Что такое каторга в россии
Что такое каторга? История русской каторги
Значение слова
Определение каторги присутствует в словаре Даля. Это наказание, ссылка на работы, которые осуществляются под строгим надзором. Даль в своем словаре дает и другое значение – «гребное судно», «галера». Гребцами на такой лодке становились преступники. Это и объясняет преобразование судна в разновидность тюремного заключения.
Слово раньше часто употреблялось в переносном смысле. Например, в том же словаре Даля приводится выражение «не житье, а каторга», то есть тяжелая, невыносимая жизнь. Наиболее точный синоним слова «каторга» – ссылка. Приведем некоторые интересные факты из истории этой карательные меры.
Освоение Сибири
Итак, что такое каторга? Когда она появилась в России? История каторги начинается в середине XVII столетия. В годы освоения Сибири такая мера наказания была как никогда актуальна. Однако ссылка с обязательным подневольным трудом на пользу государства появилась лишь в конце XVIII века. По мнению одного из историков, именно в 1691 году в России возникла каторга как вид наказания.
Петровские времена
В начале XVIII века подневольная работа преступников нашла широкое применение. При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово «каторга». В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада. Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота. Рабочей силы не хватало. А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных.
К преступникам применяли строгие меры. Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью.
Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь. Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях. Каторжные женщины – в прядильных домах. Павел I издал указ, согласно которому преступники делились на три категории. Те, что относились к первой, самой тяжелой, ссылались на рудники в Екатеринбург или Нерчинск. Каторжники второй категории – на иркутскую суконную фабрику. Третьей – в крепость.
В годы правления Екатерины II
При Екатерине II начала применяться ссылка на поселении без работы. В XIX веке произошли существенные реформы в каторжной системе. Особую важность получил устав, изданный в 1822 году. Отныне каторга делилась на срочную, которая продолжалась минимум 20 лет, и бессрочную.
Декабристы
Отвечая на вопрос о том, что такое каторга, невозможно не упомянуть государственных преступников, подвиг которых воспевали поэты и писатели. Каким было существование декабристов на каторге? Подневольный труд был невероятно тяжелым. Несмотря на это, многим декабристам удалось вернуться домой спустя 20-30 лет после этапирования в Сибирь.
Условия пребывания на каторге зависели не только от тяжести злодеяния, но и от социального статуса, имущественного положения осужденного. Сперва декабристы были разбросаны по заводам и рудником. Позже сосредоточены в одной тюрьме. Они трудились на Петровском заводе и, в отличие от большинства каторжан, выполняли относительно легкую работу.
Декабристы жили вместе. Они не страдали от недостатка общения. Дабы улучшить рацион питания, они со временем разбили при тюрьме огород. Согласно документальным источникам, они жили не просто полнокровно, но даже счастливо. Так, в Читинской тюрьме декабристы устроили библиотеку, читали лекции, продолжали научные изыскания. Более того, занимались благотворительностью.
Куда сложнее приходилось дворянину, окруженному на каторге представителями более низкого социального слоя. Об участи одного из таких осужденных рассказал Достоевский в «Записках из мертвого дома».
КА́ТОРГА
Том 13. Москва, 2009, стр. 361
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудит. работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. В зарубежных странах это понятие отражается терминами: «penal servitude» (англ.), «bagne» (франц.), «Zwangsarbeit» (нем.), «presidio» (исп.), «ergastolo» (итал.). Применялось в Европе с 16 в., первоначально в форме отправки на галеры. В Испании узаконено в правление Изабеллы I. Осуждённых направляли для отбывания наказания в Картахену, Ла-Карраку, Эль-Ферроль, с 1560-х гг. – также на ртутные рудники (в частности, Альмаден). Статутом 1771 в Испании установлен принцип соответствия тяжести физич. труда и совершённого преступления. Во Франции с 1748 вместо ссылки на галеры осуждённых направляли на принудит. работы в порты и арсеналы. Этот вид наказания был подтверждён Учредит. собранием в 1791. Отправка осуждённых в колонии (Франц. Гвиана, Новая Каледония и др.) для их изоляции и использования на тяжёлых физич. работах была узаконена в 1854, однако реально практиковалась и раньше. В Великобритании этот вид наказания введён Тюремным актом 1778. Осуждённых направляли в Сев. Америку, а после обретения США независимости – в Австралию. В 19–20 вв. в европ. странах строгий режим лишения свободы с привлечением к тяжёлому физич. труду использовался также как мера политич. репрессий (напр., в отношении чартистов, участников Парижской коммуны 1871, ирл. восстаний и др.). В 20 в. в подавляющем большинстве стран эта форма наказания была отменена. Сохраняется в Индии, Республике Корея (св. 210 статей УК) и ряде других афр., азиатских и лат.-амер. стран.
Каторга | Что такое и как это было?
Что такое каторга и почему она так называлась?
Как каторга появилась на Руси?
Ранее правления Алексея Михайловича, на Руси практиковалась «выбытие с земли», то есть изгнание из страны. Но затем пришла идея высылать людей «на пашню», приписывать к «тягловым людям» и отправлять в Сибирь за добычей пушнины.
Скоро, стали очевидны экономические преимущества такого подхода и поток арестантов на каторгу стал нарастать!
Например в Сибирь выслали всех жителей Углича, после убийства там царевича, раскольников, жидовствующих и старообрядцев часто приговаривали именно к высылке в дальние районы страны.
Ссылке подлежали все члены семьи осужденного, что делало их также полноценными работниками на новом месте.
«положить на плаху и, от оной подняв, бить вместо смерти без пощады и послать в ссылку с женами и детьми, и быть им на каторгах в работе»
Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины».
Чтобы предотвратить побеги, из мест явно грозящих мучительной смертью, каторжанам вырезали нос или вырывали ноздри, лоб клеймили железом, а затем клеймо натирали порохом, чтоб нельзя было смыть.
За укрывательство беглых каторжан полагалась немедленная смертная казнь.
Многие каторжане после побега или окончания срока становились разбойниками, что сказывалось на нравах в правопорядке там, где они проживали.
— Что ж ты, батька, — говорит сын отцу, — посылал меня на добычу: вон я мужика зарезал и всего-то луковицу нашел.
— Дурак! Луковица, ан копейка. Сто душ — сто луковиц, вот те и рубль.
Анекдот из Нерчинской тюрьмы о каторжанах
Развитие каторги, как основного инструмента колонизации страны
Каторжанин в кандалах
Труд каторжан обычно оказывался неэффективным. Первыми от них отказались военные, затем их перестали ссылать в крепости, так как прекратилось их возведение, затем, массовая гибель заключенных от болезней в рудниках, заставила власти принять меры по лучшему обращению с ними, что уменьшало экономический эффект.
Ведь теперь на них приходилось тратиться.
Основной контингент каторжных составляли уголовники.
В периоды обострения в стране социально-политической ситуации каторге подвергались участники народных движений (К.А. Булавина, Е.И. Пугачева), крестьянских, городских, казачьих, солдатских восстаний и бунтов, число восстаний доходило до 200 в год и число участников было весьма внушительным.
С появлением и развитием в России революционного и национально-освободительного движения на каторгу стали ссылать их участников — восставших декбаристов, польских повстанцев, петрашевцев, народовольцев, социалистов и других, которые составляли особую категорию политических каторжан.
На рубеже XIX— XX вв. среди политкаторжан численно преобладали рабочие, социал-демократы и эсеры.
Как жили каторжане?
Условия каторги были тяжелыми. Бараки не отапливались, люди жили в страшной тесноте, отчего регулярно возникали эпидемии и конфликты.
Недоедание, тяжелый труд и побои постоянно сопутствовали каторжанам.
Часто заключенные бунтовали, совершали массовые самоубийства или просто бежали от невыносимых условий жизни.
Тайга или приютит горемык, или убьет, но все это лучше жизни каторжанина.
Помимо основой, существовала и неформальная иерархия, которая потом перекочевала в тюрьмы СССР.
Лидер поселения, которого называли «Иван», держал запасы продуктов «общак» и распределял его между заключенными, нередко ему доверяли и деньги арестантской артели!
Но за это он отвечал за порядок и перед руководством охраны.
Сместить «Ивана» без согласия всех заключенных, администрация лагеря не могла.
Когда на каторгу массово хлынули политические, они также завели своих Иванов, общак, а также написали свод правил жизни каторжан и нормы поведения между своими, которые усвоили все заключенные.
Но между политическими и уголовниками были напряженные отношения, часто заканчивающиеся дракой и резней.
И из опыта прошлых лет, и из моих личных наблюдений я пришел к убеждению, что административная ссылка по политическим причинам гораздо скорее может еще более испортить и характер, и направление человека, чем поставить его на истинный путь.
Переход от обеспеченной вполне жизни к скудному существованию, от жизни в обществе к полнейшему отсутствию такового, от более или менее деятельной жизни к вынужденному бездействию производит настолько губительное влияние, что нередко стали попадаться между политическими ссыльными случаи помешательства, попыток к самоубийству и даже самоубийства.
Из отчета архангелогородского губернатора
Женщины на каторге в Сибири
Каторжане на строительстве железной дороги
В 1899 году, в России существовали 875 мест отбывания наказания каторжанами. Среднесуточное количество каторжан в стране достигало 14 000 человек и примерно 2000 человек ежегодно осуждались к каторжным работам.
Но при этом, в учет не попадали не приписанные к работам по состоянию здоровья или тяжести преступления, отбывающие наказание в виде поселения и т.п.
Фактически, порядка 40 000 ежегодно были каторжанами.
Основными центрами концентрации были Сахалин, Иркутск, Усть-Каменогорск, Харьков, Рига, Вологда, Орел, Ярославль
Оценка явления каторги в России
Заключенные на этапе
Существует две полярные точки зрения.
Первая: каторга чудовищный механизм уничтожения, невероятной жестокости и не имевший аналогов в мире.
Вторая: каторга была обычным явлением того времени, где условия были на порядок гуманнее, чем куда позже, в системе ГУЛАГ.
Истина где-то посередине.
Российская империя была сословным, кастовым обществом, что определяло и условия содержания на каторге.
Крестьяне содержались в жутких условиях, грязи, скученности, пешком переходили сотни километров до места ссылки, умирая по дороге и подвергаясь истязаниям от охраны и местного населения.
«Перед нами отворилась дверь и, словно из погреба, в котором застоялась несколько лет вода и не было сделано отдушин, нас облила струя промозглого, спершегося, гнилого воздуха, теплого, правда, но едва выносимого для дыхания.
Мы с трудом переводили последнее, с трудом могли опомниться и прийти в себя, чтобы видеть, как суетливо и торопливо соскочили с нар все закованные ноги и тотчас же, тут подле, вытянулись в струнку, руки по швам, по-солдатски.
Многие были в заплатанных полушубках внакидку, насколько успели; большая часть просто в рубашках, которые когда-то были белые, но теперь грязны до невозможности.
Мы всё это видели, видели на этот раз большую казарму, в середине которой в два ряда положены были деревянные нары; те же нары обходили кругом, около стены казармы.
На нарах валялись кое-какие лоскутья, рвань, тоненькие как блины матрацы, измызганные за долгий срок полушубки, и вся эта ничтожная, не имеющая никакой цены и достоинства собственность людей, лишенных доброго имени, лишенных той же собственности.
Вопиющая, кричащая бедность и нагота крутом нас, бедность и несчастье, которые вдобавок еще замкнуты в гнилое жилище, окружены гнилым воздухом, дышат отравою его до цинги, ступают босыми ногами с жестких нар на грязный, холодный и мокрый пол.
Нечистота пола превзошла всякое вероятие; на нем пальца на два накипело какой-то зловонной слизи, по которой скользили наши ноги».
Дворяне, несмотря на тяжесть содеянного, вполне комфортно отбывали срок, редко привлекались к работам, выписывали газеты и занимались самообразованием. Зачастую наказание для террористов-народовольцев или эсеров, а потом и большевиков, было весьма умеренным.
Большинство большевицких лидеров, включая Джугашвили, проживали в ссылке в едва ли не санаторных условиях и многочисленные побеги устраивали по причине скорее халатности и безразличия охраны, чем личной удали.
Брат Якова Свердлова, Вениамин, прибыв в Томск, поле побега, отправился в городскую баню. Парясь, он вдруг увидел напротив, на полке, знакомое лицо — стражника из Нарыма.
Выскочив, стал одеваться. Стражник за ним. Тогда Свердлов приложил палец к губам и протянул стражнику двадцать пять рублей. Разошлись с миром. Свердлов благополучно добрался до Лондона.
Женщины также были каторжанами, особенно много их было среди политических. Почти сразу они становились объектом сексуальной эксплуатации со стороны надзирателей и других каторжан.
Женщина совершает преступление, и суд приговаривает ее к наказанию, ее присылают на Сахалин; картину прибытия транспорта каторжных женщин здесь описывают так: пришел пароход, и женщин привели в пост Александровский; тотчас же являются начальствующие люди, чиновники и выбирают из них себе прислугу по вкусу, за ними по чинам идут надзиратели и тоже подбирают себе по вкусу сожительниц, затем идут поселенцы и каторжные. Смотрины и сговор кончаются тут же.
Оставшихся женщин пересылают в другие округа в сожительство, а если они остаются, так сказать, за штатом, то их помещают в Александровскую тюрьму.
Подходящих и интересных работ для женщин здесь еще не придумали, и вот, чем умирать от скуки в тюрьме, женщины предпочитают идти в сожительство, все-таки хоть какая-нибудь да свобода.
К чему это ведет?
Женщина перестает уважать в себе человека, и это толкает ее к разврату. И он здесь распространен, как нигде; разврат грязный, циничный. И вот каторга, наказание, цель которого должна быть в исправлении, наоборот, губит женщину.
Весь Сахалин заражен известными болезнями..
Каторга Нерчинской тюрьмы
Аналоги каторги были в большинстве стран тогдашей Европы: Гвиана во Франции, где тропики и рудники доводили смертность до 100% в первый год, Австралия для Англии, горные копи в Турции, даже в Японии были и существует поныне своя каторга.
Из истории забытого слова каторга
Каторга, или каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.
Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединённая со ссылкой, был известен с глубокой древности и уже в Римской империи принял широкий размах, результаты которого дошли до настоящего времени — например, римские водопроводы. И не только. Распространённой формой подневольного труда преступников к концу средних веков почти у всех романских народов была работа на галерах — вёсельных судах, движимых мускульной силой осуждённых.
В странах Средиземноморья гребцами на каторге в 17 веке были рабы, военнопленные и преступники, осужденные на тяжелые работы. Всех этих несчастных приковывали на судне к поперечным скамьям или соединяли одной общей цепью, пропущенной через ножные кандалы, запирающейся у носовой и кормовой перегородок крепкими хитроумными замками. Здесь, избиваемые плетью надсмотрщиками, гребцы бессменно сидели за тяжелыми длинными веслами, здесь же ели и спали. Тут же часто сходили с ума или умирали от невыносимой работы.
Не было страшнее неволи, чем на каторге, или галере, как ее стали называть позднее. Потому и вошло это слово почти во все европейские языки как синоним нечеловеческих мук, тяжелейшего наказания.
История каторжных работ в России
История русской каторги начинается с конца XVII столетии и тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Ещё до издания уложения Алексея Михайловича заметно стремление утилизировать личность преступника в пользу государства. Прежняя форма изгнания, или «выбития из земли вон», практиковавшаяся ещё в XVI ст., заменяется в XVII в., особенно со времени освоения Сибири, ссылкой с государственной, колонизационной целью, которой по Уложению 1648 г. подвергаются многие категории преступников. В XVII в. выработались для ссыльных — за исключением тех немногих, которые на местах ссылки содержались в заключении, — три вида хозяйственного устройства: служба, приписка к посадским тяглым людям и ссылка на пашню.
Иностранные писатели, знакомившие Западную Европу с Россией XVII века, указывают ещё на ссылку для добычи соболей в царскую казну; но правильность этого указания оспаривается русскими исследователями. Правительство старалось сделать ссылку производительной и устанавливало меры надзора за тем, чтобы всякий ссыльный «у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил» (грамота верхотурскому воеводе 1697 года). При всем том работа ссыльного остается свободным, личным трудом на себя. Только к самому концу XVII в. появляется ссылка с обязательным подневольным трудом каторжан на пользу государства. Ф. Кудрявцев называет 1691 год датой возникновения в России каторги как особого вида наказания.
Каторга в правление Петра I
Подневольная работа осужденных преступников при Петре I быстро развивается и находит себе многообразное применение. Этот подневольный труд и получил название каторга, в первоначальной своей форме, заимствованной с Запада. Каторга на весельных судах (галерах) появилась в России при Петре, и впервые применён указ от 24 ноября 1699 г. к веневским посадским людям, судившимся за взятие денег с выборных к таможенным и кабацким сборам, и другим людям, которые дали деньги и «накупились к сборам»; их повелено «положить на плаху и, от плахи подняв, бить вместо смерти кнутом без пощады и послать в ссылку в Азов с женами и детьми, и быть им на каторгах в работе».
Слово «каторга» было тождественно со словом «галера» или «галея». В журнале Петра I слово «каторга» отождествляется с кораблем, но еще до Петра слово было в употреблении. Воспользоваться рабочей силой преступников для гребного труда предложено было в 1688 г. Андреем Виниусом в записке, поданной им в посольский приказ. Мысль Виниуса лишь впоследствии нашла практическое применение.
Подневольный, каторжный труд, однако, недолго сосредоточен был на гребных судах. Уже в 1703 г. некоторые из ссыльных перемещены из Азова в Петербург для работ при устройстве порта, а затем для таких же работ в Рогервике (позднее — Балтийский порт, ныне Палдиски, Эстония). Смотря по потребности в рабочих руках, на работы осуждалось большее или меньшее число преступников. Так, Петр I письмом на имя князя Ромодановского от 23 сентября 1703 г. предписывает: «ныне зело нужда есть, дабы несколько тысяч воров приготовить к будущему лету, которых по всем приказам, ратушам и городам собрать по первому пути». Очевидно, что при исполнении такого заказа тяжесть вины не могла быть принимаема к точному руководству.
Ф. Кудрявцев в брошюре «Александровский централ. История сибирской каторги» писал об Указе, изданном 5 февраля 1705 г. Этот указ предписывал «вместо смертной казни чинить жестокое наказание, бить кнутом и пятнать новым пятном, вырезывать у носа ноздри и ссылать на каторгу в вечную работу» (из копии Указа, сохранившейся в фонде Илимской воеводской канцелярии). Пятнать новым пятном означало клеймить раскаленным железом в лоб. И далее: «Натирать же пятна порохом многажды накрепко, чтоб они тех пятен ничем не вытравливали и чтоб те пятна были посмерть».
Указ 1705 г. предписывал всем ловить беглых каторжан и грозил смертной казнью за их укрывательство:
И буде такие ссыльные пятнанные люди учнут с каторги бежать и приходить к Москве или куды в городы и уезды, в селы и деревни, и таких ссыльных людей, у которых явятся ноздри вырезаны, или хотя и весь нос отрезан, или отравлен или которые в лоб запятнаны и порохом натерты, всяких чинов людям имая проводить в приказы и бурмистрам в земские избы, а из городов тех людей присылать к Москве в Преображенский приказ, а буде кто таких ссыльных, беглых людей и станет у себя укрывать, или, видя их, не поймает и не приведет и не известит, после про то сыщется… и тем людям за укрывательство… быть в смертной казни без всякой пощады.
Кроме вечной каторги взамен смертной казни, указ предусматривал каторгу «на урочные годы», то есть на определенные сроки.
Каторга в послепетровский период
Каторжный труд широко применялся во всех сооружениях и постройках первой половины XVIII века. Со времени передачи в 1760 г. екатеринбургских и нерчинских рудников в ведомство Берг-коллегии к разработке их стал применяться в широких размерах каторжный труд ссыльных. В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания.
Только в указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни (1753 и 1754) вечная ссылка на вечную, непрерывную работу заменяет собой смертную казнь и, таким образом, ставится во главе карательной системы. Срочные каторжные работы отбывались в этот период или в крепостях, или в рабочих домах (для женщин-каторжанок — прядильные дома). Некоторую определённость и постепенность в отношении отбывания каторжных работ как наказания вводит лишь указ Павла I от 13 сентября 1797 г., который делит всех преступников, подлежащих ссылке, на три категории: первая, более тяжкая, ссылалась в Нерчинск и в Екатеринбург, в работу в рудниках, вторая — в Иркутск, на работы в местной суконной фабрике (в том числе для каторжниц-женщин), третья, взамен заключения в смирительных (устроенных при Екатерине II) и рабочих домах — на работы в крепостях.
Каторга в правление Екатерины II
Наряду с ссылкой в каторжные работы при Екатерине II вновь стала применяться ссылка на поселение без работ; но точного соотношения между этими видами ссылки установлено не было. К началу XIX века стало выясняться крайне неудовлетворительное состояние ссылки. Немало содействовала этому неустойчивость управления восточной окраиной и быстрые смены лиц, которым оно вверялось. Введение в 1782 и 1783 годах общего губернского учреждения в Сибири не устранило неудобств, и уже в 1806 году была снаряжена ревизия сенатора Селифонтова, указавшая на господствующий в управлении Сибири и, главным образом, в организации ссылки и каторжных работ крайний беспорядок системы, которую Сперанский позже назвал системой «домашнего управления» взамен «публичного и служебного». К введению последнего призван был «законодатель ссылки», Сперанский, назначенный сибирским генерал-губернатором. Результатом попытки Сперанского упорядочить ссылку и определить соотношение её с каторжными работами явился изданный в 1822 году Устав о ссыльных. Каторжные работы по этому уставу являются высшей карательной мерой по сравнению со ссылкой на поселение. Каторга делилась на бессрочную и срочную (максимум 20 лет).
Уложение 1845 года
Каторга делится на бессрочную и срочную, с максимумом в 20 лет. По отбытии каторги ссыльный переходит в разряд поселенцев. Свод Законов 1832 и 1842 г., положив в основание карательной системы Устав о ссыльных, не дал, однако, точного определения и разграничения видов ссылки и каторжных работ. Только в Уложении 1845 г. и в дополнительном к нему законе 15 августа 1845 г. мы находим точную нормировку каторги как карательной меры, занимающей после смертной казни (определяемой лишь за политические преступления) первое место в лестнице наказаний. Каторжные работы различаются в Уложении по срокам, какие в них должен состоять осуждённый до перехода в разряд поселенцев, и по тяжести самих работ. Что касается бессрочной каторги, то она, хотя и предусмотрена в Уложении, не представляется безусловной, а означает лишь, что прекращение работ должно зависеть от степени исправления осуждённого.
По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Предполагавшаяся постепенность тяжести работ на практике, однако, не осуществлялась; не всегда рудниковые работы в действительности оказывались более тяжкими, чем даже заводские; в самом Уложении указан был порядок замены одного рода работ другими с соответственным увеличением срока. Самые работы не всегда существовали, и осуждённые к данному роду каторжных работ часто за отсутствием его отбывали наказание в сибирских каторжных тюрьмах, разбегаясь целыми массами и наводя ужас на местное население. По замечанию профессора Таганцева, «государство, осуждая на К. работы, в сущности, не наказывало, а снабжало разные ведомства даровыми рабочими; оттого падение крепостного права совпало с полным распадением каторжных работ». Деление работ на категории постепенно исключено из законодательства. В 1864 г. прекратилась отсылка каторжных в крепости, так как постройки новых крепостей почти не было и, вообще, военное ведомство находило для себя невыгодным пользоваться трудом каторжных. Применявшие труд каторжных фабрики и заводы постепенно прекращали работу (ещё в 1830 г. Петровский железоделательный завод, в котором работали декабристы, перестал принимать каторжных). Работы в рудниках также уменьшались, особенно с закрытием нерчинских работ (возобновлённых лишь в 1880-х годах) и крайне неудачного опыта с работами на Карийских россыпях, где от большого скопления каторжных и жестокого обращения с ними начальства появились повальные болезни, унёсшие в один год до 1000 чел.
Закон 18 апреля 1869 г. положил конец системе Уложения. По этому закону на каторгу в Сибирь направляются только каторжные из Сибири и зауральских частей Пермской и Оренбургской губ. Осуждённые на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещаются в каторжных тюрьмах (так называемых «централах») — Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской, двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Устройство этих тюрем в сущности почти не отличалось от обыкновенных тюрем; режим был более строгий, но тяжких и вообще каких бы то ни было работ здесь не производилось. Отбывшие в них срок заключения, равный сроку работ, отсылались по закону 23 мая 1875 г. в Сибирь на поселение. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о. Сахалин 800 чел. для отбывания там каторги.
Реформа наказаний 1879 года
Предпринятая законом 11 декабря 1879 г. реформа лестницы наказаний коснулась и каторжных работ. В конце XIX века правительство стремится сосредоточить каторгу в Восточной Сибири, а в 1893 г. упразднены последние каторжные тюрьмы, существовавшие в Европейской России. К разряду каторжных тюрем можно было отнести еще Шлиссельбургскую крепость, где содержались осужденные к каторге государственные преступники; крепость управлялась по особому положению от 19 июня 1887 г. и находилась в ведении командира отдельного корпуса жандармов.
Классификация каторжников и условия отбытия наказания после реформы 1879 года
Все осуждённые к каторжным работам делятся на 3 разряда, осуждённые без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осуждённые к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет — каторжными третьего разряда. Бессрочные каторжные должны содержаться отдельно от других.
На подземные работы при добывании руд могут быть отправлены лишь каторжные первого разряда; при обращении же на такие работы каторжных второго и третьего разрядов каждый год работ засчитывается им за 1,5 года каторжных работ, определённых судебным приговором. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных. Мужчины подлежат бритью половины головы.
Срок пребывания в этом разряде зависит от размера наказания и колеблется для каторжных первого разряда от 8 (для бессрочных) до 2 лет, для каторжных второго разряда определён в 1 ; года, для каторжных третьего разряда — в 1 и 1,5 года. При удовлетворительном поведении испытуемый переводится затем в отряд исправляющихся, которые содержатся без оков и употребляются для более лёгких работ отдельно от испытуемых.
По истечении установленных сроков исправляющиеся пользуются правом жить не в остроге, могут себе выстроить дом, для чего им отпускается лес; им возвращаются отобранные при ссылке деньги и разрешается вступить в брак. Срок каторги сокращается для тех, которые не подвергались взысканиям, причем 10 месяцев действительных работ засчитывается за год. Работа каторжных оплачивается (закон 6 января 1886 г.) 1/10 вырученного из их работ дохода. Осуждённые на бессрочную каторгу могут по истечении 20 лет, с утверждения высшего начальства, быть освобождены от работ (кроме отцеубийц и матереубийц, которые и в отряд исправляющихся не переводятся). Каторжные, не способные ни к какой работе, размещаются по сибирским тюрьмам и через известные сроки обращаются на поселение.
Разделение каторги на категории по роду работ к концу XIX века было упразднено; сохранилось лишь разделение по срокам — на семь степеней. Осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ, начинавшегося со дня вступления приговора в законную силу, а когда приговор не был обжалован — со дня его объявления (закон 1887 года). Работы отбывались на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является Зерентуйская каторжная тюрьма, на казённых солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др., на острове Сахалин, при постройке Сибирской железной дороги (по правилам от 24 февраля 1891 года и 7 мая 1894 года). На острове Сахалин работы заключались в прокладывании дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр.
Каторга как вид наказания была отменена в марте 1917 г. Временным правительством после Февральской революции 1917 г.
В 1943 году во время Великой Отечественной войны как мера наказания за измену Родине были введены каторжные работы сроком от 15 до 20 лет (Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев. »)
Для этого в ГУЛАГе были организованы каторжные отделения с установлением особо строгого режима: полная изоляция осуждённых на каторжные работы от остального лагерного контингента, содержание каторжан в отдельных зонах усиленного режима, использование каторжан на тяжёлых работах в угольных шахтах, удлинённый рабочий день. Каторжане не имели права носить «вольную» одежду (и даже иметь её при себе в бараках), им выдавали спецодежду: телогрейку, бушлат, ватные брюки, шапку-ушанку, чуни с калошами. На одежде в трёх местах (на спине, на брюках выше колена и на шапке-ушанке) пришивались номера.
Отделения каторжных работ были созданы в ИТЛ в Воркуте, Казахстане, Норильске, Тайшете, на Колыме. В 1948 г. осуждённые к каторжным работам были переведены в Особые лагеря МВД, созданные в том же году.
В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы отсутствует. Тем не менее, принудительный труд для заключённых предусмотрен статьёй 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; кроме того, статья 44 Уголовный кодекс РФ предусматривает такие виды наказания как обязательные, исправительные и принудительные работы, что, однако, не противоречит части 2 статьи 37 Конституции РФ, гарантирующей право на свободный и оплачиваемый труд, поскольку, в соответствии с подпунктом «с» пункта 3 статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах такой запрет не распространяется на работу, которую обязаны выполнять лица, находящиеся в заключении на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Каторга в литературе и искусстве
Влас Михайлович Дорошевич. «Сахалин (Каторга)»
Валентин Саввич Пикуль. Каторга. Роман
Старинные песни русских каторжан
С 1921 по 1935 годы в СССР издавался журнал «Каторга и ссылка» Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев.
Ф. М. Достоевский. Записки из Мёртвого дома.
А. П. Чехов. «Остров Сахалин».
А.В. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»