Что такое лоббист простыми словами
Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.
Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.
С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».
Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).
Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).
В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.
То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).
Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.
Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.
Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.
Методы лоббистской деятельности:
Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.
Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.
Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).
В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):
Разрешено ли лоббирование в РФ
Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.
Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).
Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.
Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.
Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.
В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.
После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.
Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Впервые слышу такое понятие, но тоже интересно узнать. Такими терминами как «Лобби» в основном пользуются дизайнеры или сотрудники музеев, скорее всего.
А вот лоббизмом я не прочь бы и позаниматься во благо народа.
Хоть одна петиция получила в нашей стране зелёный свет? У меня такое чувство, что глас народа только тогда находит поддержку власти, когда этот глас совпадает с мнением власти.
Лоббист – это посредник между бизнесом и властью
Лоббисты всегда остаются в тени: это главное условие их работы. И мы, обсуждая очередной закон, никогда не узнаем, чье влияние на законодателей оказалось сильнее.
Лоббист – это профессиональный посредник, представляющий в различных органах власти интересы своего заказчика, в роли которого могут выступать крупные компании или частные лица.
История профессии
Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова «lobby», что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.
В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.
Описание и характеристика профессии
Лоббирование, вопреки распространенному общественному мнению, – это не банальный подкуп депутатов или чиновников. Это установление с ними диалога по различным важным вопросам и способ донесения через своего агента (лоббиста) позиции по этим вопросам определенной группы заинтересованных лиц, которую называют «группой давления».
Влияние на политиков и органы власти, которые выступают объектом лоббирования, может производиться разными законными методами, как то:
Подкуп политика относится к незаконной деятельности, хотя такие случаи и нередки, что вызывает отрицательную реакцию общества на явление лоббизма.
В связи с этим термин «лоббизм» все чаще заменяют другими терминами, не имеющими негативной окраски: Government Relations (GR), Policy representation, Public Affairs, Policy marketing. Также бывают случаи, когда закон формально не нарушен, но с моральной точки зрения продвижение законопроекта не принимается обществом.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Каких-либо официальных требований к уровню образования лоббиста нет, однако человек должен быть экспертом в своем вопросе. Без одного или нескольких высших образований хорошему лоббисту не обойтись. Профессия «лоббист» предполагает глубокие знания в политике, экономике, финансовой сфере и юриспруденции. Поэтому человеку, который хочет стать лоббистом, лучше всего подойдут такие направления: «Право», «Экономика», «Финансы», «Государственное и муниципальное управление», «Публичная политика» и т.д.
Поэтому стоит обращать внимание на ведущие вузы, которые не только дадут качественные знания, но и помогут наладить контакты с нужными людьми:
На высший уровень законодательной и исполнительной власти имеют выход чаще всего выпускники именно элитных столичных или даже зарубежных университетов. Хотя этот путь не закрыт и для талантливых студентов региональных вузов. Кстати, на региональном уровне тоже существует лоббизм.
Закончив вуз, можно пройти обучение специальности «GR-менеджер» на курсах дополнительного образования или повышения квалификации.
Профессиональные обязанности
Поскольку профессия лоббиста не утверждена в России законодательно, то и четкого перечня обязанностей у него нет. Агент должен выполнить задание заказчика, например, обеспечить принятие закона об уменьшении пошлины на металлопрокат. А каким образом он это будет делать – уже секреты профессии.
Но в любом случае хороший лоббист обязан:
Чтобы приобретать полезные знакомства и поддерживать связи, лоббисту приходится вести активную общественную и светскую жизнь. Это дает возможность побеседовать с влиятельными людьми в неформальной обстановке.
Кому подходит
Работать лоббистом может далеко не каждый. Как правило, в эту профессию попадают бывшие политики или люди, которые получили хорошее образование и имеют опыт работы в государственных структурах: отраслевых министерствах, аппарате Госдумы, Правительства или Президента.
Кроме того, лоббисту должны быть присущи такие личные качества:
Плюс профессии – это ее престижность и редкость, а также высокие заработки. Каждый лоббист является уникальным мастером своего дела. Но здесь кроется и минус, поскольку войти в эту профессию очень сложно даже опытному человеку, а выпускнику вуза нужно неустанно трудиться несколько лет, чтобы только приблизиться к мечте.
Заработная плата
Оплата за лоббирование интересов компании или группы заинтересованных лиц осуществляется в соответствии с договоренностями. Суммы контрактов обычно не разглашаются. По некоторым данным, рядовой сотрудник GR-компании получает 2-3 тысячи долларов США ежемесячно, начальник отдела – до 7 тысяч долларов. Лучшие работники могут рассчитывать на сумму в 15 тысяч долларов, а оплата услуг специалистов высочайшего уровня ничем не лимитирована и может достигать сотен тысяч долларов.
Как построить карьеру
Карьера в понимании лоббиста – это повышение авторитета и получение высокооплачиваемых заказов. Поскольку попасть в профессию очень трудно, молодому кандидату придется постараться, чтобы стать профессиональным лоббистом. Несколько советов начинающему агенту:
Если претендент покажет себя с положительной стороны, то к нему могут обратиться за платными услугами. Если же с лоббизмом не получится, полученные знания и навыки можно применить для политической или административной карьеры.
Перспективы профессии
На сегодня лоббист – не самая востребованная на рынке профессия, особенно учитывая ее законодательную неурегулированность. Попасть в число профессионалов очень сложно, но те, кто смог пробиться, хорошо зарабатывают и обладают авторитетом, который сам по себе служит инструментом продвижения нужных решений.
ЛОББИСТЫ
Полезное
Смотреть что такое «ЛОББИСТЫ» в других словарях:
лоббисты — [ Словарь иностранных слов русского языка
Лобби — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия
Лоббирование — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия
Лоббист — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия
Лоббистская организация — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… … Википедия
ЛОББИЗМ — (от англ. lobby кулуары) разновидность закулисной политики. Лоббисты это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими… … Российская социологическая энциклопедия
ЛОББИРОВАНИЕ — (lobbying) Деятельность, направленная на информирование политиков о взглядах различных заинтересованных групп и агитацию их за подготовку соответствующих законов или голосование за эти законы. Лоббирование проводится многочисленными… … Экономический словарь
ЛОББИ, ЛОББИЗМ, ЛОББИРОВАНИЕ — (англ. lobbyism, от lobby кулуары) 1) действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не… … Энциклопедический словарь экономики и права
лоббизм — а; м. Политика, воздействия на процесс принятия решений государственными и законодательными органами власти с помощью лобби. ◁ Лоббистский (см.). * * * лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними),… … Энциклопедический словарь
Яровая, Ирина Анатольевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яровая. Ирина Анатольевна Яровая … Википедия
Лоббист кто это такой, особенности профессии, чем занимается и что делает
Для детей и взрослых, которые интересуются различными профессиональными направлениями, расскажем о профессии, которая появилась в нашей стране не так давно. Здесь вы узнаете, лоббист кто это такой, какие функции выполняет и чем он занимается. Обсудим, какую важность несёт этот специалист в общественную жизнь людей и узнаем, что об этот говорит википедия.
Лоббист — это коммуникабельный человек, который используя свои наработанные деловые связи, действует в интересах клиентов (физических и юридических лиц).
Особенности профессии
Что бы более простым языком объяснить, что за профессия лоббист, можно сформулировать данную деятельность следующим образом.
Лоббист занимается посредничеством между представителями органов власти и экономическими деятелями. То есть, при определенной договоренности с бизнесменами, специалист оказывает некое давление на власть ради утверждения и получения разрешения продвигать те или иные проекты.
Цепочка действий лоббиста
А сейчас обсудим, что именно и в какой очередности делает лоббист, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов.
Специализации лоббистов
Профессия лоббист имеет несколько узконаправленных течений, о которых расскажем в данном разделе статьи.
Не смотря на направление, в котором ведет свою деятельность лоббист, главной его задачей является расширение личных полезных знакомств, так как чем шире связи, тем больше заказчиков и клиентов имеет специалист.
Требования к специалисту
Как можно было понять из всего вышенаписанного, лоббист относится к нестандартным профессиям, а это значит, что такой человек должен обладать определенными навыками и знаниями.
Этой специальности вас не обучат в институте, об этом не пишут в учебниках. Хотя высшее образование будет необходимым, потому что свою деятельность лоббисты начинают в государственных структурах, где и появляются первые нужные знакомства.
И вот когда появляются первые важные знакомства, можно переходить к изучению следующих пунктов.
Плюсы и минусы профессии
Мы уверены, что каждому человеку, кто думает об освоении той или иной профессии, интересно знать не только обязанности специалиста, но и ознакомиться со всеми плюсами и минусами профессии. В данном разделе статьи расскажем об этот подробно относительно деятельности лоббиста.
Плюсы
Минусы
Подведем итоги
Мы подробно рассказали об относительно новой профессии в нашей стране. Теперь вы знаете, лоббист кто это такой, для чего нужен такой человек и какие плюсы и минусы имеет данный вид деятельности.
Теперь дети и взрослые, которые не прочь посвятить время этой специальности, могут принять взвешенное решение, так как теперь знают, что необходимо для того, чтобы прийти в это течение.
Что такое лоббизм. Объясняем простыми словами
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — это влияние на чиновников и законодателей, направленное на принятие выгодного для определённой группы решения.
Используя налаженные деловые контакты и финансирование, лоббист влияет на принятие решений госорганов в пользу интересов «своих» клиентов. Это могут быть социальные группы, объединения компаний, общественные движения, целые отрасли или конкретные лица.
Если компания считает полезным или, напротив, опасным для себя появление каких-то нормативно-правовых актов или иных решений властей, ей приходится просить о содействии депутатов или чиновников, либо выносить вопрос на публичное обсуждение через бизнес-омбудсмена, союзы предпринимателей и пр. Это одно из проявлений лоббизма.
Инструмент, которым лоббисты пользуются постоянно, — донесение нужной позиции через встречи или брифинги с участием отраслевых объединений и бизнес-ассоциаций. В то же время для влияния на принятие решения могут использоваться и более агрессивные способы: митинги, демонстрации, проплаченные статьи, эфиры на телевидении, компании по изменению общественного мнения в социальных сетях.
При этом методы лоббизма могут быть как законными, так и незаконными (как правило, это коррупция, то есть подкуп чиновников).
Благодаря лоббированию можно донести до властей важность определённых проблем и предостеречь их от принятия неоптимальных решений. При этом стоит признать, что любое продвижение чьих-либо интересов чаще всего будет сопровождаться ущемлением прав других групп.
Пример употребления на «Секрете»
«В Костромской области разрешили не закрывать цветочный бизнес на время карантина, позволив продолжить работу в апрельские нерабочие дни. Борцы с коррупцией усмотрели в этом лоббизм: цветы выращивает Елена Ситникова — жена депутата Госдумы от региона Алексея Ситникова».
Ошибки в употреблении
В России термины «лоббизм» и GR (government relations — «связи с государством») зачастую используют как синонимы: и в том, и в другом случае речь идёт о людях, которые помогают наладить взаимоотношения с чиновниками. Впрочем, в профессиональной среде принято считать, что GR больше относится к менеджменту, связанному с коммуникационной функцией, тогда как лоббисты более подкованы в юридических тонкостях. Специалисты по «связям с государством» чаще работают на официальных должностях в компаниях, в то время как лоббисты остаются в тени и трудятся на аутсорсе.
Нюансы
Лоббистов в России до сих пор ассоциируют с коррупцией и «решалами» из 1990-х. Таких персонажей действительно тоже можно встретить — речь идёт о людях, торгующих связями: некоторые из них заносят взятки нужным людям, а некоторые — откровенные мошенники. Однако к реальным лоббистам подобные дельцы не имеют никакого отношения.
Несмотря на «теневой» статус лоббизма, практически у каждой крупной отечественной компании есть собственный GR-отдел, взаимодействующий с представителями власти, а в крупных вузах страны представлены программы обучения принципам лоббистской деятельности и GR. К тому же, по мнению экспертов, по существу российский лоббизм мало чем отличается от общемирового, несмотря на отсутствие официального регулирования.
«Официального лоббизма в России нет (что плохо, строго говоря), но негласно он всегда процветал пышным цветом», — говорил в 2015 году Сергей Иванов, занимавший тогда пост главы администрации президента.
Несмотря на это, лоббизмом, как правило, занимаются вовсе не те, кто получил профильное образование. В России лоббистами (как в GR, так и на аутсорсе) нередко становятся бывшие аппаратчики (выходцы из Госдумы, Совета Федерации, министерства или ведомства, администрации президента или аппарата правительства), поскольку важны не только личные контакты и знакомства с представителями госорганов, но и знание регламента, процедуры принятия решения, умение встраиваться в эти процессы.
Например, Валерий Драганов работал в правительстве и Госдуме, после чего занял пост вице-президента «Русала» по связям с госорганами, а затем снова стал парламентарием.
Практика
Считается, что лоббисты взаимодействуют со всеми госструктурами, а основным полем деятельности выступает Госдума. На деле же ключевые решения принимаются выше — в правительстве (особенно в ФАС и профильных министерствах) и администрации президента. «Задача — так подобрать аргументы, чтобы это было прежде всего выгодно представителю власти. Если ты работаешь чиновником из Минфина — речь идёт о бюджете, если ты работаешь с Минздравом — ты так подбираешь аргументы, чтобы доказать, что твоё решение выгодно прежде всего Минздраву, потому что это окажет положительное воздействие на продолжительность жизни, сокращение числа заболеваний и так далее», — пояснял «Коммерсанту» руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
Зарубежная практика
В США лоббизм попал под официальное регулирование ещё в 1946 году. При этом для американских лоббистов введена процедура регистрации в специальном реестре и обязанность отчитываться о договорах с каждым клиентом, а также о полученных гонорарах. Несоблюдение этих правил чревато штрафами или уголовной ответственностью.
За последние годы лоббистские практики всё чаще переводятся в официальное поле. Если в 2010 году они подпадали под регулирование лишь в восьми странах ОЭСР, то в 2020-м такая деятельность в той или иной степени регулировалась уже в 23 государствах, в том числе в Австрии, Германии, Словении, Перу, Литве, Великобритании, Австралии, Венгрии, Исландии, Латвии, Румынии, Канаде, Франции.