Что такое крутизна среза автозвук
Базовые знания для настройки аудио систем.
Не знаю с чего начать, хочу без терминов и заумностей. Писать буду от меры своего понимания, так что вы по мягче)
Давайте так, я буду рассказывать о типах, базе, затем о своей музыке, точнее о тех компонентах что есть и что с ними делать если у тебя штатная ММС, которую ты менять не хочешь, ну как я к примеру. (задр) С.
Начнем с самого простого, о звуковой полосе. Рисовать буду в паинте, для обычной наглядной простоты, вы же сюда зашли не для красивых картинок, а?
«Звуковая полоса», это тот спектр частот который выдает аудио-источник (магнитола), выглядит она примерно так:
«Звуковая полоса» состоит из частот, частоты делятся на несколько категорий.
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.
2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.
3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.
4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют «занудной» или «смурной».
5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.
7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
Что бы настроить систему, вам нужно знать то что описано выше.
Что бы не лезть в дебри, рассмотрим 2ух компонентную акустику, 2ух и 3ех полоски.
Двухкомпонентная акустика состоит из 2ух компонентов, динамика » широкополосника » и высокочастотного динамика (пищалки) и пассивного кроссовера.
Двух полосная система, состоит из двух динамиков среднечастотника и пищалки.
Трех полосная система состоит из МИД — баса, среднечастотника и пищалки.
Теперь давайте отойдем не много от звуковой полосы, а не много рассмотрим некоторые типы динамиков (компонентов) что бы понимать что настраивать и где:
Сабвуфер — это динамик воспроизводящий звуки самых низких частот звукового диапазона (примерно от 20 до 65 Гц).
МИД бас — динамик, воспроизводящий часть низких и средних низких частот. (примерно от 40-50 до 600 гц.)
Среднечастотник — динамик способный воспроизводить от 500гц до 5000Кгц)
Высокочастотник — динамик воспроизводящий от 5000Кгц и до 20000Кгц)
Для общего понимания, хочу отметить, что абсолютно любой динамик может воспроизвести все частоты, вопрос лишь в том, с какой громкостью?)
По этому производятся разные типы динамиков, существуют разные конструкции динамиков позволяющие мидбасу к примеру играть от 30 гц до 4000 Кгц, однако скажем тот же мидбас, играющий скажем 50гц в полную свою ширину (до 4000 Кгц) может на высокой громкости захрепеть или не выдовать более высокие частоты, для этого настройка и нужна, для этого и существуют такие компоненты в системе, способствующие разным частотам. (динамик играет то что он должен).
«Рыба гниет с головы» вся настройка, системы начинается с фильтров первого порядка, с магнитолы, вообще скажем так, для меня есть 3 типа порядка фильтров.
Приобретение лучших в рамках выделенного бюджета согласованных между собой по характеристикам и звучанию, а также пригодных для размещения в конкретном автомобиле аудиокомпонентов дает стопроцентную гарантию получения отличного звучания. Исключений тут быть не может. Но возможны ошибки, приводящие к результату, весьма далекому от отличного. Первый барьер, о который может разбиться потенциально отличное качество звучания, общеизвестен — это использованный способ инсталляции. Но за ним следует и второй барьер, еще более серьезный – настройка звучания. Если аудиосистема полностью собрана на отдельно продаваемых аудиокомпонентах, то даже при очень простом составе и нехитрой функциональной насыщенности остаются лазейки для погрешностей звучания из-за неверной настройки. У систем развитой конфигурации таких уязвимых сторон гораздо больше. Богатый арсенал средств настройки дает опытному установщику или “подкованному” энтузиасту отличные возможности для достижения наилучшего возможного в данных условиях звучания. Однако при недостатке квалификации и навыков то же самое будет работать в обратную сторону – чем больше функций настройки, тем больше возможностей для ошибки. Попробуем разобраться с типовыми распространенными вариантами.
Начнем с простого – стартовая точка
В простейшем случае построенная на отдельных компонентах аудиосистема будет состоять из головного устройства (автомагнитолы), 4-канального усилителя, в котором пара каналов работает с фронтальными акустическими системами, а вторая пара – в мостовом режиме с сабвуфером, фронтальных акустических систем с пассивным разделением частот в кроссовере, а также пассивного (т.е. без встроенного усилителя) сабвуфера. В данном случае неважно, штатное или покупное головное устройство используется – на базовом уровне все выходящее за рамки настройки кроссоверов и коэффициента усиления (gain) можно опустить. Также неважно, если усилительная часть реализована как-то иначе, к примеру, построена на комбинации 2-канального усилителя и сабвуферного моноблока, или двух 2-канальных усилителей, или 2-канальном усилителе и встроенном усилителе в активном сабвуфере. Базовые принципы всегда остаются одними и теми же.
Прежде всего для стартовой точки потребуется отключить все схемы коррекции звучания, а если они неотключаемые – то выставить их в нулевое положение. Это не совсем одно и то же – разница в том, что в первом случае аудиосигнал вовсе не проходит через соответствующие цепи, сокращается его путь, снижаются искажения. Очень соблазнительные для неискушенной аудитории функции, чаще всего сулящие “бесплатную” прибавку по басу, тоже следует вначале отключить. В пассивных кроссоверах акустических систем органы регулировки уровня ВЧ-сигнала лучше всего выставить в среднее положение, даже если оно отличное от нулевого: скажем, при вариантах 0/-3/-6 дБ выбирается “-3 дБ”. В активном кроссовере усилителя частота раздела фильтров низких и высоких частот выставляется вначале одинаковой на уровне 75-80 Гц, при возможности выбора величины характеристики затухания (slope) 12/24 дБ уместно сразу выбрать 24 дБ/окт для сабвуферного канала, а для работающих с основными АС каналами – любое значение, но 12 дБ/окт более популярно. Регулировка gain во всех каналах усилителя ставится в минимальное положение. Выполнение всех этих условий означает достижение оптимальной стартовой точки.
Регулировка коэффициента усиления (gain)
Регулировка коэффициента усиления, она же – регулировка входной чувствительности, или попросту gain, служит важнейшим этапом настройки. Основные сведения о том, как ее выполнять, содержатся в любой толковой инструкции по эксплуатации усилителя. Однако на практике неправильно выставленный уровень gain можно обнаружить в огромном количестве инсталляций! В самом безобидном случае эти ошибки в разных каналах усиления приведут к несогласованному по тональному балансу звучанию, в худшем – к явным искажениям и выходу компонентов из строя. Можно не боясь ошибиться сказать, что если в системе постоянно перегорают ВЧ-динамики – причину следует искать в уровне gain. Точно также можно запросто вывести из строя сабвуфер неправильным уровнем gain, даже если он отлично согласован по характеристикам (т.е. мощности) с усилителем сабвуферного канала.
Если не стоит специальных задач по достижению максимально громкого звучания, то главное правило в настройке gain – не быть жадным! Не следует стремиться “выжать” из усилителя максимум ватт, на которые он способен. У усилителя другое предназначение – звучать максимально чисто. Гораздо лучше ошибиться и установить коэффициент усиления несколько ниже возможного оптимального, что означает снижение запаса итоговой громкости, чем выставить его выше, получив более громкое, но искаженное и чреватое выходом техники из строя звучание. С учетом достаточного запаса мощности у большинства современных усилителей, включая представителей младших серий, а также обилия высокочувствительных динамиков, небольшая потеря в уровне предельной громкости аудиосистемы все равно не приведет к слишком тихому звучанию.
Регулировка gain тесно связана с настройкой кроссоверов: частотой среза и крутизной спада характеристики. Общее правило очень простое: чем уже ограниченный кроссовером диапазон частот для выбранного звена акустической системы и выше крутизна спада характеристики, тем большую (но до определенного предела) мощность можно на них подать, т.е. тем выше может быть уровень gain. К примеру, у ВЧ-динамиков допустимая подводимая мощность очень сильно отличается для вариантов с условно низкой (скажем, около 2 кГц) частотой настройки фильтра ВЧ в сочетании с низкой (6 иди 12 дБ/окт) крутизной характеристики затухания, и условно высокой (свыше 5 кГц) частотой настройки фильтра и высокой (24 дБ/окт) крутизной характеристики затухания. То же самое справедливо для всех остальных регистров, даже если разница проявляет себя не так драматично, как в ВЧ-звене.
Правильная настройка gain во всех каналах, особенно для системы сложной конфигурации – это высокое искусство, требующее таланта и навыков. Но базовые принципы просты. Исходя из стартовой точки с минимальным уровнем gain, во время прослушивания музыки коэффициент усиления плавно повышается до того момента, пока не появятся заметные на слух искажения. По достижении этой точки уровень gain выставляется несколько ниже – вот и все. Музыкальный материал для этих целей лучше всего выбрать акустический, записанный с высоким качеством, в несжатых форматах и желательно – хорошо знакомый. Так гораздо проще “отловить” на слух тот уровень gain, на котором возникают искажения. Забористые записи с обильным и часто – гипертрофированным и вряд ли чисто прописанным уровнем мидбаса, для этой цели мало подходят.
Прежде чем начать поднимать уровень gain из минимального значения на внешнем усилителе мощности, обязательно следует определить, на каком уровне громкости возникают искажения в головном устройстве. В 9 случаях из 10 это будет уровень, примерно половинный от общей шкалы диапазона регулировки громкости, а иногда даже чуть ниже. Существует лишь крайне ограниченное число головных устройств, способных сохранять неискаженное звучание во всем доступном диапазоне регулировки громкости, и авторитетное имя компании-производителя вовсе не служит гарантией того, что в его продукции последнее условие выполняется. Соответственно, регулировка gain на усилителе должна выполняться в пределах неискаженного диапазона на головном устройстве. Скажем, если шкала громкости на головном устройстве размечена от 0 до 60 условных единиц, то скорее всего, про диапазон от 30 до 60 единиц лучше всего просто забыть – для требовательного автомеломана его как бы и не будет существовать. И не стоит переживать – эту досадную потерю вполне восполнит запас неискаженной громкости на внешнем усилителе, с высокочувствительными динамиками нехватки громкости не будет.
Вопрос о том, с какого звена лучше всего начинать регулировку gain, остается открытым. Более распространено сперва настроить этот уровень для основной пары фронтальных динамиков, в простейшем случае – работающих через пассивный кроссовер. А затем просто поработать с уровнем gain в сабвуферном канале, следя уже не за искажениями, а за ровным тональным балансом – чтобы звук не оказался слишком худосочным, или слишком “жирным” из-за раздутого уровня баса. Если разница в мощности каналов усиления основных динамиков и сабвуфера соответствует 3-4-кратной, то искажения из-за слишком высокого уровня gain в сабвуферном канале вряд ли возможны. Но если сабвуферный усилитель маломощный, что очень часто встречается у активных сабвуферов, тогда придется проследить уже не только за тональным балансом, но и за искажениями в басу – правда, отловить их на слух куда как сложнее, чем на средних частотах. Точнее, басовые искажения становятся хорошо заметны уже тогда, когда уровень gain радикально превышает оптимальный, а на средних частотах это заметно прямо сразу. Также проследить за искажениями в басу придется в тех случаях, когда сабвуферный усилитель и НЧ-динамик несогласованны между собой по мощности.
Разделение частот между сабвуфером и основными АС
После выставления правильного уровня gain в разных каналах для тонально сбалансированного звучания самое время приступать к настройкам кроссоверов. Очень может быть, что стартовая точка с одинаковой величиной частоты среза на уровне 75-80 Гц для деления частот между сабвуферным каналом и каналами основных АС, и крутизной спада характеристики 24 дБ/окт (при недоступности этого значения — 12 дБ/окт) и 12 дБ/окт соответственно, окажется как раз тем, что нужно. Проверить это лучше всего на хорошо выполненных записях, содержащих отчетливо показанные партии акустического и электронного баса, в идеале – с одновременным звучание нескольких басовых инструментов. Завзятым перфекционистам стоит принять во внимание, что добиться безупречного звучания на низких частотах в автомобиле – очень сложная задача, требующая применения самых разных, в том числе весьма трудновыполнимых мер. Но кое-что можно добиться и с помощью фильтров НЧ/ВЧ в усилителе. Если есть явно выраженная проблема в басовой области, то можно попробовать изменить значение частоты раздела этих фильтров, а также выставить несовпадающие значения для ФНЧ и ФВЧ. Однако следует всячески избегать установки для ФНЧ сабвуфера значения выше 80 Гц. Несоблюдение этого правила приведет к тому, что тыловой сабвуфер отчетливо “заголосит” сзади, а также к появлению искажений от сабвуфера, поскольку подавляющее большинство полноразмерных НЧ-динамиков, т.е. от 10 дюймов (25 см) и больше, весьма посредственно звучат в мидбасовой области. Соблазн поднять частоту срезу ФНЧ для сабвуфера повыше чаще всего возникает при использовании малоразмерных фронтальных АС, т.е. от 5,25 (13 см) дюймов и меньше, чтобы скомпенсировать их недостаточные басовые характеристики. Однако этот вопрос куда рациональнее решать еще на этапе выбора динамиков перед покупкой, всячески стараясь найти возможность установки полноразмерных фронтальных АС. Это гораздо лучше, чем потом долго и может быть – безнадежно, возиться с настройкой. А вот опускать частоту раздела ФНЧ ниже 75-80 Гц, в том числе ниже частоты раздела ФВЧ для основных динамиков, может оказаться очень действенной мерой настройки, попутно устраняя не только неровности тонального баланса, но и эффект локализации сабвуфера сзади. Дело в том, что на частотах 50-100 Гц в объеме автомобильного салона часто можно наблюдать определенной степени “горб” – естественный рост АЧХ в силу акустических свойств салона. Создание “разрыва” между частотами ФНЧ и ФВЧ может помочь компенсировать эту неприятность, по принципу “наложения прогиба на выпуклость”. Это равносильно коррекции АЧХ с помощью эквалайзера, только альтернативными мерами. Эквалайзер не всегда есть среди доступных функций, особенно со штатными головными устройствами, и не всегда работает корректно. Достижению по возможности ровной и гладкой зоны перехода между регистрами сабвуфера и основных АС может иногда помочь и смена крутизны фильтров НЧ с 24 дБ/окт на 12 дБ/окт, но такое бывает редко, и чаще всего 24 дБ/окт – отличный вариант для суббаса по множеству критериев.
Настройка частоты и крутизны характеристики затухания фильтра ВЧ для фронтальных АС в системе с сабвуфером в сильной степени зависит от размера НЧ/СЧ-динамиков в составе АС, их басовых возможностей (они могут очень сильно отличаться от модели к модели при одном и том же размере), а также характера поведения на самом нижнем участке доступного басового регистра. Существуют динамики, способные прекрасно работать в полном, никак не ограниченном кроссовером снизу диапазоне частот, без признаков перегрузки на высокой мощности, но таких очень мало. Чаще всего фильтрация все-таки нужна. Не принято опускать частоту раздела ФВЧ основных динамиков ниже 50 Гц, при этом частота настройки ФНЧ для сабвуфера может быть любой вплоть до 80 Гц – наилучший результат определяется экспериментально. Системы, настроенные с “перехлестом” рабочего диапазона частот сабвуфера и основных АС, могут вести себя капризно в области сопряжения, но могут и оказаться вполне неплохими по звуку. Можно с очень большой условностью оперировать таким начальным рядом для частоты фильтра ВЧ для фронтальных АС: 50-80 Гц для 16,5-17-см динамиков, 90-100 Гц для 13-см и 120-150 Гц для 10-см. Если при выставлении такой начальной частоты динамик начинает по мере прибавления громкости проявлять ощутимые признаки перегрузки, то частоту необходимо поднять. В качестве музыкального материала очень хорошо подойдут записи с мощной и основательной, но обязательно – записанной без искажений басовой партией. Здесь есть нюанс: подобные рекомендации имеют смысл лишь в том случае, если сама инсталляция, т.е. способ установки динамика и акустическая доработка его места расположения, не вызывают вопросов. Иначе динамик начнет перегружаться, “хлопать” и издавать другие малоприятные звуки вовсе не из-за неоптимальной частоты среза, а потому, что ему “неуютно” в данных условиях установки (т.е. условия акустического оформления не соответствуют электроакустическим характеристикам динамика, что изрядно усугубится неправильным способом крепления на монтажной поверхности).
Определившись по ходу экспериментов с частотой среза ФВЧ для основных АС, можно попробовать поменять и крутизну 12/24 дБ/окт, если такая возможность есть. Но с следует обратить особое внимание, чтобы зона сопряжения оставалась гладкой, без разрыва. Чаще всего оптимальным значением для ФВЧ в данном случае оказывается 12 дБ/окт – как и задумано в большинстве усилителей мощности для каналов основных АС.
Как построить автозвук. Просто о главном.
Опять здравствуйте. Предлагаю материал, который я нарыл на просторах интернета (несколько на мой взгляд очень интересных статей от профессионалов) и сгруппировал в одну небольшую кучку (опять для себя же).
1. Кроссоверы.
2. Виды акустики.
Сначала нужно определиться с видом акустики, который вам необходим. Существуют два типа:
Коаксиальная акустика
представляет собой сложную конструкцию из нескольких динамиков расположенных на корпусе основного динамика. Обычно это 1-3 высокочастотных динамика на одном низкочастотном. Плюсы у такой акустики в том, что она занимает мало места при установке и имеет относительно невысокую стоимость. Такое бюджетное исполнение приводит и к минусам. Так как динамики разных частот собраны в одном месте и нет возможности настроить взаимное расположение динамических головок, то на высокое качество звучания рассчитывать не приходится.
Компонентная акустика
– это набор из нескольких отдельно расположенных динамиков (компонентов) и кроссовера. Количество динамиков обычно не меньше двух, но для более полной достоверности звучания может достигать и 4-5-ти на канал. Плюсом этой акустики является то, что есть возможность выбора места установки под конкретный динамик. Можно установить и дополнительные динамики кроме тех, что идут в комплекте и выбрать подходящий кроссовер. Естественно, что при такой комплектации повышается суммарная мощность всей системы.
Особое внимание при этом обратите на следующие параметры:
sensivity (чувствительность). Высокая чувствительность обеспечивает возможность использования динамиков без усилителя. При значении sensivity 84 – 86 динамики будут играть чуть слышно без применения усилителя.
Fs (резонансная частота). Низкое значение Fs обеспечивает глубокие басы. Наиболее оптимальным для мидбаса является значение 60 — 75 Fs.
Qts (общая добротность). Колонки для размещения в дверях желательно подбирать с максимальным значением Qts. Значение на уровне 0,4 — 0,6 не обеспечит хорошего качества звука. Для этих колонок потребуется закрытый ящик объемом 5 — 11 литров.
Тем, кто не имеет большого опыта в установке автомобильной акустики, мастера советуют отказаться от распространенного мнения, что на качество звука сильно влияют провода, идущие к динамикам от магнитолы. Если у вас не установлена аппаратура высшего класса, вы не заметите разницы, поэтому нет смысла заменять штатные кабели. Да и заметить разницу в звучании смогут только редкие ценители музыки. Специальные провода понадобятся только в случае установки усилителя, при этом тоже не обязательно покупать самые дорогие «жилы».
3. Теперь рассмотрим возможные места установки акустики в салоне автомобиля поподробнее.
Динамики средней и высокой частоты рекомендуется ставить в передней части салона. Оптимальный выбор — установка колонок в передние двери автомобиля. По словам автолюбителей, устанавливать акустику назад равнозначно тому, что слушать группу спиной к сцене.
В передних дверях обычно располагают низкочастотные и среднечастотные динамики.
Этот тип установки следует разбить на два подтипа. Первый, когда СЧ-динамик устанавливается рядом с НЧ/СЧ-головкой — как правило, чуть выше ее и с разворотом на слушателя. Такая комбинация используется в тех случаях, когда большеразмерный НЧ/СЧ-динамик (16 см и более) при установке в нижней части двери плохо воспроизводит верхнюю середину. Второй вариант: СЧ-динамик устанавливается в верхней части двери и, опять же, с доворотом на слушателя. Основное достоинство установки СЧ-компонентов в дверь — близость расположение к другим излучателям звука, что позволяет лучше согласовать и частоты разделения, и уровни. Однако из-за близкого расположения к слушателю и большого различия расстояний от слушателя до левого и правого каналов, без применения специальных мер могут возникнуть сложности с настройкой однородности звуковой сцены.
Мощность НЧ- динамиков всегда должна превышать мощности усилителя. Установка их в одном объеме двери со СЧ- динамиками нецелесообразна, так как в результате движения диффузора динамика в замкнутом объеме создается довольно сильное звуковое давление, которое воздействует на диффузор среднечастотного динамика. Вследствие чего вносятся большие искажения в достоверность воспроизведения последнего. Можно конечно заключить среднечастотный динамик в специальный защитный колпак, но если учесть небольшой объем салона по сравнению с жилой комнатой, то возникающие гармонические искажения будут довольно ощутимы. Гармонические искажения, кстати, возникают не только в работе усилителя, но и в работе самого динамика. Поэтому низкочастотные динамики можно расположить под сиденьями или под передней панелью. Низкие частоты до 500-600Гц не имеют острой направленности и воспринимаются как рассеянный звук. Независимо от варианта установки СЧ-головки, необходимо одновременно учитывать несколько параметров: сопряжение с ВЧ- и НЧ-динамиками по уровню, фазе и диапазону воспроизводимых частот или частоты разделения всех компонентов. Средние частоты обладают большей направленностью и поэтому их можно располагать в дверях и на передней панели, где удобней всего выбрать их оптимальную направленность. При установке в дверях, если динамики довольно габаритные, применяют подиумы. По конструкции подиум – это кольцевая приставка, монтируемая на корпусе двери. Подиумы позволяют производить направленность динамиков, создавая правильную звуковую сцену. Они не мешают работе стеклоподъемников благодаря своей высоте, в них полностью могут помещаться магниты звуковых головок. Единственным минусом здесь может быть только то, что возможно придется самому изготовить подиумы и перетянуть новую обшивку на дверях.
При установке динамиков в дверях, следует учесть, что материал, из которого изготовлена дверь, будет вибрировать при воспроизведении звука, вызывая нежелательные резонансы и призвуки. Поэтому двери изнутри желательно обработать специальными виброзвукоизоляционными материалами.
Устанавливая низкочастотные динамики в приборную панель, нужно учитывать, что сама панель не герметична и возможно возникновение акустически короткого замыкания. Чтобы этого избежать, следует каждый басовик поместить в специально сделанный корпус, оклеенный внутри войлоком. Минусом здесь может быть сравнительно небольшая приборная панель в некоторых моделях авто, в результате добиться хорошего баса будет довольно трудно. Располагая басовики под сидением можно получить вполне качественное обволакивающее звучание мягкого баса.
Для поклонников глубокого звука, подойдет мидбас с диагональю 16 — 17 см (6 — 6,5 дюйма). Небольшие колонки не обеспечат таких басов. Полную информацию об автомобильной акустике можно найти в инструкции, которая обязательно к ней прилагается.
Для получения качественного звука в машине достаточно хороших фронтовых динамиков и «пищалок» на передней стойке кузова. Подключать их необходимо возможно ближе к мидбасу. Многие устанавливают высокочастотники около зеркал или же на нижней части стойки кузова. Направлять «пищалки» можно в сторону лобового стекла или внутрь салона. Наилучший вариант лучше всего определить на слух.
При выборе компонентной акустики вы также должны продумать и расположение тыловых динамиков, создающих пространственную иллюзию музыки. Не стоит располагать полноразмерную мощную акустику сзади, достаточно будет установить два широкополосных динамика. Достоверность звучания достигается правильной установкой акустики, и поэтому тыловые системы не должны воспроизводить верхние частоты, а только низкие и средние. Общий уровень тыловых систем должен быть уменьшен на 18-24дБ по сравнению с фронтальным уровнем и собственно, быть добавкой к нему.
В задней части кузова лучше располагать только сабвуфер. Это не повлияет на качество звука, так как человек не ощущает направление звуков низкой частоты.
В мире автозвука есть несколько заблуждений, усиленно продвигаемых не очень опытными, но очень активными людьми:
Самое часто встречаемое заключается в том, что углами установки можно «поймать» сцену. Но это не так. Изменяя угол установки динамиков можно подкорректировать тональный баланс, частично устранить привязку, вызванную собственными проблемами излучателя, или подправить АЧХ в районе раздела между излучателями, но никак не фазовые характеристики, которые влияют на построение сцены. Единственное исключение – разворот динамика для работы на отражение. В таком случае, благодаря изменению времени прохождения звуковой волны от излучателя до слушателя можно довольно сильно скомпенсировать разность расстояния от слушателя левой или правой стороны. Но такая практика может сильно повлиять на тональную точность и детальность системы в худшую сторону.
Еще одно заблуждение: чем выше стоЯт динамики, тем выше получается сцена. Это тоже не совсем так. Выше сцена получается на некоторых частотах при наличии каких-либо привязок к излучателям (довольно частая ошибка). Но этот эффект нестабилен, и на разных частотах высота краев может падать до самого низко расположенного динамика. В качественно спроектированных, установленных и настроенных системах этот эффект сведен к минимуму, высота стабильна от края к центру и находится на уровне горизонта вне зависимости от физического расположения излучателей. В таких системах инсталляторы стараются установить излучатели как можно выше не для получения высокой сцены, а для уменьшения влияния переотражений от нижней части салона (ниш для ног, центрального тоннеля и др.).
Третье заблуждение – чем дороже динамик, тем меньше требуется усилий по его установке для получения хорошего результата. На практике результат в большей степени зависит от кечества установки аудиосистемы, чем от стоимости компонентов. Связано это с тем, что неправильная установка акустики сводит технологические преимущества динамиков на нет. Любой динамик необходимо «раскрывать» качественной установкой. И чем выше уровень «железа», тем, экономически, более оправданы усилия, вложенные в его инсталляцию. Таким образом приобретая дорогостоящую акустику, задумайтесь о том, кому доверить ее установку!
Четвертое, и довольно часто встречающееся, заблуждение, состоит в том, что, якобы, в процессорных системах, в отличии от беспроцессорных, не так важно как установлены динамики, что все можно поправить средствами процессора. Поправить то можно, но далеко не все. Чем больше проблем устранены установкой, тем меньше придется вносить в звук искажений, являющихся неотъемлемой частью любой цифровой обработки. Особенно это касается чрезмерного применения средств частотной коррекции, проще говоря «эквалайзера». Всегда лучше устранить причину, чем бороться с последствиями.
4. Настройка звука с усилителями мощности.
Вот сайт с интересной информацией: тыц и ещё по настройке
И на последок небольшой FAQ по акустике.
Для согласования и настройки по осциллографу (синусы): тыц