Что такое карамазовщина как явление

Карамазовщина

Смотреть что такое «Карамазовщина» в других словарях:

КАРАМАЗОВЩИНА — КАРАМАЗОВЩИНА, карамазовщины, мн. нет, жен. (книжн.). Крайняя степень моральной безответственности, сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам, как бытовое,… … Толковый словарь Ушакова

карамазовщина — карамазовщина, карамазовщины, карамазовщины, карамазовщин, карамазовщине, карамазовщинам, карамазовщину, карамазовщины, карамазовщиной, карамазовщиною, карамазовщинами, карамазовщине, карамазовщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… … Формы слов

карамазовщина — карам азовщина, ы … Русский орфографический словарь

Брюсов Валерий Яковлевич — Брюсов, Валерий Яковлевич известный поэт, один из создателей русского модернизма. Родился в 1873 г. в московской крестьянско купеческой, но интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, драмы, повести; отец печатал стихи в мелких изданиях.… … Биографический словарь

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

Достоевский Ф. М. — Достоевский Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 1881) гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно крепостнического строя и нарождения капитализма. Р. в Москве в семье лекаря,… … Литературная энциклопедия

Последние страницы из дневника женщины — Жанр: Повесть Автор: Брюсов, Валерий Яковлевич Язык оригинала: русский Год написания: 1910 Публикация … Википедия

Источник

«Карамазовщина» в героях романа «Братья Карамазовы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:51, реферат

Краткое описание

Последний роман Федора Михайловича Достоевского “Братья Карамазовы” стал воплощением итоговых размышлений писателя о человеке. Жизнь человека по Достоевскому – это страдание, поиск истины через утверждение или отрицание Бога. В “Братьях Карамазовых” Федор Михайлович подошел к оформлению своих взглядов на человеческую жизнь в определенную философскую систему (карамазовщину).

Вложенные файлы: 1 файл

карамазовщина.docx

«Карамазовщина» в героях романа «Братья Карамазовы».

Выполнила студентка 1 курса НГПУ Кочкурова М.А. 105-ид-12

Братолюбие между вами да пребывает(Евр 13:1). Чтобы переделать мир поновому, надо, чтобы люди сами психически повернулись на другую дорогу. Раньше чем не сделаешься в самом деле всякому братом, не нас тупит братства.Ф.М. Достоевский “Братья Карамазовы” А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам. Н.В.Гоголь “Выбранные места из переписки с друзьями”

Когда бы страх чего-то после смерти –

Безвестный край, откуда нет возврата

Внушая нам терпеть невзгоды наши

И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Так трусами нас делает раздумье…

Кто, на поверку,Разум чей

Сказать осмелится: “Я верю”?

Высокомерно скажет: “Я не верю”?

Всего: меня, тебя, простора

“Нет, пока не открыт секрет, для меня существует две правды: одна тамошняя, ихняя, мне пока совсем неизвестная, а другая моя. И еще неизвестно, которая будет почище”. Муку карамазовского вопроса поясняют и развивают три качества карамазовского сердца: страсть, совесть и сила. Значение каждого из трех этих элементов карамазовщины зависит от процесса решаемости карамазовского вопроса. Первое качество карамазовского сердца – карамазовская страсть – в основе своей двойственна. Условно можно разделить карамазовскую страсть на страсть высшую и страсть низшую. Проявление низшей карамазовской страсти хорошо видно на примере Федора Павловича и Дмитрия Карамазовых – это их желание отодвинуть на второй план решение карамазовского вопроса. Осуществление подобного намерения происходит через полную отдачу себя буйству, произволу, страстям и грубым сладостям. Схожее в истории с Фаустом. Фауст, вначале безуспешно ищущий истину, наконец, произносит:

Отныне с головой нырну

В страстей клокочущих горнило,

Со всей безудержностью пыла,

В пучину их, на глубину!

цитирует брат Дмитрий Шиллера и добавляет Алеше: “Я, брат, это самое насекомое и есть, и это обо мне специально и сказано. И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит…” Страшные, страшные бури родятся в крови у карамазовых, но как и всякие бури, они непременно сменяются затишьем:

В душе, смирившей вожделенья,

Она любовью к провиденью,

Любовью к ближнему живет. –

— Я думаю (говорит Алеша), что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.

— Жизнь полюбить больше, чем смысл ее? – спрашивает Иван.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

— Есть такая сила, что все выдержит! – с холодною уже усмешкой проговорил Иван.

— Карамазовская…сила низости карамазовской.

— Это потонуть в разврате, задавить душу в растлении, да, да?

-Пожалуй и это… только до тридцати лет, может быть, и избегну, а там…

— Как же избегнешь? Чем избегнешь? Это невозможно с твоими мыслями.

Сила вся души великая

Источник

Значение слова «карамазовщина»

Что такое карамазовщина как явление. Смотреть фото Что такое карамазовщина как явление. Смотреть картинку Что такое карамазовщина как явление. Картинка про Что такое карамазовщина как явление. Фото Что такое карамазовщина как явление

КАРАМА’ЗОВЩИНА, ы, мн. нет, ж. (книжн.). Крайняя степень моральной безответственности, сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам, как бытовое, национальное или психологическое явление. [По имени героев романа Достоевского «Братья Карамазовы».]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое карамазовщина как явление. Смотреть фото Что такое карамазовщина как явление. Смотреть картинку Что такое карамазовщина как явление. Картинка про Что такое карамазовщина как явление. Фото Что такое карамазовщина как явлениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неспециалист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «карамазовщина&raquo

Предложения со словом «карамазовщина&raquo

Цитаты из русской классики со словом «карамазовщина»

Понятия, связанные со словом «карамазовщина»

Ф. М. Достоевский не учился философии, не писал философские трактаты и не претендовал на звание философа. Современники писателя не рассматривали его сочинения с философской точки зрения. Однако в настоящее время, как писал американский исследователь Джеймс Сканлан, «даже самый суровый критик должен признать, что Достоевский при всей своей удаленности от академической философии был одним из самых философских писателей».

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «карамазовщина&raquo

Русский писатель, если только тянет его к себе бездна души, не может более уйти от обаяния карамазовщины, как некуда в пустом доме уйти мне от лунного лика и от своей чёрной тени, зараз и жуткой и комичной.

Когда дело доходит до судебных прений, прокурор и адвокат умно и тонко рисуют картину российской карамазовщины, проницательно анализируют социальные и психологические причины преступления, убеждая, что обстоятельства не могли не подтолкнуть к нему.

Все это типичная карамазовщина, которая берет начало в нашем папеньке.

Источник

КАРАМАЗОВЩИНА

Смотреть что такое «КАРАМАЗОВЩИНА» в других словарях:

Карамазовщина — Это выражение, как понятие нарицательное, прозвучало уже в самом тексте романа «Братья Карамазовы» (1879 1880) Федора Михайловича Достоевского (1821 1881). Один из персонажей романа Ракитин в своем выступлении на суде презрительно говорит (ч. 4,… … Словарь крылатых слов и выражений

карамазовщина — карамазовщина, карамазовщины, карамазовщины, карамазовщин, карамазовщине, карамазовщинам, карамазовщину, карамазовщины, карамазовщиной, карамазовщиною, карамазовщинами, карамазовщине, карамазовщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… … Формы слов

карамазовщина — карам азовщина, ы … Русский орфографический словарь

Брюсов Валерий Яковлевич — Брюсов, Валерий Яковлевич известный поэт, один из создателей русского модернизма. Родился в 1873 г. в московской крестьянско купеческой, но интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, драмы, повести; отец печатал стихи в мелких изданиях.… … Биографический словарь

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

Достоевский Ф. М. — Достоевский Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 1881) гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно крепостнического строя и нарождения капитализма. Р. в Москве в семье лекаря,… … Литературная энциклопедия

Последние страницы из дневника женщины — Жанр: Повесть Автор: Брюсов, Валерий Яковлевич Язык оригинала: русский Год написания: 1910 Публикация … Википедия

Источник

Карамазовщина в романе Достоеского

В мире Карамазовых принципиально не восстановимы четкие моральные границы преступления: все в разной мере, но виноваты в случившемся, потенциальная преступность царит в общей атмосфере взаимной ненависти и ожесточения. Виновен каждый человек в отдельности и все вместе, или, как говорит старец Зосима, «воистину каждый перед всеми за всех и за все виноват, помимо грехов своих». «Помни особенно, что не можешь ничьим судьею быти. Ибо не может быть на земле судья преступника, прежде чем сей судья не познает, что и он такой же точно преступник, как и стоящий перед ним, и что он-то за преступление стоящего перед ним, может, прежде всех и виноват». «Карамазовщина», по Достоевскому,- это русский вариант болезни всего европейского человечества, болезни цивилизации.

Причины ее заключаются в утрате цивилизованным человечеством сверхличных нравственных ценностей, в грехе «самообожествления». Вся верхушка русского общества, вслед за передовой частью западноевропейского, обожествляет свое «я» и разлагается. Наступает кризис гуманизма, который в русских условиях принимает формы особенно откровенные и вызывающие: «Если вы желаете знать,- рассуждает Смердяков,- то по разврату и тамошние, и наши все похожи.

Все шельмы-с, но с тем, что тамошний в лакированных сапогах ходит, а наш подлец в нищете смердит и ничего в этом дурного не находит». Истоки западноевропейской и русской буржуазности Достоевский видел не в экономических законах развития общества, а в духовном кризисе современного человечества, причины которого в «усиленно сознающей» себя личности, утратившей веру, выпрямляющий человека нравственный идеал. По формуле Ивана Карамазова, «если Бога нет, то все позволено». Кризис безверия захватил не только светские, но и церковные круги. В главе «Pro и contca» устами Ивана Карамазова Достоевский развертывает беспримерную в истории атеизма критику консервативных сторон исторического христианства. Герой доказывает несовместимость пассивного принятия трех опорных точек религии (акта грехопадения, акта искупления и акта вечного возмездия за добро и зло) с нравственным достоинством человека. Согласно христианскому воззрению все человечество ответственно за грех родоначальников своих, Адама и Евы, изгнанных Богом из рая.

Поэтому земная жизнь является искуплением первородного греха, юдолью страдания, духовных и физических испытаний и невзгод. Христианин должен терпеть и смиренно переносить эти испытания, уповая на Страшный суд в загробной жизни, где каждому будет воздано Высшим Судьей за добро и зло. В фундаменте христианского миросозерцания есть соблазн фаталистического, пассивного приятия всех унижений и обид, соблазн нравственного самоустранения от господствующего на земле зла. Иван, зная этот христианский соблазн и опираясь на него, предлагает послушнику Алеше неопровержимые, по его мнению, аргументы, направленные против «мира Божия». Это страшные, потрясающие душу рассказы о действительных фактах страдания детей. Иван задает Алеше трудный вопрос о цене будущей «мировой гармонии», о том, стоит ли она хотя бы одной слезинки ребенка. Может быть, есть Бог и есть будущая гармония в царстве Его, но Иван не хочет быть в числе избранников и «билет» на вход в царство Божие почтительно возвращает Творцу вселенной.
Факты страдания детей, которые приводит Иван, настолько вопиющи, что требуют немедленного отклика, живой, активной реакции на зло. И даже «смиренный послушник» Алеша не выдерживает предложенного Иваном искушения и в гневе шепчет:

«Расстрелять». Расстрелять того генерала, который по жуткой прихоти затравил псами на глазах у матери ее сынишку, случайно подбившего ногу любимой генеральской собаке. Не может сердце человеческое при виде детских слез и мольбы к Боженьке успокоиться на том, что они необходимы в этом мире во искупление грехов человеческих. Не может человек оправдать детские страдания упованиями на будущую гармонию и райскую жизнь. Слишком дорогая цена для вечного блаженства! Не стоит оно и одной слезинки невинного ребенка! Иван действительно указывает христианской религии на вопросы, трудно разрешимые для сердца человеческого. Причем с его аргументами против страдания детей солидарен и сам Достоевский.

Видно, что в определенной мере писатель разделяет бунтарский пафос Ивана. В какой? Попытаемся разобраться и понять.

Достоевский отрицает вслед за Иваном религиозно-фаталистический взгляд на мир, свойственный консервативным кругам русских церковников и их идеологов (вспомним учение Константина Леонтьева). Достоевский против самоустранения человека от прямого участия в жизнестроительстве более совершенного «мира сего». Вслед за Иваном он настаивает на необходимости живой реакции на зло, на страдания ближнего. Писатель критически относится к оправданию страданий актом грехопадения, с одной стороны, и будущей гармонией, будущим Страшным судом, с другой. Человек, по Достоевскому, призван быть активным строителем и преобразователем этого мира. Поэтому писателя не устраивает в бунте Ивана не протест против страданий детей, а то, во имя чего этот протест осуществляется.

При внимательном и вдумчивом прочтении романа можно заметить в логике Ивана Карамазова существенный, типично (*70) «карамазовский» изъян. Приводя факты страдания детей, Иван приходит к умозаключению: вот он каков, мир Божий. Но действительно ли в своем богоборческом бунте Иван воссоздает объективную картину мира? Нет. Это не та картина, где добро борется со злом. Это коллекция с карамазовским злорадством подобранных фактов страданий детей на одном полюсе и жестокости взрослых на другом. Иван несправедливо и предвзято судит о мире Божием, он слишком тенденциозен и, подобно Раскольникову, несправедлив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *