Что такое когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.
Вообще, когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.
Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.
Содержание
Когниция
Предметом когнитивной лингвистики является человеческая когниция — взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования информации в слове. В значении единиц языка заложены познавательные структуры, что проявляется при образовании окказиональных слов. Например, у Пушкина находим — «Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован». Большое воздействие на развитие когнитивной лингвистики оказывает семантика.
Основные направления
Теория современной когнитивной лингвистики состоит из нескольких индивидуальных исследовательских программ, которые созданы 6-7 учёными. При этом эти индивидуальные исследовательские программы не образуют единой теории.
В 90-е гг. XX в. появились 4 направления в когнитивизме:
1. Описание и объяснение ментального механизма, объясняющие взаимодействие стимула и реакции.
2. Главная роль в осуществлении мыслительной деятельности принадлежит субъекту; он инициатор и источник всех действий.
3. Исследование внутренней мыслительной природы человека.
4. Изучение когнитивных процессов в отношении с аффектами.
Разделы когнитивной лингвистики
Когнитивная лингвистика подразделяется на три основных раздела:
Интересующие когнитивную лингвистику аспекты когниции включают в себя:
Когнитивная лингвистика, в большей степени чем генеративная лингвистика, пытается соединить в единое целое эти направления. Сложности возникают в связи с тем, что терминология когнитивной лингвистики ещё не устоялась окончательно, поскольку это относительно новая область исследований, а также по причине контактов с другими дисциплинами.
Лингвисты-когнитивисты
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Когнитивная лингвистика» в других словарях:
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА — КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассматривается в современной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
когнитивная лингвистика — Направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. В сферу КЛ входят ментальные основы… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Когнитивная лингвистика — По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой. Возникла параллельно с когнитологией, т.е. в первой половине… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
когнитивная лингвистика — (от лат. cognitio знание, познание), направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных… … Энциклопедический словарь
когнитивная лингвистика — направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных (когнитивных) механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека … Толковый переводоведческий словарь
Лингвистика — Лингвистика … Википедия
Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия
Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия
Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия
Как работает живой язык? Отвечает когнитивная лингвистика
Небольшой экскурс в проблемы когнитивной лингвистики, которая очень старается ответить на волнующие вопросы непростых взаимоотношений языка и сознания.
Лингвистика изучает язык и имеет богатую научную историю. Её основной предмет — это наши способности говорить, слушать, писать и читать. В XX веке лингвистика, как и многие другие предметы, стремилась быть более формальной. Учёные довольствовались изучением текста и формальных правил и совсем не касались феномена «живого» языка.
Рассматривать язык как набор правил и алгоритмов удобно для разработки компьютерных технологий, где результаты таких исследований активно внедряются.
Например, суперкомпьютер Watson, который совсем недавно выступил в роли профессора на студенческом форуме. Он отвечал на вопросы студентов, а те даже не заподозрили, что общаются с системой искусственного интеллекта.
Живой язык — это огромное пространство смыслов, в котором возникают возможности для творчества, и никакие законы описать его не могут.
Если быть объективными, мы знаем пока не так много о революционном для человечества даре. У каждого слова есть целая система смыслов, возникновение и развитие которой зависит от нашего опыта.
Когнитивная лингвистика поможет нам узнать, как исследуют тайну «живого» слова и как использовать текущие знания в реальной жизни.
Язык — это алгоритм?
В русле идей постмодернизма лингвистика отказалась от принципа иерархического строения языка. Когда рождается смысл, то говорить о порядке его структуры не вполне естественно. Наш речевой опыт — это сложное явление, которое невозможно представить алгоритмически.
Речевой опыт формируется в некой системе символов — культуре или субкультуре. Всё, что мы говорим, пишем, читаем, образует наше субъективное смысловое пространство. Вот оно и представляет особую сложность при научном исследовании языка.
В некотором смысле культура — это текст, а прочтение многих текстов формирует сознание человека. Так думал постструктуралист Жак Деррида, которого интересовало отношение сознания и текста. Весь мир – это «космическая библиотека». Звучит красиво, но картина проблемы на этом не заканчивается.
Развитие языкового сознания зависит не только от чтения. Умение повествовательно описать себя и свой жизненный опыт — тоже элемент языкового сознания. Вспомните, как вы отвечаете в социальных сетях на вопрос «Как дела?». Если вашей словесности хватило на большее, чем «нормально», то вы смогли создать уникальный смысл, который невозможно формализовать.
П. А. Флоренский писал следующее про «живое» слово:
В слове уравновешиваются и приходят к единству две накопившиеся энергии… Оно не есть уже ни та, или другая энергия порознь, ни обе вместе, а новое двуединое энергетическое явление, новая реальность в мире… Но нельзя сказать: «оно само по себе». Без того или без другого из соединяемых им полюсов оно вовсе не есть.
Как вы думаете, можно ли приписать знаку чёткое обозначение предмета, явления или понятия? Если ваш ответ – «нет», Лакан бы с вами согласился.
Стоит вместе с Лаканом взглянуть на поэзию. Она может восприниматься как преднамеренная путаница, которая лишена полноты смысла, но это далеко не так. Возникновение неопределённой множественности смыслов, динамическое взаимодействие воображаемого и символического — вот что происходит, когда мы погружаемся в чтение поэтических текстов.
Кстати, сейчас, рассуждая о поэзии, мы подошли к истокам постструктурализма. Постструктурализм начинает спорить с восприятием языка как формального алгоритма.
Постструктурализм для самых маленьких
Постструктуралисты одними из первых начали сомневаться в безусловной связи означающего с означаемым.
Представьте, как делаете человеку комплимент. Вы говорите: «На тебе сегодня отличные ботинки». Что это значит? Можно начать перебирать признаки обуви, которые бы означали характеристику «отличные», но это вовсе не то, что вы вкладывали в комплимент. Вы могли похвалить их цвет, например, красный, который вам очень понравился в одном из фильмов Стэнли Кубрика. Что же касается их владельца, то его опыт, с которым связан красный цвет, может состоять совершенно в другом.
В психологии подобной мысли касался Фрейд, когда писал о том, что в одном образе, слове или мысли совмещаются несколько бессознательных явлений.
Когда мы обращаемся к метафорам, то происходит наложение одних означающих на другие. Позже в работах Деррида этот принцип был представлен в понятиях «скользящее или плавающее означающее».
Лингвисты представили себе человеческую психику как противоречивое взаимодействие трёх сил — воображения, символического и реального. Воображаемое — это доязыковая стадия, когда есть образы, но ещё нет речи. Символическое — это неоднозначность между знаком и смыслом, как в примере с обувью.
Реальное же находится за пределами языка, про которое очень точно сказал Л. Витгенштейн: «Реальное — это аранжировка образов вещей».
Два важных слова: дискурс и синергетика
Читайте также :
Помните, мы начали с того, что речевой опыт возникает в смысловом пространстве? Когнитивные лингвисты переосмыслили пространство, в котором существует язык, и ввели новое понятие. Это слово, которое вы много раз слышали и встречали, но, возможно, до сих пор не в курсе, что оно означает. Вот оно: дискурс. Объяснить, что это, достаточно сложно простыми словами, поэтому для начала объясним сложными.
Дискурс — это целый состав факторов, которые играют роль в понимании и восприятии информации. Структура дискурса включает в себя текст и окружающую среду. Можно сказать, что это сложноорганизованная система с рядом синергетических свойств. Сложная ещё потому, что кроме структуры текста активируются и элементы среды.
Этими элементами могут быть участники дискуссии, её фон, обмен мнениями и даже шум птиц за окном.
Для лингвистики ценность дискурса наиболее выражена в диалоговой природе языковой личности (кто сказал «зеркальные нейроны»?). Нам всем бы хотелось, чтобы разговоры или обмен сообщениями друг с другом были не только интересными, но и гармоничными. Именно от этого зависит, насколько эффектным и синергичным получится дискурс.
В рамках новой методологии синергетического движения личность выступает в её становлении как веер возможностей.
Сложную организацию обсудили, перейдём к другому слову, которое вызывает непонимание — к синергетике.
У нас есть две важные суперспособности — это вдохновение и интуиция. Их возникновение — яркая демонстрация синергетического явления. В самом же общем смысле это такое состояние ума, в котором мозг достигает наивысшей активности. Информация, которую мы воспринимаем, расходится по всей нейронной сети, и это лучшее время для творчества. Кстати, дети отлично знают про это состояние, и часто намного умнее своих родителей.
Основной принцип синергетики состоит в том, что система отношений из двух или более объектов порождает такое качество, которого объекты не достигнут по отдельности. В нашем случае такую систему образует отношение информации из окружающей среды и языкового сознания. П. А. Флоренский писал о том, что слово синергично.
В любом возрасте подсознание позволяет нам реализовывать речевые стереотипы.
Любой речемыслительный феномен ценится за свою синергетическую многоликость. Качество и плотность смыслового пространства зависит от всего многообразия языковой жизни — пишите интересные сообщения, говорите эмоционально, пребывайте в новых языковых ситуациях, читайте интересный текст. Таким образом вы создадите языковую среду, в которой сможете интенсивно обучаться и просто интересно жить.
Считаем смыслы
Человек умеет интерпретировать символы — и письменные, и устные. Интересно здесь вот что: интерпретация символов опирается на нелинейный образ мира. Можно сказать, что оно противопоставляется Аристотелевой логике («Если происходит А, то возникает Б»).
В языке всё плывёт всё время. Поэтому, когда говорят испытуемому — думайте о молоке или думайте о ключе, — из этого ничего не следует. Эта его мысль (есть ещё даже термин такой: mind wondering) идёт как хочет — неизвестно, чего он там навыдумывал. Кроме того, есть ещё и слова. Человек, который думает по-китайски, и у него не только слова другие, вся система другая, вообще всё другое, — какие концепты там, их тысячи миллионов в точках?
Читайте также :
Поиском тех самых последних смыслов, неуловимых в языковом скольжении, занимается семиология. Её предмет — это культурные феномены, которые полностью подчиняются целям коммуникации. Вы читаете этот текст и уже являетесь участником коммуникации, которая подчинена цели узнать о тайне «живого» слова.
Вокруг вас и в вашей голове (а это, между прочим, дискурсивное пространство) постоянно происходят события, которые взаимодействуют друг с другом, и получается синергетическое явление. Ещё пример дискурсивного пространства — университетская аудитория с большим количеством думающих студентов. Очень удачно семиологию представлял Р. Барт, когда писал, что символ – это «вспышка воображаемого».
Зачем я всё это прочитал?
Размышления над значением всегда были предметом многочисленных споров. Возможно, синергетический подход позволит нам переосмыслить отношение к «живому» слову. Первое требование этого подхода состоит в том, чтобы понять, как из отношения мозга и окружающей среды возникает самоорганизующаяся система. Когда исследователи смогут это сделать, мы получим качественно новые знания об устройстве нашего языка. Эти знания будут результатом междисциплинарных исследований и повлекут за собой целый ряд социальных изменений.
Читайте также :
Конечно, их станут применять в образовании и используют для помощи людям с различными нарушениями речи. Возможно, знания о новых принципах устройства языка существенно преобразят исследования в сфере искусственного интеллекта.
Прямо сегодня мы все можем использовать рассмотренные здесь идеи в своей жизни и обучении. Интерес и творчество можно назвать важнейшими условиями любого обучения. Даже повторяя учебный материал, можно делать это творчески. И такой подход имеет конкретную физиологическую картину.
Черта современной эпохи — мы больше ориентированы на текстовые сообщения, чем на устное общение. С этой тенденцией часто связывают обеднение и упрощение речи современных людей.
Самый простой междисциплинарный вывод в следующем: ваш мозг тем сложней, чем больше усилий вы прикладываете в своем языковом пространстве. Живая обдуманная речь, выражающая чувства, открывает возможности для появления бесконечного количества новых смыслов. Это полезно для развития ума человека и доступно каждому из нас, но всё еще слишком трудно для научного исследования.
Что такое когнитивная лингвистика
Вообще, когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.
Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.
Теория современной когнитивной лингвистики состоит из нескольких индивидуальных исследовательских программ, которые созданы 6-7 учёными. При этом эти индивидуальные исследовательские программы не образуют единой теории.
В 90-е гг. XX в. появились 4 направления в когнитивизме:
Когнитивная лингвистика подразделяется на три основных раздела:
· Когнитивная семантика, занимающаяся в первую очередь лексической семантикой
· Когнитивная грамматика, занимающаяся главным образом синтаксисом, морфологией и остальными областями языкознания, связанными с грамматикой.
· Когнитивная фонология.
Интересующие когнитивную лингвистику аспекты когниции включают в себя:
· Конструктивную грамматику и Когнитивную грамматику.
· Концептуальная метафора и концептуальное смешивание.
· Концептуальная организация: Категоризация, Метонимия, Рамочная семантика, и Иконичность.
Когнитивная лингвистика, в большей степени чем генеративная лингвистика, пытается соединить в единое целое эти направления. Сложности возникают в связи с тем, что терминология когнитивной лингвистики ещё не устоялась окончательно, поскольку это относительно новая область исследований, а также по причине контактов с другими дисциплинами.
Наука о невысказанном: что такое когнитивная лингвистика
Теории и практики
Чему бы мы ни учились, мы вряд ли сможем обойтись без языка. Но язык — не только инструмент для передачи информации или ключ к процессам познания: он отчасти сам формирует ту реальность, которую мы познаем. Взаимодействием языка и познания занимается когнитивная лингвистика. По просьбе T&P кандидат филологических наук и эксперт по корпоративным коммуникациям Оксана Смирнова поговорила с Андреем Кибриком о том, как мы структурируем знания, о чем говорим, когда не говорим, и какой у всего этого прикладной смысл.
Андрей Кибрик
Лингвист, доктор филологических наук, директор Института языкознания РАН
— Что такое когнитивная лингвистика — если попробовать объяснить максимально просто?
— Для начала надо объяснить, что такое вообще лингвистика. Вы удивитесь, но есть много недоразумений, связанных уже с этим термином. Иногда так называют преподавание иностранных языков, у многих лингвистика ассоциируется с правилами правописания — но на самом деле это все абсолютно периферийные вещи.
Лингвистика — одна из фундаментальных наук, которая изучает, как люди владеют и пользуются языком. Развернутый членораздельный язык — это наша главнейшая особенность, один из очень немногих четких признаков, по которым мы отличаемся от близкородственных биологических видов, например от шимпанзе. И лингвистика занимается им во всех аспектах.
Так исторически сложилось, что людям проще и удобнее изучать мироздание, поделив его на кусочки. Поэтому, например, разные факультеты в университете занимаются разными науками, хотя в реальной жизни все это неразделимо. Иногда границы начинают абсолютизироваться, и идет борьба за чистоту той или иной дисциплины. От этого очень пострадала лингвистика в XX веке: ученые настаивали на том, что язык — это вещь в себе и для себя и изучать его надо отдельно от всех остальных явлений и процессов.
А когнитивная лингвистика — это как раз противоположный подход.
В основе когнитивной лингвистики лежит убеждение о том, что язык теснейшим образом связан со всеми мыслительными и познавательными процессами человека,
с запоминанием, с извлечением данных из памяти, с передачей сведений от одного мозга к другому. И языковой компонент в этом сложном комплексе — всего лишь один из многих. Поэтому когнитивная лингвистика открыта для контакта с соседними науками — психологией, нейрофизиологией, философией, искусственным интеллектом.
Эта дисциплина начиналась в основном с исследований в области лексической семантики, значений слов. Само явление значения слова основано на том, что человеку свойственно дробить действительность на категории: есть кошка, а есть собака. И разные слова в языке обозначают разные классы в реальности.
Но как быть с нечеткими категориями? Возьмем класс «стул»: кресло или табуретка — это еще стул или уже нет? Вроде бы это языковой вопрос — как мы понимаем слово «стул», а с другой стороны, здесь подключаются и другие науки. Когнитивная лингвистика помогает со всем этим разобраться.
Онлайн- и в языке
— Какими основными понятиями оперирует когнитивная лингвистика сегодня?
С чем связано такое решение, ведь на первый взгляд вроде бы ничего плохого в концептах нет? Этот вопрос очень непростой, один из возможных ответов на него лежит на поверхности и связан с тем, что так называемая концептология — это бесконечный процесс. Фактически почти любому слову можно приписать концепт, а слов в языке сотни тысяч. Сколько же нам потребуется диссертаций, чтобы описать каждый концепт? Вроде бы и неплохое упражнение, но смущает именно бесконечность, повторяемость и однотипность таких работ. Я не изучал детально этот вопрос, но, возможно, это просто более легкий путь, и поэтому многие по нему идут. Мне лично кажется более важным заниматься ключевыми, центральными темами языкознания.
Они очень важны для понимания того, как хранятся и структурируются знания в языке, но и здесь есть определенная узость.
— Дело в том, что язык имеет две основные функции: хранение знаний о мире и обмен этими знаниями между людьми. Вслед за классиками Лакоффом и Лангакером западная когнитивная лингвистика традиционно уделяет больше внимания первой части — лексической семантике, структуре знаний, хранению, памяти. Я называю все это офлайновым аспектом языка, установка на его изучение сохраняется и до сих пор. А онлайновые явления — то есть все, что связано с интерактивной функцией языка, речевым взаимодействием между людьми, или дискурсом, — из программы выпадает.
И я как раз этой онлайновой частью интересуюсь больше всего. В моей докторской диссертации «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» я писал о том, что это ничуть не в меньшей степени когнитивное направление, но там важнее другие аспекты — например, не долговременная память, а оперативная, то, в каком порядке мы обрабатываем некий минимальный объем информации, как делимся ею с собеседником.
Когнитивное обязательство
— Как когнитивная лингвистика соотносится со смежными дисциплинами?
Уже упомянутый мной Джордж Лакофф сформулировал так называемое когнитивное обязательство:
чтобы заниматься когнитивной лингвистикой, нужно знать то, чтó известно о языке и мозге в том числе и соседним наукам.
Я считаю, что это абсолютно неизбежно: нельзя закрываться в рамках своей области и просто домысливать, что думают, например, психологи про мышление, сознание и память, — надо реально изучать их труды.
Несколько лет я руководил Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований. Эта ассоциация проводит серию конференций, где происходит взаимное «опыление» людей с разным профессиональным бэкграундом. Лично для меня это сыграло огромную роль: я стал другим человеком, стараясь вникнуть в то, как психологи и нейрофизиологи думают, как строят исследования, как приходят к своим выводам, какие у них понятийные категории и так далее. Именно по этому пути должно идти развитие.
С 2003 года проходит серия международных семинаров под названием «Эмпирические методы в когнитивной лингвистике» — их цель как раз в том, чтобы не только теоретизировать, сидя в кресле, как устроены язык и мозг человека, но и заниматься в том числе и нейроисследованиями, которые отвечают на теоретические вопросы. Так что когнитивная лингвистика активно взаимодействует и с нейролингвистикой, и с экспериментальной лингвистикой.
Есть у нас точки пересечения и с компьютерной лингвистикой — областью искусственного интеллекта, которая занимается приложениями, работающими с языком. Ее классические направления — это вопросно-ответные системы (в том числе популярные сегодня чат-боты. — Прим. О.С.), системы автоматического распознавания символов и речи (АVR — automatic voice recognition, который используется в с автоответчиками и роботами. — Прим. О.С.), автоматического перевода и автоматического реферирования текста. Во всех этих системах огромную роль играет машинное обучение, а чтобы грамотно его организовать, необходимо хорошо разбираться в алгоритмах и закономерностях человеческого мышления.
Но в то же время, конечно, есть масса людей, которым уютно в своей привычной нише — тут и со наукой не разберешься, а еще и соседние надо изучать, это сложно, тяжело, да и зачем?
— А как другие ученые относятся к этому направлению?
— К сожалению, сегодня мы наблюдаем некоторый скепсис по отношению к когнитивной лингвистике, и он, увы, имеет объективные причины. Дело в том, что иногда люди, которые ассоциируют себя с этой дисциплиной, работают на недостаточно высоком уровне и в мере компрометируют всю идею. Появилось очень много исследований и диссертаций, где используется это броское слово, но дальше общего ментализма и декларации о том, что язык как-то связан с мышлением, дело не идет.
При этом и сама лингвистика в целом по-прежнему продолжает сопротивляться когнитивному подходу: установка XX века на то, что язык — это особая и ни с чем не связанная вещь в себе, оказалась безумно сильна.
Слова, жесты, взгляды
— Какие направления актуальны для современной когнитивной лингвистики?
В последнее время когнитивная лингвистика стала активно изучать мультимодальность — то, как люди общаются друг с другом не только словами, но и интонацией, темпом и громкостью речи, жестами рук, движениями головы, мимикой, направлением взора.
Если мы говорим с собеседником через видеосвязь, наш контакт будет более полноценным, чем по телефону, ведь мы на самом деле передаем большýю часть информации через невербальные каналы.
Это направление меня сейчас особенно интересует.
Пять лет я вел проект российского научного фонда «Язык как он есть», где мы изучали мультимодальный, или мультиканальный, дискурс: то, как люди одновременно задействуют множество коммуникативных каналов и как информация делится между этими каналами. Этим занимаются и мои зарубежные коллеги-когнитологи. Например, американец Алан Ченки, профессор Свободного университета Амстердама и заведующий лабораторией в МГЛУ, вместе с московскими специалистами работает на стыке когнитивной лингвистики и мультимодальности, изучая, в частности, жестикуляцию носителей русского языка.
— А были исследования, как мультимодальность влияет на адресата речи?
Да, конечно — на одной из недавних конференций мы с коллегами рассказывали о результатах нашего исследования, как слушающие следят за жестами говорящего.
Во время речи люди в среднем примерно половину времени жестикулируют. По тому, куда смотрит слушающий, можно судить, на что он обращает внимание. Чтобы отследить глазодвигательную активность участников, мы использовали айтрекинговые очки, и выяснилось, что практически постоянно люди смотрели на лицо говорящего — в глаза и на рот, но долю времени и на руки. Значит,
нам не безразлично, как наши собеседники жестикулируют, мы извлекаем из этого какую-то информацию для себя.
При этом есть довольно серьезное индивидуальное варьирование: разные люди в разной степени обращают внимание на жестикулирующие руки, но в целом доля времени заметная.
Это явление подробно изучает один из ведущих российских психолингвистов, профессор МГУ им. Ломоносова и моя коллега по научным исследованиям Ольга Федорова.
В конце прошлого века много говорили об исследовании американского психолога Альберта Меграбяна, на которое и сегодня часто опираются тренеры по ораторскому искусству. Он подсчитал, что 55% информации мы извлекаем из визуального канала коммуникаций, 38% — из интонации, а из слов только 7%. На мой взгляд, это сильный перебор: все-таки вербальный компонент у человека остается ключевым, хоть и другие тоже есть. Все это надо изучать эмпирически, и здесь перед нами огромный путь.
Когнитивная лингвистика на случай важных переговоров
— В когнитивных исследованиях есть примеры анализа политических, бытовых, художественных текстов. А когда-нибудь анализировал с позиций когнитивной лингвистики бизнес-дискурс?
— Конечно, есть такие работы. Приведу один пример. В лекциях студентам я рассказываю о так называемых жанровых схемах — это шаблоны, по которым строится текст определенного жанра, и цитирую исследование ученого Кеннета Конга из Гонконга о схемах деловых писем, которое проводилось в конце прошлого века. Тогда Гонконг еще был британским и только готовился к передаче в состав Китая, поэтому изучались две группы бизнесменов — китайцы и британцы по происхождению.
Автор сравнивал схемы их писем и при определенном сходстве обнаружил любопытные культурно-специфические различия. В частности, британцы сразу берут быка за рога, они уже в первой строке задают цель своего письма. А китайские бизнесмены подводят к теме постепенно, стараются сначала затянуть автора в свои задачи, расположить его к себе несколькими ходами, а потом уже сообщать о своем предложении.
Я на протяжении 20 лет рассказываю об этом нашим московским студентам и прошу их представить себя бизнесменом, пишущим деловое письмо партнерам. Кем вы себя представите, китайцем или британцем? Двадцать лет назад почти единодушно студенты выбирали китайский способ, но за это время произошло очень сильное западное влияние, и сейчас уже более половины склоняются к англосаксонскому варианту, когда нужно сразу прямо сказать, а уж читатель сам решит — выбросить в корзину или читать дальше. Это мое мини-исследование показывает тенденцию, которая увязывает характеристики делового дискурса с культурными стереотипами.
— Для предпринимателей язык — не только средство общения, но и средство продажи, убеждения. На помощь им приходят сторителлинг, нейрокопирайтинг, инфостиль… Как вы считаете, в обозримом будущем открытия когнитивной лингвистики помогут людям создавать более эффективные тексты для бизнеса, или все же эта наука скорее о другом?
— Это непростой вопрос… Был такой случай — один знакомый психолог пригласил меня выступить с лекцией перед сотрудниками компании, которая занимается рекламой. Я пришел, но сразу почувствовал, что мои знания на практике не очень применимы напрямую к их области…
Дело в том, что когнитивная лингвистика все-таки скорее относится к теоретическим, чем к прикладным наукам, поэтому прямых и однозначных инструкций от нее ждать не стоит. Но вместе с тем те же исследования в области мультимодальности могут иметь огромное количество практических аспектов, в том числе и для прикладных задач, которые рождаются в новых областях — и для робототехники, и для криминалистики, и для бизнеса. Я вполне допускаю, что в будущем к нашему коллективу кто-то обратится с запросом о продолжении этих разработок для практических целей, но пока таких запросов не было.
Что читать и слушать: выбор Андрея Кибрика
Статьи, сайты и лекции, посвященные когнитивной лингвистике
«МОЗГ: рубежи познания»
Российский журнал когнитивной науки
Мы с коллегами выпускаем этот электронный журнал раз в квартал с 2014 года, статьи публикуются на русском и английском языках. Все материалы доступны для бесплатного скачивания в формате PDF.
Виртуальная лаборатория когнитивной науки
На этом сайте собраны все материалы ежегодных конференций «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».
Postnauka.ru
Этот портал о современной фундаментальной науке регулярно публикует интервью с российскими и зарубежными учеными, анонсирует последние научные открытия и результаты экспериментов, которые могут изменить нашу жизнь. Есть здесь и моя видеолекция о когнитивной лингвистике, где я подробно рассказал о теории метафор, когнитивном обязательстве и автономной концепции языка.