметь место в информационных системах персональных данных, предусматривающих их трансграничную передачу. Таким образом, приведенное толкование позволило бы компаниям снизить издержки на выполнение требования о локализации, поскольку оно значительно сужает понятие «извлечение персональных данных», на которое распространяется требование о локализации.
Следует отметить, что предложенное толкование не проверено правоприменительной практикой и может встретить неприятие со стороны Роскомнадзора и судов. В связи с этим при его использовании следует учитывать соответствующие риски.
Локализация персональных данных
Интернет предпринимателей особенно взбудоражила история с локализацией. И до сих пор не совсем понятно, как и к кому этот 242 ФЗ применяется. Поэтому мы с коллегами из Б152 решили на примерах все разобрать и предложить варианты хранения данных, подходящие совершенно разным компаниям.
Напомним, что он вступил в силу 1 сентября 2015 года, хотя принят был еще летом 2014-го. О нем много разговоров, но судебной практики пока нет. Поэтому мы обратимся к опыту иностранных коллег.
Суть закона заключается в том, что отныне юридическим лицам, которые работают с персональными данными граждан РФ, запрещено собирать и хранить эти данные за рубежом – они обязаны локализовать базы данных на территории России. Закон этот вносит важные изменения в ФЗ № 152 «О персональных данных», вступивший в силу еще в 2007 году.
По части жестких требований к локализации ПДн мы далеко не одиноки. На территории других стран подобные законы действуют уже не один год.
Вьетнам
В 2013 году во Вьетнаме владельцев нескольких конкретных видов ресурсов (новостных, социальных сетей и онлайн-игр) обязали локализовать копии данных. Для чего это было сделано, нетрудно догадаться. Конечно же, для предоставления их компетентным органам и облегчения рассмотрения претензий пользователей. Запрета на параллельную обработку персональных данных за рубежом власти Вьетнама не ввели.
Китай
Китайцы подошли более сурово к вопросу трансграничной передачи данных, правда, в отношении только одного вида персональной информации. На два года опередив вьетнамцев, Китайский народный банк опубликовал Уведомление банковским институтам о защите персональной финансовой информации. Этот документ запретил кредитным организациям хранить, обрабатывать или анализировать за границей личную финансовую информацию, полученную внутри страны.
Индия
В том же 2011 году Министерство коммуникаций и информационных технологий Индии утвердило Правила по процедурам и практикам. Такое размытое название документа подразумевает под собой вполне конкретные цели, а именно – обеспечение безопасности специальных категорий персональных данных. В Правилах определены эти самые специальные категории, в список включили пароли, финансовую информацию (включая данные о банковском счете или кредитной карте), сведения о здоровье, сексуальной ориентации и биометрические данные.
Для этих категорий ПДн установили требование, согласно которому передача их любой другой компании или физическому лицу, находящемуся в Индии или в другом государстве, возможна только при условии обеспечения последними должного уровня защиты. И возможно все это только в рамках выполнения договора, заключенного с субъектом данных, или в случае получения от него согласия на передачу.
Малайзия
Финальной на сегодня глубиной нашего погружения в историю будет 2010 год, когда закон о защите персональных данных Малайзии ввел запрет на передачу ПДн за пределы страны. Осуществлять трансграничную передачу персональных данных можно лишь при соблюдении определенных условий и в ряде исключительных случаев. Например: согласие субъекта ПДн, необходимость исполнения договора между субъектом и оператором, необходимость исполнения контракта между оператором и третьим лицом, который был заключен по запросу или в интересах субъекта ПДн.
Однако подобные нововведения касаются не только азиатских стран. Запрет на передачу персональных данных за рубеж был введен в Австралии, правда, только в отношении данных о здоровье.
Вот только на фоне ФЗ-242 все вышеупомянутые законы и указания – детские сказки. Наш закон более суров и специфичен.
Больше всего споров возникает вокруг того, что этот закон запрещает хранение ПДн российских граждан за рубежом, но параллельное хранение, на первый взгляд, невозможно отследить. К тому же закон не содержит правовых инструментов, решающих эту проблему.
Минкомсвязи внес ясность в вопрос трансграничной передачи. Согласно их разъяснениям, ПДн граждан, изначально внесенные в базы данных на территории России, могут быть переданы за рубеж в соответствии с положением о трансграничной передаче данных. Также ведомство подтвердило возможность предоставления удаленного доступа к российским БД с территории других государств.
Перейдем к практике.
Судебных решений пока нет, слишком мало времени прошло. Пока мы можем лишь сказать, что изменения коснулись всех компаний, которые работают на территории РФ. Как им быть и что делать? Как строить теперь свою работу?
В первую очередь не надо паниковать. А что делать дальше – советуют наши коллеги из Б-152.
Итак, что делать если:
1. Вы иностранная компания, которая работает на территории РФ, в том числе через отдельное юридическое лицо или филиал.
Вариант 1. Передать данные за рубеж в обезличенном виде.
Это значит, что персональные данные будут находиться на серверах в России, но каждому физическому лицу будет присвоен ID, который и передается за рубеж. Таким образом персональные данные отделяются от субъекта, и их невозможно будет соотнести с конкретным человеком. Такой подход предлагает Microsoft для работы со своими сервисами и Microsoft Azure.
Вариант 2. Трансграничная передача данных с хранением первичной актуальной базы на территории России.
Как мы уже сказали, закон не запрещает обрабатывать данные за границей, но только в том случае, если база данных в РФ является наиболее полной и актуальной. То есть если сбор и хранение первоначально происходит в БД на территории России, то персональные данные можно передавать за рубеж и использовать там. На данный момент это один из самых востребованных способов локализации персональных данных.
И самый простой вариант его реализации – использование буферного сервера в России. В этом случае данные сначала попадают на этот сервер, и только потом – за рубеж. Позиция регуляторов позволяет это сделать, ведь соблюдено главное требование – первичная база данных находится в России.
Напомним, что базой данных, с точки зрения Минкомсвязи и Роскомнадзора, считаются в том числе бумажные базы. Например, это может быть шкаф с личными делами сотрудников в виде картотеки или таблица в excel.
Самый очевидный способ – перенести базы персональных данных, их обработку, сбор и хранение на территорию РФ, используя российские дата-центры.
Однако варианты с трансграничной передачей и обезличиванием вам тоже подойдут.
За нарушение норм локализации отдельной ответственности не предусмотрено. А значит, действует ст. 13.11 КоАП РФ, устанавливающая санкции за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. Штраф за это совсем небольшой, для юридических лиц он составляет не более 10 тыс. руб.
Но это не единственная мера воздействия. Альтернативой является возможность внесения доменных имен и сетевых адресов в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Что, пожалуй, более существенно, нежели штраф.
Аналитика Публикации
Локализация персональных данных россиян для иностранных компаний
Что такое персональные данные?
Закон о персональных данных дает весьма широкое определение, согласно которому персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Что означат локализация?
Локализация применительно к персональным данным означает использование баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
Когда возникает обязанность локализовать базы данных?
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных «при сборе персональных данных, в том-числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации». Из этого правила есть исключения, которые содержатся в ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных пунктах 2 (обработка для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации, или для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей), 3 (обработка в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах), 4 (обработка при предоставлении государственных или муниципальных услуг) и 8 (обработка для осуществления профессиональной деятельности журналиста, законной деятельности СМИ, научной литературной творческой деятельности, если не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных).
Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных обязанность локализовать базы данных возникает только в том случае (и при соблюдении остальных условий), если имеет место сбор персональных данных. Нет сбора – нет обязанности локализации.
Термин «сбор» не определен в Законе о персональных данных. Согласно разъяснениям (далее – Разъяснения(1) Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации под сбором следует понимать «целенаправленный процесс получения персональных данных оператором непосредственно от субъекта персональных данных либо через специально привлеченных для этого третьих лиц». Если персональные данные собрало иное лицо (например, работодатель), а в дальнейшем передало их для обработки иностранному лицу, у такого иностранного лица отсутствует обязанность локализовать базы данных, так как он не осуществлял сбор персональных данных.
Формулировка ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных говорит о сборе данных граждан РФ. При этом указанный Закон не поясняет, как должно определяться гражданство субъекта. Минкомсвязь России также предоставило данный вопрос оператору для самостоятельного решения. Вопрос определения гражданства рекомендуется отразить в документах оператора (например, в политике обработки персональных данных). Игнорирование данного вопроса, по мнению Минкомсвязи России, позволяет считать требование о локализации применимым ко всем персональным данным, сбор которых осуществлен на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что даже согласие субъекта на обработку его персональных данных на зарубежных серверах не освобождает оператора от обязанности локализации. Такая позиция подтверждается Разъяснениями.
Распространяется ли требование локализации на иностранные компании?
Даже если иностранная компания ведет свою деятельность через Интернет без физического присутствия на территории России, на такую компанию могут распространяться требования локализации, если соблюден главный критерий – деятельность такой иностранной компании направлена на территорию РФ.
О направленности деятельности на территорию России, по мнению Минкомсвязи России, могут свидетельствовать:
– наличие русскоязычной версии интернет-сайта, созданной владельцем такого сайта или по его поручению иным лицом, за исключением функции автоматизированного переводчика, в сочетании со следующими условиями (одним их них):
а) возможность производить расчеты в российских рублях;
b) возможность доставки товара, оказания услуги или пользования цифровым контентом на территории России, а также иные случаи исполнения договора на территории Российской Федерации;
c) использование рекламы на русском языке, отсылающей к соответствующему интернет-сайту;
d) иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении владельца интернет-сайта включить российский рынок в свою бизнес-стратегию.
Таким образом, если налицо факторы, свидетельствующие о направленности деятельности иностранной компании на территорию России, а иностранная компания через свой сайт осуществляет сбор персональных данных граждан Российской Федерации, такая иностранная компания обязана локализовать базы данных, содержащие персональные данные россиян (при условии неприменимости исключений, предусмотренных Законом о персональных данных и кратко обозначенных выше).
Отметим также, что если деятельность иностранной организации направлена на территорию России (в соответствии с указанными выше критериями), то к такой организации применимы не только требования локализации, но и иные требования Закона о персональных данных, в том числе требование о направлении уведомления в уполномоченный орган об обработке персональных данных, об издании документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, о назначении лица, ответственного за обработку персональных данных и т. д.
Ответственность за невыполнение локализации
Административные штрафы, предусмотренные указанными выше статьями, невелики по сравнению с европейскими штрафами. Так, максимальный штраф по ст. 13.11 КоАП РФ составляет всего 75 тыс. руб. (около 1100 евро на 01.09.2017). Кроме того, взыскать штраф с иностранной компании, не имеющей физического присутствия на территории Российской Федерации, весьма проблематично.
Однако у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), которая является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, есть в арсенале гораздо более действенный способ воздействия на нарушителей – блокирование интернет-ресурса.
Таким образом, для иностранных компаний, обязанных локализовать базы данных, но не исполнивших данную обязанность, основной мерой ответственности за несоблюдение Закона о персональных данных является блокирование доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных.
Роскомнадзор также ведет реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. В соответствии с ч. 5 ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для внесения информации в реестр является нарушение оператором законодательства о персональных данных, подтвержденное вступившим в силу решением суда.
Рекомендации иностранным компаниям
В целях минимизации риска блокирования интернет-ресурса в России рекомендуется прежде всего оценить, отвечает ли иностранная организация критериям осуществления деятельности на территории России. Если налицо факторы, свидетельствующие о направленности деятельности такой организации на территорию России, следует не только локализовать базы данных, содержащие персональные данные граждан России, но и соблюдать иные требования законодательства о персональных данных, а также быть готовыми к эффективному взаимодействию с Роскомнадзором.
Локализация обработки персональных данных граждан России: за что хотят ввести штрафы до 18 млн рублей?
В данной заметке рассказывается, (1) в чем состоит требование о локализации, (2) в каких случаях оно применяется к иностранным компаниям без физического присутствия в России, (3) возможна ли передача данных, подлежащих локализации, в зарубежные страны и (4) каковы реальные риски компаний, нарушающих требование о локализации.
В соответствии с требованием о локализации при сборе персональных данных, в том числе с использованием интернета, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан России с использованием баз данных, находящихся на территории России.
Требование о локализации не применяется, если обработка персональных данных:
Для правильного понимания требования о локализации нужно знать значение следующих терминов:
Требование о локализации применяется к иностранным компаниям без физического присутствия в России, если они осуществляют деятельность, направленную на территорию России. Например, интернет-сайт может считаться направленным на территорию России, если:
Требование о локализации не препятствует передаче персональных данных в зарубежные страны. Персональные данные гражданина России, первоначально внесенные в базу данных на территории Российской Федерации и актуализируемые в ней, могут далее передаваться в базы данных, расположенные за пределами России, администрируемые иными лицами. Главное, чтобы при такой передаче соблюдались общие требования к трансграничной передаче персональных данных (например, для передачи данных в США часто необходимо письменное согласие субъекта).