Что такое искрогаситель автомобильный
Искрогасители: конфигурация, принцип работы
Искрогасители обязательно устанавливаются на предприятиях по добыче нефти и газа, а также их переработки для сохранения пожарной безопасности, отвечающей регламентам пожарной безопасности НПБ 254-99 «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний».
Разные виды искрогасителей монтируются на выхлопных трубах специализированной техники, сельхозмашин, автомобильной техники, эксплуатируемой на территории организаций или за ее пределами. Они монтируются и позволяют гасить искры от ДВС при сгорании топлива, обеспечивая защиту от возгораний техники и территории вокруг.
Автомобильные искрогасители отвечают за улавливание паров дизельного топлива, бензина, пропан-бутана с маслами. Приспособления полноценно закрепления на концах выхлопных труб техники, тракторов и автомобилей, гарантируя устранение шума и вибраций в выхлопной системе. Во время использования искрогаситель на выхлопную трубу не препятствует таким операциям, как выполнение восстановления, замены и очистки компонентов системы выхлопов и моторов.
Конфигурация и схема искрогасителя
Изделие изготовлено из нескольких компонентов: корпус с патрубками для подвода и удаления газа. Каждый из них содержит внутри газораделительный аппарат, расположенный коаксиально, и камеру для сбора золы с отверстия по всей ее высоте. Все части отличаются тем, что газораспределительный аппарат смонтирован в самой камере и включает в свой состав две ступени газораспределения, находящиеся по ходу перемещения газа. Они выполнены в форме спирали.
Вне зависимости от размера искрогасителя золосборная камера оснащена вспомогательным окном и перегородками, расположенными на удалении от стенок основного корпуса, но под углом к ним. Противоположная сторона перегородок стыкуется со стенками камеры для сбора золы.
Принцип работы разных типов искрогасителей: ИСГ и ИГС
Продукты сгорания от котла или двигателя передаются в патрубок, после чего транслируются на первую ступень направляющего аппарата. Центробежные силы при действии на газы, меняют их направление движения. Если в составе присутствуют частицы топлива и масла, которые не успели сгореть, то они переходят в камеру для сбора золы. Далее та же сила тяжести выбрасывает их сквозь специальный золосборник в атмосферу.
Любой искрогаситель на автомобиль, купить который в Екатеринбурге можно у производителя, имеет промежуточные ступени, которые не допускают переполнения элементов, а выхлопные газы пошагово очищаются. Для этого в устройстве предусмотрена особая камера.
В паспорте искрогасителя указываются его параметры. В среднем вес приспособления составляет 0,5-5 кг. Масса соответствует диаметру выхлопной трубы авто, для которого выбирается условный проход.
Гарантированный срок эксплуатации искрогасителя составляет 10 лет и более.
От параметров приспособления будет зависеть сколько стоит искрогаситель и каковы условия его поставки.
Искрогасители: типы, виды, устройство и применение
Всем известно, что очаг пожара может возникнуть не только от использования мощного источника открытого огня – факела, спички, зажигалки, других преднамеренных, но и также от случайных, технологических причин, например, от удара молнии; горения изоляции электрической проводки/оборудования из нарушений при монтаже, установке, изготовлении.
Так, для воспламенения многих легкогорючих жидкостей, различных твердых веществ, материалов, таких как горюче-смазочные продукты переработки нефти/газа, сено/солома, сухая листва, трава, хвоя, вполне достаточно малой энергии, которой обладают искры; особенно если не учтены противопожарные разрывы, нарушаются простейшие правила ПБ при обращении с открытым огнем.
Они вылетают не только из туристического костра, мангала на привале/пикнике, но и из вытяжных труб отопительных/кухонных печей/котлов, каминов, в которых используется твердое, некоторые виды жидкого топлива; систем удаления выхлопных газов ДВС автомашин, самоходной сельскохозяйственной техники – тракторов, комбайнов; а также при работе тепло/электрогенерирующих агрегатов, сушильных установок.
С учетом этого, нормы/правила ПБ предписывают оборудовать вытяжные/выхлопные трубы агрегатов, установок, двигателей специальными устройствами – искрогасителями, чтобы исключить вылет из них раскаленных непрогоревших частиц – искр; что не редкость при использовании низкокачественного, смолистого, высокозольного топлива, нарушениях нормального режима эксплуатации, обслуживания/ремонта.
Типы и виды
Согласно определению НПБ 254-99, устанавливающего требования ко всем видам искрогасителей/огнепреградителей, искрогасителем сухого типа называется устройство, которое монтируют на выхлопных трубах силовых/отопительных агрегатов, двигателей для обеспечения улавливания, гашения искр в уходящих в атмосферу продуктах горения, что образуются при эксплуатации топок, ДВС.
Эти нормы ПБ применяются не только при конструировании, производстве искрогасителей, но и при проведении огневых испытаний, в т.ч. для получения сертификата ПБ на серийные изделия.
Все искрогасители можно разделить на виды как по способу улавливания, гашения крупных горящих частиц твердого топлива в уходящих в атмосферу дымовых газах, так и по сложности конструкции этих устройств:
На вопрос нужен ли искрогаситель?
В каждом конкретном случае ответ следует искать как в нормах/правилах ПБ, так и в простом житейском здравомыслии. Если на промышленном производстве, на автотранспортных предприятиях, в зданиях организаций/учреждений этим занимаются руководство, ведущие специалисты инженерных служб, в том числе по ТБ и ПБ, то в жилом секторе городов, загородных/дачных поселков об этом должны позаботиться собственники недвижимости/домовладельцы.
По крайней мере, те из них, что не надеются на авось, стараются обезопасить постройки, имущество на территории домовладения, исключить риски судебной ответственности, возмещения материального ущерба в случае распространения/возникновения пожара на соседних участках по их вине.
Устройство
Принцип действия, конструкция искрогасителей для дымовых труб жилых зданий, подсобных строений/сооружений, таких как бани/сауны, летние кухни, мангалы, барбекю довольно просты, работая следующим образом:
В искрогасителях для дизельных электрогенераторов, автомобилей, специальной и сельскохозяйственной техники как интегрированных в выхлопную трубу, так и монтируемых на нее с помощью хомутов/винтовых соединений, используется тот же принцип устройства; а также используются ячеистые/пористые фильтры, применяемые в т.ч. для нейтрализации отработанных токсичных газов.
Искрогаситель на трубе
Устройство установок комплексной очистки воздуха систем вытяжной вентиляции для кухонь кафе, ресторанов, пиццерий, шашлычных более сложное, как правило, имеющее в своем составе водяной искрогаситель, через который фильтруются удаляемые дымовые газы. Там главным элементом является насадка с заполнением из керамики, орошаемая/заполняемая водой.
Это наиболее эффективное устройство искрогасителя, позволяющее полностью исключить вылет горящих частиц не прогоревшего топлива, а также адсорбировать, удалить неприятные запахи.
Пример изготовленного искрогасителя и объяснения для чего он необходим
Применение
Наиболее критичные ситуации в плане возможности спровоцировать возникновение пожара, требуемые места, организацию установки искрогасителей изложены в ППР – официальном документе, регламентирующем противопожарный режим в России:
В целом руководство автотранспортных, сельскохозяйственных предприятий, главы местных администраций населенных пунктов, где преобладает печное отопление жилых домов, надворных подсобных строений обязано организовать осуществление контроля за наличием, исправностью искрогасителей, т.к. именно от этого зависит будут ли по такой причине возникать пожары на подведомственной территории.
В свою очередь, каждый собственник/владелец частного жилого/дачного дома, бани/сауны должен обеспечить безопасную эксплуатацию отопительных/кухонных агрегатов/сооружений – печей, каминов, котлов, мангалов, барбекю, т.к. любое такое устройство, перерабатывающее твердое топливо, выбрасывающее в атмосферу раскаленные продукты сгорания, представляет повышенную пожарную опасность. Особенно это актуально для собственников жилых, подсобных зданий, выполненных из сгораемых стройматериалов, а также при наличии таких строений, а также кровель из горючих материалов на соседних участках.
Это относится как строительству новых зданий, так и к эксплуатации существующих строений, тем более что затраты по приобретению, установке искрогасителей на дымовые трубы не так значительны, а обслуживание, заключающееся в периодической/по необходимости очистке сеток/решеток от скопившейся сажи, золы, не представляет особой сложности.
Искрогаситель для мангала, барбекю, бани, летней кухни или дачного дома – это пример того, как довольно несложное в техническом плане устройство может не только сделать проживание, отдых на природе комфортным, но и обеспечить безопасность людей.
Сертификат искрогасителя – это обязательная документация, наравне с техническим паспортом и руководством по монтажу, эксплуатации, прилагаемая к готовому заводскому изделию при продаже.
Покупка же кустарным образом выполненной продукции или самостоятельное изготовление искрогасителей по советам «гуру» из интернета чревата как потерей денег, времени и нервов, так и недостижением поставленной цели из-за несоответствия изделий конструктивным требованиям норм, качеству используемых деталей, материалов.
Автомобильные искрогасители
Примеров, когда искра стала причиной пожара, можно привести великое множество. Происхождение этих искр может быть различным, в том числе и от работы двигателя автомобиля, трактора или другого самоходного агрегата. Те, кому ночью приходилось ехать по трассе, не раз замечали, как из выхлопной трубы впереди идущего или проезжающего рядом автомобиля вылетали искры. Наиболее часто это приходится наблюдать при изменении режима движения и, как правило, у автомобилей не «первой» свежести.
В отдельных случаях маленькая «бесхозная» искра, попав на горючий материал, становится началом большого пожара. Именно поэтому в ряде нормативных актов по пожарной и промышленной безопасности идет неоднократное упоминание о технических устройствах, именуемых искрогасителями.
Подтверждением этому являются Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838). Они имеют сокращенную аббревиатуру ППБ 01-03. Изложенные в них требования являются обязательными для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что в них порядка десяти раз идет упоминание об искрогасителях, предназначенных для улавливания искр различного происхождения.
Так, пункт 306 ППБ 01-03 предусматривает запрет на въезд в животноводческие помещения тракторов, автомобилей и сельхозмашин, выхлопные трубы которых не оборудованы искрогасителями.
Аналогичное требование предусмотрено и в пункте 342 ППБ 01-03: «Автомобили, тракторы и другие самоходные машины, въезжающие на территорию пункта обработки льна, должны быть оборудованы исправными искрогасителями». Пункт 506 устанавливает определенные ограничения для автомобилей, мотовозов, автопогрузчиков, автокранов и других видов грузоподъемной техники. Они не должны допускаться к скирдам, штабелям и навесам, где хранятся грубые корма, волокнистые материалы на расстояние менее 3 м при наличии у них исправных искрогасителей.
В соответствии с п. 412 упоминавшихся ППБ 01- 03 искрогаситель должен быть неизменным атрибутом для автоцистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Несмотря на определенную ясность сложного слова «искрогаситель», значение которого, по сути дела, говорит само за себя и не требует дополнительных комментариев, на практике наблюдались разные подходы к его толкованию.
Типы искрогасителей
Искрогаситель сухого типа в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 254-99 «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний» (введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 19 октября 1999 г. № 79) представляет собой устройство, устанавливаемое на выхлопных коллекторах различных транспортных средств, силовых агрегатов, и обеспечивающее улавливание и тушение искр в продуктах горения, образующихся при работе топок и двигателей внутреннего сгорания.
Искрогасители классифицируются по способу гашения искр и подразделяются на:
Искрогаситель, как любое техническое изделие, обязан соответствовать целому ряду ГОСТов, на корпусе должны отсутствовать вмятины, царапины и дефекты антикоррозийного покрытия. Техническая документация на искрогаситель призвана указывать для какого типа двигателя он может использоваться и условия его применения (давление, температура и т.д.). Конструктивные элементы искрогасителя должны выдерживать силовые нагрузки, возникающие при резком увеличении оборотов двигателя или при неполном сгорании топлива. Конструкция искрогасителя должна быть такой, чтобы исключать замерзание воды в пламегасящем элементе. Корпус искрогасителя, а также места его крепления к выхлопной трубе обязаны быть герметичными и исключить пропуск искры через зазоры или неплотности. При продолжительной работе в нем не должно быть прогаров, через которые возможен вылет искр или распространение пламени.
Конструкция искрогасителя призвана обеспечивать его надежное фиксированное крепление на выхлопном коллекторе с учетом вибрационных нагрузок, действующих в течение всего времени эксплуатации. Максимальная температура поверхности корпуса искрогасителя, размещаемого в горючей среде (горючие газы, пары, аэрозоли, пыли), должна быть не менее чем на 20 % ниже температуры самовоспламенения указанных горючих веществ. Так, например, при работе трактора в период скирдования соломы или движении грузового автомобиля за комбайном в период жатвы наружная температура искрогасителя должна быть на 20 % ниже температуры самовоспламенения соломы. Конструкция искрогасителя, как правило, предусматривает возможность проведения его осмотра, замены пламегасящего элемента, удобство монтажа.
Техническая документация на искрогаситель отражает следующую информацию:
В соответствии с упоминавшимися НПБ 254-99 к выпускаемому искрогасителю прилагается следующая техническая документация:
Принимая во внимание принципиально важное значение, которое имеет искрогаситель для качественного предупреждения пожаров от искр, образующихся при работе двигателей транспортных средств и силовых агрегатов, НПБ 254 — 99 предусмотрели необходимость проведения их сертификационных испытаний. Они проводятся в целях установления соответствия искрогасителя требованиям, предусмотренным в НПБ «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний». Эти же требования используются для выдачи на искрогаситель сертификата пожарной безопасности.
Сертификацию искрогасителей производит предприятие, которое осуществляет их выпуск. Поставляющие и торгующие организации при продаже искрогасителей обязаны иметь копию сертификата на реализуемую партию изделий.
Здесь уместно было бы напомнить, что в настоящее время порядок проведения сертификации в области пожарной безопасности определен приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 312 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20 июня 2003 года № 4784). Им утверждены Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации.
Мы рекомендуем…
Подводя итог, хотелось бы дать несколько практических рекомендаций для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
Первое и самое простое: необходимо четко определить — используется ли Ваш автотранспорт в местах, куда нельзя осуществлять въезд транспортным средствам без наличия у них искрогасителей. Если таковые имеются, то надо, чтобы об этом четко знал подведомственный Вам персонал (водители, трактористы и другие механизаторы, работающие на технике с ДВС). Позиция о недопустимости въезда (подъезда) без искрогасителя к взрыво- и пожароопасным объектам должна быть четко оговорена в обязанностях водителя.
Следует помнить, что искрогаситель должен быть принадлежностью каждого транспортного средства перевозчика, привлекаемого для работы в лесах в период их высокой пожарной опасности, а также выполняющего сельхозработы по уборке зерновых культур, сена и других культур, способных воспламениться от искр, вылетающих через выхлопные трубы транспортных средств. Следует помнить, что от искр способна воспламеняться разрыхленная витаминная мука, шрот и другой фураж, поэтому въезд транспорта в склады, где осуществляется их хранение, без наличия искрогасителя также не допускается.
НПБ 254-99 ставят на повестку дня вопрос о необходимости иметь на искрогасители сертификат пожарной безопасности. Эксплуатация искрогасителей, не имеющих сертификатов или не соответствующих установленным требованиям, должна быть поводом для появления сомнений в качественности продукции. Добросовестный производитель искрогасителей может добровольно, не дожидаясь принятия принудительных мер, пройти процедуру сертификации искрогасителей. Если он ее не прошел, то это, как говорится, его проблемы. Потребителю же целесообразно воздержаться от приобретения несертифицированной продукции.
В целях предупреждения пожаров от искр, образующихся при работе транспортных средств, заведующие гаражами, автотранспортных цехов и т.д. должны осуществлять периодический контроль за наличием и исправностью искрогасителей, имеющихся на подведомственном транспорте.
Практика показывает, что отдельные водители несколько скептически относятся к наличию искрогасителей на выхлопных коллекторах транспортных средств, в особенности в сельской местности, и зачастую снимают их, мотивируя различными причинами.
Искрогасители автомобильные
Искрогаситель автомобильный на выхлопную трубу
Искрогасители автомобильные защищают выхлопную систему от искр, а также уменьшают шум работы двигателя. Устройства устанавливаются на отечественных и зарубежных транспортных средствах.
Типовой искрогаситель двигателя внутреннего сгорания работает по следующему принципу:
Изделия не требуют дорогостоящего обслуживания, устойчивы к коррозионному поражению и температурным перепадам.
Технические характеристики искрогасителей:
Схема искрогасителей ИГС
1-приемная труба;2-крышка;3-корпус;4-донышко;5-отражатель;6-болт крепления
Схема искрогасителя ИСГ
Купить искрогаситель на выхлопную трубу
Компания «ЭНЕРГОМАШ» осуществляет производство искрогасителей автомобильных. В продаже устройства различных серий. Корпус изделий выполнен из качественной листовой стали, основные элементы соединены при помощи сварки. Каждый искрогаситель проходит контрольный осмотр.
Продукция сертифицирована, сопровождается полным набором документов. Изделия используются при производстве новой и модернизации существующей техники. Искрогасители на автомобиль различаются входным и выходным диаметром, длиной и массой.
Преимущества искрогасителей автомобильных, реализуемых компанией «ЭНЕРГОМАШ»:
Подобрать искрогасители автомобильные помогут специалисты «ЭНЕРГОМАШ». Они ответят на вопросы покупателя, расскажут о действующих расценках. Ассортимент продукции постоянно расширяется. В продаже регулярно появляются новые устройства.
Компания «ЭНЕРГОМАШ» приглашает к сотрудничеству производственные предприятия, подрядные организации, государственные учреждения. При заказе крупной партии устройств предоставляется дополнительная скидка.
Оформить заявку на покупку можно по телефону либо посредством электронной почты. Искрогасители автомобильные реализуются со склада завода. Продукция доставляется в любую точку России. Возможен самовывоз.
Более подробно о преимуществах данного товара, его функциональных особенностях и по возникающим вопросам вы можете ознакомиться
или написав нам
на электронную почту
Оперативная
доставка грузов
«до двери»
Искрогаситель на выхлопную трубу КАМАЗ
Большинство транспортных средств марки КАМАЗ комплектуется искрогасителями. Устройства предназначены для безопасной эксплуатации техники, позволяют задействовать машины на складах пиломатериалов, красок и лаков.
Для чего нужен искрогаситель?
Установка искрогасителя – верный способ избежать возгораний при эксплуатации авто. Модуль размещается на выходе из выхлопной системы, задерживает раскаленные частицы, поступающие вместе с отработанным газом.
Подключение искрогасителя к выхлопной трубе КАМАЗа позволяет избежать многих сложностей.
Установка искрогасящего оборудования на выхлопной трубе обеспечит беспрепятственный допуск техники на промышленный объект.
Из каких частей состоит искрозадерживающее устройство?
Искрогаситель на выхлопную линию включает три элемента.
Искрозадерживающие устройства для КАМАЗов изготавливаются в рамках автоматизированных линий. Компоненты изделий фиксируются неразъемными соединениями.
Принцип работы искрогасителей на выхлопную трубу
Решения для большегрузных транспортных средств имеют тот же принцип действия, что и для легковых:
Действие искрогасителей на выхлопную трубу абсолютно безопасно. Техника предназначена для каждодневного использования, не причиняет вреда элементам системы или сопряженным с ней деталям.
Схема съемного защитного модуля
На транспортные средства производства КамАЗ устанавливаются искрогасители ИГС-120. Изделия имеют стандартное исполнение, не оснащены дополнительными компонентами.
Модули обладают прекрасной пропускной способностью. Они обеспечивают интенсивный отвод отработанных газов, не снижают производительность силового агрегата.
Базовые параметры
Искрогасящие модули ИГС-120 имеют следующие характеристики:
Эксплуатация искрогасителей на выхлопную трубу осуществляется при температуре до +500 градусов. Модули могут работать с авто, укомплектованными дизельными, бензиновыми и газовыми ДВС.
Как происходит подключение компонентов?
Установка искрогасителей на выхлопную трубу осуществляется посредством стандартного инструмента. Мастеру может потребоваться отвертка, пассатижи и вспомогательные приспособления. При необходимости привлекается помощник. Он обеспечивает позиционирование компонентов, проводит подготовительные мероприятия.
Предварительная проверка магистрали
Первый и наиболее важный этап – проверка выхлопного контура на предмет дефектов. Проведение монтажных работ недопустимо, если линия имеет любой из перечисленных недостатков.
Некондиционное состояние могут иметь отдельные элементы линии. В таком случае производится их частичная или полная замена.
Проверка искрогасителя
Искрогасящий компонент также подвергается осмотру. Модуль не должен содержать следующих дефектов.
Любой из перечисленных недостатков не подлежит устранению. Дефектное изделие утилизируется, при необходимости заносится соответствующая пометка в журнал.
Последовательность монтажных мероприятий
Работы по установке оборудования включают подготовительные мероприятия, позиционирование и фиксацию. Каждый этап обладает собственной спецификой.
Подготовка
Подготовительные действия проводятся с особой тщательностью, подразумевают выполнение трех операций:
При проведении очистных мероприятий могут задействоваться абразивы, растворители, различные технические ткани. Применение углошлифовальных машин и прочего электроинструмента не рекомендуется – велик риск нарушить целостность контура.
Позиционирование
Установка защитного оборудования в положенном месте. Особое внимание уделяется соосности компонентов.
Фиксация
Закрепление искрогасителя посредством хомута. Диаметр последнего должен незначительно превышать 120 мм, в противном случае может образоваться выпуск, создающий дополнительные вибрации при работе мотора.
Хомут протягивается вручную, при помощи плоской или крестообразной отвертки. После этого производится пробный пуск силового агрегата и визуальный осмотр системы. Наиболее тщательно проверяются разъемные соединения и компоненты, удерживающие линию.
Перечень вероятных ошибок
Монтажники могут допустить недочеты, пагубно влияющие на качество установки и дальнейшую работу выхлопного контура.
Ошибки допускаются вследствие спешки или неорганизованной работы. Большинство недочетов можно исправить сразу после окончания монтажа.
Специфика использования оборудования
Искрогасители не нуждаются в особых условиях эксплуатации. Изделия используются вместе с техникой, сохраняют функционал на протяжении всего срока службы.
Выделяют три фактора, сокращающих «жизненный цикл» оборудования.
Не рекомендуется использовать искрогаситель по окончании эксплуатационного ресурса. Такой модуль не обеспечивает задержания раскаленных частиц, может стать причиной возгорания.
Во сколько обойдется покупка?
Купить искрогасители на выхлопную трубу можно по умеренной цене. Продукция линейки ИГС-120 относится к типовой, при ее изготовлении не применяются сложные инженерные решения и дорогостоящие материалы.
Тонкости выбора
Приобретая защитные модули для автомобилей КамАЗ, стоит учитывать следующие факторы:
Правильный подбор оборудования исключит проблемы при дальнейшем использовании техники.
Особенности транспортировки
Товар поставляется в заводской упаковке, сопровождается инструкцией, паспортом качества и гарантийным талоном. Неиспользуемые искрогасители размещаются в складских помещениях с умеренным уровнем влажности. Запрещается оставлять продукцию под открытым небом, подвергать ее воздействию атмосферных осадков и агрессивных сред.
Защитные устройства для автомобилей КАМАЗ от производителя
Купить искрогасители на большегрузные транспортные средства поможет завод «Энергомаш». Предприятие выпускает изделия промышленного использования, гарантирует длительный срок службы и высокую надежность продукции.
Преимущества предлагаемого товара.
По просьбе заказчиков изготавливаются нетиповые искрогасители для особых моделей техники. Изделия могу иметь нестандартный диаметр, увеличенную длину, большее количество отверстий. От клиента требуется развернутое техническое задание и согласование возникающих вопросов.
Сотрудничество с «Энергомаш» обеспечит получение следующих бонусов:
Клиенты обслуживаются в индивидуальном порядке. Штатные консультанты предлагают продукцию для оснащения техники различной направленности.
Установка качественных искрогасителей – гарантия безопасного использования транспортных средств в рамках предприятия.