Что такое интерес определение
интерес
Полезное
Смотреть что такое «интерес» в других словарях:
интерес — Интерес … Словарь синонимов русского языка
интерес — а, м. intérêt m. 1. фр., > Interesse, пол. interes. Польза, выгода. СИЗ 1698. Е. Ц. В. тех городов меры испражняти не позволяет для того, что те городы предстение Е.Ц. В ва и оным мноогим государства от татар..; и сей интерес оные господа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИНТЕРЕС — (фр. interet; этим. см. интересан). 1) выгода, польза, прибыль. 2) отношение к предмету, возбуждающему любознательность, занимательность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРЕС 1) выгода, прибыть,… … Словарь иностранных слов русского языка
Интерес — Интерес ♦ Intérêt Субъективно – форма желания или любопытства, зачастую – сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к… … Философский словарь Спонвиля
ИНТЕРЕС — (от лат. interest имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных… … Философская энциклопедия
ИНТЕРЕС — ИНТЕРЕС, интереса, муж. (от лат. interest имеет чение). 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому чему нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без… … Толковый словарь Ушакова
интерес — См. барыш в интересах, нарушать чьи л. интересы, остаться при пиковом интересе, соблюдать интерес(ы). Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интерес заинтересованность,… … Словарь синонимов
Интерес — в более широком значении есть участие, принимаемоечеловеком в какомнибудь событии или факте и вызываемое как свойствомфакта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле И.обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ИНТЕРЕС — СТРАХОВОЙ ИНТЕРЕС … Юридическая энциклопедия
Значение слова «интерес»
1. Внимание, любопытство, проявляемое к кому-, чему-л., преимущественная направленность мысли на какой-л. объект. Слушать с интересом чей-л. рассказ. □ [У Ивана Дмитрича] значительно ослабел интерес к внешнему миру, в частности, к книгам. Чехов, Палата № 6. Растет и углубляется активный интерес русского человека к своей стране. М. Горький, Заметки читателя. || Занимательность, увлекательность. [Ирина:] Пойдемте танцевать! [Дульчин:] Нет, уж увольте! Это занятие для меня никакого интереса не представляет. А. Островский, Последняя жертва. || Важность, значение. Найден был, разумеется, и другой способ распространения в публике сочинений, которые почему-нибудь имели для нее интерес. Добролюбов, Русская сатира екатерининского времени. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве. Л. Толстой, Война и мир.
3. Разг. устар. Прибыль, выгода. — Может, своими глазами видели, сколько все действия этого человека на интересе основаны. Писемский, Тысяча душ. [Ять:] Нынче каждый норовит вступить в брак из-за интереса, из-за денег. Чехов, Свадьба. || Разг. Польза, смысл. [Сосипатра:] Что тебе за интерес знать, кто эта дама? А. Островский, Красавец-мужчина. Родительской гордости полон старик, За шуткой скрывает волненье: Мол, жить мне теперь интерес не велик От славы своей в отдаленье. Твардовский, Семья кузнеца.
[От лат. interest — имеет значение, важно]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Имущественный интерес — ключевое понятие, лежащее в основе страхования.
Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.
Экономический интерес — категория, используемая для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений.
ИНТЕРЕ’С, а, м. [от латин. interest — имеет значение]. 1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-н. значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять и. к делу. Не без интереса отнестись к чему-н. Это событие вызывает общий и. || Занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса. || Важность, значение. Дело о растрате имеет общественный и. 2. Предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание (книжн.). Интересы дня. 3. Прибыль, выгода (разг.). В ваших же интересах поспешить. Вы знаете, что я не льщусь на интересы. Грбдв. Деловой и. Страховой и. || Польза, смысл (разг. фам.). Нет никакого интереса ехать туда. Какой и. смотреть скучную пьесу! 4. только мн. Выгоды, нужды. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. Лнн. Защита государственных интересов. Ограждать чьи-н. интересы. 5. только мн. Стремления, потребности. Духовные интересы. Животные интересы. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
интере́с
1. внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо, чему-либо ◆ Все эти известия были приняты с интересом, отчасти мрачным; Настасья Филипповна молчала, видимо не желая высказываться; Ганя тоже. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Служба здесь тоже была не та упорная, безнаградная лямка, которую тянули в Москве; здесь был интерес в службе. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. ◆ В предстоящем зимнем сезоне весь спортивный интерес будет сосредоточен на лыжном спорте, и на новом виде спорта ― «хоккей». «Вести (1909.10.24)», 1909 г. // «Московские ведомости» (цитата из НКРЯ) ◆ Оставив Аксинью, Григорий сразу утратил интерес к окружающему. М. А. Шолохов, «Тихий Дон. Книга четвёртая», 1928–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Его глаза были чуть насторожены ожиданием какой-то официальности и лишены какого бы то ни было интереса к моей особе. Виктор Конецкий, «Начало конца комедии», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
2. важность, значение; занимательность, привлекательность ◆ Изредка один из присутствующих, захваченный интересом рассказа, вдруг вставит, не вытерпев, торопливое, восхищенно-ругательное восклицание. А. И. Куприн, «Ночная смена», 1899 г. ◆ Расспрашивает этак-то, а сам по мастерским не ходит, будто к этому без интересу. П. П. Бажов, «Хрустальный лак», 1943 г. (цитата из НКРЯ)
3. обычно мн. то, что составляет преимущественное содержание мыслей, речи, забот кого-либо ◆ Весь интерес их сужен Петербургом и, главное, местом их службы. Ф. М. Достоевский, «Скверный анекдот», 1862 г. ◆ Но благодаря свойственной Гильберту широте научных интересов его проблемы затрагивали значительную часть математики. Д. В. Аносов, «Взгляд на математику и нечто из неё», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Одни живут интересами завтрашнего дня в науке, а другие никак не могут расстаться со вчерашним. В. А. Каверин, «Кусок стекла», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
4. разг. выгода, корысть, польза ◆ — А что же мне в этом за интерес? Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А ежели вы знали, что Егор Федорыч из интереса женится, то что же вы раньше молчали? Пришли бы да и сказали по-родственному: так и так, мол, на интерес польстился… А. П. Чехов, «Брак по расчету», 1884–1885 г. (цитата из НКРЯ)
6. психол. отношение личности к предмету как к чему-либо для неё ценному, привлекательному ◆ Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность ― во влечениях, желаниях, в воле. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии. Части 4-5», 1940 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова интерес
Словарь Ушакова
1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без интереса отнестись к чему-нибудь. Это событие вызывает общий интерес.
| Занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса.
| Важность, значение. Дело о растрате имеет общественный интерес.
2. Предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание (книж.). Интересы дня.
| Польза, смысл (разг. фам.). Нет никакого интереса ехать туда. Какой интерес смотреть скучную пьесу!
5. только мн. Стремления, потребности. Духовные интересы. Животные интересы.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от лат. interest имеет значение, важно)
2) в политике является непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную;
3) в психологии — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
Педагогический терминологический словарь
форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение И. не ведёт к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 108)
Словарь антонимов русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
► Сыграем в дурака на интерес?
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
В общении может быть проявлен искренний интерес или поддельный интерес (как речевая вежливость).
* Ср. выражение с неподдельным интересом. Возможны невольные нарушения этого. Вам необходимо видеть искренность или поддельность интереса к вашим словам, не обманываясь, делать соответствующие выводы в ходе разговора, выступления. *
Нельзя злоупотреблять вежливостью собеседника, проявляющего поддельный, «этикетный» интерес.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Субъективно – форма желания или любопытства, зачастую – сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к выполнению домашнего задания; таков, по мнению Маркса, интерес трудящихся к революции. Из этого, конечно, не следует, что все трудящиеся суть революционеры, а все дети – прилежные ученики.
Что же это такое – якобы объективный интерес? Это не то, чего мы желаем, а то, чего мы должны желать, если точно знаем, что для нас благо и как его добиться. Если это желание, то разумное и основанное на размышлении; желание, которое мы на самом деле испытываем или должны, по мнению других, испытывать. Но является ли подобный интерес объективным? Да, но только в глазах того, кто полагает его таковым. Следовательно, интерес все-таки субъективен, или проективен. В конце концов, никто из нас не обязан быть марксистом или прилежным учеником.
Большинство материалистов учат, что людьми движет интерес. Это и Эпикур, и Гоббс, и Гельвеций («человек всегда повинуется своему интересу»; «Об уме», рассуждение I, глава 4 и рассуждение II, глава 3), и Гольбах («интерес – есть единственный мотив человеческих действий»; «Система природы», часть I, глава 15), и, наконец, Фрейд (принципы удовольствия и реальности) и Маркс («Индивиды преследуют только свой особый интерес», «Немецкая идеология», I). Но то же самое справедливо и для Спинозы (под именем «собственной пользы»; см. «Этика», часть IV, теоремы 19–25), который не является материалистом, и для Гегеля, к которому это определение приложимо в еще меньшей мере: «Народы и отдельные индивидуумы тратят свою жизненную силу на поиск и достижение собственного блага», а вся «хитрость разума» состоит в том, чтобы поставить эти частные интересы на службу общей цели («Философия истории», Введение, II). Очевидно, мы ошибемся, если не увидим во всем этом ничего, кроме апологии эгоизма. На самом деле речь идет о прямо противоположном – попытке преодоления и вытеснения эгоизма. Интерес каждого из упомянутых авторов как раз и заключается в том, чтобы обосновать достижение всеобщего интереса. Разве может человек быть счастлив в одиночестве? Разве он может любить себя, не уважая других? Здесь любовь к себе ведет к любви к справедливости и ближнему. «Будьте эгоистами! – сказал как-то далай-лама. – Любите друг друга!»
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Внимание, возбуждаемое кем-, чем-н. значительным, привлекательным.
* Проявлять интерес к химии. Слушать с интересом. Роман вызвал всеобщий интерес. *
2. Важность, значительность.
* Этот вопрос имеет большой научный интерес. Для меня это не представляет особого интереса. *
3. только мн. Нужды, потребности; предмет чьих-н. мыслей, забот.
* Интересы страны. Духовные интересы. Узкий круг интересов. Совмещать личные и общественные интересы. *
* У него здесь свои интересы. *
* В интересах покупателей. В интересах дела. *
Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь
◊ Остаться при пиковом интересе.
♠ Намёк на карточное гаданье, в котором «пики» принадлежат к дурным картам [Михельсон II: 125].
Тезаурус русской деловой лексики
1. Syn: заинтересованность, внимание, любопытство
Ant: безразличие, апатия
2. Syn: прибыль, процент, выигрыш, дивиденд, доход
3. Syn: участие, забота, беспокойство
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ИНТЕРЕС, а, м.
1. Особое внимание к чемун., желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять и. к делу. Утратить и. к собеседнику. Обострённый и. ко всему новому.
2. Занимательность, значительность. И. рассказа в его сюжете. Дело имеет общественный и.
3. мн. Нужды, потребности. Групповые интересы. Защищать свои интересы. Духовные интересы. Это не в наших интересах.
4. Выгода, корысть (разг.). У него здесь свой и. Играть на и. (на деньги; устар.).
• В интересах кого-чего, в знач. предлога с род. п. для пользы кого-чегон., удовлетворяя потребность кого-чегон. в чёмн. Действовать в интересах дела.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека. В более тесном смысле И. обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц. В последнем смысле по преимуществу выражение И. употребляется в этике и праве: говорят об И. как главном стимуле человеческой деятельности (утилитаризм), о борьбе И., о политике И. Среди современных юристов распространено воззрение на право, как на «защищенный И.», высказанное Иерингом и разделяемое другими выдающимися юристами (см. Право). К этому смыслу слова близко и техническое понятие И. в гражданском праве, служащее главным образом масштабом для определения размера вознаграждения за вред и убытки, причиняемые правонарушениями. В современном праве подлежащие возмещению вред и убытки оцениваются не по объективной мерке стоимости самого предмета правонарушения, а по субъективной — степени заинтересованности лица в обладании этим предметом (см. соотв. статью). Оцененная применительно к данному лицу выгода от обладания тем или иным нарушенным правом и есть И. в юридическом смысле. Так как эта выгода может быть как реальной, так и идеальной, то говорят об имущественном и неимущественном интересе (в немецкой литературе последний называют И. «особого расположения, пристрастия», Affectionsinteresse). Правила о способах возмещения первого выработаны в римском праве и точно установлены в современной теории. Имущественный И. слагается из действительной стоимости поврежденного или утраченного вследствие правонарушения предмета (damnum emergens) плюс те имущественные выгоды, которых лицо лишилось вследствие утраты или повреждения предмета в данное время (lucrum cessans). Не доставленная или доставленная должником слишком поздно вещь могла быть перепродана кредитором третьему лицу по высшей цене; при своевременном ее получении в известном месте кредитор мог бы увеличить все свое имущество или часть его, пустив его в оборот, в который оно не могло поступить без этой вещи (обещана, напр., лошадь, которая составила бы с уже имеющимися налицо одномастную и слаженную тройку). Все эти потерянные выгоды и возмещаются в виде И. лица в данном праве [Из сказанного следует, что оценка стоимости нарушенного права совершается не на основании только стоимости его объекта, а применительно ко всему имуществу потерпевшего или части имущества, связанной с этим объектом. Поэтому И. определяют еще как разницу между состоянием имущества до правонарушения и после него.]. При расчете этого И. принимается во внимание обычное положение вещей: состояние рынка в данном месте, обычный порядок и цены сделок и т. д., а не гадательные соображения потерпевшего. Не требуется, кроме случаев расчета спекулятивных выгод, несомненных доказательств того, что сделка, с которой связан был И. кредитора, непременно состоялась бы или что кредитор несомненно принял бы меры к тому, чтобы она состоялась; достаточно доказать, что она при данном положении дел могла бы состояться. При оценке непосредственно причиненного вреда принимается во внимание, однако, и образ действий потерпевшего; с его стороны должны быть налицо заботы об отвращении вреда. Так, напр., кредитор, не получивший вовремя от должника кормов для скота, не может уморить свой скот голодом и потом взыскать стоимость скота; он должен постараться, если можно, купить корм в другом месте, а должник — уплатить цену, заплаченную кредитором. Само собой разумеется, что расчет вероятных выгод не может идти в бесконечность; возмещается, кроме цены объекта, только непосредственно утраченная вследствие правонарушения выгода, выгода же на выгоду не возмещается. В случае получения потерпевшим вместе с вредом от правонарушения и выгод от него производится обыкновенно зачет выгод и убытков.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. франц. польза, выгода, прибыль;
проценты, рост на деньги;
сочувствие в ком или чем, участие, забота.
Занимательность или значение, важность дела.
донск. земская повинность? Интересный, корыстный;
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. interest ≈ имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями ≈ мотивами, помыслами, идеями и т. д. ≈ участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Марксизм сохраняет все положительные моменты в толковании И., полученные в истории общественной мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. «Экономические отношения каждого данного общества, ≈ писал Ф. Энгельс, ≈ проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. «■Идея■ всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ■интереса■» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).
И. в психологии ≈ отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление ред.: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.
Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.
Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». И. — это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету».
Само слово «И.», хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)
Смотреть что такое ИНТЕРЕС в других словарях:
ИНТЕРЕС
в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями само. смотреть
ИНТЕРЕС
(от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными по. смотреть
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС
интерес м. 1) а) Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-л., чему-л. важному, полезному. б) Занимательность, увлекательность. в) Важность, значение. 2) Предмет, тема, приковывавшие внимание. 3) а) разг. Прибыль, выгода. б) Польза, смысл. в) Желание.
ИНТЕРЕС
интерес м. (в разн. знач.)interest духовные интересы — spiritual interests узкопрактические интересы — strictly practical interests представлять интере. смотреть
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС а, м. intérêt m. 1. фр., > Interesse, пол. interes. Польза, выгода. СИЗ 1698. Е. Ц. В. тех городов меры испражняти не позволяет для того, ч. смотреть
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосред. смотреть
ИНТЕРЕС
ИНТЕРЕС
(от лат. interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. носит избират. характер, выступает одним из наиб. существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии уч. материал усваивается с трудом, часто формально. В основе И. лежат потребности человека. Существенную роль в качестве физиол. основы И. играет ориентировочный рефлекс. И. может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И.— объект, на к-рый он направлен (к технике, спорту и т. д.). По содержанию И. оценивается с точки зрения его обществ. значимости. Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, «стержневого» И. Устойчивые И., закрепляясь, становятся особенностями личности; неустойчивые И. носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определённой области, преодолении трудностей говорят о разл. силе И. Близко к понятию силы И. понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, наз. интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематич. и целеустремлённым действиям в определённом направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И. Оценка широты или узости И. в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) И. Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на к-рые они направлены; вторые — тем значением, к-рое объект И. имеет для познания др. объекта или для выполнения к.-л. другой интересующей человека деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, уч., трудовой, обществ. деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внеш. занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И. Особое значение в развитии детей имеет познават. И. Элементарные проявления неосознанного познават. И. наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких И. являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познават. И. ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3—5 лет так и называется: «возраст почемучки»). В развитии познават. И. у детей дошк. возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать И. к игре. С поступлением в школу И. ребёнка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение (И. к нему может проявиться уже в дошк. возрасте). Первоначально И. возникает ко всем видам уч. работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем шк. возрасте И. к процессу деятельности начинает сменяться И. к её содержанию; И. к фактам — И. к первонач. обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается И. к творческой стороне работы. Меняется зависимость И. от успеха в том или ином виде деятельности: И. направляются на преодоление трудностей. И. подростков отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью; расширяется область И. В ср. шк. возрасте углубляются собственно познават. И. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним уч. предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познават. И. выходят за пределы шк. программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен И. к технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный И. к спорту, худож. лит-ре, кино. Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают обществ.-полит. И., что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в обществ. жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями науч. знания. Проявляется И. к мировоззренч. вопросам, проблемам морали. И. к труду развивается тогда, когда ученик видит и осознаёт, что результат его труда имеет обществ. ценность, когда труд является инициативным и творческим, посильным, требует от них самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе уч. И.) у школьников развивается И. к профессиям. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиб. соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положит., устойчивых и действенных познават. И.— понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, «прочувствовать» их жизненную значимость. Др. путь — включение школьников в активную творческую деятельность путём подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоят., активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положит. эмоциональными переживаниями, с радостью (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Иногда большая активность, любознательность школьника (особенно подростка), его стремление к знаниям могут привести к неустойчивости и разбросанности И., поэтому наличие многих И., их частая смена нежелательны. Необходимо сдерживать и перестраивать поверхностное любопытство ребёнка. При многообразии И. необходимо выделять и воспитывать основной, стержневой И., стремясь к тому, чтобы устойчивый, положит. И. не становился помехой учению. Лит.: Ананьев Б. Г., Познават. потребности и интересы, «УЗ ЛГУ. Сер. филос. наук», 1959, № 265, в. 16; Способности и интересы, М., 1962; Крутецкий В. А., Л у к и н Н. С., Психология подростка, М.; Соловейчик С. Л., От интересов к способностям, М., 1968; Формирование познават. интересов школьников, Л., 1968; Волостникова А. Г., Познават. интересы и их роль в формировании личности, Свердловск, 1971; Щукина Г. И., Проблема познават. интереса в педагогике, М., 1971; Прядехо А. П., Формирование тех. интереса и развитие творчества школьников, ч. 1, Смоленск, 1976; Пед. проблемы формирования познават. интересов учащихся, в. 1—3, 5, Л., 1975—79; Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, под ред. Г. И. Шукиной, М., 1984; Бондаре в-ский В. Б., Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию, М., 1985; Формирование интереса к учению у школьников, под ред. А. К. Марковой, М., 1986. В. А. Крутецкий. смотреть
ИНТЕРЕС
сущ.interestвызывать чей-л интерес — to arouse smb’s interestвыражать чьи-л интересы — to express smb’s interestsзатрагивать чьи-л интересы — to affect. смотреть