Что такое изограф и как его решать

Методическая разработка «Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ»

Татьяна Александровна Сержантова

МБОУ СОШ № 5 г. Канска

« Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. Недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений и пространственных представлений, наиболее характерны для детей с ОВЗ.

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий.

В этом случае наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Таким образом, мы видим проявление нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственных восприятия и представлений.

Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приемы. Одним из таких методов является использование изографов.

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. ( Приложение)

Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13. Нахождение других слов в слове – изографе.

Работа с изографом (примерные вопросы)

— Какой предмет он напоминает?

— Запишите в тетради это слово печатными буквами.

— Сколько звуков (букв) в этом слове?

— Назовите их по порядку.

— Назовите гласные (согласные) звуки.

— Назовите гласные (согласные) буквы.

— Разделите слово-изограф на слоги.

— Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

— Попробуйте сами составить изограф.

Упражнения имеют большое значение для развития познавательной сферы детей с ОВЗ:

Развиваются различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь.

Происходит обогащение словарного запаса, стимуляция познавательной активности.

Развиваются произвольность, наблюдательность и основные свойства внимания и восприятия.

Помимо развития всех видов памяти, происходит развитие воображения, а так же творческих навыков.

Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;

Киселёв П.А. «Как развить память ребёнка», Спб. 1996 год

Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-Пб, лицей №265, 2012г;

Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей», Ярославль 1996 год.

Источник

Изографы — картинки из букв. Методика работы

Для профилактики и коррекции дисграфических расстройств в качестве дидактических игр применяются специальные рисунки из буквенных символов. Предметы на таких рисунках изображены в виде букв, из которых состоит слово, обозначающее предмет на картинке.

Буквы различно расположены на пространстве листа, имеют разнообразную форму: вытянутые, сплющенные, немного корявые, но достаточно узнаваемые ребенком. Задача ребенка должен отыскать нарисованные буквы изографа и составить из них подпись к соответствующей картинке.

Методика логопедической работы

Используют изографы — картинки из букв — не только на логопедических занятиях, но и на этапе обучения грамоте, на уроках письма в начальной школе, на уроках русского языка в процессе изучения грамматических правил.

Формы занятий могут быть различные: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Принципы логопедической работы такие же как и при мероприятиях по преодолению других речевых расстройств.

Возможные виды заданий:

При помощи изографов можно просто запомнить буквы, входящие в состав слова. Обучение грамоте с помощью картинок-изографов продумано так, что позволяет развить познавательный интерес и устойчивую концентрацию внимания.

В предлагаемом для скачивания файле содержатся 40 изографов для работы с дошкольниками и учениками начальной школы.

Следующим этапов работы с изографами, может быть придумывание картинок из букв самостоятельно детьми. Такой вид заданий развивает у детей творческое мышление, зрительное восприятие, пространственно-аналитическую деятельность. Данное упражнение способствует развитию у ребенка способности познать суть языковых явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Для педагогов и родителей подробно описана методика работы с изографами в пособии Братченко А. Ф., Сарбиной Л. Ф.

Немного истории

Изографами в древности именовали художников-иконописцев. Изография (в переводе с греческого языка «изо-» — «ίσος» — равный, «графия» — «γραφή» — писание). Дословно: точное изображение каких-либо письмен, а также подборка изображений с рукописей и подписей именитых граждан.

Нужна ли логопеду печать? Об этом статья Как сделать печать логопеду.

Источник

Что такое изограф и как его решать

Автор: Наталья Геннадьевна Алешина

Организация: МОУ кадетская школа

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

ЦЕЛЬ: знакомство учителей начальных классов с изографами.

-познакомить с термином изографы и методикой работы с ними;

-научить применять изографы на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

1. Организационный момент, положительная мотивация.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

— Нам сегодня предстоит много трудиться. Я Вам предлагаю настроиться на работу, «подзарядить» наш мозг с помощью игрового упражнения «Кулак, ребро, ладонь». Игра «Кулак – ребро – ладонь».

Начнём работу. Как вы думаете, что выберет ученик на уроке: поиграть с буквами или написать текст? Выбор очевиден.

Для того, чтобы увлечь учеников на уроке можно использовать огромное количество игр, но нам нужно ещё и научить многому ребёнка. Я сегодня предлагаю Вам один из приёмов, который очень нравится детям и даёт хороший результат на уроках в начальной школе.

Тема «Изографы как способ развития орфографической зоркости у младших школьников»

2. Постановка задач мастер-класса

— Сегодня мы с Вами постараемся:

3. Теоретическая часть.

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче

даётся ему правописание».

Что же такое орфографическая зоркость учащихся?
“Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. И тогда учителям на помощь приходят игры со словами.

Если задания (игры со словами) интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Очень часто использую задание Изограф. Это задание развивает внимание, восприятие, воображение, учит эффективно работать с информацией на уроках и во внеурочной деятельности.

Что же такое ИЗОГРАФЫ?

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. СДАЙДЫ.

Само понятие было введено А.Ф. Братченко и Л.Ф. Сербиной.

Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Методика работы с изографами. СЛАЙДЫ.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

Виды работ:

1. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

4. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

8.Придумывание предложения со словом изографом.

С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложения и т.д. Сложность заданий будет зависеть от возраста детей и их уровня.

Задание способствует развитию познавательных учебных действий, а именно: оригинальность, гибкость, беглость мышления, лёгкость ассоциирования, развитие воображения. В 3 и 4 классах дети сами могут придумывать изографы.

Давайте отгадаем Изографы (картинки). СЛАЙДЫ.

Орех, пирог, вагон, мороженое, горох, ягода, Кремль, вертолёт, шило, солнце.

Всё выше перечисленное позволяет предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения.

4. Практическая часть. Работа в группах.

— А теперь, давайте опять немного поработаем. Попробуйте сами составить изограф. Примерные слова написаны у вас на листочках. Можно зашифровать слово, которое вам нравиться.

Аист, огурец, осина, сапог, ворона, пальто, часы.

2 группа

Аист, огурец, осина, сапог, ворона, пальто, часы.

3 группа:

Аист, огурец, осина, сапог, ворона, пальто, часы.

Работа групп.

Проверка работы групп. СЛАЙДЫ.

Давайте подведем итог. Для того, чтобы использовать в своей работе такие виды заданий, сам учитель должен проделать достаточно кропотливую работу, которая поможет ему при подготовке.

Рефлексия

Мы хорошо с Вами потрудились. Проведём рефлексию.

У каждого участника картинка буквы. Нужно поместить её под картинками: чемодана, мусорного ведра и мясорубки.

Картинка чемодана, если участник вынес с семинара новое для себя, заберет с собой и будет активно применять.

Мусорное ведро – информация оказалась бесполезной, ненужной и что можно отправить в корзину.
Мясорубка- информация оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Список литературы.

1. Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;

2. Киселёв П.А. «Как развить память ребёнка», Спб. 1996 год

3. Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-Пб, лицей №265, 2012г;

4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей», Ярославль 1996 год.

Источник

Изографы. Методика работы с изографами

Выбранный для просмотра документ Что такое изографы.doc

Что такое изографы?

В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

Работа с изографом (примерные вопросы)

— Какой предмет он напоминает?

— Какая орфограмма спряталась в этом слове?

— Запишите это слово, выделив орфограмму.

— Произнесите слово и звуки, из которого оно состоит.

— Сколько звуков (букв) в этом слове?

— Назовите их по порядку.

— Назовите гласные (согласные) звуки.

— Назовите гласные (согласные) буквы.

— Разделите слово-изограф на слоги.

— Сколько в нем слогов?

— Выложите из крупинок только первый слог слова-изографа.

— Составьте предложение, используя слово-изограф.

— Поднимите цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

— Определите место слова-изографа в предложении.

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

Номер материала: ДБ-1041465

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое изограф и как его решать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое изограф и как его решать. Смотреть фото Что такое изограф и как его решать. Смотреть картинку Что такое изограф и как его решать. Картинка про Что такое изограф и как его решать. Фото Что такое изограф и как его решать

Аннотация: Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв.

Статья:

Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Задачей ребёнка является составление слова из найденных в изографе букв. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях. Дети рано начинают интересоваться буквами, и чтобы поддерживать этот интерес, необходимо, чтобы в их жизни буквы встречались как можно чаще. Практика показала, что разгадывание изографа, имеющего большое сходство с предметом не достигает своей цели, потому что дети сразу узнают предмет, называют слово и интерес к поиску букв, «спрятавшихся» в изографе пропадает. Используются изографы в тот период обучения, когда дети уже освоили слоговое чтение и письмо печатными буквами. Кроме того, изографы помогают детям освоить основные принципы письма естественным путём, не заучивая на начальных этапах обучения правила.

При работе с изографами дети встречаются с наиболее трудными, «ошибкоопасными» местами русского языка, у них развивается «языковое чутьё». В начале дети недоумевают, почему в картинке-изографе «ножи» нет букв «ы» и «а», но потом начинают рассуждать вслед за взрослым: говорим «а», а пишем «о», говорим «ы», а пишем «и».

Изографы представляют собой графические рисунки-слова, запись которых опирается в основном на морфологический и традиционный принципы, (названия сказочных персонажей, птиц и т. д.), подобраны от очень простых до сравнительно сложных.

В процессе выполнения самостоятельных работ на листах, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, кроме того, у детей развивается умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах. Педагог может использовать два вида контроля: а) по словесной инструкции; б) по зрительному образцу, когда педагог предъявляет ребёнку для сравнения правильно выполненное задание.

Работа на листах создаёт условия для решения важных задач обучения детей грамоте: – обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

— развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);

— развитие зрительного внимания (ориентировка на форму предмета);

— стимуляция зрительно-познавательной активности;

— включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций;

— развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций – внимания, памяти, мышления, речи.

Задания имеют большое значение для детей и педагога.

Особое внимание в работе уделяется играм и игровым упражнениям, которые составляют специфику обучения младших школьников.

С учащимися 2,3-х классов с помощью изографов можно отрабатывать орфограммы «ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА».

С учащимися 4-х классов изографы можно использовать при прохождении темы «Сложные слова. Соединительные гласные О-Е».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *