Что такое интегрированное занятие в детском саду
Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»
Марина Мальцева
Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»
Интегрированные и комплексные занятия
в детском саду. (сходство и отличие)
выступление на РМО №3 старших воспитателей
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно.Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.
Интегрированные и комплексные занятия: общие черты
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга
Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.
Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем.Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой,но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п.
По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятииможно предложить такие задания:
— беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками,на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);
— составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
— дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
— решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и т. п.);
— конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
— доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий
Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.
При подготовке интегрированного и комплексного занятийнеобходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :
— выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
— выявить связи между подобными элементами знаний;
— изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
— учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
— планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
— смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
— выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).
Слайд 6 Педагогические возможности
формирование в единстве знаний и умений;
• повышение интереса к учению;
• снятие напряженности, страха, неуверенности.
Сдайд 7 Требования к структуре занятий
Слайд 8 темы интегрированных занятий
2. Обобщенные понятия,в состав каких входит определенная система объектов:
(лес: совокупность животных, растений, отдых;
море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальная карта структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство)
Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).
Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды
Примеры тем интегрированных занятийдля проведения с детьми:
>»Вода источник жизни»
Несколько интегрированных занятийс ориентировочным содержанием:
Познавательная деятельность анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга, группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы, физическая деятельность подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п., художественная деятельность аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).
Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое, анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки», создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор», рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).
Сдайд 9 Преимущества
• способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
• основываются на нахождении новых связей между фактами;
• эмоционально развивают детей.
Слайд 10 Трудности проведения
• сложность отбора материала;
• подробное структурирование занятия;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
ст. воспитатель МДОУ детский сад «Светлячок» МальцеваМ. Б
Организация и проведение интегрированных занятий в детском саду Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) программа должна строиться на основе.
Педагогическая интеграция Семинар: «Педагогическая интеграция». Цель: Разностороннее планирование тематического и интегрированного занятия. Вопрос: «В чём заключается.
Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей
Лена Рафалович
Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей
Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.
Что значит «интегрированное занятие»?
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы.
Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:
• формирование целостного восприятия окружающего мира;
• развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
• приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
• развитие творческих способностей.
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Наряду с интегрированными занятиями педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности. Но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления. Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.
Интегрированные занятия как одна из форм совместной деятельности педагога и воспитанников позволяют одновременно решать задачи нескольких образовательных областей. (Приложение 1)
Интегрированные занятия, как правило, имеют несколько целей. Главная, доминирующая цель относится к основному виду деятельности, которому посвящается занятие, а остальные – второстепенные. Так, интегрированные занятия по развитию речи могут быть направлены на освоение детьми умений составлять рассказ по картине, а дополнительно осуществлять знакомство с родной природой; совершенствовать навыки аппликации с использованием осенних листьев; отрабатывать движения в беге и ходьбе при проведении физкультминутки.
Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к], отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками, в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).
Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:
1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников
2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:
• лес: совокупность животных, растений, отдых;
• море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
• магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
• строительство: рабочие, машины, оборудование;
• класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
• хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
• парк: дизайн, развлечения, растения;
• музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т. д.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения.
Методика подготовки интегрированного занятия
• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
• Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
• Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
• Продумать развивающие задачи.
• Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).
• Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
• Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)
• Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».
Приложение 1.
Пример: на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.
По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:
• беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);
• составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
• выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);
• дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
• решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п. т.)
• конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
• доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта. Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:
1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)
3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.
4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.
Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей Консультация для родителей. «Бумагопластика как эффективное средство развития творческих способностей детей». Бумага – один из самых технологичных,.
Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П.
Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей 4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. » Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.
Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей Методическая разработка. Автор: Ковылина Марина Анатольевна, воспитатель МДОУ «Мало – Шелемишевский детский сад» Эта методическая разработка.
Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.
Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)
Ирина Колмакова
Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)
Технология интегрированного занятия в ДОУ
(методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)
Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия», 2015-2016 учебный год, г. Москва
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Актуальность в использовании интегрированных занятийобъясняется целым рядом причин:
— мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на части;
— использование интегрированного подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, речи;
— форма проведения интегрированного занятия нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, снижается утомляемость, повышается познавательный интерес;
— интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
— за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями.
— интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Теоретические основы интеграции содержания дошкольного образования
Физиологические основы интеграции: Разработанная И. П. Павловым и И. М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В. М. Бехтерева, П. Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М. В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д., включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.).
Идея интеграции берет свое начало в трудах великого диктата Я. А. Коменского,утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и целым. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:
Комбинированное – это сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Интегрированные занятия в ДОУ
Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы.
Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии:
— Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
— Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
— Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Структура интегрированных занятий также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования.
Требования к структуре интегрированного занятия:
— четкость, компактность, сжатость учебного материала;
— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
— систематичность и доступность изложения материала;
— необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура интегрированного занятия:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например,задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие и творческой активности ребенка.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:
— содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
— предметов образовательного цикла между собой;
— деятельности двух и более педагогов и др.
Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри-, так и межпредметной,посредством:
— интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
— методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
— теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.
Исходя из этого, можно дать характеристику интегрированного занятия:
— является одним из направлений межпредметной интеграции;
— имеет среднюю степень интеграции;
— структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;
— форма имеет смешанную структуру;
— предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
Педагогические возможности интегрированного занятия:
— формирование в единстве знаний и умений;
— повышение интереса к учению;
— снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированного занятия заключаются в том,что оно:
— способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычное занятие, способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку;
— углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
— основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
— эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия:
— все занятие подчинено авторскому замыслу;
— занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
— отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
— цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать интегрированное занятие как научно-деловое построение,в котором важны:
— комплекс знаний и умений и свободное оперированное ими;
— соотношение изученного и изучаемого;
— соединение отдельных зачетов в один общий.
При организации и проведении интегрированного занятия возникают определенные трудности. К трудностям проведения интегрированного занятия относятся:
— сложность отбора учебного материала;
— подробное структурирование занятия;
— проблема личной совместимости педагогов;
— общий подход к оценке знаний и умений детей;
— согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Методика подготовки и проведения интегрированного занятия
Рекомендации при подготовке интегрированных занятий
Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует:
— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;
— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;
— продумать развивающие задачи;
— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);
— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);
— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);
— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
При планировании и организации интегрированных занятийпедагогу важно учитывать следующие условия:
— обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
— в интегрированном занятии объединяются блоки различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
— при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
— при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
— интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия;
— при планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;
— необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
— на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Работа по созданию системы интегрированных занятий
Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.
Этапы создания системы интегрированных занятий:
— Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.
— Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.
— Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей.
— Планирование тематики и развернутых планов занятий.
Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.
Отбор компонентов интеграции
В интегрированном занятиимогут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятийдают следующие сочетания образовательных областей:
— музыка + познание (математика);
— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;
— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
— познание (математика) + изобразительная деятельность;
— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;
— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).
Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы.
Формы проведения интегрированных занятий
• занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис-пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
• занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П. И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;
• занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;
• занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»
• занятие-праздник
• занятие- проект
Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки. Профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверят). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется перед ними как личность многогранная и увлеченная.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Задача педагога при проведении интегрированного занятия:
все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)
• Не упускать познавательную линию
весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,
• Стимулировать детскую активность
методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры
• Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности
• Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей
подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.
Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.
Требования к организации интегрированного занятия:
—педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;
— место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН к работе с детьми дошкольного возраста;
— проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам
— связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т. к., создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия
— качество занятий по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;
— умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
— отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Специфика анализа по С. В.Кульневичу:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
3. Направление в объем интегрируемых разделов,в чем он выражается:
— в создании нового раздела (программы);
— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
— единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?
7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).
8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).
9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.
10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.
Однако следует учитывать, что ни одна интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.
Конспект занятия педагога-психолога для специалистов и воспитателей ДОУ — Психологическая квест-игра «Погружение в детство». Психологическая квест-игра «Погружение в детство» для воспитателей и специалистов. Цель: осознание своих внутренних состояний; воссоединение.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.
Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения. ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ 1. День знаний 4 2. Осень 6 3. Мой город, моя страна 4 4. День народного единства 8 5. Новый год 12 6. Зима 8 7. День защитника.
Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.
Методические рекомендации планирования в ДОУ на современном этапе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».
Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель.
Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.
Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.