Что такое литерный лист

номера пропущенных листов.

При изменении состава документов дела (изъятии, замены их копиями и др.) эти изменения отражаются в графе «Примечание» со ссылкой на соответствующие акты.

При определении общего количества листов в деле литерные, пропущенные номера листов документов входят в основной счет листов дела и приплюсовываются (или отнимаются) дополнительно не к общему количеству листов, а к последнему номеру листа дела.

последний номер листа дела 51. В деле имеется изначально три литерных листа, но при проверке обнаружен один лист, ошибочно пропущенный при нумерации.

Следовательно, всего листов: 51+3-1=53.

Итоговая запись листа-заверителя будет следующей:

«В деле подшито и пронумеровано 53 (пятьдесят три) листа,

литерные номера листов – 25а, 30а, 30б

пропущенные номера листов – 28»

Если часть дела пронумерована римскими цифрами, а другая часть – арабскими, общее количество листов в деле указывается следующим образом:

В деле подшито и пронумеровано XIX + 78 = 97 листов

Если часть дела пронумерована по листам, а другая часть – по страницам, и такую смешанную нумерацию признано необходимым сохранить, общий объем дела указывается следующим образом:

В деле подшито и пронумеровано 24 (двадцать четыре) листа + 208 (двести восемь) страниц.

Если дело пронумеровано по страницам, то в заверительной надписи указывается количество страниц:

В деле подшито и пронумеровано 60 (шестьдесят) страниц.

Если чистые листы пронумерованы, из общего количества листов дела они не вычитаются, а указываются в заверительной надписи:

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
чистые листы10, 190

Особенности физического состояния и формирования дела включает в себя также информацию:

▪ о наличии дублетных листов документов (особенно важно указывать эти сведения при подготовке дел к оцифровыванию и микрофотокопированию):

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
дублетные листы (копии) листов 5, 6, 78, 9, 10

▪ о наличии графических материалов (графики, карты, схемы, чертежи и т.д.);

▪ об общем количестве листов альбома и общем количестве документов, наклеенных на листы альбома;

▪ о наличии листов документов с наклеенными фотографиями, вырезками или другими документами:

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
наклеено три фотографии7
наклеено две открытки9
наклеено четыре вырезки из газет13

▪ о номерах конвертов с вложениями и количество вложенных в них листов документов;

▪ о номерах конвертов с вложениями, которые не могут быть пронумерованы:

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
конверт с вложенным куском материи10

▪ о печатях и их оттисках (сургучные печати, восковые и др.):

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
восковая печать2
фрагмент сургучной печати3

▪ о наличии средств почтового обращения (марки всех видов, конверты, открытки, бланки, штемпели, пломбы):

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
конверты с почтовыми марками15,16,74
открытка с пятью марками20

▪ о номерах листов документов, на которых находятся марки об уплате гербового сбора, любых пошлин и сборов:

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
гербовые марки10,11
марки консульского сбора22,23

▪ о наличии в деле печатных изданий;

▪ о физическом состоянии дела:

Особенности формирования, оформления, физического состояния, нумерации и учета документов делаНомера листов
лист склеен из трех частей10
угол листа оторван35
листы «сцементированы»36-39
текст выцвел46

Лист-заверитель может не заполняться, если проверкой нумерации не обнаружено расхождений с уже имеющимися записями и если лист-заверитель не на старом бланке. В таком случае новая запись не составляется, но под имеющейся отметкой о последней проверке указываются дата последней проверки, разборчивое и четкое указание должности, ставится подпись и указывается расшифровка фамилии лица, проводившего проверку.

Иначе будет непонятно, проводилась ли проверка нумерации дела уже после оформленной первоначально нумерации.

Новый лист-заверитель составляется при перенумерации листов дела или внесении изменений в действующую нумерацию (например, введение литерных номеров).

Новый лист-заверитель составляется и в случае обнаружения ошибок в предыдущих записях или неполноты заполнения формы.

Должность, подпись и расшифровка фамилии лица, составившего запись, а также даты ее составления указываются четко и разборчиво.

Все последующие изменения состава и состояния дела (неисправимые повреждения, недостача документов, присоединение к делу документов из россыпи, сведения о разделении дел, о включении в дело новых документов и т.п.) оговариваются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующие акты. Оговорка заверяется заведующим структурным подразделением, проводившего проверку (нумерацию) или ответственным работником структурного подразделения с указанием даты.

«Верхняя часть дела обгорела, см. акт о неисправимых повреждениях дел (документов)от _____№ ________»

«Листы 1-24 включены в дело №______, см. акт о разделении, объединении дел, включении в дело новых документов от _____ №________»

«Листы 159-170 присоединены из россыпи см. акт о разделении, объединении дел, включении в дело новых документов от _____­­­­­­­­­­­­­­_____­­­­­­­­­­­­­­

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Правила работы государственных архивов Республики Беларусь/Редкол.: В.И.Адамушко и др. – Мн.: БелНИИДАД, 2006.

2. Правила работы архивов государственных органов и иных организаций (утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 ).

3. Правила работы с научно-технической документацией в государственных архивах Республики Беларусь. – Мн., 2007.

4. Правила работы с научно-технической документацией в учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь – Мн., 2004.

5. Методические рекомендации по подготовке и передаче архивных документов для оцифровывания, учету и хранению цифровых копий. – Мн.: БелНИИЦЭД, 2008.

6. Работа с особо ценными документами в государственных архивах Республики Беларусь. Методические рекомендации. – Мн.: БелНИИДАД, 2010.

7. Метадычныя рэкамендацыі па рабоце архіваў з дакументамі асабістага паходжання. – Мн., 2005.

8. Обеспечение оптимальных условий хранения документов на бумажных носителях Национального архивного фонда Республики Беларусь. Методические рекомендации. – Мн.: БелНИИДАД, 2011.

9. Памятка по нумерации листов дел при подготовке их к выдаче из архивохранилищ для использования, проведения работ по улучшению физического состояния, изготовления копий страхового фонда и фонда пользования в Национальном историческом архиве Беларуси – Мн.: НИАБ, 2009.

Источник

Литерные номера листов: что это и как используется в делопроизводстве? Внутренняя опись документов дела Кто подписывает лист заверитель.

Можно ли использовать литерные номера листов при оформлении дел? Применяется ли буквенная нумерация в современном делопроизводстве или этот способ уже давно не актуален?

Из статьи вы узнаете:

Слово «литера» пришло в наш язык из латыни и дословно значит «буква». Многие встречали его в составе почтового адреса, где оно служит для уточнения здания, например: дом № 81, литера А. Кто-то вспомнит его по рассказам о Шерлоке Холмсе, который хранил «достойную коллекцию злодеев» под литерой «М». В современном делопроизводстве этот метод нумерации также нашел широкое применение. Он удобен для точной идентификации документов, их упорядочения в архивах и каталогах.

При подготовке дела необходимо убедиться в том, что документы, включенные в него, соответствуют заголовку по номенклатуре и расположены по определенным принципам: по рассматриваемым вопросам, географическим признакам, хронологии или в алфавитном порядке.

Как использовать литерные номера в описи дел?

Опись дел или архивная опись составляется для систематизации единиц хранения архива. Она помогает вести точный учет дел и раскрывает их содержание. По сути, такая опись выполняет функции архивного справочника, систематизированного перечня дел, переданных в архив.

На дела постоянного и временного хранения, а также дела по личному составу и специфические дела данной организации, составляются отдельные перечни.

Описи дел включают следующие элементы:

Тома и части дела имеют самостоятельную нумерацию. Если необходимо внести в опись официальные бумаги с одинаковыми заголовками, то для первого дела эта графа заполняется полностью, а следующие однородные дела обозначаются словами «То же». В качестве примера использования литерных номеров в описи можно привести фрагмент перечня дел по личному составу.

В данном фрагменте дело, содержащее трудовые договоры с уволенными работниками, разделено на 2 тома, в каждом из которых документы расположены в алфавитном порядке. Первые буквы фамилий сотрудников служат литерными номерами разделов для каждого тома.

Как нумеруются листы при составлении внутренней описи?

Внутренняя по сути, представляет собой его оглавление. Этот документ составляется для дел следующих категорий:

Унифицированная форма описи приведена в Приложении №27 к Приказу Министерства культуры РФ №526 от 31.03.2015 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ. «. Согласно этим правилам, при оформлении дела необходимо прошить или переплети все включенные в него бумаги, пронумеровать их, составить лист-заверитель и внутреннюю опись документации, оформить обложку дела.

В процессе нумерации существует ряд тонкостей, о которых нужно знать каждому делопроизводителю:

Что касается используемых в архиве литерных номеров, их проставляют в том случае, когда в нумерации допущены ошибки. Если их число незначительно, например, пропущено всего несколько листов, можно вставить пропущенные страницы в дело. Для их нумерации берут предыдущий номер, проставляют его на непронумерованный лист с добавлением литерного индекса в возрастающем порядке. Порядок нумерации будет выглядеть следующим образом: 44,45, 45а, 45б, 45в, 46, 47… Данные литерные номера необходимо указать в описи документов дела в соответствующей графе.

Могут ли пригодиться литерные номера при составлении листа-заверителя дела?

Если после оформления листа-заверителя состав и состояние дела претерпевают изменения (замена подлинников на копии, повреждение или утеря документации), необходимо сделать об этом надлежащую отметку с указанием даты и ссылкой на соответствующий акт.

Можно ли применять литерные номера в приказах?

Присвоение уникальных индексов всем приказам, выпускаемым в организации необходимо в следующих целях:

упорядочить процессы регистрации официальной документации;

ускорить процедуру поиска и распознавания приказа в общем документальном массиве;

облегчить классификацию при подготовке документации к архивному хранению;

Нумерация приказов по ГОСТ

Актуальность буквенной нумерации

Литерные номера в приказах используются для повышения эффективности индексации документов. Этот процесс позволяет присвоить каждой официальной бумаге, в том числе приказу, уникальный литерно-цифровой индекс, свидетельствующий о времени его регистрации, месте составление, времени исполнения и сроке хранения.

Эта процедура довольно индивидуальна. Ее определяют утвержденные локальными нормативными актами компании. Наличие литерных номеров зависит, в первую очередь, от общего числа издаваемых приказов и необходимости их четкого разграничения по видам.

В крупных компаниях система индексов может быть расширена до 10 и более литерных кодов. Так, например, часто встречаются следующие буквенные обозначения:

Лист-заверитель дела составляется для учета количества листов в деле по установленной форме, которая приводится в приложении 9

Правила заполнения листа-заверителя дела

И по личному составу после окончания календарного года, в котором они заведены, должны быть приготовлены к передаче в архив. Предархивная подготовка дел включает две процедуры: оформление и описание.

Оформление производится лицом, ответственным за работу с документами. В оформление входит составление листа-заверителя.

Лист-заверитель составляется в деле на отдельном листе (формата А4, А5) на оборотной стороне последнего чистого листа.

Запрещается выносить лист-заверитель на обложку дела или чистый оборот листа последнего документа. Если дело сшито или переплетено без бланка листа-заверителя, он наклеивается за верхнюю часть листа на внутренней стороне обложки дела.

В листе-заверителе указываются цифрами и прописью количество пронумерованных листов и отдельно, через знак «+» количество листов внутренней описи (при ее наличии).

В листе-заверителе отмечаются особенности нумерации листов, физического состояния документов и оформления дела:

Количество литерных, пропущенных листов должно учитываться в итоговых данных о количестве пронумерованных листов. Например, последний лист дела имеет номер 252, но в деле есть листы с номерами 5а и 30 а и пропущенный номер 17. В этом случае общее количество листов будет 252+2-1=253.

Лист-заверитель подписывается его составителем, указывается его должность, расшифровка подписи, дата составления.

Все последующие изменения в составе дела (повреждения, замена подлинных документов) отметаются в листе-заверителе со ссылкой на соответствующий акт.

Лист-заверитель – это документ, в котором отражаются особенности пронумерованного и сшитого дела, готового для сдачи в архив.

Две применяемые формы

1) Бланк документа можно найти в одном из приложений к «Основным Правилам работы архивов организаций». Но он является обязательным к использованию только бюджетными предприятиями, поскольку вышеназванные Правила регулируют работу архивов этих организаций, а, следовательно, и обязательны для исполнения только бюджетными предприятиями.

Обратите внимание! Эти Правила также регулируют документооборот и всех прочих работодателей, но только в части сохранности, описания, учета и использования документации. Это значит, что порядок оформления остается на усмотрение администрации организации.

2) Также бланк листа-заверителя может быть составлен в произвольной форме, но при этом должна сохраняться суть данного документа, то есть он должен отражать именно особенности дела, к которому прикреплен, а не другую информацию.

Где используется лист-заверитель?

Лист- заверитель используют в делах, которые передают на хранение в архив. В этом случае все документы можно разделить на два вида:

Дела временного хранения разрешается не нумеровать и не сшивать, а хранить просто в папках, в которые их подшивают. Следовательно, и никаких особенностей в этих делах не будет и лист- заверитель не нужен.

Но это только право, а не обязанность работодателей. На практике многие из них сшивают все документы независимо от срока хранения, особенно это относится к бухгалтерским и финансовым документам.

Лист-заверитель должен содержать следующие сведения:

Куда подшивать/вклеивать лист заверитель?

Обычно лист-заверитель подшивают на отдельном листе в конце дела. Но если по какой-либо причине этого сделать не удалось, то можно вклеить лист-заверитель к оборотной стороне верхней обложки, причем подклеивается только его верхняя часть (кромка).

Куда запрещено помещать лист-заверитель:

Готовите документы к передаче в архив? Не забудьте составить лист-заверитель дела. Внесите в соответствующий бланк сведения о количестве листов и их физическом состоянии. Разъясните особенности нумерации. Из статьи вы узнаете:

Лист-заверитель в системе учетных документов Современное делопроизводство представляет собой отдельную сферу деятельности, посвященную вопросам документирования, а также организации работы с документацией.

Лист-заверитель дела: содержание и оформление

Лист-заверитель тогда вклеивается за верхнюю часть листа на внутренней стороне обложки дела. Можно ли вносить изменения в лист-заверитель? Правила-2015 требуют фиксирования в листе-заверителе всех изменений в физическом состоянии или в составе дела. Физическое состояние вопросов не вызывает, но неужели может измениться состав прошитого дела? Да, может.
Яркий пример – невостребованные трудовые книжки, про которые мы говорили неделю назад. Так как за ними могут прийти в любой момент, книжки про прошивке тома не прокалываются. Прокалываются конверты, в которые они вложены, причем 1 конверт соответствует одному листу дела.
Если через несколько лет человек или его родственники затребовали эту книжку, то мы выдаем ее в общем порядке. После этого не забываем сделать соответствующую запись в листе-заверителе дела, иначе получится, что книжку мы потеряли прямо из дела.

Как оформить лист заверитель личного дела

Специфика составления внутренней описи документов личного дела состоит в том, что она включается в дело сразу же при его заведении и заполняется по ходу его ведения. Именно поэтому во внутренней описи предусмотрено отражение включения в личное дело новых документов, а также изъятия документов из личного дела, замены подлинников копиями (фиксируется в графе «Примечание»). Если дело уже переплетено и подшито, заверенная составителем внутренняя опись документов подклеивается верхним краем к внутренней стороне лицевой обложки.

Обратите внимание, что при подготовке дела к сдаче в архив листы внутренней описи нумеруются отдельно от листов личного дела. После увольнения работника его личное дело закрывается, то есть извлекается из папки, и прошивается. При этом важно не забыть оформить лист-заверитель.

Лист-заверитель дела

Лист-заверитель составляется в деле на отдельном листе, в книгах — на оборотной стороне последнего чистого листа, в картотеках — на отдельном чистом листе формата карточки. Лист-заверитель дела составляется по установленной форме (приложение 9), в которой указываются цифрами и прописью количество пронумерованных листов дела, количество листов внутренней описи, оговариваются особенности нумерации номеров дела (наличие литерных номеров дела, пропущенных номеров, номеров листов с наклеенными фотографиями, номеров крупноформатных листов, конвертов с вложениями и количество вложенных в них листов), а также указывается наличие в деле типографских экземпляров брошюр с количеством листов в них, если они не были отмечены в общей валовой нумерации в деле. Лист-заверитель дела подписывается его составителем.

Бланкер.ру

Министерством культуры (Приказ №526 от 31.01.2015), заполнение листа-заверителя входит в процедуру оформления дел на бумажном носителе наряду с подшивкой документации, ее нумерацией, составлением внутренней описи и оформлением обложки. Его форма определена нормативными требованиями к организации хранения архивных документов. Образец бланка листа-заверителя дела содержится в Приложении N 8 к Правилам архивного дела.

Справка К стандартным реквизитам бланка относятся:

На обложке дел постоянного хранения предусматривается место для наименования государственного архива, в который дела организации будут приняты, обозначения кодов государственного архива и организации. При изменении наименования организации (структурного подразделения) в течение периода, охватываемого документами дела, или при передаче дела в другую организацию (в другое структурное подразделение) на обложке дела указывается новое наименование этой организации или организации-правопреемника, а прежнее наименование организации (структурного подразделения) заключается в скобки. Заголовок дела на обложке дел переносится из номенклатуры дел организации, согласованной с экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного учреждения.

В необходимых случаях в заголовок вносятся уточнения (номера приказов, протоколов и др.).

Лист-заверитель является обязательным элементом оформления каждого дела постоянного срока хранения и личного дела. Лист-заверитель дела составляется на отдельном листе и помещается в конце дела. При сдаче в архив книг (журналов) заверительная надпись составляется на оборотной стороне чистого листа, в картотеках — на отдельном чистом листе формата карточки.

В листе цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов дела и отдельно, через знак «+» (плюс), количество листов внутренней описи (при ее наличии). В листе-заверителе оговариваются следующие особенности нумерации документов дела: наличие литерных номеров листа дела; наличие пропущенных номеров листов дела; наличие номеров листов с наклеенными фотографиями, документами, вырезками из газет; номера крупноформатных листов; номера конвертов с вложениями и количество вложенных в них листов.

Оформляем дела на постоянное хранение

При ведении личных дел работников необходимо придерживаться строгих правил, даже если это не является обязательным требованием к работодателю. Важно помнить, что независимо от того, как называются заведенные папки («личные данные», «досье» или как-то иначе), в них содержатся персональные данные работника, поэтому необходимо соблюдать все требования, предусмотренные гл.

Личное дело сотрудника

Дело считается заведенным после включения в папку для хранения первого исполненного документа. При этом одновременного оформляется обложка заведенного дела. Обложка дела оформляется по установленной форме (Приложение 3) На обложку заведенного дела выносятся следующие сведения: название организации; название структурного подразделения организации, в котором оно формировалось; индекс дела по номенклатуре дел; заголовок дела; срок хранения дела или надпись «Хранить постоянно» (переносятся из номенклатуры дел).
На обложке дел постоянного хранения предусматривается место для наименования государственного архива, в который дела организации будут приняты, обозначения кодов государственного архива и организации.

3.6. требования к оформлению дел, принимаемых в архив

Крайними датами дел, содержащих организационно-распорядительную, творческую и иную документацию (протоколы, стенограммы, письма, доклады и т.д.), для которых точная датировка имеет важное значение, а также дел, состоящих из нескольких томов (частей), проставляются крайние даты документов дела, т.е. даты регистрации (составления) самого раннего и самого позднего документов, включенных в дело. Если делом является журнал регистрации приказов, распоряжений и т.п., то датой дела будут точные календарные даты первой и последней записей в журнале. Крайними датами дела, содержащего протоколы заседаний, являются даты утверждения (для документов, которые утверждаются) или составления первого и последнего протоколов, составляющих дело.
Крайними датами личного дела являются даты подписания приказа о приеме и увольнении лица, на которое это дело заведено.
Речь идет, например, о наличии в деле документов с неразборчивым текстом, склеенных листов (если большие схемы и т.п.), порванных листов, вклеенных фотографий, если имеются в деле конверты, а в них вложения и т.д. Лист-заверитель дела должен подписать его составитель, при этом делается расшифровка должности и подписи, проставляется дата. В процессе использования архивных документов при необходимости в дальнейшем в листе-заверителе делаются нужные отметки.
Если дело подшито без листа-заверителя, то его следует наклеить за верхнюю часть на внутреннюю сторону обложки дела. Но обычно он помещается после последнего документа и в таком виде дело прошивается. В начале статьи приведен пример заполнения листа-заверителя. Вы также можете скачать в формате doc образец листа-заверителя дела. Для оформления дела вам также может понадобиться образец внутренней описи документов дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *