Что такое интегрированное обучение детей с овз

Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия

Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть фото Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть картинку Что такое интегрированное обучение детей с овз. Картинка про Что такое интегрированное обучение детей с овз. Фото Что такое интегрированное обучение детей с овз

В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.

Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:

включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;

свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

запустили программы социально-психологической помощи;

создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть фото Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть картинку Что такое интегрированное обучение детей с овз. Картинка про Что такое интегрированное обучение детей с овз. Фото Что такое интегрированное обучение детей с овз

Designed by pch.vector/Freepik

Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.

Особенности интегрированного обучения

При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:

проводят персональное обучение;

организуют дополнительные занятия;

поддерживают на разных этапах подготовки.

При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.

Особенности инклюзивного обучения

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия — оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако степень разницы между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.

Ребенок учится в общем классе

Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме

Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы

Ребенок учится в общем классе

Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу

Классы остаются обычными

Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Сложности для педагогов

Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть фото Что такое интегрированное обучение детей с овз. Смотреть картинку Что такое интегрированное обучение детей с овз. Картинка про Что такое интегрированное обучение детей с овз. Фото Что такое интегрированное обучение детей с овз

Designed by Freepik

Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:

чему обучать школьников;

как выстроить процесс обучения;

как проверять знания, которые освоили ученики.

Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Источник

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

расположенных по месту жительства.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

Источник

Особенности процесса интеграции и инклюзии в образовательную среду детей с ОВЗ

На сегодняшний день в Российской Федерации 32 млн инвалидов, 10 млн. из них дети. Цифры эти перманентны, число инвалидов не уменьшается, а только увеличивается.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Согласно этому закону всем лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется юридическое право учиться в массовых общеобразовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

В связи с этим возникает существенная потребность в поиске и разработке непосредственных механизмов реализации интегрированного и инклюзивного образования для данной категории.

Интегрированное обучение обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах)

Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребёнка. В условиях интеграции ребёнок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников.

Инклюзивное обучение – дифференцированное обучение с созданием условий развития каждого ребёнка, при котором в образовательное пространство включены дети с особыми образовательными потребностями

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

Основным отличием интегрированного образования от инклюзивного является то, что интегрированное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся о ОВЗ, прежде всего с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классах обычных детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема:

Обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы.

Специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.

Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию.

Инклюзивное образование, воспринимая ребёнка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Ожидаемые результаты при инклюзивном образовании:

— выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

— реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

— получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

— реализация себя в обществе;

— повышение качества жизни;

— улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

— Отсутствие гибких образовательных стандартов.

— Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

— Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

— Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

— Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

— Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Инклюзивное образование как форма в России только зарождается. Новвоведения не вызывают энтузиазма у педагогов, руководителей образовательных учреждений:

— несовершенство нормативно-правовой базы;

— трудности в организации и учебно-методическом сопровождении такого образовательного процесса;

— проблемы во взаимоотношениях здоровых детей и детей с нарушениями в развитии и др.

«Инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ». То есть подавляющее большинство детей с ОВЗ, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, которые раньше считались необучаемыми, тяжёлыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя.

Зачастую процессы интеграции и инклюзии рассматриваются как средство экономии бюджетных средств. Но, по мнению ряда российских и зарубежных исследователей, подобное образование является более затратным, т.к. требует специального обучения и переобучения педагогов, создания в образовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.

Для сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в штат вводится ставка ассистента педагога (тьютера).

Работа учителя : актуализация знаний уч-ся, постановка проблемы

Работа тьютера: подготовка уч-ся к изучению нового материала, выявление проблемы

Самостоятельная работа уч-ся: усвоение новых знаний

Работа учителя: формирование новых знаний.

Работа тьютера: обеспечение учебного процесса дидактическими материалами

Работа учителя: первичное закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа уч-ся: осмысление полученных знаний.

Работа тьютера: курирование самостоятельной учебной деятельности детей с ОВЗ

Работа учителя: подведение итогов урока, сообщение д/з

Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Гном и Д, 2001.

Источник

«Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №1

им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска»

Выступление на ШМО

Тема : « Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья »

Подготовила Шпакова Т.Н.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем ШМО. Тема моего выступления звучит так: « «Дифференцированное, интегрированное, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

с нарушением слуха;

с тяжелыми нарушениями речи;

с проблемами опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта;

а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.

Цель работы с детьми ОВЗ:

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

1.Предоставление ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Создание комфортной обстановки обучающихся для получения образования.
3.Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.

Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Это форма дифференциации образования. Надо сказать, что здесь важен дифференцированный подход в обучении. Этот подход позволяет учить всех, но по-разному. Он является основным путем индивидуализации обучения.

Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного образования на сегодняшний день.

Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе.
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса.

Учителя признаются, что не знают, как организовать обучение детей с ОВЗ и, вообще, «что с ними делать».
Важным условием организации образовательного процесса для этих детей является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с такой категорией. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Интегрированное ( инклюзивное ) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Чтобы реализовать в школе интегрированное обучение (процесс совместного образования с обычными, здоровыми детьми) необходимо техническое переоснащение массовых школ таким образом:

Территория школы также подлежит переустройству. Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями. Таким образом, интеграция требует много затрат.
А будет ли цель оправдана средствами? Остается только догадываться.

В конечном итоге интегрированное образование может оказаться дороже дифференцированного специального образования.

Подробнее поговорим о дифференцированном образовании. К нему относится обучение на дому.

Для адаптации ученика в обществе рекомендуется приглашать его время от времени на уроки в класс. Это даст определенный стимул ему: он не отстранится от своих одноклассников, они тоже не забудут его.

Несомненно, любой учитель знает, как непросто бывает посвятить обычного, здорового и сообразительного ученика в суть преподаваемого предмета. А если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья и зачастую с трудом, идущий на контакт. Тогда задача усложняется многократно.

И Большую роль в обучении детей данной категории играет личный контакт учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения.

Если такого контакта нет, то ребенок будет всячески избегать этих уроков. Появились пропуски у надомника – ищи причину в себе! Что-то не так идет в отношениях! Просто надо хорошо понять его! Его характер, настроение, с чем он пришел сегодня! Может приболел, нет настроения или просто симулирует? Постарайтесь понять его! Иногда ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины. Любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего временами до шепота.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и изменения структуры занятия.

Все занятия с таким ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия рекомендовано проводить в форме урока:

· уроки строятся на основе принципа от простого к сложному.

Главными постулатами жизни особенного ребенка должны быть:

желание стать уверенным и нравиться себе;

умение общаться с другими людьми;

применение всех необходимых возрастных навыков самообслуживания.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе и обучения на дому является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки о возможностях ребенка.

Вот некоторые формы работы учителя направленные на повышение педагогической компетенции у родителей. К ним относятся:

проведение тематических лекторий;

индивидуальные консультации для родителей по методам воспитания и обучения.

И в завершение, хочу напомнить заповеди учителю, который работает с детьми особой категории:

· Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

· Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

· Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

· Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

· Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

· Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.

· Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

· Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

Однажды британский философ Уилльям Артут Ворд сказал:

« Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет».

Уважаемые коллеги, если у вас возникли какие- либо вопросы по представленной теме, вы можете мне сейчас их задать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *