Что такое логопедическая ритмика это в логопедии

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии Ольга Иванова
Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи [2; 4].

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой и сразу получила высокую оценку специалистов. В первой статье по логопедической ритмике В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская (1936) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

В. А. Гринер (1958) разработала практический материал для заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики – логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогике [1; 22-23].

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию людей с речевой патологией [2; 4].

Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3)воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др. [2; 5].

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы,характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д.

Все эти задачи решаются в зависимости от типа специального учреждения: речевой детский сад; речевая группа при массовом детском саде, при детском доме, логопедический пункт при массовой общеобразовательной школе; логопедический кабинет в детской, взрослой поликлиниках, в психоневрологическом диспансере; стационар, полустационар, санаторий [2; 5].

Решение задач логопедической ритмики осуществляется с помощью средств. Логоритмические средства рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех видов работы — тесная связь движения с музыкой. Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Перечислим средства логоритмики: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, формирующие чувство музыкального темпа, ритма, музыкального размера или метра, счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, пение, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность, упражнения для развития творческой инициативы, заключительные упражнения.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Координированные, целенаправленные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. У ребенка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизация. Использование всего многообразия логоритмических средств обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами [2; 88,95,110]

Обязательным условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых [3; 11].

Список используемой литературы

3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)

«Логопедическая ритмика для дошкольников» «Логопедическая ритмика для дошкольников» Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы.

«Преодоление детьми общего недоразвития речи посредством применения интегрированных форм обучения учителем-логопедом» Проблема повышения эффективности работы по преодолению детьми ОНР стоит перед учителями-логопедами и специалистами ДОУ уже давно. Корни.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 1часть Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 4часть Речевой материал для использования родителями: Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля) Лежит птица.

Календарно-тематичекий план работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста Календарно-тематический план составлен на базе методической разработки Филичева Т. Б., Чиркииа Г. В. «Преодоление фонетико-фонематического.

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

Применение ИКТ в ДОУ. Проблемы и перспективы применения современных информационных средств Что же такое информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы,.

Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи» По моему мнению,нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение,сотрудничество ребёнка со взрослым,отрицательно.

Задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи в помощь родителям по лексической теме «Ягоды» Лексическая тема «Ягоды»Дети должны усвоить: основные названия ягод, где и как они растут (в лесу, в саду, на дереве, на кусте, на земле,.

Источник

Логоритмика и ее применение в логопедической работе

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии Макарова Карина
Логоритмика и ее применение в логопедической работе

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии

Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении. В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса

выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили

коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что

логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического

воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века

логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила

область применения логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и

коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась

по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

детей с нарушениями речи.

Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со

стихотворным текстом и выполняться под музыку.

Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод

логопедической работы или как часть занятия.

Основными задачами логоритмическоговоздействия являются:

— развитие слухового внимания и фонематического слуха;

— развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,

чувства ритма, певческого диапазона голоса;

— развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,

пантомимики, пространственных организаций движений;

— воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации

движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с

— воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

— развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы

звуков, физиологического и фонационного дыхания;

— формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в

различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи

между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

— формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной

Особенности логопедической ритмики:

1. Простота выполнения.

3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая

4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно

использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные

не будут выполнены правильно.

6. Необходимо использование музыкального сопровождения.

7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.

8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют

два основных направления.

Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации

движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие

чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация

всех видов внимания и памяти.

работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа

речи и ее интонационной выразительности;

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие

ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,

умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла

предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески

проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедииФотоотчёт о проделанной работе по театрализованной деятельности в старшей логопедической группе за первое полугодие Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим фотоотчетом о проделанной работе по театрализованной деятельности в группе за первое полугодие.

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедииИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедииИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Отчёт о проделанной работе за 2015–2016 учебный год воспитателей подготовительной логопедической группы Воспитатели: Бархиян В. А., Семенова Л. О. 1. Общая характеристика группы Списочный состав группы 12 детей, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Источник

«Логопедическая ритмика для дошкольников»

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии Динара Жантимирова
«Логопедическая ритмика для дошкольников»

«Логопедическая ритмика для дошкольников»

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

1. Развитие мелодика интонационной композиции речи.

Упражнение «Узнай по интонации»

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

2. Развитие тонких движений рук

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:

Похлопаем в ладошки,

Похлопаем в ладошки,

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

А девочки и мальчики

все ровненько сидят.

мы построим птичкам дом.

(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)

поселяйтесь птички в нем!

что за шум и тарарам?

(Стучать кулачками по коленям попеременно.)

просыпайтесь по утрам!

(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)

Ду – ду ду, ду –ду – ду –

(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)

По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…

И быстренько, и быстренько,

(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько…

(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые

друг от друга по смыслу части.

3. Развитие голоса. Упражнение «Далеко и близко»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то

кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом

ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Изменяя силу голоса,ребенок читает стихотворение:

Была тишина, (произносится голосом обычной силы)

Тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Упражнение «Лягушки и кукушки»

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Целый день по лесу:

Ква – ква (произносим низким голосом,

Ку – ку (произносим высоким голосом).

Ква –ква (произносим низким голосом,

Ку – ку (произносим высоким голосом).

Упражнение «Успокой куклу»

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

4. Темп речи. Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: «ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке»дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу,говоря слова:

(говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

(говорить в медленном темпе)

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Картинка про Что такое логопедическая ритмика это в логопедии. Фото Что такое логопедическая ритмика это в логопедииЛогопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

Су-джок терапия в коррекционно-логопедической работе с детьми Су-Джок терапия в коррекционно-логопедической работе с детьми. Изучив методику су-джок терапии в сочетании с коррекционно-логопедической.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *