Что такое изограф и рапидограф
Рейсфедер, изограф или рапидограф?
Основной вопрос человека, которому предстоит научиться выполнять обводку чертежей тушью. Ведь все эти страшные слова обозначают чертежные инструменты, подходящие для этой цели. Что же выбрать?
Многие преподаватели рекомендуют начать развивать навыки обводки с помощью рейсфедера. Это две пружинящие створки, соединенные между собой рукояткой. Щель между ними регулируется с помощью гайки. У этого инструмента действительно есть преимущества:
— одним и тем же инструментом можно чертить линии любой толщины;
— он более долговечен, чем «сородичи»;
— позволяет чертить не только тушью (причем не капризен в ее выборе), но и краской.
Но есть и существенные минусы:
— времени на обучение этой премудрости потребуется больше, а экзамены и подготовка к ним имеют тенденцию на усложнение, — поэтому незачем искусственно удлинять свой путь;
— на регулировку толщин линий уйдет больше времени, а в условиях жестких экзаменов (сложность+многодельность), например, как в МАрхИ — это непозволительная роскошь;
— его необходимо затачивать, а хорошо это делают не на каждом углу.
Приверженники этого инструмента поговаривают, что линия, которая получается при обводке рейсфедером – гораздо изящнее, чем другими. Но честно говоря, я застала то время, когда чертили и так и так – и не заметила особой разницы. И уж тем более, если у вас работа не выполнена откровенно рваными линиями и вся в подтеках, то на это обращать внимание будут в последнюю очередь.
Мое личное мнение, что рейсфедер — скорее, рудимент от черчения. Все равно, что мы бы ходили стирать сейчас вручную на речке, а не пользовались современными стиральными машинами, под предлогом того, например, что «так чувствуется душа в результате». В современном мире свои правила, и если где-то можно оптимизировать рутинный процесс – это нужно сделать.
Поэтому на своих курсах я этот вариант не рекомендую (хотя если у вас есть лишние время и деньги – то почему бы и нет).
На очереди изограф и рапидограф. Это инструменты для чертежных работ, которые дают тушью линию определённой толщины. Поэтому в зависимости от ваших потребностей, их понадобится по несколько штук.
Первый вопрос — в чём между ними разница? Конструктивно — в строении пишущего узла, по смыслу – в удобстве использования, визуально — в полученных линиях.
Про строение этих инструментов вы можете почитать на сайте фирмы Rotring.
Оба инструмента состоят из частей: ручка, колпачок, пишущий узел и картридж — ёмкость для туши. ВАЖНО: можно заправлять их только тушью той же фирмы-производителя!
В какой-то момент подготовки абитуриенты делятся на два лагеря ярых поклонников того или иного инструмента, и уже никогда не переходят на вражескую сторону. Идут ожесточённейшие споры про качество и равномерность линий, надежность конструкции, дефекты строения, удобство пользования и т.д. Ну и конечно, качество инструментов периодически меняется (производство ведь не стоит на месте), поэтому «свои» инструменты вы выберете сами опытным путем.
На освоение премудростей работы с инструментами – оптимальный наклон, скорость проведения линии, нажим — потребуется немного времени.
В процессе обводки инструмент нужно иногда потряхивать, чтобы тушь поступала в его кончик и линия была более равномерной. Давить на него нельзя ни в коем случае, т.к. внутри пишущего узла есть тонкая игла, которая очень легко травмируется (именно поэтому не советую трясти рапидографами над доской: попадание в рабочую поверхность — самая частая причина их гибели).
Совет 1: тушь в игле (особенно самой маленькой толщины) быстро засыхает. Поэтому важно закрывать крышку сразу как только перестаёте писать, чтобы не лежал на столе открытый даже пару минут.
Совет 2: во время длительного бездействия тушь засыхает, поэтому важно хоть пару раз в неделю пользоваться инструментами (в принципе если вы готовитесь в архитектурный, у вас тут нет выбора – вы должны работать максимально часто). Но если вы все же не собираетесь пользоваться инструментом в ближайшие дней 7-10 (например, у вас летний отпуск)– то лучше его хорошенько промыть и просушить, во избежание неприятных сюрпризов. Вариант для старых или плохо промывающихся изографов – убирать их на хранение заправленными чистой водой.
Набор из 4х изографов разной толщины (обычно для экзамена требуется столько) обойдется вам в стоимость от 6000 руб. и выше (после коронакризиса цены в среднем поднялись). Поэтому берегите их, как зеницу ока. В Москве чертежные инструменты можно купить в крупных художественных магазинах вроде «Передвижника», «Лавки архитектора», «Красного карандаша». Но в онлайн-магазинах обычно они стоят дешевле. Например, etudesite, My-shop. Только остерегайтесь подделок! В онлайн магазинах также довольно часто есть доставка и в другие города. Если у вас сломался один из изографов, то не обязательно покупать новый целиком – достаточно заменить только пишущий узел (который, однако, тоже недёшев). Это позволит вам чуть-чуть сэкономить. Тем не менее инструменты – это отдельная значимая статья расходов при подготовке, и это нужно учитывать.
Именно поэтому самый частый вопрос — это «что делать, если инструмент работает некорректно или перестал писать?» Все надо пробовать по очереди, если не помог предыдущий способ:
Помните, что болезнь легче предупредить, чем лечить. По большей части залог отсутствия проблем с инструментами – это их неустанное использование.
Изограф/рапидограф — непростой инструмент, он требует деликатного и бережного обращения. Но при должном уходе будет вашим другом и помощником.
Статья: какие инструменты нужно иметь для обучения проекционному черчению — здесь.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Обзор арт-инструментов (рапидограф и изограф)
Обзор арт-инструментов
Изографы и рапидографы
Что это? Как и, главное, зачем?
Среди инструментов для рисования встречаются такие любопытные штуки, как изографы и рапидографы. Это ручки с резервуаром для чернил, у которых тушь подается через тонкую стальную трубочку. Были разработаны как чертежные инструменты, но больше полюбились художникам. От шариковых, гелевых, капиллярных и прочих ручек отличаются качеством линии, солидностью и – особенно — ценой. Составляют конкуренцию перьям для рисования, и многие художники-графики сегодня предпочитают работать именно изографами – проще в использовании, не нужно таскать с собой чернильницу и потому можно рисовать на пленере и вообще где угодно. Но дают линию однородной толщины, и для полноценной работы лучше иметь несколько таких ручек разного диаметра.
Изографы и рапидографы
Чем отличается изограф от рапидографа?
— некоторыми особенностями конструкции, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле современные изделия данного толка оба могут рисовать под разумным наклоном. При выборе есть один главный нюанс, о котором упомяну позже.
Где купить?
— изографы и рапидографы можно встретить в канцелярских и художественных магазинах, но не во всяких и чаще всего в скудном ассортименте. В интернет-арт-магазинах есть все линейки размеров известных производителей. Стоит данное удовольствие 400-700 руб. в зависимости от толщины наконечника и совести продавца.
Существуют изографы и рапидографы разных производителей, однако скорей всего вы наткнетесь только на две ТМ – Rotring и Faber Castel. Качество и цена их примерно одинаковы. Главные отличия: корпус. Фабер делает матовый и зеленый, у ротринга гладкий и коричневый. Дело вкуса. Обращать внимание надо на резервуар для чернил: они бывают со съемными картриджами, которые придется периодически покупать, или заправляемые (тогда нужно будет докупить бутылочку специальных чернил). У Rotring рапидографы всегда идут со съемными картриджами, а изографы – заправляемые. Еще тонкие Ротринги показались мне понадежнее Фаберовских, хотя у ручек этой фирмы более хрупкий корпус, и если силушки богатырской в руках много, то при закручивании пишущего узла он может треснуть.
Уход и ремонт.
— изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете (проверенно)! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит.
чернила для рапидографов
Еще одна причина: засохшие в наконечнике чернила. Заправленный рапидограф или изограф нельзя надолго оставлять без работы; чем диаметр меньше, тем чаще нужно расписывать инструмент (раз в 2-7 дней) и хранить с завинченным колпачком. Для отправки на длительный покой пишущий узел нужно тщательно промыть от остатков краски.
…И главное – зачем?
Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой.
сравнение толщины линий
Что касается автора данной статьи, то он является владельцем двух изографов и одного рапидографа (не считая двух уже сломанных) и жить без них не может!
Пионерский привет! контур: изографы 0,25 и 0,13
Выбираем инструмент для дзен-рисования
В современном изобразительном искусстве существует одна простая техника, с помощью которой человек даже без особых талантов к рисованию может создавать уникальные картины. Она называется зентангл (англ. zentangle, от «zen» – школа буддизма, «tangle» – спутанный клубок). Это черно-белый абстрактный рисунок, скомпонованный из повторяющихся узоров и линий. Проще говоря, все те абстрактные рисунки, которые мы привыкли рисовать на полях блокнота во время скучных лекций или совещаний, можно назвать зентанглами. Рисунки поистине уникальны, ведь даже один и тот же автор не всегда может повторить свой собственный рисунок в такой технике.
Как правило, такое рисование определяется интуицией человека, поэтому психологи считают его техникой, сочетающей творчество и медитацию. Они утверждают, что дзен-рисование не только развивает творческие способности, но и снимает стресс, концентрирует внимание, делает более уравновешенным.
(на фото: анти-стресс альбом Чарiвний сад и линер Faber-Castell)
Классические зентанглы рисуются черными чернилами на белой бумаге (на квадратном листе шириной 9 см). Следовательно, для того, чтобы освоить такую технику, вам потребуется всего лишь лист бумаги и ручка с тонким пером, а лучше всего – линер.
(на фото: тетрадка-скетчбук А5 и линеры Sakura)
Почему линер, а не авторучка, гелевая ручка или фломастер? Дело в том, что их чернила иначе впитываются и сохнут, следовательно, ими сложно достичь эффекта профессионального рисунка. Этот рисунок если не расплывется сразу (особенно на рыхлой бумаге), то наверняка это сделает при контакте с жидкостью.
(на фото: набор капиллярных ручек Faber-Castell sepia)
Совсем другое дело линер – его пигментные водостойкие чернила не расплываются на бумаге, не смываются водой и не выгорают. Кроме того, толщина его тонкого наконечника позволяет писать и рисовать очень тонкими четкими линиями толщиной от 0,05 до 2,5 мм. В основном линер предназначен для письма на бумаге, картоне и других рыхлых поверхностях. На глянце, пластике, гладкой восковой бумаге или кальке его чернила сохнут достаточно долго (это ведь пигментные чернила на водной основе, а не спиртовой маркер).
(на фото: скетчбук Moleskine и линеры Letraset)
Следует отдать должное, производители линеров приложили максимум усилий для того, чтобы это профессиональное приспособление получило всеобщее признание. Если раньше ими пользовались только профессионалы – архитекторы, художники-графики или каллиграфы – то сейчас линер можно купить в магазине канцелярии по вполне приемлемой цене.
Рапидограф
Рапидограф и Изограф, по устройству это капиллярная ручка — инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки, клапана с иглой и баллончика для туши.
Внутри трубки расположена тонкая игла, отвечающая за подъем и открытие утяжелённого клапана — в закрытом положении игла немного выступает из трубочки, после упора в бумагу она приподнимает клапан, и открывает внутри инструмента зазор, он и обеспечивает стабильную подачу краски в пишущую трубочку.
Рапидограф (сленговые сокращения: рапид, рапиТ, рапиды, рапиТограф) удобно применять для создания чертежей и рисунков тушью. Используется инженерами, архитекторами, художниками-графиками, картографами, оформителями, дизайнерами, каллиграфами.
Содержание
История [ править ]
Долгое время для черчения тушью использовался инструмент, называемый рейсфедером. Однако при его применении возникали некоторые сложности: конструкция рейсфедера не позволяла точно отрегулировать толщину линии и на бумаге могли остаться кляксы.
В 1928 году специалистами компании Rotring была изобретена первая чернильная ручка, названная «Tiku» или «Inkograph», в которой вместо обычного пера использовалась трубка. Она писала чётко, не оставляя потёков и клякс. В 1953 году на основе Tiku был создан прототип ручки для черчения под названием рапидограф (Rapidograph), он позволял проводить линию строго определённой толщины и обеспечивал равномерную подачу чернил. Так как Rotring был первым, создавшим подобный инструмент, то впоследствии ручки всех производителей также стали называть рапидографами.
На данный момент ручной инструмент потерял свою актуальность в потоковом чертежном деле — компьютер уменьшает время выполнения чертежа в 5-10 раз. С конца 90-х годов 20 века, рапидографы и изографы плавно перешли в область художественных инструментов и коллекционных предметов, часто хранимых как напоминание о годах обучения. Для многих этот инструмент был символом профессии, эталоном качества чертежного инструмента, да и инструмента вообще, тем что определяло все качество и большую половину общих результатов чертежа. Зрительно чертежи карандашом, пером, рейсфедером и рапидографом весьма сильно различаются по стилю и глубине «технического» восприятия. Чертёж рапидографом более техничен, более аккуратен и более точен, отчего позволял уместить больше информации на листе. Здесь можно говорить о некоем вкладе конкретного инструмента в развитие культуры, и даже глубины понимания технологий, именно графичность и сухость тушевого чертежа упрощали понимание и углубляли степень технологизма изображаемого на нём.
Сейчас рапидографы и изографы применяются как чертёжный инструмент только при обучении, в организациях без возможности компьютеризации чертёжного документооборота, или при заполнении важных документов с требованиями влагостойкости. Но они совсем не потеряли свою актуальность в художественной графике и каллиграфии.
Качественная тушь для изографов, способна создавать почти идеально абсолютно-чёрную линию, полностью имитируя гравюру или офорт, при намного меньших трудозатратах со стороны художника. Графика выполненная тушью смотрится намного эффектней, чем карандашная. Каллиграфия, как прикладное искусство, давно освоило рапидографы, а позднее и более удобные изографы как почти основные инструменты, после пера конечно. Самый простой способ, освоить начинающему художнику тушевую графику, это современный изограф.
Разновидности [ править ]
Основными производителями рапидографов являются Rotring, Staedtler, Faber-Castell, Koh-I-Noor, Pentel, Pilot, Parker. Также в СССР выпускались клоны Faber-Castell, более известные как «харьковские» рапидографы.
Список дан по убывающей качества самих изделий, и по росту числа вынужденных промывок. Несмотря на одну родину с Rotring-ом, оригинал от Faber-Castell несильно отличается по качеству от советского клона, а по скорости засыхания превосходил его. В любом случае рекомендуется приобретать сразу Rotring-isograph, и именно isograph как более продуманный и удобный в обслуживании — или можно навсегда отбить охоту к работе этим инструментом.
В зависимости от конструкции и способа заправки рапидографы делят на 4 вида:
Рапидографы с многократной заправкой [ править ]
Имеют съёмный баллончик, в который наливается тушь, это позволяет промывать головку инструмента, отдельно от баллончика и не выливать тушь впустую. Иногда имеет обжимное стальное кольцо, с внешней стороны баллончика — уменьшает вероятность сползания резервуара от встряхиваний, баллончики харьковских и фабер-кастел полностью взаимозаменяемы.
Рапидографы с одноразовым баллончиком [ править ]
Вместо многократной заправки рапидографы этой разновидности не обеспечивают возможность многократной замены баллончика. Для заправки необходимо каждый раз приобретать новый предзаполненный картридж. Они имеют важное преимущество перед другими видами рапидографов: обеспечивают более равномерный поток чернил. Не требуют частой очистки, потому что резервуар с тушью и система вентиляции представляют собой единое целое. Ценовой выигрыш спорен или отсутствует.
Одноразовые рапидографы [ править ]
Рапидографы этой разновидности просто выбрасываются, когда в них заканчивается тушь. Износостойкость сплава трубочки понижена и не выдерживает долгой эксплуатации. Крепление трубочки пластиковое, без стальной обоймы, отчего иногда расшатывается.
Изографы (isograph) [ править ]
Существует также вид рапидографов, способных писать под разными наклонами к поверхности — изографы (isograph). Эволюция классического рапидографа, отличаются «наружным» расположением воздушной спирали, простым и быстрым доступом к ней, отсутствием необходимости полной разборки для её прочистки.
Изографы конструкции Rotring более удобны в ежедневной работе, чем «классические» рапидографы — за счет очень быстрой и чистой процедуры прочистки воздушного канала. Достаточно снять только одну деталь — ребристую конусообразную муфту (push-on sleeve), прикрывающую спиральный канал, и протереть канал насухо салфеткой или туалетной бумагой — без разбора самого инструмента и снятия корпуса. Классический рапидограф потребует полного разбора (кроме иглы) на 3-4 детали — с обязательным снятием корпуса и резервуара с тушью, иначе место контакта спирали и корпуса просто не протереть насухо.
Если на Rotring-isograph сильно присохла конусообразная ребристая деталь (push-on sleeve), закрывающая спиральный канал — вытолкните из колпачка вставку с резиновым уплотнителем, надавив с наружной стороны колпачка, на выштамповку с цифрой-номером пера. Образовавшейся звездочкой наденьте колпачок на конусообразную (push-on sleeve), и вращайте колпачком в любую сторону, резьбы под ней нет.
Качественная тушь не только светостойка и непрозрачна, но и очень влагостойкая — поэтому изографы часто применяются для заполнения важных документов, регистрационных влагостойких записей, реставрации старых книжных изданий. Для тонкого прописного письма низкой и обычной высоты рекомендуются номера 0.3
0.35mm, для средней и высокой прописи со стабильным скольжением 0.4
0.5mm. Номера 0.25mm и менее имеют слишком тонкий и мягкий кончик, не пригодный для нажима прописного письма, даже 0.30mm находится в определенной степени риска, от нажима пальцев руки — менее 0.5 mm, это только чертежный инструмент, хотя и применимый для рисунков, имитирующих тонкие линии гравюрной печати.
Конструкция [ править ]
Рапидограф состоит из наконечника — полого пера, внутри которого находится игла с утяжелителем и пластикового корпуса с патроном для чернил. Под действием утяжелителя игла во время рисования ходит вверх-вниз. Так как кончик иглы имеет округлую форму, то можно легко проводить линии в любых направлениях. В отличие от перьевых ручек, наконечник рапидографа даёт линию одной толщины на всём её протяжении. Конструкция изографов немного иная, спираль воздуховода находится в свободном внешнем доступе, и для прочистки не требует разборки ручки.
Перья-трубочки изготавливают из сложной износостойкой стали, и они достаточно долговечны если ими рисовать по ксероксной и чертежной бумаге — к абразивным материалам вроде кальки следует относиться осторожно, износ пера возрастает в разы. Бывают и более дорогие перья из вольфрама, драгоценных металлов или с крошечным сапфиром на кончике, их можно использовать и на более неровных поверхностях. Толщина наконечника варьируется от 0,1 до 2,5 мм. Различная толщина линии обозначается на корпусе при помощи цветовой маркировки или непосредственной надписью в миллиметрах.
Толщина линии в мм | 0,13 | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,50 | 0,70 | 1,0 | 1,4 | 2,0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цвет согласно ISO 9175 | фиолетовый | красный | белый | жёлтый | коричневый | синий | оранжевый | зелёный | серый |
Эксплуатация [ править ]
Рапидограф является достаточно хрупким инструментом, поэтому для его долговечной работы требуется уход и очень аккуратное обращение. Нельзя ронять перья тоньше 0.3mm — просто приучитесь класть вообще любую ручку туда, откуда она в принципе не может скатиться — никогда не кладите на край стола, и под руки в область замаха кистей рук. Оптимально — более длины локтя от любого края стола, в его центре — со временем это войдет в привычку, конечно, есть вероятность что перья 0.35mm и более выживут при падении на пол, но, увы, маловероятно.
Линию следует проводить аккуратно, держа рапидограф наконечником вниз перпендикулярно или под небольшим углом к поверхности. Кисти руки при этом не советуется поднимать, при вертикальном хвате оптимально — средний палец уходит вглубь ладони, без жесткого упора на него инструмента, указательный палец держит инструмент не подушечкой, а внутри сгиба сустава, большой палец держит не кончиком подушки, а её центром между суставом и ногтем. Именно такой полумягкий захват гарантирует сохранность перьев тоньше 0.2mm: в случае рывка кисти инструмент просто проскользнет по подушечкам пальцев.
Угол наклона, при котором возможна нормальная подача туши, зависит от радиуса и размера наконечника трубочки, ширины «фаски», обеспечивающей подмятие набегающих волокон бумаги, её угла относительно оси трубочки, и степени сглаженности формы фаски. Изографы (isograph) могут стабильно работать и при 45°от вертикали, но чаще это менее 30° вполне обычных для прописи. В отличие от ручек, рапидограф можно свободно перемещать по поверхности бумаги в любом направлении.
Нельзя сильно трясти и давить на инструмент, так как при встряхивании тушь может попасть в канал, по которому идёт воздух. В засорённом воздушном канале создаётся разрежение, и это препятствует равномерной подаче туши. В этом случае есть риск повредить тонкий наконечник.
Выбор бумаги [ править ]
При серьезной необходимости тонирования бумаги коричневым или желтоватым, рекомендуеться делать это после нанесения рисунка — уайтспиритовыми или скипидарными растворами художественных маслянных красок, как неразбухающими невлагостойкую бумагу, и самых тонкодисперсионных из цветных маслянных, с самыми богатыми по колористике наборами. Выбор цветов нитрокрасок обычно более беден, и ограничен несколькими типовыми строительными цветами.
Выбор толщины перьев [ править ]
Тонкие номера 0.13mm и 0.18mm пригодны только для деталировки и правки ошибок в каллиграфии и леттеринге форматом менее А4, или в создании миниатюр имитирующих книжные гравюры формата А6-А5. Для черчения на ксероксной бумаге А4 и А3 и крупной графики, оправданным минимумом будет 0.20mm и 0.25mm. Для ватмана натягиваемого на планшеты по мокрому, минимум диктуемый самой фактурой бумаги 0.25mm или даже 0.35mm. Перо 0.50mm применяется на рамки форматом от А4, более крупные перья 0.80mm и 1.0mm уже только на планшетах курсовых 1.0*1.0 метр. На акварельных и более текстурированных бумагах даже 0.5 придется наклонять под углом к листу, чтобы трубочка и игла не тащили за собой выдернутые волокна бумаги.
Выбор туши [ править ]
Обычная тушь состоит из смеси воды, клееподобного связующего и пигмента (сажи или (технического углерода), она должна быть термостойкой и светостойкой. Следует покупать тушь, только специально разработанную для рапидографа и изографа. Её связующее легко повторно размачиваеться в закрытом объеме трубочки, также она более жидкая и текучая с заметно меньшим размером пигментного зерна, что правильном использовании не засоряет канал-трубочку рапидографа. Бывают водостойкие виды туши, которые не размазываются и не загрязняют поверхность для рисования, но не все подходят для рапидографов — например, плакатные на акриловом или латексном связующем.
Рекомендуется не экономить на качестве и бренде-производителе туши — для пера 0.2mm и менее, 99 % всех случаев забитых трубочек, вина именно её качества, 50 % засохшего или потекшего воздушного канала, также на совести производителя туши. Перья менее 0.35mm, заправляйте строго от хорошо зарекомендовавших себя, ведущих производителей из евпопейских капстран — размочить иглу в засохшем канале трубочки, получится только если производитель заранее позаботился об этом, и добавил соответствующую химию в её состав. Качество по убывающей и срокам годности : Rotring, Staedtler, Faber-Castell, Koh-I-Noor, две последние марки туши, за 10 лет хранения загустели необратимо дав желеобразный осадок. Простая и дешёвая плакатная тушь в тонких каналах почти не размачивается, ибо предназначена для кистевых плакатов детских утренников, а не тончайшего профессионального инструмента. Надписи «для черчения» и «высший сорт» производителя вообще ни к чему не обязывает, не покупайте тушь на толкучках с лотков, и особенно зимой.
Покупая дорогую тушь, можно немного сэкономить — старайтесь не промывать резервуар по каждому поводу, мойте только головку инструмента — маленького 23ml rotring-овского баллончика хватит очень надолго. В изографах достаточно просто протереть спираль воздушного канала от туши — немного влажной салфеткой или туалетной бумагой. Трубочки 0.35mm все ещё чувствительны к качеству туши, начиная с 0.5mm уже можно применять отечественную тушь — но не советую, вероятность засыхания всё-таки ещё остаётся.
Цветная тушь — для рапидографов такую выпускает Rotring, в стандартных 23ml флакончиках. Сейчас на сайте выложено 5 цветов (red, green, blue, black, white), однако недавно выпускалась еще и коричневая тушь — крайне красивая в графике или прописном тексте, имела приятный неяркий цвет, создавала некое ощущение антикварности линии. Иногда ещё встречается в рознице.
Хранение и уход [ править ]
Если заправленный рапидограф долгое время лежит без дела, тушь в нём обязательно засохнет. Поэтому рапидограф нужно промывать перед тем, как положить его в футляр на хранение. Делать это нужно осторожно, утопленная в сифоне игла — частое событие, а плавучести пластмассовых деталей вполне достаточно, чтобы покинуть его навсегда — слив раковины лучше заткнуть пробкой, или простелить тряпкой. Головку с иглой продувают чистой водой, обратным давлением со стороны пишущей части. Затем разобранный рапидограф необходимо высушить, не допустив попадания на его детали каких-либо механических частиц (в том числе пыли).
Разбирая давно засохший узел, можно вырвать иглу, его лучше надолго замочить в банке с раствором стирального порошка-автомата как самого сильного подвида ПАВ — или в средстве для чистки стекол с содержанием ПАВ, не требующим смыва, обычно такие менее агрессивны к пластмассе ручки. Тушь по сути взвесь пигмента, с шеллаком как связующим, который растворим спиртом — для промывки пигментных принтеров Epson, хорошо зарекомендовал себя Мистер Мускул синего цвета с содержанием изопропилового спирта — ПАВ нужны для отщепления склеившихся частиц пигмента, и недопущения нового слипания частиц, изопропиловый спирт нужен как растворитель связующего туши. Для водных дисперсионных чернил применяют состав М. М. зеленого цвета, с нашатырным спиртом.
Старый или плохо отмывающийся инструмент не рекомендуется хранить полностью сухим, лучше заправленным чистой водой, или средствами для чистки стекол, не требующими смыва, но обязательно с содержанием ПАВ. Также надо помнить, что пластмасса расползается от нитро-растворителей и скипидара — их не следует применять для промывки и ухода.
Перед новой заправкой тушью обязательно смыть все моющие средства — многократно чистой теплой водой — они повышают смачиваемость пластиковых поверхностей воздушного канала рапидографа выше нормы, что может вызвать его залив тушью.
Разборка головки и иглы [ править ]
Ни в коем случае не вынимайте иглу рапидографа 0.13
0.18mm — игла настолько тонкая, что почувствовать её сопротивление и смятие сможет только очень терпеливый и опытный человек, даже опытные люди постоянно сминали иглы этих номеров — а время обратной установки иглы растягивается до часа, настолько тяжело попасть иглой точно в трубочку. Полностью засохший инструмент только размачивать, вплоть до месяца, меняя раз в сутки или несколько, стиральный порошок или ПАВ вокруг головки.
0.35mm условно терпимо разбираются опытным и не уставшим человеком, но обязательно неторопясь, и в очень спокойной обстановке — увы, вставить обратно даже 0.35 всегда непросто, на это часто уходит очень много времени. Нерекомендуется разбирать при отсутствии явной необходимости, для начала попробуйте промывку ПАВ и замачивание в стиральном порошке. Полностью засохший инструмент разбирать только после длительного размачивания, так как игла 0.25 вполне легко рвется при силовом выдергивании.
Для разборки и промывки номеров 0.5
Возникающие неисправности и их устранение [ править ]
Прекращение подачи туши [ править ]
Происходит из-за того, что пузырьки воздуха попадают внутрь пера. Чтобы ручка снова начала писать, нужно расположить инструмент горизонтально и слегка встряхнуть — коротким легким, несиловым пружинящим горизонтальным движением, чем-то похожим на перевернутый маятник — данное движение стандартно для гидравлики рапидографов и изографов, и со временем отрабатывается чертящими до автоматизма, выполняемого при каждом открывании колпачка полежавшей ручки.
Если подача туши не возобновится, можно, держа ручку наконечником вниз, слегка постучать костяшкой пальца по верхней части корпуса. Если и на этот раз тушь не поступает, то следует перевернуть рапидограф наконечником вверх и осторожно постучать им о твёрдую поверхность. Если все описанные действия так и не помогли, значит, по всей вероятности, в рапидографе просто закончилась тушь или он очень сильно засорился — необходима прочистка спирали воздушного канала от засохшей туши, или полная промывка.
Разрыв линии [ править ]
Происходит вследствие недостаточно плотного контакта грубой текстуры бумаги и среза трубочки, или недостатка туши в патроне, также от некачественной густой или комковатой туши, неспособной быстро пройти сквозь трубочки тонких нижних номеров. Нет смысла применять для чертежей номера менее 0.25mm — на расстоянии вытянутых рук, линия становится нечитаемой, её просто уже не видно. Некоторые старые копировальные аппараты могут просто «не видеть» линии тоньше 0.13 и 0.18mm, и, как следствие, печатать их с разрывами.
Потёки [ править ]
Появляются, если наконечник рапидографа загрязнён или повреждён, и игла не может опуститься сама. Подтеки внутри колпачка могут указывать на негерметичность уплотнителя в колпачке, там, куда упирается игла, или блокировку тушью воздушного канала. Также это может происходить из-за неправильного выбора туши и её чрезмерной смачиваемости поверхности, более типичной для чернил, а не туши. В отдельных случаях подтеки не устранимы даже после полной промывки — это следствие низкого качества изделия, и откровенного брака. Свойственно для рапитографов некоторых производителей из стран бывшего соцлагеря.
Наконечник царапает бумагу [ править ]
Возможно из-за изношенности наконечника или очень сильного давления на него, а также неверного выбора бумаги для рисования. Не исключено также, что исчерпан ресурс рапидографа: если предельно изношена игла (волосок, стержень), рапидограф сначала цепляет волокно и ставит кляксы, а потом перестаёт работать вовсе.
Полностью не восстановимым можно считать только инструмент со слишком тонкой, сломанной или утерянной иглой. Если сточилась трубочка, или игла цела, но сточилась так, что не выступает из трубочки — нужно отторцевать саму трубочку, самым мелким шлифовальным бруском-нулевкой для опасных бритв. Задача — восстановить «столик» на кончике трубочки и сделать заново небольшую фаску по периметру столика — результат немного шлифуется ксероксной бумагой со втертой в глубину волокна пастой ГОИ, при обязательной закатке и зализывании всех острых царапающих краев и переходов фаски, и после полируем карандашной матовой калькой как финишная долгая доводка. Иглу на время шлифовки извлекают чтобы не сточилась, пасту ГОИ смывают бензином или уайтспиритом строго без содержания нитро-растворителей. Также потребуется часовая линза или микроскоп с увеличение более 20 крат, работа под 10 кратами возможна но весьма проблематична в точности итога.
Запчасти [ править ]
При неудаче ремонта, не спешите выбрасывать всю ручку — пишущие головки продаются отдельно самим производителем (Rotring точно), колпачок и задний корпус штатно переставляются на новую головку.
Остальные части убитой возможно пригодятся вам в будущем как запчасти, включая ценную уплотнительную резиночку в колпачке — особенно часто теряется на изографах ребристая конусная деталь, или балончик для туши, иногда сам колпачок ручки.