Что такое квалифицированная юридическая помощь

«Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам. Право на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КС РФ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.

по состоянию на апрель 2019 года

«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.»

Постановление от 27 марта 1996 года N 8-П/1996

[. ] отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений статьи 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника [. ]. Указанные конституционные права в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Постановление от 28 января 1997 года N 2-П/1997

Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь.

Постановление от 27 июня 2000 года N 11-П/2000

[. ] Конституция Российской Федерации не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а следовательно, и с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта, и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации.

Норма статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены, в том числе в связи с уголовным преследованием в целях установления его виновности. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

Поскольку конституционное право на помощь адвоката (защитника) не может быть ограничено федеральным законом, то применительно к его обеспечению понятия «задержанный», «обвиняемый», «предъявление обвинения» должны толковаться в их конституционно-правовом, а не в придаваемом им Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР более узком смысле. В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него [. ]. Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику). [. ]

[. ] Отказ защитнику в ознакомлении с материалами следствия, которые были добыты с участием подозреваемого или стали ему известны иным образом до признания его подозреваемым, как и ограничение права защитника выписывать из материалов, с которыми он был ознакомлен до окончания следствия, любые сведения и в любом объеме не имеют разумного основания, не могут быть оправданы интересами следствия или иными конституционно значимыми целями, допускающими соразмерные ограничения прав и свобод (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Постановление от 25 октября 2001 года N 14-П/2001

[. ] выполнение адвокатом, имеющим ордер юридической консультации на ведение уголовного дела, процессуальных обязанностей защитника не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, основанного на не перечисленных в уголовно-процессуальном законе обстоятельствах, исключающих участие этого адвоката в деле.

По смыслу статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации [. ], существенным и неотъемлемым элементом права на помощь адвоката (защитника) является предоставление содержащемуся под стражей обвиняемому (подозреваемому) возможности непосредственного общения со своим защитником и, соответственно, возможность последнего иметь свидания с подзащитным.

Постановление от 29 ноября 2010 года N 20-П/2010

Необходимой составляющей права пользоваться помощью адвоката (защитника) как одного из основных прав человека, признаваемых международно-правовыми нормами [. ], является обеспечение конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем и подлежащих защите в силу положений Конституции Российской Федерации, которые гарантируют каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23, часть 1), запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).

[. ] цензура переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с избранными ими адвокатами (защитниками) может иметь место лишь в исключительных случаях, при наличии у администрации места содержания под стражей обоснованных подозрений в злоупотреблении правом со стороны адвоката и в злонамеренном его использовании со стороны лица, которому оказывается юридическая помощь.

Соответственно, гарантии конфиденциальности должны распространяться лишь на те отношения подозреваемых и обвиняемых со своими адвокатами (защитниками), которые не выходят за рамки оказания собственно профессиональной юридической помощи в порядке, установленном законом, т.е. не связаны с нарушениями ни со стороны адвоката, ни со стороны его доверителя, который, используя переписку с адвокатом, может угрожать свидетелям, другим участникам уголовного судопроизводства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. [. ]

Именно и только в этих целях администрация следственного изолятора вправе осуществить цензуру переписки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своим адвокатом (защитником), при условии, что имеются достаточные и разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер. В таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.

Постановление от 17 декабря 2015 года N 33-П/2015

Будучи независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), адвокат, [. ] осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем осуществление адвокатами публичных функций предполагает создание нормативно-правовых и организационных механизмов, которые позволяют обеспечивать законность в деятельности адвокатов с учетом специфики адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, которое, будучи институтом гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов [. ].

[. ], право подозреваемого, обвиняемого на конфиденциальный характер отношений со своим адвокатом (защитником) как неотъемлемая часть права на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным, однако его ограничения, сопряженные с отступлениями от конфиденциальности, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, как того требует статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

[. ] под режим адвокатской тайны могут подпадать только те предметы и документы, которые получены или созданы адвокатом без нарушений уголовно противоправного характера в рамках отношений по оказанию квалифицированной юридической помощи; адвокатская тайна не распространяется на материалы, которые могут свидетельствовать о наличии в отношениях между адвокатом и его доверителем (или в связи с этими отношениями) признаков преступления, в том числе преступлений против правосудия, на орудия и предметы преступления, поскольку иначе ставился бы под сомнение правомерный характер действий адвоката и (или) его доверителя, создавались бы дополнительные предпосылки для ограничений, обусловленных необходимостью защиты конституционно значимых ценностей в соответствии с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

[. ] общий запрет на истребование и получение от адвоката конфиденциальных сведений, связанных с оказанием им юридической помощи доверителю законными способами исключительно в интересах защиты его прав, предполагает, что во время обыска, который с разрешения суда органами, осуществляющими уголовное преследование, производится в отношении адвоката, не может иметь место исследование и принудительное изъятие материалов адвокатского производства, содержащих сведения, не выходящие за рамки оказания собственно профессиональной юридической помощи доверителю в порядке, установленном законом, т.е. не связанные с нарушениями со стороны адвоката и (или) его доверителя либо третьего лица, имеющими уголовно противоправный характер либо состоящими в хранении орудий преступления или предметов, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен. [. ]

[. ] производство санкционированного судом обыска в отношении адвоката предполагает необходимость конкретизации в соответствующем судебном решении отыскиваемого объекта (предмета, документа), что позволяет исключить необоснованное исследование (обследование), изъятие (копирование) предметов, документов, материалов, не указанных в судебном решении, в частности содержащихся в материалах адвокатского производства, ведущегося (сформированного) адвокатом по делам других его клиентов, притом что правомерный характер образования (формирования) таких материалов презюмируется.

Конкретизация судом предмета обыска (отыскиваемого объекта) предопределяет недопустимость изъятия следователем адвокатских производств в целом, применения видео-, фото- и иной фиксации данных просматриваемых материалов адвокатских производств, а также недопустимость изучения (а тем более оглашения) содержимого документов, имеющих реквизиты создания адвокатом и (или) адвокатским образованием и не включенных судом, санкционировавшим обыск, в число объектов данного следственного действия.

Источник

Адвокатская палата
Новосибирской области

Структура палатыЧто такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть фото Что такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть картинку Что такое квалифицированная юридическая помощь. Картинка про Что такое квалифицированная юридическая помощь. Фото Что такое квалифицированная юридическая помощь

Органы СоветаЧто такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть фото Что такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть картинку Что такое квалифицированная юридическая помощь. Картинка про Что такое квалифицированная юридическая помощь. Фото Что такое квалифицированная юридическая помощь

РазноеЧто такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть фото Что такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть картинку Что такое квалифицированная юридическая помощь. Картинка про Что такое квалифицированная юридическая помощь. Фото Что такое квалифицированная юридическая помощь

Полезные ссылкиЧто такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть фото Что такое квалифицированная юридическая помощь. Смотреть картинку Что такое квалифицированная юридическая помощь. Картинка про Что такое квалифицированная юридическая помощь. Фото Что такое квалифицированная юридическая помощь

Проект Федерального закона об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об оказании квалифицированной юридической
помощи в Российской Федерации»

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.

Статья 2. Квалифицированная юридическая помощь

Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг. Под юридическими услугами понимаются, в частности:

Статья 3. Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи

Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Виды юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты, нотариусы или патентные поверенные, особенности их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а также квалификационные требования и критерии для осуществления такой деятельности могут устанавливаться отдельными федеральными законами.

Работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные лица допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории Российской Федерации при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие приобретенного в установленном порядке на территории Российской Федерации статуса субъектов оказания квалифицированной юридической помощи и получившие юридическое образование на территории иностранных государств, допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов оказания юридической помощи.

Статья 4. Переходные положения

Лица, которые на момент вступления настоящего Федерального закона в силу, участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо в штате коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, и которые желают осуществлять деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве адвокатов, вправе при условии соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации по месту своего постоянного жительства. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормотворческую деятельность в области юстиции.

Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления проверяет сведения о претенденте и выносит решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Претендент приносит присягу, предусмотренную статьей 13 Федерального закона
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», и со дня ее принятия получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

О присвоении претенденту статуса адвоката совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, который в месячный срок со дня получения от совета уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Статья 5. Вступление в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 4 настоящего Федерального закона действует в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу и по их истечении утрачивает силу.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются с момента утраты силы статьей 4 настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Источник

Как определить квалификацию адвоката?

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48). Однако, что значит «квалифицированная юридическая помощь» действующее законодательство не разъясняет. В этой связи на практике возникает закономерный вопрос: как определить, является ли помощь конкретного лица «квалифицированной юридической помощью»?

Исходя из смысла и содержания отдельных норм закона, комментариев, предлагаемых в научной литературе и практикующими юристами можно выделить следующие признаки квалифицированности юридической помощи.

1. Принадлежность к кругу субъектов, наделенных правом оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь в соответствии с законом.

Указанием на признаки, определяющие юридическую помощь как квалифицированную, можно считать определение круга субъектов, наделенных правом оказывать такую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи [1]. К ним отнесены:

Аналогичную правовую позицию о том, что квалифицированной может считаться юридическая помощь, оказываемая адвокатами и нотариусами, высказал и Конституционный Суд РФ, указав, что «государство, допуская в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников либо адвокатов, а в качестве представителей граждан – иных, помимо адвокатов лиц, оказывающих юридическую помощь, тем самым, по существу, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень» [2].

К выводу, что основными субъектами оказания квалифицированной юридической помощи являются адвокатура и нотариат, можно прийти и анализируя законодательство и правоприменительную практику.

2. Наличие высшего юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь.

3. Наличие соответствующей квалификации у лица, оказывающего юридическую помощь.

С точки зрения В.Н. Белик, «само понятие квалифицированная юридическая помощь затрагивает, в первую очередь, ее качественную составляющую, а именно – наличие у субъекта, оказывающего ее, соответствующей квалификации, которая может выразиться в сдаче, например, квалификационного экзамена для получения предусмотренного законом статуса. Необходимо отличать качество помощи, которую оказывают лица, имеющие высшее юридическое образование, и лица, которые получили в установленном законом порядке статус адвоката путем сдачи квалификационного экзамена. Тем более что наличие статуса предполагает не только дополнительные профессиональные возможности, но и меры профессионального контроля в виде ответственности за недостаточное качество этой помощи и этические нарушения, каковой является дисциплинарная ответственность, в частности, в адвокатском сообществе» [3].

4. Принадлежность лица, оказывающего юридическую помощь, к соответствующему профессиональному сообществу.

Принадлежность лица к профессиональному сообществу является важным критерием для признания квалифицированности помощи, им оказываемой. Как указывает Н.М. Кипнис, конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется не только созданием (институционализацией) профессионального сообщества адвокатов, но и установлением государством принципов деятельности этого сообщества, которые защищают его от произвольного вмешательства в деятельность по оказанию юридической помощи [4].

5. Соблюдение лицом, оказывающим юридическую помощь, профессиональных стандартов и этических норм.

По определению Президента адвокатской палаты г. Москвы Резника Г.М. «квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву – как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может»[5].

6. Возможность сохранения конфиденциальности информации, полученной при оказании юридической помощи.

Основополагающим в отношениях между лицом, нуждающимся в правовой помощи, и тем, кто такую помощь может оказать, является доверие, в основе которого лежит институт адвокатской тайны. Как еще в XIX столетии отмечал Е.В. Васьковский, «для того, чтобы клиент мог быть вполне откровенным со своим адвокатом, необходимо дать ему уверенность, что все открытые им обстоятельства будут держаться в строгом секрете и ни в коем не получат огласки. Отсюда возникает у адвоката обязанность так называемой профессиональной тайны, существующей и в других профессиях» [6].

7. Непрерывное повышение квалификации лицом, оказывающим юридическую помощь.

Основные принципы, кающиеся роли юристов [7], относят непрерывное образование и постоянное совершенствование знаний адвокатами к международно признанным стандартам адвокатской профессии, несоблюдение которых является основанием дисциплинарной ответственности, и обязывают профессиональные объединения адвокатов способствовать непрерывному образованию и подготовке адвокатов. Во исполнение этой обязанности Советом Федеральном палаты адвокатов утверждена Единая методика подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов, определяющая, что «постоянное и непрерывное совершенствование знаний и повышение квалификации адвоката является обязательным стандартом адвокатской профессии. Непрерывное развитие теории права, изменение законодательства и практики его применения, совершенствование форм и методов адвокатской деятельности обусловливают необходимость адвокатов постоянно и непрерывно совершенствовать знания и повышать квалификацию» [8].

Итак, только наличие всех в совокупности указанных признаков позволяет говорить, что юридическая помощь, оказываемая конкретным лицом, действительно является квалифицированной.

[1] Закон РФ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” от 21.11.2011 № 324-ФЗ

[2] Постановление Конституционного суда РФ “По делу о проверке конституционности ч.5 ст.59 АПК РФ в связи с запросами Государственного собрания – Курултая республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан” от 16.07.2004 № 15-П

[3] Белик В.Н. Правовые аспекты реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7

[4] Кипнис Н.М. Корпоративная независимость адвокатуры как гарантия конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций 2004-2005 гг. М., 2006. С.98

[5] Резник Г.М. “К вопросу о квалифицированном содержании понятия “Квалифицированная юридическая помощь” // Адвокат. 2007. № 4

[6] Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Историко-догматическое исследование. СПб, 1983. Ч.2: Исследование принципов адвокатуры. С.182

[7] Основные принципы, касающиеся роли юристов, приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.

[8] Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов, утверждена Советом ФПА 30.11.2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *