Что такое интегрированное образование в логопедии это
Интегрированные занятия в логопедической практике
Интегрированные занятия в логопедической практике.
Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Ян Амос Коменский
Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе. И. Г. Песталоцци
Важность интегрированного занятия заключается в достижении целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме.
Интегрированные занятия занимают всё более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они способствуют развитию творчества, успешности, веры в себя, помогают установить связь между учебными дисциплинами, способствуют формированию единой картины мира, позитивно влияют на развитие креативности и образного мышления детей. Такие занятия менее утомительны для детей и более интересны. Через интегрированные занятия у дошкольников имеющих проблемы с речью, развивается познавательный интерес, дети более адаптировано знакомятся с окружающей действительностью.
Дошкольниками, испытывающие проблемы с речью, на такого рода занятиях, используют знания из разных сфер деятельности, у них формируется единая, полная картина окружающей действительности, не раздробленная, например, на изучение целостной картины мира, рисование, развитие речи. Интегрированные занятияспособствуют реализации творческих возможности: дети сочиняет, фантазирует, думает, познают законы и специфику родного языка; в познавательной, игровой форме обогащают свой словарь, развивают коммуникативные связи. Так как интегрированные занятия проводятся в игровой форме, в занятиевключаются различные виды двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
На наглядном примере приведем отрывок интегрированного логопедического занятия с обогащением знаний о правилах дорожного движения (ПДД). Дошкольники- участники уличного движения. Знания, полученные на занятиях по ПДД во многом способствуют профилактике травматизма и ответственного отношения ко всем участникам движения.
Одной из целей логопедического занятия является автоматизация звука «З» в речи. Для повышения интереса к процессу автоматизации логопед предлагает через подвижную игру с запрещающими знаками ПДД провести процесс коррекционной работы.
Логопедзнакомит детей с запрещающими знаками ПДД: проезд запрещен, проход запрещен, проезд на велосипеде запрещен, стоянка запрещена, движение запрещено.
Первое задание, которое дает логопед детям – это назвать запрещающий знак.Называть знак необходимо полным названием: запрещающий знак «проезд запрещен», запрещающий знак «проход запрещен» и т. д.
После того, как знаки будут повторены детьми, логопедпредлагает детям поиграть в игру: «На дороге». Каждому ребенку предлагается дойти (доехать на велосипеде, машине) до перекрестка дорог, на одной из которых стоит запрещающий знак и выбрать дорогу, по которой можно двигаться далее. Чтобы ребенок смог пройти по свободной дороге, он должен озвучить свой выбор фразой, содержащий название запрещающего знака.Например: «Я выбрал дорогу, ведущию к зайчику, на ней нет запрещающего знака «проход запрещен. К зубру дорога закрыта» и т. д.
После того, как детьми будут обыграны ситуации ПДД, логопед предлагает детям выбрать один из запрещающих знаков, нарисовать его и разукрасить, предварительно повторив его название.
В конце занятия каждый ребенок может выбрать предварительно заготовленный логопедом наиболее понравившийся запрещенный знак, получив домашнее задание рассказать о запрещающем знаке друзьям и родственникам.
Играйте с детьми, адаптируйте игры к жизненным ситуациям и тогда нашим детям будет намного проще приспособиться к окружающему миру!
Учитель-логопед Шахватова Т. Е.
Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.
Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!» Конспект занятия средней логопедической группы. Тема: «Мы разные, но мы равные!» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное,.
Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.
Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.
Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.
Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.
Конспект занятия «Математический конкурс КВН» в старшей логопедической группе Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Закреплять представления детей о последовательности.
Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.
Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда
Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда».
Крылова Татьяна Вячеславовна
Учитель логопед
МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»
Интегрированный подход в выборе содержания речевых игр отражает практический аспект в концепции речевого развития ребёнка дошкольного возраста.
Интегративные связи между разными разделами развития речи, а также межвидовые интегративные связи ОО «Речевое развитие» с содержанием других разделов программы позволяет максимально эффективно использование их для развития познавательного потенциала детей.
Вниманию коллег педагогом представлен методический материал, используемый в решении коррекционно – образовательных задач при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность. Описание методической разработки.
Специалисты знают все трудности построения коррекционно – образовательного процесса с воспитанниками в условиях логопедического пункта.
Проблемы связаны с тем, что категория детей полиморфна и разнородна по составу. У многих уз них отмечается нарушение общей моторики, речевой негативизм, эмоционально – волевые нарушения, низкий уровень развития предметно – практической деятельности – все эти особенности необходимо учитывать при выборе средств, для решения той или иной коррекционной задачи.
Ребёнку трудно, да и не нужно объяснять необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов педагога. Ему хочется играть, а задача педагога сделать эту игру не только интересной, но и полезной.
Универсальность игры,заключается в следующем:
1. для её проведения Вам не понадобятся сложные и дорогостоящие пособия.
2. Эта игра может проводиться как самостоятельное занятие, как часть занятия, а так же может быть использована на занятии в качестве динамической паузы.
3. Задачи, решаемые в ходе проведения игры, могут варьироваться в зависимости от изучаемой лексической темы и от уровня речевых возможностей детей на данный период обучения.
4. Игра может быть использована в работе с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Коррекционно – развивающая игра «Карусель»
Образовательные задачи: уточнять и расширять представления детей о предметах мебели. Обогащать активный словарь словами – признаками, упражнять в согласовании имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, общие двигательные навыки.
Коррекционные задачи: проводить коррекцию поведения в группе, устранять речевой негативизм, двигательные стереотипии.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к совместной деятельности, желание заниматься сообща.
Оборудование и материалы: набор предметных картинок по лексической теме «Мебель» (по количеству игроков, аудиозапись весёлой музыки (или бубен).
Ход игры.
Картинки, с изображением предметов мебели (по количеству игроков) расположены по кругу на полу. Дети произвольно выбирают картинку и встают возле неё. Педагог договаривается с детьми о том, что пока звучит музыка, они бегут по кругу друг за другом или взявшись за руки. Как только музыка прекращается, они останавливаются напротив близлежащей картинки.
Педагог даёт инструкцию: «Произнеси название картинки». Дети по очереди отвечают.
Например: «Это стул (ответ первого ребёнка). Это стол (отвечает следующий)» и т. д.
Далее опять звучит музыка. Дети «прокатились» несколько кругов на «карусели» и остановились, после того как музыка перестала звучать. Игра продолжается.
Педагог задаёт вопрос, на который каждый ребёнок должен ответить, правильно подобрав слово – признак к своему слову –предмету:
«Стул (стол, диван, шкаф) какой?». Следуют ответы детей.
После очередного движения по кругу под музыку педагог может предложить детям следующий вариант.
Педагог просит детей «спрятать» картинки (перевернуть их изображением вниз)и ответить на вопрос: «Чего нет?».
Отвечая на вопрос педагога, дети осваивают навык словоизменения (употребление имени существительного в единственном числе, в родительном падеже).
Аналогичным образом могут быть отработаны многие лексические темы,а так же усвоены следующие понятия и категории: «Величина», «Форма», «Цвет», «Один – много».
Не имеет смысла далее продолжать список тем, так как любой педагог может выбрать эту игру как средство реализации собственных педагогических замыслов и в ходе её проведения решать свои конкретные коррекционно – образовательные задачи.
Несмотря на всю серьёзность задач, очень важно помнить, что интересная игра или удачно выбранный игровой приём могут сделать гораздо больше, нежели долгое, скучное объяснение.
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА» В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют.
Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда Всем известно, что большинство дошкольников, посещающих логопедические группы,.
Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Использование технологии «лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога Наталья Владимировна Пучкова, Ольга Валерьевна Тихонова,.
Программа «Продетей» в практике работы учителя-логопеда К практике применения методики игрового обучения твердым и мягким навыкам в феврале 2018 года присоединилась подготовительная логопедическая.
Презентация «Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта Современные образовательные технологии в работе.
Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.
Здоровьесберегающие технологии, работа учителя-логопеда, Су-Джок, биоэнергопластика 1 слайд Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. 2 слайд Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов,.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного,.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы.
Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях
Интеграция – объединение в целое каких либо частей.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.
Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.
Понятие “интеграция” появилось в Российской педагогике в 80-х г.г. прошлого столетия, это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.
Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.
Интегрированные курсы должны легко вписываться в предметную систему обучения и должны не нарушать традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.
Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.
При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.
Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.
Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.
Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.
Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.
Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.
Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.
Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.
Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.
Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.
Предлагаемые планы-конспекты занятий позволяют проследить интеграцию видов деятельности на логопедических занятиях.
Для проведения упражнений используем ёлочные игрушки.
“Пальчиковый бассейн”. Найти пальчиками и определить игрушки из Киндер-сюрпризов.
Назвать свою игрушку, вспомнить и прочитать соответствующее стихотворение из цикла “Игрушки”
Игра “Расставь Матрёшек по росту”.
“Узнай игрушку по звуку и расскажи”
Гремит погремушка, звенит колокольчик, стучит барабан, пищит резиновая игрушка и т.д.
Рассмотреть любимые игрушки, рассказать из какого материала они изготовлены.
Итог занятия.
Познавательная
Тема: “Временные представления”. Старшая группа для детей с ОНР. | |
Цели занятия: Обучение составлению предложений с опорой на модельное изображение. Развитие умения определять временную последовательность. Формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков. | |
План занятия: | Виды деятельности: |
Введение в тему. Загадка о днях недели. Что за птицы пролетают?
Назвать дни недели, объяснить, почему так называют. Игра “День за днём”. Дети называют дни недели по порядку, передавая по кругу игрушку – часы. Кто ошибся, выбывает из игры, победителю – приз. Что лишнее? Скажи и объясни.
Интегрированные занятия при организации логопедической помощиКонсультация для МО учителей логопедов Тема: «Интегрированные занятия при организации логопедической помощи» Солкина Вера Александровна Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать интегрированную форму проведения. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей. Интеграция – объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области, которые должны соответствовать основному требованию дошкольной и коррекционной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Одним из важных условий организации коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является комплексность воздействия на речь и личность ребёнка. Комплексный подход предполагает взаимодействие разных специалистов ДОУ: логопеда, воспитателя, психолога, дефектолога, музыкального руководителя и др. Интегрированные занятия в практической деятельности логопеда могут предусматривать сотрудничество педагогов ДОУ в рамках занятия, либо самостоятельное использование логопедом методов и приемов работы других специалистов. В рамках интегрированных занятий возможно и привлечение родителей воспитанников. В основном это реализуется на открытых занятиях. Совместные детско–родительские занятия вызывают у детей чувство гордости за своих родителей, желание показать свои умения. Дети и родители вместе учатся тому, что вызывает затруднения у родителей, например: правильно воспринимать звуковую схему слова, анализировать и синтезировать слова, предложения и т.д. Такая совместная деятельность способствует налаживанию тесных контактов учителя–логопеда с родителями. На интегрированном занятии возможно решать множество коррекционных и образовательно–воспитательных задач, задач по развитию двигательной активности, психических процессов, здоровьесберегающих задач. Проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки всех вовлеченных педагогов. Интеграция охватывает всю деятельность педагогов в логопедической группе. Работа педагогов коррекционных садов обычно планируется по лексическим темам. Лексическая тема в течение недели проходит через всю организованную педагогами деятельность и режимные моменты, это позволяет активизировать речевое развитие детей, способствует возникновению желания активно участвовать в общении и совместной деятельности. Интегрированные занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление, обобщение уже полученных. Целесообразность использования интегрированных занятий для детей с нарушениями речи обусловлено целым рядом причин: — интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Такой принцип способствует формированию целостной картины мира у детей в своем многообразии и единстве, в то же время способствует снятию утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности; — интегрированные занятия развивают потенциал детей, побуждают к активному познанию и осмыслению окружающей действительности, способствуют развитию логики, мышления. У детей появляется возможность реализовать свои творческие способности, коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия; — форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна,позволяет решать множество коррекционно–развивающих задач. Структура отличается четкостью, компактностью, большим объемом информативности. При этом чередование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности и результативности занятий. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Наконец, интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала. При этом занятие сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Интегрированные занятия более результативны, так как у учащихся отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые реализуются на занятиях, развиваются положительные качества личности. На интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки всего педагогического коллектива. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность. По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей. Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровье сберегающие задачи: — Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии. — Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка. — Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики. — Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку. Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов : 1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник). 2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др). Задачи первого типа интеграции: — Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка. — Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения. — Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками. — Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса. Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса. Модели интеграции могут быть следующие: 1. Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач. 2. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместного разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления. Рассмотрим возможные модели совместной работы разных специалистов. Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы: — несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития; — нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью; — речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля. Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем: — Развитие звуковой стороны речи. — Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. — Формирование связной речи. — Формирование полноценных учебных умений и навыков. Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем: — Развитие и коррекция высших психических функций. — Активизация познавательной деятельности. — Развитие эмоционально-волевой сферы. Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное: -планирование и проведение занятий; -составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; -совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности; -разработку рекомендаций для педагогов и родителей; -проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; -оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования. Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта. 2. Логопед – музыкальный руководитель При организации комплексной коррекционной работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи необходимо придерживаться принцип «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка с речевой патологией. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике. Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем: — Развитие лицевой и артикуляционной моторики. — Развитие звуковой стороны речи. — Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. — Развитие просодической стороны речи. — Формирование связной речи. Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи: — Развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи. — Формирование правильного дыхания. — Развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность. — Формирование навыка осознанного восприятия пространства. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику. Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач. Логопед работает с детьми начиная, как правило, с 5 лет. Однако, в современных условиях – это зачастую оказывается уже поздно. Большая группа детей более раннего возраста уже требует логопедического вмешательства. Интеграция в данном случае может выражаться в использовании музыкальным руководителем методических рекомендаций логопеда и приемов логопедической ритмики в работе с детьми 3-5 лет (второй тип интеграции). На занятиях, используя элементы логоритмики, музыкальный работник может решить такие специальные (логопедические) задачи: — Развитие пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи. — Формирование чувства темпа. — Развитие мышечного ощущения направления движения. — Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. — Формирование навыка осознанного восприятия пространства. — Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики. — Развитие ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение по их длительности. — Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения. Таким образом, на интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется развитие и коррекция речевой функциональной системы, слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии. 3. Логопед – воспитатель Наиболее тесно логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается. Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи: Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем: — Обогащение знаний и представлений об окружающем мире. — Формирование и развитие словарного запаса. — Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи. — Формирование познавательного интереса, любознательности. — Развитие связной речи. — Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти. — Формирование учебных знаний, умений и навыков. Работа логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи: — Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например: — Развитие грамматических категорий посредством решения математических задач; — Развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе; В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т.к. здесь задачи логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно. 4. Логопед – физинструктор Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они, как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению образовательных задач. Работа физкультурного работника в рамках интеграции может заключаться в следующем: — Развитие общей и мелкой моторики. — Развитие пространственных ориентировок. — Координации и ритмизации движений. — Снятие мышечного напряжения. Работа логопеда в рамках интеграции ставит перед собой такие задачи: — Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию. — Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за…). — Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать – семенить – нестись…; высоко – низко, далеко – близко, широкий – узкий и др.) Возможно, интеграция учитель-логопед в общеобразовательной (коррекционной) школе не самая продуктивная и удобная форма обучения. Однако, несомненно, учитель обязан развивать речь детей. Интеграция в данном случае будет выражаться в использовании учителем методических рекомендаций логопеда. Наиболее целесообразно применять их на уроке русского языка, чтения и ознакомления с окружающим миром. Необходимым условием должно быть соответствие подобранного речевого материала изучаемой теме, речевым возможностям детей и, конечно же, материал должен представлять собой познавательную ценность. В каждом из изучаемых разделов учитель должен следить за тем, чтобы совершенствовался лексико-грамматический строй речи детей, чтобы на всех этапах занятия развивалась связная речь учащихся, а предлагаемый материал активизировал их мыслительную деятельность, чтобы предлагаемые задания служили реализации задач, соответственно программе. Следовательно, учитель, руководствуясь рекомендациями логопеда, на уроках может решить следующие задачи: — Обогащение, расширение и уточнение словарного запаса именами существительными, глаголами, прилагательными на материале предложений и текстов. — Включение имен существительных, прилагательных, глаголов в различных грамматических формах в предложения и за счет этого создание конструкций различной сложности. — Восстановление текстов путем включения имен существительных, прилагательных, глаголов. — Развитие умений выделять и затем использовать повторы, выраженные существительными, для связи смежных предложений, умений заменять имя существительное личным местоимением в смежных предложениях с целью обеспечения связности текста. Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей. 1. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4 2. Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8. 3.Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008. 4.Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
|