Что такое курс в moodle
LmsList.ru
Системы Дистанционного Обучения
Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала
Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.
Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.
Мартин Дугиамас — создатель Moodle
Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.
В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.
Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.
Технические требования
Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:
Функционал Moodle
Как установить Moodle
Попробовать Moodle в работе можно разными способами в зависимости от доступных ресурсов и знаний. Первый вариант – можно развернуть локальную версию системы у себя на компьютере. Это потребует знаний по настройке веб-сервера. Второй вариант — использовать платформу https://moodlecloud.com: здесь можно создать свой Moodle сайт бесплатно.
Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.
Как получить доступ к пробной версии
Для получения демо-доступа надо перейти на сайт moodle.org, нажать на вкладку Demo в меню сверху и выбрать одну из предлагаемых версий: Mount Orange School (красивая и более-менее функциональная версия), Moodle Sandbox (песочница; полезно для ознакомления, если будете ставить Moodle с нуля) и QA Testing Site (для тестирования плагинов разработчиками). Ниже мы рассмотрим версию Mount Orange School.
Система глазами пользователя
Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:
Что может делать пользователь в демо-версии:
У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).
Обзор Moodle Mobile на английском языке
Система глазами администратора
Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.
Управление пользователями
Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.
Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.
Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.
Управление контентом
В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.
Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).
В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).
В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.
Система отчетности
Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:
Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.
Какие плагины выбрать для начала
Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:
Краткие выводы о возможностях Moodle
Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:
Задачи, для которых подойдет Moodle
Рассмотрим, какие бизнес-задачи может решить Moodle.
Может использоваться для:
Обзор системы дистанционного обучения Moodle
Moodle – одна из популярных систем управления электронным образованием. Сейчас в мире насчитывается более миллиона ресурсов, которые работают с ней. К возможностям системы присматриваются и компании для обучения своих сотрудников – в первую очередь из-за ее бесплатной модели работы. Но насколько эффективной и удобной будет эта система для бизнеса? Давайте разбираться.
Что такое Moodle, основные преимущества
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это веб-система для организации дистанционного обучения и управления им, которая была запущена в 2001 году. Она находится в открытом доступе: ее можно скачать с официального сайта и установить на свой компьютер. Система поддерживает более 120 языков, в том числе русский.
Установочный пакет Moodle состоит из трех элементов:
Все три части могут работать как на одном сервере, так и на нескольких для распределения нагрузки.
Ознакомиться с возможностями Moodle можно с помощью облачной демоверсии системы. Здесь достаточно пройти простую регистрацию и выбрать роль (учитель, ученик, администратор). Через некоторое время вам будет доступна панель управления с базовыми функциями: создание и проведение курсов, просмотр успеваемости и активности, общение с другими пользователями.
Как система взаимодействия между учителями и учениками, Moodle решает следующие задачи:
Moodle отличается гибкой схемой наполнения. В нее можно загружать простые схемы вроде файлов и папок или более сложные: разделы Wiki, глоссарии (могут заполнять ученики), задания, различные формы тестирования.
Страница добавления плагинов Moodle
Самое главное преимущество, на которое сразу обращают внимание потенциальные пользователи, – бесплатное использование Moodle. Система работает по схеме оpen source – открытого исходного кода. За счет этого обширное сообщество программистов регулярно создает полезные расширения и модули в среде Moodle – сейчас таковых насчитывается около 1500. Например:
За счет бесплатной версии и гибкости настроек Moodle активно используется в вузах и колледжах, а также репетиторами для персонального обучения и создания дистанционных курсов.
Что можно делать в системе Moodle
Став администратором в Moodle, вы можете выполнять следующие функции:
Рассмотрим основные возможности Moodle подробнее.
Создание и управление курсом
Учебный курс в Moodle, который создается через встроенный редактор, может состоять из нескольких элементов. К примеру, самый простой и распространенный – это лекции, задания и тесты. В систему загружается обучающий контент, из которого формируются лекции. Это могут быть текстовые файлы в формате PDF, XLS, а также видео, фото, презентации и аудио.
Вот так, к примеру, выглядит форма создания курса:
Форма создания курса Moodle
Для заданий администратор может использовать кейсы, в которых моделируется рабочая ситуация, а обучающийся дает развернутый ответ.
Курсы формируются в системе в режиме редактирования. В зависимости от задач они наполняются разными элементами, каждый из которых имеет свои настройки. Помимо лекций это могут быть вебинары, семинары, тренинги. Во время семинара, к примеру, можно организовать тестирование или дать обучающимся задание.
Курс в Moodle можно наполнить различными элементами: анкетами, опросами, семинарами, лекциями – «начинка» зависит от целей и задач обучения
Если у вас есть опыт работы с редакторами курсов (Articulate Storyline, Courselab, Easygenerator, Ispring Suite или QuizMaker), вы можете собрать и загрузить в Moodle SCORM-архив – готовый для изучения пакет файлов. Система поддерживает форматы SCORM, AICC и IMS, LTI, для xAPI нужен плагин (например, Logstore API).
Среди учебных элементов есть еще вики-статьи, глоссарий, форумы, чаты. Вики – коллекция веб-документов, которые ученики создают совместно. По сути, это веб-страница, которую каждый в вашем классе может создать прямо в браузере без необходимых знаний HTML.
Глоссарий в Moodle можно создавать, искать или просматривать в разных форматах. Все записи разбиваются по категориям. А в лекциях термины, которые находятся в глоссарии, будут автоматически выделены ссылками.
Анкетирование и тестирование
Провести аттестацию, собрать обратную связь по обучению или узнать мнение большинства по какому-то решению можно в системе с помощью опросов и анкетирования. Оба элемента встроены в систему – анкеты собираются с готовыми вопросами, а опросы составляет администратор.
Тестирование в Moodle
Moodle позволяет организовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Как правило, администраторы пользуются двумя распространенными сценариями:
Аналитика в Moodle
Встроенная система аналитики формирует отчеты, которые показывают уровень активности пользователей платформы: сколько человек просмотрели курсы, какие оставили комментарии. К сожалению, выгружать отчеты для дальнейшего изучения нельзя: статистика просматривается только в системе.
Основные аналитические функции можно расширить за счет плагинов. В частности:
Интеграция с другими сервисами
К системе Moodle можно подключить CRM. Для этого в системе предусмотрены плагины Arlo и Edwiser Bridge, которые подключают все необходимое для eCommerce: продажу онлайн-курсов, интеграцию с WordPress и прочее.
Управляется Moodle и через официальное мобильное приложение. С его помощью вы можете:
Недостатки Moodle
При всей своей многофункциональности у Moodle есть ряд существенных недостатков:
Когда за деньги лучше
Когда необходимо быстро, качественно и просто организовать обучение в компании. Здесь гораздо эффективнее окажется платная СДО – такая, как Mirapolis LMS. Рассмотрим важнейшие преимущества системы для бизнес-сектора:
Заключение
По набору функций и бесплатной схеме распространения система управления обучением Moodle оптимально подходит для вузов и компаний с небольшим бюджетом. С ее помощью преподаватели могут вести отчеты и следить за успеваемостью студентов, планировать тесты на несколько месяцев вперед, организовывать групповую работу. Малый бизнес и стартапы могут в Moodle создавать быстрые курсы для освоения профессиональных навыков: по работе с клиентами, финансовому планированию, менеджменту предприятия и прочему.
Но для среднего и крупного бизнеса возможностей Moodle недостаточно. Система не подходит для быстрого внедрения: чтобы освоить ее неподготовленным пользователям, потребуется время. Для установки Moodle нужен сервер, – средняя стоимость оборудования для сервера около 140 000 рублей. Так как Moodle не оказывает техподдержки, для обслуживания сервера придется нанимать IT-специалиста и платить ему зарплату.
Можно обойтись без оборудования и воспользоваться виртуальным сервером для бизнеса, но его покупка и обслуживание в среднем обойдутся в 1800 долларов в месяц.
При таком раскладе бесплатная СДО потребует значительных финансовых расходов.
Как создать курс в Moodle
Moodle – популярная бесплатная площадка для организации дистанционного обучения. Расскажем, как создать в этой системе учебный курс и наполнить его контентом. Напомним, что перед запуском курса нужно определить цели обучения, знать за счет каких ресурсов их можно достичь, составить план и структуру курса и подготовить контент. А как устанавливать Moodle, вы уже наверняка знаете. Если нет, вот инструкция.
Настройка курса
Распределение ролей
За настройку и изменение учебного курса, а также за запись зарегистрированных в системе учеников отвечает администратор. Это ключевая роль на площадке – именно администратор через личный кабинет управляет всеми функциями Moodle. Он же дает доступ ко всем остальным ролям. Это:
Как назначить права для каждой роли:
Курс редактируется через панель «Администрирование» и вкладку «Курсы»:
Панель управления настройками курса в Moodle
Нажимаем «Добавить курс», пишем его название (полное и краткое), составляем описание и приступаем к настройке.
Регистрация учеников в системе
Новые пользователи, которые будут учиться на курсах в Moodle, должны зарегистрироваться и авторизоваться в системе. При этом администратор может настроить регистрацию самостоятельную и по запросу, чтобы исключить посторонних пользователей.
Для больших групп удобнее всего добавлять учеников списком. Делается это через меню «Администрирование» → «Пользователи» → «Учетные записи» → «Загрузить пользователей».
Форма добавления пользователей
Как добавить пользователей:
В Mirapolis LMS пользователей можно добавлять несколькими способами: вручную списком, по ссылкам для регистрации, через базу данных компании. Это удобно, если нужно обучить сотни и тысячи человек – администратору не придется лишний раз составлять длинные списки.
Сроки, формат и внешний вид
Выставляем даты начала и завершения курса. Если поставить галочку у опции «Включить», эти даты будут видны в календаре – так ученики будут отслеживать контрольные даты по курсу. Дата окончания используется для составления отчетов и не влияет на доступ к материалам. Когда курс закончится, авторизованные пользователи все равно смогут просматривать его.
Настройка формата курса
Выбираем формат курса из четырех доступных опций.
Во вкладке «Внешний вид» выбираем язык, на котором будут вестись занятия, количество отображаемых объявлений на главной странице и видимость журнала оценок и отчетов на странице.
Групповой режим
Опция включается, если нужно обучение по группам. Можно выбрать изолированные группы, и тогда обучающиеся из разных групп не будут видеть друг друга. Или выбрать видимые группы для совместной работы.
Контроль за прохождением курса и выполнением заданий
Если выставить пункт «Да» в селекторе «Отслеживание выполнения», Moodle будет напоминать ученикам условия выполнения задания и отображать прогресс прохождения курса. Кроме того, эта опция даст возможность награждать учащихся специальными значками.
Для настройки значка:
В этом меню вы создаете уникальные значки: даете им названия и описания, прикрепляете иконки для отображения на странице, выставляете сроки действия. Значки могут стать частью системы мотивации обучающихся. Например, когда каждый полученный значок добавляет баллы к оценке.
Предварительная настройка проведена. Теперь можно нажать кнопку «Сохранить и показать».
Редактирование тем
По умолчанию новый курс в Moodle включает 4 раздела или темы. Чтобы добавить новую тему, зайдите в курс, в правом нижнем углу нажмите «Добавить темы» и укажите в селекторе количество.
Каждую тему можно редактировать, нажав на соответствующую кнопку напротив раздела. В меню редактирования задайте название темы и ее описание. При необходимости можно ограничить доступ к теме. Например, до указанной даты («Дата») или до достижения учеником определенной оценки («Оценка»).
Страница редактирования темы
Контент для обучения в Moodle
Система Moodle поддерживает следующие виды контента:
Чтобы добавить содержимое в структуру курса, откройте его в личном кабинете, выберите раздел и нажмите «Добавить элемент или ресурс». Для каждого типа контента предусмотрены общие и уникальные настройки. Пояснение к каждой из них отображается при нажатии на иконку со знаком вопроса. Подробнее о том, что из себя представляет каждый тип контента и какой плагин нужен для них, можно прочитать в этой статье. (Ссылка на материал Как организовать дистанционное обучение в Moodle).
В Mirapolis LMS можно работать с любым видом контента: текстами, презентациями, аудио, видео. При этом никаких дополнительных плагинов ставить не нужно – все уже есть в системе. Например, востребованные в корпоративном обучении вебинары можно проводить через встроенную вебинарную платформу и хранить их записи в СДО, чтобы использовать в дальнейшем обучении. Предусмотрены в системе и инструменты для сбора обратной связи: встроенные голосования и опросы. С их помощью можно быстро узнать, как сотрудники проходят обучение, легко или сложно им дается материал.
Система оценок
После того, как курс настроен и заполнен, остается настроить журнал оценок. С его помощью учитель будет отслеживать прогресс каждого ученика в освоении материалов. Выберите курс и перейдите в раздел «Оценки» в левом боковом меню.
В настройках все оцениваемые элементы автоматически формируются с равными весовыми коэффициентами. Например, итоговая оценка – 100 баллов. Курс состоит из 5 разделов, если каждый из них оценивается на 5 баллов, вес раздела будет составлять 20 % от итоговой оценки. Пользователи Moodle рекомендуют не ставить галочку в пункте «Скорректированный вес», чтобы коэффициенты не пришлось выставлять вручную – процедура эта весьма запутанная. В настройках элементов оценивания достаточно выставить следующие параметры:
Отчет по оценкам выдается в виде таблицы со списком всех учеников. Выбираете для просмотра отдельного пользователя или изолированные группы. Отчет можно просматривать в Moodle и экспортировать в удобном для использования формате, например excel или opendoc.
В Mirapolis LMS для аналитики прохождения курсов доступно более 40 наглядных отчетов по активности сотрудников и их результативности. При этом администратор может разграничить права доступа, например каждый руководитель подразделения будет получать отчет только по своей рабочей группе. Это позволяет в режиме реального времени следить за тем, как проходит обучение всех групп в целом и каждого сотрудника в отдельности.
Заключение
СДО Moodle – платформа довольно непростая. Создателю курса приходится, как правило, вручную настраивать каждый элемент. Огромное количество функций требует времени для освоения, при том что не сразу возможно понять, какие инструменты для обучения нужны, а какие нет.
Узнать больше об особенностях и возможностях СДО можно в наших материалах:
Для компаний со штатом от 100 сотрудников удобнее использовать готовое решение. В этом плане Mirapolis LMS полностью отвечает задачам корпоративного обучения. Курс собирается быстро из материалов любого формата. Достаточно один раз настроить его для каждого подразделения и должности и использовать столько, сколько нужно. Даже назначать обучающие программы можно автоматически, например для адаптации новичков или повышения квалификации.
Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения
Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.
Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.
Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.
Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.
Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.