Что такое крейсерский танк
Что значит крейсерский танк?
К крейсерским танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело правильно тактически и стратегически использовать имеющуюся в их распоряжении технику и использовало мобильные и слабобронированные крейсерские танки в роли пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Единственной страной, которая успешно применяла чисто крейсерские танки в ходе Второй мировой войны, была Германия. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава и грамотной подготовкой командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных успехов в начале Второй мировой войны.
По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д. ) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером крейсерского танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader).
В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка, КБ завода им. Коминтерна в 1939 году запустило в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались вермахтом.
Крейсерский танк
В разное время, в разных государствах существовало большое количество классификаций танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, по вооружению, по назначению.
Содержание
Типы танков
Танки Первой мировой войны
Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использованный англичанами в бою против германской армии, выпускался в двух модификациях: «самка» (англ. Female ) — с пулемётным вооружением, и «самец» (англ. Male ) — с пулемётом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и другие государства. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: лёгкие, средние и тяжёлые.
Танки 1930—1945 годов
Советская классификация
Линейные (общего назначения) танки по классификации, принятой в СССР:
Танкетка
К танкеткам относились лёгкие боевые гусеничные одноместные или двухместные, бронированные, вооружённые пулемётом машины 1920—1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи (например, Т-27).
Малый танк
К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооружённые одним или несколькими пулемётами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились Т-37, Т-38 и другие.
Лёгкий танк
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. К лёгким танкам относились Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38 и другие.
Средний танк
К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV и другие.
Тяжёлый танк
К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw V «Пантера» (по немецкой классификации считалась средним танком — у немцев танки классифицировались по калибру орудий), PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр» и другие.
Специальные танки
К специальным танками относились:
Франко-британская классификация
В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:
Пехотный танк
К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.
По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжёлым танкам. На начало Великой Отечественной войны к пехотным танкам в СССР можно отнести лёгкий танк Т-26, который, однако, даже на тот момент не соответствовал по своим характеристикам защищённости настоящим пехотным танкам; к концу войны — тяжёлый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции к пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (англ. Matilda II ) и «Черчилль» (англ. Churchill ).
Крейсерский танк
К крейсерским танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело правильно тактически и стратегически использовать имеющуюся в их распоряжении технику и использовало мобильные и слабобронированные крейсерские танки в роли пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Единственной страной, которая успешно применяла чисто крейсерские танки в ходе Второй мировой войны, была Германия. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава и грамотной подготовкой командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных успехов в начале Второй мировой войны.
По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д. ) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером крейсерского танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader ).
В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка, КБ завода им. Коминтерна в 1939 году запустило в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались вермахтом.
Танки второй половины XX века
Вторая мировая война дала сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и ОМП, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танк). Наряду с изменениями строения и назначения танков и бронетехники изменилась и система их классификации:
Одними из первых ОБТ стали такие танки как PzKpfw VI и Т-34.
Плавающий танк
К плавающим танкам относилась серия советских танков ПТ, например, ПТ-76.
Что такое крейсерский танк
Разрабатывался фирмой Vickers с 1934 года и первоначально рассматривался в качестве среднего танка. После перехода к делению танков на пехотные и крейсерские переклассифицирован в крейсерский танк Мк I. Единственная оригинальная деталь проекта — подвеска, позже примененная на пехотном танке «Валентайн». Также впервые в британском танкостроении был использован гидравлический привод поворота башни. В 1937 году фирмы Vickers и Harland and Wolff изготовили 125 единиц.
Серийные модификации:
Мк I — базовая модель, вооруженная 2-фунтовой пушкой в главной башне и двумя пулеметами Vickers с водяным охлаждением в двух малых башнях.
Мк ICS— «штурмовой» вариант (CS — Close Support), вооруженный 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицей.
Мк I приняли участие в боях во Франции в 1940 году в составе 1-й танковой дивизии, и все были оставлены в Дюнкерке. 2-я и 7-я танковые дивизии в Египте использовали оставшиеся Мк I до 1941 года, после чего эти безнадежно устаревшие танки были разделаны на металл. Попытки использовать ходовые части танков для других целей не увенчались успехом.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark I
БОЕВАЯ МАССА, т: 13,042. ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина— 5791, ширина — 2502, высота-2654.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 3 пулемета Vickers калибра 7,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 3000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 — 14. ДВИГАТЕЛЬ: АЕС Тур 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 150 л.с. (110 кВт), рабочий объем 9500 см?.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное, посередине гусеницы), подвеска блокированная, балансирная со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; гусеница шириной 315 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: высота стенки, м — 0,92, ширина рва, м — 2,43.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 9 или № 19.
Cruiser Tank Mark II (А10)
Проект А10 был разработан фирмой Vickers как «пехотная» версия танка А9, но обычно обозначается как «тяжелый крейсер». Принят на вооружение английской армии под индексом Мк II. До 1940 года фирмами Vickers, BRCW и Metro изготовлено 175 танков всех модификаций.
Серийные модификации:
Мк II — визуально отличался от крейсерского танка Мк I отсутствием двух пулеметных башенок в лобовой части корпуса. Вместо них был установлен один пулемет BESA с воздушным охлаждением. Изготовлено 13 единиц.
Мк IIА — усовершенствованная пушечная установка по сравнению с Мк I и Мк II.
Мк IICS — вариант с 94-мм гаубицей. Изготовлено около 30 единиц.
Эти танки участвовали в боевых действиях во Франции и Ливии. Их броня оказалась слишком слабой, но все-таки они зарекомендовали себя лучше, чем совершенно небоеспособные Мк I.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark II
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,39.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —5588, ширина — 2527, высота — 2654.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 2 пулемета калибра 7,92 или 7,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 4050 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 — 30.
ДВИГАТЕЛЬ: АЕС Тур 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 150 л.с. (110 кВт); рабочий объем 9500 см?.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное посередине гусеницы), подвеска блокированная балансирная, со спиральной пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; три обрезиненных поддерживающих катка; гусеница шириной 355 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 26.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: высота стенки, м — 0,92, ширина рва, м — 2,43.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 9 или № 19.
Cruiser Tank Mark III (A13)
С этим танком связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными атташе Киевских маневров. где они увидели сотни танков типа БТ, английское военное ведомство в 1936 году приобрело у конструктора Кристи один танк его типа. На его основе началась разработка крейсерского танка А13 с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа. При создании А13 и в ходе испытаний англичане столкнулись с большими трудностями, которые на этой модели так и не были преодолены.
В 1937 году фирма Nuffield построила прототип А13, а затем выпустила 65 танков этого типа.
Серийная модификация:
Мк III — единственный серийный вариант. Ходовая часть и подвеска типа Кристи. Башня — клепаная, прямоугольной формы с командирской башенкой и небольшой кормовой нишей. Компоновка танка — классическая.
Крейсерские танки Мк III приняли участие в боях во Франции в 1940 году. Несколько машин этого типа имелось в составе 7-й танковой дивизии в Северной Африке.
Крайне низкая эксплуатационная надежность и слабое бронирование свели боевые возможности этого танка практически к нулю.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6020, ширина — 2540, высота —2591.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк IX калибра 2 фунта, 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 — 14.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield — Liberty, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный; мощность 340 л.с. (250 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: планетарные коробка передач и бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи — 257 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. —30, высота стенки, м — 0,61 ширина рва, м —2,29.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Mark IV (А13 Мк II)
Дальнейшее развитие крейсерского танка Мк III (А13). Разработан фирмой Nuffield (по другим данным Morris Motors) в 1938 году. Серийное производство осуществлялось с декабря 1938 по конец 1939 года фирмами Nuffield, English Electric, LMS и Leyland. Изготовлено 655 единиц.
Серийные модификации:
Мк IV — как внешне, так и по внутреннему устройству почти идентичен танку А13. Башня новой формы — за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной брони. Бронезащита была усилена, но внутренний объем башни не изменился. Силовая установка также аналогична А13 — американский авиадвигатель Liberty периода 1-й мировой войны, задросселированный до мощности 340 л.с. Вооружение — 2-фунтовая пушка и пулемет Vickers с водяным охлаждением. Экипаж 4 человека.
Мк IVА — вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA с воздушным охлаждением.
Мк IVCS — танк поддержки пехоты, вооруженный 94-мм гаубицей.
Танки серии Мк IV составляли основу парка английских танковых соединений накануне и в начале 2-й мировой войны. Они приняли участие в боях во Франции в 1940 году в составе 1-й танковой дивизии. В рядах 7-й танковой дивизии воевали в Северной Африке вплоть до 1942 года, когда были окончательно сняты с вооружения.
Мк IV оказался значительно более боеспособной машиной, чем его предшественники, однако его эксплуатационная надежность также оставляла желать лучшего.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark IVA
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,987.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6020, ширина — 2540, высота — 2591.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6 — 38.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield — Liberty, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 340 л.с. (250 кВт). ТРАНСМИССИЯ: планетарные коробка передач и бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи — 257 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30, высота стенки, м — 0,61, ширина рва, м — 2,29.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 9 или № 19.
Cruiser Tank Mark V (А13 Мк III) Covenanter
Логическое продолжение конструкции танка А13 и А13 Мк II. Работу над проектами А14 и А16 прервали в 1939 году в пользу А13 Мк 111, который представлял собой переработанный проект А13 с более низким силуэтом и 30-мм броней. Уменьшение высоты корпуса удалось достигнуть, в частности, за счет использования горизонтально-оппозитного двигателя и применения радиаторов нового типа.
С 1939 года фирма LMS изготовила 1771 танк.
Серийные модификации:
— существовало четыре модификации (от Covenanter I до Covenanter IV), которые отличались друг от друга только незначительными изменениями в системе охлаждения. По внешнему виду (ходовая часть типа Кристи, приземистый корпус, клепаная башня со скошенными стенками и широким посадочным люком в кормовой части) были почти идентичны. Не отличалось и их вооружение, за исключением варианта CS с 94-мм гаубицей.
Несмотря на частичное решение технических проблем и дальнейшее совершенствование конструкции, Мк V не стал действующим танком первой линии и использовался в основном в учебных целях. Некоторое количество танков было переоборудовано в мостоукладчики, командирские машины управления и БРЭМ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark V Covenanter
БОЕВАЯ МАССА, т: 18,305.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 5801, ширина — 2610, высота — 229.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 16, борт и корма — 14, крыша и днище — 7; башня — 9 — 39.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм. Танк мог оснащаться зенитным пулеметом Bren калибра 7,7 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows DAV, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный; мощность 280 л.с. (206 кВт), рабочий объем 16 204 см?.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион, четырехскоростная коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи — 273 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Mark VI (А15) Crusader
Крейсерский танк Crusader создавался одновременно с Covenanter, по аналогичному техзаданию, но фирмой Nuffield. Его проект являлся развитием конструкции А13, и первоначально танк предполагалось использовать в роли тяжелого разведчика. На деле ему пришлось стать самым массовым английским танком периода Африканской кампании.
С 1939 по 1943 год заводы девяти фирм под «патронажем» фирмы Nuffield изготовили 5300 танков Crusader.
Серийные модификации:
Crusader ICS — танк сопровождения пехоты с 94-мм гаубицей.
Crusader II— никаких существенных изменений по сравнению с Crusader I, за исключением незначительно увеличенной толщины брони и отсутствия на большей части танков пулеметной башенки. У танков предшествующей модели ее часто демонтировали в войсках. В зависимости от наличия или отсутствия башенки экипаж колебался от 4 до 5 человек.
Crusader IICS — 94-мм гаубица вместо 2-фунтовой пушки.
Боевое применение танков «Крусейдер» началось в июне 1941 года во время операции «ВаШеахе» в Северной Африке в составе 7-й танковой бригады 7-й танковой дивизии. Они прибыли в Египет по приказу Черчилля, для того чтобы английские войска смогли начать боевые операции против Роммеля с новейшими танками. Уже в ходе первых боев «крусейдеры» понесли жестокие потери от огня 88-мм немецких зенитных пушек.
«Крусейдеры» первой и второй модели были не очень серьезным противником для немецких средних танков из-за их не слишком мощного вооружения и недостаточной броневой защиты. В какой-то степени эти недостатки удалось устранить на «Крусейдер III». Вместе с тем по-прежнему слабым его местом была невысокая технически надежность.
С начала 1942 года в английских танковых полках только два эскадрона сохранили на вооружении танки «Крусейдер». В третьем их заменили американские «Генерал Грант», вооруженные 75-мм пушкой.
После окончания боевых действий в Северной Африке «крусейдеры» сняли с вооружения. Лишь небольшое количество этих машин приняло участие в операциях в Италии.
На базе танка «Крусейдер» выпускались (или переделывались из линейных танков) ЗСУ, командирские танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, артиллерийские тягачи и бульдозеры.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark VI Crusader II
БОЕВАЯ МАССА, т: 19,279.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 5994, ширина — 2642, высота — 2235, клиренс — 406.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7 —49.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта (40 мм), 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм, зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 130 выстрелов, 5000 патронов калибра 7,92 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield—Liberty, 12-цилиндровый, V-Образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 340 л.с. (250 кВт) при 1550 об/мин; рабочий объем 27 045 см?.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион, четырехскоростная коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи — 273 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30,-высота стенки, м — 0,69, ширина рва, м — 2,59.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Mark VII (A24) Cavalier
В июне 1941 года началась разработка тяжелого крейсерского танка, более мощного, чем Crusader. Этот танк получил название Cromwell. Однако в связи с отсутствием предназначавшихся для него двигателей Rolls-Royce «Meteor» (они все уходили в авиацию) было принято решение установить на новый танк старый авиамотор Liberty, как и на предшествующих моделях крейсерских танков. Танк получил название Cavalier и индекс А24.
С лета 1942 года по весну 1943 года на заводе фирмы Nuffield в Бирмингеме было изготовлено 500 танков этого типа.
Серийная модификация:
— корпус и башня прямоугольной формы без каких-либо рациональных углов наклона собирались на каркасах из катаных броневых листов с помощью болтовых соединений. Вооружение состояло из 6-фунтовой пушки и спаренного с ней пулемета, другой пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Ходовая часть имела пять опорных катков.
Из-за большей массы «Кавалир» имел худшие динамические характеристики, чем «Крусейдер». Работавшие с перенапряжением, и без того ненадежные двигатели Liberty беспрерывно выходили из строя. По этой причине «кавалиры» в боевые части не попали, а использовались только в учебных целях.
Во второй половине 1943 года около 200 танков переоборудовали в машины управления для артиллерийских частей танковых дивизий. Они участвовали в боевых действиях на Западном фронте в 1944 — 1945 годах. Небольшая часть танков была переделана в БРЭМ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark VII Cavalier
БОЕВАЯ МАССА, т: 26,949.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —6350, ширина — 2883, высота — 2438, клиренс — 406.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 20 — 76.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 6 фунтов, 2 пулемета ВЕБА калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 64 выстрела, 4950 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield—Liberty, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 340 л.с. (250 кВт) при 1500 обАиин, рабочий объем 27 045 см?.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная планетарная коробка передач. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах, ширина трака гусеничной цепи —356 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 39.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: высота стенки, м — 0,9, ширина рва, м — 2,3, глубина брода, м — 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Mark VIII (A27L) Centaur
В 1941 году было принято решение о разработке, наряду с танком А27, оснащенным дефицитным в то время двигателем Meteor, так называемого промежуточного варианта с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Последний мог применяться в комплексе с новой трансмиссией Merritt-Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время 1-й мировой войны.
Проект танка разработала фирма English Electric, и он получил название A27L (L—Liberty). Вариант с двигателем Meteor обозначался индексом А27М.
В производстве Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым «тяжелым крейсером» английской армии во 2-й мировой войне.
Серийные модификации:
Centaur I — первый вариант танка, вооруженный 6-фунтовой пушкой.
Centaur III — 75-мм пушка Мк V или Мк VA. Значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Centaur I.
С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75-мм пушек, началось массовое переоборудование «сенторов» до стандарта «Кромвеля». Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разным был механизм натяжения гусениц.
«Сенторы», в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в машины артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo («Сентор- Кенгуру»).
В своем оригинальном виде «сенторы» в боевых действиях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group — «Танковая группа поддержки Королевской морской пехоты»). Вошедшие в нее около 100 танков «Сентор IV» поддерживали действия британской морской пехоты при высадке в Нормандии в июне 1944 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark VIII Centaur
БОЕВАЯ МАССА, т: 28,738.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6352, ширина — 2895, высота — 2444, клиренс — 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк V или Мк VA калибра 6 фунтов, 2 пулемета ВЕБА калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 75 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам ВЕБА, 600 патронов к пулемету Bren, 30 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 39 Мк I.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб — 64, борт и корма — 32, крыша — 14, днище — 6,5, башня — 20 — 76.
ДВИГАТЕЛЬ: Liberty Мк V, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 395 л.с. (290 кВт); рабочий объем 27 040 см?.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростиая несинхрониэированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза), бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия); в каждой гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака —100 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град.— 24, высота стенки, м — 0,9, ширина рва, м — 2,3, глубина брода, м — 0,9 — 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
CRUISER TANK CRUSADER III
Крейсерский танк «Крусейдер III»:
Cruiser Tank Mark VIII (A27M) Cromwell
Один из наиболее известных танков 2-й мировой войны. Разрабатывался фирмой BRCW с 1941 года. В 1942-м прошел обширную программу испытаний. Из-за трудностей с двигателями Meteor, описанными выше, первые танки Cromwell покинули заводские цехи только во второй половине 1943 года. Генеральным подрядчиком по его производству была фирма Leyland. Однако к его выпуску привлекались и другие фирмы — Metro, BRCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по 1945 год. За это время выпустили 1070 единиц.
Как уже упоминалось, значительно большее количество машин этого типа получили путем установки двигателя Meteor в танках Centaur A27L. Следует подчеркнуть, что и сами «кромвели» постоянно модернизировались за счет установки нового вооружения и дополнительной броневой защиты. Так что в своем оригинальном виде до конца войны дошли считанные единицы.
Серийные модификации:
Cromwell III — Centaur I с двигателем Meteor.
Cromwell IV— Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III с 75-мм пушкой.
Cromwell V—Cromwell I с 75-мм пушкой.
Cromwell VW— модификация, имевшая сварной корпус (W— welded — сварной). Лобовая броня корпуса и башни доведена до 101 мм.
Cromwell VI — Centaur IV с двигателем Meteor, Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.
Cromwell VII — Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб — 101, борт корпуса — 35, борт башни—75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Гусеница шириной 394 мм. За счет изменения передаточного отношения КП максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.
Cromwell VIII — Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell I с увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.
Помимо линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» построили значительное количество специальных машин: командирских и командно-штабных, передовых артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.
Осенью 1943 года танки «Кромвель» начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент (операция «Owerlord», начатая в июне 1944 года).
В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковые дивизии. Больше всего «кромвелей» имелось в составе 7-й танковой дивизии «Desert Rats» («Пустынные крысы»). В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й королевские танковые полки, 4-й полк йоменов графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общей сложности насчитывалось 130 танков «Кромвель III» и «Кромвель IV» и 15 «Кромвель VI». Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии — 8-й королевский ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irish Hussars).
В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях «кромвели» имелись только в разведывательных частях: 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и 2-м полку Нортхемптонширских йоменов (Northamptonshire Yeomanry).
Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно- десантной дивизии легкие танки «Тетрарх» заменили 12 «Кромвелями».
В составе этих и некоторых других частей английской армии «кромвели» участвовали в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они практически не применялись.
Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1-го польского армейского корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой дивизии. Всего же с 1943 по 1947 год в польские танковые части на Западе поступило 250 — 300 танков «Сентор»/ «Кромвель».
190 танков «Кромвель IV» и «Кромвель VI» вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания 2-й мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х годов.
Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков «Кромвель» участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска. В начале 50-х годов около 200 машин модернизировали — установили новую башню с 83,8-мм пушкой. Эти танки получили обозначение FV 4101 и название Charioteer («Чариотер»), Они состояли на вооружении британской армии вплоть до 1956 года. Потом их передали в территориальные войска и начали продавать другим странам. 50 танков закупила Иордания, причем некоторые из них впоследствии попали в воинские подразделения Организации освобождения Палестины, где использовались до 1976 года. 10 таких танков захватила Армия обороны Израиля, 56 танков «Чариотер» было поставлено Австрии, и в 1958 году 35 танков закупила Финляндия.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mark VIII Cromwell IV
БОЕВАЯ МАССА, т: 27,9.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6420, ширина —3050, высота — 2500, клиренс — 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк V или Мк VA калибра 75 мм, 2 пулемета ВЕБА калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм (перевозился внутри танка), 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 64 артвыстрела, 4950 патронов к пулеметам ВЕБА, 600 патронов к пулемету Bren, 30 дымовых гранат,
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопические прицелы № 50x3L Mk I или 2
AFV Sight Gear 75 mm для пушки, № 50×1,9 Мк I для курсового пулемета.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб —64, борт и корма — 32, крыша — 20, днище —8; башня — 20 — 76.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/Мин, рабочий объем 27 000 см?.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двустороннего действия); в каждой гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака —100 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 24, высота стенки, м — 0,9, ширина рва, м — 2,3, глубина брода, м — 0,9 — 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Challenger (А30)
Серийные модификации:
A30 Challenger— 17-фунтовая (76 мм) пушка с длиной ствола 58,4 калибра во вращающейся высокой прямоугольной башне, установленной на удлиненном шасси танка Cromwell. Прототип изготовлен фирмой BRCW в 1942 году. В 1943 — 1944 годах изготовлено около 200 единиц.
A30 Avenger— 17-фунтовая пушка во вращающейся открытой сверху и более просторной башне с развитой нишей и более тонкой, чем у Challenger броней. Шасси аналогично Challenger. Прототип изготовлен фирмой BRCW в 1944 году.
Танки «Челленджер» состояли на вооружении практически всех английских танковых частей, вооруженных танками «Кромвель».
Некоторое количество «челленджеров» входило в состав польских войск и Чехословацкой танковой бригады на Западе. Принимали участие в боях вплоть до конца 2-й мировой войны.
Что касается «авенджеров», то они поступили в войска уже после окончания боевых действий. В 1946 году они еще состояли на вооружении двух противотанковых дивизионов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА A30 Challenger
БОЕВАЯ МАССА, т: 33,051.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8147, ширина — 2908, высота — 2775, клиренс — 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 17 фунтов (76,2 мм), 1 пулемет Browning калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 42 артвыстрела.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб —64, борт и корма —32, крыша —20, днище —8; башня — 20 —101.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12- цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин; рабочий объем 27 000 см?.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и барабанные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи — 356 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 51,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Cruiser Tank Comet (А34)
Дальнейшее развитие крейсерского танка Cromwell с использованием значительного числа (до 40%) его узлов и агрегатов. Лучший и сильнейший английский танк периода 2-й мировой войны, принимавший участие в боевых действиях. Производился фирмой Leyland с сентября 1944 года.
Серийная модификация:
— корпус и башня полностью сварные. Лобовой лист корпуса — такой же, как у Cromwell. Башня по размерам больше с развитой кормовой нишей. Пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 787 м/с представляла собой укороченный вариант 17-фунтового орудия. Обе пушки имели одинаковые снаряды, но гильзы нового орудия были короче и имели больший диаметр. Чтобы проще было различать снаряды обоих орудий, укороченная пушка именовалась 77-мм, хотя фактически имела калибр 76,2 мм. Ходовая часть танка в основном заимствована у Cromwell.
Первые серийные танки поступили в войска в декабре 1944 года. В составе 11-й танковой дивизии «кометы» приняли участие в отражении германского наступления в Арденнах в январе 1945 года. Освоение танка в войсках облегчалось его конструктивной близостью «Кромвелю». По своим боевым характеристикам «Комета» уступала немецкой «Пантере», но превосходила Pz.IV.
В начале 1945 года 11-я танковая дивизия была единственным соединением английской армии, полностью вооруженным этими машинами. Другие части получили новые танки позже, многие уже после окончания боевых действий в Европе. В начале 1949 года «кометы» были полностью заменены в войсках танками «Центурион», однако в танковых частях, дислоцированных в Западном Берлине и Гонконге, они эксплуатировались вплоть до 1958 года.
«Кометы» поставлялись в Бирму, Ирландию, ЮАР и Финляндию. Так, на вооружении финской армии с 1960 по 1970 год состояла 41 единица.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Comet
БОЕВАЯ МАССА, т: 35,775.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 7652, ширина — 3048, высота — 2680, клиренс — 457.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мк II калибра 77 мм, 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 61 артвыстрел, 5175 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопические прицелы № 50x3L Мк I или 2 AFV Sight Gear 75 mm для пушки; № 50×1,9 Мк I для курсового пулемета.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 76, борт — 43, корма — 25,4; башня: лоб — 102, борт — 63,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин; рабочий объем 27 000 см?.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, четыре обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия); в каждой гусенице 114 траков шириной 394 мм, шаг трака —112 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 24, высота стенки, м — 0,92, ширина рва, м — 2,3, глубина брода, м — 1,1.