Что такое констатирующее оценивание
Презентация на тему «Особенности формирующего и констатирующего оценивания в подростковой школе»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в подростковой школе
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОЦЕНКА Личностные результаты – учебно-познавательный интерес. самостоятельность, ответственность Предметные результаты – предметные способы/средства их динамика (индивидуальный прогресс) Метапредметные результаты – учебная деятельность, учебное сотрудничество, работа с информацией
ОСНОВНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Положение о промежуточной аттестации обучающихся в пятых – одиннадцатых классах П.2.3. Промежуточная аттестация может проводиться в формах формирующего(текущего) и констатирующего(итогового) оценивания и представлять собой стартовую диагностическую работу, тестовую диагностическую работу, проверочную работу, контрольную работу, зачётную работу, публичные представления результатов творческой. Проектной и исследовательской деятельности обучающегося и др. целесообразные формы организации КОД
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ Предмет оценивания: операционный состав предметных способов действий Цель оценивания: обнаружение проблем и трудностей в освоении предметных способов действий и компетентностей, планирование работы по ликвидации возникших проблем и трудностей Функции: диагностическая и коррекционная Субъекты оценивания: обучающиеся и учителя
Домашняя самостоятельная работа Цель: 1. выявить уровень усвоения знаний каждым учеником 2. совершенствовать владение приёмами самостоятельной работы 3. формировать компоненты учебной деятельности: оценку и самооценку
Возможности, предоставляемые «http://dnevnik.ru»
Цель оценивания: демонстрация личных учебных и внеучебных достижений ученика за определённый отрезок времени. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Оценка таких работ происходит содержательно по критериям с занесением результатов в «лист контроля знаний»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В данной презентации раскрывается личный опыт формирующего и констатирующего оценивания в подростковой школе. Данная технология позволяет сделать оценку учащихся более содержательной,объективной, дифференцированной, а, значит успешно формировать учебную самостоятельность подростков, что создаёт предпосылки для выращивания самостоятельных, ответственных, инициативных молодых людей.
Номер материала: 109113
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Покушение на систему
Какие задачи решает критериальное оценивание
Гимназия № 45 г. Москвы в 1996 году была аккредитована Организацией Международного бакалавриата. Поэтому мы расскажем об итогах внедрения в повседневную образовательную практику критериальной системы оценивания, о тех изменениях, которые она за собой повлекла, а также о перспективах дальнейшего развития нововведения.
В культурном багаже российского общества накоплено немало устойчивых стереотипов, связанных со школьными отметками. Многие десятилетия основой оценивания служит простая и понятная схема, оперирующая четырьмя основными баллами от «пяти» до «двух», каждый из которых ясно и доходчиво выражает отношение учителя к выполненной учеником работе, его способностям либо прилежанию.
Любое покушение на сложившуюся систему вольно или невольно вызывает недовольство значительной части участников образовательного процесса. В их числе родители, которым простое определение «троечная работа» гораздо понятнее, чем какая-то сложная схема начисления баллов; учителя, на которых установление нового способа выставления отметок накладывает дополнительные обязанности и требует значительного времени; другие, просто не видящие смысла в изменении метода, «давным-давно и хорошо работающего».
Попытки преобразования системы оценивания предпринимались, предпринимаются и, по всей видимости, будут предприниматься, поскольку она занимает ключевые позиции в образовании, служа основным средством информирования всех участников образовательного процесса о его успешности или неуспешности.
Гимназия № 45 в полном объеме встретилась с проблемами реорганизации привычных норм при введении в основной школе (5–9-е классы) программы средней школы Международного бакалавриата (Middle Year Program, MYP), одним из обязательных условий реализации которой является критериальное оценивание.
Введение этой системы рассматривалось как своего рода «локомотив», начальный этап реформы преподавания в гимназии, неизбежно повлекший за собой дальнейшие перемены и давший старт критическому анализу собственной практики преподавания и поиску путей ее улучшения со стороны учителей.
Целевые установки оценивания
Введение системы критериального оценивания позволяет решать довольно широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.
Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.
Во-вторых, использование определенных параметров позволяет накрепко связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.
Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про какую-то из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.
В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе как администрации учебного заведения, так и родителей. В руках руководства ОУ появляется средство контроля за результатами деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.
В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к включению в него школьников на правах полноправных членов.
Формирующее и констатирующее оценивание
В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.
Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.
Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.
Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.
Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно отметки за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются триместровые и годовые результаты.
Общим правилом в гимназии является наличие не менее чем двух констатирующих работ по разным предметам на протяжении триместра. При их проведении (в большинстве своем они письменные) отметки выставляются отдельно по каждому из задействованных общих предметных критериев, имеющих различные максимальные баллы. Все они в обязательном порядке регистрируются в электронном журнале. Общая интегрированная отметка (по обычной шкале от 2-х до 5-ти баллов) указывается только в момент окончания триместра и учебного года.
Расчет триместровых и годовых отметок производится автоматически при помощи процентного алгоритма, заложенного в электронный журнал. По мере выполнения констатирующих работ он сообщает прогнозируемую триместровую отметку, что позволяет судить об общем уровне успеваемости.
Система оценочных критериев по предметным группам
Соотнесенность критериев оценивания с целями предметного обучения, а также естественным образом сложившееся различие в логике построения содержания образования в предметных группах привело к тому, что критерии оценивания, использующиеся на тех или иных уроках, значительно отличаются друг от друга. В целом система критериев по всем восьми предметным группам выглядит следующим образом.
Русский язык и литература – Language A:
A. Содержание текста (от 0 до 10-ти баллов).
B. Организация текста (от 0 до 10-ти баллов).
C. Стиль (от 0 до 8-ми баллов).
D. Знание теории языка (от 0 до 8-ми баллов).
E. Практическая грамотность (от 0 до 10-ти баллов).
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) – Language B:
A. Устная монологическая и диалогическая речь, ее структура (от 0 до 8-ми баллов).
B. Устная речь, характеристика языка (от 0 до 8-ми баллов).
C. Письменная речь, содержание и оформление повествования (от 0 до 8-ми баллов).
D. Письменная речь, характеристика языка (от 0 до 8-ми баллов).
E. Чтение с целью понимания (от 0 до 8-ми баллов).
F. Восприятие речи на слух, аудирование (от 0 до 8-ми баллов).
A. Знание и понимание (от 0 до 10-ти баллов).
B. Применение и обоснование (от 0 до 10-ти баллов).
C. Математическая коммуникация, передача информации (от 0 до 6-ти баллов).
D. Развитие и рефлексия, творческие работы и проекты (от 0 до 8-ми баллов).
Общественные дисциплины (история, обществознание, география) – Humanities:
A. Знание и понимание (от 0 до 10-ти баллов).
B. Понимание и использование элементов научного познания (от 0 до 10-ти баллов).
C. Применение умений и навыков (от 0 до 10-ти баллов).
D. Представление и организация информации (от 0 до 8-ми баллов).
Естественные дисциплины (физика, химия, биология, окружающий мир) – Sciences:
A. Взаимосвязь науки и жизни (от 0 до 6-ти баллов).
B. Передача информации, коммуникация (от 0 до 6-ти баллов).
C. Знание и понимание (от 0 до 6-ти баллов).
D. Научное исследование (от 0 до 6-ти баллов).
E. Обработка данных (от 0 до 6-ти баллов).
F. Практическая наука (от 0 до 6-ти баллов).
Технология (информационные технологии) – Technology:
A. Исследование (от 0 до 6-ти баллов).
B. Эскизный проект, дизайн (от 0 до 6-ти баллов).
C. Планирование работы (от 0 до 6-ти баллов).
D. Реализация проекта (от 0 до 6-ти баллов).
E. Анализ работы (от 0 до 6-ти баллов).
F. Вовлеченность (от 0 до 6-ти баллов).
Искусство (мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство) – Arts:
A. Знание и понимание (от 0 до 8-ми баллов).
B. Применение знаний и умений на практике (от 0 до 10-ти баллов).
C. Оценивание и рефлексия (от 0 до 8-ми баллов).
D. Художественное осмысление и личное участие (от 0 до 8-ми баллов).
Физическое воспитание (физическая культура, плавание) – Physical education:
A. Использование знаний (от 0 до 8-ми баллов).
B. Композиция движений (от 0 до 6-ти баллов).
C. Исполнение (от 0 до 10-ти баллов).
D. Социальные навыки и личное участие (от 0 до 8-ми баллов).
Разница в максимальных баллах по критериям обусловлена неодинаковым их «весом» при выставлении итоговых отметок. Чем больше высший балл, тем более значим данный критерий.
Повседневное использование критериального оценивания
Оценивание в рамках описываемой системы представляет собой неотъемлемую часть обучения, важную для постоянного определения сильных и слабых сторон каждого учащегося. Для этого ребятам должны быть совершенно понятны цели всякой выставляемой отметки, равно как и процедура ее выставления. Вне зависимости от того, имеем мы дело с формирующим или констатирующим оцениванием, необходимо соблюдать следующие общие требования:
оцениваемая работа и порядок действий по ее оцениванию должны позволить как учителю, так и школьнику определить успехи и неудачи, а также понять, что ученик может сделать, чтобы минимизировать свою неуспешность;
проверяется не просто способность ребенка вспомнить и изложить изученные факты, но также понимание и применение им знаний, умений и навыков;
оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев;
школьники знают критерии оценивания выполняемого задания до того как приступают к его выполнению, а также по мере возможности привлекаются к обсуждению и/или созданию рубрик-дескрипторов для оценивания заданий;
ученикам предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определение того, что нуждается в особом внимании и совершенствовании;
организуется совместная деятельность учителей по оцениванию работ школьников (т.н. модерация) с целью вырабатывания общих подходов к этому процессу;
результаты оценивания выполненных работ доступны только самому ребенку, его родителям, учителям и администрации школы;
оценивание работ производится максимально объективно, независимо от личных симпатий и антипатий, что достигается детальным фиксированием этой процедуры и созданием подробных рубрик-дескрипторов.
На практике осуществление перечисленных требований выглядит следующим образом. В ходе изучения темы происходит приобретение знаний, а также отработка определенного набора умений и навыков. Выполняются тренировочные работы, задача которых – научиться всему перечисленному на должном уровне. Оценивание в этот период носит исключительно ориентирующий, формирующий характер, в него как можно шире включаются школьники, которые «в идеале» должны тем или иным образом участвовать во всех оценочных процедурах.
Не менее чем за неделю до констатирующей работы, как правило, являющейся итоговой по данной теме, школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены и что необходимо для подготовки. В это же время ребят ставят в известность о том, каким общепредметным критериям будет соответствовать предстоящая проверка знаний и каковы требования к уровню выполнения контрольных заданий.
Констатирующая работа выполняется школьниками в классе. Она регламентируется специальным графиком, составляемым на месяц вперед и не допускающим проведения чрезмерного количества испытаний.
Одновременно с контрольным заданием предъявляются и критерии оценивания. Они снабжены подробными рубриками-дескрипторами, которые последовательно описывают, как все должно быть выполнено, чтобы получить по данному критерию максимальный балл, и как – чтобы был поставлен балл на один меньший максимального и т. д. Такие дескрипторы конкретизируют общие предметные критерии применительно к каждой конкретной работе, делая ее оценку более легким и прозрачным делом.
После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками», проводимой в той или иной форме, организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач и, что даже более важно, причин таковых. Следует отдельно отметить, что прозрачность системы оценивания и выставления баллов дает ребятам шанс аргументированно отстаивать возможность получения более высокой отметки, если поставленный балл, на их взгляд, несправедлив.
Электронный журнал
Введение системы критериального оценивания привело к осознанию необходимости перевода традиционных классных журналов в электронную форму. Дело в том, что при проведении констатирующих работ за каждую из них учащийся может получить до 6-ти отметок. В триместре, как правило, бывает не менее двух работ по разным предметам, поэтому подсчеты при выставлении итоговых баллов (соответствующий алгоритм утвержден Положением об оценивании) могут оказаться очень трудоемкими и занимать много времени.
Электронный журнал успешно решает ряд задач, стоящих перед учителями, классными воспитателями и администрацией.
Для администратора – это максимально оперативный контроль за образовательным процессом (по отдельным ученикам, классам, параллелям, учителям с возможностью сводного мониторинга по триместру, полугодию, году), а также существенная экономия человеческих и временных ресурсов. У руководителя пропадает необходимость собирать бесчисленные отчеты, справки, служебные записки. Вся информация – оперативная, на текущий день находится в его компьютере, что позволяет принимать управленческие решения вовремя.
Таким образом упрощается контроль за выполнением графика контрольных работ и своевременным выставлением отметок в журнал, за соблюдением сроков выставления триместровых (в старшей школе – полугодовых) и годовых отметок, за доведением их до сведения учащихся и их родителей. Любые справки, как внутренние, так и для предоставления в вышестоящие органы, формируются электронным журналом автоматически, высвобождая у администратора время на решение текущих проблем.
Для учителей-предметников электронный журнал открывает возможность в конце триместра/полугодия оперативно выставить отметки, не тратя времени на трудоемкие подсчеты, а в течение триместра или полугодия увидеть вероятные итоговые двойки и своевременно спланировать шаги по преодолению тревожной ситуации.
Для классных воспитателей журнал обеспечивает постоянный доступ к сведениям об успеваемости учащихся класса (следует отметить, что электронный журнал автоматически информирует о прогнозах триместра или полугодия по каждому предмету). Отпадает необходимость дублировать отметки из бумажного классного журнала, выписывать их вручную для выставления в дневники или зачетные книжки. Классный воспитатель лишь распечатывает ведомость как триместровых/полугодовых, так и текущих отметок за любой период времени. Электронный журнал позволяет при любом разговоре с родителями учащихся предоставить полную и своевременную информацию.
С введением электронного журнала практически полностью прекратились жалобы на отсутствие данных об успеваемости детей. Каждую неделю семье отправляется электронная рассылка отметок. При необходимости электронный журнал также дает возможность связи между родителями и учителями по электронной почте.
Проблемы и перспективы критериального оценивания
Внедрение системы критериального оценивания позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса. Будучи отработанной и внедренной в практику гимназии, она позволила ясно высветить проблемы как в работе отдельных учителей и предметных кафедр, так и в построении системы среднего образования в целом.
Часть задач (к примеру, исходное отторжение многими педагогами и родителями новой системы оценивания), можно в настоящее время считать в целом решенными. К их числу относится и проблема трудоемкости оценивания, резко повышающейся при введении критериальной системы. Частично этот вопрос снимается благодаря электронному журналу, частично – привыканием преподавателей к новой системе и повышением их профессионального уровня.
Разумеется, это не снимает всех трудностей, но, на наш взгляд, повышение качества образования окупает повышение трудозатрат. Кроме того, критериальное оценивание подталкивает к распространению внимания учителя с содержания учебного процесса на его организацию, а значит, в конечном счете, способствует формированию новой субъект-субъектной образовательной среды.
К числу проблем, не получивших пока удовлетворительного решения, относится вопрос о степени оптимальной «жесткости» порядка оценивания для школьников. Одним из возможных ответов тут может быть сочетание «мягкого» формирующего оценивания с «жесткой» системой констатирующих контрольных работ, не допускающей их последующего переписывания с исправлением отметок и переноса сроков, кроме как по уважительной причине.
Потенциал описанной системы еще далеко не исчерпан, а работа над ней позволяет решать новые задачи, связанные с развитием школьного образования.
Выступление по теме: «Критериальное оценивание»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС. Критериальное оценивание.
В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников.
Под системой оценивания понимается механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»)
Недостатки пятибалльного оценивания:
— Отсутствуют чёткие критерии оценки планируемых результатов, понятные учащимся, родителями педагогам.
— Педагог выставляя отметку ориентируется на средний уровень знаний в классе, а не на достижение каждым учеником единых критериев
— Отметки, выставляемые учащимся не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика
— Отсутствует оперативная связь между учителем и учеником в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
Зачем нужны критерии оценки?
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Получать доказательства уровня обучения ребёнка
Отслеживать прогресс в обучении ребёнка
Обеспечивать ребёнку поддержку в процессе обучения
При критериальном подходе оценивание используется для того, чтобы:
мотивировать на достижение успеха;
помогать учиться на своих ошибках;
определять наличие тех или иных умений;
формировать действия самоконтроля и самооценки.
Критериальное оценивание включает в себя:
Формативное оценивание Formative (формирующее / текущее) Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. (По ходу обучения; Даёт обратную связь; Помогает ученикам скорректировать свою работу; Помогает учителям планировать свою работу).
Констатирующее оценивание Summative (итоговое) уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётный период (полугодие, год)
Существует алгоритм формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, который включает формирующее и констатирующее оценивание.
С 1 класса совместно с детьми вырабатываюся критерии оценки.
С первой недели 1 класса обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают над чем предстоит ещё работать. Оценивание строится в соответствии с универсальным алгоритмом.
Детям предложено написать строчную букву а в соответствии с образцом.
Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.
Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть какой цвет нарисовал каждый ученик. Дети делают выводы по своим кружкам. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваш кружок оказались зелёным? Отвечают 2-3 ученика
Одновременно с самооцениванием необходимо обучать детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.
Для того, чтобы обучающиеся научились адекватно оценивать выполненную работу, необходимо работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.
В оценивании использовать как прогностическую оценку (оценка предстоящей работы), так и ретроспективную (оценка выполненной работы). Благодаря прогностической оценке ученик оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для выполнения задания, каких именно знаний ему не хватает. Это позволяет научить ребёнка правильно рассчитывать свои силы. Именно с самооценки и начинается учебная самостоятельность школьника.
Дескрипторы – уровни достижения того или иного критерия
На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:
Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Можно называть это указателями. А критерии называем ступеньками.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использованияв начальной школе.
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.
Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
Например,пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
-Воду нельзя загрязнять
-Без воды нет жизни на планете
-Вода может переходить из одного состояния в другое
Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Мне было интересно…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок
– получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо:
чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;
выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;
подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;
подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;
совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий,
«Подлинно гуманным образование станет тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер».