Что такое иот в образовании
Инструкция по охране труда
Инструкция по охране труда — это внутренний нормативный акт, который определяет правила проведения безопасных работ. Разрабатывается для должностей или профессий, которые указаны в штатном расписании, и для отдельных видов деятельности, которые выполняются сотрудниками предприятия как при производстве работ, так и во время обеденного перерыва.
Что необходимо на предприятии
В обязательном порядке у работодателя должны быть инструкции:
Обязанность разработки данного документа закреплена в статье 212 ТК РФ. Пренебрежительное отношение со стороны работодателя наказывается штрафом до 200 000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет. Игнорирование требований безопасности работниками приводит к травмам.
Разработка
Разработка нормативной документации по ОТ осуществляется на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций, нормативных документов профильных ведомств, например приказа Минтруда №782н от 16.11.2020 «Об утверждении правил. ». При отсутствии нормативных документов, утверждающих межотраслевые или отраслевые требования к безопасным условиям работы, типовая инструкция по охране труда разрабатывается на основе требований безопасности, изложенной в эксплуатационной документации, которая поставляется с оборудованием. Некоторые инструкции по охране труда по профессиям и видам работ 2021 года подлежат пересмотру в связи с изданием новых нормативных актов, например в связи с изданием новых приказов, регламентирующих работу на высоте, и правил работы с электроустановками. Порядок разработки документов определяет работодатель, который самостоятельно занимается этим вопросом, или он поручает это специально назначенному сотруднику (как правило, специалисту в данной области, в должностной инструкции которого имеется соответствующая обязанность).
Должность специалиста по ОТ создается в организации, если количество штатных единиц более 50 (статья 217 ТК РФ). Если количество сотрудников меньше, работодатель не обязан вводить указанную должность, но это не значит, что у него стало меньше обязанностей по обеспечению безопасных условий работы для своих подчиненных. Вся ответственность лежит на работодателе.
При разработке нормативных актов, регламентирующих безопасный труд сотрудников, целесообразно руководствоваться положениями методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом 13.05.2004. Документы по безопасным условиям труда разрабатываются на 5 лет, по прошествии этого времени они подлежат пересмотру. Досрочно их необходимо перерабатывать в случае:
Если за 5 лет ничего из перечисленного выше не происходило, действие инструкции продлевается на следующие 5 лет.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить обучение безопасности труда в форме стажировки. Используйте эти инструкции бесплатно.
Оформление документов о безопасности работы
Нормативный акт по ОТ должен содержать разделы с требованиями к безопасности:
При необходимости в него можно включать дополнительные разделы.
Образец титульного листа инструкции по охране труда
Для вводимых в действие новых мощностей допускается разработка и применение временных нормативных актов для сотрудников, которые должны обеспечивать безопасное ведение производственных процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для офисных работников
Нормативные акты по безопасности работ для всех должностей работников и всех видов деятельности на предприятии утверждаются генеральным директором (если есть профсоюз, следует сначала согласовать все с ним; если специалист по охране труда считает, что некоторые инструкции надо согласовать с каким-либо профильным учреждением, это необходимо сделать).
Перечень ИОТ
Все разработанные и утвержденные нормативные акты, регламентирующие безопасность работы, подлежат учету и выдаче.
Первый журнал (учета) ведется согласно приложению №2 к методическим рекомендациям от 13.05.2004, форма его следующая:
Обозначение или номер
Плановый срок проверки
Ф. И. О. и должность работника, осуществляющего учет
Журналы учета и выдачи ИОТ
С требованиями документов, регламентирующих безопасность проведения работы, сотрудники должны знакомиться под подпись. Это не значит, что каждому работнику необходимо изучить все нормативные документы в данной области. Это значит, что работник знакомится с теми положениями нормативных документов, которые относятся непосредственно к его профессиональной деятельности. Есть документы, с которыми необходимо ознакомить всех работников, — это нормативные акты по оказанию первой помощи и обеспечению пожарной безопасности.
Ознакомление сотрудников с документами по безопасности проведения работ необходимо фиксировать, для этого предусмотрена вторая форма журнала (приложение №3 к методическим рекомендациям от 13.05.2004):
Количество выданных экземпляров
Ф. И. О., профессия, должность получившего
Если возможности позволяют, сотрудникам желательно выдавать на руки копии нормативных актов, регламентирующих безопасность работы.
Наиболее приемлемым вариантом считается, когда копии этих документов находятся в подразделении в свободном доступе и работники всегда могут подойти и ознакомиться с ними еще раз. Необходимо помнить, что:
Невыполнение требований нормативных документов работодателя должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Порядок формирования ИОТ
Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории
● выявить образовательные возможности обучающихся,
● выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды,
● модернизировать ИОС школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства,
● сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.
Вопросы модернизации ИОС школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства и создания соответствующих инструментов, а также алгоритм внедрения подробно изложены в пособиях “Модель системы дистанционного обучения” и “Алгоритм разворачивания дистанционного обучения в каждой школе”. Механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике, будут рассмотрены ниже.
Предлагаемая методика является универсальной и может быть применена в любой общеобразовательной школе для различных категорий обучающихся.
Отдельное внимание уделено проектированию индивидуальных образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, влияющими на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки для таких учащихся. В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения, а именно, формирование ИОТ.
Поэтому задача проектирования ИОТ для детей с ОВЗ, с одной стороны, требует учитывать больший комплекс условий, а с другой, рассматривается нами как более общий случай проектирования ИОТ для различных целевых групп.
Компоненты ИОТ
Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонент:
1. Карта образовательных возможностей;
2. План индивидуального сопровождения;
3. Индивидуальный учебный план;
Рассмотрим каждый пункт более подробно.
Карта образовательных возможностей
Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма сегрегации контингента общеобразовательной организации в соответствии с образовательными возможностями каждого. Это не означает, для каждого обучающегося будет сформирована сугубо индивидуальная детализированная матрица образовательных возможностей. Предлагаемый механизм предполагает сегрегацию контингента школы на целевые группы на основе кластеризации в соответствии с ключевыми показателями. Формирование карты подробно изложено в пособии “Методика определения образовательных возможностей и потребностей”. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.
План индивидуального сопровождения.
Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями. Позволяют максимально эффективно реализовать процесс обучения и воспитания учащихся и формировать участникам образовательного пространства комплекс оптимальных решений, в соответствии с возникающими ситуациями.
Рис. 1. Шаблон плана индивидуального сопровождения
План состоит из четырёх направлений:
1) Медицинское. Учитывает рекомендации из ИПР (индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида)
2) Психологическое. Заполняется психологом. Задает вектор психолого-педагогической работы учащегося. Регулирует особенности организации деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, при индивидуальном дифференцированном подходе
3) Логопедическое: Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи.
4) Педагогическое: заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.
План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий у учащихся с ОВЗ.
С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых, в соответствии с кодификатором, образовательных ресурсов.
3. Формирование индивидуального учебного плана
Целью индивидуального учебного плана (по тексту ИУП), как компонента ИОТ является: создание условий для достижения учащимися задаваемых уровней образованности, соответствующих ФГОС. ИУП направлен на реализацию основных образовательных программ; достижение учащимися планируемых результатов, определяемых возможностями обучающегося с ОВЗ. ИУП соответствует особенностям развития и состоянию здоровья учащегося. ИУП формируется на основе карты образовательных возможностей и предполагает получение качественного образования через индивидуализацию учебного процесса в соответствии с Планом индивидуального сопровождения.
Рис.2. Индивидуальный учебный план. Пример.
Индивидуальный учебный план определяет:
● состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,
● количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,
● назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.
Методика определения уровня профессиональной компетентности педагогов рассматривается в отдельном пособии “Система повышения квалификации”; число часов определяется нормативным документом «Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию СПб «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов» №03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015». Назначение электронных образовательных ресурсов происходит согласно составленной карты образовательных возможностей. Учащемуся рекомендуются категории ЭОР по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. Сегрегация образовательных ресурсов и кодификатор образовательных ресурсов подробно рассмотрены в пособии “Технология построения ресурсной базы”.
Учебный график.
Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с графиком назначается:
● время учебных занятий,
● объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),
● формы и состав внеурочной деятельности,
● объем дистанционных занятий,
● время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.
График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.
Рис.3 Учебный график
Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.
Рефлексия
Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.
На рефлексивном этапе осуществляется:
● оценка достижений учащихся,
● проводится итоговый мониторинг УУД,
● итоговые диагностические контрольные работы.
Время и место рефлексивного этапа указаны на диаграмме Ганта в пособии “Модель системы дистанционного обучения”.
Порядок формирования ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Рис.4 Порядок формирования ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория формируется поэтапно:
Этапы | Задачи | Формы деятельности | Результат |
1.Предварительный | Знакомство с учащимся с ОВЗ, с семьёй, с системой сопровождения до школы. | Предварительная встреча с родителями. Анкета для родителей. I этап. (форма Google) | Первоначальное представление об особенностях ребенка. Понимание специфики семьи. (заполнение ИОТ 1.1 Общие сведения; 1.2 Медицинские сведения) |
2.Диагностический | Оценка сформированности УУД, уровня обученности и образовательных возможностей учащегося. Выявление проблемных зон развития. | 1. Мониторинг родителей Анкета для родителей. II этап (форма Google). 2 Педагогическая диагностика учащихся (мониторинг УУД и проведение предметных ДКР) 3 Диагностика специалистов: психолог и логопед заполняют карту образовательных возможностей и план индивидуального сопровождения 4 Формирование индивидуального учебного плана | 1 Понимание возможностей ребенка и его основных проблем (результаты используются педагогами для заполнения раздела 1 ИОТ) 2 Определение уровня обученности учащихся (заполнение ИОТ 1.4 блок педагога) 3 Определение стратегии сотрудничества, ранжирование ЭОР в соответствии с уровнем обученности и особенностями восприятия учащихся (заполнение ИОТ 1.4 блок психолога; раздел 2 План индивидуального сопровождения) 4 Индивидуализация учебного процесса (заполнение ИОТ раздел 3) |
3.Аналитический | Обобщение результатов диагностики Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей; определение формы обучения и доли дистанционных уроков | Педагогический консилиум. Знакомство с заключениями специалистов. Анализ содержания основной образовательной программы с точки зрения возможностей и уровня обученности ребенка выбор образовательных ресурсов | Определение цели, задач, режима работы и регламент взаимодействия в команде с родителями Формирование индивидуального учебного плана (заполнение ИОТ раздел 3) и индивидуального учебного графика (заполнение ИОТ раздел 4) |
4.Рефлексивный | Оценка динамики освоения ребенком образовательной программы, выявление результативности проведённой коррекционной работы; оценка динамики развития учащихся. | Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление образовательных дефицитов. Итоговые контрольные работы и мониторинг УУД | Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком; коррекция ИОТ (заполнение ИОТ раздел 5) |
Сопровождение ИОТ
Документы
Дистанционное обучение регламентировано нормативной базой федерального и регионального уровня и применительно к конкретным условиям школы должно обеспечиваться положениями и приказами по школе.
1. Положение о порядке использования технологии дистанционного обучения. Документ регулирует применение технологий дистанционного обучения.
2. Положение о формировании ИОТ. Документ регламентирует процесс обучения учащихся по индивидуальным образовательным траекториям.
3. Порядок приёма на дистанционное обучение. Данный документ регламентирует действия участников образовательного процесса по определению круга лиц, претендующих на обучение по индивидуальной образовательной траектории и порядок формирования контингента обучающихся с использованием ИОТ.
4. Договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи. Данный документ определяет порядок и условия предоставления образовательных услуг с применением дистанционных технологий.
5. Договор безвозмездного временного пользования оборудованием для ДО (родители педагоги). Регламентирует порядок передачи дистанционного оборудования, права и обязанности сторон при использовании оборудования.
6. Должностные инструкции специалистов дистанционного обучения. Регламентируют должностные обязанности специалистов и их права и ответственность.
7. Приказ о мониторинге. На основании приказа осуществляется диагностика уровня обученности и образовательных возможностей учащихся.
8. Приказ о зачисление учащихся на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Формирует список учащихся, зачисленных на дистанционное обучение.
В основе формирования ИОТ лежит стратегия сотрудничества всех участников образовательного процесса. При построении ИОТ рекомендуется назначить учащемуся педагога-куратора, обеспечивающего связь между всеми участниками.
Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования ИОТ в соответствии с этапами.
Предварительный этап: родители участвуют в анкетировании; учащемуся назначается куратор; куратор анализирует анкеты и ИПР.
Диагностический этап: педагоги проводят мониторинг УУД и ДКР; психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога), психолог и логопед заполняют план индивидуального сопровождения
Аналитический этап: куратор заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.
Рефлексивный:педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги (ДКР, УУД) и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка, возможность перехода учащегося из одной целевой группы в другую. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.
Средства информатизации
Для реализации ИОТ необходимо, чтобы и школьная ИОС, и оснащение рабочего места ученика соответствовали потребностям целевых групп. Целесообразно для каждой из групп установить свой стандарт оснащения. В отношении обучающихся с ОВЗ такие стандарты определены следующими документами:
● “ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ”, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.14 №1598
● ГОСТ Р 51645-2000. “Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде”
● Государственная программа “Доступная среда”
● Государственная программа “Развитие образования на 2013-2020гг”
● СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Конфигурация рабочих мест для остальных групп может быть определена образовательной организацией самостоятельно. Мы рекомендуем в качестве базовой комплектации, соответствующей коду восприятия ОБЩ следующую конфигурацию устройств:
● компьютер или ноутбук с возможностью подключения к сети;
● сканер, документ-камера или просто веб-камера
● наушники или акустические колонки
● программа невизуального доступа (JAWS for Windows)(для слепых и слабовидящих)
● программа-синтезатор речи (для слепых и слабовидящих)
● индукционная система малого радиуса действия (для слабослышащих)
Мы сознательно не приводим в тексте технических характеристик устройств, так как эти характеристики будут зависеть от особенностей ООП школы и созданной ресурсной базы. Так, например, если при реализации ООП предполагается активное использование социокультурной среды города, то разумно в качестве стандарта задать не стационарный компьютер, а ноутбук.
ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.
Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:
— индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.
— автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
— проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.
— отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Нашему коллективу представляется, что индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим агрегировать всю совокупность требований к организации учебного процесса в единый механизм регламентации и максимально эффективно сопоставить возможности образовательной среды образовательным возможностям и потребностям обучающихся. Тем самым создав условия для наиболее полноценного раскрытия всех способностей каждого.
1. Плетнева С.И. Капитонова Е. Б Ярмолинская М.В. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся технической направленности в ОДОД Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том I стр. 69 том 1 Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
2. Баринова Т.П. Казакова В.Н. Карюкина С.В. Модель организации дистанционного обучения, как основа для создания индивидуальной образовательной траектории. Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. 2016
Что такое иот в образовании
Этапы внедрения ИОТ в образовательный процесс.
1 этап. Подготовительный.
Задачи:
1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.
2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий.
1. Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с дошкольниками.
2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.
Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО. На этом же этапе необходимо подключить родителей воспитанников к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Задачи:
1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.
2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИОТ в домашних условиях, а также систематизация опыта работы педагогов по применению ИОТ в воспитательно-образовательной работе.
Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения.
Полезные ресурсы для организации образовательной работы