современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе

Преподавание истории в условиях современной школы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Глава I Различные формы работы на уроках истории 4

Глава II Современные подходы в обучении 9

Список используемой литературы 22

Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов. Вопрос «Как сегодня преподавать историю в школе?» волнует учителей – предметников. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к безразличию и тоске в глазах учеников, хотя надо сказать, справедливости ради, что безразличие и тоску в глазах, мы видим не только по этой причине, а может и столько по этой причине и не потому что уроки проходят по старой традиционной системе преподавания. Многие и сегодня считают, что советская школа была лучшей в мире, и я думаю, что у них есть основания так считать. Поэтому, школа сегодня как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Новые процессы внесли собственные коррективы в жизнь и деятельность каждого человека, а учителя в первую очередь. В настоящее время сформировалась новая молодежная культура, в среде современной молодежи естественными и нормальными кажутся вещи, которые 10-15 лет назад были просто не допустимы. Мы не можем ни запретить, ни изменить эту новую культуру, мы можем корректировать поведение наших учеников и их отношение к жизни. Сегодня школьники черпают огромную информацию из разных источников, общаются с десятками виртуальных друзей, которые тоже влияют на их отношение и поведение.

Именно это, я думаю, и является главной причиной того, что современному школьнику стало скучно на обычном уроке. И учитель ничего с этим поделать не сможет, ему просто нужно понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение и ученику и учителю. Где-то прочитала, что дети любят красивых учителей, не совсем согласна, дума, что детям кажутся красивыми умные, знающие, талантливые, добрые, справедливые учителя. Поэтому мы должны менять свой подход к процессу обучения, этого требует время.

Современная педагогика предоставляет широкий спектр возможностей, было бы время. В своей деятельности, я начала работать над темой самообразования «Использование различных форм работы на уроках истории». Сегодня, и в связи с требованием времени в тему самообразования я внесла некоторые изменения. Для себя я ее определила так: «Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории». На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Работая над любой темой и изучая любой вопрос деятельности учителя бесспорно, что урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Но урок – не нечто застывшее и нерушимое. Чем мне помогает технология проблемного изучения? Итак, для начала – что мы понимаем под проблемным обучением? Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде разрешения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое проблемная ситуация? С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ.

1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынское поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

3. «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

результатов познания, вооружение учащихся знаниями основных наук, привитие им соответствующих умений и навыков. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий до определенного периода, создает проблемные ситуации, организует их деятельность так, что учащиеся на основе анализа материала самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют определенные понятия.

Для учителя, который применяет технологию проблемного обучения важно понять уровень усвоения и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Проблемное обучение проводится посредством решения проблемных задач. Достоинства проблемного обучения заключаются в том, что оно развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Кроме того, проблемное обучение воспитывает навыки творческого усвоения знаний, воспитывает навыки творческого применения знаний, формирует и накапливает опыт творческой деятельности. Метод проблемного обучения, включающий в себя: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, может прекрасно сочетаться с классическим объяснительно иллюстративным, репродуктивным методами обучения. При применении технологии проблемного обучения деятельность учащихся стимулируется постановкой вопроса. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемные вопросы условно можно разделить на несколько типов:

2. Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

3. Задачи на анализ факта, события.

При применении технологии проблемного обучения, учитель во время обобщения должен постепенно приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам, причем само обобщение, как и закрепление изученного проходит не традиционным путем. На традиционном уроке, учитель задает репродуктивные вопросы: как, когда, кто, что и т.д. На уроке по технологии проблемного обучения ставятся продуктивно-познавательные вопросы: почему, докажите, сопоставьте, подумайте, в чем, сформулируйте и т.д. При этом проблемный вопрос не требует от учащихся вспоминания готовых и ранее изученных знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в разговор не боятся вступать и учащиеся не активные, не способные или с плохой памятью, и даже не подготовившиеся к уроку, но чтобы не получить плохую отметку и принять участие в обсуждении, учитель держит их в постоянном внимании к учебному процессу.

Используя проблемный метод, каждый учитель должен учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Обобщая выше сказанное, попытаюсь сделать вывод, что проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Глава II Современные подходы в обучении.

Попробуем объяснить высказывания с точки зрения традиционной системы обучения и с точки зрения применения современных технологий в образовательном процессе.

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.

Поэтому, давайте подумаем, какой ответ даст ученик, если мы будем просто складывать в его тачку знания по разным школьным предметам, будет ли он везти эту тачку с удовольствием?

Чтобы на моих уроках не скучали, я применяю современные подходы к процессу обучения. Конечно, я не волшебник, я только учусь, но по мере возможности повышаю свой уровень. При проведении уроков я чаще всего использую постановку проблемы в начале урока.

В настоящее время существуют разные формы организации урока, каждый из которых по-своему замечателен.

урок – спектакль: «Суд над Верой Засулич; урок – дискуссия: «Петр I: Тиран или….; урок – версия: «Властитель слабый и лукавый…» (почему не пошла перестройка у Александра I); урок – сценарий: «Индия. Китай. Япония. Основные черты восточной цивилизации». Такие формы уроков больше всего подходят к урокам обобщения и требуют больших временных затрат, поэтому часто их проводить не получается (1-2 урока в год).

На всех уроках изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Почему вы так думаете. », «Считаете ли вы, что…?», «Что бы сделали вы, если бы…?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода по разрешению проблемной ситуации. Учитель играет важную роль в проведении дискуссии. Он устанавливает порядок в аудитории и ставит проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. Учитель должен уметь избежать неопределённых вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений ученика, уточнять высказывания участников, задавать конкретизирующие вопросы, держать паузу, когда это необходимо. Мои наблюдения показывают, что этот тип урока нельзя проводить во всех классах, урок – дискуссия зависит не только от подготовленности класса, но и от уровня воспитанности детей, от их умения выслушивать, слышать, держать паузу, терпимо относиться к иной точке зрения, иначе урок может превратиться в балаган.

Мне нравится работа по составлению таблиц. Это учит выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно, н-р: «Объединение Германии и Италии». Работая над текстом параграфа, составляем подробные опорные схемы: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства». Такие формы помогают учащимся последовательно и логически верно выстроить события и исторические процессы, потому что не каждый ребенок может самостоятельно уловить суть исторических явлений. Те учащиеся, которым трудно воспроизводить информацию устно, при ответе опираются на составленные схемы.

На уроках применяю работу в парах, работа с мини-тестами на начало урока, «лови ошибку», иногда предлагаю учащимся составить текст с ошибками по изученной теме, лекции с элементами беседы. Представление значительного по объему материала происходит в форме вводной беседы, в виде учебной лекции.

Практически на каждом уроке провожу работу с документами, характеризуя официальные документы, личные материалы ребята знакомятся со временем и «человеком во времени», «прикасаются» к истории.

На уроках решаем с учащимися проблемные вопросы. Решение проблемных задач позволяет охарактеризовать проблему, выработать свое собственное отношение по поднятой теме, услышать других и, что не менее важно, быть услышанным.

Например, часть класса «становятся» сторонниками норманнской теории происхождения государства у древних славян, а часть – антинорманистами.

Иногда (если позволяет тема урока) организую самостоятельную работу или работу с текстом учебника или другой литературы по рядам или вариантам.

Не часто, но использую групповую работу. Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов. Она позволяет максимально использовать для учащихся 5 классов такие темы, как «Реформы Солона». Каждая группа получает текст документа «Законы Солона» (по Плутарху) и конкретные задания

1. Почему первым актом государственной деятельности Солона стал закон, в силу которого афинским беднякам были прощены поземельные задолженности, запрещено на будущее долговое рабство?

2. Почему Солон отменил все законы архонта Драконта ( Дракона), кроме законов об убийстве?

3. Как вы оцениваете законы Солона, предписывающие некоторые правила поведения?

4. Почему Солон ввел закон, запрещающий говорить дурно об умерших?
После изучения всего документа и разбора заданий учащиеся в своих группах делают общий вывод о значении реформ Солона.

Надо сказать, что я редко прибегаю к такой форме, т.к. уверена, но это мое личное мнение, что такая форма не очень продуктивна: кто-то действительно работает, а кто-то просто убивает время, а оценку получают все, особенно это касается старших школьников.

Часто провожу словарные диктанты. Для экономии времени перешла на словарно-цифровые диктанты, например, словарно-цифровой диктант для учащихся 5 классов может быть двух вариантов:

Определите, к какой стране больше всего подходит приведенное ниже понятие:

1. Глина, глина, глина…

3. Оливковые деревья.

4. Города Ур и Урук.

7. Города Тир и Сидон.

8. Знаменитые мастера-ювелиры.

9. Бог солнца Шамаш.

13. Приключения вельможи Синухета.

14. Изобретение прозрачного стекла.

16. Пурпурная краска.

18. Величайшие мореплаватели Древнего мира.

19. Основание колоний.

20. Четыре порога в верховьях реки.

23. Столица-город Мемфис.

25. Первые в истории законы.

26. Изобретение букв.

27. Основание Карфагена.

31. Мореплаватели, обогнувшие Африку.

32. Главное занятие-торговля.

34. Боги Осирис и Сет.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

как средство определения темы или раздела учебного материала;

как средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;

как средство оценки знаний учащихся, в которой даны задания учителя.

За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, так и отдельные мультимедийные презентации. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке и требованиями Министерства образования в настоящее время.

Важно помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», путь к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую фильмы и видеоролики. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах многих детей появились слёзы. И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго. Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране.

3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.

4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебные диски «История России.1 862-1917», «История России XX век», «Атлас Древнего мира» и др. такие диски, как правило, содержат не только теоретический материал, а задачники, тесты, кроссворды, исторические задачи. При закреплении материала принимает участие весь класс.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point. Тесты могут быть простые в виде текстов, или они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Для примера я выбрала три викторины разного рода и вида:

1. «Средневековый путешественник». При проведении данной викторины я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного рода, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.

2. «Русь в начале X – XIII вв.». Данная викторина относится к типу «Своя игра». Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.

3. «Отечественная война 1812 года». Данная викторина содержит различного рода задания («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме в школьном учебнике, Энциклопедии в наше время купить трудно по очень простой причине, они стоят половину нашей зарплаты. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ.

Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. ( Пример, показать собственные презентации).

Конечно, такие уроки необычные по замыслу нравятся ученикам, но они больше похожи на игру, а история наука серьезная. Здесь, я разделяю мнение И.П. Подласого «….превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности», поэтому нестандартными чаще всего являются повторительно-обобщающие уроки.

Любая форма строится на основе диалога, в процессе которого через разные смысловые позиции у участников формируется личное осмысление исторического опыта, а через него – личная гражданская позиция. Ведь, ведущая педагогическая идея: каждый урок должен быть ярким, запоминающимся и нести реальную пользу ученику, а хороший урок – взаимодействие учителя и ученика.

С одной стороны, процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. Учитель получил не только декларированное, но и практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к общемировым образовательным процессам.

С другой стороны, опыт последних лет показывает, что почти полное снятие государственного и общественного контроля приводит к размыванию целостности, утрате национально-культурного ядра исторического образования, анархии. За «самостоятельной позицией» педагогов подчас кроется как содержательный, так и методический учительский непрофессионализм, а также (что еще более опасно) внедрение в сознание подрастающего поколения сомнительных и деструктивных для общества идей (экстремистского, националистического, религиозно-сектантского и другого характера).

По исследованию развития проблем исторического образования вытекает, что разрушение единого ядра образования приводит к нарушениям гражданских прав учащихся, проявляющимся в невозможности смены школ и продолжения образования. В связи с этой тенденцией в педагогических коллективах, у администраций школ и руководителей органов управления образованием появилась потребность в разумной регламентации деятельности педагогов и определении нормативных требований к историческому образованию учащихся на основе федерального стандарта как средства обеспечения взаимных прав и обязанностей учащихся и педагогов.

Таким образом, история органически входит в жизнь современного человека. На протяжении XX века историческое образование сделало огромный скачок в своем развитии. Было создано множество нового, неизвестного ранее, которое имело огромный успех в России и за ее пределами, составляя подлинную славу нашей страны.

Источник

Дискуссии на уроках истории и обществознания: организация и проведение

Подходит ли дискуссия для получения новых знаний?

«Из дискуссии никто никогда ничему не научился»

Дискуссия всегда строится на столкновениях мнений. Цель ее — достижение консенсуса, единого взгляда на какой-то предмет или явление. Это не просто спор ради победы, а конструктивное обсуждение. Почти любая дискуссия требует серьезной подготовки.

Чем так хороша дискуссия?

эффективна для закрепления и творческого осмысления материала, а также формирования ценностных ориентаций;

позволяет (и призвана) выявить все многообразие существующих точек зрения, а также сделать подробный анализ каждой из них;

стимулирует активность, инициативность учащихся, способствует развитию рефлексивного мышления.

В основу любой дискуссии должна быть положена актуальная проблема. Но далеко не всякая тема может стать предметом дискуссии — об этом важно помнить. Необходимо выбирать действительно спорные и неоднозначные темы, которые будут по-настоящему увлекать учеников.

«Если вы всерьез задумались о том, чтобы провести дискуссию, не делайте это для галочки, помните, что такой формат требует длительной и тщательной подготовки».

Энвер Нажмутинович Абдулаев
преподаватель Лицея ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»

Что важно при организации дискуссии? Памятка для участников

Четко определи свою позицию.

Определи, правильно ли ты понял суть проблемы.

Внимательно выслушай оппонента.

Найди противоречие в его позиции.

Используй факты — это лучший способ доказательства.

Научись объяснить свою точку зрения.

Веди себя честно, говори искренне.

Излагай мысли понятно, четко, кратко.

Правила поведения можно выработать и совместно — непосредственно перед дискуссией. А еще обязательно важно подводить итоги после — за круглым столом или просто сидя в кругу.

«Любую дискуссию важно красиво завершить — обсудить, чтобы детям стало понятно, к чему они так долго готовились, зачем спорили целый урок, и к чему в итоге пришли, что получили».

Важнейшей составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов.

Уточняющие вопросы — открытые (например, верно ли, что?) и восполняющие — открытые (например, почему?). Их могут задавать все участники обсуждения.

Учитель-ведущий может использовать различные приемы активизации мыслительной деятельности школьников:

резюме сказанного по основной теме дискуссии;

панорамный обзор представленных сведений;

упрощенное повторение сложных высказываний;

суммирование того, что уже обсудили;

артикуляция вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению и т.д.

«Не спешите проводить дискуссию сразу. Для начала познакомьте детей с самим форматом дискуссии»

Начните с разбора готовой дискуссии, понаблюдайте за чужой полемикой. Посмотрите вместе с учениками передачу «Суд истории». Задайте детям вопросы:

Какие функции выполняют участники дискуссии, какие задачи они решают?

Какая проблема стоит в центре дискуссии? Как она озвучивается?

А на чьей стороне вы сами? Какие аргументы вас привлекли?

Научите ребят видеть проблему. Проблема, как правило, основывается либо на противоречии, либо на интриге.

Прежде чем осваивать новый формат, поразмышляйте, попробуйте мысленно представить класс и определить, кто из учеников точно захочет участвовать в дискуссии, а кто, скорее всего, будет вести себя пассивно. Постройте урок таким образом, чтобы непосредственно в полемике участвовали только активные ученики. А те ребята, которые чувствуют себя в таком формате не очень комфортно, пусть формируют зрительный зал и, возможно, готовят вопросы для выступающих.

Экспресс-дискуссии на уроках истории. Примеры формулирования тем

Дискуссионный клуб, все-таки, больше подходит для организации внеурочной деятельности. Но на уроке-обобщении по истории можно проводить экспресс-дискуссии — вплетать какие-то элементы этого формата в обычное занятие.

Петр I — разрушитель или созидатель?

Позиция 1

Петр ограничил свое преобразование дворянством. Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собою некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях, — со времен Петровых высшие степени отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах, ко вреду братского, народного единодушия государственных состояний.

Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел делать Россию — Голландиею.

Позиция 2

Явился Пётр. Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и всё переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и. присвоение обычаев европейских. Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привёл в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завёл мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы.

Готовиться к дискуссии нужно непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительная литература, предложенная учителем.

А вот, например, мини-дебаты и вовсе не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

В результате делаются выводы о противоречивости исторических процессов, неоднозначности оценок того или иного исторического деятеля.

Бородино: победа или поражение?

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
М.Ю. Лермонтов

Общие потери русских составили убитыми и ранеными 44–45 тыс. человек (в том числе 29 генералов), французов — от 28 до 35 тыс. человек (включая 49 генералов). Русская армия оставила Москву — столицу России.

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество»
(М. И. Кутузов)

«Французская армия разбилась о русскую»
(ген. Ермолов)

Всегда помните о том, что конечный воспитательный результат обучения истории — привести учеников к пониманию ее сложности и неоднозначности. Сводить все к черному или белому, к победе или поражению, путь ложный. Важна многовекторность суждений.

Энвер Нажмутинович Абдулаев преподаватель Лицея ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»

Дискуссии на уроках обществознания

История — один из самых сложных предметов для организации дискуссий. А вот на уроках обществознания такой формат будет более актуален — проблематика современности, естественно, ближе детям и воспринимается ими острее.

Большинство тем, изучаемых в курсе обществознания, имеют дискуссионный характер. Кроме того, при их обсуждении ученик может опираться не только на знания предмета, но и на личный социальный опыт, на общий кругозор. Поэтому дискуссии на уроках обществознания требуют меньшей теоретической подготовки и могут проводиться достаточно часто. Именно на уроках обществознания можно отрабатывать саму технологию дискуссии.

современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе. Смотреть фото современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе. Смотреть картинку современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе. Картинка про современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе. Фото современные дискуссии об общих целях обучения истории в школе

«В процессе изучения обществознания ученикам важно понять, насколько многообразно и противоречиво общество. Какую проблему ни возьми, не существует однозначного решения — нигде нет истины в последней инстанции. И в этом смысле каждому ученику важно проработать и глубоко обдумать вопрос — пропустить через себя решение проблемы, увидеть, к каким последствиям это приведет, что лично ему принесет такое решение. Здесь, безусловно, помогают грамотно организованные дебаты, которые актуализируют проблему для каждого ученика».

Диспут

Диспут (от лат. disputare — «рассуждать», «спорить») — специально организованное публичное обсуждение, представление, демонстративное столкновение мнений на злободневную тему. В ходе диспута стороны отстаивают принципиально различные мнения, они открыто ищут и обнажают слабые стороны в позиции оппонента.

Цель диспута — победить в споре, отстоять свою правоту. Диспут имеет яркую эмоциональную окраску и требует от участников выдержки.

Возможные темы диспута

«Виртуальное пространство губит современную молодежь»

«Какой политический режим оптимален для России — авторитарный или демократический?»

«Где границы толерантности?»

Диспут наиболее эффективно проводить в случае, если изучаемая проблема имеет несколько противоречивых или даже противоположных оценок и способов решения.

Примерный регламент диспута может строиться, например, так:

Главное выступление на заданную тему (тезис и аргументация) — 5–7 минут.

Выступления участников — 2–3 минуты.

Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у руководителя и участников,— до 1 минуты.

Заключительное выступление (подведение итогов) — 2–3 минуты.

Варианты тем

В политике нет места морали.

Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель.

Абсолютная власть развращает абсолютно.

Россия — правовое государство.

В России отсутствует гражданское общество.

Государство в состоянии победить коррупцию.

Построение подлинной демократии в России невозможно.

Обычный гражданин в состоянии повлиять на политические решения.

Интернет делает невозможным существование тоталитарных режимов.

Аргументация своей позиции в споре — ключевой навык, которым должен обладать ученик, участвующий в дебатах. В методическом пособии по обществознанию для 11 класса Г. Э. Королёвой и О. Б. Соболевой под редакцией Г. А. Бордовского приведены подробные инструкции и памятки по проведению различных форм дискуссий и политических дебатов. Пособие в формате pdf доступно для скачивания бесплатно — просто зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *