Что такое кду в культуре
Виды культурно-досуговых учреждений и их функции
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Чита, 2009
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
1.1. Термины и определения
1.2. Виды культурно-досуговых учреждений и их функции
3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УСЛУГ …..8
4.2. Материально-технические ресурсы
4.3. Финансовые ресурсы
5. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………………………..….…15
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ …………………………………………………20
Приложение 1. Показатели отнесения культурно-досуговых учреждений к группам по оплате труда руководителей и специалистов
Приложение 2. Рекомендации по определению штатной численности работников культурно-досуговых учреждений
Приложение 3. Подходы к определению показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений
Приложение 4. Рекомендации по формированию имиджа культурно-досуговых учреждений
Приложение 5. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность культурно-досуговых учреждений
Введение
Настоящий Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения Забайкальского краяразработан на основе действующих нормативных правовых актов, с учетом опыта разработки модельных стандартов ряда регионов России и специфики организации сети учреждений культурно-досугового типа в Забайкальском крае.
Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию демократии через различные социально-культурные инициативы.
Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Особенности клубной инфраструктуры Забайкальского края напрямую связаны с преимущественным расположением клубных учреждений в сельской местности (из 642 муниципальных домов культуры и клубов 583 или 90,8% работают на селе). Около 50 тысяч человек проживает в малонаселенных и удаленных деревнях Забайкальского края, не имеющих учреждений культуры. Передвижных учреждений культуры в крае работает только 36.
Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние материально-технической базы клубных учреждений. В капитальном ремонте нуждается 35,9% учреждений, 6,3% находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность мебелью, находящейся в удовлетворительном состоянии, составляет примерно 30%. Не во всех учреждениях культуры клубного типа имеются телефоны. Выход в Интернет имеет только 14 учреждений (2,1% от общего числа).
Модельный стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые могут обеспечить нормальную жизнедеятельность клубных учреждений в современных условиях.
Настоящий Модельный стандарт может быть использован органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций по разработке собственных модельных стандартов, с учетом территории, населения, уровня материально-технической базы и т.д.
Основные положения
Термины и определения
Культурно-досуговое учреждение – организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
Коллектив любительского художественного творчества – форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.
Студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами культуры, имеются специальные классы и залы.
Любительские объединения и клубы по интересам –организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.
Виды культурно-досуговых учреждений и их функции
Вид учреждения | Функции |
Дом (Дворец) культуры | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для массового отдыха; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. |
Дворец молодежи | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения |
Культурно-спортивный комплекс | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха населения; обеспечение условий для самодеятельного творчества; обеспечение спортивно-оздоровительных услуг; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения |
Социально-культурный центр | Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства; обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для оказания социально-культурных услуг и поддержки |
Национально-(этно-) культурный центр | Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества |
Дом (Центр) ремесел | Сохранение материального и нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства |
Дом фольклора | Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций |
Дом народного творчества | Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства |
Передвижные культурные центры | Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий, оказание социально-культурных услуг |
Информационно-методические центры | Обеспечение информационных и методических услуг |
Данный примерный перечень не является исчерпывающим.
По уровню организованности, материально-технической и кадровой базы, общественных связей и отношений культурно-досуговое учреждение может быть:
— многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров;
— однопрофильным, обеспечивающим разнообразие деятельности на основе конкретного направления или вида культурно-досуговой деятельности;
— функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-досуговых и других общественных мероприятий.
Культурно-досуговые учреждения могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений, являющихся юридическими лицами.
Учреждения культуры. Понятие. Виды.
Рекомендация ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» (принята в г. Найроби 26.11.1976 на 19-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа (п. 1).
Виды деятельности учреждений культуры;
— осуществляющие образовательную деятельность (детские школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие средние специальные учебные заведения и др.);
— осуществляющие выставочную и культурно-досуговую деятельность (музеи, музеи-заповедники, парки культуры, городские сады и др.);
— осуществляющие библиотечную деятельность;
— осуществляющие организацию исполнительских искусств, а также публичную демонстрацию фильмов (театры, филармонии, цирки и др.).
Форма собственности учреждения культуры
— государственные (федеральные, региональные) организации (в том числе ведомственные);
Отдельно можно выделить культурные организации, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ (ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)).
Организационно правовые формы учреждений культуры
— фонды (ст. 123.17 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона о НКО);
— общественные организации (ст. 123.4 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
Типы учреждений культуры
Дворцы культуры
Дома культуры
культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами (абз. 4 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);
Дома народного творчества
Культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры (абз. 5 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);
Музеи
Музеи-заповедники
музеи, которым в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (ст. 26.1 Федерального закона о музейном фонде);
Библиотеки
информационные, культурные, просветительские организации или структурные подразделения организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»);
Центры ремесел
Передвижные многофункциональные культурные центры
организации культуры клубного типа, созданные для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплексы представляют собой передвижные многофункциональные, высокотехнологичные площадки для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности (абз. 1 разд. VIII Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утв. Распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965) и др.
ТИПЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Согласно определению, данному в Законе РФ от 09.10.1992 № 3612 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» организации культуры – организации, основным видом деятельности которых является деятельность, направленная на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
19 апреля 2010г. был доработан проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации», и здесь мы видим перечень видов деятельности в сфере культуры, на основе которых и должны создаваться культурные учреждения. Определение звучит так: «Организациями культуры в Российской Федерации являются организации разных форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие один или несколько видов деятельности в сфере культуры из предусмотренных статей 30 настоящего Федерального закона…».
На основании данных нормативно-правовых актов в зависимости от формы деятельности можно организации культуры подразделяются на:
1) организации, основная деятельность которых направлена на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
2) организации, основная деятельность которых носит культурно-досуговый, культурно-просветительский характер в сфере культуры;
3) организации, основная деятельность которых носит научно-методический и информационный характер в сфере культуры;
4) организации, основная деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в культурном развитии, на получение первичных знаний, навыков художественного творчества, приобретение начального и среднего профессионального художественного образования;
5) иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
Можно выделить следующие виды деятельности учреждений культуры :
— осуществляющие образовательную деятельность (детские школы искусств; художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие средне-специальные учебные заведения);
— осуществляющие выставочную и культурно-досуговую деятельность (музеи, музеи-заповедники, парки культуры, городские сады и др.);
— осуществляющие организацию исполнительских искусств, а также публичную демонстрацию фильмов (театры, филармонии, цирки и др.);
— осуществляющие библиотечную деятельность.
Широко распространенный тип учреждений культуры – библиотеки. Библиотека включена практически во все основные сферы универсума человеческой деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникационную, художественную, ценностно-ориентационную.
Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», библиотека – это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Из Закона следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная.
Главная её социальная миссия библиотек выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно, информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя. Библиотеки – транслятор культуры общества, государства, нации.
Библиотеки, и в первую очередь публичные, являются наиболее открытыми коммуникативными общественными структурами. Роль публичной библиотеки в гуманизации общественных отношений, в сохранении и ретрансляции духовной культуры в современном мире очень велика. Самая маленькая публичная библиотека выступает локальным хранителем коллективной памяти человечества и этим определяется ее роль в общекультурном процессе. При этом она не только хранит элементы культурного достояния, но и участвует в ретрансляции культуры, то есть в передаче коллективной памяти от человека к человеку, от поколения к поколению.
Чтобы проиллюстрировать роль современной библиотеки в духовной жизни общества, достаточно сказать о том, что если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотечным делом, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с «памятью» человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, представители других творческих профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет им библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества.
Культурная функция – это совокупность видов работ, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.
Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека. Библиотеки были и остаются наиболее распространенными общественными очагами культуры, образуя самую разветвленную и доступную сеть доведения информации о культуре до широчайших слоев населения. В мире действует более 1 млн. библиотек с фондом свыше 6 млрд. единиц хранения. Ни одно другое учреждение культуры не идет в сравнение с библиотеками в этом отношении. Несопоставимы они и по масштабам обслуживаемой аудитории, если не считать телевидение.
Выступая как мощный и вместе с тем очень чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Существует неоспоримая связь между культурой населения и численностью библиотек, качеством их фондов, организацией их работы.
По данным статистики на 2020 год в России 38 863 библиотеки. К сожалению, количество библиотек в нашей стране сокращается примерно на 1000 ед. в год, отчасти это происходит оттого, что библиотеки укрупняются, но в статистике получается минус одна единица. При этом количество посещающих библиотеку держится по разным подсчетам от 31% до 35%, то есть каждый третий записан в библиотеку или пользуется ее услугами.
Таким образом, согласно Закону «О библиотечном деле», библиотека выполняет три основные социальные функции. Интенсивность их проявления значительно колеблется в зависимости от типа библиотеки, содержания фондов, состава читателей и ряда других факторов.
Библиотеки подразделяются на: учебные, научные, технические. Каждая библиотека имеет свою специфику и выполняет свои задачи. В Ульяновске работает целая сеть библиотек. МБУК «Централизованная библиотечная система» города Ульяновска является подведомственным учреждением Управления культуры и организации досуга населения и объединяет 36 библиотек. Ежегодно услугами МБУК ЦБС пользуются более 110 тысяч горожан.
Методическими центрами являются Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина и Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им.С.Т. Аксакова.
Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им.С.Т. Аксакова – крупнейший информационный, культурно-просветительский центр для детей, подростков и юношества, имеющий уникальный фонд художественной и научно-познавательной литературы, фонд аудио-, видеоматериалов и электронных документов. К услугам читателей – просторные залы, выход в Интернет, интерактивные сервисы. Ежедневно на различные мероприятия приходят более 300 читателей. «Аксаковка» гордится своими читателями – участниками и победителями областных и межрегиональных творческих конкурсов и фестивалей, организуемых библиотекой: «Аленький цветочек», «Моя Россия», «К чтению – через игру», конкурса юных иллюстраторов «Если бы я был Пластовым» и многих других.
Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова является некоммерческой организацией, а так же методическим и координационным центром для библиотек Ульяновской области, осуществляющим информационную, культурно-просветительскую и досуговую деятельность в сфере библиотечного обслуживания детского и юношеского населения.
В своей деятельности библиотека руководствуется следующими документами:
— Федеральный закон от 29.12.94г. №78-ФЗ «О библиотечном деле»;
— Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
— Федеральный закон от 29.12.94г № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
— Закон Ульяновской обл. от 06.12.2006г. № 198-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере организации библиотечного дела в Ульяновской области и о формировании обязятельного экземпляра документов в Ульяновской области»;
В 1993 году библиотека преобразована в Областную библиотеку для детей и юношества. В связи с большой и многогранной работой библиотеки по продвижению творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, чьё имя связано с Симбирским краем, и организацией с 2003 года ежегодного областного конкурса юных дарований «Аленький цветочек», распоряжением Правительства Ульяновской области за № 697 от 9 ноября 2007 года библиотеке было присвоено имя С.Т. Аксакова. В библиотеке постоянно-действующая литературно – музейная экспозиция «С.Т. Аксаков и Симбирский край», в которой представлены документы из Государственного архива Ульяновской области, свидетельствующие о пребывании Аксаковых в Симбирском крае; книги С.Т. Аксакова, в.т.ч. редкие, хранящиеся в фонде библиотеки; книги и статьи ульяновских краеведов о жизни и творчестве Аксаковых, а также творческие работы, выполненные юными читателями по мотивам произведений писателя.
На базе библиотеки действует Центр духовно-нравственного развития детей и молодёжи Ульяновской области, целью деятельности которого является организация условий для духовно-нравственного развития детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, национальных и культурных традиций, семейного и общественного уклада жизни.
2. Отдел «Детство» может предложить читателям более 40 тысяч книг, большой выбор современных детских газет и журналов. Имеется уютный игровой уголок для самых маленьких читателей, абонемент и читальный зал.
Основные функции отдела:
— формирование информационных и общекультурных потребностей читателей дошкольного и младшего школьного возраста
— воспитание культуры чтения
— содействие учебному процессу
— организация массовых мероприятий для детей.
На базе отдела работают клубы по интересам:
Клуб любителей чтения «КЛЮЧиК»;
Клуб исследователей природы «Вездеход»;
Клуб воспитанных и начитанных «ЭТИКЕТка».
В отделе успешно функционирует кукольный библиотечный театр, который всегда с успехом собирает юных читателей и посетителей библиотеки. Любой желающий может стать участником интересных театрализованных представлений-праздников, посвящённых книге и чтению. Проводятся театрализованные экскурсии по библиотеке.
3. Отдел «Отрочество. Юность » имеет свыше 27 тысяч книг по всем отраслям знаний и более 20 наименований журналов. Абонемент предоставляет открытый доступ к фонду по разнообразной тематике, в читальном зале проводятся различные мероприятия, встречи с писателями, поэтами, художниками-иллюстраторами, а также презентация и обсуждение книг.
Приоритетное направление деятельности отдела – популяризация литературы о крае, духовно-нравственное и эстетическое развитие подростков.
4. Информационно-библиографический отдел
обеспечивает работу библиотеки на основе собственного справочно-библиографического аппарата, корпоративных и внешних баз данных, а также осуществляет методическое руководство библиографической работой библиотек области. Отдел располагает большой базой данных по краеведению и самостоятельно выпускает краеведческие библиографические указатели. Ведь краеведение – это форма общественной деятельности; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.
5. Отдел комплектования, научной обработки документов, организации и управления фондами
6. Отдел по координации деятельности библиотек области существует как информационный и методический центр для библиотекарей, обслуживающих детское и юношеское население области.
7. Отдел организации деятельности и IT-технологий занимается организацией рекламно-информационной деятельности с целью позиционирования деятельности библиотеки и повышения ее имиджа.
В настоящее времяОбластная детская библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова – это современный информационно-досуговый центр. Библиотека учится реагировать на интересы и потребности жителей, изменения в социокультурной среде, поэтому стала центром общественной жизни города. Культурно-просветительская работа включает выставочную деятельность, организацию и проведение массовых мероприятий, реализацию проектов. Основная задача библиотеки состоит в том, чтобы удовлетворить запросы постоянных читателей и привлечь новых, используя многообразие форм и методов библиотечной работы, а также продвигать чтение и книгу.
Библиотека проводит большую массовую работу. Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).
Библиотекой накоплен богатый интересный опыт проведения массовых мероприятий, таких как: экскурсии – знакомство с библиотекой, литературные конкурсы, викторины, диспуты, дискуссии и т.п. В подготовке и проведении мероприятий библиотека сотрудничает со многими культурными и образовательными учреждениями города.
Библиотека использует как традиционные, так и инновационные формы массовой работы.
В настоящее время библиотечным профессиональным сообществом осознано, что перспективы успешного развития есть только у библиотек, избирающих инновационный путь. Из инноваций в массовой работе последних лет можно выделить интерактивные методы. Б ольшой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры, а также квесты – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении.
Библиотека также активно участвует в акции «Ночь в музее», «Библиотночь» и акции «Всемирная ночь Гарри Поттера», что неизменно пользуется невероятной популярностью у посетителей библиотеки.
Библиотека перестает быть местом, где люди просто берут книги. Современная библиотека должна быть прежде всего быстрым и удобным навигатором по знаниям, площадкой для саморазвития, образовательным центром. Сегодня необходимо сохранить всё хорошее, что есть в классической библиотеке, то есть в библиотеке в традиционном смысле этого слова, но вместе с тем библиотеке необходимо адаптироваться к современным реалиям жизни.
Будущее – в преобразовании библиотек в общедоступные культурно-просветительские центры, места, где можно встретиться с поэтами, писателями, педагогами, деятелями культуры, послушать лекции, взрослым людям поучиться работать в интернете, обучиться компьютерной грамотности, где есть игровые комнаты для детей, может быть кафе и небольшой книжный магазин. Библиотека должна быть интересной не только детям, их работа должна быть направлена на людей всех возрастов.
Библиотеки – универсальное средство развития культуры, пропаганды ее достижений. Они доступны всему населению. В пропаганде сокровищницы культуры, они, в отличие от многих других учреждений культуры, способны дойти до каждого человека, ибо в основе их деятельности лежит индивидуальный подход к каждому конкретному человеку.
Основное содержание социальной функции библиотек заключается в том, чтобы максимально большее число, читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высокими идеалами прогрессивной мировой культуры, стремилось к формированию гармонической, всесторонне развитой личности – идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. О библиотечном деле : федеральный закон № 78–ФЗ от 29.12.1994 года : [принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434/ (дата обращения: 19.01.21)
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1: [утв. ВС РФ 09.10.1992 года]. – URL : http://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 19.01.21)
3. Диомидова, Г.Н. Библиотековедение : учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г.Н.Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 288с. – (Библиотека).
5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для СПО / А.В.Каменец, И.А.Урмина, Г.В.Заярская; под общ.ред. А.А.Каменца. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. – 246с. – (Профессиональное образование).
6. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А.Д.Жаркова, В.М. Чижикова. – Москва: МГУК, 1998. – 458с.