Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания

Диагностический инструментарий изучения эффективности воспитательной системы

изучения эффективности воспитательной системы

Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики.

При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

Определение цели и задач изучения.

Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.

Выбор методик изучения.

Подготовка диагностического инструментария.

Обработка и интерпретация результатов исследования.

Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Определение цели и задач изучения.

Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.

Главное содержание диагностики сформированности и результативности функционирующей воспитательной системы составляет исследование результатов развития личности обучающегося. Диагностический инструментарий изучения эффективности воспитательной системы конкретного образовательного учреждения должен обладать и общими, и особенными чертами из-за специфики, неповторимости этого учреждения и окружающей его социальной и природной среды, характера построения воспитательных отношений.

В воспитательной практике используются различные подходы к выявлению уровня воспитанности. Чаще встречаются упрощенные подходы, например, описательный подход, когда характеризуются отдельные стороны личности, ее характера, реального поведения. Возможен также функциональный подход в определении уровня воспитанности, в основу которого закладывается подготовленность воспитанника к выполнению различных социальных ролей и функций в обществе.

Используется в практике также мотивационный подход (изучение направленности личности). В ряде случаев внешнее поведение ученика не выражает его внутреннего состояния. Чтобы хорошо изучить и понять ученика, а, следовательно, и уровень его воспитанности, надо узнать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от постороннего наблюдателя мотивы. Они и побуждают его вести себя определенным обра зом, влияют на характер деятельности школьника.

В личностно-ориентированном типе образования под воспитанием понимается прежде всего педагогическая деятель ность, направленная на поддержку ребенка, его защиту, созда ние условий для развития и социального становления.

На наш взгляд, воспитанность представляет следующую структуру :

Знания о содержании нравственных и духовных ценностях и нормах поведения в обществе (когнитивный компонент);

Эмоциональное отношение к ценностям и нормам поведения (эмоциональный компонент);

Способность регулировать свое поведение в соответствии с нравственными ценностями и нормами (регулятивный компонент).

Обобщенно под воспитанностью мы понимаем определенный уровень нравственного развития, соблюдения нравственных норм и правил поведения, культуру речи, общения и взаимоотношений, образованность человека. Воспитанность является результатом воспитания и воздействия на субъект: взрослых, сверстников, детского окружения и др. В этом случае один уровень воспитанности будет отличаться от другого мерой педагогической помощи, заботы и внима­ния для обеспечения оптимальных условий в развитии детей. Характеризуя воспитанность школьников, необходимо исходить, прежде всего, из цели обучения, воспитания и развития личности.

Результатом всей работы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на самопознание и самовоспитание, на творчество, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.

Общепедагогические методы диагностики и измерения уров ня нравственной воспитанности учащихся общеизвестны (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюи рование, социометрия, ранжирование и др.). Если речь идет о локальной диагностической акции в отдельно взятом классе, группе учеников, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции педагога. Если же диагностика воспитанности учащихся проводится как элемент системы общешкольного педагогического мониторинга, то здесь должны действовать общие для всего образовательного учреждения прин ципы, правила, организация, единые сроки, порядок обработ ки информации и др.

Выявлять, а тем более фиксировать в реальных показателях результаты нрав ственного развития чрезвычайно сложно в силу динамичности формирующейся личности ребенка, а также трудности объек тивной оценки и измерений показателей воспитанности.

Компетенция — это возможность установить связь меж­ду знанием и ситуацией, найти, обнаружить процедуру (т.е. знания и действия), подходящую для решения проблемы.

Ключевые (т.е. открывающие дверь другим) компетенции — компетенции, которыми важно вооружить выпускников обще­образовательных школ, следующие:

Политические и социальные компетенции — способность
брать на себя ответственность, участвовать в современном
принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др.

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, — это прежде всего межкультурные компетенции как понимание различий людей, уважение друг к другу, способность жить по-добрососедски с представителями дру­гих культур, языков и религий и др.

Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исклю­чение из общества.

Компетенции, связанные с возникновением общества ин­формации: способность критически относиться к информа­ции, распространяемой средствами массовой информации, и к рекламе, владение новыми технологиями, понимание их силы и применение и др.

Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни.

Компетентность как свойство индивида существует в раз­личных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др.

Природа компетентности такова, что она, будучи продук­том обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько техноло­гического, сколько личностного роста, следствием самоорга­низации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Компетенция школьника не сводится только к знаниям и умениям. Быть компетентным — значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они про­являются в какой-либо ситуации, непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, является скрытой воз­можностью.

Правильно выстроить работу в данном направлении поможет план анализа воспитательного процесса в образовательном учреждении, реализующем осно­вы педагогики сотрудничества.

Схема анализа эффективности воспитательного процесса

Нравственная и творческая целенаправленность воспита­тельного процесса:

анализ поступков, результатов деятельности и отношений учащихся;

планирование и проведение мероприятий, развивающих творческие качества учащихся.

Демократические взаимоотношения в классе:

уважительное общение, соблюдение школьных правил;

учет прав учащихся, тактичность оценки, обеспечение ситуации успеха;

контролируемое доверие, исключение принуждения;

развитие интересов учащихся.

Проектирование личности учащихся на основе изучения ее интересов и потребностей, сотрудничества с родителями:

изучение и оценка качеств личности учащихся с помощью педагогических карт;

индивидуальные консультации и воспитательные занятия;

составление и выполнение индивидуальных программ воспитания;

совместные действия с учителями и родителями по реализации программ воспитания.

Ведущая роль творческой деятельности:

организация коллективных творческих дел в классе;

творческие ситуации и задания на воспитательных заняти­ях и мероприятиях;

индивидуальные творческие дела.

Комплексное воспитание культуры жизнедеятельности:

рациональное сочетание коллективных, групповых и инди­видуальных форм воспитания;

воспитание здорового образа жизни;

изучение и выполнение правил культуры поведения;

воспитание общей культуры;

воспитание правил поведения в экстремальных ситуациях;

обучение решению социальных проблем;

Социальное творчество учащихся на основе самоуправле­ния их коллективной жизнью:

анализ и коррекция проблемы развития коллектива класса
с помощью педагогической карты;

организация и развитие самоуправления в классе;

создание и развитие традиций класса;

В настоящий момент в гимназии реализуется проект мониторинга эффективности воспитательного процесса, который на первом этапе включает в себя следующие виды деятельности:

Анализ факторов положительно и отрицательно воздействующих на качество воспитательной работы в гимназии

Разработка параметрической модели мониторинга воспитанности в гимназии.

Анализ полноты существующих элементов мониторинга воспитанности учащихся гимназии.

Оценка возможностей использования информационно-компьютерной среды в системе мониторинга воспитанности учащихся

Проектирование организационного механизма мониторинга воспитанности учащихся.

Разработка оценочных, диагностических средств для использования в системе мониторинга воспитанности учащихся.

Адаптация новой системы мониторинга воспитанности к изменениям нормативной базы в области воспитания.

Поэтапное внедрение и совершенствование модели мониторинга воспитанности учащихся.

Разработка и внедрение научно-методического, информационного комплексов для каждого элемента мониторинга воспитанности учащихся гимназии.

Механизм выполнения проекта

1.Организация серии проблемных семинаров, круглых столов по разработке параметрической модели воспитанности учащихся.

2. Создание творческой группы с участием классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, заинтересованных педагогов гимназии.

3. Разработка долгосрочного плана деятельности гимназии по реализации целевых установок проекта.

4. Проведение эксперимента по использованию мониторинга воспитанности учащихся гимназии.

5. Корректировка и уточнение содержания воспитательной работы в гимназии в части содержания, форм, методов и технологий с учётом рекомендаций мониторинга.

6. Проведение мероприятий по внедрению процедуры мониторинга воспитанности учащихся гимназии.

Источник

Программа мониторинга воспитательного процесса МБОУ «Сергеевская СОШ»

Программа мониторинга воспитательного процесса

школы на период 2017 – 2020 гг.

Программа мониторинга качества воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергеевская средняя общеобразовательная школа» Гайнского муниципального района Пермского края.

3 года, 2017 – 2020 учебные года

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования

Устав МБОУ «Сергеевская СОШ»

Петрова Н.М., педагог – организатор, руководитель группы;

Юркина Г.Н. – член Управляющего совета;

Ермакова М.П. – руководитель ШМО классных руководителей;

Голикова И.В. – заместитель директора по УМР;

Мизёва Т.П. – классный руководитель 3 класса.

Участники образовательного процесса МБОУ «Сергеевская СОШ»

Отслеживание динамики воспитательного процесса для

управления качеством воспитания

Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в ОУ.

Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.

Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.

Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.

Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.

результаты воспитательной деятельности;

уровень социализации личности;

интересы и образовательные потребности учащихся, родителей;

состояние здоровья учащихся

Качество образования, как совокупность его свойств,

определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего развития личности школьника.

педагоги и сотрудники школы;

Управлением реализации программы осуществляет администрация МБОУ «Сергеевская СОШ, Управляющий совет школы

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК

Идея программы: изменить управление образовательным учреждением

ради создания ситуации успеха (в том числе профессионально) выполнения

образовательного заказа родителей, социума и государства.

Знание вопросов оценки качества воспитательного процесса необходимо самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школах, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания в школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать эффективность их деятельности. Это необходимо знать самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет

процесс воспитания: школьной администрации, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам с целью выяснения, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие профессиональные ценности сформированы у педагогов.

Четвертое. Это организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс восстания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников, программное обеспечение процесса воспитания.

При оценке качества воспитательного процесса необходимо руководствоваться программой развития универсальных учебных действий, которая позволит выделить основные результаты обучения и воспитания в рамках ФГОС. Целью таких программ должны стать следующие универсальные учебные действия:

познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерии оценки качества воспитательной деятельности школы

Уточненные три критерия оценки воспитательной деятельности школы представляют собой продукт совместной работы администрации школы и педагогического коллектива.

Критерии оценки качества:

Критерий личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания:

Динамика личностного роста.

Формирование универсальных учебных действий

Сформированность коллективов образовательного учреждения

Динамика развития позитивных отношений к базовым национальным ценностям

Динамика сформированности качеств:

отношение подростка к семье;

отношение подростка к Отечеству;

отношение подростка к миру;

отношение подростка к труду;

отношение подростка к культуре;

отношение подростка к знаниям;

отношение подростка к человеку как таковому;

отношение подростка к человеку как другому;

отношение подростка к человеку как Иному;

отношение подростка к своему телесному Я;

отношение подростка к своему душевному Я;

отношение подростка к своему духовному Я

Изучение динамики сформированности универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Уровень сформированности классных коллективов, общешкольного коллектива, педагогического коллектива

Критерий профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника

Подготовленность кадров по проблемам воспитания

Число педагогов (заместители директора по УВР, педагог-организатор, старшая вожатая, классные руководители, психолог, социальный педагог и др.), прошедших повышение квалификации в учреждениях повышения квалификации в любой форме, за последние 5 лет;

Деятельность школьных методических объединений классных руководителей;

Включение воспитательных вопросов как основных в повестку;

Инновационная деятельность по проблемам воспитания.

Критерий организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности

Дополнительное образование детей

Наличие в школе органов ученического самоуправления

Организация воспитания в каникулярный период

Программное обеспечение воспитательного процесса

Сотрудничество с родителями и социальными партнерами

Работа с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении

Достижения обучающихся в воспитательной деятельности

Охват обучающихся внеурочной деятельностью

Документальное обеспечение внеурочной деятельности

Продуктивность внеурочной деятельности

Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами

Факт наличия дополнительного образования детей в образовательном учреждении

Факт наличия органов ученического самоуправления

Факт наличия и характер организуемых в каникулы мероприятий

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социальными партнерами

Участие состоящих на учете школьников в деятельности кружков, общественных объединений и внеклассных мероприятиях

Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся и оздоровительные мероприятия

Участие и победы обучающихся в конкурсах школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней

Степень удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей воспитательным процессом в школе

Источник

Выступление «Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ»

Мониторинг эффективности воспитательной системы ОУ

(гимназии, лицея, школы)

Воспитание как сложное, многомерное явление требует подробного и тщательного изучения всех его составляющих. Это поможет прогнозировать его результативность как в условиях ОУ, так и за его пределами в виде успешности или неуспешности выпускников (отсроченный результат).

Важнейшим направлением развития воспитания и образования является проведение мониторинга современного состояния воспитания детей и молодёжи. Качественный многоуровневый мониторинг обеспечивает координацию деятельности субъектов воспитания, помогает выявлять её реальные результаты.

Как определить результаты обучения всем ясно: контрольные, экзамены, тесты, опросы и прочие известные средства. Но как спрогнозировать и проанализировать результаты воспитания? Каким образом следует сохранить и использовать полученную информацию? Не поддаётся сомнению тот факт, что без изучения результатов воспитательной деятельности невозможно определить вектор развития личности ребёнка. Но, несмотря на многочисленные исследования учёных и педагогов-практиков, определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Что же понимать под мониторингом воспитания детей и молодёжи в условиях образовательного учреждения?

Мониторинг необходим не для того чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов, а в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

В связи с этим возникает вопрос: что именно необходимо изучать в процессе мониторинга воспитания, каков предмет этого мониторинга?

Условиями эффективного воспитания, и, соответственно, предметом мониторинговых исследований могут быть :

воспитательная система (система воспитательной работы) и её программно-методическое обеспечение;

ученический коллектив и коллектив педагогов как организаторов воспитательного процесса;

деятельность органов ученического самоуправления;

система дополнительного образования;

и, наконец, всё то, что является актуальным и необходимым для организации воспитательного процесса с учётом выявленных проблем, определения направлений развития и инновационного опыта воспитания.

По каждому предмету мониторинга определяются соответствующие критерии и инструментарий исследования.

Эффективность мониторинга определяется качеством обратной информации, полученной в результате проведённых психолого-педагогических, социологических, медицинских, демографических и многих других исследований. Основными качествами полученной информации являются: полнота, валидность, достаточность, оперативность, адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность, специфичность для каждого уровня (от классного коллектива и творческого объединения до общешкольного сообщества).

Логика проводимых исследований в области воспитания требует определённого алгоритма, которому должны соответствовать самые различные мониторинговые процедуры.

Общий алгоритм мониторинга

Анализ и оценка имеющихся результатов (реальная ситуация);

Сравнение прогнозируемых и реальных результатов;

Выявление проблем и противоречий;

Целеполагание (постановка целей и задач);

Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:

изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;

оценки состояния воспитания;

прогноза развития воспитания;

выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

Стратегия и тактика мониторинга воспитания детей в общеобразовательном учреждении требует от организаторов выполнения определённых этических норм, поэтому в качестве общих принципов проведения мониторинговых исследований можно назвать следующие:

принцип гуманности (уважения личности каждого участника, его достоинства, прав и свобод)

принцип демократичности (учёт интересов всех участников исследования, демократизация в принятии решений)

принцип диалога (конструктивное взаимодействие участников даже при отсутствии единых взглядов на те или иные вопросы воспитания)

принцип научности (обоснованность используемых понятий, идей и способов действий)

принцип целостности и системности (последовательная разработка и реализация мониторинга воспитания как системы, а не ряда случайных методик для определения эффективности воспитательного процесса)

принцип конфиденциальности (неразглашение результатов исследований без согласия участников).

принцип целесообразности (использование необходимого и достаточного диагностического инструментария, а также адекватная и своевременная реакция на полученные результаты).

Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.

В качестве диагностического инструментария при проведении мониторинговых исследований результатов воспитания рекомендуют использовать следующие основные группы методов педагогической диагностики:

информационно-констатирующие : беседа, интервью, анкета, ранжирование, тест, опрос

оценочные : оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики

продуктивные: изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников

поведенческие : наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия, ситуации (естественные и искусственные)

Необходимо подчеркнуть, что мониторинг, понимаемый как системная диагностика качественных и количественных характеристик системы воспитания, рассматриваемой в состоянии динамики, должен опираться на четко сформулированную общую стратегию учебного заведения, устанавливающую его желательный образ, миссию и задачи, поскольку при отсутствии ясных стратегических установок создание эффективной воспитательной работы не возможно. Эти же стратегические установки должны определять и принципиальные основы системы воспитания. Кроме того, тот комплекс целей, задач, условий и параметров, которые использует система воспитания и на которые в конечном счете опирается весь процесс диагностики, должен оперировать прежде всего такими конкретными показателями, которые измеримы и могут быть оценены в какой-либо форме.

Приняв во внимание все описанное не возможно не сказать, что все указанные параметры могут корректироваться в зависимости от того каким является образовательное учреждение, какие воспитательные цели оно ставит, какова специфика его воспитательной системы, его идеология и воспитательная концепция. Каждая из отечественных воспитательных концепций предлагает свои показатели и критерии эффективности воспитательного процесса, соответствующие обозначенным ценностям, целям, принципам воспитания. При создании концептуальной основы воспитательной деятельности в образовательном учреждении, ожидаемые результаты её реализации (соответственно и их мониторинг) должны следовать ценностным основаниям и логике процесса целеполагания.

Причём, следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки эффективности воспитательного процесса, которая безоговорочно была бы воспринята практикой.

В ОУ в качестве основного объекта изучения и отслеживания эффективности процесса воспитания м.б.выбрана Воспитательная система.

Миссия ОУ (школа, гимназия и др.): создание оптимальных педагогических и социально-культурных условий для развития, самореализация и самоопределения личности как основы для осознанного выбора направления своего профессионального образования и последующей адаптации к жизни в социуме

Цель воспитательной системы – создание условий для становления интеллигентной, конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях.

создать условия для саморазвития обучающегося, как субъекта деятельности, как личности, удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, ценностное отношение к личности и окружающему миру, ответственное отношение к жизни;

воспитывать гражданскую, правовую культуру, любовь к Родине;

готовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитывать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культур.

— высоконравственной, духовно богатой, с формированным чувством национального самосознания и достоинства, социально активной, имеющей свои собственные цели, ценности и убеждения; уверенной в себе; осознающую свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах; способной воздействовать на будущее с целью его совершенствования, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны;

— стремящейся к саморазвитию, способной к культурному самоопределению и самореализации; ведущей здоровый образ жизни; отличающейся мобильностью, динамизмом, разносторонним интеллектом; способной самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, владеющей средствами и способами исследовательского труда и высоким уровнем культуры;

— руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора и самовыражение; воспринимающей культурное разнообразие как норму сосуществования культур в поликультурном пространстве; способной ценить и уважать культуру и традиции других народов и быть толерантной; а также успешно социализироваться в современном мире.

Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускник гимназии должен обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную среду, которая будет его окружать.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОУ

Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Смотреть фото Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Смотреть картинку Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Картинка про Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Фото Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитанияЧто может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Смотреть фото Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Смотреть картинку Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Картинка про Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания. Фото Что может быть включено в инструментарий мониторинга процесса воспитания

Социальные и личностные характеристики.

Высокий уровень ЗУН по всем предметам, позволяющий продолжать обучение в ВУЗах России и Европы.

Гармоничное развитие, разносторонний интеллект, высокий уровень культуры; способность воспринимать другого человека как личность, ценить и уважать его культуру и традиции.

Владение двумя иностранными языками, знание общечеловеческих ценностей и мировой культуры.

Социальная ответственность, ответственность за судьбу страны, нравственность и патриотизм, овладение общечеловеческими ценностями и нормами.

Способность к творчеству; владение средствами и способами исследовательской деятельности.

Умение адаптироваться в современном мире, самостоятельно принимать ответственные решения, выходить из проблемных ситуаций и проводить рефлексию своей деятельности.

Яркая, самобытная, интересная личность, с разносторонними знаниями, обладающая организаторскими способностями.

Социальная активность, мобильность, динамизм, лидерские качества, способность к саморазвитию, само изменению и самосовершенствованию.

Содержание воспитания в ОУ.

(СХЕМА СТРУКТУРЫ ВС)

Воспитание в ОУ строится на основе трёх взаимосвязанных блоков :

воспитание в процессе обучения ;

воспитание во внеурочной деятельности ;

воспитание во взаимодействии с социумом.

Для того чтобы воспитательная система работала, необходимо согласованное функционирование всех этих трёх подсистем (блоков).

Реализуемые программы воспитания.

Управление воспитательной системой осуществляется на основе Устава гимназии, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала и требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга как наиболее совершенного способа информационного обслуживания управления.

Воспитательная система – «социальная конструкция», объединяющая в себе все возможные воспитательные влияния на ребёнка, что обеспечивает эффективность воспитания в целом. При мониторинге развития образовательного учреждения как воспитательной системы необходимо как можно более полно исследовать возможности самых различных интегративных факторов, обладающих разной степенью воздействия на воспитанников.

Разработка показателей эффективности воспитательной системы происходит на проектном этапе, когда создаётся модель системы как проектный замысел, желаемый образ будущей школы.

В современной теории и практике воспитательных систем реализуются разные подходы к изучению их эффективности. Каждое образовательное учреждение вправе решать – какой из них следует взять за основу при определении показателей и критериев результативности воспитательной системы.

У каждой воспитательной системы, несмотря на наличие и разработанность общих подходов к их созданию, должно быть своё «лицо», свой «образ». ВС школ не похожи друг ан друга, по ценностным основаниям будут различаться реализуемые цели и задачи воспитания. Отсюда – и различия в показателях успешности воспитания учащихся.

Н-р, при реализации ВС, основанной на поликультурности, основные показатели результативности будут именно те, которые ясно выражают миссию, предназначение данного образовательного учреждения:

Ценностное отношение учащихся к своей малой родине, истокам, обычаям

Коммуникативная культура всех участников воспитательного процесса

Эстетическая культура педагогов и учащихся

Значимость семьи, семейных устоев и традиций для воспитанников

Социальное, психическое и физическое здоровье

гуманистический характер отношений, психологический комфорт и благополучие, толерантность

удовлетворённость жизнедеятельностью в ОУ всех участников ОП, сотрудничество и совместная целенаправленная деятельность коллектива гимназии

По мнению Е.Н.Степанова, личность ребёнка как целостная интегрированная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, где все компоненты максимально взаимосвязаны.

Не смотря на то, что педагоги и родители являются участниками мониторинговых исследований на предмет выявления тех или иных информационных данных, основным результатом успешной реализации ВС является развитие личности каждого воспитанника. Поэтому вся система мониторинга, в конечном счёте, подчиняется прогнозированию и изучению тех факторов, которые будут способствовать достижению основного результата.

При разработке мониторинга воспитания следует обратить внимание на следующее: на разных стадиях, этапах развития системы одинаковые показатели результативности могут усложняться и изменяться, конкретизироваться в различных критериях.

Все показатели и критерии могут быть представлены как в форме аналитических справок, отчётов, другой текстовой информации, так и в статистической форме (информационных картах, сводных таблицах, графиках и др.)

При рассмотрении вопроса об эффективности ВС следует обратить внимание на ещё один аспект: гуманистическая воспитательная система – система открытая: многомерные, полифункциональные отношения связывают её с социумом. Эффективное взаимодействие образовательного учреждения и общества является важнейшим фактором и механизмом развития системы.

В первую группу входят объективные статистические показатели воспитательного процесса :

Состав семей обучающихся

Процент посещаемости объединений дополнительного образования;

Количество правонарушений и количество учащихся состоящих на учете в ПДН.

Участие (результаты) учащихся в проектах, соревнованиях и олимпиадах, конференциях и фестивалях различного уровня.

Процент охвата учащихся горячим питанием.

Состояние здоровья обучающихся.

Во вторую группу входят показатели анализа эффективности реализации Воспитательной системы:

уровень развития классного коллектива;

личностный рост обучающихся

уровень воспитанности ученика, класса и гимназии в целом;

уровень восприятия многонациональной среды;

уровень профессионализма педагогов;

удовлетворённость жизнедеятельностью гимназии всех участников УВП;

эмоционального, психологический настрой в коллективе;

а также диагностики, входящие в мониторинг заложенный в программы, работающие в гимназии.

I. Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.

В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Какие позитивные изменения, происходят в личности воспитанника? Эти изменения, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост.

II . Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

III . Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Ответы на эти вопросы позволят пролить свет на те условия развития личности ребенка, которые существуют в гимназии.

Не менее важное значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция? Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.

Развитие у педагога такого ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния. Вот почему важно изучение профессиональной позиции педагога.

Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников; программное обеспечение процесса воспитания и др.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *