Что такое интерес к людям
Откуда берется интерес и почему он угасает
Любовь Карась
Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется. Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.
Интерес как базовая эмоция
Проявляется с рождения
Основана на подкорковых нейронных процессах
Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды
Провоцирует желание действовать целенаправленно
Создает отчетливое выражение лица
Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной
В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.
Зачем нужен интерес
Биологическая функция
Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.
Мотивационная функция
Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме
Социальная функция
Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.
Познавательная функция
Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.
Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию
Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)
Для поддержания интереса в обучении необходимо:
Расширять знания об объекте
Пробовать новые способы выполнения привычных задач
Менять форматы обучения
Обмениваться опытом с единомышленниками
Комбинировать способы восприятия информации
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.
Потребности человека
Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:
— Биологические – потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).
— Социальные – каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.
— Духовные – человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.
Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.
Особенности интересов
Интересы – это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:
Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы – это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.
Познавательный интерес
Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес – это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.
Материальный интерес
Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы – это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое – стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе – заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.
Духовный интерес
Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы – это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.
Непосредственный и опосредованный интерес
В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.
Пассивные и активные интересы
Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:
1) Активный – человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.
2) Пассивный – человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.
Выгода и мотивация
Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.
Экономический интерес
Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.
Личность и ее интересы
Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.
Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.
Урок 3 Проявляйте интерес к людям
Проявляйте интерес к людям
Если мы хотим завести друзей, давайте будем делать что-нибудь требующее от нас нашего времени, энергии, бескорыстных чувств и внимательности к другим.
Дейл Карнеги. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»
Перестаньте думать о производимом впечатлении – и вы увидите, что люди достойны вашего внимания
Вы хотите, чтобы люди вами интересовались? Есть только один способ достичь этого: первым начать интересоваться людьми.
К сожалению, большинство людей мечтают о внимании к себе со стороны других, и мало кто готов сам проявлять это внимание к людям. Таким образом, все хотят получать то, чего сами дать не могут. Достаточно послушать, как и о чем люди разговаривают и по телефону, и при личных встречах, чтобы понять: каждый желает говорить о себе и не желает слушать собеседника. Местоимение «Я» – это слово, которое встречается в разговорах чаще всего.
Но разве вам интересно вести беседу с человеком, который говорит только о себе, а вас и слушать не хочет? Точно так же и ему неинтересно выслушивать ваши рассказы о себе, если при этом вы нисколько не интересуетесь его персоной.
Вывод: тот, кто интересуется лишь собой и не интересуется другими, обречен оставаться в одиночестве либо довольствоваться таким общением, которое не принесет ему никакого удовлетворения, так как он будет вечно чувствовать себя неуслышанным и непонятым.
Интересуйтесь людьми, делайте это искренне – и люди будут интересоваться вами!
Дейл Карнеги приводит в пример бродвейского фокусника Говарда Тэрстона, чтобы продемонстрировать, как искренний интерес к людям становится залогом успеха. Тэрстон был мастером своего дела, но все же не являлся выдающимся иллюзионистом. Множество фокусников умели делать все то же, что и он. И все же именно Тэрстон заслужил особую любовь публики. В течение сорока лет его выступления пользовались неизменным успехом, собирали многотысячные аудитории и приносили ему огромные прибыли.
Главный секрет успеха Говарда Тэрстона состоял в знании человеческой натуры и способности искренне интересоваться людьми. Другие фокусники, глядя на публику, обычно говорили себе: «Прекрасно! Вот скопище простаков и деревенских олухов, сейчас я их одурачу по всем правилам». Подход Тэрстона был совершенно иным. Выходя на сцену, он говорил себе: «Я благодарен этим людям за то, что они приходят посмотреть на мое искусство. Это они сделали его доступным для меня и натолкнули меня на путь, столь соответствующий моим способностям. Сейчас я покажу им все лучшее, что умею».
Он признавался, что прежде чем выйти к огням рампы, каждый раз вновь и вновь повторял себе: «Я люблю моих зрителей».
Понаблюдайте за тем, как вы общаетесь с людьми. Замечаете ли вы, во что они одеты? Какая у них прическа и цвет волос? Каково выражение лица и настроение? Или подобные «мелочи» ускользают от вашего внимания по той причине, что вы целиком и полностью озабочены лишь тем, какое впечатление производите?
Если вы сосредоточены лишь на собственной персоне и смотрите на собеседника, но не видите его, – ваше общение не будет полноценным. Между вами в таком случае словно вырастает стена, и ваш разговор напоминает диалог слепых и глухих. По сути дела это лишь видимость общения, потому что каждый сосредоточен лишь на себе.
Но стоит вам мысленно как бы отойти в сторону, в тень, и перевести внимание с себя на собеседника – как все волшебным образом изменится. Вы сможете заметить, как он выглядит, как себя ведет, какое у него настроение. Между вами словно рухнет стена, исчезнет напряжение, и вы заметите, что, искренне интересуясь собеседником, тоже получаете от него внимание и заинтересованность.
Вам не обязательно даже что-то говорить – потому что искренний интерес отражается в ваших глазах, улыбке, выражении лица. Этим вы сразу же расположите собеседника к себе.
Не забывайте начинать с признаний в любви самому себе. Убедите себя в том, что вы интересный и заслуживающий внимания человек! Повторяйте себе эти слова, стоя перед зеркалом, каждое утро. Так вы выработаете уверенность в себе, которая необходима, чтобы проявлять искренний интерес к другим. Неуверенный человек постоянно ждет интереса и внимания со стороны других – это ему необходимо для подтверждения, что он хороший, достойный человек. Но если вы и без того уверены, что вы хороший, достойный и интересный человек – вам нет нужды ждать подтверждения этого от других, и вы можете себе позволить вполне искренне и бескорыстно интересоваться другими.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Проявляйте настойчивость
Проявляйте настойчивость При серьезном давлении жертвы легко сдают свои позиции, оказываясь, как правило, во власти собственных эмоций, будь то страх, гнев или отчаяние. Свободная личность в аналогичных ситуациях проявляет упорство, не давая воли пагубным настроениям.
Проявляйте настойчивость
Проявляйте настойчивость Вы предприняли радикальные меры по изменению собственной жизни и потерпели неудачу. Руки опустились, а страх нового провала сковал ваши мечты. Что ж, вы сумели сделать первый шаг к победе, и достойны восхищения. Пусть вас ждала неудача. Многие
Урок двадцать восьмой. Симпатия, доверие, интерес
Урок двадцать восьмой. Симпатия, доверие, интерес Единственный друг – мало, единственный враг – много.Турецкая пословицаКак говорил еще Карл Маркс, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Жизненный успех очень часто зависит от людей, с которыми нас
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Есть понятие, противоположное понятию кон- фликтогена. Это благожелательные посылы в адрес партнера по общению. Это все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности,
Проявляйте щедрость и любовь
Проявляйте щедрость и любовь Каждый из супругов должен вырабатывать в себе щедрость и великодушие — как на словах, так и на деле: хвалить другого, выражать восхищение его успехами и достижениями, преподносить подарки, предоставлять другому возможность принимать
Проявляйте озабоченность
Проявляйте озабоченность Здравый смысл и научные данные говорят о том, что пренебрежение потребностью в безопасности не идет на пользу нашим взрослеющим детям. Безопасность включает в себя множество аспектов, но сейчас мы поговорим о том, который часто становится
Проявляйте интерес к другим людям
Проявляйте интерес к другим людям Харизматичные личности не эгоистичны, они проявляют искренний интерес к проблемам своих коллег.Когда Валери П. спросили, как ей удалось быстро подняться по карьерной лестнице, она ответила: «Благодаря моим большим ушам» – и пояснила: «Я
Проявляйте интерес к людям
Проявляйте интерес к людям Когда у Кэти умерла мать, ее начальница Барбара была на похоронах, а потом посещала женщину в дни траура. По возвращении на работу Кэти очень хотелось порадовать Барбару, так как она поняла, что та искренне интересовалась ею как
Урок 3. Проявляйте интерес к людям
Урок 3. Проявляйте интерес к людям Думайте о людях, а не о том, какое впечатление вы на них производите Если вы хотите, чтобы люди вами интересовались – начните первым интересоваться людьми.К сожалению, большинство людей мечтают о внимании к себе со стороны других, и мало
Урок 4. Давайте людям то, что они хотят получить
Урок 4. Давайте людям то, что они хотят получить Научитесь находить позитивные мотивы своих и чужих поступков Поймите: ни один человек не станет действовать в ущерб себе. И вы в том числе. Почему вы хотите, чтобы кто-то пренебрег своими интересами ради вас? Принес вам в
Урок 4 Давайте людям то, что они хотят получить
Урок 4 Давайте людям то, что они хотят получить Завтра, когда вы захотите убедить кого-либо что-нибудь сделать, прежде, чем говорить, помолчите и подумайте: каким образом можно заставить его захотеть сделать это? Этот вопрос удержит вас от поспешного и невнимательного
Как вызвать чужой интерес? Проявляйте интерес к людям!
4. Проявляйте жалость и сочувствие
4. Проявляйте жалость и сочувствие Когда ваш партнер расстроен, важно поддержать его, независимо от того, насколько существенна причина расстройства. Если вы думаете, что ваша вторая половина принимает случившееся слишком близко к сердцу или должна реагировать иначе, не
Проявляйте инициативу
Проявляйте инициативу Большинство женщин, создающих профиль в Сети, ожидают, что мужчины сделают первый шаг. Отправьте сообщения всем женщинам, которые выглядят для вас интересными. Кратко представьтесь, расскажите о том, что вам понравилось в её профиле, а также задайте
Интерес
Интерес
Почему интерес и увлечения человека настолько важны?
У каждого есть потребность реализовать себя как индивидуальность, открыть что-то новое, интересное, заявить миру о себе
Именно устойчивый интерес привлекает внимание и не вызывает надоедания. Субъект заинтересован не в результате, а в самом процессе, от которого он получает удовольствие
Каждое интересное занятие отвечает определенным мотивам так же, как интерес мотивирует заниматься определенным увлечением с пользой для своей личности. Эту взаимосвязь можно показать графически:
Когда пропадает выгода (духовная, эмоциональная, материальная), тогда и пропадает интерес к занятию, но от потребности в постоянном увлечении не деться никуда. Значит, увлечения могут быть разные, противоположные друг другу, а интерес в жизни человека – изменчивый и разносторонний, но он постоянно присущ и его можно назвать главной мотивацией и стратегической эмоцией. Интерес побуждает каждого к новым начинаниям.
Как влияют личные интересы человека на его жизнь
Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения интерпретируются в хобби. Они представляют настоящую жизненную ценность, не зависимо от внешних факторов
Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе. У субъекта есть своя ценность, он сам себе может ее обеспечить, он готов делиться этим с окружающим миром – личность становится интересной. Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников
Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников.
Склонности и наклонности
Между этими понятиями много схожего и различного.
Склонный к чему-либо индивид, может не проявлять заинтересованность к действию. Например: склонность проявляется к математике, а человек любит читать. Ему увлекательнее познавать мир литературы, чем решать задачи.
Склонность также может выявить способности, определить дальнейшую деятельность и судьбу субъекта. Раскрыть его таланты, потенциал. Направление кругозора, также определяется влечением к предмету увлечения.
Если склонность – это способность, то наклонности – это тяга к чему-то с пристрастием. Выявляются в виде дурных наклонностей: тяга к убийству, алкоголизм, наркомания. Есть теория, что наклонности проявляются из-за психических травм. С рождением на генетическом уровне.
Материальный – достижение и удовлетворение желаний. А также потребностей для личных целей, лучшей жизни, с помощью материальных ценностей: найти хорошо оплачиваемую работу, купить одежду, квартиру, дом, путешествия, развлечения…
Духовный – личностный рост, за счет самообразования, самопознания. Выявление и развитие своего потенциала и талантов: в музыке, в авторстве, в духовном развитии, в науке, живописи…
Личный – индивидуальные желания, потребности, в которых заинтересован сам человек
Это вкус, одежда, стиль, хобби…
Социально общественный – обобщенность и внимание к деятельности группы людей, страны, нации… Проявляется в политике, образовательных учреждениях, экологии, экономики…
Непосредственный – целенаправленное стремление к достижению результата. Человека увлекает процесс деятельности, он полностью им поглощен
Например: научиться танцевать или рисовать для себя, а не для выступлений и выставки. Получить образование в целях развития, а не для диплома…
Опосредованный – инертное достижение ради самого результата. Получение образования ради диплома. Купить вещь ненужную ради престижа. Выбрать профессию неинтересную, но приносящую доход…
Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира
Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.
Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.
Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:
В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.
Интерес человека
Эти эмоции бывают устойчивые и неустойчивые. Устойчивые – сохраняются надолго. Они говорят о преодолении препятствий, трудностей целедостижения, для свершения своего интереса. Неустойчивые, когда заинтересованность пропадает или пугают сложности.
Также эти чувства делятся на пассивные и активные. Когда мимо человека промелькнет интересное событие, которое на него никак не повлияет или, он созерцает картины, читает книги и смотрит фильмы, при этом действий принимать никаких не надо – это пассивный интерес. При активном – наоборот, действие играет значимую роль. Может также послужить толчком к развитию способностей и навыков.
Как развить интерес
Важно, чтобы интерес не ослабевал, иначе это приведет к неудовлетворенности жизнью и депрессиям. Надо держать его в тонусе, развивать
Чувство увлеченности главное в развитии этой эмоции.
Общие интересы
Закономерные связи, между заинтересованностями в области жизнедеятельности и определение их в месте общей системы по характеру людей, классифицируют интересы.
Преобразование увлечений отдельных субъектов с интересами общества и государства – это основа жизнедеятельности.
Этот фактор движет в развитии страны и ее жителей.
Роль социальных интересов личности в ее жизни
Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:
Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.
Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.
Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.
Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.
Приоритет духовных интересов
Какие бы интересы ни возникали у человека, он всегда отдаст первенство реализации и развитию духовных интересов. Духовный интерес мотивирует субъекта на рост, преодоление неуверенности, проявления себя как личности. Они заставляют отказаться от статуса потребителя культуры и перейти на уровень ее создателя. Благодаря духовным интересам личность открывает новые грани этого мира, получает жизненный опыт, расширяет свой кругозор. Стремление стать лучше дарит именно то эмоциональное насыщение, которое ищет каждый в увлечениях. Личность раскрывает свои таланты и возможности через труд, который не приносит дискомфорта и усталости.
Деятельность каждого на протяжении всей жизни, его достижения и разочарования могут влиять на интересы, побуждать появление новых, или напрочь убивать старые. Социальный статус, окружение, изменения могут кардинально сменить интересы субъекта, точно так же, как интересы влияют на жизнь человека. Достижение успеха в той или иной сфере, желание быть интересным стоит того, чтобы преодолевать все препятствия. Конечный результат всегда приносит положительные эмоции, самоутверждение, благоговение и желание идти дальше. Благодаря таким переживаниям жизнь становится значительно качественнее и ярче.
Какие виды интересов человека бывают?
Группы интересов | |
Социальная структура | Классовые, групповые, общенациональные, индивидуальные |
Сфера общественной жизни | Духовные, экономические, политические |
Отражение | Абстрактные, стихийные, реальные, минимальные, осознанные |
Тенденция общественного развития | Реакционные, прогрессивные, консервативные |
Одни виды интересов человека могут побуждать появление других. В зависимости от выгоды, которую преследует особа в своих увлечениях, доминируют интересы материальные и духовные, общие и личные, непосредственные и опосредованные.
Непосредственный интерес – желание достичь непосредственного успеха от того или иного процесса.
Пример такого интереса прост: студент учится непосредственно ради знаний. Он хочет получить определенный опыт и успешно его использовать. Перспектива получить диплом отходит на задний план.
Опосредованный интерес – желание достичь результата посредством определенных возможностей.
Такой интерес демонстрируют студенты, которые просто хотят получить дипломы посредством обучения в университете. Большой багаж знаний, квалификация их не интересуют.
Материальные интересы – потребность в устранении своих недостатков, предотвращение развитий угрожающих ситуаций комфортной и качественной жизни.
Материальные интересы отображают экономические потребности личности. Он старается продать подороже свою рабочую силу, получить выгоду и ему не важна духовная сторона этой сделки. Благодаря материальным интересам человечество постоянно делает новые открытия, так как они направлены чисто на улучшение качества жилищных удобств, обогащение, облегчение труда. Работа вполне может стать материальным интересом, если ее основная цель – большой заработок.
Духовные интересы – актуализация возможности проявить себя как личность, индивидуальность; расширение кругозора, культурный рост, который не предусматривает каких-либо материальных изменений или обогащений.
Духовные интересы предусматривают налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой стороны, проявить свои таланты. Точка насыщения для каждого субъекта определяется индивидуально
Кому-то важно получить много поверхностной информации, но в разных сферах, кто-то хочет научиться конкретному ремеслу и стать настоящим мастером, поэтому одни за всю жизнь могут объездить весь мир, выучить несколько языков, а у других получается добиться результатов в чем-то определенном, какой-то узкопрофильной сфере
Личные интересы – взгляды, желания, мотивы, которые присущи только конкретному субъекту, его субъективным понятиям и его потребностям.
Личные интересы формируются на основе переживаний, желаний, позиции, материального достатка субъекта. Их никто не может навязать или заставить от них отказаться. Личность сама решает, что ей интересно, а что — нет.
Социальные интересы – потребности, свершения, пожелания, которые испытывает социальная группа на основе внутренних побуждений каждого отдельного индивида.
Интересы социальных групп зависят от социально-экономической ситуации, их положения в социально-трудовой сфере. В большинстве случаев социальные интересы личности сводятся к сфере политики и экономики.
Потребности
Так как человек не может обходиться без сна, воды, пищи, тепла, возникают потребности. Они побуждают к действию. Это внутреннее состояние психики, нехватки чего-либо. От этой необходимости формируется личность, индивидуальность. Существует два типа: осознаваемые – они становятся интересами; неосознанные – выявляются эмоционально.
Потребности влияют на состояние индивидуума, на его мышление. Насколько они удовлетворены, настолько личность чувствует себя счастливой. Надобность может быть настолько сильной, что пока человек не удовлетворит ее, он ни о чем другом думать не сможет. Например: чувство холода или жары. Пока не согреется или не спасется от зноя, он будет искать средство для достижения этих целей.
Уровень развития, условия жизни зависят от количества потребностей.
Чем обширнее кругозор, тем интересней и увлекательней становится жизнь. Именно осознанная потребность выявляет интерес.