Что такое литературный тип
Что такое литературный тип
Тип это обобщенный художественный образ, который воплощает типичные черты, присущие определенной общественной среде; ряд литературных персонажей, связанных общими социальными признаками, характерный для произведений русской литературы.
Отличие типа от характера
Тип литературного персонажа, в отличие от характера, представляет не только индивидуальную характеристику героя, а и обобщение устоявшихся качеств конкретной категории лиц. Ряд персонажей одного типа не тождественны по характеру, их объединяют общественные тенденции. Характер персонажа часто является вариацией одного литературного типа. Писатели обычно продолжают развивать, совершенствовать основанный ими тип героя или открывают новые типы.
Примеры и происхождение литературных типов
Тип «маленький человек»
Под влиянием реализма в 20-30 годах ХІХ века в русской литературе появился тип маленького человека. «Маленький человек» – персонаж низкого происхождения и социального статуса, который, в отличие от бунтарских романтических героев, не обладает сверхспособностями, но является душевной и доброй личностью. Формируя и культивируя образ маленького человека, писатели стремились демократизировать литературу и вызвать внимание, гуманность к простому человеку, который заслуживает расположения.
Тип маленького человека открыл А. С. Пушкин в лице главного героя повести «Станционный смотритель» (1831 г.) и раскрывал его в последующих сочинениях («Медный всадник»; 1837 г.). Традиция литературного типа была продолжена в повестях Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» (1835 г.), «Шинель» (1842 г.). Тема хрупкого простолюдина также присутствует в творчестве А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Горького, М. А. Булгакова и др.
Тип «лишний человек»
«Лишний человек» – герой, характерный для русской литературы 40-50 годов XIX века, который воплощает в себе тип отчаявшегося русского дворянина.
Тип лишнего человека – интеллектуал из высших кругов, угнетенный неразрешимыми жизненными вопросами и устоями власти. Типичный герой противостоит обществу, увлекается празднествами, что обусловлено его усталостью, пассивностью и потерей смысла жизни. Чацкий. Художник Н. Кузьмин
Наиболее ранними и классическими представителями типа «лишний человек» являются главные герои произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин», А. С. Грибоедова «Горе от ума», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Онегин, Чацкий, Печорин – в которых разочарование сочетается с чертами байронического героя эпохи романтизма.
Тип «новый человек»
В 50-60 годах ХІХ века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека, связанный с изменениями русских социально-политических порядков.
Тип героя «новый человек» отличает озаренность, активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер.
Образы новых людей ярко представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
Значение типа в литературе
Типы восходят к концепции личности литературных направлений, особенность которых раскрывается через характерные общественные признаки. Таким образом, соотнесение литературного героя с конкретным типом определяет суть личности.
Слово тип произошло от греческого typos, что в переводе означает – отпечаток, образец.
Типология литературного субъекта. Тип
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный тип – это художественный образ определенного индивида, в котором воплощены характерные для определенной общественной группы, народа, класса черты.
Литературный тип: сущность понятия
Литературным типом называется художественный образ, наиболее характерный для определенной социальной среды.
Тип – это такой характер, который содержит социальное обобщение. То есть в литературном типе отражаются черты, свойственные для некоторых персонажей, похожих друг на друга мировоззрением, манерой социального поведения, жизненной позицией, представлением о счастье и т.д.
Для каждого времени характерны свои типы героев. А авторы произведений выбирают этих героев и изображают их в произведении для того, чтобы отразить дух времени, колорит эпохи, охарактеризовать поколение и продемонстрировать социальные противоречия. Другими словами, герой, представляющий определенный литературный тип, является объектом исследования писателя, и использование его способствуют раскрытию замысла автора.
Литературные типы приходят на смену друг другу. Например, «лишний человек» сменяется «новым человеком».
Литературный тип и характер литературного персонажа являются нетождественными понятиями.
Характером персонажа называются индивидуальные особенности в поведении персонажа, уникальные черты личности, ее качества, психологические свойства героя.
Литературный тип – это обобщенный образ, который основывается на схожести социального положения, мировоззрений, типизации разных персонажей.
Готовые работы на аналогичную тему
Характер неповторим и уникален. Но даже в тех случаях, когда речь идет о чертах характера, повторяющихся у разных героев, всегда подразумеваются особые свойства личности и индивидуальные проявления человеческого характера. К примеру, два честных человека – Пьер Безухов и Петр Гринев – не всегда соответствуют одному литературному типу.
Литературных героев всегда больше, чем литературных типов. в произведении не каждый герой соответствует какому-либо типу. Многие персонажи уникальны, неповторимы, создаются в помощь автору. Они помогают лучше раскрыть замысел автора, двигают сюжет. Некоторые герои произведения наделяются автором уникальными, особыми чертами характера, которые не относятся к какому-либо определенному литературному типу.
В то же время есть персонажи, которые писателем создаются специально для того, чтобы отразить типические черты, дать характеристику типическим представителям своего поколения, отобразить дух времени, выделить какую-либо болевую точку в развитии общества. В этом случае автор создает типического персонажа, осознанно либо не осознанно.
Интересно, что названия литературным типам часто придумывают не авторы, а критики, которые проявляют интерес к классификациям, либо авторы других эпох. То есть А. С. Пушкин при создании Онегина стремился изобразить тип молодого светского человека, современный ему – циника, позера, заложника общественного мнения. Он рассчитывал поиронизировать над романтическим, байроническим героем. И классик не думал о такой категории, как «лишний человек». Понятие «лишний человек» в обиход вошло позже, после выхода повести «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева.
Типы литературных персонажей
Выделяют следующие типы литературных героев:
Яркими примерами «лишнего человека» являются Онегин, Чацкий, Обломов, Печорин. Общими чертами представителей данного типа являются образованность, стремление к справедливости, неудовлетворенность реальной жизнью, невозможность «найти» себя в обществе, реализовать свои таланты и способности. Эти люди способны к сильным чувствам, при этом их отличает общественная пассивность и скептицизм. «Лишний человек» стремится развеять скуку и предается праздным развлечения, но все равно не может утолить экзистенциальную тоску, что часто приводит к саморазрушительному поведению.
Представителями типа «маленького человека» являются Акакий Акакиевич из «Шинели», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника», Мармеладов из «Преступления и наказания», персонажи произведения «На дне», персонажи рассказов Чехова, Пушкина и т.д. Представители данного литературного типа часто незнатного происхождения, занимают низкое социальное положение, не имеют каких-либо выдающихся способностей, они не отличатся силой характера и духа, но при этом безобидны и добродушны. Достоевский, Гоголь, Пушкин, выбирая в качестве объекта изображения маленького человека, стремились напомнить читателю, что обычный человек тоже имеет право на внимание, сочувствие и уважение.
На смену «лишнему человеку» в 50-60-х годах 19 века в отечественной литературе пришел тип «нового человека». Этот литературный тип отличается активной деятельностью, сильным волевым характером, пропагандистской позицией, верой в общественный прогресс, духовной свободой личности. Такие образы представлены в произведениях И. С. Тургенева «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети».
Литературный тип «самодур» представлен Скотининым и Простаковой из «Недоросля», Кабанихой и Диким из «Грозы», Фамусовым из «Горя от ума», Костылевым из «На дне». Это человек, отличающийся наглостью, деспотичностью, уверенностью в своей безнаказанности, рассчитывающий на абсолютное подчинение со стороны окружающих. При этом труслив, корыстен, малообразован и стремиться нажиться любыми способами.
Резонер – это человек, который стремится увещевать и обличать других персонажей, при этом не принимая активного участия в действии. Резонер часто произносит нравоучительные монологи. Ярким примером представителя этого типа является Чацкий.
(теория литературы). 1. Тип литературного героя: Тип героя Классицистический Романтический Сентиментальный Реалистический. — презентация
Персонаж
Персонаж — это любое действующее лицо в художественном произведении (также в видеоиграх, фильмах, спектаклях). Персонаж может быть человеком, животным, предметом, божеством.
Классификация персонажей | ||
Название | Определение | Примеры |
Главные | Основное действующее лицо в произведении, вокруг него строится сюжет. | Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья в «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. |
Второстепенные | Не основное действующее лицо в произведении, способствует развитию действия, ближайшее окружение главных персонажей, раскрывают характер | Лиза, Скалозуб, Репетилов, Хлестова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Сафья Мармеладова, Семен Мармеладов, Авдотья Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. |
Эпизодические | Персонажи, создающие фон произведения, подталкивают развитие сюжета в определенном эпизоде, не имеют характера и появляются на страницах крайне редко. | Тугоуховские, Горичи в «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Лизавета, Настасья, Марфа Петровна в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. |
Внесценические | Только упоминаются в произведении, не участвуют в действии. | Двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, Фома Фомич, Максим Петрович книзь Григорий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. |
Тип «новый человек»
В 50-60 годах ХІХ века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека, связанный с изменениями русских социально-политических порядков.
Тип героя «новый человек» отличает озаренность, активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер.
Образы новых людей ярко представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
Архетипы литературных героев
Мужские персонажи
Начальник
Все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо.
Плохиш
Умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
Лучший друг
Стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
Очаровашка
Креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова.
Потерянная душа
Живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
Профессор
Весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
Искатель Приключений
Не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояля» Яна Флеминга.
Благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.
Женские персонажи
Начальница
Требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
Соблазнительница
Отважная девчонка
Цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
Безбашенная
Эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.
Белая и пушистая
Наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
Библиотекарша
Умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
Крестоносец
Утешительница
Может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.
Чистые и смешанные архетипы
Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
Всякий тип – характер, но не всяких характер – тип.
Типический характер
Его характеристики:
— Неповторимость типического: Типическое в изображении людей: оно может познаваться только через создаваемые писателем неповторимые человеческие характеры
— Общественная закономерность: Характер становится типическим, если он соотносится с закономерностями общественной жизни,
определившими его формирование, если проявляется его общезначимость для определенной группы людей или определенных условий жизни
.
— Характерные для данного времени черты: Типический характер – или литературный тип — проявляется, когда в творческом процессе создания образов героев воплощаются наиболее характерные для данного времени и среды черты.
— Типическое не означает усредненное; тип всегда концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д.
Пример: в литературе созданы типы положительных героев (Татьяна Ларина, Чацкий), «лишних людей», тургеневских девушек.
Термин: Литературный тип — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды в определенное время.
Термин: Положительный тип (типический характер)
Короленко – статья «Положительные типы:в них отражаютсяи раскрываются
— все положительные возможности
— одаренная человеческая натура
в сложнейших жизненных условиях
человека, которая проявляется в
реальных условиях жизни
— сама возможность такого человека доказана художественно, когда в нем все если не реально, то это все – ВОЗМОЖНАЯ реальность
, то есть –
ИДЕАЛ.
Вывод: Тип не обязательно должен часто встречаться на улицах. Почему?
Это может быть исключительный человек, но содержание этой исключительности – это высочайшие человеческие черты, которые были выработаны в недрах самой жизни. Они являются проявлением всего лучшего, что было выработано человечеством за его историю.
Однако типические герои могут быть и отрицательными: образы помещиков у Гоголя, образы чиновников у Гоголя, Достоевского и Чехова, образы некоторых дворян из высшего светского общества у Толстого и т.п.
ХАРА́КТЕР художественный (= характер литературный) – это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.
Структурируем это понятие:
— это образ человека в литературном произведении,
— очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью,
— через него раскрывается как исторически обусловленный тип поведения,
-так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
— Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости:
ü от трагических, сатирических, других способов изображения жизни,
ü от литературного рода произведения и жанра;
ü от литературного направления.
— Это определенная человеческая индивидуальность во всем ее живом многообразии
— Это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт, единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно—исторической ситуацией и временем (эпохой) типа поведения.
– Это совокупность черт литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического.
— Это многообразие: характер литературного героя никогда не исчерпывается одним свойством, это всегда совокупность различных и взаимосвязанных свойств.
— Это сложность: чем сложнее характер человека, изображенного в литературном произведении, тем больше в нем разнообразных, подчас противоречивых, свойств.
— Это художественное обобщение различных человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.
– Это образ человека — к обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
–— Это единство объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Характера)и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором).
В результате, литературный характер в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его и все человеческое существование во всем его разнообразии.
Вопросы о дистанционном обучении? Кликните сюда
Каждая версия Storyboard That имеет другую модель конфиденциальности и безопасности, предназначенную для ожидаемого использования.
Бесплатная версия
Все раскадровки являются общедоступными и могут быть просмотрены и скопированы кем угодно. Они также появятся в результатах поиска Google.
Персональная версия
Автор может оставить публикацию раскадровки общедоступной или пометить ее как «Не внесенные в список». Частные раскадровки можно разделить по ссылке, но в остальном они будут скрыты.
Образовательное издание
Все раскадровки и изображения являются частными и безопасными. Учителя могут просматривать все раскадровки своих учеников, но студенты могут только просматривать свои собственные. Никто больше не может ничего видеть. Учителя могут отказаться от безопасности, если они хотят разрешить совместное использование.
Бизнес-издание
Все раскадровки являются приватными и безопасными для портала, используя корпоративную безопасность файлов, размещенную Microsoft Azure. Внутри портала все пользователи могут просматривать и копировать все раскадровки. Кроме того, любой раскадровки можно сделать «разделяемым», где частная ссылка на раскадровку может быть разделена снаружи.
Литературный тип
Литературный тип – это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение.
(определение: «Справочник по литературе» под ред. Скубачевской).
То есть литературный тип отражает те черты, которые свойственны для некоторых героев, схожих друг с другом мировоззрением, жизненной позицией манерой социального поведения, представлением о счастье и т.д.
Каждое время рождает свои типы героев – характерных представителей этой эпохи. А писатели выбирают этих героев и изображают в произведении для того, чтобы отразить колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. То есть герой, который представляет определённый литературный тип, становится объектом исследования писателя, а его использование способствует раскрытию авторского замысла.
Литературные типы сменяют один другой. Например, на смену «лишнему человеку» (Чацкий, Онегин, Печорин) пришёл «новый человек», воплотившийся в герое «Отцов и детей» И.С.Тургенева – в Базарове.
Чем отличается литературный тип от характера героя
Литературный тип и характер героя (литературного персонажа, действующего лица) – понятия нетождественные, то есть обозначают не одно и то же.
Характер персонажа – это индивидуальные особенности в поведении героя, психологические свойства, уникальные черты и качества личности.
Литературный тип – обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения, типизации разных героев.Слово «тип» произошло от греческого «typos», что в переводе означает – отпечаток, образец.
Характер часто бывает уникальным, неповторимым. Но даже в тех случаях, когда мы говорим о чертах характера, повторяющихся у разных героев (например, смелость или трусость), мы всегда подразумеваем особые свойства личности, индивидуальные проявления характера. Два героя, обладающие одинаковыми чертами характера, например, два честных человека (Петр Гринев и Пьер Безухов) не всегда будут соответствовать одному и тому же литературному типу.
Литературные типы и замысел автора
Важно: литературных персонажей больше, чем литературных типов. Не каждый герой в произведении будет соответствовать какому-то типу. Многие герои неповторимы, уникальны, они создаются в помощь писателю – двигают сюжет и помогают раскрыть авторский замысел. Некоторые герои наделяются особыми, уникальными чертами характера, как например Татьяна Ларина и Наташа Ростова – которые при некоторой схожести не соответствуют какому-то определенному литературному типу.
В то же время некоторые персонажи создаются писателем специально для того, чтобы изобразить типические черты, охарактеризовать типических представителей своего поколения, отразить цайтгайст (дух времени), обозначить некую болевую точку в развитии общества. И тогда писатель создает типического персонажа. Иногда осознанно, иногда нет.
Любопытно, что названия типам часто придумывают не писатели, а литературные критики, проявляющие интерес к классификациям, или писатели более поздних эпох. То есть Пушкин, создавая Онегина, хотел изобразить современный ему тип очень молодого светского человека, позера, циника, заложника общественного мнения, и конечно, рассчитывал поиронизировать над байроническим героем, так же известным, как романтический герой. Но такой категорией, как «лишний человек», Пушкин не мыслил. Понятие «лишний человек» вошло в литературный обиход позже – после выхода в 1850-м повести Тургенева «Дневник лишнего человека».
Типы литературных героев: определение и примеры
Байронический герой
Чайльд-Гарольд, Мцыри, Алеко, Данко. Персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье.
Лишний человек
Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов. Представители этого типа имеют общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам, скептицизм и общественная пассивность. Предается праздным развлечениям, дабы развеять скуку, но все равно не способен утолить экзистенциальной тоски, и это зачастую приводит к саморазрушительному поведению.
Маленький человек
Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич («Шинель»), герои «Белых ночей», Мармеладов («Преступление и наказание») герои рассказов Чехова, жители ночлежки («На дне»), герои рассказов Шукшина. Представители этого литературного типа занимают невысокое социальное положение, часто незнатного происхождения, не одарены выдающимися способностями, не отличаются силой духа и характера, но при этом добродушные, безобидные. Выбирая маленького человека в качестве объекта изображения, Пушкин, Гоголь, Достоевский стремились обратить на него внимание читателя и напомнить, что обычный человек тоже достоин сочувствия и внимания.
Новый человек
В 50-60 годах 19 века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека. Этот литературный тип отличает активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер, вера в общественный прогресс, духовная свобода личности. Образы новых людей представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
«Босяк»
(«Бывший» человек, попавший на «дно» жизни, бродяга) тип, появившийся в произведениях Горького 1890-х — в рассказах «Челкаш», «Бывшие люди», «Мальва», в пьесе «На дне». «Босяки» — выходцы из различных слоев общества, оказавшиеся на обочине, а часто на «дне» жизни. Это бродяги, обитатели ночлежек, притонов, живущие случайными заработками, воровством или подаянием. У них нет собственности, они презрительно относятся к быту. Горький подчеркнул в своих героях особые духовные качества: гордость, свободолюбие, жесткость, даже жестокость по отношению к людям и в то же время готовность отдать последнее. «Босяки» презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а, напротив, любят подчеркивать, что это они отвергли фальшивый мир людей, их ложные ценности. У них складывается своя романтическая философия жизни, основанная на культе свободного, гордого и сильного человека.
Самодур
Госпожа Простакова и Скотинин («Недоросль»), Фамусов («Горе от ума»), Кабаниха и Дикой («Гроза»), Костылев («На дне») – деспотичный, наглый, уверенный в собственной безнаказанности человек, который рассчитывает на абсолютное повиновение окружающих. При этом трусливый, часто малообразованный, корыстный и стремящийся обогатиться любыми путями.
Резонёр
Слово происходит от французского raisonneur «рассуждать». Это герой, который, не принимая активного участия в действии, призван увещевать и обличать других персонажей, а также произносить нравоучительные монологи. Литературный тип «резонёр» воплотился в образе Чацкого.