Что такое линди хоп
Линди хоп
История линди хопа
Существует несколько легенд о том, откуда произошло название танца.
Одна из них гласит, что название танцу дал знаменитый танцор George (Shorty) Showden, который в шутку назвал новый танец Lindy hop, увидев газеты с заголовками «Lindy hops the Atlantic» о первом трансатлантического перелёта Чарльза Линдберга.
Другая легенда связывает происхождение названия с широко известным в то время клубом «Савой» («Savoy Ballroom») в Гарлеме (одном из районов Нью-Йорка). Всю ночь там длился танцевальный марафон, посвящённый первому в истории одиночному трансатлантическому перелету Чарльза Линдберга. Танцоры на этом марафоне прыгали и «летали», вдохновлённые музыкой, и на следующий день заголовки газет пестрели сочетанием слов «LINDI HOP!»
В 50-ые годы танец был постепенно забыт, так как джаз во время войны постепенно терял свою популярность и уступил место такой музыке, как буги-вуги.
В 80-х годах XX века линди хоп был возрождён американскими, шведскими и британскими танцорами, в частности патриархом линди хопа Фрэнки Мэннингом (англ.). В настоящее время школы линди хопа существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Также проходят различные соревнования, фестивали и танцевальные лагеря, где именитые преподавателя всего мира передают свои знания младшим поколениям линдихоперов.
Танец линди хоп
Аналогично чарльстону, являющемуся его прародителем, базовый шаг линди хопа состоит из восьми счетов, и танцуется он как соло, так и в паре. В открытой позиции партнёры держат друг друга за одну руку, в закрытой позиции положение рук напоминает положение рук в вальсе.
В линди хопе есть два вида бэйсика (базового шага): восьмибитный (на 8 бит музыки) и шестибитный (на 6 бит музыки). Все фигуры танца строятся на их основе.
Свинговая музыка чаще всего делится по 32 бита (4 восьмёрки). В эти 32 бита можно вставить либо 4 фигуры восьмибитного бэйсика, либо 4 фигуры шестибитного и 1 — восьмибитного.
Отличительными чертами джаза как музыкального направления являются импровизация и полиритмия. Танец линди хоп является своего рода визуализацией джаза и даёт практически безграничные возможности отражать всю «своенравность» музыки.
Что такое линди хоп? Большое интервью с чемпионкой России по линди хопу и буги-вуги Марией Филипповой
В этом году я, как и многие мои соотечественники, так и не побывала за границей, хотя очень планировала. В принципе ничего трагичного, не первый год такой, но всё равно немного обидно. А кому действительно должно быть обидно – так это тем, чья рабочая деятельность была полностью связана с разъездами по разным странам, и закрытие границ сделало их работу попросту невозможной. Но чемпионка России по линди хопу и буги-вуги и преподавательница международного уровня Мария Филиппова даже не думает унывать и перестраивает свою деятельность в условиях новой реальности.
Однажды она, будучи ещё подростком в Ярославле, увлеклась свинговыми танцами после просмотра «Стиляг», и это увлечение полностью изменило её жизнь. Сегодня она рассказывает «Плясу» о том, что такое линди хоп и почему она предпочла его буги-вуги, о поездках в разные страны с мастер-классами, а также о том, чем русский ученик отличается от европейского.
Поностальгируйте вместе с нами по временам, когда можно было ходить на мероприятия с большим количеством людей и летать в другие страны.
Что такое линди хоп?
– Мне кажется, что сегодня линди хоп еще не так популярен, как другие социальные танцы, однако в последние годы он набирает обороты. Расскажи вкратце, что это вообще за танец такой? И как проходя занятия?
– Линди хоп – это афроамериканский танец, зародившийся в 20х-30х годах прошлого века в Нью-Йорке на волне популярности джаза, и с тех пор его танцуют люди во всех уголках планеты. Основные черты линди хопа – ритмическая основа, импровизация и свобода самовыражения в паре. В этом парном танце нет такого жесткого распределения ролей как, например, в бальных, и ведущим может быть человек любого гендера.
На занятии по линди хопу всегда есть ротация – смена партнеров, потому что важно, чтобы все танцевали со всеми, ведь когда танцуешь только с одним партнером, привыкаешь к нему и больше не можешь танцевать с кем-то другим.
Линди хоп – социальный танец, это значит, что люди учат его как ещё один язык. Цель посещения занятий – научиться выражать себя в танце, чтобы потом общаться с разными людьми на вечеринках, концертах и фестивалях.
– А сколько нужно учиться, чтобы начать выходить на вечеринки?
– Недавно я проводила серию мастер-классов для людей без танцевальной подготовки в пространстве «Циферблат». Опыт «Циферблата» показал, что через полчаса после начала занятия люди уже готовы танцевать. Линди хоп – это, прежде всего, ритмический танец, в нем важно не то, как ты выглядишь на танцполе, а то, как ты себя чувствуешь сам, как взаимодействуешь с партнёром и какой ритм держишь. А базовому ритму можно научиться довольно быстро. В среднем через 2 недели-месяц занятий можно пойти на вечеринку. Но вообще никогда не будет идеального момента и нет какой-то абсолютной «шкалы готовности к вечеринке», можно идти и практиковать полученные знания хоть после первого занятия.
– Меня немного удивляет эстетика этого танца, в частности смущает, что носок всегда натянут на себя, а не вытянут, как обычно учат в классических танцах.
– Вообще эстетика этих танцев для нас – русских – непонятна, и очень часто, когда люди видят их в первый раз, они могут охарактеризовать танец как несимметричный или даже некрасивый, просто потому что не привыкли к такому. Это не балет и не классическая хореография, это американский народный танец. У танцующих нет задачи быть красивым в том понимании, в каком мы мыслим, когда нас учат в детстве классике.
Преподавание линди хопа vs. пандемия
– Сейчас сфера танцев переживает не самые лучшие времена. Расскажи, как выглядел твой рабочий график до всей этой истории с пандемией? Ты преподавала в основном в Европе?
– Всё началось с регулярных групп в Москве, потом мы с моим партнёром Даниилом Никулиным начали ездить с матер-классами по России, позже нас начали приглашать на фестивали за границей, и постепенно мы стали преподавать в других странах. В итоге мастер-классы по линди хопу, выступления и судейство на фестивалях в разных странах мира стали нашей основной сферой деятельности. И что удивительно, когда мы начали преподавать за границей, нас стали значительно меньше звать преподавать в России.
– Преподавание в разных странах мира как основная работа – для меня это какая-то фантастика. Получается, линди хоп так интересен людям во всём мире, что каждую неделю было какое-то мероприятие?
– Да, линди хоп сегодня очень популярен во многих странах. До пандемии в мире – в Европе, Азии, Америке – каждый weekend происходило в среднем 2-4 мероприятия разного масштаба, связанные с линди хопом. Это могли быть как небольшие фестивали с количеством участников до 100 человек, так и крупные с несколькими тысячами танцоров, а также различные мастер-классы и воркшопы, танцевальные лагеря. Танцоры линди хопа съезжались на такие мероприятия из разных городов, стран и даже континентов.
Как раз на такие события нас и приглашали в качестве преподавателей, судей и артистов.
Моя работа состояла в том, чтобы приезжать на фестиваль, где в одном закрытом помещении собираются сотни людей со всех уголков планеты, танцуют друг с другом, общаются, держатся за руки, не соблюдают дистанцию :). Находясь в 2020 году, это уже очень сложно представить как норму. Я боюсь делать прогнозы на будущее, но пока практически никакие фестивали не проводится. У меня все мероприятия в этом году перенеслись. И я думаю, что это только начало.
– Как ты провела локдаун и что делала потом?
– Весной я была в Ярославле и проводила время с семьей. Я давно не была в родном городе так долго, наверное, со времен старших классов. В Ярославле я часто бывала на природе, из новых занятий – начала учить французский язык.
Я не хотела сразу вести онлайн-уроки, как только начался карантин, просто потому что требовалось время на отдых, да и онлайн-пространство и так было сильно переполнено активностями. В середине лета я сняла свой первый онлайн курс для уже танцующих людей «Шпаргалка по линди хопу». А осенью я открыла небольшие группы по линди хопу и соло джазу для начинающих в Москве.
– Расскажи про танцевальные лагеря. Что это такое? Что-то вроде сборов. )
– Не совсем, потому что линди хоп – это в первую очередь про общение, а не про достижения и спорт, в котором важно поддерживать форму и выигрывать. Лагеря по линди хопу довольно распространены в Европе, один из самых крупных и известных «Herrang Dance Camp» расположен в Швеции. Представь, каждое лето в небольшую деревеньку под Стокгольмом приезжают сотни танцоров. Все вместе живут, ходят на занятия, танцуют, играют музыку и просто хорошо проводят время в компании единомышленников. Лагерь длится 5 недель, а курс занятий по одной теме рассчитан на неделю. Соответственно каждую неделю туда приезжают новые люди и уезжает часть старых, так же и с преподавателями.
Но помимо Херранга в мире существует ещё очень много фестивалей, на которых бы я посоветовала побывать. Например, Lindy Shock в Будапеште, Lindy Focus в Эшвиле US, Paris Jazz Roots в Париже, да и это ещё только начало списка.
Кстати, в России тоже проходят подобные мероприятия. Например, каждый год с 3 по 8 января можно попасть на «Moscow Christmas Swing Dance Camp». Лагерь «разбивается» в отеле в 30 минутах езды на машине от Москвы. В него можно приезжать только на вечернюю часть – вечеринки с живой музыкой, соревнования, выступления, а можно и заехать с проживанием. Тогда весь день будет расписан занятиями, причём не только по линди хопу, но также можно научиться танцевать бальбоа, буги-вуги, соло джаз и много чего ещё. Я уже 10 лет подряд езжу в этот лагерь, начинала как участница, а последние 4 года регулярно пополняю ряды преподавателей. Говоря о преподавателях, организаторы приглашают около 20 пар иностранных преподавателей со всего мира. Так что можно не только насладиться особой душевной атмосферой этого лагеря, но ещё и многому научиться 🙂
Конечно, сейчас всё это очень сложно представить, но так всё и было ☺
– В какие страны приглашали чаще, а куда – реже? Где линди более популярен, а где – менее?
– Очень сложно сказать однозначно где линди хоп популярен больше, а где меньше. Вся Европа, Азия и Америка активно его танцует.
Если говорить про моё преподавание вне России – за последние несколько лет я побывала в 19 странах мира как приглашённая преподавательница. Так сложилось, что меня с партнёром чаще всего зовут во Францию. Не знаю, почему именно туда. Бывает так, что в короткий промежуток времени нас начинают звать разные организаторы из какой-то одной страны. Так, например я побывала в Польше три раза за полгода и должна была съездить в Италию и Болгарию, но 2020 год внёс свои коррективы.
Из наиболее отдаленных мест, в которых я преподавала, могу назвать Буэнос-Айрес – Аргентина, Гуанчжоу – Китай, Сеул – Корея.
– Есть ли разница между учеником европейским и учеником русским?
– Да, и она довольно ощутимая. В России в целом люди привыкли, что когда они ходят в школу, они молча впитывают знания, сидя за партой, а если и хотят что-то спросить или сказать, то поднимают руку, и тогда, может быть, им даётся шанс поучаствовать в ходе урока. При этом учитель имеет такой статус, что с ним нельзя вести диалог на равных. Наверное, поэтому на занятии с русскими учениками коммуникацию на равных выстроить сложнее, чем с европейцами. В таком случае я обычно говорю: «Дорогие друзья, я не телевизор! Говорите, пожалуйста, со мной на занятии. Давайте обратную связь и отвечайте на вопросы, ведь от этого будет лучше нам всем!» И только тогда они начинают потихоньку расслабляться и участвовать в диалоге. Эмоциональная отдача во время занятий в России не так высока, как, например, в той же самой Франции. Но при этом русские студенты очень старательны и трудолюбивы. Часто во время занятия по их выражению лица сложно что-то определить, но после они подходят и очень искренне благодарят за урок.
При этом я помню, что раньше, до всех поездок за границу, мне было очень комфортно преподавать в московском рождественском лагере, но мои европейские друзья, преподающие в нем же, иногда подходили ко мне и спрашивали: «А почему ученики такие серьезные, почему никто не улыбается во время занятий?» Я отвечала, что всё нормально, они просто сосредоточены на материале. А когда я была в этом лагере в последний раз, уже я волновалась, что никто не улыбается. Видимо, я уже настолько привыкла к европейскому менталитету, что на первом занятии для меня контраст был слишком ярким.
Ещё одна история про разницу менталитетов. В Испании после смены партнёров на занятии люди часто долго и громко разговаривают с новым человеком. Здороваются, узнают, как дела, может быть, рассказывают что-то ещё о себе. Культура small talk там развита хорошо. И это прекрасно, ведь люди приходят на танцы, чтобы пообщаться и провести время, ведь для них это часть культуры, но для меня, как для преподавателя, это было очень неожиданно в первые разы. Смена партнёров – это такой быстрый технический момент, который нужен для того, чтобы все попробовали новый материал со всеми, а когда начинается гул в зале и длинные разговоры, все немного отвлекаются. Во Франции и Италии были похожие ситуации, а у нас в России всё немного по-другому, и пришедшие на занятия по танцам чаще хотят соревноваться и выигрывать, совершенствоваться в технике. В то время как во многих европейских странах люди приходят просто пообщаться! Ну, и потанцевать чуть-чуть.
Помню, у нас с партнёром был ещё один забавный случай. Как-то мы преподавали в Германии, а потом поехали с мастер-классами в Китай и на первом занятии решили давать примерно ту же концепцию, которую совсем недавно давали в Германии. Начав класс, мы сразу поняли, что что-то неладно, и ученики в Китае нас понимают сильно хуже, чем немцы. Пришлось менять всё в один момент и давать более наглядные примеры, не используя привычные объяснения на английском языке. В итоге всё прошло успешно, ученики всё поняли, мы всё объяснили и даже получили новый опыт в преподавании, познав контраст аналитического подхода и визуально-наглядного.
Линди хоп vs. буги-вуги
– До того как пойти в линди хоп, ты занималась буги-вуги и даже была чемпионкой России по этому стилю. Расскажи, как ты перешла из него в линди хоп?
– Танцы в моей жизни появились ещё в детстве. Я начала ходить на разные занятия эстрадными танцами лет с 8, а в буги-вуги я решила пойти после того, как посмотрела фильм «Стиляги», тогда мне было 15 лет. В то время мои родители занимались аргентинским танго в одном клубе в Ярославле, а в соседнем зале проходили занятия по буги-вуги. Моим первым преподавателем по буги-вуги стал Сергей Струнин из клуба SwingTown, и с тех пор вот уже больше 10 лет я занимаюсь свинговыми танцами.
В Ярославле буги-вуги развит действительно хорошо. Даже на российском уровне часто победителями соревнований по буги становятся ярославцы. Там очень активная танцевальная тусовка, даже сейчас, приезжая в гости и заглядывая в SwingTown, я всегда получаю огромное удовольствие от вечеринок, танцев и общения.
Ещё немножечко истории. Начав танцевать буги в 2009 году в Ярославле, я довольно быстро начала выступать на соревнованиях, ассистировать местным преподавателям, ходить на все вечеринки в городе и даже залетать на столичные. Поступив в Москву в 2012, я, как по волшебству, была приглашена одним моим знакомым преподавать буги-вуги вместе, а другим – выступить на ближайших соревнованиях. А дальше всё завертелось: тренировки, выступления, активная творческая жизнь. С Даниилом мы стали чемпионами России по буги-вуги в 2015 году (а по линди хопу в 2016), и на данный момент мы танцуем с ним вместе уже 8 лет.
На линди хоп я сперва смотрела косо. Мне также была непонятна его эстетика, джазовая музыка казалась унылой и слишком абстрактной по сравнению с весёлым и простым рок-н-роллом, а танцоры казались несобранными по сравнению со спортсменами в буги-вуги. Но где-то в 2013-2014 году мои друзья начали ходить на линди вечеринки, и я решила, что мне тоже нужно попробовать с ними. Через несколько месяцев я втянулась и в линди тусовку Москвы, и даже начала выступать на соревнованиях по линди хопу, получая высокие оценки только по тому, что мы с Даниилом уже были станцованы к буги соревнованиям и использовали этот опыт в линди. Смотря на те выступления сейчас, я с натяжкой могу назвать тот танец линди хопом, скорее мы пародировали его, оставаясь с буги-вуги техникой. Но, видимо, это прокатывало, потому что мы стали регулярно оказываться в финалах российских соревнований.
– А почему вы решили полностью уйти из буги-вуги?
– Оттанцевав 4 сезона подряд в буги соревнованиях (и отпраздновав 7 лет в буги-вуги), я ощутила, что дальше уже некуда расти. Мы стали чемпионами России, ехать на мировые соревнования было неоправданно затратно, да и сама идея соревнований меня привлекать перестала. Вот стану я чемпионом Европы или мира, например, потратив очень много сил и времени, а что дальше? Думаю, что проблема спорта в том, что есть конкретные критерии и вроде бы понятные цели, достигнув которые, ломаешь своё видение, и – что для меня самое страшное – не понимаешь, куда идти дальше.
С искусством всё совершенно иначе. В нём нет баллов и оценок, только идея и воплощение. Здесь можно копать бесконечно и в любую сторону. Собственно поэтому мы и решили в 2016 году, что хватит танцевать буги-вуги на соревнованиях. Я об этом ни разу ещё не пожалела 🙂
Сейчас спортивная составляющая буги-вуги постепенно съедает социальную. И мне кажется, что когда есть спорт и правила, когда ты танцуешь не как чувствуешь и не воспринимаешь танец просто как искусство, когда у тебя есть баллы и квалификационные карточки, в танце уже меньше импровизации и меньше себя. Начинаешь смотреть, что нужно сделать, ориентируешься на чемпионов, и в итоге все танцоры становятся похожими друг на друга.
Плюс музыка в буги-вуги очень качёвая, но одинаковая. А джаз для меня намного более разнообразный, даже бесконечный. Также линди хоп привлекателен тем, что в нём намного больше свободы для партнёрш. Танец построен так, что оба партнёра одинаково на него влияют, прислушиваюсь друг к другу.
История: линди хоп эволюция
Линди хоп, как танец, развивался, тесно переплетаясь с другими направлениями, даруя жизнь новым танцевальным стилям.
Напомним, свое начало линди хоп взял в двадцатых годах прошлого столетия. А в начале была музыка. Прекрасный и безумный свинг. Чуть позже появились танцы чарльстон (charleston) и брейкэвей (breakaway), позволяющие не только слушать свинг, но и физически его изображать. Устоять было невозможно. Они, плюс еще некоторые вариации, и вылились в последствии в линди хоп.
История названия
Названием линди хоп обязан американскому летчику Чарльзу Линдбергу (Charles Lindbergh Jr.), совершившему трансатлантический перелет в 1927 году.
Версий возникновения названия существует несколько. Одна из них гласит, что название впервые упомянул знаменитый в то время танцор Шоти Джордж (Shorty George), прочитавший заголовок статьи в газете, посвященной легендарному перелету, и воскликнувший: „Lindy Hop!“
Второй вариант происхождения названия, связанный с Шоти, звучит следующим образом. В то время были очень популярны танцевальные марафоны. Как раз на одном из них присутствовал журналист, который был очень впечатлен энергичными танцами Джорджа.
После одного из них он подошел и спросил:
— Что ты делаешь со своими ногами?
Шоти Джордж был краток:
— Это линди!
Еще одна версия гласит, что в танцевальном клубе «Савой» („Savoy Ballroom“) проходил танцевальный марафон, посвященный как раз трансатлантическому перелету Чарльза Линдберга. На танцполе творилось нечто невообразимое и танцоры буквально летали над площадкой.
На следующий день американские газеты все, как один, вышли с красноречивым заголовком: „Lindy Hop The Atlantics!“ Вообще, вариаций этих заголовков существовало превеликое множество.
Эволюция линди хопа
Линди хоп не стоял на месте, он рос и развивался. За почти столетие существования современный линди хоп вобрал в себя по чуть-чуть от каждого свингового стиля.
Линди хоп прошлого столетия и современный вариант:
Танцев свинговой направленности существует очень много. Данный инфографик довольно кратко, однако наглядно демонстрирует, как развивался линди хоп и откуда «растут ноги» у прочих свинговых танцев.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Танец Линди Хоп (Lindy hop dance)
Линди хоп (от англ. lindy hop, — афроамериканский танец, появившийся в Нью-Йорке в 1920-х — 1930-х годах. Линди хоп развивался параллельно с джазовой музыкой и относится к классу свинговых танцев.
Линди Хоп
Линди хоп вобрал в себя черты чарльстона, степа, и других танцев, существовавших одновременно с ним и явился родоначальником целого направления. Именно из линди хопа в дальнейшем возник буги-вуги, когда этот популярный танец проник из Америки в Европу.
До сих пор, в Америке более популярным является линди хоп, а в Европе буги-вуги.
В 80-х годах XX века линди хоп был возрождён американскими, шведскими и британскими танцорами. В настоящее время школы линди хопа существуют во многих странах мира, в т.ч. и в России.
Особенности танца
Аналогично чарльстону, являющемуся его прародителем, базовый шаг линди хопа состоит из восьми счетов, и танцуется он как соло, так и в паре. В открытой позиции партнёры держат друг друга за одну руку, в закрытой позиции положение рук напоминает положение рук в вальсе.
Танец на некоторое время пропадал с танцполов мира, но в 80-х годах 20 века был возрожден усилиями шведских, английских и американских танцоров. Сегодня научиться линди хопу можно в танцевальных школах по всему миру, Россия – не исключение.
Танец исполняется как соло, так и в паре и состоит из восьми счетов на каждый шаг.
Существует открытая и закрытая позиция линди хопа, в которых партнеры держат друг друга соответственно одной и двумя руками.
Закрытая позиция чем-то напоминает вальс.
Линди хоп немыслим без импровизации, наполнен безграничным драйвом и эксцентрикой. Танцоры линди хоп стараются показать зрителям что-то экстраординарное, осваивают различные трюки, чуть ли не цирковую акробатику.
Для истинных поклонников линди хоп этот танец уже давно стал стилем жизни. Линди хоперы говорят: Мы танцуем линди хоп всегда и везде, где звучит музыка в стиле джаз, свинг и рокабилли. Для нас это больше, чем танец».
Танцоры линди хоп стараются показать зрителям что-то экстраординарное, осваивают различные трюки, чуть ли не цирковую акробатику. Для истинных поклонников линди хоп этот танец уже давно стал стилем жизни.