Что такое линии удс
Что означает красная линия улично дорожной сети.
Что означает красная линия улично дорожной сети.
Ответы на вопрос:
После проведения красной линии УДС и отрезания ею части придомового земельного участка, отрезанный участок формируется как участок улично-дорожной сети (УДС) и ставится на кадастровый учёт как участок УДС. А в соответствии в Законом (п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ) такие участки относятся к земельным участкам «общего пользования» и не подлежат приватизации (оформлению) в собственность жителями.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии могут означать как существующие границы территорий общего пользования, так и планируемые границы.
Красные линии можно разделить на:
— утверждённые проектом планировки территории, которые отделяют землю жилых кварталов от земли общего пользования (улично-дорожной сети).
— планируемые красные линии, в соответствии с которыми планируется новое строительство или расширение автомобильной дороги.
Разница, как видно, между этими красными линиями весьма существенна. Однако на карте они обозначаются одинаково и трактуются чиновниками так, как им выгодно в данный момент.
Изначально же красные линии градостроительного регулирования означали только запрет на строительство капитальных объектов, жилых домов ближе к автодороге.
Красные линии – вид градостроительных ограничений для земельных участков и регулятор застройки поселений
Содержание
Линии градостроительного регулирования
Строительство на земельных участках (ЗУ), как понятно, ведётся не в произвольном порядке. На территориях, предназначенных по зонированию для жилой застройки нельзя размещать производственные здания, а в сквере – частную хозяйственную постройку.
К требованиям градостроительных регламентов правил землепользования и застройки (ПЗЗ) плюсуются ограничения, определяющие зоны, в которых может вестись строительство, и те, где оно запрещено.
Для отображения таких зон в материалах территориального планировании территорий городских и сельских поселений используется комплекс условных линий (границ) градостроительного регулирования.
Все линии градостроительного регулирования:
Соблюдение их назначения строго обязательно для правообладателей, земельные участки которых оказались затронутыми такими линиями.
Состав линий градостроительного регулирования
Красные линии – вид градостроительного ограничения
Красные линии (КЛ) – один из видов градостроительных ограничений:
К территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, относятся:
К территориям, занятым линейными объектами, относятся:
Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода:
Земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.
Красная линия отграничивает от зон общего пользования и зон линейных объектов не отдельный участок, а блоки земельных территорий. В городских и сельских поселениях она становится «непереступаемой» в плане застройки границей между территорией квартала, микрорайона, других элементов планировочной структуры и улицами, дорогами, проездами, площадями, иными землями общего пользования.
Строящийся объект не должен пересекать красных линий. Строительство на ЗУ во многих случаев должно вестись с установленным отступлением от КЛ.
Разработка проектов красных линий – компетенция органов власти
Красные линии (КЛ) – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые):
Проект красных линий подлежит согласованию и утверждению в составе градостроительной документации поселения. Обязательное требование – их соответствие генеральному плану и ПЗЗ. Границы красных линий могут изменяться и отменяться в соответствии с законодательными положениями:
Корректировка КЛ выполняется по решению властей, утвердивших их (пункт 4.6 РДС 30-201-98).
В графических материалах (чертежах):
контуры публичной зоны и линейных объектов выделяются красными линиями.
Правовой статус красной линии
Значение красной линии такое же, как у границы земельного участка, обозначающей крайние точки владения, находящегося в собственности физического или юридического лица, муниципалитета, государства.
Красная линия и границы ЗУ используются для достижения одной цели – отделения наделов друг от друга. Обе линии являются объектом кадастрового учёта – регистрируются а ЕГРН.
Красные линии, в сравнении с границами ЗУ, имеют больший «юридический вес»:
Красная линия на земельном участке
На территории, ограниченной красными линиями, капитальное строительство запрещено, ведь действие градостроительного регламента, как указано в ГрК РФ (пункт 4 статьи 36), не распространяется на земельные участки:
Красные линии могут пересекать земельные участки. В таких случаях на планах ЗУ красными линиями отграничиваются :
налегающие на участки полностью или частично. Иными словами, КЛ на плане ЗУ могут обозначать границы земельных участков с инженерными сетями, проходящими через участок или затрагивающими его своими охранными зонами, защитными полосами, например:
Все, что находится между красными линиями на участке, – своеобразный коридор для прохождения инженерных сетей. Это ограниченные красными линиями замкнутые зоны внутри участка застройки, на которых запрещено строительство капитальных объектов.
Установление красной линии для ЗУ фактически превращает его весь или частично в часть территории общего пользования или в часть зоны линейного объекта – с запретительными ограничениями в застройке, с уменьшением объёма прав собственника по эскплуатации всей площади участка.
ГПЗУ – источник сведений о наличии/отсутствии красной линии на участке
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – не единственный канал получения информации о наличии или отсутствии красных линий на земельном участке. Об этом сказано выше. ГПЗУ – более удобный, понятный, бесплатный источник необходимых сведений.
Расположение красных линий на участке нужно выяснить заблаговременно – до начала строительства, в период планирования мест для будущих строений. Именно для этой задачи необходимо получить ГПЗУ. В его чертеже указываются:
Например, забор частного двора может идти по красной линии, но дом нужно строить в 5 м от неё.
Дистанция между строением и красной линией может быть нарушена по причине выступа крыши за край здания при том, что его фундамент расположен на удалении от КЛ по установленным нормам. Расстояние от красной линии отсчитывается от выступающих частей строения, а не от стен дома.
Отступы от КЛ, расстояния между красной линией и границей земельного участка и стенами зданий устанавливаются Сводами правил:
В соответствии с их положениями:
На самом участке также существуют требования по соблюдению дистанций между жилым домом и хозяйственными постройками по санитарно-бытовым и противопожарным условиям (подробности здесь).
ГПЗУ и СПОЗУ – эффективная помощь
Несмотря на то, что при подготовке к строительству жилого дома на садовых участках или наделах для ИЖС, ЛПХ исключена необходимость получения ГПЗУ и разработки схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ), отказ от их получения и подготовки – откровенная халатность застройщика. Она может спровоцировать градостроительные нарушения с весьма неприятными последствиями.
В СПОЗУ указываются границы участка, расположение красных линий, будущего объекта капитального строительства и всех других строений. Ни один из объектов не должен выходить за границы, обозначенные красными линиями, и пересекать их.
Соблюдение ограничений, связанных с красной линией, – требование, установленное законом. Неисполнение влечёт административную ответственность. Возможные последствия – штрафы, снос строений, построенных с нарушением границ КЛ, определяющих допустимую зону строительства.
Выступ строящегося здания за красные линии – административное правонарушение. Оно оценивается как самовольные занятие территории общего пользования или зоны отвода линейного объекта. В этом случае к застройщику-нарушителю применяются меры наказания, прописанные в статье 7.1 КоАП РФ.
Красные линии автомобильных дорог
Типичная ситуация – установление красных линий при планируемом размещении в их границах автомобильных дорог общего пользования.
В состав проектируемой автомобильной дороги входят:
Граница приодорожной полосы определяется на основании документации по планировке территории с учётом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса – в зависимости:
После утверждения проекта автомобильной дороги и её строительства на участках или частях территорий участков, оказавшихся в границах красных линий, «включается» специальный правовой режим ограниченного землепользования полосы отвода. В частности, начинают своё действие следующие запреты (статья 25 ФЗ № 257 от 08.11.2007):
Риски при установлении красных линий на земельном участке
Установление и изменение красных линий на земельном участке – функции органов власти, связанные, в частности, с реализацией градостроительной политики, с достижением целей генеральных планов поселений.
Следствием утверждения красных линий могут стать как ограничение имущественных прав собственников земли, так и более серьёзные итоги:
Оспаривание, изменение и отмена красных линий
Дисбаланс публичных и частных интересов, возникающий при установлении красных линий на земельных участках, нередко влечёт необходимость защиты законных прав владельцев земли. Не исключается при этом судебный порядок рассмотрения споров.
Существуют ситуации, при которых правообладателям ЗУ удаётся добиться изменения (корректировки) красных линий без обращения в суд. Это те «счастливые случаи», когда изменения по КЛ вносятся в градостроительную документацию уполномоченными органами.
Если же красные линии пересекают постройки, возведённые на приватизированных территориях, владельцев могут обязать снести здание на основании судебного решения.
Местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, если они проведены по территории участка, который находился в частной собственности до утверждения проекта выделения территории общего пользования.
Отмена красных линий, как правило, производится на основании решений суда, признавшего градостроительную документацию, устанавливающую красные линии не действующей в соответствующей части.
Основания для признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
Правообладатель ЗУ может использовать конкретные основания в обосновании своих требований для оспаривания в судебном порядке документации по планировке территории в части установления красных линий:
Основания для отказа признания градостроительной документации, не действующей в части установленных красных линий
Суды рассматривают в качестве оснований для отказа следующие обстоятельства:
Резюме
Использование всех правовых инструментов для предотвращения установления красных линий на земельном участке – это способ и попытка защиты ЗУ, находящихся на участке сооружений и зданий.
Нужно изучать публикации в официальных СМИ о планируемых публичных слушаниях, в результате которых объекты недвижимости могут быть затронуты красными линиями, принимать участие в таких слушаниях, чтобы отстоять и сохранить имущественные права собственника.
Полезно знать
Красные линии.
Среди всех известных причин отказа в выдаче кадастрового паспорта при обращении заявителя в орган кадастрового учета наиболее распространенным является наложение границ участка улично‐дорожной сети на участок правообладателя.
В основе расширения дорог в Москве впритык к стенам многоквартирных жилых домов также лежит наложение улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы. Улично-дорожную сеть в Москве сформировали по границам красных линий и наложили на земельные участки многоквартирных жилых домов, на жилые кварталы.
После проведения красной линии УДС и отрезания ею части придомового земельного участка, отрезанный участок формируется как участок улично-дорожной сети(УДС) и ставится на кадасторовый учёт как участок УДС. А в соответствии в Законом (п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ) такие участки относятся к земельным участкам «общего пользования» и не подлежат приватизации (оформлению) в собственность жителями.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии могут означать как существующие границы территорий общего пользования, так и планируемые границы.
Красные линии можно разделить на:
— утверждённые проектом планировки территории, которые отделяют землю жилых кварталов от земли общего пользования(улично-дорожной сети).
— планируемые красные линии, в соответствии с которыми планируется новое строительство или расширение автомобильной дороги.
Разница, как видно, между этими красными линиями весьма существенна. Однако на карте они обозначаются одинаково и трактуются чиновниками так, как им выгодно в данный момент.
Изначально же красные линии градостроительного регулирования означали только запрет на строительство капитальных объектов, жилых домов ближе к автодороге.
На подавляющем большинстве спорных участков прохождения красных линий УДС фактически расположен зелёный газон с травой и многолетними деревьями, защитный природный буфер между автомобильной дорогой и жилым домом. А значит это не действующая дорога, а лишь планируемая к расширению, и красные линии должны означать не утверждённую улично-дорожную сеть, а лишь планируемую к расширению.
Любой ли земельный участок, находящийся за границей красных линий, следует считать территорией общего пользования?
Сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования, такие линии лишь ограничивают территории, которые:
— либо уже являются землями общего пользования
— либо могут стать ими в перспективе.
Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом статусе земельного участка.
И подтверждением тому служит та же арбитражная практика.
Так, ВАС РФ в Определении от 24.02.2011 № 11626/09 указал, что выделение красными линиями планируемого к строительству проезда через земельный участок, принадлежащий на праве собственности частному лицу, не нарушает прав и законных интересов собственника участка, поскольку не означает изъятия участка и не свидетельствует о его разделении.
В соответствии с Постановлением ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 12 февраля 2013 г. по делу N А27-4642/2012 «красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и земельных участков линейных объектов. Это значит, что посредством проектов планировки можно как фиксировать сложившиеся границы „публичных“ и „частных“ земель, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например, предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих по земельным участкам, находящимся в собственности физических и юридических лиц. В последнем случае утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд».
Логичной выглядит позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 27.10.2009 № 11-В09-19. Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу о том, что запрет на приватизацию распространяется только на те участки, которые фактически относятся к землям общего пользования, то есть уже заняты площадями, скверами, пляжами и пр. Если же на участке расположен объект, принадлежащий частному лицу, такой участок территорией общего пользования не является, причем и в том случае, если утвержденная в установленном порядке градостроительная документация предполагает размещение на этом месте дороги, площади или иного открытого для всеобщего доступа объекта.
Чиновники проводят красные линии «на будущее», для возможного расширения дорог с сильным запасом по территории. В результате очень большое количество земель формально попадает в зону планируемых «земель общего пользования».
Когда мэр Собянин только стал градоначальником, были проанализированы проблемы, требующие первоочередного решения в городе, в том числе связанные с разрешительными документами в области имущественных и земельных отношений и тогда Собянин заявил: «в сфере земельных отношений острой проблемой было установление границ между частной застройкой и улично-дорожной сетью (УДС). При формировании УДС ее грубым образом наложили на действующую застройку, таким образом тысячи владельцев участков попали в УДС, сами того не зная. Это значит, что в последующем они не могут оформить документы, не могут вводить свое имущество в гражданский оборот».
В результате инвентаризации тогда было выявлено более 17 тысяч пересечений.
Властями Москвы были приняты полумеры, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 апреля 2011 г. № 118-ПП «О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАНЕЕ УЧТЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ, С ГРАНИЦАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА МОСКВЫ», но эти полумеры по устранению наложения УДС не коснулись земельных участков жилых домов, которые ещё только должны были быть сформированы, хотя этого напрямую требовало совместное Постановлении №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ. В СМИ и на пресс-конференциях чиновники красиво рассказывают об устранении наложений УДС на жилые кварталы, на практике всё обстоит иначе, чиновники до последнего пытаются продавить непопулярные проекты, основанные на наложении улично-дорожной сети, сформированной по границам красных линий, на участки жилых домов.
Как формировались участки УДС в Москве?
А просто взяли красные линии градостроительного регулирования, которые запрещали запрет на строительство ближе к дороге, и прямо по их границам ставили эти земельные участки на кадастровый учёт как участки улично-дорожной сети. А ведь формировать земельные участки УДС можно было в границах красных линий разумно, с отступом внутрь от красной линии, по фактическому прохождению автомобильной дороги с необходимым небольшим запасом, однако это не было сделано и все участки УДС формируются и ставятся на кадастровый учёт ровно по границе красной линии.
Хотя изначально, как уже было сказано, эта линия проводилась не для планирования строительства по ней дороги, а для ограничения капитального строительства зданий ближе к существующей дороге.
В результате этого незаконного наложения, земельные участки УДС, сформированные по границам красных линий улично-дорожной сети, стали проходить по газонам, по земельным участкам многоквартирных домов, в 3-5 метрах от стены жилого многоквартирного дома, а во многих случаях и прямо по стене жилого дома.
Делалось и делается это всё без проведения публичных слушаний. Согласно Постановления Правительства Москвы № 270-ПП (а ранее 585-ПП и 539-ПП) процедуры разработки, согласования, утверждения проектов планировки улично-дорожной сети в обязательном порядке проходят процедуру Публичных слушаний. Что не было сделано и не делается.И проектировщики, ориентируясь на эти красные линии, стали планировать вырубку деревьев на газонах, уничтожение самих газонов между многоквартирным жилым домом и автомобильной дорогой, и обустройство асфальтовых автомобильных дорог у стен жилых домов.
В 2007 году в Москве был принят Закон № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы», который одним махом отнёс 9313 земельных участков к улично-дорожной сети, без учёта фактического землепользования на данном земельном участке, без публичных слушаний по каждому планируемому участку УДС, без учёта норм п.4 статьи 43 Градостроительного Кодекса РФ, без учёта границ выделенных при строительстве жилых кварталов земельных участков.
И до сих пор даже в новых проектах межевания улично-дорожную сеть накладывают на участки жилых домов. Например в проекте межевания улиц Аносова, Плющева, Мастеровой в ВАО г.Москвы, у 10 из 28 жилых домов по придомовой территории проходят красные линии улично-дорожной сети.
При этом в проекте межевания сказано так:
«Жилому дому по адресу:… установлен участок №… размером… га,… Участок сформирован, исходя из планировочных условий. Часть территории участка находится в зоне действующих красных линий и зоне с особыми условиями использования территории – территории улично-дорожной сети.» Совершенно непонятно, как на сформированном земельном участке жилого дома могут находится красные линии и территория улично-дорожной сети. Не понятно, к чему относится спорный участок — к многоквартирному дому или к улично-дорожной сети.
Заключение
Представляется необходимым немедленно пересмотреть сформированные земельные участки УДС, основанные на проходящих красных линиях улично-дорожной сети по жилой застройке, по земельным участкам многоквартирных домов, по газонам:
— с учетом мнения жителей жилых домов,
— с учётом фактического многолетнего использования земельного участка,
— с учетом границ придомового земельного участка, который был выделен жителям при строительстве дома,
— с учетом границ придомового земельного участка, необходимого жителям для комфортного проживания.
— соблюдения прав на землю жителей-собственников многоквартирных домов, изложенных в совместном Постановлении №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ
— сначала проведения межевания жилых кварталов многоквартирных домов в соответствии с нормами и актами о выделении земли на момент строительства дома, в соответствии со ст. 43 п.4 Градостроительного Кодека РФ, и постановке придомовых земельных участков на кадастровый учёт, а уже потом решения вопросов с улично-дорожной сетью.
— в случае изъятия части наших придомовых земельных участков для нужд государства, например под улично-дорожную сеть, решения вопроса не путем незаконного захвата, а путём цивилизованного решения вопроса — путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд и выплаты компенсации при уменьшении рыночной стоимости квартиры и значительному уменьшению комфортности проживания на дороге.
Необходимо разделить красные линии на:
— утверждённые красные линии фактического прохождения автомобильной дороги, отделяющие землю общего пользования под улично-дорожной сетью от кварталов жилой застройки,
— неутверждённые, то есть планируемые красные линии планируемого(возможного) расширения дороги, которые не изменяют правовой статус земельного участка, не относят его к землям общего пользования, не препятствуют собственникам жилого дома в оформлении придомового земельного участка в общедолевую собственность, не позволяют расширить автодорогу прямо под окна жилого дома.
Автор доклада:
Лосев Владимир Михайлович,
житель района Перово, ВАО г.Москвы
Красная линия улицы: как определить расстояние для будущей стройки?
Города и поселки не возникают в хаотичном порядке. Это обывателю кажется, что было поле, а потом его просто начали застраивать различными зданиями, сооружениями, прокладывать дороги и коммуникации. Нет!
Сначала административные единицы проектируются, причем в основу планировочной структуры кладется улично-дорожная сеть. Она, в свою очередь, утверждается с соблюдением требований к ширине улиц в соответствующих административных единицах и с учетом красных линий, установленных по требованию норм ГрК РФ. Соответственно, местность разбивается на участки, которые могут быть предоставлены в частное владение, и территорию для общественных нужд.
Поэтому прежде, чем приступать к строительству на собственном земельном участке, следует разобраться:
Что такое УДС?
УДС — совокупность элементов транспортной инфраструктуры. Она считается важной и неотъемлемой составляющей территории административной единицы (города, села, деревни и др.), предназначена для передвижения людей и транспортных средств, приведения застройки территории в порядок и правильной закладки инженерных коммуникаций.
Элементами УДС являются:
Объекты улично-дорожной сети отграничиваются от территории, где можно строить, красными линиями. Это означает, что при планировании и реализации застройки в обязательном порядке придется учитывать УДС, в частности, красные линии улицы.
Справка
Красные линии — градостроительные ограничения, которые отделяют общественную территорию (улицы в поселках и городах, проезды, скверы, парки и др.) от мест возможной застройки. При строительстве любых объектов нужно учитывать красные линии улиц, а точнее — где они проходят. Строения, нарушающие границы указанных линий либо установленные отступы от них могут быть снесены как самострой. Земельные участки под красными линиями могут быть изъяты для государственных нужд.
До того, как в Градостроительный кодекс были внесены изменения (август 2019 года), красные линии отделяли не только улицы и другую общественную территорию, но также линейные объекты (к примеру, автодороги). Теперь красные линии действуют в отношении линейных объектов при условии, что они были установлены до 02.08.2019.
Красные линии улиц и линии застройки
Итак, прежде чем планировать строительство, нужно узнать границы красной линии улицы. Разрабатываются и устанавливаются они в проекте планировки (межевания) территории с учетом градостроительной документации высшего порядка. Конкретные параметры, например, ширина красных линий улицы, определяется с учетом действующих СНИПов.
Получить представление о размещении красных линий на конкретной территории можно с помощью публичной кадастровой карты. Для более детального планирования потребуется изучить актуальные редакции градостроительных документов, чтобы достоверно установить, где красные линии улиц проходят, какова ширина улицы (расстояние между красными линиями) и т. д.
Помощь в определении ширины улицы: как не запутаться в красных линиях?
На практике с красными линиями возникает много проблем. Например, если планировка УДС какой-либо улицы выполнена без учета СНИПов, то при дальнейшей застройке территории невозможно выполнить требования ГрК РФ. Скажем, ширина дороги должна быть не менее 9 м, однако довольно часто встречаются ситуации, где красная линия улицы в СНТ составляет всего 4–5 м.
С одной стороны улица — это часть территории, включающая красные линии, которые пересекать нельзя. С другой — налицо нарушение норм действующего законодательства при утверждении градостроительных ограничений.
Если вы столкнулись с такой ситуацией, советуем обращаться за содействием к профессиональным юристам. Наши эксперты готовы не только разъяснить, что определяет ширину улицы в красных линиях, но также решить любую проблему в данной сфере.