Что такое интегрированные информационные системы

Интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Интегрированные (корпоративные) информационные системы применяются для автоматизации всех функций фирмы (корпорации) и охватывают весь цикл работ – от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Интегрированная система – это автоматизированная система (в широком значении), обеспечивающая различные потребности (в том числе информационные, вычислительные и другие) пользователей и поддерживающая единый порядок взаимодействия с пользователями, включая и способы представления данных. Частными составляющими интегрированных систем являются организационно-технологический принцип одноразовой обработки данных для многоразового и многофункционального их использования, а также интегрированные базы данных.

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В табл. 11.1 приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации ИС организационного управления различных классов.

Источник

Интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Интегрированные информационные системы

к. э.н., доцент кафедры «Финансы,
бухгалтерский учет и аудит» ИЭАУ

Интегрированные информационные системы

Исключительное значение для функционирования и развития современного предприятия имеет наличие и четкое функционирование информационной системы, в которую входят: информационные потоки, технические средства их обработки, накопления и хранения, специалисты по наладке и эксплуатации системы, программные продукты. Информация как совокупность данных и знаний представляет собой меру организации системы и является ее достоянием. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления предприятием и деятельность многих его подразделений.

С внедрением в организации информационной системы появляется возможность реорганизации деятельности служб: бухгалтерии, конструкторского отдела, диспетчерской службы, технического отдела, отдела кадров и т. п. Эти подразделения освободятся от выполнения рутинной работы по оформлению документов, проведению расчетов, заполнению большого числа текущих документов. Например, бухгалтерия – от ручного ведения всей документации, заполнения балансов, карточек и т. д. Современные программные средства предоставляют их пользователям ряд удобств: позволяют свести к минимуму работу с документацией; объем работ, который вели несколько специалистов, может выполняться одним – двумя при использовании ЭВМ и специальных программ, например, «1С бухгалтерия». Сейчас сдавать отчетность в налоговые органы можно на магнитных носителях, так что данные из бухгалтерской программы копируются в специальные файлы и сдаются, тем самым бухгалтера избавляются от периодических мучений с составлением балансов и могут хранить данные в удобной и легкодоступной форме. Теперь подразделения могут связываться между собой через локальную сеть предприятия, дающую возможность передавать документацию нестрогой отчетности, минуя бумажные носители. Локальная сеть также дает возможность пользования архивными данными в электронном виде, находящимися на сервере предприятия. Этими преимуществами могут воспользоваться и другие подразделения организации.

Использование информационных систем потребует определенных затрат на закупку электронно-вычислительной техники и программных средств, проведение и эксплуатирование локальной сети предприятия, но за счет перечисленных преимуществ она позволит резко интенсифицировать производственные процессы, сократить или перевести на новое место работы сотрудников, занятых до этого заполнением, переносом и сводом документации и окупит затраченные на нее суммы.

На предприятии создается банк данных, который представляет из себя комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, программные и технические средства, которые в совокупности обеспечивают создание и эксплуатацию системы накопления информации, поступающей от нескольких источников, ее обновление, корректировку и многоаспектное использование в интересах объектов управления, а также прямую связь с пользователем для получения ответов на произвольные, в том числе незапланированные запросы.

В банке данных (БД) осуществляется хранение и поиск информации, загрузка и обновление данных, их реорганизация и восстановление. Основные требования к банкам данных: интеграция баз данных и целостность каждой из них; независимость, минимальная избыточность хранящихся данных и способность к расширению. Важным условием эффективного функционирования БД является обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа или случайного уничтожения хранящихся данных. Также должна согласовываться база данных, являющаяся хранилищем специально организованных и логическим связанных информационных элементов. Она будет состоять из самих данных и их описания. Базы данных создаются в БД организации для решения на ЭВМ задач управления производством и НИОКР. В некоторых подразделениях формируются соответствующие базы данных. Среди них:

· ценники на виды услуг и их объем;

· оборудование (паспортные данные, стоимостные показатели, график планово-предупредительных ремонтов);

· персонал (рабочие, служащие, конструкторы, исследователи, младший обслуживающий персонал);

· справочники (классификаторы) по операциям, деталям, оборудованию, профессиям;

· учетная информация о ходе производства, получаемая с документов: извещения о браке, путевые листы, накладные на топливо и горючесмазочные материалы (ГСМ), таксировочные карты на бензин и ГСМ, сводные карты и т. д.;

· нормативная информация для экономических расчетов (стоимость основных материалов, расходуемых материалов, трудоемкость видов деятельности, основная и дополнительная зарплата, цеховые расходы) и т. д.

Рассматривая информационную систему как подсистему с позиций исходного и динамического звена системы управления и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии.

В базу данных включаются также архивы, содержащие справочный и статистический материал за длительный промежуток времени по подразделениям службы.

При использовании современных автоматизированных интеграционных систем предприятия обычно ставят следующие задачи:

· повысить уровень планирования и анализа конкурентоспособности, маркетинговых, сбытовых и других коммерческих операций;

· применить современные методы анализа, планирования и контроля в финансово-хозяйственной деятельности;

· повысить уровень управляемости и надежности работы;

· обеспечить эффективное и согласованное взаимодействие между подразделениями;

· снизить долю рутинных операций, освободив время для интеллектуального труда.

Большинство указанных задач актуальны и для зарубежных фирм. Так, большое внимание в деятельности крупных предприятий уделяется автоматизированному учету производственных процессов и анализу рыночного спроса на выпускаемую продукцию. Часто такая автоматизация становится необходимым условием работы с субподрядчиками.

Конкурентоспособность продукции достигается за счет ускорения всех фаз жизненного цикла, начиная с ее разработки, производства и продвижения на рынке и заканчивая падением спроса и уходом с рынка. Автоматизированные комплексы наилучшим образом соответствуют адаптации к требованиям потребителя и производственной мобильности. Так, например, переход компании «Боинг» на гибкие полуавтономные системы автоматизированного проектирования позволил сократить время разработки новых поколений самолетов, но в то же время привел к 50-процентному повышению себестоимости проектно-конструкторских работ.

В настоящее время в России и мире активно ведется разработка и внедрение интегрированных корпоративных информационных систем, позволяющих повысить эффективность управления НИОКР и производством.

В условиях ХХI в. будут использоваться различные информационные системы с учетом степени готовности, а также финансовых возможностей организаций (см. рис.1).

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Рис. 1. Виды информационных систем
с учетом уровня интеграции

1. Полномасштабные и полнофункциональные корпоративные системы, охватывающие весь комплекс функции (производственных, научных, маркетинговых, управленческих и т. п.), требуют, помимо колоссальных финансовых затрат, перестройки мышления и процедур деятельности сотрудников организации. Подобные системы могут позволить себе только очень мощные крупные предприятия, такие, как Нижнетагильский металлургический комбинат, внедряющий у себя систему R/3 немецкой фирмы SAP AG.

2. Полуфункциональные программные технологии на базе единого информационного пространства также разрабатываются для сложившихся структур управления высокодоходных фирм.

3. Использование отдельных модулей и систем, автоматизирующих отдельные участки работы: бухучет, начисление зарплаты и другие, – создаются для предприятий невысокой доходности с недостаточным развитием управления и его процедур.

Именно эти информационные технологии наиболее активно используются на российском рынке. В их числе программные модули по автоматизации бухгалтерских и других операций.

Цель комплексных решений – обеспечить информацию о проектируемых, протекающих и завершенных хозяйственных процессах по цепочке: идея хозяйственной деятельности, планирование хозяйственной деятельности, обеспечение по бизнес-плану ресурсами (материальными, трудовыми и прочими), контроль за реализацией самого производственного процесса и по завершении – анализ производственно-хозяйственной деятельности организации.

Важным решением комплексных систем является модульный принцип их построения при едином информационном пространстве. Это обеспечивает масштабируемость самой системы и возможность ее поэтапного внедрения на предприятии. Модули объединяются в контуры. Рассмотрим коротко эти контуры.

Слагаемые системы.

1. Оперативное управление. В нем решаются задачи контроля договорных отношений между предприятиями, задачи управления материальными потоками, материально-технического снабжения и реализация готовой продукции, складской учет, задача управления дебето/кредитовыми отношениями.

2. Административное управление. Наиболее важные задачи: управление маркетингом; учет и управление персоналом; планирование деятельности (сетевое и финансовое); построение бизнес-планов; управление документооборотом с решением задач классической канцелярии.

3. Бухгалтерский учет. Комплексное решение задач учета, контроля и отчетности в соответствии с требованиями текущего законодательства, возможность настройки на специфические особенности ведения учета по отраслям. Кроме того, в бухгалтерском контуре необходимо иметь функцию формирования отчетов по международным стандартам.

4. Важным контуром является финансовый анализ, в котором доступны данные из бухгалтерского и оперативного учета.

5. Управление производством. Решение задач технико-экономического планирования и калькуляции себестоимости, учет прямых фактических затрат, разнесение косвенных и непроизводственных затрат по методике и правилам, которые установлены в организации, контроль за себестоимостью продукции. Задача сокращения затрат, управления себестоимостью с целью повышения конкурентоспособности продукции сейчас для нашей страны одна из важнейших.

Источник

Интегрированные экономические информационные системы.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Долгое время большинство прикладных ИС развивались в функциональных областях, независимо друг от друга. Однако развитие реинжиниринга бизнес – процессов, при котором необходима реструктуризации функциональных связей и иерархических взаимодействий, потребовало различные виды ИС. Соединение бизнес – процессов с комбинацией нескольких современных функциональных прикладных программных средств может быть приемлемым в некоторых областях, но не во всех.

Интеграция ИС прорывает информационные барьеры между департаментами, а также между ними и корпоративным руководством. Она также уменьшает дублирование усилий. Вариант организационной структуры интегрированной ИС представлен на рис. 1.6. [131]. Здесь характерно разделение данных и совместная реализация бизнес – процессов сквозь функциональные области, что позволяет обеспечивать пользователям одной области быстрый и легкий доступ в другую область.

Различные функциональные менеджеры связаны вместе в пространстве всей организационной структуры.

Интеграция существующих несвязанных между собой интеграционных систем является главной проблемой многих организаций. Хотя архитектуры клиент-сервер и открытые системы решают некоторые технические трудности, еще существуют проблемы интеграции различных типов данных и процедур, используемых в функциональных областях. Кроме того, существует такая проблема, как разделение и представление информации, которая может противоречить существующей практике и уровню технологической культуры.

Рис. 1.6. Интегрированная информационная система: разделение данных и бизнес – процессов.

С продвижением и использованием архитектуры клиент – сервер для всего предприятия, проявляется новый вызов: как управлять всеми главными бизнес – процессами при помощи простой архитектуры программного обеспечения в реальном времени. Интегрированные решения, известные как комплексное планирование ресурсов предприятия – Enterprise resource planing (ERP), обещают выгоды от увеличения

— реализация современной технологии бюджетирования и обеспечения динамической увязки необходимых ресурсов по всему спектру бизнес – процессов на основе управленческого учета затрат и анализа консолидированной отчетности;

— бизнес планирование и управление отдельными заказами и проектами с учетом возможных рисков во внешней среде и ресурсных ограничений предприятия;

— Сокращение горизонта оперативного планирования до недель, дней и даже по мере появления каждого нового заказа.

На стратегическом уровне обоснование принятия решений по выпуску новой и модернизации существующей продукции, расширению или сокращению финансово – хозяйственной деятельности предполагает широкое использование систем поддержки принятия решений на базе применения экономико – математических методов прогнозирования, методов интеллектуального анализа данных.

Существует два выбора путей использования ERP: первый выбор – это самостоятельное развитие и разработка интегрированных ERP систем; другой выбор – это использование коммерчески доступного программного обеспечения. Ведущие и наиболее популярные современные ERP это SAP R/3, Oracle, BAAN IV, J.D. Edwards, People Soft, Navision и другие.

Глава 2. Тенденции развития информационных систем поддержки решений.

Источник

Интеграция информационных систем предприятия

5. Интеграция информационных систем предприятия

5.1. Взаимосвязь информационных подсистем предприятия

Каким образом связаны информационные системы внутри предприятия? Обычный путь для российской компании средних размеров — начинать внедрение информационных технологий с автоматизации работы бухгалтерии, отдела кадров и документооборота. Данные этих систем наиболее формализованы, процессы легко автоматизируются. Широко распространенные пакеты «1C: Бухгалтерия», «Босс: Кадровик», «LanDocs», «LanStaff», «Salary» и др. позволяют наращивать себя любыми приложениями и, таким образом, интегрировать их в общую информационную систему предприятия. Рис. 5.1 показывает, каким образом модули информационной системы компании связаны друг с другом. Модуль TPS обслуживает основные производственные и вспомогательные процессы, и обычно это главный источник для других информационных модулей. ESS — главный получатель данных и внутренних систем и внешней среды.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Другие системы также обмениваются данными. И здесь возникает один из самых трудных вопросов для руководителя — поиск оптимальной степени интеграции. Большой соблазн иметь абсолютно интегрированную систему, но такая интеграция чрезвычайно трудоемка, стоит немалых денег. И лучше даже не говорить, во что обходится сопровождение такой системы. Поэтому нужно взвесить потребности в интегрированных системах, поставив их на чашу весов против трудностей и дороговизны крупномасштабной ИС. Не существует стандартного уровня интеграции или централизации — каждый руководитель должен самостоятельно (или с помощью консалтинговой фирмы) решать эту непростую проблему.

Связи между DSS и совокупностью TPS, KWS, MIS намеренно показаны неопределенными. Иногда DSS тесно связана с другими подсистемами. Но это только в том случае, если предприятие отличается высокой степенью автоматизации всех процессов. Обычно подсистема DSS изолированы от основных производственных информационных систем и использует их данные и информационные потоки для работы своих аналитических систем.

В любом случае, нет рецептов на все случаи — все зависит от организационно-функциональной структуры конкретного предприятия, структуры его бизнеса, реальных инвестиционных возможностей и политики развития.

5.2. Сервис-ориентированная архитектура ИС

Интеграция разнородных и распределенных данных не в состоянии разрешить все вопросы управления предприятием. В соответствии с процессным подходом наибольшую ценность представляют не сами по себе данные, а использование информации в тех или иных бизнес-процессах компании. В самых современных ИС принято рассматривать за «атомарную» единицу не данные в «чистом» виде, а некоторый сервис, соответствующий какому-то элементарному бизнес-процессу. В частности, такой сервис может просто выдавать какие-то данные, являясь аналогом «атомарной» единицы классических ИС.

В настоящее время при формировании информационной инфраструктуры предприятия, при проектировании и реализации КИС всё чаще применяется сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture — SOA). Это такая архитектура ИС, в которой система строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов). SOA понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются «информационная услуга» и «композитное приложение».

Информационная услуга (сервис) — это атомарная прикладная функция автоматизированной системы, пригодная для использования при разработке приложений, реализующих прикладную логику автоматизируемых процессов как в самой системе, так и для использования в приложениях других автоматизированных систем.

Сервис обычно характеризуется следующими свойствами:

Композитное (составное) приложение — программное решение для конкретной прикладной проблемы, связывающее прикладную логику процесса с источниками данных и информационных услуг, хранящихся на гетерогенном множестве базовых информационных систем. Обычно композитные приложения ассоциированы с процессами деятельности и могут объединять различные этапы процессов, представляя их пользователю через единый интерфейс.

Использование такого подхода при построении архитектуры сложных интегрированных информационных систем позволяет:

Благодаря упрощению среды управления и взаимодействия снижается потребность в кодировании новых программ. Повторное использование сервисов сокращает затраты времени на разработку; рационализация унаследованных процессов помогает уменьшить общее число процессов, требующих эксклюзивных методов управления. Благодаря использованию простых протоколов, значительно сокращаются трудозатраты на поддержку приложений.

Обязательным условием построения и внедрения архитектуры системы на основе SOA является использование единой инфраструктуры описания сервисов (репозитория сервисов), разрешенных протоколов доступа и обмена сообщениями, форматов сообщений.

Упомянутая инфраструктура образует так называемую интеграционную шину (Enterprise Service Bus — ESB), являющуюся одним из центральных компонентов системы. Она устанавливает единые правила публикации сервисов, управления и информационного взаимодействия между приложениями различных систем, входящих в состав интегрированной системы. Это упрощает управление приложениями и их поддержку, а также снижает риск фрагментации приложений и процессов.

Основные компоненты архитектуры информационной системы, построенной на основе концепции SOA и ESB, представлены на рис. 5.2.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Каждая из служб взаимодействует не с остальными службами напрямую, а только с шиной. ИШ образует однородную среду информационного взаимодействия и является фундаментом для интеграции информационных систем, функционирующих в различных учреждениях и ведомствах. ИШ определяет кем, где, каким образом и в каком порядке должны обрабатываться запросы.

Если сервис (информационный ресурс) не поддерживает эти правила, необходимо создавать промежуточный модуль-адаптер, который предоставляет системе необходимый интерфейс и обеспечивает взаимодействие с ресурсом.

По данным Gartner Group («Predicts 2007: SOA Advances», 17 ноября 2006): «К 2008 году SOA станет господствующей архитектурой построения ИТ-систем, что приведет к окончанию 40-летней эры господства архитектуры монолитных приложений». Отметим, что этот прогноз в большой степени оправдался.

Изменение и совершенствование бизнес-процессов в компаниях занимает годы. По усредненным данным Gartner Group: 80 % ИТ-бюджета — это расходы на сопровождение систем, из них 35 % — затраты на интеграцию приложений, 60 % стоимости внедрения корпоративной ИС составляют расходы на интеграцию, 50 % ИТ-бюджета потрачено на обеспечение интерфейсов систем. Использование SOA архитектуры позволяет эффективно организовать оперативную адаптацию ИТ-систем под требования бизнеса, что дает стратегическое преимущество компании, заключающееся в:

С точки зрения бизнеса SOA можно представить как набор гибких служб и процессов, которые бизнес предлагает своим заказчикам, партнерам или внутри своей собственной организации. В данном контексте эти же службы можно по-разному комбинировать и оснащать, поддерживая изменения или развитие бизнес-требований и моделей с течением времени.

Основные бизнес-цели внедрения SOA-решений состоят в ликвидации:

Становление и развитие SOA происходило на базе практических требований бизнеса, заключавшимхся, прежде всего, в разумной экономии программных и технологических средств и затрат на реализацию и сопровождение информационной инфраструктуры:

Сегодняшний уровень развития SOA позволяет утверждать, что все указанные требования в той или иной мере выполняются. Рост рынка продуктов для SOA-решений — 100 % в год. В 2007 году SOA была использована как основа создания 50 % новых, критичных для бизнеса приложений и бизнес-процессов; к 2012 году этот показатель вырос до 85 %. Более 80 % приложений, введенных в промышленное использование в 2010 году, будут частично или полностью перепроектированы к 2014 году, чтобы быть использованы в построении композитных приложений в SOA-архитектуре.

К 2014 более 80 % всех программных инфраструктурных продуктов будут включать корпоративную шину сервисов или требовать ее использования. Среди исполнительных директоров компаний 58 % считают, что в период до 2015года в числе главных стратегических преимуществ компаний новые модели ведения бизнеса имеют бoльшее значение, чем выпуск новых продуктов и услуг. По данным Forrester («The State of SOA in Financial Services», январь 2014 года) «Большинство финансовых компаний будут использовать SOA к концу 2014 г. В настоящее время более 60 % европейских финансовых компаний или уже используют SOA или на последней стадии внедрения».

5.3. Варианты интеграционных решений

Многообразие применяемых технологий и систем, разнообразие форматов данных, циркулирующих в информационных потоках, обилие аналитических и отчётных форм сделали чрезвычайно актуальной задачу интеграции указанных выше технологических и информационных объектов и сущностей, а также физические и виртуальные пространства их взаимодействия в единую информационно-управленческую среду (рис. 5.3) [Н.И. Куцевич.,http://www.rtsoft.ru].

Интеграция — это не просто механическое объединение модулей информационной системы. При разработке плана интеграции исходят прежде всего из стратегических целей развития предприятия, возможного изменения бизнес-логики, в соответствии с которой выстраиваются бизнес-процессы и осуществляется их информационное сопровождение. Интеграция может производиться на уровне форматов и баз данных, программно-аппаратных и сетевых устройств, пользовательских интерфейсов, форм и шаблонов документооборота, программных приложений и т.д. Выгоды от такой интеграции очевидны.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Подход к разработке и внедрению КИС, основанный на интеграции приложений, позволяет:

Интеграция на уровне данных

Одной из главных проблем интеграции данных является обилие форматов и типов (неструктурированные, частично-структурированные, жёстко-структурированные) данных, а также лавинообразное нарастание их объёмов. Циркулирование разнородных массивов данных и информации в сетях различных служб предприятия создает множество проблем с их сбором, структурированием, обработкой, анализом, хранением, архивированием и передачей пользователю для принятия делового решения. На рисунке 5.4 показана традиционная схема интеграции данных.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Для их интеграции в настоящее время обычно используют стандартные интерфейсы и протоколы, например, SQL и JDBC/ODBC, применяют различные инструменты реляционных баз данных (Relational Database — RD), сквозных репозиториев — баз данных с «надстройкой», содержащей информацию об артефактах и объектах проектирования, надмножество словарей метаданных (Transparent Repository — TR) и современных хранилищ и фабрик данных (Data Warehouse, Data Factory — DW, DF).

Последний вид технологий интеграции применяется, как правило, в крупных компаниях и производственных объединениях. Такие технологии создают удобную для пользователя единую среду для хранения и использования данных. Ниже будет подробнее рассказано о системах коллективного использования информации.

Интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов

Этот вид интеграции начинался как один из видов «лоскутной интеграции», когда предпринимались попытки объединить разрозненные программные приложения, написанные в разное время разными разработчиками, в подобие единого целого. Приложения объединялись по принципу «каждый с каждым», что, в конечном счёте, усложняло их взаимодействие и создавало массу проблем. Кроме того, всё сложнее становилось использовать унаследованные (Legacy Software) и встроенные (Embedded System) системы.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Такой подход хорош для небольшого количества приложений. При большом их числе он практически не работает и не позволяет строить качественно новые запросы к агрегированным данным, т.е. существенного выигрыша от объединения данных нет. В настоящее время проблема интеграции на уровне интерфейсов решается на базе использования информационных подсистем, реализованных стандартными программными приложениями с открытыми интерфейсами (Open Application Programming Interface).

Подобные унифицированные интерфейсы разрабатываются, например, на базе семейства международных стандартов POSIX. В этом случае степень интегрируемости можно характеризовать некоторым числовым показателем (метрикой) который можно, условно говоря, вычислить, перемножив показатель «качества» и «показатель открытости» программного интерфейса. Показателем качества могут выступать такие характеристики, как «совместимость», «надёжность», «переносимость», «понятность», «удобство использования» и пр. В результате мы получим индекс, который (в известной степени) характеризует способность приложения быть частью какого-то другого, глобального композитного приложения.

В настоящее время всё чаще применяется следующий алгоритм: отделяют слой обработки данных от привязанных к ним форм визуализации и реализуют прикладную бизнес-логику на одном из языков третьего поколения (3GL), оформив программный доступ к прикладным функциям в виде хорошо документированного программного интерфейса (рис. 5.5).

Интеграция на функционально-прикладном и организационном уровнях

Этот вид интеграции предполагает объединение ряда однотипных или схожих функций в макрофункции с перераспределением потоков данных и управления, а также ресурсов и механизмов для исполнения. Это часто влечёт за собой перестройку организационных структур, бизнес-процессов и, соответственно, схему их информационного и документационного обеспечения.

Выгоды от такой интеграции очевидны — процессы становятся более прозрачными, управляемыми, менее затратными, уменьшается количество обслуживающего персонала, число ошибок при формировании документов и т.д. Однако интеграция такого вида влечёт за собой существенную перестройку или полный реинжиниринг сети процессов, что связано с крупными рисками. Чаще всего такая интеграция проводится в том случае, когда предприятие готовится к внедрению КИС на базе известного решения, которое требует привести бизнес-процессы к требуемому стандарту, или перестраивает свою деятельность в связи со сменой устремлений, открытием филиалов в других странах, освоением новых сегментов рынка и т.д.

Интеграция на уровне корпоративных программных приложений

Интеграция на уровне приложений (Enterprise Application Integration — EAI,) подразумевает совместное использование исполняемого кода, а не только внутренних данных интегрируемых приложений. Программы разбиваются на компоненты, которые интегрируются с помощью стандартизованных программных интерфейсов и специального связующего ПО.

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

При таком подходе из этих компонентов создается универсальное программное ядро или платформа, с помощью которых используют все приложения. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции. Полученную в результате систему легче поддерживать и расширять. Повторное использование функций в рамках имеющейся среды позволяет значительно снизить время и стоимость разработки приложений. В этом случае анализ внутренней конструкции приложений — обязательный этап в оценке степени интегрируемости тех приложений, которые предполагается связывать в рамках того или иного проекта. Этот анализ усложняется тем, что обычно разработчики приложений, являющихся законченными программными продуктами, как правило, не показывают деталей внутренней конструкции приложений.

В связи с этим технология интеграции в настоящее время рассматривает не просто интеграцию приложений, но их интеграцию на базе интеграции бизнес-процессов – в этом случае следует говорить об интеграции на уровне всего предприятия (Enterprise Integration Metodology — EIM). Схема такой объединенной методологии показана на рисунке 5.6.

Методология EIM реализуется современными технологиями и инструментами, среди которых можно, например, указать рассмотренную выше технологию интеграции на базе сервис-ориентированных архитектур (SOA). Архитектура ИС в таком случае строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов) и понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются «информационная услуга» и «композитное приложение».

Интеграция при помощи Web-сервисов

Самый современный и быстро развивающийся подход к интеграции приложений. Он основан на обеспечении стандартного для Web-служб интерфейса доступа к приложениям и данным (рис.5.7).

Например, используя стандартный протокол доступа к объектам SOAP (Simple Object Access Protocol), браузер пользователя может сравнить данные на нескольких сайтах и представить клиенту сравнительный отчет. Другой пример — сотрудники территориально распределенного предприятия могут одновременно использовать корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется через соответствующие Web-сервисы (портальное решение).

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

Web-сервисы напоминают подход EAI, но с одним важным отличием — в большинстве случаев EAI-решения разрабатываются как частные для связи конкретных продуктов. Соответственно, подключить к существующему EAI-решению еще одну систему — достаточно трудная и долговременная задача. Web-сервисы существенно более унифицированы и стандартизованы. Поскольку Web-сервисы основаны на общих для W3C-консорциума стандартах, они могут работать всюду, где используется всемирная паутина (WWW). Результаты построения КИС на основе Web-интеграции:

Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть фото Что такое интегрированные информационные системы. Смотреть картинку Что такое интегрированные информационные системы. Картинка про Что такое интегрированные информационные системы. Фото Что такое интегрированные информационные системы

В настоящее время крупные разработчики программных продуктов предлагают консолидированные решения, которые содержат не только конкретные инструменты для разработки и внедрения изначально интегрированных корпоративных приложений, но и реализуют интегрированную среду разработки таких приложений. Примером такого решения может служить программный продукт IBM WebSphere (рис. 5.8).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *