Что такое клан в китае

Клан [в шанско-раннечжоуском Китае]

Место рода в шанско-раннечжоуском Китае достаточно быстро занял клан. Речь идет не только о коническом клане правителя и даже не о кланах-корпорациях шанского времени типа Сань-цзу, а прежде всего о региональных удельных кланах Шан, функционально и политически сопоставимых с удельными кланами Чжоу. В Чжоу они обычно именовались термином ши, хотя использовались и иные, в том числе идущие со времен Шан (цзун, цзун-цзу). Клановые образования типа ши и цзунцзу в принципе те же конические кланы, что первоначально сложились в домах правителей-ванов Шан и Чжоу, а затем были заимствованы в шанских региональных подразделениях Шан, а также в чжоуских уделах. Возникновение их было связано с необходимостью точно определить главную и боковые линии родства и тем самым степень знатности и соответствующие права на власть, начиная с прав наследования высшей власти.

Аристократические кланы ши и цзун-цзу включали в себя прежде всего группу кровных родственников, связанную между собой первыми четырьмя степенями родства. Начиная с пятой степени счет родства в боковых линиях прекращался, и потомки этих линий в последующих поколениях уже не считались знатью. Если они при этом сохраняли хоть сколько-нибудь заметный статус, выделявший их над уровнем простолюдина и бьши, в частности, грамотны или профессионально подготовлены к военной либо административной службе, они автоматически входили в сословие ши (иероглиф, отличающийся от иероглифа ши — клан), т.е. сословие служивых. Они могли служить тому или иному аристократу и тоща подчас включались в его цзунцзу или клан-шы, даже если были выходцами из иного клана.

В клан цзун-цзу либо ши могли входить и простолюдины — но лишь опять-таки только потому, что жили в соответствующем уделе, принадлежащем главе клана, и служили своему господину, считались «его людьми». Как и служивые ши, простолюдины с легкостью могли менять клан, особенно в результате войн и перемены хозяев. Сказанное означает, что такие социальные корпорации, как тотемический род, игравший столь существенную роль в первобытном обществе, в стратифицированной урбанистической структуре теряли свое значение для большинства — кроме родовой знати с ее нормами экзогамии. Что касается конического клана с его линиями, то он был жизненно важен опять-таки для аристократов, но фактически не имел значения для простолюдина и даже для отдаленных потомков родовой знати в боковых ветвях.

Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь. Западное Чжоу (до VIII в. До н.э.), М., 1995, с. 325-326.

Источник

Великие кланы Китая

Представители великих кланов крупных землевладельцев и купцов, двух групп, слившихся в период правления династии Хань, скупали землю селян, однако они не стремились создавать крупные поместья для обработки наемными тружениками. Самые крупные родовые поместья, описанные в летописях династии Хань, были в десять с лишним раз меньшей площади, чем у главной вотчины Рима или крупных европейских монастырей Средних веков. Вместо расширения общих единых родовых поместий, представители великих китайских кланов дробили свою землю и раздавали ее собственным сыновьям в строгом соответствии с традицией делимого наследования предков. Эти меньшие наделы обрабатывали либо родственники, либо наемные испольщики-арендаторы. Намерение глав великих кланов состояло не в том, чтобы просто копить землю и богатство, наоборот, они стремились использовать эти земли и богатства для наращивания обширных сетей кровной родни, постояльцев и соседей, на преданность которых могли бы рассчитывать.

Наиболее мощные местные кланы подразделялись на многочисленные – в некоторых случаях на сотни – хозяйства родственников. Они удерживали господство над своими уездами, округами или областью посредством союзов своих домашних хозяйств и брачных уз с другими крупными родственными объединениями. Семьи, не охваченные такими сетями или закрытыми сообществами, носили название «одинокие семьи», «одинокие ворота», «сиротские ворота», «одинокие и холодные», «одинокие и неприкаянные», «осиротевшие и неприкаянные» или «осиротевшая и провинциальная». Эти определения изоляции применялись даже к богатым кланам, не удостоенным высокого статуса или не обладавшим влиянием.

Автор философского трактата «Сокровенные тайны бога Тай», от которого до наших дней дошел только лишь маленький фрагмент, пошел дальше таких рассуждений по поводу надлежащих и неподходящих связей. В нем перечислено десять пороков, грозящих государству разрушением. В их числе такие пороки, как мощные родственные связи по мужской линии, тянущие на себя земледельцев и частное богатство, которое превысило богатство государства. Еще одним пороком названа «слава тех, о ком известно на сто ли, или общественные связи, раскинувшиеся на тысячу ли». Автор обращает внимание на опасность сетей, раскинувшихся на протяженные расстояния и тем самым охватывающих целые области влиянием частных союзов. Он видит в сетях не просто нравственную проблему, а проблему политическую, где ключевое отличие заключается в территориальном размахе влияния. Опасность сетей состоит в распространении угроз со стороны мощных родов, связанных одним происхождением, и их чрезмерном обогащении.

Кланы расширяли свои контакты и территориальный охват самыми разнообразными способами. Заключение выгодного брака как средство повышения статуса семьи практиковалось фактически во всех цивилизациях, и оно находит классический прецедент в империи Хань. Тесть императора Гаоцзу отдал ему свою дочь в спутницы жизни только потому, что его черты лица обещали великое будущее, сулившее величие его родственникам. В источниках информации о династии Хань родственный брак между ведущими кланами подается как обычное дело, ведь через них предводители родов укрепляли свою власть в империи. Во время восстаний против Ван Мана в отряды мятежников клан одного человека иногда объединялся с родственниками супруги.

Ученые позднего имперского и современного Китая отмечают, что практика деления кланового хозяйства обычно сопровождается установлением выгодных брачных связей. Деление кланового имущества по случаю создания сыновьями собственных семей осуществлялось при тщательном учете супружеских уз, укрепляющих связи с родственниками жены и поднимающих статус жены, предохраняемой от тещи общественным положением. Ссоры между свекровями и невестками конечно же в Китае при династии Хань тоже случались. И их примеры можно найти в китайской поэзии. К тому же в сборнике медицинских и магических «рецептов», обнаруженном в Мавандуе, содержится заклинание, рекомендуемое для предотвращения такой проблемы.

Классическим примером влиятельной семьи и методов, с помощью которых ее главы приобрели власть над сельским обществом, считается клан Фань из Наньтана. Его описывают как выдающуюся семью родовых деревень, члены которого «на протяжении нескольких поколений демонстрировали большую сноровку в животноводстве и наращивании богатства». За счет эксплуатации тружеников зависимых домашних хозяйств они создали усадьбу площадью около 1,2 тысячи гектаров с рыбными садками и несколькими скотными дворами, то есть, по европейским стандартам, им принадлежало относительно небольшое хозяйство. Общее количество народа в этом домашнем хозяйстве, вероятно, не превышало пары дюжин человек. С точки зрения численности работников и площади земли, находившейся в их распоряжении, этот клан выглядел мощнее своих соседей, но его влияние выше местного уровня не поднималось. Однако клан Фань с его богатством «облегчал жизнь и помогал в финансовом отношении родственникам и членам семьи, а также раздавал милостыню обитателям деревень, где они жили сами».

Клан Фань выступил заметным действующим лицом в своем районе и сподобился действовать на имперском уровне вопреки их собственному относительно небольшому поместью, а также немногочисленным ближайшим родственникам и слугам. Тут свою роль сыграли обязательства и поддержка со стороны большого количества владельцев домашних хозяйств. Сеть этого клана состояла в первую голову из тех, кто носил их фамилию, но в конечном счете она охватила всех их соседей. Этот способ плетения сетей из домашних хозяйств, разделяющих сначала общую родословную и затем местное происхождение, позволил ведущим кланам призывать на службу себе тысячи человек. То есть у них появилась возможность доминировать над более скромными соседями.

Однако, в отличие от связей вельмож, разбойников и ученых, сети великих кланов возникли не только из межчеловеческих отношений. Они появились из ранжированного ряда связей, начинавшихся с собственно домашнего хозяйства, распространявшихся на другие домашние хозяйства, восходящие к общему предку. Затем продлевались на постоянно живущих в семье слуг (кэ), на соседей из тех же самых или соседних деревень и, наконец, на людей во всех уголках области или из отдаленных семей, связанных совместной учебой или политической службой.

На тех пирах угощались сельские жители и члены родового клана, а Шу Гуан оправдывал себя тем, что расходовал свое состояние ради удовольствия этих людей, а не сохранил его для своих ближайших родственников. Мужчины сильных и целеустремленных родовых кланов совсем не противопоставляли родственные связи связям с жителями деревни; скорее структуру деревенского общества определяла максимально расширенная граница родства.

Шу Гуан утверждал, что богатство представляло ценность только лишь посредством его обращения. Лежавшее без движения, оно отравляло жизнь и семье, им владевшей, и остальным селянам, зато после раздачи по частям оно превращало потенциальных врагов в союзников, зависящих друг от друга. Когда Шу Гуан поделился подарком императора, он не только сыграл роль правителя, одаривающего подданных благами, но и выполнил функции самого владыки на уровне отдельно взятой деревни. Император тоже считал своим долгом помощь бедным, сиротам и вдовам, и это – в дополнение к раздаче даров своим заслужившим того сановникам. Упор на милосердии, предназначенном окружающим людям, находим в трактате крупного землевладельца эпохи Восточной Хань по имени Цуй Ши и в текстах росписей склепов ханьских землевладельцев, где читаем о важности этого милосердия для их идеализированного представления о себе (рис. 12). Сообщения о примерах благотворительности на местном уровне также появляются в каменных письменах. О некоем У Чжун-шани написали, что он раздавал ссуды нуждающимся, но не настаивал на их возвращении. Он к тому же тайком раздавал сиротам остававшиеся после его пиров угощения. Подобное благотворительное поведение приписывают одному воеводе, раздававшему своим подчиненным все подарки, которые он получал от императора.

Что такое клан в китае. Смотреть фото Что такое клан в китае. Смотреть картинку Что такое клан в китае. Картинка про Что такое клан в китае. Фото Что такое клан в китае

Рис. 12. Изображение сидящего землевладельца и его слуги, ссыпающего зерно в амбар коленопреклоненного старого хлебороба

Важность благотворительности и раздачи подарков нашла отображение в легендах о том, как богатство и власть известных кланов возникли благодаря великодушию их предков. Это великодушие приняло форму либо «анонимной доброты» к незнакомцам, оказавшимся духами, либо склонности к жертвоприношению. Когда некто Хэ Бигань приютил восемьдесят с лишним седовласых стариков, попавших под проливной дождь, они дали ему 990 счетных прутиков, объявив о том, что потомков Хэ, удостоившихся государственной службы, будет столь же, сколько этих прутиков. В другой сказке член клана Чжан укрыл у себя на груди некую птицу. Эта птица превратилась в застежку пояса, и, пока его потомки хранили данную застежку, их богатство прибывало. Мужчины клана Инь ежегодно приносили пожертвования Гуань Чжуну из царства Ци. Однажды новогодним утром им явился бог очага, он поздравил домочадцев, и в его честь в жертву принесли желтого ягненка. С того времени клан Инь начал сказочно богатеть, а принесение в жертву желтого ягненка богу очага на Новый год стало семейной традицией. Несколько таких сюжетов воплотились в поговорках жителей столичной области. Эти рассказы, по сюжетам которых милосердие чудесным образом обернулось большим богатством, существуют в жанре притчи или народной сказки об общественной деятельности родовых кланов, проявлявших общественное великодушие для поддержания своего престижа и власти.

Надо сказать, что великодушие предводителей великих семей вело к власти и влиянию каналами весьма сомнительными. В дополнение к тому, что они делились своим богатством с соседями победнее, представители родовых кланов занимали посты на государственной службе, купленные на взятки или щедрые дары тем, кто находился у кормила власти. Взятки расценивались как своего рода великодушие (направленное снизу вверх), и служили они расширению сетей связей, служащих укреплению положения родовых кланов в китайском обществе. Выдающийся местный ученый отстаивал традицию сельских жителей, подносивших подарки достойному местному чиновнику до тех пор, пока тот не начинал их вымогать. Высокопоставленные вельможи специально осыпали подарками своих гостей и потенциальных сторонников, чтобы заручиться их протекцией и укрепить свои родственные узы. Родственники купца раздавали подарки влиятельным мандаринам ради налаживания отношений с людьми, обладавшими политической властью, и потом пугали других купцов такими связями, когда требовалось выбить долги.

Многие люди, перечисленные в письменах, составленных в честь сердобольных влиятельных политических деятелей, отнесены к ученикам. Притом что такой статус далеко не всегда указывает на связи в сфере просвещения, в литературных источниках описываются люди, отказавшиеся от политической карьеры, посвятившие себя науке и тем самым сформировавшие сети, состоявшие из сотен или тысяч преданных последователей. В случае с Фань Чженем «ученики пришли из дальних районов империи», и некоторые из его воспитанников объединились, чтобы воздвигнуть камень с хвалебным посвящением еще при его жизни.

Раздел имущества между родными братьями, устройство полезных связей посредством заключения брака, раздача денег во время угощений и в качестве подаяния, путешествия ученых, а также проведение молебнов в знак поклонения местным божествам – все это служило умножению числа домашних хозяйств, принадлежащих к великому клану. Соответственно, максимально росло число людей, услугами которого такой клан мог воспользоваться. Ради максимального приращения богатства и власти предводители этих родовых кланов – как и государственные власти – стремились привлекать в сферу своего влияния как можно больше народа, а расширение земельных наделов и накопление наличных денег стояло на втором месте. Так как аграрные технологии того периода истории опирались на интенсивный ручной труд в почти садоводческом стиле сельского хозяйства только с вспахиванием и выращиванием культур с экономией за счет наращивания производства, смысл в объединении небольших земельных наделов в крупные вотчины практически отсутствовал. Представители великих кланов предоставили арендаторам возможность обрабатывать свои собственные клочки земли, а доход, собранный с издольщиков, шел на расширение их сетей.

Даже когда с крахом династии Восточная Хань власть центрального государства пала, влиятельные в местном масштабе кланы ради сохранения своих состояний не стали переходить к принципу первородства. Наоборот, они продолжали делить свою собственность между сыновьями и искать союзы в браке, чтобы увеличить число своих последователей и расширить географический размах своего влияния.

Источник

Древние китайские кланы, организовавшие «глубинное государство»

1. Чжан Лян почитается в современном мире, причём не только у китайцев, но и у других народов. Статья в «Сяньчжуань Ши-и» (仙傳拾遺, «Фея прошла мимо шии (советника, указывавшего императору на его упущения)») рассказывает историю о том, как Чжан Лян стал бессмертным. Чжан Лян практиковал некоторые из учений книги и достиг некоторых магических способностей. Чжан Лян был похоронен на равнинах Головы дракона (龍首原) после своей смерти. По легенде в гробнице Чжан Ляна была совершена облава, когда произошло «Восстание краснобровых», а восставшие увидели жёлтую каменную подушку внутри его гробницы. Подушка быстро исчезла и улетела, как падающая звезда, и больше ничего не было найдено в гробнице, даже тело Чжан Ляна. Чжан Лян стал бессмертным и служил Лао-цзы в качестве помощника. Потомок Чжан Ляна, Чжан Даолинг, тоже стал бессмертным, и он отправился со своим предком, чтобы в горах Куньлунь встретить Си-ван-му (西王母, «Царица-мать Западного рая»), одну из наиболее почитаемых в даосском пантеоне) китайскую богиню, повелительницу Запада, хранительницу источника и плодов бессмертия.

Встреча Чжан Ляна с китайским метеорологом XX века Хуан Шигуном (黃士松) также стала одной из классических китайских народных сказок о смирении для последующих поколений.

Что такое клан в китае. Смотреть фото Что такое клан в китае. Смотреть картинку Что такое клан в китае. Картинка про Что такое клан в китае. Фото Что такое клан в китае

Чжан Лян – одна из 32 исторических фигур, которые фигурируют в качестве особых персонажей в видеоигре «Романтика Трёх государств XI» японского разработчик игр, издателя и распространителя, основанного в 1978 году Koei Co., Ltd. (япон. 株式会社コーエー «Кабусики гайса Коэ», также сокращённо 光栄). У этого персонажа игры более высокая статистика разведки, чем у всех других персонажей, кроме Цзян Цзыя (姜子牙, около XII – XI веков до н.э., годы жизни неизвестны), военного советника Чжоуского Вэнь-вана, генерала его сына, У-вана, и основоположника династии «восточного варварского» государства Ци (удельного княжества в государстве Чжоу), который считается автором трактата по стратегии «Лю тао» (六韜, Шесть секретных учений). Чжан Лян также является игровым персонажем класса «Волшебник» в действии другой игры RPG Prince of Qin (秦殇, цинь шан или «Принц Цинь»). Он также появляется как персонаж в анимационной серии «Легенда о Цине» (秦时明月; цинь ши мин юэ).

Что такое клан в китае. Смотреть фото Что такое клан в китае. Смотреть картинку Что такое клан в китае. Картинка про Что такое клан в китае. Фото Что такое клан в китае

2. Если Чжан Лян способствовал приходу к власти династии Хань на территориях, вошедших в Империю Цинь, то Цзян Цзыя – династии Цзи (эпоха Чжоу) на территориях, вошедших в государство Шан (Инь).

Но и Цзян Цзыя также почитается до сих пор. Именно его книгу изучал в молодые году Чжан Лян. По преданию, Вэнь-ван повстречал Цзян Цзыя, когда тот рыбачил на берегу реки. Образ нашёл многообразные отражения в фольклоре, встреча двух великих исторических фигур описывается в мистических тонах.

Цзян Цзыя фигурирует с уважительным прозвищем Тай-гун (太公, «старейшина», «почтенный старец»). В частности, оно используется в поговорках «Тай-гун удит рыбу, а на удочку попадётся тот, кто хочет» (姜太公釣魚,願者上鉤) со значением «добровольно идти на риск». Популярности Тай-гуна способствовало его изображение в романе «Фэншэнь яньи» (封神演義) эпохи Мин (XVI век «Возведение в ранг духов»): он описывается как последователь даосского божества величаемого Юаньши Тайцзунь (元始天尊), от которого получает полномочия возводить духов в ранги, подобные феодальным, и присваивать людям статус святых-бессмертных (так называемый «Цзян Тайгун печать Бог» 姜太公封神).

В наши дни в Китае Цзян Цзыя считается одним из величайших стратегов в истории и рассматривается как основоположник китайской стратегической науки. Во времена эпохи Тан в честь Тай-гуна как покровителя военного дела на казённые деньги был воздвигнут храм, таким образом, наделяя его официальным статусом близким к тому, которым пользовался Конфуций. Позднее культ Тай-гуна был вытеснен культом Гуань Юя (關羽/关羽, умер в 220 году н.э.), военачальника государства Шу эпохи Троецарствия и одного из главных героев средневекового романа «Троецарствие», в котором он выведен как идеал благородства, своего рода восточный Робин Гуд.

3. Клан Чжанов безусловно не в полном составе входит в «глубинное государство» китайцев-ханьцев, но его лучшие представители всегда были в нём. Так как мы обсуждаем историю постепенного проявления и возникновения «глубинного государства» китайцев-ханьцев, то не можем обойти вниманием и китайскую клановую фамилию Цзи.

Итак, Цзи – это ряд различных китайских фамилий, написанных на разных диалектах и языках, объединяемых в единый китайский язык. В зависимости от характера, она может быть произнесена в четырёх тональностях путунхуа и в большем количестве тональностей других диалектальных групп в китайском языке. Языки, использующие латинский алфавит, не различают разные китайские фамилии, делая их все как Цзи или Чжи. В китайском языке существует много иероглифов, которые так звучат: 計 – (считать), 紀, 吉– (счастливый), 嵇, 汲, 籍, 冀, 迟, 池 и так далее. В корейском языке существует фамилия Чы, восходящая к китайскому клану Цзи (蚩, буквальное значение «водоём», «пруд»). Несколько омонимичных китайских фамилий (кланов) не все имеют отношение к «глубинному государству» китайцев-ханьцев.

Фамилия Цзи в третьей тональности (己, буквально «шестой небесный стебель», «имеет», «гексиловый») – одна из древних фамилий, Цзи – сегодня редко встречающаяся фамилия. Она не указана в классическом тексте династии Сун «Сто семейных фамилий». Цзи (己) является одной из восьми фамилий важного персонажа в китайской мифологии и китайской народной религии Чжу Жуна (祝融), также известного как Чунли (重黎), связанного с кланом Ми (芈), который основал крупное государство Чу (楚) и государство Куй (夔) во времена династии Чжоу. Учёный Ли Сюаньбо считает, что имя происходит от змеи – тотема этого клана, так как китайский иероглиф 己 напоминает змею. Во времена династии Чжоу, ветви этого клана Цзи создавали второстепенные государства Цзу (莒, в современной провинции Шаньдун), Тан (郯) и Вэнь (温), в которых они были правящими.

Фамилия Цзи в третьей тональности (纪/紀) возникла в древнем государстве Цзи в современном городском уезде Шоугуань (寿光) городского округа Вэйфан (潍坊) в провинции Шаньдун. В 690 году до н.э. государство Цзи было завоевано и аннексировано Сян-ваном из соседнего государства Ци, а народ Цзи принял название своего прежнего государства как свою фамилию, являющейся 136-ой китайской фамилией по степени распространённости. Эта фамилия Цзи – ветвь клана Цзян (姜), фамилия правящего клана государства Цзи.

Фамилия Цзи во второй тональности (姞) – одна из древних фамилий, Цзи – сегодня редко встречающаяся фамилия. Она не указана в классическом тексте династии Сун «Сто семейных фамилий». Говорят, что клан Цзи произошел от Жёлтого Императора. Лидер клана Бо Тьяо (伯 儵) был захвачен государством Южная Янь (南燕), находившимся на территории современного городского уезда Вэйхуэ́й (卫辉) городского округа Синьсян (新乡) провинции Хэнань. Одна из ветвей его потомков позже отбросила из написания иероглифа, обозначающего их фамилию, 38-ой ключ Канси (女), который стал писаться теперь как Цзи (吉), став 195-ой китайской фамилией по степени распространённости. Помимо государства Южная Янь, ветви клана Цзи также стали правящими во второстепенных государствах Мису (密须) и Би (偪) во время династии Чжоу.

Фамилия Цзи в четвёртой тональности (季, буквально «сезон года», «молодое зерно») – могущественное семейство в государстве Лу (на родине Конфуция), упоминаемое в Сы Шу (四書/四书, или «Четверокнижии»), своде канонических текстов, избранных в XII веке Чжу Си как введение в конфуцианство. Чжу Си (朱熹, также известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань, 1130 –1200 годы) был китайским философом, учёным-энциклопедистом, литератором, текстологом и комментатором конфуцианских канонических произведений, педагогом, главным представителем неоконфуцианства, придавшим этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде сопредельных государств, особенно в Японии и Корее. Эта фамилия Цзи является 142-ой китайской фамилией по степени распространённости.

Но не эти пять кланов Цзи имеют серьёзное отношение к «глубинному государству» китайцев-ханьцев. Совсем другое дело клан Цзи в первой тональности (姬, буквально «придворная дама»). Это – фамилия правителей династии Чжоу (周朝, Чжоу Чао, 1045 до н.э. – 221 год до н.э.) и государства Цзинь (晉/晋), была родовым именем династии Чжоу, которая правила Китаем между XI и III веками до н.э. Тридцать девять членов этой семьи правили Китаем в этот период, в то время как многие другие правили как местные ваны, хоу, которые в конце концов получили большую автономию в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся государств. Цзи – довольно сегодня редко встречающаяся фамилия в современном Китае, во многом потому, что её носители часто использовали названия своих государств в качестве новых фамилий.

Легендарная и историческая запись показывает, что клан Чжоу Цзи тесно переплетается с кланом Цзян (姜), который, похоже, предоставил многих высокопоставленных супруг для правителей клана Цзи (Edwin G. Pulleyblank «Ji 姬 and Jiang 姜: The Role of Exogamic Clans in the Organization of the Zhou Polity», 2000). Популярная теория в недавней китайской науке предположила, что они представляют два важных клана: Цзи первоначально сосредоточивался на реке Фэнь в провинции Шаньси, а Цзян вокруг реки Вэнь в провинции Шэньси, чей союз создал государство Чжоу, которым управлял старый ван Данфу, хотя теория остается проблематичной. Вот эти много раз породнившиеся между собой два клана и составили элитную часть аристократических кланов современного «глубинного государства» китайцев-ханьцев, куда вошли также кланы, имевшие видных представителей даосской, конфуцианской и военной элиты.

В семейных гимнах, записанных в классической поэзии, фамилия Цзи (姬) прослеживается от чудесного рождения героя культуры династии Ся (夏朝, около 2070 года до н.э. – около 1600 года до н.э.) и чиновника суда Хоуцзи (后稷, Государь-зерно или Государь-просо) вызванного тем, что его мать наступила на след, оставленный высшим богом Шанди (上帝). Труд историографа империи Хань Сыма Цяня Ши цзи (史記/史记, «Исторические записки»), играющий в китайской культуре роль примерно сопоставимую с той, которую сыграла «История» Геродота для западного мира, вместо этого делают Хоудзи, сыном Императора Ку, потомка Жёлтого Императора. К этому клану принадлежало много выдающихся личностей в истории Китая. Хотя эта фамилия Цзи является только 207-ой китайской фамилией по степени распространённости, среди них были:

Высокие правители династии Чжоу (周朝);

Правители Государства У (吳), которые заявили о происхождении от Тайбо (泰伯), также У Тайбо (吳泰伯), старшего сына высокого правителя Тай Чжоу и легендарного основателя Государства У;

Правители Государства Восточное Гуо (東虢/东虢) и Государства Западное Гуо (西虢), произошедшие от двух младших сыновей Цзили (季歷/季历), лидера прединастической Чжоу во времена династии Шан в Древнем Китае;

Правители Государства Хань эпохи Чжоу (韓國/韩国), произошедшие от сына Чжоу Вэнь-вана (周文王, Царь Просвещённый, имя данное при рождении – Чжоу Цзычан), предка дома Чжоу;

Правители Государства Тэн (滕國), произошедшие от сына Чжоу Вэнь-вана;

Правители Государства Вэй (衞/卫), произошедшие от сына Чжоу Вэнь-вана;

Правители Государства Вэй (魏), произошедшие от сына Чжоу Вэнь-вана;

Правители Государства Син (邢國/邢国, или Сингуо) произошедшие от Пэншу Сина;

Правители Государства Цай (蔡國/蔡国, или Цайгуо), произошедшие от Цай Шу Ду (蔡叔度);

Правители Государства Цао (曹國/曹国, или Цаогуо), произошедшие от Цао Шу Чжэньдуо;

Правители государства Цзинь (晉/晋), произошедшие от Тан Шу-Юя (晉唐叔虞/唐叔虞), родоначальник дома Цзинь, по имени Цзи Юй (姬虞);

Правители Государства Лу (魯), произошедшие от Бо Циня (伯禽), сына Чжоу-гуна (周公);

Правители Государства Чжэн (郑);

Правители Государства Хань (韓), которые заявили о происхождении от Хань У-цзи (韩武子);

Правители Государства Шэнь (沈國/沈国), от сыновей Чжоу Вэнь-вана;

Правители Государства Си (息);

Правители Государства Янь (燕) от Шао-гуна (召公奭), брата Чжоу Вэнь-вана;

Правители Государства Цэнь (岑), от племянников и скрытых сыновей Чжоу Вэнь-вана.

Также к ним относились:

У-ван (周武王, имя при рождении Фа (發), три варианта датировки жизни: 1169 – 1115 годы до н.э., 1087 – 1043 годы до н.э., … – 1025 годы до н.э.), основатель китайской династии Чжоу, сын вождя племени чжоусцев Вэнь-вана; одержав победу над войсками государства Инь в битве при Муе в 1122 (1046, 1027?) году до н.э. и объединив многочисленные племена и народы Северного Китая, У-ван стал Верховным правителем государства Чжоу; большую часть завоёванных земель он раздал в качестве уделов родственникам и приближённым; в китайской конфуцианской историографии У-ван изображался мудрым и добродетельным правителем;

Цзи Цзинь-чунь (родился в 1877 году), губернатор (1921 – 1928 годы) провинций Жэхэ (熱河省/热河省, также Джехол) и Суйюань (綏遠省/绥远省), сражался с русскими и японцами;

Цзи Хун-чжан (родился в 1895 году), губернатор провинции Нинся и видный националист;

Цзи Шань (姬鱓), также Цюйвоский Чжуан-бо (曲沃莊伯) – один из правителей государства Цзинь, второй правитель удельного государства Цюй-во в эпоху Чуньцю, сын Хуань-шу (曲沃桓叔, также Цюйвоского Хуань-шу – предудущего правителя удела Цюй-во по имени Цзи Чэн-ши (姬成師));

Цзи Шэндэ (姬胜德, родился в 1948 году) – военный деятель КНР, бывший генерал-майор, бывший глава военной разведки Народно-освободительной армии Китая, сын бывшего министра иностранных дел КНР Цзи Пэнфэя.

4. Цзян – три омонимичные китайские фамилии (в корейском языке – Кан). Одна из таких фамилий Цзян (姜, буквально – «имбирь») относится к фамилии клана, входящего в «глубинное государство» китайцев-ханьцев. Кроме того, Цзян (蔣) было названием государства эпохи династии Чжоу.

4.1. Нас интересуют варианты фамилии Цзян, которые включают и такие фамилии как Чжан, Лю, Цю, Шень. Они возникли:

в государстве Ци, потомки Цзян Цзыя, первоначально проживавшие в Янди, имели фамилию Цзян (姜), они вошли в «глубинное государство» китайцев-ханьцев;

в государстве Ци, те, у кого была фамилия Хуань (桓), изменили её на Цзян (姜), возможно, что они также вошли в «глубинное государство» китайцев-ханьцев, но этот факт требуется дополнительно проверять;

представители национальных меньшинств КНР, такие как народ дун (侗族, народ кам-суйской группы тай-кадайской языковой семьи на юге КНР численностью около 3 млн. человек), народ туцзя (土家族, самоназвание – бисека, исторически связанный с населением древнего царства Ба народ тибето-бирманской группы сино-тибетской языковой семьи численностью более 8 млн. человек), народ яо (瑶族, также – зао, группа народов языковой семьи мяо-яо, живущих на территории КНР (провинции Гуандун, Хунань и Гуанси-Чжуанский автономный район), Вьетнама, Таиланда, Мьянмы и Лаоса), взявшие фамилию Цзян (姜), они не вошли в «глубинное государство» китайцев-ханьцев;

во время правления в Китае монгольской династии Юань, монголы, которым была дана фамилия Цзян (姜), они не вошли в «глубинное государство» китайцев-ханьцев;

во время правления в Китае маньчжурской династии Цин русские в Китае или элосы-цзу (俄羅斯族/俄罗斯族), которым была дана фамилия Цзян (姜), они не вошли в «глубинное государство» китайцев-ханьцев.

Известные люди из клана Цзян (姜):

Цзян Цзыя (姜子牙, около XII – XI веков до н.э., годы жизни неизвестны) – военный советник Вэнь-вана из государства Чжоу, генерал его сына, У-вана, и основоположник династии государства Ци (удельного княжества государства Чжоу) на полуострове Шаньдун; считается автором трактата по стратегии «Лю тао» (六韜, «Шесть секретных учений»);

Цзян Вэй (姜维, 202 год н.э. – 264 год н.э.) – полководец и регент государства Шу Хань эпохи Троецарствия в Китае; изначально он служил государству Вэй в качестве обычного полководца, но перешёл на сторону стратега Шу Хань Чжугэ Ляна, оставив свою мать жить в государстве Вэй; после этого Цзян Вэй участвовал в военных кампаниях против государства, в котором осталась его мать; он присоединился к первому северному походу Чжугэ Ляна против государства Вэй в 228 году и был назначен командиром войска; Чжугэ Лян всегда считал Цзян Вэя находчивым и способным полководцем; Цзян Вэй очень быстро рос в звании на протяжении деятельности Чжугэ Ляна и его преемников, Цзян Ваня и Фэй И, и вскоре стал главным помощником Фэй И; после смерти последнего в 253 году н.э., Цзян Вэй занял его пост, но не был столь успешен, так как отвечал лишь за военные дела и, следовательно, возможно был регентом;

Цзян Куй (姜夔, около 1155 года, Поянху – около 1221 года, Ханчжоу, имя любезности Яочжан (堯章), прозвание Байши Даожэнь (白石道人); также известный как «Байши Цзян» (姜白石)) – знаменитый китайский поэт, композитор, теоретик поэзии и каллиграф династии Сун, особенно прославившийся жанром цы (песенной лирикой); он написал множество стихотворений, в том числе знаменитое «Хэ Бэй Лай» и более известный «Сань Вань Юэ»;

4.2. Китайские фамилии Цзян, Цян, Чян, звучащие по-разному в настоящее, но записываемые одинаковыми иероглифами (彊/强), являются китайскими фамилиями, сопряжёнными с «глубинным государством» китайцев-ханьцев, хотя не относятся к клану Цзян (姜). Считается, что они возникли в XXVI веке до н.э. и произошли от божества Юцзян (禺疆/禺强, также Юцзин (禺京)), в китайской мифологии одного из потомков Хуан Ди («Жёлтого императора»), который почитался как Бог воды в Древнем Китае. Юцзян был также Богом северного моря и Богом ветра. Его отцом был Юхао, еще один морской Бог. Некоторые рассказы (главы 8 и 17 Шань хай цзин (山海經/山海经, то есть «Книга гор и морей» или «Каталог гор и морей» – древнекитайский трактат, описывающий реальную и мифическую географию Китая и соседних земель и обитающие там создания) описывают Юцзяна, как имеющего тело птицы и лицо человека, со змеиной горой для каждой ноги, что облегчало его путешествия. Потомки Юцзяна получили фамилию Цзян (疆). Во времена династии Чжоу, в государстве Лу, те, с фамилией Цзи (姬) или из семьи Гунсунь Цзян (公孙强) взяли фамилию Цзян (疆). Она также использовалась в качестве личного имени. В существовавшем в 351 – 395 годах н.э. государстве Ранняя Цинь (前秦), одном из 16 варварских государств, возникших в IV веке н.э. на территории Северного Китая, имя «Цзян Дуань» (强端) стало Цзян (疆). До этого фамилия была Фу (苻), указывая на происхождение от «Фу Цзянь» (苻堅).

5. Гунсунь (公孫/公孙) – китайская фамилия Хуан Ди (вариант в корейском языке – 공손).

Гунсунь Сюаньюань, известный под именем Хуан-ди (黃帝, или «Жёлтый император»), другие источники говорят, что его фамилия была Цзи;

Шан Ян (Правитель области Шан, собственное имя – Гунсунь Ян, 390 год до н.э. – 338 год до н.э.) – выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма – философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства;

Гунсунь Чоу (公孙丑) – один из учеников древнекитайского философа Мэн-цзы, уроженец государства Ци. Считается одним из авторов трактата «Мэнцзы», в котором вторая глава названа его именем. Японский философ Ито Дзинсай (1627 – 1705 годы) полагал, что вторая глава написана непосредственно самим Гунсунь Чоу;

Гунсунь Лун (公孫龍), Гунсунь Лун-цзы, Цзы-бин) – древнекитайский философ. Один из наиболее известных (наряду с Дэн Си и Хуэй Ши) представителей школы имён (мин цзя). Жил в IV – III веках до н.э. Родился в государстве Чжао. Прославился как искусный спорщик. Широкую известность получил приписываемым ему рассуждением о том, что «белая лошадь не лошадь»;

Гунсунь Ао (умер в 93 году до н.э.) – генерал династии Хань;

Гунсунь Цзань (公孫瓚/公孙瓒, умер в 199 году н.э.) – военачальник и генерал поздней династии Хань в Китае;

Гунсунь Ду (公孫度, имя любезности Шэнцзы, умер в 204 году н.э.), генерал династии Восточная Хань;

Гунсунь Кан (公孫康), сын Гунсунь Ду, был официальным и незначительным военачальником, жившим в конце династии Восточная Хань. Он стал вассалом государства Цао Вэй в начале периода Трёхцарствия;

Гунсунь Гонг (公孫恭), сын Гунсунь Ду, был незначительным военачальником, жившим в конце династии Восточная Хань и начале периода Трёхцарствия;

Гунсунь Юань (公孫淵, имя любезности Вэнъи, умер в 238 году н.э.), сын Гунсунь Кана, был военачальником и вассалом государства Цао Вэй в период Троецарствия;

Гунсунь Цяо (公孫僑; умер в 522 году н.э., более известный по имя любезности Цзычань (子產)), государственный деятель государства Чжэн (鄭國).

6. Фамилия Чжан как вариант фамилии Цзян (姜) записывается одним из двух иероглифов:

1) иероглифом чжан 張, который сочетает в себе китайские символы 弓 (гун или «лук») и 長 или 长 (чан или «длинный», или «широкий»); первоначально он означал «открывать» или «распространять» как лук, но как общепринятое существительное в современном использовании он является мерой для плоских объектов, таких как бумага и ткань, подобно слову «лист чего-нибудь»;

2) иероглифом чжан 章, который объединяет символы 音 (инь, «звук», «музыкальная запись») и 十 (ши, «десять»); первоначально он означал «блестящий», «показ», «отличительный знак» и использовался в качестве названия «феодальное поместье», но как общепринятое существительное в современном использовании он означает «статья» в газете или журнале или «глава» в книге или законе.

6.1. Следует сказать несколько слов о происхождении тех семей Чжанов, которые связаны с кланом Цзян (姜).

Традиционное происхождение фамилии Чжан с написанием её иероглифом 張 коренится в китайской легенде. Пятый сын Жёлтого Императора Цин Янши (青陽氏/青阳氏), имел сына по имени Хуэй (揮/挥), который был вдохновлён созвездием Небесный лук (天弓星, тянь гун син) для изобретения лука и стрелы. Затем Хуэй был поощрён как «Первый лук» (弓正, гун чжэн) с присвоением фамилии 張, которая – когда она разбита на её составные ключи – означает «расширяющийся лук» или «лучник», «стрелец». Произношение этого иероглифа в среднекитайском языке было реконструировано как «тжян».

Фамилия Чжан с написанием её иероглифом 章 (с произношением в древнекитайском языке тан) берёт начало от легендарного императора Яня (炎帝, или Пламя-император – легендарный древний китайский правитель в до-династические времена), чья личная фамилия Цзян (姜). При основании (или учреждении) государства Ци на части территории нынешней провинции Шаньдун, Цзян Цзыя распределил землю среди своих многочисленных потомков, в том числе, одного известного как Чжан (鄣国). Некоторые из народов (или людей) этого государства приняли 章 как свою фамилию, особенно после того, как она была аннексирована Ци. Произношение этого иероглифа в среднекитайском языке было «цян», начало того, что мы теперь знаем, как фамилию «Чжан».

Некоторые из известных людей с фамилией Чжан (張), восходящей к фамилии Цзян (姜):

Чжан И (張儀/张仪, родился ранее 329 года до н.э. – 309 год до н.э.) – главный советник (сян) царства Цинь, дипломат, выполнявший также миссии в других царствах, и исполнявший должность сяна в государстве Вэй. Принимал ключевые стратегические решения и привёл к укреплению государства Цинь и расстройству союза других государств против Цинь. Он способствовал созданию союзов по горизонтали между государствами вокруг Цинь. Его основным соперником был Су Цинь, который укреплял союзы по вертикали;

Чжан Тан (張湯, умер в 116 году до н.э.) был высокопоставленным чиновником династии Западная Хань при императоре У. Профессор Гриет Ванкеберберг ссылается на него и его когорту Гунсунь Хуна как «квази-легалистических бюрократов», достигая «не что иное, как наклон оси обычного морального компаса в сторону более ориентированной на законность ориентации»;

Чжан Анши (張安世, умер в 68 году до н.э., имя любезности Цзыжу (子 孺) был китайским официальным лицом династии Хань. Он был ранним учеником, который привлёк внимание в знаменитом инциденте. Во время имперского прогресса, к которому он был прикреплён в подчиненном состоянии, пропали три коробки книг. Он мог, однако, повторить содержимое каждого настолько точно, что при восстановлении книг они были найдены точно в точности с его описанием. Император У немедленно назначил его на высокий пост, и впоследствии он вырос под императором Сюанем, чтобы стать председателем военного совета, последовательно с Гуном. Канонизирован как «Хоу Цзинь» (敬侯);

Чжан Лян (張良, около 3 века до н.э. – 186 год до н.э., имя любезности Цзыфан, был стратегом и государственным деятелем, который жил в ранней династии Западная Хань. Он также известен как один из «Трёх героев ранней династии Хань» (漢初三傑), наряду с Хань Синем и Сяо Хэ. Чжан Лян внёс большой вклад в создание династии Хань. После его смерти он был удостоен посмертного звания «Хоу Веньчэн» императора Гаоцзу.

Таким образом, мы увидели что многие великие античные китайские деятели повязаны общностью не только происхождения, но и кровного родства.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *