Что такое крбс в налоговой
Что означает КРСБ налогоплательщика?
Каждый работающий гражданин и каждая организация, зарегистрированные на территории Российской Федерации, несут обязанность по уплате налогов и иных платежей в бюджет Российской Федерации. Для упорядочивания данных по расчетам с налогоплательщиками в пользу государства налоговые органы несут обязанность по ведению особой карточки по расчетам с бюджетом, сокращенно называемую КРСБ.
Это специальный реестр, в котором учитываются страховые взносы, налоги и прочие сборы, подлежащие уплате в пользу бюджета.
Что указывается в КРСБ
Регламент оформления КРСБ установлен в тексте Приказа, изданного ФНС России 18.01.2012 г. под номером ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом».
В нем указаны требования к оформлению и ведению карточки РСБ по всем категориям плательщиков.
Алгоритм ведения и внесения информации в КРСБ регулируется многочисленными письмами и постановлениями ФНС РФ. Одним из нововведений стало обязательное применение процессов автоматизации внесения данных. В соответствии с Приказом ФНС РФ от 07.02.20 г. № ЕД-7-12/84@ данные должны вноситься с использованием прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3», разработанного с целью автоматизации внесения данных в КРСБ.
В соответствии с обязанностью уплачивать те или иные бюджетные платежи у плательщика налогов может быть открыто сразу множество карточек РСБ.
Информация в создаваемой КРСБ обязательно формируется двумя разделами:
Во втором разделе отдельно выделены подразделы:
В карточке РСБ также безусловно должны быть показаны:
Ответственность за внесение, хранение и работу с информацией возлагается на сотрудников того подразделения ИФНС, к которому прикреплено лицо или организация, несущие обязанность по уплате налогов.
Как открыть, вести и закрыть КРСБ
В процессе постановки на налоговый учет в определенном ИФНС у плательщика налогов (организации, а также физического лица) не появляется автоматически КРСБ.
Карточка РСБ должна быть открыта ИФНС при наступлении следующих обстоятельств:
Важно! Если у организации имеются филиалы или отдельные (обособленные) подразделения, стоящие на учете в инспекции ФНС по не совпадающим адресам, то заводятся разные карточки РСБ, которые соответствуют КПП филиала или обособленных подразделений в соответствующей ИФНС.
Сотрудники инспекции обязаны вносить информацию по оплате бюджетных платежей или сборов, а также прочих предусмотренных законодательством РФ платежей в кратчайшие сроки. На конец календарного года должно сформироваться сальдо с суммами, зафиксированными на начало и конец налогового периода в карточке РСБ.
Если сальдо сформировалось отрицательным, очевидно, что у налогоплательщика существует задолженность по платежам в пользу государства, если же сальдо положительное — значит, зафиксирована переплата. Юрлицо или физическое лицо имеют право взыскать переплату, подав заявление в соответствующую инспекцию ФНС в своем личном кабинете.
Карточка РСБ закрывается в том случае, если прекращаются обязательства по ведению учета платежей по страховым взносам, налогам и сборам.
Такими обстоятельствами являются:
Можно ли увидеть свою карточку РСБ
Необходимо знать, что по закону РФ сведения, содержащиеся в КРСБ, являются не подлежащими разглашению, поэтому сама карточка не выдается по запросу налогоплательщика. Обычно необходимые данные по расчетам с бюджетом юридические и физические лица могут найти в своем личном кабинете, зарегистрированном на сайте ФНС. Организации могут воспользоваться услугами своих провайдеров, предоставляющих доступ к электронной отчетности, например, СБИС. Можно запросить сверку своих расчетов с бюджетом за необходимый период времени.
Запрос на получение выписки может быть направлен через личный кабинет или телекоммуникационные каналы связи ТКС. Срок предоставления выписки составляет пять рабочих дней.
Следует отметить, что иногда информация в КРСБ не обновлена. В таком случае плательщик налогов должен направить заявление о коррекции сведений через ТКС или в личном кабинете ФНС.
КРСБ налогоплательщика — это карточка расчетов с бюджетом
Далеко не все налогоплательщики знают, что такое КРСБ, однако это понятие неразрывно связано с уплатой налогов. Это своеобразная база данных, которая принадлежит каждому физическому и юридическому лицу, зарегистрированному в ИФНС. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой эта аббревиатура и для чего используется в сфере налогообложения.
Как расшифровывается понятие
КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.
В соответствии с едиными требованиями Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.
Зачем нужна карточка расчетов с бюджетом
Нередко у предпринимателей и ИФНС возникаю нестыковки при проверке состояния налоговых платежей. В таких ситуациях источником необходимой информации служит база данных КРСБ или так называемый лицевой счет налогоплательщика.
Мероприятия по учету средств, поступающих в бюджет, позволяют избежать переплат или накопления долгов со стороны субъекта налогообложения: юридического или физического лица.
Налоговые органы прибегают к использованию данного инструмента учета платежей, поскольку статья 32 НК РФ возлагает на ИФНС обязанности по сверке сумм уплаченных налогов, пеней, штрафов, формированию справок и выписок о состоянии лицевого счета налогоплательщика и так далее. Во время камеральных проверок налоговая служба будет ссылаться на КРСБ, однако начиная с 2010 года, этот документ утратил свою юридическую силу и с тех пор носит только справочный характер. Следовательно, карточка является дополнительным инструментом для организации или предпринимателя, позволяющим налогоплательщику контролировать состояние своего лицевого счета.
Кто ведет документ
Базу данных КРСБ ведет непосредственно ФНС на основании сведений, подаваемых налогоплательщиком. Для этого в налоговую подают налоговые декларации по формам 2-НДФЛ (в конце отчетного года) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Использование карточек РСБ — процедура, подведомственная налоговым органам, осуществляемая как по инициативе налогоплательщика, так и ИФНС.
Закрытие карточки также осуществляется через ИФНС, в частности для постановки на учет налогоплательщика на новом месте. Тогда лицо снимают с учета в одном налоговом органе и переводят в другой территориальный отдел ФНС в установленном порядке. Что касается штрафов за просрочку налоговых выплат и административные правонарушения, то КРСБ с этими данными не передают на новое место учета, а открывают по месту нахождения органов, вынесших решение о санкциях в отношении налогоплательщика. То есть, информация, не отражающая деятельность организации/ИП, не подлежит передаче в другую ИФНС.
Что такое КРСБ в налоговой
КРСБ налогоплательщика оформляется в момент регистрации предпринимателя или организации и представляет собой особый бланк, в который заносят сведения о произведенных денежных отчислениях в бюджет. В настоящее время помимо налогов в карточке учитывают операции по уплате страховых взносов.
КРСБ открывают не только для непосредственных налогоплательщиков, но и для так называемых налоговых агентов, которые в порядке своих обязанностей удерживают средства у налогоплательщиков и перечисляют их в налоговый бюджет организации, а затем и в казну. Если ИП или ООО платит ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физических лиц, то в ФНС открывают дополнительную КРСБ с соответствующим назначением.
Какие сведения содержатся в карточке
В карточке расчетов с бюджетом фиксируют три вида данных:
Эти сведения вносят в КРСБ из предоставленных деклараций, решений по результатам камеральных проверок, судебных решений и других возможных документов.
Из этого следует, что карточка отражает состояние выплат средств в бюджет, поступающих от различных субъектов хозяйственной деятельности. Однако эта информация не всегда соответствуют действительному положению дел. Кроме того, в КРСБ могут числиться так называемые безнадежные долги, нереальные к взысканию. Они могут находиться в документе годами и сильно искажать значение сальдо.
Особенности заполнения
Сведения, вносимые в КРСБ, систематизированы, поэтому отдельные карточки формируют по таким критериям, как:
Заполнение бланка КРСБ имеет свои особенности, среди которых отмечают следующие правила:
Выплаты контролирует ФНС, на них заводят отдельную КРСБ.
Порядок получения сведений
Для контроля состояния своего лицевого счета налогоплательщики могут обратиться в ИФНС и запросить справку по КРСБ, выписку, а также составить акт сверки.
Проверить наличие долгов по налогам можно двумя способами:
Через сервис информационного обслуживания налогоплательщика можно получить следующие документы:
Для автоматизации получения сведений из ИОН можно использовать ПО «Баланс-2», которое позволяет импортировать полученные документы в любую электронную систему документооборота.
Что касается сайта nalog.ru, то сведения выдаются только в формате PDF, что неудобно для крупных фирм, поэтому в данном случае предпочтительно пользоваться автоматической сверкой.
КРСБ является хоть и чрезвычайно важным и информативным документом, но отнюдь не исчерпывающим. В налоговой практике установлено, что иногда налоговики ссылаются на карточку во время проверок, однако это неправомерно по отношению к налогоплательщикам и результаты можно оспорить в судебном порядке. Таким образом, карту КРСБ нельзя считать самостоятельным, полноценным документом, по которому можно производить сверку налоговых начислений и выплат.
Подробнее о правилах заполнения КРСБ смотрите ниже на видео.
Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
Почему в справке возникает переплата?
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.
В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.
Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.
Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.
! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.
Пример выписки по налогу УСН
Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:
Пример выписки по страховым взносам за сотрудников
Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Консолидированная группа налогоплательщиков
Налог на прибыль – неотъемлемая часть бремени каждой организации. Постоянный контроль со стороны налоговых органов, сложная система учета прибылей и убытков – всего этого никак не избежать. Но можно несколько облегчить эту обязательную ношу, разделив ее со своими «коллегами по цеху», то есть с другими организациями, создав консолидированную группу налогоплательщиков (КГН).
КГН — Консолидированная группа налогоплательщиков
Рассмотрим, что говорит о таких объединениях закон, для каких юридических лиц они подходят, в чем особенности и подводные камни такого союза, а также специфику его заключения.
Законодательные моменты КГН
Возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков предусмотрена статьями 3.1, 8, 25 Налогового Кодекса РФ.
По определению, данному в НК, КГН представляет собой союз на добровольной основе, заключенный между организациями без образования нового юрлица, создаваемый с целью упорядочивания налоговой базы налога на прибыль.
16.11.2011 г. был принят Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», который и ввел это понятие и процедуру в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Основные признаки КГН
Специфика объединения в консолидирующую группу предусматривает ряд особенностей, которым должна соответствовать такая процедура и все ее участники.
НАПРИМЕР: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.
ВАЖНО! Если суммарный показатель налоговой базы получился отрицательным, то налицо убыток всей консолидирующей группы, и налог на прибыль в таком случае не платится.
Цели объединения в КГН
Для чего участникам заключать договор о таком сотрудничестве? Участие в консолидации позволяет получить такие выгоды:
К СВЕДЕНИЮ! Если участники КГН заключают сделки между собой, над ними не будет контроля, как над трансфертными образованиями (кроме сделок по полезным ископаемым). Задолженности между участниками также не учитываются.
Участники КГН
Заключить договор об объединении в КГН могут любые организации, соответствующие установленным Налоговым Кодексом критериям и не подпадающие под действующие ограничения, причем эти требования должны быть актуальными в течение всего срока действия заключаемого договора. Эти условия заключаются в следующем:
Ответственный участник
Один из участников КГН является ответственным, остальные признаются равноправными. «Главное» лицо КГН обрабатывает годовые итоги, полученные от всех остальных участников, вычисляет и уплачивает совокупный налог на прибыль от лица всей КГН. Именно с него налоговый контролирующие орган спросит декларацию и документы в ходе контрольных мероприятий.
В свою очередь, ответственный участник отчитывается перед остальными членами сообщества, предоставляя им информацию о налоговой разнице по итогам отчетного периода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание КГН не избавляет каждого участника от обязанности исчислять собственную налоговую базу и предоставлять все отчетные документы. В случае, если ответственный участник не исполнил своей договорной обязанности, налог на прибыль должен быть уплачен каждой организацией самостоятельно.
Какие организации не вправе войти в КГН
Существует ряд лимитов, ограничивающих возможность создания КГН для различных типов организаций. Кроме не соответствующих условиям, перечисленным выше, не смогут войти в КГН юрлица, осуществляющие определенные типы деятельности:
Как организовывается КГН
Все участники такой группы должны быть активными сторонами специально заключенного договора. Таким образом, чтобы запустить действие КГН, нужно заключить письменный договор сроком действия не менее 2 отчетных периодов и зарегистрировать его в налоговом органе. Данный договор и сопроводительные документы нужно предоставить в ФНС не позже 30 октября того года, который идет до первого консолидированного налогового периода.
В договоре должны содержаться все предусмотренные законом значимые условия:
При необходимости в договор можно внести изменения, если:
Документы для регистрации изменений в договоре КГН
Ответственный участник предоставляет изменения в договоре для регистрации в ФНС в виде документа – подписанного всеми участниками соглашения вкупе с сопутствующим пакетом документов. Налоговый орган должен вернуть этот документ с отметкой о регистрации в десятидневный срок.
Для налоговой нужно подготовить следующие бумаги:
Единый налоговый платеж для организаций и ИП с 2022 года — как это будет работать
Принят закон о едином налоговом платеже для юрлиц. Организации и ИП смогут одним платежным поручением уплачивать налоги, сборы, взносы, штрафы и пени. Этот механизм будет работать с 1 июля по 31 декабря 2022 года.
Что такое единый налоговый платеж (ЕНП)
Это добровольная уплата нескольких налогов и взносов одним платежным поручением. При этом не надо уточнять вид платежа, срок его уплаты, принадлежность к бюджету и др. Такое уже есть для физлиц — они могут разом заплатить НДФЛ и налоги на имущество, транспорт, землю.
Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ добавляет в НК РФ новую статью о едином налоговом платеже для организаций и ИП. Они смогут разом заплатить:
Важно, что не только добровольные перечисления налоговая посчитает единым налоговым платежом. К нему будут отнесены все перечисления в бюджет, а также суммы переплаты и излишне взысканные суммы после 1 июля 2022 года.
Как это будет работать
Поступившие в счет ЕНП деньги налоговая сама зачтет на нужные направления.
Очередность зачета будет такой: Недоимки → Предстоящие платежи по налогам, взносам и сборам → Долги по пеням → Долги по процентам → Долги по штрафам.
При этом в каждой группе начинать будут с суммы, которая образовалась или должна быть внесена раньше других. Если суммы ЕНП не хватает и даты уплаты налогов, сборов и взносов одинаковы, платеж зачтут пропорционально суммам обязанностей в соответствующей последовательности. Аналогичный подход действует для пеней, процентов и штрафов.
Организации и предприниматели, перешедшие на новый порядок уплаты, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленных суммах. Сроки следующие:
Когда обязанность по уплате считается исполненной
Днем исполнения обязанности по уплате будет тот, в который налогоплательщик передал в банк поручение на ЕНП при наличии достаточной суммы на счете. Но есть ограничение — обязанность не может быть исполнена раньше, чем наступит срок уплаты налога, по которому принято решение о зачете.
Можно ли вернуть ЕНП
По заявлению можно вернуть часть ЕНП, по которой еще не принято решение о зачете. Налоговики отдадут деньги в течение месяца, а за просрочку доплатят процент по ставке рефинансирования.
Решение о возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней, а копию решения направить в казначейство.
Как перейти на единый налоговый платеж
Чтобы перейти на ЕНП, нужно провести сверку расчетов с бюджетом и добиться отсутствия разногласий.
В течение месяца после сверки следует подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Сделать это можно только в электронной форме по ТКС.
По НК РФ подать заявление нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года. Это значит, что сверку следует провести в марте.
Уплачивать ЕНП за организацию или предпринимателя смогут и третьи лица, однако у них не будет возможности потребовать возврат платежа из бюджета.