Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос

Что такое логоритмика и кому полезно ею заниматься

Одним из видов коррекционной работы логопеда является логоритмика. В данной статье вы можете ознакомиться с этим видом деятельности специалистов, занимающихся преодолением отклонений в речевом развитии. Материалы статьи будут полезны молодым специалистам и студентам педагогических вузов.

Логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, с музыкальным сопровождением. Это форма активной терапии, по преодолению речевых и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Занятия логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательным навыкам, умения ориентироваться в окружающем мире, понимании смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Хочется отметить, что при использовании этого вида коррекции вы помогаете ребенку логопату компенсировать особенности развития личности, связанные с речевой патологией.

Занятия логоритмикой являются эффективным методом преодоления речевых нарушений через движение, дыхание и музыку. Они тренируют слуховое восприятие, внимание, память, благотворно влияют на двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Задача логоритмики-скоординировать в единое целое работу дыхания, нервной системы, органов восприятия. Благодаря присутствию музыки, в занятиях удается уменьшать время двигательной реакции, повышать лабильность зрительного анализатора, улучшать память и чувство времени, оживлять условные рефлексы.

Планируя занятия по логоритмике,специалист должен включать в работу следующие виды упражнений:

-упражнения на развитие общей, мелкой и речевой моторики;

-подвижные игры на развитие общения, координации, психических процессов;

Данные упражнения способствуют развитию голоса, дыхания, артикуляции; снятию тонуса и расслаблению мышц тела. Проводя с детьми задания, включающие в себя элементы психогимнастики, работу по воспитанию звукоподражаний, координации речи с движениями, восприятию неожиданного акцента, чувства темпа, ритма, музыкального размера, устойчивости внимания, переключаемости движений, достигается положительная динамика в преодолении речевых нарушений.

Кому полезна логоритмика?

Прежде всего ею должны заниматься дети: находящиеся в периоде интенсивного формирования речи; с нарушением темпа речи; нарушением общей и речевой моторики. Учитывая, что дети с речевой патологией имеют особенности поведения в различных видах деятельности, в том числе игровой, логоритмика будет полезна всем логопатам, так как в ней используется целенаправленная игровая деятельность, необходимая для коррекции особенностей поведения этих детей.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопросДидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопросДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Источник

Логоритмика и ее применение в логопедической работе

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос Макарова Карина
Логоритмика и ее применение в логопедической работе

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос

Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении. В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская в ходе исследования данного вопроса

выдвинули ряд принципов в работе с заикающимися пациентами, составили

коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что

логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического

воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века

логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила

область применения логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и

коррекционной педагогики. Однако наиболее востребованной она оставалась

по-прежнему в комплексе мер по преодолению заикания.

детей с нарушениями речи.

Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со

стихотворным текстом и выполняться под музыку.

Логоритмику логопед может использовать как самостоятельный метод

логопедической работы или как часть занятия.

Основными задачами логоритмическоговоздействия являются:

— развитие слухового внимания и фонематического слуха;

— развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,

чувства ритма, певческого диапазона голоса;

— развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,

пантомимики, пространственных организаций движений;

— воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации

движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с

— воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

— развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы

звуков, физиологического и фонационного дыхания;

— формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в

различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи

между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

— формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной

Особенности логопедической ритмики:

1. Простота выполнения.

3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая

4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно

использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные

не будут выполнены правильно.

6. Необходимо использование музыкального сопровождения.

7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.

8. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют

два основных направления.

Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации

движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие

чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация

всех видов внимания и памяти.

работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа

речи и ее интонационной выразительности;

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие

ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,

умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла

предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески

проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопросФотоотчёт о проделанной работе по театрализованной деятельности в старшей логопедической группе за первое полугодие Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим фотоотчетом о проделанной работе по театрализованной деятельности в группе за первое полугодие.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопросИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопросИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Отчёт о проделанной работе за 2015–2016 учебный год воспитателей подготовительной логопедической группы Воспитатели: Бархиян В. А., Семенова Л. О. 1. Общая характеристика группы Списочный состав группы 12 детей, из них 6 девочек и 6 мальчиков.

Источник

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос Ольга Иванова
Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи [2; 4].

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой и сразу получила высокую оценку специалистов. В первой статье по логопедической ритмике В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская (1936) поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

В. А. Гринер (1958) разработала практический материал для заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В 1978 году в Люблине вышел в свет учебник «Логоритмика». Его автор Э. Килинска-Эвертовска подчеркивала, что дидактический метод Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет развивать у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Это позволяет выполнять ритмические упражнения всем детям вне зависимости от интеллектуального, моторного и физического развития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.

Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики – логопедическая ритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогике [1; 22-23].

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию людей с речевой патологией [2; 4].

Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3)воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др. [2; 5].

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы,характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д.

Все эти задачи решаются в зависимости от типа специального учреждения: речевой детский сад; речевая группа при массовом детском саде, при детском доме, логопедический пункт при массовой общеобразовательной школе; логопедический кабинет в детской, взрослой поликлиниках, в психоневрологическом диспансере; стационар, полустационар, санаторий [2; 5].

Решение задач логопедической ритмики осуществляется с помощью средств. Логоритмические средства рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех видов работы — тесная связь движения с музыкой. Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Перечислим средства логоритмики: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, формирующие чувство музыкального темпа, ритма, музыкального размера или метра, счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, пение, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность, упражнения для развития творческой инициативы, заключительные упражнения.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Координированные, целенаправленные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. У ребенка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизация. Использование всего многообразия логоритмических средств обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами [2; 88,95,110]

Обязательным условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых [3; 11].

Список используемой литературы

3. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)

«Логопедическая ритмика для дошкольников» «Логопедическая ритмика для дошкольников» Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы.

«Преодоление детьми общего недоразвития речи посредством применения интегрированных форм обучения учителем-логопедом» Проблема повышения эффективности работы по преодолению детьми ОНР стоит перед учителями-логопедами и специалистами ДОУ уже давно. Корни.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 1часть Известный русский писатель К. Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри.

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани» 4часть Речевой материал для использования родителями: Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля) Лежит птица.

Календарно-тематичекий план работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста Календарно-тематический план составлен на базе методической разработки Филичева Т. Б., Чиркииа Г. В. «Преодоление фонетико-фонематического.

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

Применение ИКТ в ДОУ. Проблемы и перспективы применения современных информационных средств Что же такое информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы,.

Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи» По моему мнению,нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение,сотрудничество ребёнка со взрослым,отрицательно.

Задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи в помощь родителям по лексической теме «Ягоды» Лексическая тема «Ягоды»Дети должны усвоить: основные названия ягод, где и как они растут (в лесу, в саду, на дереве, на кусте, на земле,.

Источник

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Картинка про Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос. Фото Что такое логопедическая ритмика ответ на вопрос Елена Чистикина
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Блажен, кто словом твердо правит

и держит мысль на привязи свою.

На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.

Актуальность и перспективность опыта

Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с ребенком, страдающим нарушением речи можно вывести из патологического состояния. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Если взять традиционный качественный урок по логопедии и проследить цепочку задач, то мы увидим, что помимо целей и задач, направленных на развитие речи и осуществление подготовки к обучению грамоте,стоят и такие как:

-уточнение, формирование и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование и совершенствование фонематического восприятия, слуха, внимания;

-постановка и закрепление, правильное употребление звуков в слогах, слове, предложении, в чистоговорках… и далее в связной речи. На таком занятии способный учитель-логопед воплотит свои педагогические задумки и обязательно добьется выполнения поставленных целей и задач. Поиски новых путей повышения эффективности логопедической работы показали, что добиться более лучшего результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание процесса обучения.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Логоритмика- это прежде всего комплексная методика, включающая в себя и средства логопедического и музыкально- ритмического и физического воспитания, одно из средств оздоровления речи.

Актуальность заключается в том, что целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмическоговоздействия являются:

— развитие слухового внимания;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

-развитие фонематического слуха;

-развитие пространственных организаций движений;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-формирование и развитие кинестетических ощущений;

-воспитание выразительности и грации движений;

-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

-формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие физиологического и фонационного дыхания;

-развитие певческого диапазона голоса;

-развитие чувства ритма;

-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

-воспитание умения перевоплощаться;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

-воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия, что позволяет учителю-логопеду идти в ногу со временем, а данной методике быть актуальной не только на сегодняшний день. Совершенствуясь, данная форма активной терапии имеет больший успех у педагогов- логопедов во многих д/садах.

Теоретическое обоснование опыта.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т. е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом.Сам Далькроз говорил: «Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела«. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом Н. А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

В основе методологии логоритмики лежит теория Г. А. Волковой. Автор определяет ее как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

Объект науки: структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Цель логоритмики: преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Основные понятия: движения, двигательные умения, психмоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения.

Волковой Г. А. выделены специфические принципы логоритмики:

• Принцип всестороннего воздействия.

• Принцип учёта симптоматики.

В основу занятий положен метод фонетической ритмики.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях.

• Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

• Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

• Упражнения, активизирующие внимание.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

• Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

• Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра.

• Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

• Музыкальная самостоятельная деятельность.

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Содержание логоритмическоговоспитания определяется двумя звеньями:

• Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

• Развитие речи и коррекцию речевых нарушений.

“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные

образы из глины и высекает их из мрамора,

говорящий же человек “лепит” звук речи из особого

материала – из волн движущегося воздуха”

Как же сделать речь звучной, красивой и выразительной?

Установлено, что обучение с применением дифференцированных приемов логоритмической работы положительно сказывается на состоянии движений и речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит с целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.

Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением речи. Материал, используемый в занятиях, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. На логоритмических занятиях выполняются артикуляционные упражнения и закрепляются все звуки речи.

Чтобы научиться быть “скульптором”, “лепить” звук из воздуха, необходима специальная подготовка. Необходимо овладеть техникой речи.

Дыхание. Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется, с какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха. Выделяют четыре качества речевого дыхания: глубина, высота, частота и близость. Они помогают выработать такие качества речи, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость и выразительность.

Голос. Для того, чтобы речь стала красивой, легкой, звучной, плавной, мелодичной, необходима ее специальная обработка. Надо развивать природный голос ребенка, научить его пользоваться, владеть им.

Интонационная выразительность речи зависит от умения правильно использовать технику речевого дыхания и голоса.

Таким образом, изучая содержание и структуру логоритмики, необходимо отметить, что в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, особое место занимает логопедическая ритмика, так как все её задачи отвечают целям преодоления речевых нарушений.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что

основной принцип построения всех видов работы на занятии— тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определенный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации.

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. Последовательность коррекционной работы варьируются с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания.

-Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.

-Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики.Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.

-Нравится малышам пускать мыльные пузыри.

-Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка. Можно создать музыкальный оркестр, где у каждого члена семьи будет свой инструмент.

-Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками.Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т. д.Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух! Ау!» и т. д.

Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и, вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим голосом: «Мы поём громко, как слоник. Мы поём тихо, как мышка».

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители,развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.

Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию ребёнку: «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например,топочущим шагом идти и проговаривать слова:

Вот поезд наш едет,

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс,при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимай — и на бочок.

Упражнения логопедическойгимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками.)

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Бабочка кружит и вьется.

(«летать», имитируя движения бабочки.)

В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для губ и языка. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения.

Оказывается целенаправленная индивидуальная помощь, особенно тем детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками.

Например: Дикие животные (тема «Дикие животные готовятся к зиме».)

«Зайчик»: поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

«Сердитый волк»:нижнюю губу прикусить верхней губой.

«Ежик фыркает»:вибрация губ.

Например: Длинные клювы (тема «Перелётные птицы»)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

(ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.)

Лисята любят порезвиться

На траве повеселиться.

То в комок они свернуться,

То подпрыгнут, разогнуться.

Любят бегать по дорожке,

Разминать активно ножки.

Могут хвостиком вильнуть

И ушами шевельнуть.

(выполняются движения пальцами правой и левой руки соответственно каждой строке.)

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движение, потом текст, затем все вместе. Овладение данных упражнений детьми, разучивание стихотворений, песен с движениями проходит в игровой форме, ненавязчиво, по подражанию. Пальчиковые игры проводятся с мелкими предметами- палочками, мячами, прищепками, карандашами.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.

Занятия не обходятся без пения. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Детям очень нравится этот элемент занятия.

Коммуникативные игры и танцы- неотъемлимая часть занятий логоритмики. Большая их часть основана на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает ребятам радостные и положительные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, нормализует микроклимат в детском коллективе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать застенчивых, малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны дошколятам. В коммуникативных играх и танцах не оценивается качество исполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце- игре.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и др. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный, благоприятный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических и других упражнений.

В результате использования данной методики (по анализам многих источников) к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Еще один плюс занятий это то, что они групповые, заметно как ребенок приобретает навыки общения и активного взаимодействия в детском коллективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)

6. Гавришёва Л. Б., Нищева Н. В. Логоритмические распевки [Текст]:СПб: Изд-во «Детство–пресс», 2007.-29с.

7. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст]: М. : Изд- во Просвещение, 1958.—274с.

9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] : пособие для логопедов.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления Значение речи в жизни подрастающего поколения Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *