Что такое караматы в исламе
Что такое караматы в исламе
ING DAAWAH SALYAF | Призыв Саляфии в Ингушетии запись закреплена
Итак, караматы (чудеса, совершаемые праведными последователями сунны) бывают:
— научные чудеса
— слуховые чудеса
— зрительные чудеса
— физические чудеса
Научные: в пример можно привезти Абу Бакра رضي الله عنه, когда он лишь взглянул на живот своей жены и сказал: «Я вижу там девочку.»
[1]
Такое свойство было упомянуто среди ряда праведников и обладателей знания, что подобное раскрытие сокровенного происходит при помощи того, чему обучил их Аллах. Они могут видеть (праведники Аллаха) что находится в утробе после некоторого периода присматривания, мальчик там или девочка. Наделенный таким знанием также может постараться выявить срок зародыша в утробе на данный момент, как это могут проделывать некоторые специальные медицинские аппараты (УЗИ). И такое входит в понятие «научных чудес».
По поводу зрительного: такие угодники Аллаха могут видеть то, что не подвластно взгляду другим творениям, либо наоборот отвращать от себя ненужные взоры. Пример тому случай с Хасаном аль-Басри, когда полиция вошла, разыскивая его даже в его доме, но никого там не обнаружили и вышли. А сам Хасан аль-Басри, тем временем сидел во дворе прямо перед ними, отвратив от себя их взоры. И такое приписывается к зрительным чудесам. [2]
См. شرح كتاب الفرقان بين أولياء الرحمٰن وأولياء الشيطان ص. ١٦٥-١٦٧
Муджизат, карамат, сихр – как их отличить?
Вопрос: Как отличить карамат от муджизата и сихра? Ведь и карамат и сихр и муджизат – это что-то сверхъестественное, и простой человек, увидев нечто такое, может обмануться этим и посчитать это караматом или вообще муджизатом.
Ответ: Во-первых, мы должны знать, что такое муджизат, карамат и сихр.
В книге «Шарх Сави аля Джавхарати тавхид» написано: «Муджизат – это некое сверхъестественное событие, которое сопровождается заявлением о пророчестве, и оспорить которое не сможет никто».
То есть претендующий на пророчество показывает что-то необычное, и это не может повторить противник или тот, кто бросает вызов пророку. Например, раскалывание луны – никто не смог это опровергнуть и никто не смог показать такое же чудо.
В этой же книге написано: «К тому, что не соответствует этим условием, относится:
1. Ирхас (предварительное чудо) – проявление чего-то необычного от пророка до пророческой миссии [Например, еще до начала Откровения за нашим любимым Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, следовало облако, создавая ему тень.]
2. Карамат (чудо вали) – проявление чего-то необычного от праведного человека.
3. Мауна (помощь) – проявление чего-то необычного от обычного человека.
4. Истидрадж (искушение) – проявление чего-то необычного от нечестивца по его замыслу. [Например, Даджаль (Антихрист) разрубит человека напополам, а затем снова оживит его].
5. Ихана (унижение) – проявление чего-то необычного от нечестивца не по его замыслу. [Например, когда к лжепророку Мусайлиме пришел человек с невидящим глазом, а он коснулся его, то и второй его глаз ослеп.]».
В книге «Шарх аль-мафруз» написано: «Карамат – это проявление чего-то необычного, которое не сопровождается притязанием на пророчество и исходит от праведного человека, следующего за Пророком, на которого возложена обязанность доносить до людей Шариат, и который имеет правильное вероубеждение и праведные деяния, знаем мы о том или нет»[1].
А как же различить их?
Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Разница между караматом и сихром в том, что когда сверхъестественное явление исходит от праведного человека, не претендующего на пророчество и соблюдающего все права Аллаха и права Его творений, то это является караматом; а если оно исходит от того, кто не является праведником, то это сихр или же истидрадж (искушение).
Имам аль-Харамайн, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это не вывод разума, это то, в чем единогласны ученые».
А то, как различить праведника и неправедника, не является тайной, так как вид [неправедника] не такой, как у праведника, его этикет не такой, как у праведника. Также когда неправедный человек приступает к совершению того, чем он хочет одурманить людей, то непременно [от его сихра] начинает исходить дурной запах (то есть признак), которым можно будет отличить его от праведника»[2].
Признаки искушения и обмана
Мухаммад Тахир аль-Карахи пишет: «Признаком искушения является то, что тот, у кого проявляется сверхъестественное, превозносит себя перед другими; он думает, что это поможет ему преодолеть все трудности. А тот, у кого проявляется карамат, боится, что это может быть искушением и обманом, поэтому праведные люди боялись подобных сверхъестественных дел и состояний, дабы не оказаться в числе обманутых людей».[3]
Почему во время сподвижников караматов было мало, а в наше время много?
На этот вопрос имам Таджуддин ас-Субки отвечает следующим образом: «Если тебе скажут: “Почему караматов во время сподвижников было мало, а после них у авлия (любимцев Аллаха) их много”, то ответим на это словами имама Ахмада: “Потому что сила их имана не нуждалась в караматах, и начальное время (Ислама) было полно светом (нуром). И разве не видел ты, что у лампы не выявляется свет среди света ламп, также у звезд не выявляется свет вместе со светом солнца”».[4]
Муса Багилов
[1] Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 122 стр.
[2] Ибн Хаджар, «Фатава Хадисия», 560 стр.
[3] Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 122 стр.
[4] Аль-Манави, «Аль-Кавакиб ад-дуррийя фи тараджим ас-садат ас-суфийя», мукъаддима.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое карамат?
«Карамат» означает милость, превосходство. Терминологически же слово карамат является выражением сверхъестественных явлений, демонстрируемых кем-либо из аулия (последователей любого из пророков), и которое выходит за рамки законов физики, химии и физиологии.
Об истинности карамата аулия сообщается в Коране: «Господь принял ее благосклонно, вырастил ее хорошей и поручил ее Закарии. Входя к ней в комнату, Закария каждый раз находил около нее пищу. Он спросил: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха. Поистине, Аллах дает пропитание, кому пожелает, без счета» (сура «Али Имран», аят 37).
Муфассиры, давая толкование этому аяту, говорили о том, что Пророк Закария (мир ему) заходя в комнату к Марьям (мир ей) летом видел у нее фрукты, которые поспевают зимой, а приходя к ней в зимние дни, видел, что рядом с ней находятся фрукты поспевающие летом. Если учитывать, что, по мнению алимов, Марьям не являлась пророком, то приведенный выше аят является неоспоримым доказательством истинности карамата аулия.
Один из известнейших аулия, Шихабуддин Сухраверди сказал: «Аллах, чтобы укрепить убежденность своих любимых рабов, дарует им карамат. Но есть и рабы, с сердец которых были подняты завесы, и которые познали сокрытое. У таких рабов нет необходимости в карамате для укрепления их убежденности. Поэтому среди сахабов не было распространено проявление карамата. Ведь сподвижники были всегда рядом с посланником Аллаха (мир ему), были свидетелями ниспослания откровений и прихода ангелов. Они не придавали значения мирской жизни, их души были чисты, а сердца сияли подобно зеркалу».
Карамат делится два вида: осязаемый и неосязаемый
Осязаемый карамат – это умение читать мысли, ходить по поверхности воды, летать в воздухе и т.д.
Простые люди считают аулия только тех, кто умеет демонстрировать подобные способности и не обращают внимания на то, совершают ли эти люди поклонение, и соответствует ли их моральный облик требованиям Ислама. А все потому, что зачастую люди не знают о неосязаемом карамате, к которому относится беспрекословное следование повелениям ислама, стремление совершать благодеяния, выполнение всех своих обязанностей, очищение сердца от всего плохого, отказ от эгоизма, и полная покорность Аллаху.
Следовательно, карамат является истиной, но не является непременным условием того, чтобы человек считался аулия.
Исламский форум
Знание прежде всего
Караматы / фираса
Караматы / фираса
Сообщение ابن مراد الداغستاني » 29 ноя 2009, 13:34
Ассаляму ‘алейкум уа ра х матуЛЛАh.
Известно и ясно любому мусульманину, что знает сокровенное только один Всевышний АЛЛАh и не открывает его никому, кроме своих посланников. Однако есть люди, заявляющие о том, что они являются ‘алимами, либо среди народа их считают ‘алимами, которые когда к ним приходят, говорят «Я знал, что ты идешь ко мне» или что-то в этом роде.
Один из них к примеру начинает рассказывать приходящим к нему о том, что происходит у них дома и т.д.
Другие из них, когда к ним приходят открывают Къуран и начинают рассказывать о том, что сделал сын пришедшего, что произошло у них в селе и даже очень подробно описывают это.
Затем люди называют это караматами и говорят, что это у них от АЛЛАhа.
Мой вопрос вот в чем: » Встречались ли у саляфов такие караматы и как различать караматы аулия от шайтанских движений?»
Часто некоторые из них приводят историю ‘Умара радияЛЛАhу ‘анhу когда он стоя на кафедре в джум’а, видел войско и кричал им что-то и они услышали его.
Ну и в-общем не только касаемо этого вопроса инфа о том, как распазнавать аулия шайтана была бы не лишней
Re: Караматы
Сообщение sunniy » 30 ноя 2009, 02:02
Re: Караматы
Сообщение ابن مراد الداغستاني » 08 дек 2009, 11:06
Re: Караматы
Сообщение ابن مراد الداغستاني » 14 янв 2010, 12:20
Прочитал из книги Хафиза аль-Баззара об Ибн Теймийе:
Его «караматы»51 и проницательность52
Я, УАЛЛАhи, очень удивлялся пока читал эту главу, особенно 52 ссылка, где шейхуль-Ислям с такой уверенностью говорит о будущем и я не пойму как он это узнаёт. Не через откровение же! А как? И вообще о таком понятии как ‘Ильм аль-Фираса я первый раз прочитал именно в этой книге. Есть на это далили из Къур`ана и х ади с ов?
Я понимаю если он это во сне увидел, об этом сказано в х ади с ах, что сны являются 1\46 частью пророчества, но как тогда разграничивать ‘Ильмуль-Гъайб, которое не знает никто, кроме АЛЛАhа ‘азза ва джалля и караматами, которые бывают у некоторых праведников?
О чудесах (карамат)
Предлагаем вниманию читателей важный текст о караматах из книги из больших факихов шафиитского мазхаба имама шейхуль-Ислама Сиражуддина Умара ибн Расляна аль-Булькини (годы жизни – 724-805 по хиджре), да будет доволен им Всевышний Аллах. Имам пишет[1]:
Об истинности чуда (карамата) и его отличии от муаджизата
Люди Истины (Ахль Хакк) считают, что авлия могут совершать действия, нарушающие привычный порядок вещей. (При этом) муаджизат (чудо, которое даруется Всевышним Аллахом лишь пророкам) отличается от карамата тем, что обладатели последнего не претендуют на ступень пророчества (ан-нубуват).
Устаз Абу Исхак считал, что карамат недействителен, однако это мнение опровергается достоверными (пророческими) сообщениями, а также многочисленными историями о чудесах.
Учёные, подтверждающие истинность и законность карамата, разошлись в вопросе о том, каким требованиям должно соответствовать чудо, чтобы считаться действительным.
Одна из групп учёных сказала, что карамат действителен, только если он происходит независимо от свободного выбора вали. Именно это, по их мнению, отличает карамат от муаджизата.
Другая группа учёных решила, что свободный выбор вали в создании (Всевышним Аллахом) чуда допустим, если вали публично (посредством карамата) не претендует на ступень «вилая». Именно это, по их мнению, отличает карамат от муаджизата.
Третья группа учёных сказала, карамат законен, даже если вали претендует на обладание ступенью «вилая».
(Затем) отдельные ашариты склонились к мнению, что вали не может обладать той разновидностью чуда, которой обладает пророк. Однако верное мнение состоит в том, что это допустимо, так что учёные, придерживающиеся данной позиции, сказали, что вали может обладать всеми видами пророческих чудес, кроме Корана»
(Конец слов имама аль-Булькини аш-Шафии)
Вот прекрасный текст, опровергающий невежественные утверждения позитивистов от Ислама, что вали не может, к примеру, оживить покойника (или жареного цыплёнка), поскольку это (по их мнению) – исключительная прерогатива пророков, или что вали не может приобрести карамат по собственному свободному желанию.
Так, например, ваххабиты, по своему невежеству, потешаются над историей, которую приводит шейх Абдуль-Ваххаб аш-Шаарани, рахимахуллах. В этой истории суфий оживляет жареную курицу. Однако, как становится ясно из вышеприведенного текста имама аль-Булькини аш-Шафии, рахимахуллах, это вполне соответствует одному из законных мнений Шариата: вали, во-первых, может практиковать разновидность чуда, которой обладает пророк – в данном случае, это оживление мёртвого – а во-вторых, может приобрести карамат по собственному свободному желанию.
Известно, что ваххабиты или некоторые из них отрицают, что тот или иной праведник (вали) может обладать караматом оживления покойника.
Ивестный ханафитский алим шейх Самир Насс, хафизахуллах, который живет в Дамаске, имел проблемы с так называемыми салафитами после того, как упомянул в одном собрании, что известный вали шейх Ахмад Харун, рахимахуллах, оживил покойника.
Однако удивительно, что они это отрицают, потому что непререкаемый авторитет для них – Ибн Таймийя – признает, что вали может обладать караматом воскрешения умершего.
Ибн Таймийя пишет в книге “Ан-Нубуват”[2]:
“И непременно требуется признать правдивость знамений (чудес), которыми обладают пророки, а также правдивость тех, кто убежден в правдивости (пророков) и засвидетельствовал истинность пророческой миссии.
Эти знамениями, с которыми Всевышний Аллах посылает пророков, могут обладать все посланники Аллаха, например, Всевышний Аллах даровал чудо воскрешения из мертвых (многим) Своим пророкам. (При этом) оживлять покойников могут не только пророки, но также и их последователи, что в действительности и случилось (как для группы людей из этой исламской уммы, так и для последователей Исы, алейхи ссалям).
Люди, которым было даровано это чудо, говорят: «Поистине, Всевышний Аллах воскрешает мертвых посредством дарованного нам чуда. И лишь в силу нашей веры (в пророков) и нашего признания правдивости (пророков) Всевышний Аллах оживляет покойников посредством дарованного нам чуда”.
Поэтому факт воскрешения мертвого [кем-либо] непременно требует признания его веры в посланническую миссию Исы, алейхи ссалям, или Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. И совершение [кем-либо] такого чуда не может являться непризнанием этого пророчества. Поэтому чудо оживления мертвого – это ясный знак истинности их (пророков) пророческой миссии…”
“Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах наделил Своих пророков особенностями, которыми не могут обладать не пророки. И нет сомнения в том, что из знамений (чудес) пророков есть такие, которые не могут быть дарованы не пророкам. Более того, какому-нибудь пророку Аллаха может быть даровано знамение, которого лишены другие посланники. Например, превращение посоха в змею, изменение цвета руки и рассечение на две половины морской пучины – всё это было даровано исключительно Мусе, алейхи ссалям.
А раскалывание Луны, Коран, бурление воды из под пальцев (и другие чудеса) были дарованы лишь Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. А знамение, которым обладал Салих, алейхи ссалям, – появление из земли верблюдицы – было даровано Аллахом только ему, и никто из других посланников не совершал это (буквально – не имел его). [Однако это не касается] чуда оживления мертвеца, которым обладали многие из пророков и даже праведники…”
Ибн Таймийя пишет далее[3]:
“Ни один [человек], отвергающий пророков, не может прийти с теми знамениями, которыми они обладали. Что же касается верующих в пророческую миссию, то они признают, что те чудеса, которыми они обладают, – знамения самих пророков Аллаха с той лишь разницей, что знамения последователей посланников Аллаха никогда не будут подобными знамениям самих посланников.
Хотя пророки и их последователи могут совершать одни и те же (некоторые) чудеса, например, оживление покойника или увеличение еды и питья.
Но соучастия в таких знамениях как Коран, рассечение на две половины моря и раскалывание луны быть не может, поскольку Всевышний Аллах превознес Своих пророков над остальными людьми”.
[1] Абу Хафс Умар ибн Раслян аль-Булкини, Манхаджуль-аслайн, стр. 44.