Что такое карам у мусульман
Что такое карам у мусульман
от Замиль · Февраль 26, 2019
Муджиза — это сверхъестественные явления, доказывающие истинность пророчеств. Обычным людям не под силу совершать чудеса, такой способностью обладают только избранники Всевышнего. Каждый пророк продемонстрировал их, чтобы доказать свою избранность. Муджиза происходят только по Воле Аллаха.
Карамат – это сверхъестественные явления, происходящие по Воле Аллаха у праведников. Эти люди крайне щепетильно относятся к предписаниям Корана и стремятся безукоризненно выполнять все его повеления. Праведников называют вали, так как они достигли высокой степени приближенности к Аллаху и избегают грехов.
В Коране сказано: «Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей — слова Аллаха не подлежат отмене — это и есть великое преуспеяние» (Сура «Юнус», 10 / 62-64).
В другом аяте подчеркивается: «Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведет их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Сура «аль-Бакара», 2 / 257).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Праведники – это такие люди, увидев которых вы сразу же вспоминаете Аллаха».
С точки зрения феноменальности между муджиза и караматом нет разницы. Отличие лишь в том, что муджиза возникает у пророка, который открыто демонстрирует чудо людям как подтверждение своей миссии, а карамат возникает у праведника, который не призван его демонстрировать. Об этом сказано в Коране: «Господь принял и вырастил ее прекрасно и поручил ее Закарии. Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил: «О, Марйам! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это — от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Сура «Али Имран», 3 / 37).
В Исламе также известно о карамате сахабов. Об одном из таких чудес рассказано в Коране: «Не думаешь ли ты, что обитатели пещеры, [те,] о которых говорится в «Ар-Ракиме», были чудом, превосходящим Наши знамения? [Вспомни,] как юноши укрылись в пещере и сказали: «Господи наш! Даруй нам Твою милость и веди нас в нашем деле прямым путем». Мы погрузили их в сон в пещере на долгие годы. Потом Мы разбудили их, чтобы показать, какая из двух [спорящих] сторон правильно определит, сколько они пробыли [в пещере]»(Сура «аль-Кахф», 18 / 9-12).
Существует много хадисов, доказывающих существование карамата вали. Проявления чудес были присущи некоторым сподвижникам Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Анас (радыяллаху анху) рассказывал, что однажды два сахаба вышли в путь тёмной ночью, и перед ними зажглись огни, осветившие их дорогу. Эти чудесные явления сохранялись до тех пор, пока сподвижники не добрались до дома (Бухари, «Салят», 79).
Харам
Харам – под этим понятием шариат подразумевает определенные деяния, которые ислам считает греховными и запрещает. Все греховное или то, что ведет к греховному и запрещенному в исламе является харамным. Антонимом является халяль, то есть дозволенное.
По своей этимологии, слово «харам» имеет арабские корни и в переводе на русский язык означает «священный» или «запретный», и также имеет однокоренное слово, которое переводится как «запретное место». Поэтому неправомерным было бы отождествлять понятия «харам» и «грех», поскольку слово «харам» является составной частью некоторых слов и понятий, которые никак не могут быть соотнесены со словом грех. Такими примером может служить название Мечети Аль Харам, что переводится, как Священная Мечеть или Запретная мечеть (для совершения грехов). Также в других семитских языках можно встретить слово «херем», которое является родственным арабскому «харам» и означает в переводе «позор, исключение».
Термин харам также может быть использован применимо к месту, доступ в которое запрещен для какой-то категории людей: женская половина жилища – запретен для посторонних лиц мужского пола.
Что подпадает в понятие харамного или греховного
Любые скверные деяния являются запрещенными в исламе, как то употребление мяса свиньи или алкоголя, так и распространение или помощь в совершении подобных грехов.
В число действий, запрещенных в Коране, то есть входящих в понятие «харам», входят такие действия, как:
Убийство
В число деяний, которые являются харамом, входит и убийство, не считая тех случаев, когда:
Убийство животных без определенной цели со злым намерением также относится к категории харам, но не запрещено убийство животных, если это сделано с целью приготовления пищи, и мясо данного животного разрешено к употреблению, а также не относится к запрещенному убийство животного, который наносит вред человеку.
Харам в пище
Не дозволено в исламе употреблять в пищу продукты такие как: мертвичина, кровь, мясо диких животных, свинина и те продукты, которые из нее производят путем переработки. Один из таких продуктов, желатин, является спорным – ряд исламских богословов считает, что желатин – это харам, а их оппоненты придерживаются мнения, что желатин относится к халяльной категории продуктов.
Также к харамным продуктам относятся такие пищевые красители, как кармин, который получают из кошенили, то есть червя. Более подробно о запрещенной пище в исламе можно читать в данном разделе.
Харам и макрух: в чем разница?
В переводе с арабского языка слово «макрух» обозначает антоним таких понятий, как «любимый» или «желаемый».
Этот термин в шариате объединяет те вещи, которые Всевышний Аллах категорично не запрещал, но повелел не совершать таких деяний. Тот, кто совершит поступки, подпадающие под понятие «макрух» наказан не будет, но тот, кто не станет совершать подобного, получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Мусульманин, который не станет делать то, что подпадает под понятие «харам», получит вознаграждение от Аллаха, но тот мусульманин, который не совершает харамных деяний потому, что испытывает стыд, страх или не имеет возможности совершать этих деяний, награды от Всевышнего Аллаха он не получит.
Все те запреты, которые входят в круг слова харам, основываются на доказательствах, которые указаны в исламских первоисточниках. Это аяты Священной Книги Аллаха Корана, хадисы Пророка Мухаммада ﷺ – ахад или мутаватир.
Хадисы-ахад – это не бесспорные доказательства в вопросах вероучения, но в правовых вопросах их могут рассматривать как доказательные источники.
По ханафитскому мазхабу, тахриман макрух – это понятие, противоположное по смыслу ваджибу, и к такой категории относится ношение украшений или одежды из шелка мужчинами. Если же рассматривать понятие танзихан макрух, то в нем запрет слабее выражен, чем в тахриман макрухе. Противоположным танзихан макруху является понятие мандуб.
Такие ученые ханафитского мазхаба, которые признаны классиками мусульманской науки, Мухаммад аш-Шейбани, Абу Йусуф и Абу Ханифа считали, что те запреты, которые выводятся в единичных достоверных хадисах, следует отнести к категории макрух-тахриман.
Концепция харама была детально разработана поздними мусульманскими богословами, выделив его в два вида:
По канонам ислама, тот, кто совершит харам зульми и поклянется, что не будет совершать такого впредь, получит прощение Всевышнего Аллаха, если у него будет прощение человека, которому он причинил вред. А тот, кто совершил харам гайри-зульми, должен покаяться и заречься не совершать такого впредь, и тогда есть надежда для него на прощение Всевышнего Аллаха.
Также харам может подразделяться на следующие виды:
Формы выражения запрета
Харам в исламе или запрет имеет следующие формы или способы выражения:
Аяты Корана о действиях, подпадающий под харам
Приводится ряд аятов Корана, в тексте которых перечислены деяния харам:
По исламу, если действие или вещь подпадают под понятие харам, то разрешенным или халяль его считать нельзя, иначе это будет расценено как неверие и выведет мусульманина из ислама и отдалит его от Аллаха. Если человек совершает запретное деяние, то он приобретет грех перед Аллахом, а если человек будет избегать то, что запретно, и этим совершит угодное Аллаху деяние, то он получит прибыль и вознаграждение от Аллаха.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Между дозволенным и запретным: что такое халяль, харам и макрух?
В Исламе существует баланс между дозволенным и запретным. Пищевые запреты, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и те, кто исповедует другие религии, связаны с тем, чтобы показать людям, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться.
В арабском языке существуют термины, определяющие, что является дозволенным, а что — запрещенным: халяль (араб. حالل ) — «дозволенное, разрешенное», харам (араб. حارم ) — «запретное, запрещенное». Для мусульман это не просто термины, но четкие правила, определенные Кораном (Священной книгой мусульман), которым безоговорочно следуют верующие. Эти правила касаются действий, предметов, продуктов питания, а также отношений между людьми.
В данной статье мы хотели бы раскрыть тему продуктов питания, определяемых как дозволенные, запретные и сомнительные с точки зрения Ислама, а также более детально рассмотреть значение каждого из этих терминов.
Халяль — дозволенные вещи и действия в Исламе. Что касается продуктов питания, то определение халяль — это в первую очередь подтверждение соответствия нормам Ислама. Халяльный продукт не должен содержать запрещенных компонентов: свинины, крови, алкоголя, мертвечины и того, что было забито не с именем Аллаха.
Некоторые категории продуктов питания априори являются дозволенными к употреблению мусульманами: это овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед, злаковые, рыба, а также молоко и кисломолочные продукты в чистом виде. Для остальных продуктов важно, чтобы в их составе не было запрещенных компонентов.
Особые требования предъявляются к мясу и мясным продуктам, например, колбасным изделиям, чтобы такая продукция считалась халялем.
Продукты, запрещенные для мусульман, подпадают под определение харам, что в переводе с арабского означает «запретное». Есть продукты питания, которые при любых обстоятельствах остаются харамом. Как мы отметили выше, это — свинина, алкоголь, мертвечина, кровь и то, что было забито не с именем Аллаха. Также в данную категорию входят хищные животные (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб), как сказано в Коране.
Бывает так, что в процессе производства халяльный продукт приобретает статус харам. Скажем, если его производят совместно с запрещенными продуктами — например, используются ножи и другие предметы, соприкасавшиеся с харамом и после этого тщательно не вымытые, — в этом случае изначально дозволенный продукт приобретает статус запрещенного. Тем не менее в Исламе перечень запрещенного весьма невелик, в то время как разрешенное — практически безгранично.
Макрух (араб. مكروه ) — «сомнительное», требующее дополнительного исследования. Это «переходная зона» между запрещенными и дозволенными действиями, по определению исламской этики. Понятие макрух относится и к продуктам питания. В эту категорию попадают такие продукты, как желатин и кармин (краситель Е120), а также пищевые добавки, происхождение которых неизвестно. Например, пищевые добавки могут быть как животного, так и растительного происхождения — в таком случае требуется дополнительное исследование данного продукта.
Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля.
Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным.
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют».
Что касается сомнительного, то речь идет о дозволенных и запретных вещах и действиях, которые не очевидны, о которых люди не имеют представления. Ученые рассуждают о действиях и вещах подобного рода, исходя из определенных аятов Корана или на основании хадисов Пророка (мир ему и благословение). Поэтому для человека лучше следовать мнению ученых и придерживаться одного мазхаба, поскольку ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение) нет конкретных указаний относительно того, что подпадает под категорию макрух.
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Коран 2:172)
О Коране
Коран — заключительное Священное Писание, данное Богом людям через последнего Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
В строгой транслитерации название Священной Книги — «аль-Кур’ан», то есть «читаемое Откровение». Как известно, Божье Откровение ниспосылалось постепенно. Когда же оно было собрано воедино, то получило название Коран.
Наиболее значительные последние этапы религиозного развития человечества — это период Моисея, которому Богом была дана Тора, период Иисуса, которому было дано Евангелие, и период Мухаммада, которому был низведен Коран.
Тора (с иврита переводится как «учение, закон») — это первые пять книг современной Библии[1]: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тора в первозданном ее виде, с точки зрения Ислама, — Священное Писание, данное Богом пророку Моисею, но первозданный вид ее не сохранился.
Евангелия (др.-греч. «благая весть»), согласно Христианству, — это раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяют канонические Евангелия — Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета Библии) и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам и их ученикам, а вот в Исламе по этому поводу иная точка зрения, о чем подробнее будет сказано ниже.
Изначальный текст и смысл Священных Писаний (Торы, Евангелия) претерпели много изменений, искажений. Кроме того, что-то из многочисленных Евангелий отдельные исторические личности из числа священников и отцов церкви канонизировали, а что-то нет.
Евангелие в первозданном виде, с точки зрения Ислама, — это то, что внушил Господь пророку Иисусу.
В Коране есть следующие строки:
«Он низвел тебе [Мухаммад] Книгу [Священный Коран] с истиной в подтверждение того, что было ранее [ниспослано Творцом из Священных Писаний], низвел Он [до этого] Тору и Евангелие. [Низвел Он это] ранее как верный (правильный) путь для людей [прошлых исторических эпох]. [А сейчас поэтапно] низвел то, что разделяет верное и ложное (отделяет правильное от ошибочного) [то есть Коран]. Поистине, тех, кто не верует в знамения Аллаха (Бога, Господа), ожидает суровое наказание. Он [Творец] Всемогущ и воздает по заслугам» (см. Св. Коран, 3:3, 4);
«Они [набожные, богобоязненные люди] — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха [в мирском и в вечном]» (см. Св. Коран, 2:4).
Относительно же последнего священного писания, Корана, Богом обещано, что до Конца Света он останется в первозданном виде:
«Воистину, Мы низвели [через Нашего заключительного посланника] Откровение [Коран], и Мы, несомненно, будем охранять его [от каких-либо внешних вмешательств, искажений до Конца Света]» (Св. Коран, 15:9).
Коран состоит из 114 глав (сур). Ниспослание последнего Божественного Писания людям началось в Ночь могущества месяца Рамадан и продолжалось в течение последующих 23 лет.
По мере ниспослания Откровения Пророк[2] и его сподвижники заучивали текст наизусть. Кроме того, текст со слов Пророка записывали специально назначенные им писцы (писари), и это продолжалось до самой его смерти. Во времена, когда далеко не каждый умел писать, но каждый мог выучить и прочитать наизусть, последнее предоставляло значительное преимущество, поскольку это давало возможность осуществлять «двойную сверку» текста Корана, когда тот собирался в единое целое.
Как было отмечено, текст Корана передавался пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует) через архангела Джабраила (Гавриила) и продолжалось это в течение 23 лет его пророческой миссии. Началось все с первых аятов 96-й суры, затем, после трехлетнего перерыва, возобновилось и не прекращалось все последующие двадцать лет, вплоть до самой смерти Пророка в 632 году, то есть всего — тринадцать лет до и десять лет после переселения из Мекки в Медину.
У Пророка было несколько десятков писцов Божьего Откровения, по разным источникам — от 25 до 60. Во времена Пророка Коран не был окончательно собран воедино из-за возможного ниспослания новых Откровений. Он записывался и заучивался наизусть.
Вскоре после смерти Пророка в 632 году его ближайший сподвижник — Абу Бакр, ставший первым халифом Исламского государства, обратился к Зайду ибн Сабиту со словами: «Ты молод и умен, и мы не знаем за тобой ничего дурного. Ты записывал Откровение при Пророке. Тебе надлежит собрать Коран воедино». Такой шаг был предпринят Абу Бакром по предложению ‘Умара (будущего второго халифа). Зайд ибн Сабит осуществил почетную миссию. Для этого он привлек все сведения, которые только мог собрать в Медине: свидетельства от хафизов[3], экземпляры текстов Корана, записанные на различных материалах и сделанные под руководством Пророка, а также те, что уже находились в пользовании отдельных лиц. Все выполнялось тщательно во избежание возможных ошибок при оформлении Корана в письменном виде. В итоге на свет появился необычайно точный экземпляр Священного Писания.
После смерти Абу Бакра мусхаф — собранный в единую Книгу текст Корана — закономерно перешел к ‘Умару, ставшему в 634 году вторым халифом. Его дочь Хафса (вдова пророка Мухаммада) была грамотной женщиной, и поэтому ‘Умар передал ей книгу Корана на хранение. Во время правления третьего праведного халифа, ‘Усмана ибн ‘Аффана (644–655 гг.), возникла необходимость размножить текст Корана для распространения его на быстро расширяющейся территории Исламского государства. Халиф поручил сделать шесть точных копий текста Корана тому же писцу — Зайду ибн Сабиту. Объяснение мотивации действий третьего халифа мы видим в переданном имамом аль-Бухари хадисе Анаса ибн Малика: «Хузейфа ибн Яман, принимавший участие в освобождении Армении и Азербайджана, был обеспокоен различиями в чтении Писания между воинами из Шама и Ирака, после чего он прибыл к ‘Усману и сказал: «Поспеши на помощь этой умме, прежде чем они впадут в разногласия подобно иудеям и христианам». Тогда халиф направил гонцов к Хафсе с тем, чтобы она предоставила возможность размножить хранимый у нее экземпляр, а после Зайду ибн Сабиту, Абдулле ибн аз-Зубейру и Са‘иду ибн аль-‘Асу было поручено осуществить эту миссию. По завершении ответственного поручения Коран был возвращен Хафсе, а размноженные копии разосланы в разные уголки мира».
114 сур Корана размещены в порядке убывания их объема — чем короче сура, тем больший у нее порядковый номер, хотя есть и исключения. Хронологическая последовательность Откровения не соблюдена, то есть порядковый номер суры не зависит от времени ее ниспослания. Однако для большинства сур эта последовательность известна. Наиболее авторитетным является мнение, что последовательность сур имеет Божественное происхождение и установлена самим Пророком.
У каждой суры есть свое название. Чаще всего название суры происходит от одной из затронутых в ней тем или какого-нибудь упомянутого в ней слова.
Суры состоят из коротких отрывков, называемых аятами (это слово переводится как «знамение», «чудо»). Каждое предложение в Священном Коране также называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо. Деление на аяты не было произведено спонтанным образом. Оно непосредственно связано с изначальной формой Корана и четко отмечается рифмой или ассонансом. Между мусульманскими учеными нет разногласий в том, что расстановка аятов внутри сур указана непосредственно Пророком. Длина аятов, равно как и длина сур, заметно различается[4].
Пророк Мухаммад — заключительный Божий посланник, после него ни пророков, ни посланников и Священных Писаний от Бога не будет[5].
В Коране об этом сказано:
«Не является Мухаммад отцом кого-либо из ваших мужчин [его род не будет иметь продолжения по прямой мужской линии; у него родилось четыре сына, но все они умерли в младенчестве. Зейд ибн Хариса — его приемный сын, а не родной][6]. Однако же он [пророк Мухаммад, и в этом смысл его жизни] — посланник Божий и последний из числа пророков. [После него и до Конца Света пророков или посланников Божьих не будет. Если кто и объявит себя таковым, то он — лжец, и нет в этом сомнений.][7] Аллах (Бог, Господь) обо всем до мелочей знает» (Св. Коран, 33:40);
«И отправили Мы [говорит Господь миров] тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и навсегда»]» (Св. Коран, 21:107);
«Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24);
«Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] низвели Коран на арабском [языке] и детально разъяснили в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]» (см. Св. Коран, 20:113);
«[Это — ] Книга, данная тебе Свыше. И пусть же не будет твое сердце стесненным из-за нее [как и из-за тех сложностей, которые предстоит преодолеть, проповедуя ценности, изложенные в ней]. [Она дана тебе для того] чтобы ты посредством нее предостерегал [людей], а также — в качестве напоминания [мудрого, полезного наставления] для верующих. Следуйте за тем, что ниспослано вам от Господа, и не следуйте за какими-либо покровителями помимо Него. Редко же вы вспоминаете [об этом, как и о многом другом]» (Св. Коран, 7:2, 3).
Чтение Корана в оригинале и изучение его смыслов полезно, величественно пред Всевышним и вознаграждаемо Им:
«Если ты [человек] читаешь Коран [в арабском оригинале, пусть даже не понимая текста], Мы [говорит Господь миров] устанавливаем между тобою и теми, кто не уверовал в вечное, двойную защиту» (Св. Коран, 17:45).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал:
«Читайте Коран [в оригинале, а также изучайте его смыслы]. Поистине, в Судный День он явится защитником [одним из защитников] для тех, кто был ему близок [периодически читал его в оригинале, изучал смыслы на каком-либо из языков мира и практиковал их]»[8].
Первыми сурами Корана, которые материализуются Всевышним в Судный День и встанут на защиту изучавших их смыслы и практиковавших, будут суры «аль-Бакара» (Корова) и «Алю ‘Имран» (Род ‘Имрана)[9].
Хадисы о Коране
Пророк Мухаммад также сказал:
— «Поистине, в ком нет [в чьей памяти нет] ничего из [оригинала] Корана [на арабском языке], тот подобен разрушенному (разоренному, опустошенному) дому»[10].
— «Умеющий искусно читать Коран [на языке оригинала] — на уровне ангелов. Тот же, кто читает Коран запинаясь, с трудом [но прилагая усилия, учась и стараясь], получает двойное вознаграждение»[11].
— «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это — единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю, что «алифляммим» (слово) — это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) — это харф, «лям» (буква арабского языка) — это харф, «мим» (также буква арабского языка) — это харф»[12].
Посредством мощных коранических смыслов Творец кого-то поднимает, а кого-то опускает. По их выбору! Наше время, как и, полагаю, прошедшие века и тысячелетия, имеет яркие живые примеры данного пророческого высказывания. Священные Писания поднимали своими глубокими и великими смыслами на высочайшие уровни созидания и изобилия одних верующих и опускали на низшие уровни жестокости и разрушения, убийства и насилия «во имя Бога» других. На то и Судный День — чтобы расставить все по своим местам.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Их появление относится к XI–II вв. до н. э. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск, 2007. С. 805.
[2] «[Мухаммад, в периоды ниспослания тебе строк Писания] не старайся быстро двигать языком (устами), спешно [повторяя, боясь забыть] его [текст]. Поистине, Мы [говорит Господь миров] непременно соберем его [Корана, части воедино в твоем сердце, в твоей памяти] и прочитаем тебе [так, что ты не забудешь, сможешь читать его по памяти, когда пожелаешь]. Если Мы [продолжает Творец, тебе] его читаем [например, через ангела Джабраила], тогда следуй этому чтению [не беспокоясь о том, будто что-то можешь забыть]. И после, поистине, Мы непременно раскроем его [постепенно будем раскрывать человечеству всю красоту и глубину коранического текста]» (Св. Коран, 75:16–19).
[3]Хафизы — те, кто знает Священное Писание наизусть в оригинале, является хранителем Божественного Откровения.
[4] Подробнее читайте в книге Ильдара Аляутдинова «Таджвид. Правила чтения Священного Корана».
[5] Единственное — второе пришествие Иисуса, который подтвердит истинность всех пророков и посланников прошлого, включая пророка Мухаммада.
[6] Подробнее о детях Пророка см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 356.
[7] Данное повествование не вступает в противоречие с достоверно известным из Сунны вторым пришествием Иисуса, так как оно будет не началом новой Божественной миссии, а завершением ранее начатого им и в продолжение оставленного Мухаммадом (да приветствует их обоих Всевышний), без внесения чего-либо нового.
[8]См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 314, хадис № 252–(804); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 5, хадис № 1/991.
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 314, хадис № 252–(804); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 5, хадис № 2/992.
[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 128, хадис № 2093, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи[Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 813, хадис № 2918, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 2913; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 8, хадис № 10/1000.
[11]Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 312, хадис № 244–(798); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 6, хадис № 4/994.
[12]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи[Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасансахих»; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 8, хадис № 9/999.
[13] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 318, хадис № 269–(817); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 117, хадис № 1909, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 7, хадис № 6/996.