Что такое когнитивная мотивация ребенка
Что такое когнитивная мотивация ребенка
Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста.
Работа над внутренней мотивацией
Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности. Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам. С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни.
Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться.
Работа над внешней мотивацией
Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей.
Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны.
Как поддерживать положительную мотивацию
Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию. Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения. Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.
Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение.
Как использовать отрицательную мотивацию
Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату. Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая. Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика.
Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю».
Резюме
Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.
Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.
Развитие когнитивных функций и возможные нарушения
В процессе взросления ребенок проходит несколько стадий когнитивного развития. И если возникает какое-либо отклонение, в первую очередь выясняют, на какой стадии это произошло. Это позволяет правильно выбрать метод коррекции, необходимый для восстановления процесса когнитивного развития личности. В нейропсихологии выделяют 4 этапа становления познавательной деятельности. Рассмотрим их и дадим краткую характеристику каждому.
Особенности развития когнитивной сферы
Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:
Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.
Период сенсомоторного интеллекта
В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.
Период дооперационального интеллекта
После двух лет ребенок начинает чувствовать разрыв между конкретно воспринимаемым объектом и понятием о нем. Он учится оперировать отвлеченными категориями. Для этого этапа свойственна центричность восприятия, то есть, восприятие объекта только с одной точки зрения. С двух лет уже проводят тестирования на предмет задержки развития когнитивных функций и навыков на этом этапе.
Период конкретных операций
На этом этапе ребенок начинает оперировать понятиями. Такое умение считается главным в готовности к школьному обучению, где уже необходимо мыслить категориально, выстраивать логические цепочки, систематизировать информацию. Задержка развития на этом этапе представляет собой неспособность проводить логические операции. Традиционные нарушения – дисграфия, дислексия. Они относятся к легким нарушениям и успешно корректируются.
Период формальных операций
Для этого периода характерно формирование способности мыслить гипотетически, совершать сложные умственные операции разных видов (редукция, дедукция, дизъюнкция, конъюнкция). На этом этапе ребенок переходит из младшей школы в среднюю. У многих детей возникают сложности на этом этапе, но чаще всего отклонения не является нарушениями развития. Обычно помогают справиться с проблемами консультации с психологом и опытными педагогами.
Нарушения когнитивного развития и коррекция
Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.
Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть. Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата.
Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться. Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций. Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!
Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста
Светлана Климова
Программа развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста
1. Пояснительная записка
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера,которая включает в себя такие познавательные процессы как:
Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
— управление физиологическими состояниями;
— создание и реализация внутреннего плана действий;
— произвольная регуляция познавательных процессов;
— управление эмоционально-потребностными состояниями;
— активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды,то можно вывести следующие положения:
Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Цель программы: развитие и формирование когнитивной сферы детей среднего дошкольного возраста
1. развитие мнемических процесов когнитивной сферы
2. развитие перцептивных процессов когнитивной сферы
3. развитие интеллектуальной сферы когнитивной сферы
Когнитивное развитие детей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начал произвольного внимания и смысловой памяти.
С трех до семи лет отмечаются следующие изменения:
— снижаются пороги зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности;
— возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков;
— развивается фонематический и звуковысотный слух;
— рука превращается в орган активного осязания.
Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе речевого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.
Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет, как показали работы А. В. Запорожца, усвоение детьми систем сенсорных эталонов (сенсорные эталоны –выделенные человечеством образцы свойств предметов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т. д.).
К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет общепринятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых предметов. Это проявляется в тех словесных обозначениях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, круглую форму,ребенок говорит о ней: «Как мячик»;о красном цвете говорит: «Как вишенка» и т. п. Если ребенка не знакомят специально с системами эталонов, он постепенно усваивает их при выполнении продуктивных видов деятельности. Применяемый материал (цветные карандаши, мозаика, строительные кубики) содержит основные образцы цветов и форм, серии величин. Ребенок отображает предмет, строит его модель, комбинируя образцы, в соответствии с характерными особенностями. Такое практическое моделирование — исходный пункт для перехода к моделированию в зрительном плане.
Особая область развития восприятия – формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес). Для правильного восприятия нарисованного ребенок должен уметь учитывать особенности изображения. Он должен усвоить сложившиеся в обществе графические и живописные изобразительные нормы.
Специфические особенности детского восприятия:
— эмоциональность: дети воспринимают лишь то, что вызвало у них эмоциональный отклик;
— нерасчлененность: дети не выделяют в предметах главное и второстепенное;
— синкретизм: тенденция связывать при восприятии различные объекты и явления без оснований.
В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. У дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается переносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.
В дошкольном возрастеребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логичного рассуждения, опирающегося на понятия.
В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Исходный пункт этого формирования – реальное действие с материальными предметами. От такого действия ребенок переходит к внутренним свернутым действиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены представлениями или понятиями. Так путем интериоризации внешних действий образуются наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления.
В опытах Ж. Пиаже было показано, что в возрасте от двух до семи лет решение задачи в умственном плане может протекать как умственный эксперимент. Им были обнаружены следующие особенности детского мышления:
— отсутствие обратимости (т. е. возможности, проследив какое-либо преобразование, проделывать его в уме «в обратную сторону», восстановив исходное положение);
— влияние наглядной ситуации на ход решения задачи.
Развитие словесных форм мышления в дошкольном детстве связано с изменением взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практической задачи следуют за соответствующими действиями, как бы подводя им итог. На следующем этапе речь начинает предвосхищать действие, выполнять планирующую функцию. По мере накопления практического опыта ребенок переходит от словесного планирования к решению конкретных задач целиком в плане словесного рассуждения.
Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. В игре впервые возникает символика, замещение одних предметов другими. Игровые замещения – исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге – знаками).
В продуктивных видах деятельности возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.
Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. При соответствующих формах обучения (поэтапном формировании умственных действий) дошкольники овладевают полноценными понятиями и способами логического мышления.
Для развития мышления у дошкольников имеет значение изменение и расширение круга мыслительных задач, решаемых детьми, обогащение содержания мышления. Путём познавательной активности формируются высшие типы умственных действий.
Воображение ребенка дошкольного возраста характеризуется богатством. Развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, изобразительной и другими видами деятельности. Основная линия развития воображения – его постепенное подчинение сознательным намерениям, превращение в средство воплощения определенных замыслов.
Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. В конце дошкольного возраста формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием, начинает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить).
Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваиваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мышления. Речь направляет работу воображения, внимания и памяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.
К началу дошкольногодетства речь ребенка обладает следующим особенностями:
— ситуативна (она непонятна вне данной конкретной ситуации);
— мало регулирует собственные действия ребенка;
— ребенок не умеет отделить слов от обозначаемых ими предметов.
К концу дошкольного возраста речь ребенка:
— происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи;
— осуществляется переход к контекстной форме речи;
— возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий;
— формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.
Психические явления формируются при участии речи в процессе различных видов деятельности под решающим влиянием воспитания и обучения.
1. более развиты мнемические процессы когнитивной сферы (памяти)
2. более развиты перцептивные процессы когнитивной сферы (восприятие, ощущение, внимание)
3. более развита интеллектуальная сфера когнитивной сферы (воображение, мышление)
II. Содержательный раздел
Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей среднего дошкольного возраста.
1. Какой игрушки не хватает?
2. Прятки с игрушками
3. Пластилиновая ворона
1. бывает – не бывает
3. пальчиковая зарядка
3. развитие мелкой моторики рук
2. нарисуй настроение
1. слушай и исполняй
2. слушаем и хлопаем
2. геометрическая мозаика
2. на что это похоже?
3. разноцветные снежинки
1. скажи только наоборот
2. волшебный мешочек
3. рисунки на крупе
1. развитие логического мышления
2. развитие тактильного восприятия
3. развитие мелкой моторики рук
1. подбери картинку
2. необычные кляксы
3. пуговичные узоры
1. запомни картинки
2. удивительные звуки
1. чудесный мешочек
2. удивительная ладонь
2. раз, два, три – говори
3. пластилиновый орех
1. логические задачки
1. отгадай по запаху
1. запоминаем слова
1. народные загадки
2. зачеркни кружок с точкой
3. игры со шнурками
3. игры со счётными палочками
1. горячий, холодный
3. работа с мозаикой
2. собери пирамидку
Тематическое планирование к программе развития когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста.
1. что сначала, что потом
4. рисование 2-я руками
5. запомни и зарисуй
1. найди закономерность
2. закончи предложения
3. чем похожи, чем отличаются
5. рисование 2-я руками
3. графический диктант
4. кем, чем был раньше
5. рисование 2-я руками
2. наглядное моделирование
4. логические задачки
5. рисование 2-я руками
4. выполни по образцу
5. рисование 2-я руками
2. рисование по точкам
3. что сначала, что потом
5. рисование 2-я руками
3. найди закономерность
5. рисование двумя руками
1. закончи предложения
2. чем похожи, чем отличаются
5. рисование 2-я руками
2. графический диктант
3. кем, чем был раньше
4. наглядное моделирование
5. рисование 2-я руками
3. логические задачки
5. рисование 2-я руками
3. выполни по образцу
4. что сначала, что потом
5. рисование 2-я руками
2. запомни и назови
3. удивительная ладонь
5. рисование 2-я руками
2. рисование по точкам
4. найди закономерность
5. рисование 2-я руками
1. закончи предложения
5. рисование 2-я руками
1. графический диктант
2. кем, чем был раньше
3. наглядное моделирование
5. рисование 2-я руками
3. логические задачки
5. рисование 2-я руками
2. удивительная ладонь
3. выполни по образцу
5. рисование 2-я руками
1. запомни и назови
2. рисование по точкам
3. что сначала, что потом
5. рисование 2-я руками
4. найди закономерность
5. рисование 2-я руками
1. закончи предложения
3. чем похожи, чем отличаются
5. рисование 2-я руками
Занятие 21 1. группировка
2. графический диктант
3. кем, чем был раньше
4. наглядное моделирование
5. рисование 2-я руками
3. логические задачки
5. рисование 2-я руками
3. выполни по образцу
5. рисование 2-я руками
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком «Волшебный крючок» Пояснительная записка. Художественное.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.
Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.