Что такое коммуникационные риски
Коммуникационный риск
Полезное
Смотреть что такое «Коммуникационный риск» в других словарях:
Коммуникационный риск: виды — выделяются на основании критериев, обозначающих разл. стороны процесса О. Наиболее опасные коммуникационные риски, не только затрудняющие, но и разрушающие О, выделяются по критериям, раскрывающим структурные и динамические характеристики… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Р 50.1.048-2004: Информационно-телекоммуникационные игровые системы. Термины и определения — Терминология Р 50.1.048 2004: Информационно телекоммуникационные игровые системы. Термины и определения: 2.3.25 адаптивное сопровождение: Изменение программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособное состояние в измененных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТРАТЕГИЯ КОММУНИКАЦИИ — результат выбора и формирования вектора направленности коммуникационной деятельности организации; концепция, программа, генеральный курс субъекта управления по определению и достижению им основных коммуникационных целей организации в области… … Маркетинг. Большой толковый словарь
i-Free — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
MEDIA RELATIONS, MR — [англ. связи со средствами массовой информации] технологии коммуникационного менеджмента, назначение которых обеспечить систематическую и планомерную работу менеджмента компании с такими компонентами системы СМИ, как пресса, издательства,… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски (Communication risks) — риски, связанные с предоставлением СМИ от имени компании (организации) противоречивой (недостоверной) или несвоевременной информации, с осуществлением в публичном пространстве несогласованных действий, способных оказать негативное воздействие на имидж компании и ее дочерних обществ, нанести урон деловой репутации и косвенно – ее коммерческим интересам (например, уровню капитализации на бирже ценных бумаг).
Смотреть что такое «Коммуникационные риски» в других словарях:
коммуникационные риски — Риски, связанные с предоставлением СМИ от имени компании (организации) противоречивой (недостоверной) или несвоевременной информации, с осуществлением в публичном пространстве несогласованных действий, способных оказать негативное воздействие на… … Справочник технического переводчика
Коммуникационный риск: виды — выделяются на основании критериев, обозначающих разл. стороны процесса О. Наиболее опасные коммуникационные риски, не только затрудняющие, но и разрушающие О, выделяются по критериям, раскрывающим структурные и динамические характеристики… … Психология общения. Энциклопедический словарь
K — Кадастровая стоимость (Cadastre value) Кадастровый учет, кадастр (Cadastre) Кадастровый номер земельного участка (Cadastre number of a plot of land) Кадровый резерв (Personnel reserve) Кадры (Personnel) Казенное предприятие (state owned unitary… … Экономико-математический словарь
Дилинговый центр — (Dealing Center) Дилинговый центр это посредник между трейдером и валютным рынком Форекс Понятие дилингового центра, схема работы дилингового центра, технологии обмана кухни Форекс, способы мошенничества дилинговых центров Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора
Хедж-фонд — (Hedge fund) Хедж фонд это крупная инвестиционная компания, оперирующая крупными капиталами Понятие, основная характеристика, особенности и преимущества хедж фонда, крупные хедж фонды и используемые ими стратегии Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
профиль — 3.13 профиль: Часть жалюзи роллеты в форме полос любой конфигурации, из которых формируется полотно. Источник: ГОСТ Р 52503 2005: Жалюзи роллеты. Методы испытаний на устойчивость к взлому и пулестойкость … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53195.1-2008: Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 53195.1 2008: Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения оригинал документа: 3.1 антропогенная опасность: Опасность, исходящая от людей, вызванная их… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Всемирная история — Запрос «Всеобщая история» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Содержание 1 Первобытное общество 1.1 Эпоха палеолита … Википедия
Коммуникационные риски
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:42, контрольная работа
Краткое описание
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать[1] — научная дисциплина (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев), коммуникативистикаили коммуникатика[2] а в западно-европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто — communications), а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодействия/интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты.
Вложенные файлы: 1 файл
Ministerstvo_obrazovania_molodyozhi_i_sporta.docx
Министерство образования молодёжи и спорта
Кременчугский национальный университет им. М. Остроградского
Студентка группы МН-10-1
Алексеева Надежда Федоровна
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1] — научная дисциплина (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационна я наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев), коммуникативистикаил и коммуникатика [2] а в западно-европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто — communications), а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодействия/ интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты. [3]
Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др. [4]
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. [5]
Согласно М. С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия. [6]
Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой. [7]
Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. [8] [9]
Коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе. [10] Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX века, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того — с развитием большого бизнеса и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук. [11]
Первая кафедра коммуникации была открыта примерно в 50-х гг. в США [12]
Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникации развивалось как минимум тремя направлениями:
— англо-американским, как направленным на лингвистический анализ и на «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)
— французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмыслениеидеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса. [13]
— «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.). [14]
Теория коммуникации развивается целым рядом наук, в частности: [15]
этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах.
психология и психолингвистика рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, процесс межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницирующих субъектов — коммуникантов.
лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — нормативным и ненормативным употреблением слов и словосоче таний в речи — устной и письменной, диалогической и монологической и др. её типах.
паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации — жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства.
социолингвистика рассматривает социальную природу языка и особенности его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающие контакты между представителями различных групп.
социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, и в частности — функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия и в результате воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.
Теории и модели коммуникации
В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации:[16]
Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.
Социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация. Данная модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту разговора, и постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.
Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.
Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.
В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной модели коммуникация всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами
Согласно Д. П. Гавра, в теории коммуникации можно выделить 2 основных подхода к её пониманию:[17]
процессно-информационный подхо д, в рамках которого разрабатывались такие теоретические модели коммуникации, как модель Х. Лассвелла, математическая модель коммуникации К. Шэннона и У. Уивера, социально-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомба, модель Дж. Гербнера, интегральная (обобщенная) модель коммуникации Б. Вестли и М. Маклина, трансакционная модель коммуникации представителя техасской школы коммуникации А. Тэна.
семиотический подход, акцентирующий внимание на знаках и знаковых системах, представлен следующими разработками: структурно-лингвистическое направление и концепция знака Ф. де Соссюра, логико-философское направление и модель знаков Ч. Пирса, логическая модель знаков Г. Фреге, а также работы Ч. Морриса, Огдена и Ричардса.
И.П Яковлев предлагает также говорить о:[18]
системно-кибернетической методологии, в рамках которой в науку о коммуникациях был слена важный вклад, в частности такими социологами, как Т. Парсонс, Н. Луман, такими кибернетиками, как Н. Винер (в частности, осмысление прямой и обратной связи), Х. фон Фёрстер (различение кибернетики первого и второго порядка).
когнитивных теориях коммуникации (Ч. Осгуд).
влиянии структурализма на осмысление коммуникации (К. Леви-Стросс).
критическом подходе к коммуникации (марксизм, Франкфуртская школа, культуральное направление (Р. Хоггарт, Р. Вильямс, С. Халл)), в рамках которого через рассмотрение и анализ дискурсов, действий и текстов, как несущих определённые идеологии, поддерживающих и укрепляющих власть одних социальных классов и групп над другими, рассматривается роль власти и насилия в коммуникационных процессах.
Схему (модель) коммуникации, понимаемой как речевое событие предложил Р. Якобсон, предвосхитив ею модель Шеннона, однако в отличие от последнего, ключевую роль в коммуникации отвёл не информации, а языку: от адресанта к адресату направляется сообщение, созданное и интерпретируемое с помощью кода, общего для всех участников коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый как система, приводящая в соответствие чувственно данному предмету, знаку, некоторое подразумеваемое значение. Каждый человек — член различных коммуникационных сообществ, а значит и носитель различных кодов. Коммуникация, как передача сообщений всегда происходит в контексте других сообщений (принадлежащим к тому же акту коммуникации или связывающих вспоминаемое прошлое с предполагаемым будущим, задавая тем самым основополагающий вопрос об отношении данного сообщения к универсуму дискурса), влияющем на кодирование и интерпретации сообщений участниками коммуникации.[19]
Ю. М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может быть абсолютно одинаковых кодов, а язык следует рассматривать как код вместе с его историей. При полном подобии/соответствии/ эквивалентности того, что говорится, и того, как это воспринимается, согласно Ю. М. Лотману потребн ость в коммуникации вообще исчезает, так как становится не о чём говорить, а остаётся лишь передача команд. Код, как языковая игра у Л. Витгенштейна, индивидуализирует коммуникацию, а последняя, таким образом, предстаёт как перевод с языка моего «я» на язык твоего «ты». В качестве субтрата коммуникации, в котором происходит встреча множества кодов и многих коммуникантов Ю. М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации, и одновременно, как её границы. Ю. М. Лотман различает «обычную» коммуникацию, которая происходит в системе «я — он», и аутокоммуникацию, происходящую в системе «я — я»; в рамках аутокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время и контекст сообщения, то есть сообщение перекодируется. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности (например, нельзя прочитать дневник также, как он был написан). Аутокоммуникация связана с любым актом авторства, так как каждый текст несёт сообщение и самому себе. Понятие аутокоммуникации расширяется у М.Ю. Лотмана до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи.[20]
В русле рассмотрения социальной проблематики, в прочтении структурализма, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникации и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы.[21]
Коммуникация рассматривается в русле семиологии Р. Барта, через концепт мифа, понимаемого как коммуникативная система, в которой важен не сам объект сообщения, но форма сообщения, то есть то как об этом объекте сообщается в целях определённой коммуникации. Мифы, как и метафоры служат расширению функций регулярной коммуникации, позволяя надстраивать коммуникативные миры иных порядков над семиотической системой первого порядка, тем самым создавая богатство коммуникации, изобилие смыслов.[22]
Коммуникационные риски являются частью общего потенциала рисков современного общества. «Общество риска» (У.Бек) во многом становится парадигмой общественного развития. Ее суть состоит в том, что индустриальная «позитивная» логика общественного производства, заключавшаяся в накоплении и рациональном распределении богатства, все более вытесняется постиндустриальной «негативной» логикой порождения и распространения рисков. Именно эти риски в различных формах (изменение материально-вещественной и инструментальной основ производства, смешение вещественного и символического производственных аспектов, стремительное обновление продуктных линий, нестабильность ресурсной базы) создают напряжение развития современной производственной деятельности.
Общие социологические предпосылки неизбежно оказывают влияние на коммуникации в IT-индустрии и дополнительно конкретизируется спецификой этого динамично развивающегося делового сектора. Таким образом, риски одновременно социально атрибутивны для общества в целом и вместе с тек вариативны своими атрибуциями в различных социально-производственных областях. То есть риски, с одной стороны, необходимо принимать как практическую реальность общественной жизни и как объективный фактор ее изменений. С другой стороны, требуется мониторинг и «обработка» конкретных, специальных рисков, генетически двойственных в сочетании внешних, общих и внутренних, частных предпосылок своего происхождения и развития.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски
Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира.
Д ля нее не существует границ, и изображения пострадавших детей появляются в
Европе, Америке, в бывших республиках Советского Союза.
Термин «киберпространство» был введен Уильямом Форд Гибсоном, канадским
писателем-фантастом, в 1982 в его новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в
журнале Омни. Позже оно было
популяризировано в «Нейроманте» («Neuromancer»).
В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная»
совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии,
в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.
Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном
мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют
им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею.
Более того, ребята вступают в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и
вырабатывают свою системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень
Согласно проведенным в некоторых странах опросам подростки в Интернете чаще всего общаются:
Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение
с которыми носит регулярный характер.
Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому
виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным.
Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг):
установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя
такие интернет-преступления какдомогательство и груминг.
недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках,
показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных
прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.
нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше.
Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские
отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку,
пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.
содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных
интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как:
изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.
Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или
нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров.
Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах.
При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов,
изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать
спам-рассылку по всем контактам жертвы.
К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди подростков. Каждый пятый ребенок
может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только нашей страны, она распространена во всем мире. Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае, жертва
знает своих оскорбителей.
Наиболее распространенными инструментами киберпреступников являются чаты или технологии
мгновенной передачи сообщений (IM). Именно в них происходит наибольшее раскрытие и вовлечение
пользователей в коммуникативный процесс.
Злоумышленники зачастую поджидают своих жертв на тематических форумах, в сообществах и группах.
Они хорошо ориентируются в молодежной культуре, готовы выслушать. Иногда используется схема с
“конфеткой”, когда детям покупают голоса в рейтинге или предлагают другие бонусы. Рано или поздно
общение принимает сексуальную направленность. Это один из основных мотивов киберпреступников.
На следующей странице можно ознакомится с тестовым материалом
относитесь: зависимый, компетентный, агрессивный.
Риски Интернет-коммуникаций в современной России
Рубрика | Политология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.07.2017 |
Размер файла | 252,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Актуальность темы работы обусловлена высокой скоростью развития коммуникативных возможностей, которые предоставляет Интернет. Сетевые медиаканалы уверенно вошли в жизнь миллиардов людей по всему миру, мы наблюдаем постепенное снижение роли традиционных средств массовой информации. В современных условиях присутствие и активная позиция субъекта политического процесса в интернет среде превращается в один из ключевых элементов его коммуникативной политики. В том, что интернет коммуникации олицетворяют демократизацию информации, заключаются как риски, так и новые возможности для политика любого уровня. Для того чтобы субъект политического процесса смог получить максимум от присутствия на интернет-ресурсах, необходимо не только осваивать основные инструменты и методы взаимодействия в интернете, но эффективно и стратегически управлять рисками интернет коммуникаций.
В современных интернет-коммуникациях управление рисками играет важную роль в защите имиджа и репутации любого политика, института власти или иного субъекта политического процесса. При этом риск-менеджмент в сфере интернет-коммуникаций представляет собой процесс идентификации риска, его оценку и принятие конкретных мер снижения риска до приемлемого уровня.
Для политического коммуникационного пространства современной России, даже если сравнивать с ситуацией предыдущего десятилетия, характерна радикальная трансформация в сфере политических коммуникаций, которая, с одной стороны, проявилась в виде изменений видов коммуникации, с другой стороны, в их интенсивности и масштабах практического применения. Сегодня Интернету отведена одна из ключевых ролей среди форм коммуникации в политическом пространстве, поскольку позволяет человеку получать необходимые сведения «здесь и сейчас» в соответствии с персональным адресным запросом. По оценке главы маркетингового департамента Банка «Тинькофф».
С.М. Петрова интернет станет основным каналом коммуникаций для граждан России уже в 2019 году.
Таким образом, комплексное рассмотрение теоретических и практических вопросов, раскрывающих основные аспекты возникновения рисков в процессе осуществления политических коммуникаций и управления ими, является важной и актуальной проблемой в современной политической медиасреде России.
Степень разработанности проблемы. Вопросы политической коммуникации, с одной стороны, с высокой степенью проработаны признанными гуру политической науки, которыми были разработаны и обоснованы фундаментальные методологические концепции и подходы, с другой стороны, развитие интернет коммуникаций осуществляется настолько высокими темпами, что современные исследования далеко не в полной мере отражают практику и последствия применения политических технологий в условиях новой медиасреды.
Средства интернет-коммуникаций развиваются со стремительной скорость, соответственно, динамика развития порождает возникновение новых рисков и угроз и трансформацию старых. При этом отсутствуют комплексные исследования, отражающие риски применения политических технологий в условиях интернет медиасреды. Имеют место лишь фрагментарные исследования, которые отражают некоторые частные аспекты вопроса.
Объектом исследования являются специфические риски, возникающие в процессе политических интернет-коммуникаций в ходе электорального процесса.
Целью исследования является рассмотрение теоретико-методологических и практических подходов развития систем оценки и управления рисками интернет-коммуникаций в условиях политического процесса современной России.
Исходя из поставленной цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
— Проведен теоретико-методологический анализ феномена интернеткоммуникации.
— Рассмотрены новые медиа и формы интернет-коммуникаций в политическом процессе.
— Осуществлена идентификация негативных факторов и рисков интернет-коммуникаций.
— Представлена характеристика открытого взаимодействия с интернет-аудиторией как источник политического риска.
— Интернет-ресурсы рассмотрены в качестве информационной площадки для применения «грязных» манипуляторных приемов.
— Дана характеристика «информационным войнам» между политическими элитами регионального уровня.
— Социальные медиа рассмотрены в работе в качестве новой коммуникационной реальности и инструмента оптимизации коммуникационных рисков.
— Проведено исследование методологических основ эффективного управления рисками интернет-коммуникаций.
— Рассмотрены современные инструменты воздействия на целевую интернет-аудиторию.
Гипотеза исследования. Большинство современных исследователей рассматривают риски интернет-коммуникаций как односторонние с соответствующей оценкой опасностей и угроз. Нами было сделано предположение о том, что интернет-коммуникации создали условия, благодаря которым возникли новые принципы и модели политической иерархичности субъектов. Возможности открытого взаимодействия, которые несет в себе Интернет, породили совокупность специфических рисков. Однако в случае наличия адекватной системы риск-менеджмента участнику политического процесса возможно в полной мере использовать возможности интернет-коммуникаций для достижения собственных целей.
Теоретико-методологические основы исследования базируется на системном подходе, который позволил достичь целостного восприятия при изучении системы региональных Интернет-коммуникаций.
Использование структурно-функционального метода позволило, соответственно, идентифицировать структуру и выделить функции региональных политических интернет-коммуникаций, с его помощью был проведен анализ политической функциональности интернет-ресурсов ключевых участников регионального политического процесса на территории Московской области, а также соответствующих им рисков.
Применение сравнительного метода позволило сопоставить коммуникативную функциональность интернет-ресурсов как внутри каждой группы субъектов политического процесса, так и между данными группами. Данный процесс позволил осуществить структурирование соответствующих им рисков интернет-коммуникаций.
В качестве одного из ключевых аналитических методов в работе использовался неоинституциональный подход, который позволил учесть специфические характеристики процесса политической интернет-коммуникации во всем многообразии ее проявлений, определяющие соответствующие ей специфические риски.
В процессе проведения исследования применялись социологические методы познания, методология проведения факторного анализа, опрос, наблюдение и экспертное интервью. Особо важную роль сыграл метод контент-анализа, применение которого позволило изучить содержание региональных интернет-ресурсов и измерить уровень рисков политических интернет-коммуникаций.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— В научный оборот был привнесен существенный массив новых эмпирических данных, благодаря которому были выявлены тенденции развития Интернет-коммуникаций в политическом пространстве регионов России, заключающиеся, прежде всего, в расширении масштабности их применения и перехода от чисто информативных к смешанным моделям коммуникации, включающим элементы диалогового взаимодействия. Благодаря полученному массиву эмпирических данных было доказано, что в регионе отсутствует полноценное интерактивное взаимодействие субъектов политической деятельности с обществом.
— В ходе выполнения исследования было переведено и введено в русскоязычный научный оборот семь иностранных литературных источников.
Положения выносимые на защиту
Благодаря развитию интернет-коммуникаций участники политических процессов стали «заложниками» граждан, негативно отзывающихся о том или ином политическом бренде (не важно личностном или институциональном).
— Граждане как участники процесса интернет-коммуникации уже освоили технологии давления на создателей политических брендов при помощи сообщений о негативном опыте взаимодействия с ним.
— Граждане стараются убедить других бойкотировать определенные политические силы, подвергая репутационному риску конкретный субъект политического процесса. Особенно заметным подобная форма рисков интернет-коммуникаций становится на региональном уровне современной российской политики. При этом реакция региональных политиков зачастую оказывается недостаточно быстрой, либо продуманной. Однако зачастую против их собственной воли они все же оказываются втянутыми в процесс интернет-коммуникаций.
— Формируется предположение о наличии трехмерного пространства политических интернет-коммуникаций, которое включает в себя значительное количество интернет-ресурсов. При этом политические коммуникации в Интернете представлены интертекстуальной системой, выстроенной в соответствии с «принципом матрешки».
Эмпирической базой исследования послужили информационные интернет-ресурсы Правительства Московской области, Московской областной Думы, Московских областных отделений партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», Общественной палаты Московской области и ряда других субъектов регионального политического процесса. Кроме того, в работе использовались материалы официальных сайтов информационно-аналитических агентств, общественных пабликов в социальных сетях. Кроме того, эмпирическая база работы основана на результатах следующих социологических исследований, которые были проведены автором лично или при его непосредственном участии.
Эмпирическими объектами исследования выступают:
— проведение контент-анализа социальных сетей, официальных сайтов политических партий региона, официальных сайтов, страниц, блогов, аккаунтов политических лидеров региона, текстов предвыборных кампаний, размещенных в Интернет-сети, информации, размещенной в Интернет-СМИ относительно общественной и политической деятельности региона.
1. Теоретико-методологические основы исследования политических рисков интернет-коммуникации
1.1 Базовые подходы к пониманию политических функций интернеткоммуникации
В современном мире Интернет является движущей силой коммуникационных процессов в обществе, представляя собой серьезную угрозу для предыдущих моделей массовой коммуникации. В политике интернет-коммуникации представляют собой информационные связи субъекта политического процесса со своим окружением, которые должны обеспечивать успешное решение задач в сфере политического маркетинга.
Интернет-коммуникации обладают рядом специфических свойств, которые в совокупности обуславливают возникновение принципиально новой среды для интерактивного общения, которое было невозможно для массовых коммуникаций прежней эпохи. Интернет-коммуникации оказывают влияние на массовое сознание пользователей глобальной информационной сети через формирование политической реальности нового типа. Отсюда можно определить интернет-коммуникации, как социальное взаимодействие в среде, существующей благодаря цифровым телекоммуникационным сетям, в которой субъекты могут осуществлять любую общественную деятельность, а также конструируют и поддерживают свои отношения. Другими словами, интернет-коммуникации область информационной активности пользователей в среде сети Интернет, которая призвана способствовать установлению взаимоотношений с другими людьми и даже их группами, а также позволяющая решать ряд коммуникационных задач.
Возникновение Интернета как инструмента осуществления массовых коммуникаций, с одной стороны, в значительной степени трансформировало характер восприятия информации, поступающей к пользователю глобальной информационной сети информации из окружающего его мира, с другой стороны, оказало влияние на переработку гражданином получаемой информации. В частности, можно выделить следующие тенденции, которые в конечном итоге определяют сущность интернет-коммуникаций.
Во-первых, для интернет-коммуникаций характерен эффект двустороннего информационного обмена. Пользователь интернета не является пассивным потребителем информации, он способен как быть источником каких-либо данных, так и давать обратную связь на информационные сообщения других пользователей глобальной сети Интернет. Другими словами, интернет-коммуникации превратили получателя информации в активного участника массовых коммуникаций.
Во-вторых, коммуникативный формат, реализуемый в просторах глобальной информационной сети Интернет, создает условия для формирования альтернативной реальности, которая в большинстве случаев существенно отличается от фактически сложившейся ситуации. Возникает эффект имитации политических, социальных и экономических процессов. При этом виртуальное информационное поле практически всегда воспринимается пользователями сети Интернет таким же реальным, как и их ежедневная межличностная коммуникация в обществе.
В-третьих, интернет-коммуникация функционирует практически в онлайн-режиме. Если ранее информация о том или ином событии появлялась в средствах массовой информации спустя какой-то неопределенный промежуток времени, то с помощью интернета пользователи могут делится о происходящих событиях в режиме реального времени.
В-четвертых, рост доступности сети Интернет все более широкому кругу лиц способствует созданию большого числа разнообразных социальных сетей межличностных коммуникаций, сгруппированным в соответствии с интересами и предпочтениями. Причем интернет-коммуникации способствуют тому, что эти сети не ограничены географическими рамками. К примеру, благодаря интернету гражданам стало проще объединятся в различные социальные сообщества, которые по сути своей представляют виртуальные политические проекты, способные составить конкуренцию формальным политическим структурам (политическим партиям, органам государственной власти, др.). Причем внутригрупповое взаимодействия в этом случае представляет собой сообщество территориально разобщенных людей, которые обмениваются информацией и общаются исключительно электронными средствами при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте.
Термин «интернет-коммуникации» возник несколько позже появления самого Интернета, поскольку изначально глобальная сеть не давала возможности интерактивного взаимодействия с информацией. Понятие «интернеткоммуникации» возникло сравнительно недавно, после появления революционных технологий, делающих возможным двусторонний обмен информацией (Rich Site Summary (RSS), блог-платформы и др.), а также интерактивных интернет-ресурсов (социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Google+, др.; видеохостинги YouTube, Рутуб, Vimeo, др.). Перечисленные выше интернет новации, с одной стороны, технологически принципиально отличаются друг от друга, с другой стороны, служат единой цели упростить обмен информацией между пользователями глобальной сети интернет по сравнению с технологиями предыдущего поколения, когда Интернет состоял преимущественно из статических страниц.
Современные коммуникационные интернет-технологии позволяют пользователям общаться и взаимодействовать друг с другом. Причем процесс коммуникаций может принимать разнообразные формы: пользователи делятся своими знаниями, опытом, высказывают свое мнение, осуществляют групповое и межличностное взаимодействие, выстраивают сеть социальных контактов (нетворкинг, networking), делятся новостями (причем как в текстовом, так и в мультимедийных форматах), данными, частными видео и фото материалами, музыкальными композициями, ссылками и множеством других разновидностей информации в оцифрованном виде. Рост числа пользователей сети Интернет динамично растет, соответственно, перманентно растет значимость интернеткоммуникаций для всей совокупности процессов, протекающих в обществе: социальных, политических, экономических, др.
На рисунке 1.1 проиллюстрирована динамика роста пользователей российского сегмента сети Интернет, которая наглядно демонстрирует, что ежегодно число пользователей сети прирастало в среднем на 6,4 млн. пользователей или на 16,42%. Соответственно, значимость интернет-коммуникаций ориентировочно росла в тех же пределах. По состоянию на 1 января 2016 года 66% жителей Российской Федерации на регулярной основе использовали сеть Интернет. Аналогичная ситуация складывается в других странах, сеть интернет планомерно становится основным коммуникационным каналом во всем мире. Закономерно, что неуклонный рост числа пользователей, обуславливает рост интереса к Интернету как ключевому каналу коммуникации со стороны субъектов политического процесса, которые выстраивают вокруг этого инструмента свою маркетинговую и имиджевую стратегию.
Рис. 1.1. Динамика изменения числа пользователей российского сегмента сети Интернет, млн. чел.
Благодаря использованию социальных аспектов Интернета, у любого пользователя данной глобальной сети существует возможность осуществлять взаимодействие с аудиторией на более персонифицированном и динамичном уровне, чем это позволяют сделать традиционные средства межличностной и массовой коммуникации. Интернет-коммуникации подразумевают непосредственную работу в сети с использованием инструментов прямого и скрытого взаимодействия с целевой аудиторией. В случае субъекта политического процесса существует возможность личного общения со сторонниками и потенциальной электоральной базой, а также возможность немедленно получить обратную связь в виде мнений и комментариев от наиболее активных пользователей Интернет-ресурсов.
Инструментарий и технологии интернет-коммуникации востребованы не только у индивидуальных пользователей и субъектов политического процесса, но также в бизнес-среде. Как крупные компании, лидеры рынка, так и компании малого и среднего бизнеса, используют интернет-коммуникации для собственного продвижения и налаживания отношений со своими клиентами. Для интернет-коммуникаций характерно отсутствие мгновенного эффекта, но имеет место устойчивый долгосрочный результат.
Инструментарий и креатив интернет-коммуникаций ограничены возможностями конкретных интерактивных ресурсов. Способы взаимодействия, актуальные для одной площадки (к примеру, социальной сети Facebook), с высокой степенью вероятности не подойдут к другой (например, видеохостингу Rutube). А коммуникационный инструментарий, эффективно работающих на двух выше названных Интернет-ресурсах, вероятно, не подойдет для Twitter. Под каждый ресурс зачастую приходится придумывать соответствующую только ему коммуникативную стратегию. Практически все информационные интернет-платформы позволяют посредством множества различных метрик определять эффективность существующего уровня эффективности интернеткоммуникаций, соответственно, любой субъект, будь то частное лицо, политическая партия или коммерческая организация могут своевременно скорректировать свою информационную кампанию.
Для интернет-коммуникаций характерна возможность количественного выражения результатов, таких как: количество посещений сайта, длительность нахождения на сайте, типичный путь пользователя на сайте, количество подписчиков на блог, микроблог, количество друзей в сообществе, отметки (checkins) в местах проведения общественного мероприятия, количество позитивных и негативных комментариев и т.д. Чтобы иметь доступ к подобной информации, субъект политического процесса должен серьезно подойти к вопросу выбора аналитической системы интернет-коммуникаций. Существуют как бесплатные решения (Google Analytics, Яндекс.Метрика, Twitter Search, Foursquare Analytics и т. д.), так и коммерческие решения, позволяющие получать агрегированную информацию по различным источникам возникновения данных в удобном для пользователя виде (к примеру, система анализа социальных медиа Youscan.com).
Для активных субъектов процесса осуществления интернеткоммуникации характерна разработка стратегии присутствия в информационной среде глобальной сети, которая представляет из себя совокупность принципов, инструментов, действий и показателей эффективности, позволяющих наилучшим образом позиционировать субъект в Интернете. При этом, информационная активность такого субъекта в среде Интернет подразумевает использование различных медиаканалов, применение специфических инструментов и методов.
По сравнению с традиционными коммуникативными каналами, интернет-коммуникации обладают рядом существенных отличий, а именно:
— устранение классических посредников (дезинтермедиация);
— появление новых видов посредников, специфичных для сетевой информационный среды, информационных посредников (infomediaries), метапосредников (metamediaries), поисковых агентов;
— создание новых коммуникационных систем, ориентированных на выстраивание отношений между единомышленниками;
— максимальное соответствие информационной среды эффективному коммуникативному процессу;
— возможность сфокусировать воздействие на аудиторию в целом и конкретных пользователей в частности;
— совместная работа с большим количеством партнеров, последователей и сторонник;
— индивидуальная работа с «индивидуальным сегментом» потребителей информации;
— возможность оперативного и глубокого анализа коммуникативных активностей;
— низкий «барьер входа». К примеру, интернет-блогером можно стать не дольше, чем за 5 минут, но, чтобы стать профессиональным журналистом любых традиционных СМИ, необходим набор четко определенных профессиональных компетенции при известной доле везения48.
Тем самым развитие сетевых технологий способствовало созданию коммуникативной интернет-площадки, посредством которой люди активного общественного типа (пассионарии по классификации Л.Н. Гумелева) получили возможность выражать свое альтернативное видение перспектив развития общества в целом, экономики, политической системы и по многим прочим вопросам.
1.2 Негативные факторы и риски интернет-коммуникации
Непрерывный процесс расширения возможностей сети Интернет в рамках политического поля требует осмысления последствий и результатов использования данного инструмента политических коммуникаций. В современной России, как и в целом в мире, по сравнению с ситуацией недавних лет, радикальные перемены в области форм, интенсивности и масштабов политической коммуникации, определили роль и функционал Интернет-среды, которая выступает не только как инструмент воздействия на получателей информации, но и как инструмент формирования внутреннего и внешнего политического пространства.
Характер использования Интернет-среды в процессе формирования пространства политических коммуникаций обуславливается самим коммуникатив ным механизмом (см. рисунок 1.2), который предполагает достижение информацией конечного получателя и, в итоге, изменение политического поля социума под воздействием данной информации. В данном случае специфика Интернет-среды определяет особенности процесса достижения общественно-политических целей, характер взаимодействия субъектов информационного поля и дальнейшее формирование моделей политического управления.
Рис. 1.2. Механизм политических коммуникаций
Так, помимо возможностей, предоставляемых виртуализацией политических коммуникаций, особое внимание следует уделять изучению деструктивных и асоциальных последствий внедрения такого механизма в коммуникативное пространство. Глобальная информатизация в целом опосредует, в том числе, негативные социально-политические последствия, которые выражаются в всплеске индивидуализма и резко выраженном неравенстве. При этом, массовость и масштабность передаваемой информации не означает улучшения ее качества, а предполагает диверсификацию способов использования в тех или иных целях.
Политика всегда приходит туда, где присутствует массовость, а Интернет, в свою очередь, является своеобразным отражением реальной жизни. Именно поэтому одной из первостепенных проблем политических Интернет-коммуникаций становится вопрос правового регулирования данной сферы. Отсутствие законодательных требований и стандартов в сфере Интернет-коммуникаций способствует неограниченному процессу появления и использования различного рода массовых коммуникаций, маскирующихся под легальные формы либо открыто распространяющих массовую информацию, но при этом не обязанных соблюдать применяющиеся к традиционным средствам массовых коммуникаций требования. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»50 и Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149 ФЗ, Интернет, представляя собой глобальную информационно-телекоммуникационную сетей, доступ к который не ограничивается определенным кругом лиц, выступает как явление не правовое, объединение сетей не может выступать объектом либо субъектом права и не может регулироваться в комплексе, как единое целое.
Тогда как в Интернет-среде присутствуют официальные ресурсы, призванные служить репрезентацией той или иной структуры (официальные сайты Правительств, локальных и международных организаций, различного рода предприятий и компаний, фондов, иного рода ресурсов), в то же время весомую часть занимает так называемая «блогосфера», на законодательном уровне не приравненная к средствам массовой информации, но фактически выполняющая функции таковых. В настоящее время все активнее выстраивается информационная вертикаль «власть-СМИ-блогосфера-социум», которая, в том числе, не только является источником укрепления отдельных политических направлений и его представителей, но и служит катализатором подрыва их имиджа, а значит, ослабления сферы и интенсивности влияния. Во многом этому способствуют восходящие от общества к политическим структурам циркулирующие потоки, представленные в виде комментирования гражданами политических Интернет-ресурсов, в виде прямых обращений к политикам, организованных кампаний и акций с той или иной целью. В данном случае, благодаря открытости и доступности сети Интернет в целом, не только происходит сокращение коммуникационной дистанции между властью и гражданами, но и реализуются широкие возможности так называемого «черного PR» по отношению к политическим структурам: фальсификация веб-сайтов, отдельных страниц или частичной информации, хакерские атаки, блокирование сервисов и т.д.. В том числе, возможности блогосферы широко используются оппозиционно настроенными структурами, не имеющими достаточных выходов на «официальные» средства массовой информации и коммуникации.
Глобальная Сеть сегодня имеет возможность объединять людей по различным признакам: общим интересам и проблемам, политическим убеждениям, по географическому признаку и т.д. В то же время, происходит процесс размывания социальных, культурных, религиозных, финансовых, географических границ социума, что определяет формирование виртуальной политики, имеющей новые, принципиальные отличия от традиционных форм власти. Особое внимание на сегодняшний день уделяется электронной демократии и возможности проведения голосования с использованием Интернет-технологий. С начала 2000-х гг. данная практика была апробирована в таких странах, как США, Швейцария, Молдова, Канада, Австралия и ряд стран Евросоюза (Великобритания, Дания, Германия, Нидерланды, Эстония и другие). Наряду с техническими несовершенствами процесса электронного голосования, которые с развитием Интернет-технологий предполагаются быть решенными (невозможность обеспечения всеобщего доступа граждан к системе голосования, техническая сложность процесса онлайн-голосования, возможность неоднократного голосования одним и тем же пользователем с использованием различных способов доступа к системе, сложность или невозможность повторного подсчета голосов и т.д.), экспертами в сфере выборов и Интернет-технологий отмечаются и ряд серьезных рисков и негативных последствий виртуализации процесса:
— риск несанкционированного вмешательства в процесс и фальсификации данных;
— попытки блокирования системы извне;
— сложность контролирования процесса в целом.
В первую очередь, виртуализация Интернет-пространства как сферы политических цифровых коммуникаций предполагает повышение роли виртуальных конструктов, которые во многих случаях исполняют роль симулятора репрезентации реального волеизъявления интернет-пользователей. Подобные виртуальные конструкции описаны Ж. Бодрийяром и именуются философом как симулякры.
В рамках Интернет-пространства снижается смысловое содержание, наполнение коммуникационных процессов, при этом на первые позиции выходят социальные маркеры, которые определяют особенности восприятия и значимость сообщения. К примеру, в Интернет-пространстве к таким маркерам можно отнести уровень популярности контента и характер реакции пользователей на него:
— число просмотров контента (в том числе, за определенный период времени);
— характер оценки контента пользователями;
— число реализованных по отношению к данному контенту инструментов его ретрансляции, когда пользователь имеет возможность «поделиться» информацией с другими субъектами Интернет-среды.
Учитывая возможность использования данных симулякров у заинтересованных субъектов появляется возможность манипулирования информацией, изменяя то или иное количество и качество представленных симулякров. Подобным образом, существенно искажается общественное мнение и представление о тех или иных событиях, явлениях, реалиях, а формирование виртуального политического пространства становится многосторонним управляемым процессом.
Небезосновательными являются и прогнозы экспертов о перспективе вытеснения реальных интернет-пользователей «виртуальными», т.е. за аккаунтами которых в реальности не стоит настоящий человек, выражающий ту или иную политическую позицию. В настоящее время политическая среда сама активно использует Интернет-ресурсы для ведения различного рода информационных операций, что особенно актуально для международных виртуальных площадок, которые не регулируются местным законодательством того или иного государства. В качестве примера такой деятельности можно привести создание американским правительством кубинской социальной сети ZunZuneo, целью которой была дискредитация кубинского правительства. Подобным образом подготавливаются журналисты, блогеры, лидеры общественного мнения, выражение политической позиции которых в рамках Интернет-сети не может регламентироваться на законодательном уровне. В связи с этим, в современной политической виртуальной среде все большее распространение получает термин «астротурфинг», подразумевающий процесс управления общественным мнением посредством использования соответствующего программного обеспечения и специально нанятых Интернет-пользователей, инициирующих целевые политические кампании в Интернет-сети и вытесняющих реальных пользователей. Астротурфинг, наравне с PR-технологиями, спинг-докторингом, другими технологиями, широко применяющимися в рамках политического Интернетпространства, не имеют регулятивной законодательной базы, а потому остаются по сути бесконтрольными во внутрии внешнеполитическом пространстве, представляя собой важнейший содержательный риск Интернет-коммуникаций в политической сфере.
Интернет-ресурсы, в свою очередь, в современном политическом пространстве выступают самостоятельной технологией реализации тех или иных политических кампаний, направленных либо на укрепление властных структур на локальном или международном уровне, либо на подрыв и дискредитацию таковых. При этом ввиду высокой ангажированности «традиционных» средств массовой информации и коммуникации (официальные телеканалы, печатные издания, радиоканалы и т.д.), растет доверие граждан к Интернет-сети и восприятие ее как полноценного средства массовой информации и коммуникации (которая официально не является таковой в целом), «подогреваемое» эффектом присутствия и участия в социально-политической жизни города, региона, государства. Важнейшие социально-политические события последних лет прочно увязаны с активным использованием виртуальных техник и технологий, как в «положительном» ключе (повышение политической грамотности и вовлеченности населения), так и в аспекте качественного и количественного увеличения рисков, связанных с привлечением виртуального пространства в реализацию политических технологий. Существенную роль для государственных структур играет тот факт, что Интернет-среда сама по себе предоставляет возможность для реализации оппозиционных, протестных движений.
Таким образом, виртуальная среда не является на сегодняшний день абсолютно безопасной и открытой для реализации демократизации действующих государственных политических режимов. В своей сущности, Интернет-среда выступает своеобразной ареной информационной борьбы ведущих технологических подкованных государственных структур за возможность контролирования социально-политических процессов.
Говоря о рисках и негативного рода тенденциях, связанных с Интернет-коммуникациями, можно разделить их на три укрупненные группы
— технические риски, которые связаны с несовершенством виртуальной реальности именно в аспекте технического оснащения и обеспечения абсолютной безопасности, пользовательской свободы, сохранности данных;
— риски, вытекающие из несовершенства законодательной базы, регулирующей процессы виртуальных коммуникаций в целом;
— риски, связанные с намеренным использованием виртуальных технологий в целях манипуляции информацией, реализации того или иного негативного сценария в политической жизни общества.
Исходя из наличия рисков и потенциальных и реальных угроз, связанных с использованием виртуальной среды в рамках реализации политических технологий, целесообразно предположить пути совершенствования функционирования Интернет-среды во взаимодействии ее с глобальными и локальными социально-политическим процессами. Прежде всего, на современном этапе требуется совершенствование законодательной базы на локальном и международном уровне, и в первую очередь, необходимо определить роль и статус так называемых «альтернативных средств массовой информации», или «блогосферы», способной существенным образом оказывать влияние на формирование общественного мнения и инициировать различные политические процессы. Конкретно, необходимо определение целесообразности отнесения блогосферы к разновидности средств массовой информации и коммуникации либо определение меры ответственности и возможностей данной категории виртуального пространства.
Также немаловажным аспектом снижения рисков Интернет-сети может стать деанонимизация пользователей. В данном аспекте интересен опыт Китая по регулированию Интернет-контента, который использует фильтрацию по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов, и с 2012 применяет запрет анонимности в сети Интернет.
Таким образом, по результатам выполнения первой главы работы можно сделать следующие выводы и обобщения:
Во-первых, для современного уровня развития интернет-технологий характерен такой подход к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов, который позволяет привлекать пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. В этом заключается сущность Web 2.0 так называемой современной стадии развития интернет-коммуникаций. Для Web 2.0 основным генератором информации стали люди, а не специализированные информационные агентства и специалисты по связям с общественностью институциональных образований.
Во-вторых, в современном мире Интернет является движущей силой коммуникационных процессов в обществе, представляя собой серьезную угрозу для предыдущих моделей массовой коммуникации. В политике интернеткоммуникации представляют собой информационные связи субъекта политического процесса со своим окружением, которые должны обеспечивать успешное решение задач в сфере политического маркетинга.
В-четвертых, сеть Интернет предоставляет возможность постоянного общественно-политического диспута с реализацией электронной обратной связи в режиме реального времени между гражданами и политическими структурами, преодолевая таким образом иерархизм властных структур. С другой стороны, возникает риск бесконтрольности и стихийности подобных взаимоотношений в силу невозможности полноценного применения к ним регулирующей законодательной базы.
2. Применение интернет-технологий в политических и электоральных кампаниях регионального уровня
2.1 Риски манипулятивных воздействий в цифровой среде
В настоящее время как никогда широк арсенал применяемых манипуляторных инструментов, используемых в политическом воздействии как на уровне G2G, так и на уровне G2C. Формирование искаженного информационного пространства происходит прежде всего усилиями СМИ:
— упрощение или замалчивание существующих проблем или искусственное снижение ценности достижений;
— искусственное создание повестки дня;
— подмена дискуссии по реальным вопросам;
— дробление информации, фрагментарность подачи материала.
Основной задачей распространителя компромата является внедрение его в нужное время (например, во время проведения предвыборной кампании) в нужном месте (на ресурсах с высокой посещаемостью или на целевых ресурсах
Особенности распространения компрометирующей информации в Интернете заключаются, прежде всего, в возможности анонимного характера ее подачи. В первую очередь, речь идет о создании сайтов, блогов, аккаунтов в социальных сетях от имени политического деятеля. Так, сегодня широко распространено создание так называемых «фейковых» аккаунтов в социальных сетях от имени политиков и распространение от их имени информации. Фейкдискурс, включенный в современное медиа-пространство, представляет собой определенные манипуляторные медиаэффекты, к которым относятся цитирование тех или иных событий, явлений, персон, комментирование статей, видеороликов, распространение фотоподделок и видеоподделок, создание аккаунтов в социальных сетях, страниц с заведомо ложным контентом, написания фальшивых комментариев от несуществующих пользователей, размещение Интернетдвойниками кандидатов агитационного материала с нарушением правил избирательного законодательства и т.д.
Зачастую фейковые аккаунты пестрят провокационными высказываниями, которыми охотно делятся на своих страницах пользователи Интернет-сети и используют в своих сюжетах средства массовой информации. Сегодня медийные фейк-дискурсы активно включаются в арсенал информационноидеологической, в том числе, политической, войны. Как отметил член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. Клюкин в рамках семинара Центризбиркома 19 мая 2016 года, такие приемы ведения политической «войны» прямо не запрещены российским законодательством, однако однозначно отрицательно сказываются на избирательном процессе в целом.
Если борьба с фейковыми страницами, сайтами, аккаунтами, блогами представляется в той или иной степени реальной (основываясь на нарушении Федерального законодательства о разглашении персональных данных, за клевету, о защите информации, об авторском праве и т.д.), то проверка подлинности содержания написанных с фальшивых аккаунтов комментариев, которые включают в себя заведомо ложную информацию, практически невозможно, особенно когда речь идет не о каких-либо конкретных данных, а о характеристике личности или социально-политической деятельности объекта в целом.
Подобным образом на площадках коммуникационных сервисов Интернет-сети фабрикуются и распространяются рейтинги, результаты опросов, голосований и т.д. Манипуляторные приемы могут выражаться в фальсификации дат и времени проведения, составлении особым образом вопросов, в перенесении выявленных в ходе проведения опроса характеристик изучаемого явления на весь рассматриваемый объект во всех его проявлениях. К примеру, голосование в Интернете априори проводится среди граждан, которые имеют доступ к Интернет-сети и навык работы с компьютерными и Интернет-технологиями. Так, по данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), около трети россиян вообще не пользуются Интернетом к данной социальной группе относятся граждане, не имеющие технического доступа к Всемирной Сети, граждане глубокого пенсионного возраста и т.д. Поэтому результаты собираемой в Интернете статистики относительно вопросов, касающихся населения России (региона) в целом, можно назвать в той или иной степени сомнительными. Проведенный в рамках Интернет-сети опрос в части вариантов решения коммунальных или транспортных проблем региона не будет отражать мнение населения данного региона в целом, что может существенно исказить реальную картину. Использование результатов сбора таких статистических данных может быть на руку в деле дискредитации деятельности того или иного политика или, наоборот, поднятия рейтинга кандидата в глазах общественности, тогда как освещение действительного положения дел может негативно сказаться на оценке результативности депутата. К примеру, на сайте Информационного портала Ставропольского края опубликованы результаты онлайн-опроса «Ставропольский политик», проходившего с октября по декабрь 2015 года При этом, на сайте приводится предупреждение о том, что во избежание накруток голосов нельзя дважды голосовать с одного IP-адреса (уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети), что на самом деле не является препятствием для повторного голосования одним и тем же человеком.