Исполком, исполнительный комитет. В марте 1917 года в России упразднена должность губернатора, ликвидированы канцелярия губернатора, губернское правление. Исполнительная власть в административно-территориальных единицах заменена губернскими, уездными комиссарами и исполнительными комитетами Временного правительства (см., например, Нижегородский губернский исполком).
С 25 октября (7 ноября) 1917 года — исполнительная власть была передана исполнительным комитетам Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (позднее — Советы народных депутатов).
На различных уровнях административной единицы создавались соответствующие исполкомы:
С 1917 по 1937 в России существовал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.
С 1938 до 1990 года исполнительные комитеты — это исполнительно-распорядительные местные органы государственной власти в СССР. Созданы Конституцией 1937 года. Избирались советами народных депутатов, сроком на 2,5 года (до 1977 года на 2 года). Состояли из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов.
Упразднены поправками к Конституции 1977 года, принятыми Верховным Советом в 1990 году.
См. также
Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком
Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики
Верховный суд республики Союза ССР • Суд автономной республики
Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал
Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)
Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля
исполком — сущ., кол во синонимов: 4 • горисполком (2) • губисполком (1) • комитет (59) • … Словарь синонимов
исполком — ИК исполком исполнительный комитет ИК Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. исполком Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997.… … Словарь сокращений и аббревиатур
исполком — ИСПОЛКОМ, а, м (Сокращение: исполнительный комитет Совета народных депутатов). Орган исполнительной власти (в советское время). Исполком Ленсовета … Толковый словарь русских существительных
Исполком — м. Исполнительный комитет. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
исполком — исполком, исполкомы, исполкома, исполкомов, исполкому, исполкомам, исполком, исполкомы, исполкомом, исполкомами, исполкоме, исполкомах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
исполком — исполк ом, а … Русский орфографический словарь
Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся
Смотреть что такое «Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся» в других словарях:
ОБЛАСТНОЙ (КРАЕВОЙ) СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ — – местный орган государственной власти (см. Местные органы государственной власти) в областях (краях) и автономных областях (см. Область, Край, Автономная область), избираемый трудящимися области (края) на основе всеобщего, равного и прямого… … Советский юридический словарь
ЖАЛОБА НА НЕПРАВИЛЬНОСТЬ В СПИСКАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ — – рассматривается народным судом на основании Положения о выборах в Верховный Совет СССР, Положений о выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик, Положений о выборах в местные Советы депутатов трудящихся. В случае допущения… … Советский юридический словарь
Советы депутатов трудящихся — I Советы депутатов трудящихся Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти. Согласно Конституции СССР (ст. 3) «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Все… … Большая советская энциклопедия
Советы депутатов трудящихся — I Советы депутатов трудящихся Советы, в СССР выборные представительные органы государственной власти. Согласно Конституции СССР (ст. 3) «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Все… … Большая советская энциклопедия
Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов. Содержание 1 История 2 Структура … Википедия
Липецкий областной совет депутатов — Липецкий областной совет депутатов … Википедия
Петербургский совет рабочих депутатов — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Государственный комитет СССР — На печатях государственных комитетов СССР был изображен Герб СССР Не следует путать с комитетами при правительстве СССР … Википедия
Бендерский городской Совет народных депутатов — Бендерский городской Совет народных депутатов … Википедия
Советы народных депутатов — Советы народных депутатов представительные органы государственной власти СССР в 1977 1993 годах. Созданные Конституцией СССР 1936 года под названием Советы депутатов трудящихся, переименованы в Советы Народных Депутатов Конституцией… … Википедия
Ну, главного товарища пока оставим. А возьмем самый массовый и типичный для СССР управленческий уровень – районный. Тем более, что районы и сейчас сохранились и их большинство представляет.
В районе полный набор районных учреждений, несколько мелких предприятий районного уровня, несколько совхозов (из них один миллионер) пара предприятий областного уровня и одно союзного. Такое не везде, но очень много где существовало.
В районе, естественно, существует райком КПСС с первым секретарем, райсовет с исполкомом и председателем, отделы МВД и КГБ со своими руководителями. Это несколько упрощенно, но пусть.
Райкомовский «дворец».
Так чем же тут командует райком партии с всемогущим, вроде бы, секретарем? А ничем. Ни одному учреждению и предприятию (а уж МВД и КГБ и подавно) приказа он отдать не может. Он даже квартиру себе выделить не может. У райкома вообще никаких ресурсов нет, ни финансовых ни материальных. Крохи на пропаганду и агитацию. Райком в целом, правда, своим решением кое-кого обязать может. Но и тут решать будет не секретарь. Решать будет бюро райкома. А кто входит в бюро? Да те же самые руководители предприятий и организаций района, многие из которых району не подчиняются вообще. Мнение секретаря ими будет с уважением выслушано и, скорее всего, принято во внимание, но против своих интересов никто не пойдет, что все, включая секретаря, прекрасно понимали. Что остается? Договариваться, Потому, что конфликтовать нельзя. За конфликт и перенесение вопроса выше огребет и секретарь (вплоть до снятия) и любой из районных руководителей (тоже вплоть до снятия). И, опять же, квартиру кому-то бюро райкома дать может? Не может. Оно может только предложить это сделать исполкому (и исполком почти наверняка это сделает). Назначить или снять с работы? Тоже нет. Райком никого, кроме своих работников, назначить не может.
Последний приют секретаря райкома. У них не было мраморных памятников ценой в миллионы.
А кто же управляет реальной жизнью района? А реальной управляет райсовет и райисполком. Вот эти могут и назначать и снимать (но только на районном уровне) и распределять блага. У них и средства и ресурсы и чего только нет. Они руководят ЖКХ (и распределением квартир), местной промышленностью и сельским хозяйством, финансами, образованием, медициной и много еще чем. Так, может, райком приказывает райисполкому, а тот уже исполняет? Тоже нет. Председатель райисполкома (он же часто и председатель райсовета) выдвигается областным советом и исполкомом, по согласованию с обкомом КПСС. Мнения секретаря райкома там даже не спросят. Подчиняется председатель исполкома тоже области. Секретарь райкома для него партнер, а не начальник. Конфликтовать тут тоже нельзя – скорее всего, снимут обоих. Договаривайся как хочешь, ищи рабочий контакт.
Т.е. была система из трех, практически равноправных, составляющих. Райком КПСС – представлет общегосударственные интересы (никакой своей политики на уровне райкома не было). Подчиняется обкому КПСС и далее ЦК КПСС. Не столько руководит, сколько помогает, поддерживает, согласовывает и контролирует. Райсовет и райисполком руководит реальной повседневной жизнью. Подчиняется областному Совету и облисполкому и далее Верховному Совету. Хозяйственники (директора крупных предприятий) занимаются экономикой. Подчиняются главкам и управлениям своих министерств и далее Совету министров.
Причем все это переплетено тысячами взаимных решений и интересов, сочетанием местных и государственных приоритетов, личными связями и отношениями. Договаривайся, согласовывай, крутись. Командовать не получится. Ни у кого.
Почему это называется командной системой, и где здесь команды, пусть ответит, кто знает.
Зато сейчас полная демократия. Глава администрации или губернатор, ответственные только перед высшим насяльником лично. У них и деньги и ресурсы и право единолично казнить и миловать, раздавать и отнимать. Декоративный Совет, на который глава может плюнуть в любой момент. Этот совет только при администрации, никакого представительства на высших уровнях у него нет. Нет, понятно, что за кулисами и в тени там еще много чего есть. И договариваться и согласовывать все равно приходится. Но, вот, за кулисами и в тени, это, как бы, не совсем демократия. И даже не совсем управление. Чаще такое называют мафией.
Центра́льный Исполни́тельный Комите́т СССР, (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
ЦИК СССР избирал Президиум, который являлся высшим органом власти СССР в периоды между сессиями, а также четырёх председателей ЦИКа по числу союзных республик. Очередные сессии ЦИК СССР созывались три раза в год, а чрезвычайные — по постановлению Президиума ЦИКа СССР, по требованию СНК СССР или ЦИКа союзной республики. Все сессии ЦИКа СССР проходили в Москве. Функционировал до 1938 года.
ЦИК СССР назначал Совет Народных Комиссаров СССР, Верховный суд СССР. Был подотчётен Всесоюзному съезду Советов.
Содержание
Структура ЦИКа
По Конституции СССР 1924 года [2] состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Президиум ЦИКа избирался в количестве 21 человека (в него входили Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей в полном составе).
Съезды Советов
Председатели ЦИК СССР
ЦИК Союзных республик
Подведомственные учреждения
Официальные издания
Примечания
Парламенты России
Российская империя (1721—1917)
Государственная дума • Государственный совет
Российская республика (1917)
Временный совет • Учредительное собрание
РСФСР/СССР
Учредительное собрание • ВЦИК/ ЦИК СССР • Верховный Совет РСФСР/СССР
РСФСР/Российская федерация
Верховный Совет РФ • Федеральное Собрание ( Государственная дума • Совет Федерации )
Институты государственной власти и управления СССР
Краевой совет народных депутатов • Областной совет народных депутатов • Совет народных депутатов автономной области • Совет народных депутатов автономного округа • Районный совет народных депутатов • Городской совет народных депутатов • Поселковый совет народных депутатов • Сельский совет народных депутатов • Исполком
Правительство республики Союза ССР • Правительство автономной республики
Верховный суд республики Союза ССР • Суд автономной республики
Краевой суд • Областной суд • Суд автономной области • Окружной суд • Народный суд • Народный судья • Товарищеский суд • Военный трибунал
Прокуратура Верховного Суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)
Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • Группа народного контроля • Пост народного контроля
Полезное
Смотреть что такое «Центральный исполнительный комитет СССР» в других словарях:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР — (ЦИК СССР) – высший орган государственной власти Союза ССР в период между съездами Советов Союза ССР (со времени образования СССР и до принятия Конституции СССР 1936 г.). Структура, полномочия и формы деятельности ЦИК СССР отражали особенности… … Советский юридический словарь
Центральный Исполнительный Комитет СССР — Центральный Исполнительный Комитет СССР, (ЦИК CCCР) высший орган государственной власти СССР в 1922 1938 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета… … Википедия
Центральный Исполнительный Комитет — (аббревиатура ЦИК): Центральный Исполнительный Комитет СССР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Малый Хурал Тувинской Народной Республики аналогиный орган в Тувинской Народной Республике Государственный Малый Хурал Монгольской… … Википедия
Центральный исполнительный комитет — У этого термина существуют и другие значения, см. Цик. Центральный исполнительный комитет 1) высший орган государственной власти СССР (в 1922 1936 гг.), а также союзных и автономных республик в составе СССР (1917 1938 гг.) между съездами Советов … Википедия
Центральный исполнительный комитет — (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по… … Энциклопедический словарь
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из 2 палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Избирал Президиум,… … Русская история
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ — (ЦИК) 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 1936 гг. между всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938 г. По Конституции СССР 1924 г. две палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум,… … Юридический словарь
Центральный Исполнительный Комитет — ЦИК 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по числу… … Политология. Словарь.
Центральный исполнительный комитет — (ЦИК), 1) ЦИК СССР высший орган государственной власти в 1922 36. Состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. 2) В СССР высший орган государственной власти союзных и автономных республик в 1917 38. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Горизонтальная координация — это важнейшее условие для нормальной работы чиновников всех рангов. Однако в современной России дела с этим обстоят даже хуже, чем в СССР РБК продолжает публикацию совместных материалов с центром Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге. Его сотрудники — социологи и антропологи — с 2013 года участвуют в эксперименте по привлечению жителей нескольких городов к управлению муниципальными бюджетами. Этот новый для России опыт — источник уникальных данных о проблемах взаимодействия власти и граждан.
Детская площадка, рядом с которой нет туалета, где можно было бы сменить памперс ребенку. Прекрасная дорожка с фонарями, вокруг которой пустырь, покрытый горами мусора. Парк, куда можно попасть, только пройдя пешком километр от ближайшей остановки. Все это примеры дискоординации разных городских служб. У нас нет нормальных скверов, полиции, школ и многого другого потому, что реформа советской системы управления территорией отталкивалась от идеальных картин, а не от объективных реалий.
Советская вертикаль
Советская система государственного управления имела много минусов. Однако у нее была своя внутренняя логика, причем эта логика была отнюдь не такой авторитарно-вертикальной, как ее сегодня обычно представляют. Ключевым ее парадоксом, с точки зрения стороннего наблюдателя, была строжайшая иерархия: есть завод, он подчиняется тресту, трест подчиняется главку, главк подчиняется министерству, министерство — совмину Союза или республики.
Если мы посмотрим на обычный город советских времен, то увидим ужасающую картину полной рассогласованности. В городе есть пара-тройка заводов или фабрик (основных работодателей) — они подчинены по вертикали. В нем есть школы и техникумы — они подчинены министерству союзной республики, есть отделы милиции и прокуратура, и у них главный начальник — это тоже профильный министр Союза/республики или генеральный прокурор СССР. Даже коммунальное хозяйство часто оказывалось подчинено не городу, а минкоммунхозу республики. Общим начальником у всех был республиканский или даже союзный совмин.
Получается, что если местный завод и местная ТЭЦ о чем-то договорились, то они должны согласовать свое решение у условного Косыгина — предсовмина Союза. А уж если местная прокуратура и местная милиция решили бороться, например, с пьянством на предприятии, то это решение должен согласовывать и вовсе председатель Президиума Верховного совета (формально — президент СССР).
Очевидно, что такая система просто не могла работать. Если она все-таки работала, значит, на практическом уровне в нее был встроен механизм, который компенсировал неудобства вертикали. В советской системе государственного управления, включавшей экономику, ибо управление экономикой было частью госуправления, было два инструмента такой горизонтальной координации.
Существовали местные советы. Это были выборные органы, но в них обязательно входили все местные начальники: прокуроры, судьи, директора и главные инженеры крупных заводов были депутатами районного или городского совета практически по умолчанию. Они регулярно встречались (сессии советов работали в разном режиме — от ежемесячного до ежегодного, в зависимости от локальных условий). Решения местных советов формально были обязательными, хотя и с оговорками. На вопрос, почему предприятие в этом году показало меньшую прибыль или меньший прирост выпуска, директор всегда мог сказать, что местный совет обязал его (ключевое слово «обязал») улучшить жилищные условия работников, на что и ушли деньги, и после этого профильный министр уже должен был разбираться с местным советом, а не с директором. Также и начальник местной милиции на вопрос руководителя регионального главка, почему упала раскрываемость преступлений, мог ответить, например,
так: «Постановлением районного совета народных депутатов милиции было предписано все силы бросить на борьбу с пьянством в семье, все ресурсы ушли на решение поставленной задачи». Это было вполне легитимным объяснением.
Более того, множество органов имели двойное подчинение. Тогдашние таблички на дверях показались бы сейчас шизофреническими:
«МВД СССР Отдел внутренних дел райисполкома N-ского района M-ской области».
«Министерство народного просвещения РСФСР Отдел народного образования райисполкома N-ского района M-ской области Школа №100».
Так кому же они на самом деле подчинялись — министерству или местным органам? Для советской системы двойное, а иногда тройное или четверное подчинение было скорее нормой.
На случай, когда координации на уровне местных советов оказывалось недостаточно, в дело вступали партийные органы. Кроме того, что все местные начальники встречались на сессиях местного совета, они каждую неделю виделись на бюро райкома партии или подобных мероприятиях. Да, начальник райотдела милиции — это номенклатура обкома, а директор крупного завода — и вовсе ЦК партии союзной республики (то есть снять их могут только на более высоком уровне), но они приписаны к местной первичной партийной организации. А это значит, что первый секретарь райкома может в любой момент написать соответствующее представление и к этой бумаге отнесутся крайне внимательно. Фраза первого секретаря «партбилет на стол положишь» была не пустой угрозой, а вполне реальным маркером серьезного конфликта. Это заставляло всех низовых руководителей крайне внимательно относиться к проблемам, которые возникали на уровне района или города.
Реформы 1990-х вынули из этой системы все механизмы горизонтальной координации. Новое общество, которое строили реформаторы, унаследовало вертикальность, но разрушило практически все системы горизонтальной координации. Например, у нас сохранилась централизованная полиция, что немыслимо в стране таких размеров, но умер механизм привязки ее задач к локальным проблемам. Школы и больницы стали принадлежать регионам, но количество федеральных регуляций, которые нельзя игнорировать, возросло в разы. Город или район теперь практически ни за что не отвечают и никого не координируют. Потому что для директора школы или начальника райотдела полиции поступающие сверху требования гораздо важнее, чем местные нужды. Если на районном или городском уровне сложилась система взаимодействия между органами — району повезло. Если не сложилась — нет.
Советская система управления не была идеальной, но горизонтальная координация — это важнейшее условие выживания любого политического режима, и она в советской системе была. Сегодня мы живем не в Советском Союзе, а в такой управленческой реальности, которая любому советскому бюрократу показалась бы кошмаром, поскольку она практически полностью лишена локальных механизмов координации.
Для директора районной больницы, начальника отдела полиции и всех прочих требования региона или «федералов» гораздо важнее, чем любые местные нужды. Это справедливо и для муниципальных властей: деньги приходят под конкретные задачи и отчетные показатели, которые устанавливает регион или федеральный центр. В результате мы видим детские площадки в городах за полярным кругом и борьбу полиции с пьянством в традиционно малопьющих мусульманских регионах, поскольку именно эти задачи поставлены на уровне федерации.
Уничтожив «диктат партийных органов», реформаторы не продумали механизмов горизонтальной координации, которые могли бы заменить уничтоженные. В экономике эта проблема оказалась более или менее решена путем приватизации. А вот в государственном управлении ее должна была решить сильная местная власть, которая и отвечала бы за большую часть проблем: школы, медицину, благоустройство, охрану общественного порядка — и была бы финансово независимой. Однако недотационных муниципалитетов в России практически нет, а дотации приходят в обязательной связке с целевыми показателями деятельности. Органы местного самоуправления не являются отдельной сферой, инструментом горизонтальной координации — они лишь проводники федеральной и региональной воли.
Именно поэтому для любых успешных реформ создание механизмов горизонтальной координации и ослабление вертикального давления жизненно необходимо. Иначе мы так и останемся жить в ухудшенной версии Советского Союза. Кирилл Титаев Дарья Димке