Что такое интегрированное обучение детей с овз
Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия
В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.
Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.
Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс
В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:
включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
свободу от дискриминации в сфере образования.
Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:
запустили программы социально-психологической помощи;
создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.
Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.
Designed by pch.vector/Freepik
Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.
Особенности интегрированного обучения
При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:
проводят персональное обучение;
организуют дополнительные занятия;
поддерживают на разных этапах подготовки.
При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
Особенности инклюзивного обучения
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия — оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако степень разницы между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Инклюзия и интеграция: сходства и отличия
Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.
Ребенок учится в общем классе
Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
Ребенок учится в общем классе
Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
Классы остаются обычными
Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь
Сложности для педагогов
Designed by Freepik
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
чему обучать школьников;
как выстроить процесс обучения;
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ
Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.
На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.
В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:
Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:
Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения
Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.
Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Три аспекта развития инклюзии:
расположенных по месту жительства.
Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.
В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.
Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;
Особенности процесса интеграции и инклюзии в образовательную среду детей с ОВЗ
На сегодняшний день в Российской Федерации 32 млн инвалидов, 10 млн. из них дети. Цифры эти перманентны, число инвалидов не уменьшается, а только увеличивается.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно этому закону всем лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется юридическое право учиться в массовых общеобразовательных учреждениях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
В связи с этим возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации интегрированного и инклюзивного образования для данной категории.
Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах)
Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребёнка. В условиях интеграции ребёнок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников.
Инклюзивное обучение – дифференцированное обучение с созданием условий развития каждого ребёнка, при котором в образовательное пространство включены дети с особыми образовательными потребностями
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся о ОВЗ, прежде всего с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классах обычных детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.
Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема:
Обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы.
Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию.
Инклюзивное образование, воспринимая ребёнка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Ожидаемые результаты при инклюзивном образовании:
— выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
— реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
— получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
— реализация себя в обществе;
— повышение качества жизни;
— улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
— Отсутствие гибких образовательных стандартов.
— Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
— Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
— Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
— Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
— Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Инклюзивное образование как форма в России только зарождается. Новвоведения не вызывают энтузиазма у педагогов, руководителей образовательных учреждений:
— несовершенство нормативно-правовой базы;
— трудности в организации и учебно-методическом сопровождении такого образовательного процесса;
— проблемы во взаимоотношениях здоровых детей и детей с нарушениями в развитии и др.
«Инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ». То есть подавляющее большинство детей с ОВЗ, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, которые раньше считались необучаемыми, тяжёлыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя.
Зачастую процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств. Но, по мнению ряда российских и зарубежных исследователей, подобное образование является более затратным, т.к. требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.
Для сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в штат вводится ставка ассистента педагога (тьютера).
Работа учителя : актуализация знаний уч-ся, постановка проблемы
Работа тьютера: подготовка уч-ся к изучению нового материала, выявление проблемы
Самостоятельная работа уч-ся: усвоение новых знаний
Работа учителя: формирование новых знаний.
Работа тьютера: обеспечение учебного процесса дидактическими материалами
Работа учителя: первичное закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа уч-ся: осмысление полученных знаний.
Работа тьютера: курирование самостоятельной учебной деятельности детей с ОВЗ
Работа учителя: подведение итогов урока, сообщение д/з
Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Гном и Д, 2001.
«Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1
им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска»
Выступление на ШМО
Тема : « Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья »
Подготовила Шпакова Т.Н.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем ШМО. Тема моего выступления звучит так: « «Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха;
с тяжелыми нарушениями речи;
с проблемами опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта;
а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
Цель работы с детьми ОВЗ:
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
1.Предоставление ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки обучающихся для получения образования.
3.Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.
Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Это форма дифференциации образования. Надо сказать, что здесь важен дифференцированный подход в обучении. Этот подход позволяет учить всех, но по-разному. Он является основным путем индивидуализации обучения.
Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного образования на сегодняшний день.
Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе.
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса.
Учителя признаются, что не знают, как организовать обучение детей с ОВЗ и, вообще, «что с ними делать».
Важным условием организации образовательного процесса для этих детей является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с такой категорией. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Интегрированное ( инклюзивное ) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Чтобы реализовать в школе интегрированное обучение (процесс совместного образования с обычными, здоровыми детьми) необходимо техническое переоснащение массовых школ таким образом:
Территория школы также подлежит переустройству. Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями. Таким образом, интеграция требует много затрат.
А будет ли цель оправдана средствами? Остается только догадываться.
В конечном итоге интегрированное образование может оказаться дороже дифференцированного специального образования.
Подробнее поговорим о дифференцированном образовании. К нему относится обучение на дому.
Для адаптации ученика в обществе рекомендуется приглашать его время от времени на уроки в класс. Это даст определенный стимул ему: он не отстранится от своих одноклассников, они тоже не забудут его.
Несомненно, любой учитель знает, как непросто бывает посвятить обычного, здорового и сообразительного ученика в суть преподаваемого предмета. А если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья и зачастую с трудом, идущий на контакт. Тогда задача усложняется многократно.
И Большую роль в обучении детей данной категории играет личный контакт учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения.
Если такого контакта нет, то ребенок будет всячески избегать этих уроков. Появились пропуски у надомника – ищи причину в себе! Что-то не так идет в отношениях! Просто надо хорошо понять его! Его характер, настроение, с чем он пришел сегодня! Может приболел, нет настроения или просто симулирует? Постарайтесь понять его! Иногда ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины. Любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего временами до шепота.
Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и изменения структуры занятия.
Все занятия с таким ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия рекомендовано проводить в форме урока:
· уроки строятся на основе принципа от простого к сложному.
Главными постулатами жизни особенного ребенка должны быть:
желание стать уверенным и нравиться себе;
умение общаться с другими людьми;
применение всех необходимых возрастных навыков самообслуживания.
Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе и обучения на дому является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки о возможностях ребенка.
Вот некоторые формы работы учителя направленные на повышение педагогической компетенции у родителей. К ним относятся:
проведение тематических лекторий;
индивидуальные консультации для родителей по методам воспитания и обучения.
И в завершение, хочу напомнить заповеди учителю, который работает с детьми особой категории:
· Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.
· Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
· Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
· Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
· Чаще хвалите и поощряйте ребенка.
· Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.
· Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
· Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.
Однажды британский философ Уилльям Артут Ворд сказал:
« Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет».
Уважаемые коллеги, если у вас возникли какие- либо вопросы по представленной теме, вы можете мне сейчас их задать.