Бюрократия что это простыми

Что такое бюрократия, в чем ее плюсы и минусы для народа и государства

Дословно – «власть письменного стола».

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге iklife.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.

Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.

Зачем нужен бюрократический аппарат

Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.

Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.

Без бюрократии нельзя

Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.

Офицер на свободе, солдат в тюрьме.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Недостатки бюрократии

Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.

Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.

В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.

Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.

Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.

Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.

Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.

Источник

Подробнее о том, что такое бюрократия

Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.

Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы.

Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы.

Ниже их подчиненные и так далее аж до простых клерков. Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления.

Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:

На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения коррупции при решении тех или иных вопросов.

Кто такие БЮРОКРАТЫ

Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией.

В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только) формальностей.

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»

Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau» (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол) и греческого «kratos» (власть).

Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Бюрократия в истории

Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.

В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.

Бюрократ — это… Что такое бюрократ: отличительные особенности, суть работы

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

«Бюрокат» переносном смысле слово используют для обозначения таких характеристик как волокитчик, педант, формалист. Рассмотрим, более детально, что значит бюрократ.

Отличительные особенности бюрократа

Бюрократ – это представитель бюрократической системы управления. Очень влиятельный человек и крупный чиновник. Но этот термин имеет и переносное значение – должностное лицо, которое злоупотребляет своими полномочиями и пренебрегает существом дела ради соблюдения каких-то мелких формальностей.

Первое, что нужно отметить, бюрократ работает в области, где результат человеческих усилий невозможно оценить в денежном выражении. Страна, где процветает бюрократическая система управления, расходует огромные суммы денег на содержание бюрократических учреждений, на выплату жалованья и заработной платы огромной армии чиновников, на покупку необходимого им оборудования, а также канцелярских принадлежностей.

Но то, что государство получает в обмен на свои затраты – оказанные услуги – невозможно оценить в денежном выражении. Его оценка зависит от произвольного решения самого государства. Другой немаловажный аспект – в бюрократической системе управления взаимосвязь между подчиненным и начальником имеет личный характер.

Подчиненный постоянно зависит от того, как начальник оценивает его самого, а не его работу, а нередко исход какого-либо дела зависит от настроения начальника в данный момент времени (таков человеческий фактор). Большинство чиновников-бюрократов оказываются на всю жизнь привязанными к своим учреждениям.

Суть работы бюрократа

Их интеллектуальным уделом становится сплошная иерархия с ее бесчисленными правилами и бесконечными предписаниями. Судьба чиновников- бюрократов полностью зависит от милости вышестоящих должностных лиц, от чьих капризов они всегда во власти не только на службе, но даже и в личной жизни.

Несовершенство бюрократической системы

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

В своем большинстве бюрократы были, конечно, достаточно посредственными людьми. Но в то же время среди них встречались и талантливые люди (выдающиеся художники, писатели и музыканты).

Так или иначе, когда отсутствуют важные критерии оценки, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу бюрократа при исполнении его служебных обязанностей, это создает неразрешимые проблемы.

Это, конечно, уничтожает инициативу и у человека исчезают стимулы делать больше необходимого назначенного минимума. Как следствие, это заставляет бюрократа больше беспокоиться за формальность и следить за бесконечными инструкциями, чем за материальным и реальным успехом.

Бюрократия — что это и как она работает

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.

Что такое бюрократия простыми словами

Бюрократия (от французского слова «bureau» — канцелярия и «кратос» — власть) — это способ управления обществом структурой стоящей выше. Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. При этом обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.

Часто это слово используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей.

Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.

Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия. Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.

История бюрократии

Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие.

В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.

Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:

Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.

Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:

К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии: классическую, профессиональную и адхократию. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Классический тип

В этом случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам. Такому способу организации работы свойственны следующие преимущества:

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

Однако использование классической формы связано с наличием серьёзных недостатков:

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

Профессиональные бюрократические структуры

Бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников. Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

При таком способе организации работы существуют следующие преимущества:

Хотя профессиональная бюрократия эффективна, однако и такой способ организации труда имеет определённые недостатки:

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Почему бывают злоупотребления

Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:

Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.

Зачем бюрократия нужна

Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей.

Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.

На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.

Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.

Источник

О бюрократии и бюрократизме простыми словами

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простымиТермины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?

Что такое бюрократия — определение

Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:

Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.

Это интересно: Росреестр и кадастр это что такое, понятие кадастровая палата.

Бюрократия простыми словами

Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.

Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.

Бюрократия в Древнем Китае

Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.

Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:

Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Это интересно: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?

Торжество административной системы Китая

Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простымиВ итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.

Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.

Из истории термина «бюрократия»

Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.

Под этим термином Вебер подразумевал:

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал, приближение к которому даст возможность:

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Современные теории бюрократии

Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.

Последствия бюрократии

Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.

В результате наблюдается следующая картина:

Негативные и позитивные черты бюрократии

Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики:

В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:

Представительная бюрократия

Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:

Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.

Зарождение бюрократии в России

Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий. А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.

Бюрократизм в современной России

Бюрократия что это простыми. Смотреть фото Бюрократия что это простыми. Смотреть картинку Бюрократия что это простыми. Картинка про Бюрократия что это простыми. Фото Бюрократия что это простыми

В современной России негативные стороны бюрократизма проявляются достаточно ярко. Одной из его важных характеристик является его паразитический характер. Труд чиновника, если он в результате не даёт продукта в виде эффективного управления, является бессмысленным.

В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.

Меры борьбы

В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *