Что такое кодирование товаров
Кодирование товаров
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель и основные понятия кодирования товара
Кодирование товара представляет собой процесс образования или присвоения кода классификационной группе или отдельному объекту классификации.
Цель кодирования заключается в систематизации и присвоении условного обозначения – кода, с помощью которого находится и распознается любой товар среди множества иных товаров.
Присвоение кодов происходит на основе определенных правил и с помощью определенных методов. Существуют следующие правила кодирования:
Структура кода – это условное обозначение последовательности расположения знаков и их состава.
Структура кода состоит из нескольких элементов:
Алфавит кода представлен системой знаков, которая принята для образования кода. Для кодов в качестве алфавита чаще всего применяют цифры, буквы, штрихи, пробелы и их сочетания.
Последовательность расположения всех знаков к коде зависит от его разряда. Разряд кода – это определенная позиция знаков в коде, так как каждый знак является характеристикой одного заранее определенного признака товара.
Готовые работы на аналогичную тему
Длина кода – это количество знаков в коде без пробелов.
Способы кодирования
Кодирование товаров реализуется несколькими способами:
Порядковый способ кодирования заключается в образовании и присвоении кода из натуральных чисел. Примерами данного метода являются присвоение кодов в журнале группы или темам в программе. Этот способ является самым простым и распространенным методом кодирования. Его недостатки заключаются в отсутствии дополнительной информации об объектах и невозможности выделить общность и разницу между объектами.
Серийно-порядковый способ кодирования заключается в образовании и присвоении кода из натуральных чисел объектам классификации с конкретными признаками. При использовании данного способа требуется дополнительно распределять множество по объектам в соответствии с определенными признаками.
Последовательная кодировка – это образование, а также присвоение кода из натуральных чисел объектам классификации с применением иерархичной классификации. При малой значности кода у данного вида кодировки достаточно большая информационная емкость. У данной кодировки достаточно жесткий код из-за строгой фиксации последовательно кодируемых признаков, также имеется сложность внесения изменений в код для введения новых признаков.
Что такое кодирование товаров
Кодирование товаров – это образование и присвоение кода классификационной группировки и объекту классификации.
Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования (установления определенного порядка, перечисление объектов по степени их значимости) и присвоения условного обозначения – кода, по которому можно найти и распознать любой
объект среди множества других.
Кодовая система является носителем определенной информации о товаре. Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует во всех документах.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
1. код должен иметь определенную структуру построения.
2. код может быть выражен с помощью
различных заранее обусловленных знаков.
3. код должен способствовать упорядочиванию объектов.
Структура кода состоит из следующих элементов:
1.Порядковый метод – образование и присвоение кода из числа с натурального кода.
Достоинства: простота присвоения кодов. Экономность исполнения 9999
кодов, принятых в классификаторов.
Недостатки: отсутствие дополнительной информации об объектах, невозможность выделения общности и разницы между объектами.
2.Серийно-порядковый метод – это образование присвоения кода из числа натурального ряда закрепления определенных серий и диагноза этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.
Достоинства: упорядочения объекта по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация.
Недостатки: требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам.
3.Последовательный метод – образование и присвоение кода классификационной группировки объектов классификации с использованием кода последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.
возможность выявления общих и частных.
Достоинства: при малой значимости кода больше информационная емкость.
Недостатки: жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью ведения новых признаков.
4. Параллельный метод – образование и
присвоение кода квалификационной группы и объекта классификации с использованием
кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе квалификации. При достаточно высокой степени упорядочивания независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различие признаков. Но для этого метода возможна другая любая заранее обусловленная емкость классификационных объектов и позиций.
Достоинства: хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает
введения необходимых изменений в фасетный.
Недостатки – недостаточная связь между отдельными группировками.
Кодовая система состоит из цифровых обозначений и штрихов от 8 до 13 цифр.
Например: 460 6086 02325 2, где
460 – это код страны,
6086 – это код производителя,
02325 – это сведения о товаре,
2 – это контрольная цифра.
Метод определения качества и законности производства товара по штрихкоду:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
2. Полученную сумму умножаем на 3:
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней цифры:
4. Сложить цифры, указанные в пунктах 2 и 3:
5. Отбросить десятки:
6. Из 10 вычесть, полученное в пункте 5:
10-8=2 – это и есть контрольная цифра, если полученная цифра не совпадает после расчета с контрольной цифрой в штрих коде, это значит, что товар произведен незаконно и не гарантирует качество.
Кодирование товаров
Кодирование— образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код— знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.
Целью кодированияявляется систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования (установления определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости) и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
Правила кодирования состоят в следующем:
• код должен иметь определенную структуру построения;
• код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
• код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода— условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина.
Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам Молоко сгущенное Общероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен код 67.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности — Н.
Буквенно-цифровой алфавит кода— алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи — С4.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.
Основанием коданазывается общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м 2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.
Пробел— определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 — продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 — бумага и ее общая характеристика, 1211 — частные признаки бумаги).
Код характеризуется также длиной.
Длина кода— число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание — 12. Таким образом, длина (Д,) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп):
Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.
Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный способы. Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации.
Порядковый метод кодирования — образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в данной области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны.
Серийно-порядковый метод кодирования — образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.
Последовательный метод кодирования— образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Его главными достоинствами являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков.
Параллельный метод кодирования— образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации сиспользованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.
При достаточно высокой степени упорядочения независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков. Однако для этого метода кодирования возможна любая, заранее обусловленная емкость классифицируемых объектов и позиций. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.
Каждому методу кодирования присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов представлен в табл. 2.
Таблица 2 Достоинства и недостатки разных методов кодирования
Метод | Достоинства | Недостатки |
Порядковый | Простота присвоения кодов Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах | Отсутствие дополнительной информации об объектах Невозможность выделения общности и разницы между объектами |
Серийно-порядковый | Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация | Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам |
Последовательный | При малой значности кода большая информационная емкость | Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков |
Параллельный | Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету | Недостаточная связь между отдельными группировками |
Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.
3.2. Кодирование товаров
Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации (товаров).
Совокупность методов и правил кодирования образует систему кодирования.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения посредством кода, по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Ранжирование – установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости.
Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ПЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ. Система кодирования должна решать следующие задачи:
• содержать необходимую информацию о закодированных товарах (объектах кодирования);
• однозначно идентифицировать в пределах рассматриваемого множества закодированный объект;
• стремиться при построении кодов к минимальной их длине;
• предусматривать достаточный резерв для кодирования новых товаров для того, чтобы не нарушать структуру классификации;
• ориентироваться на машинную обработку кодов;
• содержать возможность ввода в структуру кода контрольного числа.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
Правила кодирования следующие:
• код должен иметь определенную структуру построения;
• может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
• должен способствовать упорядочению объектов.
Элементы кодирования. Структура кода представляет собой условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем и состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда, длины и контрольного числа.
Алфавит кода – система знаков, используемых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи.
Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой, штриховой алфавиты кода и в виде цветных пятен.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются арабские цифры. Например, изделиям швейным общегосударственным классификатором продукции присвоен код 85.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков (русские, латинские). Например, по классификатору стандартов и технических условий текстильным изделиям присвоена буква М, а продукции пищевой промышленности – Н.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, перчатки и рукавицы кожаные в классификаторе стандартов и технических условий имеют код М16.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, а их ширина считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды ЕАМ и ЦРА, широко применяемые в международной практике.
Код в виде пятен различного цвета. Применяется крайне редко из-за дороговизны, трудоемкости и технических ограничений оборудования для его расшифровки и распознания.
Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.
Разряд кода – позиция знака в коде, т. е. последовательность расположения знаков в коде.
Поскольку каждый знак характеризует какой-либо заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м 2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.
Условное обозначение в структуре кода – это цифра, буква, штрих или пробел.
Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в миллиметрах может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 – продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 – бумага и ее общая характеристика, 1211 – частные признаки бумаги).
В штриховых кодах цифровую информацию несут ширина штрихов, пробелов и цифры внизу.
Структура кода характеризуется также длиной.
Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание – 12.
Контрольное число — расчетное число, используемое для проверки записи кода. Наиболее распространен метод его расчета по модулю «11», сущность которого заключается в следующем. Каждому разряду кода присваивается определенный коэффициент значимости (вес) в виде натурального ряда чисел начиная с 1. Затем вычисляется сумма произведений каждого разряда на коэффициент значимости. Сумму полученных произведений делят на 11. Остаток от деления суммы на 11 в виде целой части от деления и будет контрольным числом.
Более простой и доступной является следующая методика проверки штрихового кода:
• складываются цифры, стоящие на четных позициях кода;
• полученная сумма умножается на 3;
• складываются цифры, стоящие на нечетных позициях кода, кроме 13-й;
• суммируются результаты вычислений п. 2 и п. 3;
• полученное число вычитается из ближайшего вышестоящего числа, кратного 10 (например, если это 80, то из 90);
• последняя цифра результата по п. 5 должна равняться 13-й цифре штрихового кода, тогда код составлен верно.
Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный и комбинированный. Последние три способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации.
Порядковый метод кодирования предусматривает образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) наименованиям товаров, выстроенным в алфавитном порядке, регистрационным номерам технических нормативных правовых актов, темам в учебной программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Для удобства обработки рекомендуется использовать равномерный код, когда число разрядов в каждом коде одинаково (001, 002, 003, 004, 005 и т. д.). Однако недостатком этого метода является отсутствие в коде конкретной информации об объекте, сложность машинной обработки кодов при получении итогов по классификационным группировкам со сходными признаками.
При серийно-порядковом методе кодирования происходит образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Например, обувь обозначим через индекс О (обувная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85, – обувь с верхом из натуральных кож, 86 – обувь с верхом из искусственных материалов. Преимуществом этого метода является возможность кодирования объектов по последовательно выделенным соподчиненным признакам. Недостатком же можно назвать отсутствие конкретной информации о свойствах отдельных закодированных объектов.
Последовательный метод кодирования предусматривает образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Значения последующих разрядов в коде (низших) зависят от значений предыдущих разрядов (высших). Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков, логичность построения, размещения большого объема информации. Недостатками кодов, построенных этим методом, являются: ограниченные возможности идентификации закодированных объектов, затруднения в кодировке новых товаров из-за жесткой структуры иерархического метода классификации. Данный метод целесообразно использовать в том случае, если номенклатура товаров длительное время устойчива и неизменна.
Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере расшифровки кода М16 по Государственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции: М – раздел «Текстильные и кожевенные материалы и изделия»; Ml – класс «Кожевенные валяльно-войлочные изделия»; М16 – группа «Перчатки и рукавицы кожаные».
При параллельном методе кодирования образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации происходит с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. При достаточно высокой степени упорядочения независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков, т. е. недостатком его является ограниченная возможность идентификации товаров. Однако для этого метода кодирования возможна любая заранее обусловленная емкость классифицируемых объектов и позиций. Так, по конкретному коду легко определить, набором каких характеристик обладает закодированный объект, коды приспособлены к машинной обработке, блочное построение упрощает стандартизацию товаров, на коды не влияют изменения в структуре кодируемых объектов. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.
Параллельный метод кодирования может применяться и при иерархическом методе классификации. Тогда соподчиненные признаки, обладая полной однородностью, располагаются параллельно во всех звеньях иерархической цепи или несоподчиненные параллельные признаки искусственно устанавливаются в определенной последовательности.
При комбинированном методе кодирования возможно сочетание последовательного и параллельного, порядкового и последовательного методов кодирования.
Уже сегодня в большинстве стран мира товар поступает на рынок только при наличии машиночитаемого штрихового кода. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода. Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85 % товаров.
Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов в определенной последовательности. В отличие от многих информационных знаков он выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций, к которым относятся: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения (отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров – производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30 %, в некоторых случаях – до 80 %); повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения штрихового кода возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ПЭВМ в сферу производства и торговли. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15 % стоимости товара.
С целью упрощения документооборота в конце 60-х гг. XX в. появились первые идеи разработки универсальной системы, основанной на идентификации товаров по товарной нумерации. Товарная нумерация и введение ее в ЭВМ были осуществлены в США и Канаде. Основой штрихового кодирования послужили универсальные товарные коды – UPC.
В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации – EAN. На основе американского стандарта разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN, находящаяся в Брюсселе.
Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использована в любой точке цепи производитель – оптовое предприятие – предприятие розничной торговли. В рамках системы EAN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными. Хотя система EAN была разработана на основе системы UPC и при ее создании предусматривалось выполнение требования совместимости с системой UPC, в силу технических причин достигнуть полной совместимости этих систем не удалось.
Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные.
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8; EAN-13; EAN-14 (только для транспортной тары). Их расшифровка осуществляется сканирующими устройствами. Структуру разных типов штриховых кодов отражает табл. 3.1.
Таблица 3.1. Структура штриховых кодов разных типов
* – страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например, страны СНГ – 460–469.
** – в указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.
Рис. 3.3. Структура штрихового кода
Структура кода EAN-13 представлена на рис. 3.3.
Расшифровать данные ШК необходимо следующим образом:
• первые две (иногда три) цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера.
Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель (продавец) имеет право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных.
Каждой стране – члену Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные, но могут быть и трехзначные за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, где находится банк данных о штриховых кодах, представлены в табл. 3.2;
• следующие 3–5 цифр (код изготовителя) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю.
В России код изготовителю присваивает Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN. Она выдает регистрационные номера-коды предприятиям, причем предпринимателям не только российским или из других стран СНГ, а из любой страны. Она ведет также банк данных о зарегистрированных у нее штриховых кодах, разрабатывает и распространяет методики по использованию кодов EAN;
Таблица 3.2. Коды некоторых стран местонахождения банка данных о штрих-кодах
• следующие 3–5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие информацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своей организации.
В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования штрихового кода. Лишь изменения цен не влекут за собой изменения штрихового кода;
следующие цифры (для 14-значных кодов с 9 по 13) должны указывать на сведения об упаковке. Сведения, указанные в диапазоне цифр-кодов с 7 по 12, изготовитель доводит до своих торговых партнеров не менее чем за три недели до поставки самого товара. Это правило действует и в случае изменения штрихового кода;
• последнее число кода (8, 13 или 14) – контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.
Штриховой код не только классифицирует товар, но и идентифицирует его так, что любой другой товар, продающийся на рынке, не может иметь такого кода.
Штриховой код представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль – самый узкий штрих или пробел (ширина – 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов – от одного до трех модулей.
Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание. Для кодов EAN и UPC размер символа определяется как процент от номинального размера.
Номинальный размер символа EAN-13 от первого до последнего штриха – 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.
Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101). Максимальные размеры кода: длина – 74,6 мм, ширина – 52,5 мм.
Код EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип штриховых кодов отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.
Код EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.
Код EAN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот штриховой код крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать, предназначен в основном для транспортируемых грузов.
Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.
Анализ структуры штриховых кодов показывает, что закодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю.
Широкое распространение штриховых кодов привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.
В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.