Что такое историческое право
историческое право
Смотреть что такое «историческое право» в других словарях:
Историческое описание одежды и вооружения российских войск — Историческое описание одежды и вооружения российских войск … Википедия
ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия
Историческое общество при Московском университете — научное историческое общество в Российской империи, созданное в 1893 году для изучения методов и приёмов исторической науки. Основано в при Московском университете по инициативе Герье. Содержание 1 Создание Общества 2 См. также … Википедия
Право наследственное — система юридических правил, определяющих порядок и условия перехода имуществ (наследства) после смерти их владельца к определенным законом о наследовании, завещанием (см.) или наследственным договором лицам. Оно представляет собой необходимую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Право естественное — понятие естественного П. принадлежит к числу самых древних категорий философии П. и юриспруденции. Естественное П. издавна противопоставляется положительному, во первых, как совершенная идеальная норма несовершенной существующей, и во вторых, как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СССР — – Земля, её недра, воды и леса, согласно ст. 6 Конституции СССР, являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Основой земельного строя в СССР является национализация земли (см.), осуществлённая в результате победы… … Советский юридический словарь
ЧЕШСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — Чешское государственное (историческое) право, программное требование чеш. бурж. партий во 2 й пол. 19 нач. 20 вв. Политич. содержание его сводилось по существу к восстановлению автономии земель Чешской короны (Чехии, Моравии, Силезии) в рамках… … Советская историческая энциклопедия
Византийское право — право, действовавшее в Византийской империи (6 15 вв.). Характеризовалось параллельным действием норм церковного и светского права, объединявшихся в особых сборниках «Номоканонах». Историческое значение В. п. определяется той ролью,… … Большая советская энциклопедия
Славянское право — и его история. Понятие. Под славянским правом понимается наука, долженствующая раскрыть начала общественной жизни славян как одного единого целого. К этой цели ведут два пути: изучение современного юридического и политического состояния… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Россия. Русское право: История русского права — А. История русского права. 1) Очерк развития государственных учреждений и источников правообразования до начала XVIII века. Период княжеский, или вечевой. Источники права имеют двоякое значение: это или те творческие силы, которые порождают право … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Историческая школа права
Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии.
Содержание
Основные положения
Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.
Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).
Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.
Основные представители
Развитие исторической школы права
Основателем исторической школы права был профессор права в Гёттингене Густав Гуго (1764—1844 годы). В книге «Учебник естественного права, или философия положительного права» Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований:
В статье «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право развивается так, как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций. Кто их автор? Все — и никто. То же и право — оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа. Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Множество законов и договоров никогда не выполняется. Сколько раз в Геттингене власть переименовывала улицы — но все их привычно называли и называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.
Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Ф. К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Она была ответом на знаменитое эссе Антона Фридриха Юстуса Тибо о необходимости создания общегерманского гражданского кодекса («Über die Nothwendigkeit eines allgemeinen bürgerlichen Rechts für Deutschland»).
В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. Именно он сформулировал понятие «Народный дух».
Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:
С 1815 года начал издаваться журнал «Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft», также способствовавший популяризации идей исторической школы права. Последователями Савиньи были Георг Фридрих Пухта, К. Ф. Эйхгорн и др.
Критика исторической школы права
Критикуя историческую школу права за апологетику феодальных порядков и консерватизм, К. Маркс в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» писал, что это:
Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путём, историческая школа обошла два исторических явления в процессе образования права: внешнее влияние и внутреннюю борьбу. Народный дух, этот неиссякаемый источник правообразования, не имеет в себе ничего исторически реального. Учение исторической школы, с течением времени встречало всё более решительную критику. Самым решительным критиком исторической школы следует признать немецкого юриста Рудольфа Иеринга несмотря на то, что он был воспитан в духе школы.
Значение исторической школы права
Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.
Российская кодификация как раз шла под влиянием исторической школы права. Отказ Николая I от нового кодекса и систематизация уже сложившегося законодательства. Под влиянием исторической школы у юристов появился интерес к изучению старого права. В результате стало складываться право как отдельная наука. Закономерное развитие права. Каждый этап народного духа связан с предшествующим, поэтому формирование права является органическим процессом, через изучение которого можно понять особенности народного правосознания.
Что такое историческое право
Всероссийская научно-практическая конференция
c международным участием
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:
ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
Октябрь 2022 года
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.
Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.
Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:
Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.
Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков
Адрес электронной почты: anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67
«Культура русских в археологических исследованиях»
Авторизация
Календарь
Подписка
Свежие комментарии
Поиск
Историческое право
«Историческое право». Представление о том, что право народа на землю, занимаемую им ныне или занимавшуюся в прошлом, прямо зависит от древности его проживания на этой земле, и тот народ, который раньше жил на этой земле (автохтон), имеет на нее больше прав. Представление это ложное. Его обычно выдвигают агрессоры для обоснования своих территориальных притязаний, а также националисты для обоснования притеснений и изгнаний национальных меньшинств. Право такое никем на деле не соблюдается и не может соблюдаться. Ведь все народы не раз меняли территорию своего проживания, а происходят все люди в конечном счете из небольшого участка Африки. Европа же не раз оказывалась на многие тысячелетия под ледником, так что люди заселяли ее снова и снова, причем сдвигались климатические зоны, а с ними передвигались и населявшие их и адаптированные к ним народы. Если выяснять всякий раз первенство проживания, то придем к совершенно неожиданным и наверняка нежеланным результатам. Венграм придется вернуться в северо-западную Сибирь, Германией владели славяне, а центром Украины – германцы (готы и др.), всей лесной полосой европейской России – финноугры и т. д.
Россия владеет бывшей Восточной Пруссией не потому, что славяне (кстати не восточные, а западные) некогда владели этой землей, а потому что Германия напала на СССР и была наказана за агрессию. Евреи не потому получили государство Израиль в Палестине, что заселяли эту страну до арабов, покинув ее почти две тысячи лет назад, а потому что международное сообщество признало справедливым и целесообразным учредить их государство там после массового уничтожения их в Европе, учитывая их традиционное стремление к этой земле (ежедневные молитвы, сионистское движение) и то, что там уже имелись их поселения ко времени решения этого вопроса.
На деле право каждого народа на определенную территорию в современном мире обусловлено живой традицией (не намного превышающей по длительности жизнь одного поколения) и системой международных договоров.
Однако, не имея юридической силы, древность проживания усиливает чувства привязанности к своей стране, хотя, как это ни парадоксально, если древности нет, это не ослабляет чувство любви к родине. Ведь родина – это страна, в которой сам человек родился и живет не в качестве гостя, где бы и кем бы ни были его предки.
Историческая теория государства и права
Историческая теория государства и права – эта теория гласит, что процесс образования права спонтанен, исторически независим от законодательной и законотворческой деятельности государства. Было разработано в противовес к естественно-правовой доктрине, но позднее, подверглась критике за то, что не отошла от концепции естественного права. Мысль о том, что право не создается законодателем и не творится его произволом, является общей у двух этих течений. Процесс возникновения и развития права считался создателями концепции спонтанным, законным считалось то, что уже установлено, а источником права служил обычай. Создатели теории также проводили параллель, сравнивая развитие права с развитием языка. Считалось, что первое должно меняться исторически, без создания новых законов, которые искусственным образом преобразовывали бы текущую ситуацию.
Историческая теория — основные идеи
Основоположники исторической теории государства и права
Основоположниками теории были Густав Гуго (1764 – 1844 г.), Георг-Фридрих Пухта (1798 – 1846 г.), Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 г.). В своих идеях ученые отрицали политико-юридические принципы Великой французской революции, общественный договор и рационализм Просвещения, но на протяжении всего времени своего существования историческая школа права не была однородной. Объективным ходом вещей считались становления юридических норм и институтов. Представители данной теории пытались встать на сторону защиты феодальных устоев, которые формировались на протяжении долгого времени, в свою очередь, выступая против существующих отношений при помощи нового законодательства, так как, по их мнению, право должно складываться исторически.
Ф.К. Савиньи сформировал понятие «народный дух» – особенность правосознания народа, а самым главным фактором, который имеет влияние на него, являются исторические условия развития, в которых формируются и возникает нация, так как сам по себе «народный дух» не способен изначально к саморазвитию. Автор также выделил этапы его роста:
Савиньи старался доказать, что предположение о том, что право создается законодателем ошибочно. Ученый считал, что оно не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически, так же как и нравы народа и политический строй. Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов. Изначально существование права в сознании общества как «природного права» находит формальное выражение в символических действиях, которые сопровождают начало или конец юридических отношений.
Данная концепция одной из первых обратила внимание на такие особенности права как культурно-историческая и национальная особенность и то, что их необходимо учитывать в процессе правотворчества. Также отмечена естественность возникновения права и обосновано историческое значение правовых обычаев, они рассматривались как проверенные временем правила поведения.
В то же время, при всех перечисленных положительных чертах, данная теория была идеологией феодализма, стоя, отжившего свое время. Возникнув, эта концепция объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую теорию, идеи Французской революции. Авторы этой школы придавали чрезмерно большую роль правовым обычаям, это шло в ущерб законодательству, поскольку в новых экономических условиях они уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. Внешнее влияние и внутренняя борьба никак не отражены в учениях исторической школы: она продвигает тезисы о том, что развитие права осуществляется внутренними силами и мирным путем.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
Полезное
Смотреть что такое «ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА» в других словарях:
Историческая школа права — (англ historical school of law) направление в науке права, возникшее в Германии в начале XIX в. Основатели профессор Берлинского университета К.Ф. Савиньи (1779 1861 гг.), Г.Ф. Пухта (1798 1846 гг.), К.Ф. Эйхгорн (1781 1854 гг.). Принципы И.ш.п.… … Энциклопедия права
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — направление в юридической науке XIX в., получившее наибольшее распространение в Германии. Представители И.ш.п. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права объявляли обычай;… … Юридический словарь
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, в 19 в. направление в юридической науке, наиболее популярное в Германии (Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.). Выступала против демократической идеи естественного права, законодательной деятельности парламентов и других… … Современная энциклопедия
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА — направление в юридической науке 19 в. (особенно в Германии). Представители исторической школы права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права … Большой Энциклопедический словарь
Историческая школа права — направление в юридической науке 19 в. (особенно в Германии). Представители исторической школы права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.
Историческая школа права — ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, в 19 в. направление в юридической науке, наиболее популярное в Германии (Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.). Выступала против демократической идеи естественного права, законодательной деятельности парламентов и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Историческая школа права — У этого термина существуют и другие значения, см. Историческая школа. Историческая школа права течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Содержание 1 Основные положения … Википедия
историческая школа права — направление в юридической науке XIX в. (особенно в Германии). Представители исторической школы права. [Г. Гуго (G. Hugo), Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.] выступали против идей естественного права. * * * ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА… … Энциклопедический словарь
Историческая школа права — научное направление в юриспруденции, возникшее в начале истекающего столетия в Германии, оказавшее огромное влияние на развитие правоведения нашего века и до сих пор остающееся господствующим. Возникновение школы и основы ее учения. Под влиянием… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона